Редактирование: Синдром Савицкого
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Представьте такую ситуацию, есть некий автор который пишет ура-патриотическое чтиво, что-то восхваляющее его любимую религию, идеологию, личность…В общем нечто восхваляющее, и часто радикальное до карикатурности. | |||
И внезапно автор начинает активно критиковать то что восхвалял, чаще всего из-за недостаточной радикальности, реже смена взглядов на противоположные. | |||
Именно это явление можно назвать синдромом Савицкого, т. е резкое отрицательное изменение отношения к тому что раньше ты восхвалял. Притом автор обычно не перестает быть упоротым ура-патриотом. Просто объект прежнего восхищения начинает недостаточно соответствовать его высоким требованиям. | |||
Чаще всего встречается в известных книжных сериях, реже в музыкальных альбомах, которые приобрели известность именно за счет запредельной(ну или умеренной но явной) заангажированности к какой то стороне, идущем красной линией через всю серию. | |||
Основной причиной можно назвать резкое расхождение объекта восхваления и того его образа, что были созданы в прошлых работах. Во-первых, страна, ставящая весь мир в какую хочешь позу и ведущая победоносные войны каждый год — это по многим причинам, таким как экономика и геополитика, не так здорово, как может показаться, и в реальной политике мало встречается. Оттого реальная страна начинает казаться серой и убогой, почти оскорбительной пародией на созданный в сознании «Савицкого» образ. Ну и вообще, скорее всего, это потому, что она не последовала всем мудрым рекомендациям великого пейсателя. А значит, это потому, что на самом деле ее захватили предатели и вражеские агенты, наверное! | |||
Синдром бурным цветом расцвел в российской литературе в 2010—2014 годах, после того, как войны в Южной Осетии не перешла в священную войну против Б-г-мерзкого Запада, и особенно после «слива» Ливии, когда пошло особенно много всего «пугающе реалистичного» про будущую задницу от Китая или НАТО. В американской начал проклевываться в конце 90-х, когда американцам вдруг стало не с кем играть в войнушки, от чего начались попытки искать врага внутри, появились темы плохого правительства и прочего разного, а также в конце 2000-х, после того, как заряд ура-патриотизма от нового Священного похода против мирового терроризма завяз в проблемах, порожденных войной в Ираке, в том числе внутренних социальных. | |||
Синдром бурным цветом расцвел в российской литературе в | |||
Субверсия, если изменение происходит относительно плавно. | Субверсия, если изменение происходит относительно плавно. | ||
Строка 16: | Строка 14: | ||
Зигзаг, если не до конца понятно, это художественный стиль автора, или изменившиеся убеждения. | Зигзаг, если не до конца понятно, это художественный стиль автора, или изменившиеся убеждения. | ||
Частный случай | Частный случай тропа [[Уже не торт]]. | ||
== Где встречается == | == Где встречается == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* | * Тропнеймер Георгий Савицкий. От ура-патриотизма, крейсера «Варяг» и Александра Невского, кто к нам с чем зачем, тот от того и того — до москвичей, радующихся параду американских войск на Красной площади потому, что первый «Макдональдс» открыли еще в 1989. | ||
** Притом, что характерно, автор, как следует из определения тропа, не перестает быть упоротым ура-патриотом. | |||
** Притом, что характерно, автор, как следует из определения тропа, не перестает быть | * Максим Калашников — почти еще один кодификатор тропа (впрочем, для Савицкого он объект восхищения и подражания). Сначала горевал по утраченному величию и восхвалял его, потом придумал миф о том, что американцы все закидают супер-«Томагавками», а потом и вовсе перешел на статейки про показательные разгромы американцами путинских макак. Что самое смешное — именно когда это утраченное величие начало хоть немного, хоть сикось-накось, но восстанавливаться. | ||
** Впрочем, никакого противоречия здесь нет, так как основная мысль, красной нитью проходившей через его главные книги, было то, что Горбачев и ВСЕ правившие президенты постсоветской России прямо или косвенно контролировались американцами. Когда власть начала в открытую продвигать антиамериканские настроения, то она, сама того не желая, похоронила былую популярность Калашникова. Кстати, продвигать антиамериканские настроения - не означает реально наращивать военную мощь. | |||
* Можно упомянуть и его примерного американского аналога [[Вселенная Дэйла Брауна|Дейла Брауна]]. Впрочем, США и их население он не хаял никогда, в отличие от, а только отдельных президентов, пошедших на Предательство Своего Долга Лидера Свободного Мира (то есть переставших лезть с банхаммером американской военной мощи в любой срач на планете) | |||
* Максим Калашников | |||
** Впрочем, никакого противоречия здесь нет, так как | |||
* Можно упомянуть и его примерного американского аналога [[Вселенная Дэйла Брауна|Дейла Брауна]]. Впрочем, США и их население он не хаял никогда, в отличие от | |||
* Автор плохих агитационных стихов Демьян Бедный почти всю карьеру боролся с «великорусским шовинизмом» за новую пролетарскую культуру и щедро поливал грязью в том числе и русский фольклор. В 1936 он поставил комическую оперу «Богатыри»… Но партия решила повернуться «к лучшим образцам прошлого», и незадачливого Демьяна стали поливать грязью во всех газетах и отобрали партбилет. Демьян тут же перековался в великодержавно-сознательного поэта, начал восхвалять героическое прошлое. Но привилегий Бедняге так и не вернули. | * Автор плохих агитационных стихов Демьян Бедный почти всю карьеру боролся с «великорусским шовинизмом» за новую пролетарскую культуру и щедро поливал грязью в том числе и русский фольклор. В 1936 он поставил комическую оперу «Богатыри»… Но партия решила повернуться «к лучшим образцам прошлого», и незадачливого Демьяна стали поливать грязью во всех газетах и отобрали партбилет. Демьян тут же перековался в великодержавно-сознательного поэта, начал восхвалять героическое прошлое. Но привилегий Бедняге так и не вернули. | ||
* Зигзаг с Юрием Никитиным, который так многократно в своих произведениях метался между ура-патриотизмом, подражанием США, и «третьим | * Зигзаг с Юрием Никитиным, который так многократно в своих произведениях метался между ура-патриотизмом, подражанием США, и «третьим путем», одновременной приязнью и неприязнью в разных произведениях к язычеству, христианству и исламу, что есть подозрение, будто это не его взгляды менялись, а художественный стиль. | ||
* Влад Савин, «Морской Волк» — курс подводной лодки «Воронеж» менялся дважды — от ура-патриотизма к «всё пропало» (с 2011), и снова к ура-патриотизму (с 2014) | * Влад Савин, «Морской Волк» — курс подводной лодки «Воронеж» менялся дважды — от ура-патриотизма к «всё пропало» (с 2011), и снова к ура-патриотизму (с 2014) | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* Известный музыкант Игорь Тальков, начинавший со стихов про коммунизм, но в какой | * Известный рок-музыкант Игорь Тальков, начинавший со стихов про коммунизм, но в какой то момент резко перешедший к восхвалению белогвардейцев и неприязни к Союзу. | ||
* Константин Кинчев. С фитильком, но всё-таки. | |||
* Константин Кинчев | * [[Аверсия]] Егор Летов. Всю жизнь оставался левым романтиком 20-х годов, в духе обожаемых им Андрея Платонова или футуристов. Поэтому в 1980-е обличал тоталитаризм и брежневский застой, а в середину 90-х ездил с турами в поддержку Зюганова и приветствовал Лукашенко. В конце концов буржуазная республика так же неприятна настоящему левому, как и казарменный коммунизм. | ||
* [[Аверсия]] | |||
{{stub}} | |||
{{ | |||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} |