Редактирование: Слить моральную дилемму

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{q|Вы читали множество историй, в которых есть две стороны с различными моралями, но где нет такой вещи, как моральный конфликт. Почти всегда ясно, что автор думает о том, на какой стороне вы должны быть. «Властелин колец» не спрашивает, мог бы Саруман в итоге развить промышленность. «Атлант расправил плечи» не приглашает вас задуматься вместе с автором, является ли капитализм хорошей идеей или был ли путь Джона Галта единственно правильным; вместо этого каждый, кто идет возражать против капитализма, был изображен как слабый, презренный человек со склонностью к криминалу.|[[HPMOR|Э. Юдковский, «Краткое руководство по умным персонажам»]]}}
{{q|Вы читали множество историй, в которых есть две стороны с различными моралями, но где нет такой вещи, как моральный конфликт. Почти всегда ясно, что автор думает о том, на какой стороне вы должны быть. «Властелин колец» не спрашивает, мог бы Саруман в итоге развить промышленность. «Атлант расправил плечи» не приглашает вас задуматься вместе с автором, является ли капитализм хорошей идеей или был ли путь Джона Галта единственно правильным; вместо этого каждый, кто идет возражать против капитализма, был изображен как слабый, презренный человек со склонностью к криминалу.|[[HPMOR|Э. Юдковский, «Краткое руководство по умным персонажам»]]}}


Представьте себе сюжет, в котором перед героем встаёт [[моральный выбор]]. Да чего уж там, настоящий [[садистский выбор]]. Стать [[Диссидент-перебежчик|диссидентом-перебежчиком]] и совершить предательство ради идеи, или сохранять [[верность до конца]] и быть [[Злодей по должности|злодеем по должности]]? [[Некроромантика|Воскресить мёртвую возлюбленную]] с помощью [[Чернокнижие|чернокнижия]], поставив себя и её по ту сторону закона и морали, или оставить её в могиле? Встать на сторону [[Тоталитарный миротворец|тоталитарного миротворца]] и продлить агонию прогнившей, коррумпированной и авторитарной, но стабильной и относительно комфортной [[Умирающая империя|умирающей империи]] на неопределённое число десятков лет, или поддержать [[Благонамеренный экстремист|благонамеренного экстремиста]] и разрушить её ради неопределённой надежды на то, чтобы построить на её обломках нечто более достойное? Вы вместе с героем мечетесь между вариантами, мучительно взвешиваете «за» и «против», если произведение в [[онгоинг]]е — ещё и участвуете в холиварах на тему этого выбора. А в результате… Противоположная сторона в действительности намного хуже соратников героя, просто прикрывается [[Благая злодейская идеология|красивыми лозунгами]]. Воскрешённые некромантией всегда [[Вернулся не таким|возвращаются не такими]]. План благонамеренного экстремиста неизбежно вёл к тому, что на смену прогнившей империи придёт тоталитарная тирания с массовыми пытками, культом Вождя и ежедневным профилактическим расстрелом соседей и бродячих собак. Короче говоря, выбора-то у героя и нет, например, потому, что один вариант очевидно и объективно хуже другого. Или потому, что обстоятельства выбрали за героя. Или потому, что дилемма в свете дальнейших событий сюжета оказалась вообще несущественной.
Представьте себе сюжет, в котором перед героем встаёт [[моральный выбор]]. Да чего уж там, настоящий [[садистский выбор]]. Стать [[Диссидент-перебежчик|диссидентом-перебежчиком]] и совершить предательство ради идеи, или сохранять [[верность до конца]] и быть [[Злодей по должности|злодеем по должности]]? [[Некроромантика|Воскресить мёртвую возлюбленную]] с помощью [[Чернокнижие|чернокнижия]], поставив себя и её по ту сторону закона и морали, или оставить её в могиле? Встать на сторону [[Тоталитарный миротворец|тоталитарного миротворца]] и продлить агонию прогнившей, коррумпированной и авторитарной, но стабильной и относительно комфортной [[Умирающая империя|умирающей империи]] на неопределённое число десятков лет, или поддержать [[Благонамеренный экстремист|благонамеренного экстремиста]] и разрушить её ради неопределённой надежды на то, чтобы построить на её обломках нечто более достойное? Вы вместе с героем мечетесь между вариантами, мучительно взвешиваете «за» и «против», если произведение в [[онгоинг]]е — ещё и участвуете в холиварах на тему этого выбора. А в результате… Противоположная сторона в действительности намного хуже соратников героя, просто прикрывается [[Благая злодейская идеология|красивыми лозунгами]]. Воскрешённые некромантией всегда [[Вернулся не таким|возвращаются не такими]]. Согласно плану благонамеренного экстремиста на смену прогнившей империи придёт тоталитарная тирания с массовыми пытками, культом Вождя и ежедневным профилактическим расстрелом соседей и бродячих собак. Короче говоря, выбора-то у героя и нет, например, потому, что один вариант очевидно и объективно хуже другого. Или потому, что обстоятельства выбрали за героя. Или потому, что дилемма в свете дальнейших событий сюжета оказалась вообще несущественной.


''Важно! Сюда относятся только ситуации, при которых герой знает о последствиях выбора заранее. Если уже после выбора внезапно оказывается, что герой был неправ и сделал сильно хуже, чем ожидал, то это [[моральная подстава]]. Если герой мог спрогнозировать ситуацию и понять, какой из вариантов хуже, но реалистично и с [[обоснование]]м протупил и сделал неправильный выбор — то это доброкачественная и ни разу не слитая моральная дилемма.''
''Важно! Сюда относятся только ситуации, при которых герой знает о последствиях выбора заранее. Если уже после выбора внезапно оказывается, что герой был неправ и сделал сильно хуже, чем ожидал, то это [[моральная подстава]]. Если герой мог спрогнозировать ситуацию и понять, какой из вариантов хуже, но обоснованно ступил и сделал неправильный выбор, то это доброкачественная и ни разу не слитая моральная дилемма.''


== Примеры ==
== Примеры ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* «[[Chronicles of Narnia|Хроники Нарнии]]»: пример намеренно слитой автором моральной дилеммы в «Племяннике чародея». Белая Колдунья предлагает Дигори взять волшебное яблоко, чтобы излечить его маму, и он колеблется — брать яблоки для себя запретил Аслан. Но затем она [[Что бы такого сделать плохого|зачем-то]] предлагает ему бросить в Нарнии Полли, и он с негодованием отказывается от всех её предложений, решив, что [[Полное чудовище|такое существо]] просто не может предложить что-либо хорошее. При том, что «бросить» Полли фактически невозможно — у нее есть свое волшебное кольцо для путешествий между мирами, так что выберется.
* «[[Chronicles of Narnia|Хроники Нарнии]]»: пример намеренно слитой автором моральной дилеммы в «Племяннике чародея». Белая Колдунья предлагает Дигори взять волшебное яблоко, чтобы излечить его маму, и он колеблется — брать яблоки для себя запретил Аслан. Но затем она [[Что бы такого сделать плохого|зачем-то]] предлагает ему бросить в Нарнии Полли, и он с негодованием отказывается от всех её предложений, решив, что [[Полное чудовище|такое существо]] просто не может предложить что-либо хорошее. При том, что «бросить» Полли фактически невозможно — у нее есть свое волшебное кольцо для путешествий между мирами, так что выберется.
** Ну не совсем «зачем-то», просто девочке ведьма с самого первого появления не понравилась. Кроме того, ведьме плевать, выберется девочка или нет — ведьме за чем-то важным ([[Фанатский обоснуй|связанным с ее злой магией?]]) нужно, чтобы Дигори фактически отказался от Полли (предал Полли), вне зависимости от того, что там потом будет на практике с девочкой. Ведьма не столько подстраивала пакость девочке, сколько занималась «обработкой» Дигори. Спустя много (по людским меркам) времени, во втором эпизоде, она будет похожим образом «обрабатывать» Эдмунда Пэвенси… вот только при этом будет обращаться с ним уж настолько «как с отбросом», что итоговый выбор Эдмунда почти очевиден (нафиг эту злую колдунью! [[Уленшпигель|Обещай она мне в сто раз больше унижений, мучений, страха и тоски — я и то с ней не останусь!]]), и у автора опять-таки получился троп.
** Ну не совсем «зачем-то», просто девочке ведьма с самого первого появления не понравилась.
** Не надо считать Льюиса [[МТА]], которым он не был. Тут не слитая моральная дилемма — тут [[увесистая басня]] о том, что [[Единый Бог]] [[в своём праве]] устанавливать любые правила — и они хороши потому, что их установил Он, всеблагий, даже если ''кажется, что'' из этого следует что-то плохое. И о том, что [[сатанинский архетип|злодею такого масштаба, как Джадис]], верить нельзя, даже когда ''кажется, что'' он глаголет наичистейшую истину.
* «[[Dresden Files|Досье Дрездена]]»: «Барабаны зомби» и ситуация с Коулом. Некроманты, которых весь цикл клеймили как очень злых ребят, оказывается, могут делать хорошие дела и помогать людям с помощью своей силы, более того, один из них, вроде как, собирается дать человечеству бессмертие… Ой, да ладно, ему для этого нужно уничтожить Чикаго со всеми его жителями, проехали.
* «[[Dresden Files|Досье Дрездена]]» — «Барабаны зомби» и ситуация с Коулом. Некроманты, которых весь цикл клеймили как очень злых ребят, оказывается, могут делать хорошие дела и помогать людям с помощью своей силы, более того, один из них, вроде как, собирается дать человечеству бессмертие… Ой, да ладно, ему для этого нужно уничтожить Чикаго со всеми его жителями, проехали.
** В ту же степь: Дрездену на тот момент уже дважды встречались товарищи, всерьёз собиравшиеся устроить апокалипсис (конкретно, ледниковый период и супер-пандемию) и при этом разливавшиеся соловьём на тему «я не разрушаю этот мир, а спасаю его»; ритуал породит, ни много ни мало, бога некромантии; обещание дать бессмертие людям — лишь слова Коула, причём сказанные не лично Гарри, а собственной идеалистке-ученице (которая одна и пытается спасать жизни некромантией), Дрездену же он втирал «всё равно кто-то станет некробогом, а я лишь меньшее зло»; кто-то из некромантов явно спелся с вампирами, пообещав им уничтожить людских магов после обожествления; наконец, сильно маловероятно, что бессмертие всем даром вообще возможно даже с такой силой. Там и дилеммы особо-то не было, слишком много «красных флагов».
** В ту же степь: Дрездену на тот момент уже дважды встречались [[апокалиптический маньяк|товарищи, всерьёз собиравшиеся устроить апокалипсис]] (конкретно, ледниковый период и супер-пандемию) и при этом разливавшиеся соловьём на тему «[[спасение через уничтожение|я не разрушаю этот мир, а спасаю его]]»; ритуал породит, ни много ни мало, бога некромантии; обещание дать бессмертие людям — лишь слова Коула, причём сказанные не лично Гарри, а собственной идеалистке-ученице (которая одна и пытается спасать жизни некромантией), Дрездену же он втирал «всё равно кто-то станет некробогом, а я лишь меньшее зло»; кто-то из некромантов явно спелся с вампирами, пообещав им уничтожить людских магов после обожествления; наконец, сильно маловероятно, что бессмертие всем даром вообще возможно даже с такой силой. Там и дилеммы особо-то не было, слишком много «красных флагов».
* [[Отблески Этерны]] продолжать ли оставаться на стороне друга, который стал правителем-тираном или возглавить восстание против него? Пока Робер колебался с моральной дилеммой, друг сам убился об лошадку. Впрочем, Робер в то время уже начинал готовить почву для второго варианта.  
* [[Отблески Этерны]] — продолжать ли оставаться на стороне друга, который стал правителем-тираном или возглавить восстание против него? Пока Робер колебался с моральной дилеммой, друг сам убился об [[жеребец-убийца|лошадку]]. Впрочем, Робер в то время уже начинал готовить почву для второго варианта.
* Пол Андерсон, «Патруль времени»: что же делать сотруднику Патруля времени позволить товарищу спасти любимую, погибшую во время Второй Мировой войны, и рискнуть возникновением временного парадокса, или пожертвовать девушкой, но выполнить долг патрульного и сохранить историю как есть? В критический момент появляется [[Бог из машины]] в лице пришельца из будущего и сообщает, что парадокс уже существует: девушка одновременно погибла и не погибла, так что спасти её — это как раз устранить парадокс.
* Пол Андерсон, «Патруль времени» — что же делать сотруднику означенного Патруля времени: позволить товарищу спасти любимую, погибшую во время Второй Мировой войны, и рискнуть возникновением временного парадокса, или пожертвовать девушкой, но выполнить долг патрульного и сохранить историю как есть? В критический момент появляется [[бог из машины]] в лице пришельца из будущего и сообщает, что парадокс уже существует: девушка одновременно погибла и не погибла, так что спасти её — это как раз устранить парадокс.
* «Тайна кораллового рифа» [[Р. Л. Стайн]]а — дядя Билли Дипа, учёный-океанограф, ловит живую русалку по заказу морского зоопарка, посулившего награду в один миллион долларов. Дядя вовсе не [[злодей-прагматик]], не [[Сумасшедший учёный|безумный]] и не [[неэтичный учёный]] деньги нужны ему на исследования; и тем не менее, ради науки он не считает возможным отпустить такое чудо на свободу, несмотря на то, что по сути русалка является разумным, страдающим, человеческим (!) существом. Билли пытается освободить русалку сам, но все его попытки проваливаются. По-человечески прав Билли, с точки зрения науки — его дядя. Этическую дилемму разрешают бандиты, похитившие русалку.
* «Тайна кораллового рифа» [[Р. Л. Стайн]]а — дядя Билли Дипа, учёный-океанограф, ловит живую русалку по заказу морского зоопарка, посулившего награду в один миллион долларов. Дядя вовсе не [[злодей-прагматик]], не [[Сумасшедший учёный|безумный]] и не [[неэтичный учёный]] — деньги нужны ему на исследования; и тем не менее, ради науки он не считает возможным отпустить такое чудо на свободу, несмотря на то, что по сути русалка является разумным, страдающим, человеческим (!) существом. Билли пытается освободить русалку сам, но все его попытки проваливаются. По-человечески прав Билли, с точки зрения науки — его дядя. Этическую дилемму разрешают бандиты, похитившие русалку.
* «Этические уравнения» Мюррея Лейнстера (в данном случае это не баг, а фича, смысл серии именно в [[наука — это круто|решении этических проблем научно-техническими средствами]]; другое дело, что реализация подкачала и автору приходится подыгрывать героям).
* «Этические уравнения» Мюррея Лейнстера (в данном случае это не баг, а фича, смысл серии именно в [[наука — это круто|решении этических проблем научно-техническими средствами]]; другое дело, что реализация подкачала и автору приходится подыгрывать героям).
** Маленький космический корабль землян (не умеющих пока в межзвёздные перелёты), обнаруживает за орбитой Плутона огромный военный инопланетный корабль. [[Первый контакт]], сложности взаимопонимания, взвешивание рисков, сложная дипломатия? Нет — [[Спящий корабль|корабль в спящем режиме]], и земные инженеры легко разбираются, как отключить температурные датчики, запускающие процесс пробуждения при приближении к звезде.
** Маленький космический корабль землян (не умеющих пока в межзвёздные перелёты), обнаруживает за орбитой Плутона огромный военный инопланетный корабль. [[Первый контакт]], сложности взаимопонимания, взвешивание рисков, сложная дипломатия? Нет — [[Спящий корабль|корабль в спящем режиме]], и земные инженеры легко разбираются, как отключить температурные датчики, запускающие процесс пробуждения при приближении к звезде.
** Превосходящая земные возможности техника пришельцев — красть, пытаться купить или отнять силой? Нет, земляне [[копирование — это просто|легко копируют большую часть оборудования]], в том числе сверхмощные, но очень простые и компактные двигатели, открывающие путь к звёздам, даже не разбудив мирно спящий экипаж.
** Превосходящая земные возможности техника пришельцев — красть, пытаться купить или отнять силой? Нет, земляне легко копируют большую часть оборудования, в том числе сверхмощные, но очень простые и компактные двигатели, открывающие путь к звёздам, даже не разбудив мирно спящий экипаж.
** Что делать с кораблём — отпустить с миром, реквизировать в состав флота Земли, или хотя бы разобрать на металлолом? Нет, корабль изготовлен из необычных изотопов, которые при температуре хоть немного выше абсолютного нуля при контакте с земными веществами аннигилируют, так что единственное возможно решение — заправить его и запустить на автопилоте куда подальше, чтобы не устроить большой ба-бах в Солнечной системе.
** Что делать с кораблём — отпустить с миром, реквизировать в состав флота Земли, или хотя бы разобрать на металлолом? Нет, корабль изготовлен из необычных изотопов, которые при температуре хоть немного выше абсолютного нуля при контакте с земными веществами аннигилируют, так что единственное возможно решение — заправить его и запустить на автопилоте куда подальше, чтобы не устроить большой ба-бах в Солнечной системе.
* «[[Гарри Поттер]]» — этично ли скрывать существование магии от немагического населения, не брезгуя для этого вмешательством в людскую память и лишая мир буквально чудесных решений множества проблем? А если страх магов перед немагами обоснован, то так ли уж неправы те из них, кто требуют дать немагам окорот и обеспечить магам свободу и достойное их способностей положение? Чтобы не пришлось отвечать на эти неудобные вопросы, движение в защиту прав магов сведено к примитивному нацизму и целиком отдано на откуп наглухо отбитому чернокнижнику с кликой таких же звероподобных прихвостней, сочувствовать которым решительно невозможно.
* [[Гарри Поттер]] этично ли скрывать существование магии от немагического населения, не брезгуя для этого вмешательством в людскую память и лишая мир буквально чудесных решений множества проблем? А если страх магов перед немагами обоснован, то так ли уж неправы те из них, кто требуют дать немагам окорот и обеспечить магам свободу и достойное их способностей положение? Чтобы не пришлось отвечать на эти неудобные вопросы, движение в защиту прав магов сведено к примитивному нацизму и целиком отдано на откуп наглухо отбитому чернокнижнику с кликой таких же звероподобных прихвостней, сочувствовать которым решительно невозможно.
** Никакой дилеммы нет. На каждую проблему, которую можно решить магией, но нельзя техникой, найдётся две, которые наоборот — от близорукости до рабства, так что здесь маги и маглы в совершенно равных условиях. Вторые, пожалуй, ещё и в более выгодных — первым мешает пользоваться достижениями магловского прогресса [[традиции превыше разума|упоротый консерватизм и изоляционизм]], как [[сатира]] на который книжка и писалась. Что до «достойного их способностей положения», то маглы в целом воспринимаются волшебниками в диапазоне от «[[инстинкт старшего брата|братья наши меньшие]]» до «[[мы для них животные!|ты как с пальмы спустилось?]]», так что желание занимать какое-то положение среди них для волшебника примерно аналогично желанию Билла Гейтса стать вождём сентинельских дикарей.
* «Потерянные звёзды» Клаудии Грей, книга по вселенной «[[Звёздные войны|Звёздных войн]]». Офицер Империи Сиена Ри узнаёт, что её возлюбленный, Тейн Кайрелл, перешёл на сторону повстанцев. Она разрывается между любовью и преданностью режиму… но автор раз за разом кидает её в ситуации, в которых показывает, насколько Империя плохая и не заслуживает этой преданности. В итоге Сиена остаётся на службе Империи только по причине совсем уж [[Честь прежде разума|гипертрофированного чувства долга]]. Что характерно, Тейну (и читателям вместе с ним) наоборот, всеми силами показывают, какой Альянс Повстанцев хороший.
* «Потерянные звёзды» Клаудии Грей, книга по вселенной «[[Звёздные войны|Звёздных войн]]». Офицер Империи Сиена Ри узнаёт, что её возлюбленный, Тейн Кайрелл, перешёл на сторону повстанцев. Она разрывается между любовью и преданностью режиму… но автор раз за разом кидает её в ситуации, в которых показывает, насколько Империя плохая и не заслуживает этой преданности. В итоге Сиена остаётся на службе Империи только по причине совсем уж [[Честь прежде разума|гипертрофированного чувства долга]]. Что характерно, Тейну (и читателям вместе с ним) наоборот, всеми силами показывают, какой Альянс Повстанцев хороший.
* Анника Тор, тетралогия про Стефанию и Нелли Штайнер — в последней книге Стефания разрывается между желанием увидеть отца и поехать с ним в далекую Америку и желанием остаться в ставшей привычной Швеции с возлюбленным Свеном. А в итоге Свен за кадром просто тихо сливается, внезапно оказавшись козлом и бросив Стефани.
* Анника Тор, тетралогия про Стефанию и Нелли Штайнер — в последней книге Стефания разрывается между желанием увидеть отца и поехать с ним в далекую Америку и желанием остаться в ставшей привычной Швеции с возлюбленным Свеном. А в итоге Свен за кадром просто тихо сливается, внезапно оказавшись козлом и бросив Стефани.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 52: Строка 50:


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* «[[The Witcher 3]]» — ситуация с Детлаффом в «Крови и вине». Пока в деле фигурировали чисто личные разборки, можно было о чем-то говорить. Но когда он из-за личной обиды напустил орды вампиров на город… Кроме того, единственную хорошую концовку можно получить, только если спасти Сианну, а Детлафф в таком случае сам нападает на ведьмака и у того не остается выбора, кроме как отбиваться.
* «[[Ведьмак]] 3» — Ситуация с Детлаффом в «Крови и вине». Пока в деле фигурировали чисто личные разборки, можно было о чем-то говорить. Но когда он из-за личной обиды напустил орды вампиров на город… Кроме того, единственную хорошую концовку можно получить, только если спасти Сианну, а Детлафф в таком случае сам нападает на ведьмака и у того не остается выбора, кроме как отбиваться.
** Тут, однако, имеется хороший, вполне в сапковском духе, обоснуй: [[нечеловеческая психология]] и изрядная [[нет социальных навыков|социальная дезадаптация]] [[фанская кличка|Деточки]]. Если не мерить его человеческими мерками, то они с Сианной [[бедный злодей!|и назлодействовали, и настрадались примерно на равных]].
** Гаэтану в «Играх кошек и волков» прибавило бы неоднозначности, если бы он расчетливо и холодно убил конкретно тех, кто пытался его обмануть и зарезать, а не впал в психоз и вырезал всю деревню, да еще и не в первый раз.
*** Четверо убитых Сианной против горы (буквально!) трупов после устроенного "деточкой"? Ну-ну...
* [[Detroit: Become Human]] не то, чтобы слили, но сильно подсластили. В какой-то момент помощница, Хлоя, говорит игроку, что стала девиантом и просит отпустить её. Можно отпустить и остаться без милой девицы в меню, а можно в ответ приказать ей отформатироваться и продолжать наслаждаться общением с ней. Однако, если вы отпустите Хлою, то по сюжету игры вам сразу же предоставят аналогичную. Так что игрок совершенно ничем не жертвует.
** Гаэтану в «Играх кошек и волков» прибавило бы неоднозначности, если бы он расчётливо и холодно убил конкретно тех, кто пытался его обмануть и зарезать, а не впал в психоз и вырезал всю деревню, да ещё и не в первый раз.
* [[Life is Strange 2]] {{Spoiler|две главные проблемы, из-за которых Шон наломал дров, продолжая убегать и наматывать себе срок — то, что Даниэля отдадут в неизвестную приемную семью и особенно то, что его запрячут куда-нибудь из-за его способностей, в финале благополучно забываются. Хотя, может быть, они изначально существовали только в голове Шона.}}
* [[Detroit: Become Human]] — не то, чтобы слили, но сильно подсластили. В какой-то момент помощница, Хлоя, говорит игроку, что стала девиантом и просит отпустить её. Можно отпустить и остаться без милой девицы в меню, а можно в ответ приказать ей отформатироваться и продолжать наслаждаться общением с ней. Однако, если вы отпустите Хлою, то по сюжету игры вам сразу же предоставят аналогичную. Так что игрок совершенно ничем не жертвует.
* [[Life is Strange 2]] — {{Spoiler|две главные проблемы, из-за которых Шон наломал дров, продолжая убегать и наматывать себе срок — то, что Даниэля отдадут в неизвестную приемную семью и особенно то, что его запрячут куда-нибудь из-за его способностей, в финале благополучно забываются. Хотя, может быть, они изначально существовали только в голове Шона.}}
* [[Elden Ring]] позволяет игроку принести миру [[спасение через уничтожение]] (как и [[Dark Souls]] 3, например). И мы даже встречаем главного пророка Яростного Пламени, который пытается убедить нас это сделать. Только вот сначала он представляется по имени (заработав репутацию [[Полное чудовище|самого злого человека в мире]]), затем признаётся что [[Похитители тел|захватил чужое тело]], говорит, что мы собираемся {{spoiler|принести в жертву Мелину}}, хотя об этом раньше не было ни слова, а под конец монолога срывается на мантру «ПУСТЬ МИР ПОГЛОТИТ ХАОС!!!» как будто сбежал из <s>психушки</s> вархаммера. Как будто разработчики испугались, что кто-то действительно последует [[Купи долбаный гайд!|долбаному гайду]] Шабрири, потому что открытие концовки Яростного Пламени блокирует любые другие и отменяется тоже по гайду.


{{Nav/Штампы}}
{{Nav/Штампы}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!