Редактирование: Синдром Настеньки
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{noirl}} | {{noirl}} | ||
{{Вкусовщина}} | {{Вкусовщина}} | ||
Строка 5: | Строка 4: | ||
Героиня не получила награды или её награда — чёрт-те что, и это подаётся как хэппи-энд для неё самой? Это и есть сабж.}} | Героиня не получила награды или её награда — чёрт-те что, и это подаётся как хэппи-энд для неё самой? Это и есть сабж.}} | ||
{{Q|…почему все сказки заканчиваются на том, что дочь графа выходит замуж? Вам это никогда не казалось несколько пугающим? Я хочу сказать, вам доводилось когда-нибудь читать народную сказку, где матери принцесс делают что-нибудь иное, кроме как умирают молодыми? Я так и не смогла понять, это предупреждение или инструкция.|Л. М. Буджолд, «[[Vorkosigan Saga|Гражданская кампания]]»}} | {{Q|…почему все сказки заканчиваются на том, что дочь графа выходит замуж? Вам это никогда не казалось несколько пугающим? Я хочу сказать, вам доводилось когда-нибудь читать народную сказку, где матери принцесс делают что-нибудь иное, кроме как умирают молодыми? Я так и не смогла понять, это предупреждение или инструкция.|Л. М. Буджолд, «[[Vorkosigan Saga|Гражданская кампания]]»}} | ||
Автор написал хорошего проработанного персонажа, чаще всего — [[Сильный женский персонаж|женского]]. Он очень старался. Он даже счастливо избежал [[синдром Тринити|синдрома Тринити]] — у персонажа годная сюжетная арка, и, возможно, даже роль [[протагонист]]а(ки). | |||
Но вот беда: под конец персонаж никак не авторизует свой результат. Награда достаётся другим, или на ней не акцентируется внимание, как будто так и надо было. Возможно, и сама героиня кому-то достаётся в качестве награды. И порой даже дополнительно озвучивается, что «лучший мой подарочек — это ты». То есть героиню превращают из активного субъекта в объект, приложение к другим персонажам. Характерно, что с мужскими персонажами объективации не происходит: если герой женится на принцессе, объект — принцесса, а не герой. А если и происходит, то в самой крайней форме: героя убивают, а не выдают в качестве приза. | |||
[[ | Причина? Убеждённость авторов былых времён в том, что если мужские усилия не вознаграждаются — это чудовищная несправедливость, а если не вознаграждаются женские, то это… ну, просто семейная жизнь, где никто не платит зарплату за стирку белья и рождение детей (которое в старые времена могли закончиться [[Смерть от родов|не менее фатально]], чем битвы и прочие подвиги). | ||
Эту убеждённость часто наследуют и авторы нынешних времён (которые читают авторов былых времён и вдохновляются ими). Поэтому, хотя троп не является гендерно специфическим, на 9/10 под него подпадают именно женские персонажи, а у мужских [[с прикрученным фитильком|прикручен фитилёк]]. Более того, если под троп подпадает мужской персонаж, то это зачастую сознательное решение автора, решившего показать всю трагичную жестокость мира, а вот с женским получается как бы само собой, даже когда хотят сделать хэппи-энд, и автору даже в голову не приходит, что что-то не так. Просто по инерции. | |||
Итак, три главных признака «Синдрома Настеньки»: | |||
* Персонаж обладает силой. | |||
* Персонаж не использует её для себя, зато для других — вплоть до самопожертвования. | |||
* Персонаж в конце не получает никакой награды, а если и получает — то какую-то стрёмную (вроде замужества с откровенным [[козёл|козлом]]). | |||
Ярчайший пример — Настенька из фильма «[[Морозко]]», ставшая тропнеймером: девушка, которая, обладая большой силой и достоинствами, не имеет никаких собственных интересов и заботится исключительно о других, даже если эти другие крайне скверно с ней обращаются. При этом за хороший конец и лучшую награду для Настеньки прокатит свадьба с парнем, который ещё недавно за своё хамство и жестокость отбывал срок в качестве медведя. | |||
Иногда этим синдромом страдают [[Мессианский архетип|Мессианские архетипы]]. Разница в том, что Мессианскому архетипу в принципе не зазорно искать и получать награду. | |||
[[ | |||
Следует отметить, что «сильный герой, творящий добро, но не требующий награды» [[Старше, чем грязь|старше, чем грязь]]. [[Странствующий рыцарь]] побеждает дракона, но не берёт его золота. Народный герой изводит чёрта или ведьму — но раздаёт клад нищим. Святой отказывается вообще от всякой прижизненной награды, и заботится только о других. [[Ментор]] зачастую находит, за свой счёт обучает героя, помогает ему — и хорошо, если не [[Профессиональный риск ментора|гибнет в середине]]. Волшебному помощнику вовсе никто никогда не платит за услуги. Тем не менее, все эти варианты традиционно прекрасно играются с персонажами-мужчинами, и [[Гендерная инверсия|гендерная инверсия]] не делает их хуже и не подводит под троп. | |||
Также не стоит забывать о том, что «авторизуемый результат» сильно зависит как [[Изменившаяся мораль|от морали, которой придерживалось общество автора]], так и от [[Сеттинг|сеттинга]] произведения. Для верующего автора из верующей страны «герой прожил жизнь по канонам веры и заслужил хорошее посмертие» — вполне себе «авторизуемый результат», намного более ценный, чем выданный лично в руки мешок денег или большой чин. Для героя в клановом сеттинге поднять престиж своей семьи, даже не получив ничего лично — вполне себе награда. В таких случаях получается не троп «герой не получил результата», а скорее «герой не получил результата, который был бы близок современному читателю в современных условиях». | |||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 100: | Строка 75: | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* [[Mulan: Rise of a Warrior]] — [[аверсия]]: Мулан дослужилась до генерала и удостоилась многих почестей, а влюбленный в неё принц… должен жениться на дочери хана кочевников, чтобы закрепить их союз с Китаем.<ref>Как в анекдоте. «Она просила, чтобы я обращался с ней, как с принцессой. Ну я и выдал её замуж за толстого, старого урода чтобы укрепить наш союз со Священной Римской Империей! А она обиделась…»</ref> | * [[Mulan: Rise of a Warrior]] — [[аверсия]]: Мулан дослужилась до генерала и удостоилась многих почестей, а влюбленный в неё принц… должен жениться на дочери хана кочевников, чтобы закрепить их союз с Китаем.<ref>Как в анекдоте. «Она просила, чтобы я обращался с ней, как с принцессой. Ну я и выдал её замуж за толстого, старого урода чтобы укрепить наш союз со Священной Римской Империей! А она обиделась…»</ref> | ||
* [[Star Wars]] — по итогам новой трилогии под троп стала подпадать Лея. Собственно, и в классической трилогии она без-пяти-минут под неё подпадала, но в новой трилогии её достижения, достигнутые ценой немалых усилий и жертв, вообще обнулились. Даже Хан Соло оказался фиговым мужем и отцом. Братишка тоже подкачал, профакапив воспитание Бена Соло. Новая Республика рухнула. Новое Сопротивление разбито. Вот и сражайся после этого за демократию в Галактике. | * [[Star Wars]] — по итогам новой трилогии под троп стала подпадать Лея. Собственно, и в классической трилогии она без-пяти-минут под неё подпадала, но в новой трилогии её достижения, достигнутые ценой немалых усилий и жертв, вообще обнулились. Даже Хан Соло оказался фиговым мужем и отцом. Братишка тоже подкачал, профакапив воспитание Бена Соло. Новая Республика рухнула. Новое Сопротивление разбито. Вот и сражайся после этого за демократию в Галактике. | ||
** Собственно, судьба всех трёх ключевых персонажей старой трилогии может быть интерпретирована таким образом. А может — как заслуженный итог их собственного раздолбайства. Потому что если Люк «профакапил» джедайство, а Соло «профакапил» генеральство, то Лея то же самое сделала в своей сфере деятельности — политической. По сути, Первый Орден — совместное творение всех троих… ну, не считая {{spoiler|Гад за Гадом|Дарта Сидиуса}}, которому досталась «[[Ай, молодца!|великолепно подготовленная почва]]». | ** Собственно, судьба всех трёх ключевых персонажей старой трилогии может быть интерпретирована таким образом. А может — как заслуженный итог их собственного раздолбайства. Потому что если Люк «профакапил» джедайство, а Соло «профакапил» генеральство, то Лея то же самое сделала в своей сфере деятельности — политической. По сути, Первый Орден — совместное творение всех троих… ну, не считая {{spoiler|Гад за Гадом|Дарта Сидиуса}}, которому досталась «[[Ай, молодца!|великолепно подготовленная почва]]». | ||
** В последнем фильме педаль уходит в пол: вся её сюжетная роль сведена к роли жертвенной матери. Да и Рей осталась у разбитого корыта… то есть, пардон, сменила одиночество и нищету на пустынной планете на одиночество и нищету (разве что теперь с джедайскими способностями) на ''другой'' пустынной планете. | ** В последнем фильме педаль уходит в пол: вся её сюжетная роль сведена к роли жертвенной матери. Да и Рей осталась у разбитого корыта… то есть, пардон, сменила одиночество и нищету на пустынной планете на одиночество и нищету (разве что теперь с джедайскими способностями) на ''другой'' пустынной планете. | ||
* По итогам [[Avengers: Endgame]] — Пегги Картер. Она и так | * По итогам [[Avengers: Endgame]] — Пегги Картер. Она и так страдала [[синдром Тринити|синдромом Тринити]] в «[[Captain America Trilogy|Первом мстителе]]», потом это починили в сериале «Агент Картер», где у нее были свои подвиги и своя жизнь, муж и дети, она сделала блестящую карьеру в «Щите», и тут трах-бах, назад в стойло за белым заборчиком, Стив так захотел! | ||
** Наташа Романова! Даже в сольнике ее высшая награда — то, что ее «сестры», другие «чёрные вдовы», получили свободу. | ** Наташа Романова! Даже в сольнике ее высшая награда — то, что ее «сестры», другие «чёрные вдовы», получили свободу. | ||
=== [[Телесериал]]ы === | === [[Телесериал]]ы === | ||
* | * [[Angel]] — Корделия Чейз. Прокачалась от школьной красотки до медиума-воина, постоянно была рядом с Ангелом и помогала ему… пока не стала жертвой промывки мозгов со стороны высших сил и не превратилась в овощ, родив Жасмин. В пятом сезоне пришла в себя, чтобы наставить Ангела на путь истинный… и умереть уже окончательно. | ||
* «Бедная Настя» же! Главная героиня — талантливая певица и актриса, впоследствии даже учительница детей императора Николая I, после всех сюжетных перипетий выходит замуж за Владимира Корфа и шустро возвращается с ним в родное имение. Притом что Владимир — тот ещё мерзавчик и одно время жестоко над ней издевался. В книжном продолжении историю «поправили» — там Анна всё-таки выступает на сцене, и блестяще. | * «Бедная Настя» же! Главная героиня — талантливая певица и актриса, впоследствии даже учительница детей императора Николая I, после всех сюжетных перипетий выходит замуж за Владимира Корфа и шустро возвращается с ним в родное имение. Притом что Владимир — тот ещё мерзавчик и одно время жестоко над ней издевался. В книжном продолжении историю «поправили» — там Анна всё-таки выступает на сцене, и блестяще. | ||
* «Не родись красивой» — Катя Пушкарева. Умная девушка, практически гений бизнеса, в конце сериала выходит замуж за своего начальника. Конечно, она любила его практически с первой серии, но прямо скажем, Андрей <s>Падлыч</s> Палыч неоднократно поступал с ней весьма подло, да и характером не вышел. Многие зрительницы возмущались: кулинар Миша ведь намного лучше! | |||
* «Крем» — Лиза Чайкина, аналогично предыдущему примеру. Добилась серьёзных успехов в науке, был у неё чудесный воздыхатель Сергей Коловорот… А она в итоге вышла замуж за своего давнего возлюбленного Руслана Булавина, который долгое время отличался высокомерием и почти весь сериал любил не Лизу, а её красивое альтер-эго Клару. | * «Крем» — Лиза Чайкина, аналогично предыдущему примеру. Добилась серьёзных успехов в науке, был у неё чудесный воздыхатель Сергей Коловорот… А она в итоге вышла замуж за своего давнего возлюбленного Руслана Булавина, который долгое время отличался высокомерием и почти весь сериал любил не Лизу, а её красивое альтер-эго Клару. | ||
** Хотя, тут с какой сторы посмотреть. По правде говоря, Лиза сама по себе персонаж, мягко скажем, [[Получился мерзавец|малоприятный]]. Несмотря на развитость в науке, девушка большинство проблем создавала сама себе [[Умный — не значит мудрый|своей жизненной тупостью]]. На тех, кто желает ей добра, она чхать хотела, а из Сергея вообще верёвки вила. Так что такой хэппи-энд Чайкина вполне себе заслужила. | ** Хотя, тут с какой сторы посмотреть. По правде говоря, Лиза сама по себе персонаж, мягко скажем, [[Получился мерзавец|малоприятный]]. Несмотря на развитость в науке, девушка большинство проблем создавала сама себе [[Умный — не значит мудрый|своей жизненной тупостью]]. На тех, кто желает ей добра, она чхать хотела, а из Сергея вообще верёвки вила. Так что такой хэппи-энд Чайкина вполне себе заслужила. | ||
Строка 120: | Строка 93: | ||
* [[Mulan]] — молодец, героиня, ты спасла страну! Ну вот, теперь можно отказаться от всех наград, вернуться в родной городок и замуж выйти. За парня, который [[Что за фигня, автор?|бросил тебя раненую замерзать на перевале]]. Тут, вероятно, попытка одновременно отдать дань оригинальной китайской легенде и в то же время наградить героиню хоть чем-нибудь, но награда выходит сомнительная. | * [[Mulan]] — молодец, героиня, ты спасла страну! Ну вот, теперь можно отказаться от всех наград, вернуться в родной городок и замуж выйти. За парня, который [[Что за фигня, автор?|бросил тебя раненую замерзать на перевале]]. Тут, вероятно, попытка одновременно отдать дань оригинальной китайской легенде и в то же время наградить героиню хоть чем-нибудь, но награда выходит сомнительная. | ||
** Где там дань оригинальной китайской легенде? В оригинальной поэме она как раз не выходит ни за кого и становится генералом. | ** Где там дань оригинальной китайской легенде? В оригинальной поэме она как раз не выходит ни за кого и становится генералом. | ||
** Справедливости ради, она вышла замуж в сиквеле, а диснеевские сиквелы… скажем так, не отличаются качеством по сравнению с оригинальными мультфильмами. В оригинальном мультфильме намёк на любовную линию только наклёвывается в самом финале, и то не совсем однозначно. | ** Справедливости ради, она вышла замуж в сиквеле, а диснеевские сиквелы… скажем так, не отличаются качеством по сравнению с оригинальными мультфильмами. В оригинальном мультфильме намёк на любовную линию только наклёвывается в самом финале, и то не совсем однозначно. | ||
* [[Мегамозг]] — субверсия, ибо Мачо Мэн, спаситель Метро-сити, мечтавший о простой жизни, таки добился своего, инсценировав смерть. | * [[Мегамозг]] — субверсия, ибо Мачо Мэн, спаситель Метро-сити, мечтавший о простой жизни, таки добился своего, инсценировав смерть. | ||
Строка 131: | Строка 103: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Metal Gear Solid 3 — Босс. При том, что это общепризнанно отлично выписанный [[сильный женский персонаж]], личные интересы у неё отсутствуют как класс: Босс всю свою жизнь кладёт на алтарь служения Родине. Ради Родины она отдаёт своего возлюбленного, своего сына, способность иметь других детей, жизнь и даже посмертную репутацию. Педаль в пол: на её могиле даже имени нет, только даты и надпись «Памяти патриота, спасшего мир». А правду о ней и её подвиге знают только два человека. | * Metal Gear Solid 3 — Босс. При том, что это общепризнанно отлично выписанный [[сильный женский персонаж]], личные интересы у неё отсутствуют как класс: Босс всю свою жизнь кладёт на алтарь служения Родине. Ради Родины она отдаёт своего возлюбленного, своего сына, способность иметь других детей, жизнь и даже посмертную репутацию. Педаль в пол: на её могиле даже имени нет, только даты и надпись «Памяти патриота, спасшего мир». А правду о ней и её подвиге знают только два человека. | ||
* [[Dark Souls]] — память о первом Повелителе Пепла Гвине сохранилась до самого конца мира, а вот от второго не осталось ни имени, ни даже погребения — его пеплом прокачивает свою флягу с эстусом герой второй части. | * [[Dark Souls]] — память о первом Повелителе Пепла Гвине сохранилась до самого конца мира, а вот от второго не осталось ни имени, ни даже погребения — его пеплом прокачивает свою флягу с эстусом герой второй части. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references /> | |||
{{Nav/Gender}} | {{Nav/Gender}} |