Редактирование: Слить моральную дилемму
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{q|Вы читали множество историй, в которых есть две стороны с различными моралями, но где нет такой вещи, как моральный конфликт. Почти всегда ясно, что автор думает о том, на какой стороне вы должны быть. «Властелин колец» не спрашивает, мог бы Саруман в итоге развить промышленность. «Атлант расправил плечи» не приглашает вас задуматься вместе с автором, является ли капитализм хорошей идеей или был ли путь Джона Галта единственно правильным; вместо этого каждый, кто идет возражать против капитализма, был изображен как слабый, презренный человек со склонностью к криминалу.|[[HPMOR|Э. Юдковский, «Краткое руководство по умным персонажам»]]}} | {{q|Вы читали множество историй, в которых есть две стороны с различными моралями, но где нет такой вещи, как моральный конфликт. Почти всегда ясно, что автор думает о том, на какой стороне вы должны быть. «Властелин колец» не спрашивает, мог бы Саруман в итоге развить промышленность. «Атлант расправил плечи» не приглашает вас задуматься вместе с автором, является ли капитализм хорошей идеей или был ли путь Джона Галта единственно правильным; вместо этого каждый, кто идет возражать против капитализма, был изображен как слабый, презренный человек со склонностью к криминалу.|[[HPMOR|Э. Юдковский, «Краткое руководство по умным персонажам»]]}} | ||
Представьте себе сюжет, в котором перед героем встаёт [[моральный выбор]]. Да чего уж там, настоящий [[садистский выбор]]. Стать [[Диссидент-перебежчик|диссидентом-перебежчиком]] и совершить предательство ради идеи, или сохранять [[верность до конца]] и быть [[Злодей по должности|злодеем по должности]]? [[Некроромантика|Воскресить мёртвую возлюбленную]] с помощью [[Чернокнижие|чернокнижия]], поставив себя и её по ту сторону закона и морали, или оставить её в могиле? Встать на сторону [[Тоталитарный миротворец|тоталитарного миротворца]] и продлить агонию прогнившей, коррумпированной и авторитарной, но стабильной и относительно комфортной [[Умирающая империя|умирающей империи]] на неопределённое число десятков лет, или поддержать [[Благонамеренный экстремист|благонамеренного экстремиста]] и разрушить её ради неопределённой надежды на то, чтобы построить на её обломках нечто более достойное? Вы вместе с героем мечетесь между вариантами, мучительно взвешиваете «за» и «против», если произведение в [[онгоинг]]е — ещё и участвуете в холиварах на тему этого выбора. А в результате… Противоположная сторона в действительности намного хуже соратников героя, просто прикрывается [[Благая злодейская идеология|красивыми лозунгами]]. Воскрешённые некромантией всегда [[Вернулся не таким|возвращаются не такими]]. | Представьте себе сюжет, в котором перед героем встаёт [[моральный выбор]]. Да чего уж там, настоящий [[садистский выбор]]. Стать [[Диссидент-перебежчик|диссидентом-перебежчиком]] и совершить предательство ради идеи, или сохранять [[верность до конца]] и быть [[Злодей по должности|злодеем по должности]]? [[Некроромантика|Воскресить мёртвую возлюбленную]] с помощью [[Чернокнижие|чернокнижия]], поставив себя и её по ту сторону закона и морали, или оставить её в могиле? Встать на сторону [[Тоталитарный миротворец|тоталитарного миротворца]] и продлить агонию прогнившей, коррумпированной и авторитарной, но стабильной и относительно комфортной [[Умирающая империя|умирающей империи]] на неопределённое число десятков лет, или поддержать [[Благонамеренный экстремист|благонамеренного экстремиста]] и разрушить её ради неопределённой надежды на то, чтобы построить на её обломках нечто более достойное? Вы вместе с героем мечетесь между вариантами, мучительно взвешиваете «за» и «против», если произведение в [[онгоинг]]е — ещё и участвуете в холиварах на тему этого выбора. А в результате… Противоположная сторона в действительности намного хуже соратников героя, просто прикрывается [[Благая злодейская идеология|красивыми лозунгами]]. Воскрешённые некромантией всегда [[Вернулся не таким|возвращаются не такими]]. Согласно плану благонамеренного экстремиста на смену прогнившей империи придёт тоталитарная тирания с массовыми пытками, культом Вождя и ежедневным профилактическим расстрелом соседей и бродячих собак. Короче говоря, выбора-то у героя и нет, например, потому, что один вариант очевидно и объективно хуже другого. Или потому, что обстоятельства выбрали за героя. Или потому, что дилемма в свете дальнейших событий сюжета оказалась вообще несущественной. | ||
''Важно! Сюда относятся только ситуации, при которых герой знает о последствиях выбора заранее. Если уже после выбора внезапно оказывается, что герой был неправ и сделал сильно хуже, чем ожидал, то это [[моральная подстава]]. Если герой мог спрогнозировать ситуацию и понять, какой из вариантов хуже, но | ''Важно! Сюда относятся только ситуации, при которых герой знает о последствиях выбора заранее. Если уже после выбора внезапно оказывается, что герой был неправ и сделал сильно хуже, чем ожидал, то это [[моральная подстава]]. Если герой мог спрогнозировать ситуацию и понять, какой из вариантов хуже, но обоснованно ступил и сделал неправильный выбор, то это доброкачественная и ни разу не слитая моральная дилемма.'' | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* «[[Chronicles of Narnia|Хроники Нарнии]]»: пример намеренно слитой автором моральной дилеммы в «Племяннике чародея». Белая Колдунья предлагает Дигори взять волшебное яблоко, чтобы излечить его маму, и он | * «[[Chronicles of Narnia|Хроники Нарнии]]»: пример намеренно слитой автором моральной дилеммы в «Племяннике чародея». Белая Колдунья предлагает Дигори взять волшебное яблоко, чтобы излечить его маму, и он колеблется — брать яблоки для себя запретил Аслан. Но затем она [[Что бы такого сделать плохого|зачем-то]] предлагает ему бросить в Нарнии Полли, и он с негодованием отказывается от всех её предложений, решив, что [[Полное чудовище|такое существо]] просто не может предложить что-либо хорошее. При том, что «бросить» Полли фактически невозможно — у нее есть свое волшебное кольцо для путешествий между мирами, так что выберется. | ||
** Ну не совсем «зачем-то», просто девочке ведьма с самого первого появления не понравилась | ** Ну не совсем «зачем-то», просто девочке ведьма с самого первого появления не понравилась. | ||
* «[[Dresden Files|Досье Дрездена]]»: «Барабаны зомби» и ситуация с Коулом. Некроманты, которых весь цикл клеймили как очень злых ребят, оказывается, могут делать хорошие дела и помогать людям с помощью своей силы, более того, один из них, вроде как, собирается дать человечеству бессмертие… Ой, да ладно, ему для этого нужно уничтожить Чикаго со всеми его жителями, проехали. | |||
* «[[Dresden Files|Досье Дрездена]] | ** В ту же степь: Дрездену на тот момент уже дважды встречались товарищи, всерьёз собиравшиеся устроить апокалипсис (конкретно, ледниковый период и супер-пандемию) и при этом разливавшиеся соловьём на тему «я не разрушаю этот мир, а спасаю его»; ритуал породит, ни много ни мало, бога некромантии; обещание дать бессмертие людям — лишь слова Коула, причём сказанные не лично Гарри, а собственной идеалистке-ученице (которая одна и пытается спасать жизни некромантией), Дрездену же он втирал «всё равно кто-то станет некробогом, а я лишь меньшее зло»; кто-то из некромантов явно спелся с вампирами, пообещав им уничтожить людских магов после обожествления; наконец, сильно маловероятно, что бессмертие всем даром вообще возможно даже с такой силой. Там и дилеммы особо-то не было, слишком много «красных флагов». | ||
** В ту же степь: Дрездену на тот момент уже дважды встречались | * [[Отблески Этерны]] — продолжать ли оставаться на стороне друга, который стал правителем-тираном или возглавить восстание против него? Пока Робер колебался с моральной дилеммой, друг сам убился об лошадку. Впрочем, Робер в то время уже начинал готовить почву для второго варианта. | ||
* [[Отблески Этерны]] | * Пол Андерсон, «Патруль времени»: что же делать сотруднику Патруля времени — позволить товарищу спасти любимую, погибшую во время Второй Мировой войны, и рискнуть возникновением временного парадокса, или пожертвовать девушкой, но выполнить долг патрульного и сохранить историю как есть? В критический момент появляется [[Бог из машины]] в лице пришельца из будущего и сообщает, что парадокс уже существует: девушка одновременно погибла и не погибла, так что спасти её — это как раз устранить парадокс. | ||
* Пол Андерсон, «Патруль | * «Тайна кораллового рифа» [[Р. Л. Стайн]]а — дядя Билли Дипа, учёный-океанограф, ловит живую русалку по заказу морского зоопарка, посулившего награду в один миллион долларов. Дядя вовсе не [[злодей-прагматик]], не [[Сумасшедший учёный|безумный]] и не [[неэтичный учёный]] — деньги нужны ему на исследования; и тем не менее, ради науки он не считает возможным отпустить такое чудо на свободу, несмотря на то, что по сути русалка является разумным, страдающим, человеческим (!) существом. Билли пытается освободить русалку сам, но все его попытки проваливаются. По-человечески прав Билли, с точки зрения науки — его дядя. Этическую дилемму разрешают бандиты, похитившие русалку. | ||
* «Тайна кораллового рифа» [[Р. Л. Стайн]] | |||
* «Этические уравнения» Мюррея Лейнстера (в данном случае это не баг, а фича, смысл серии именно в [[наука — это круто|решении этических проблем научно-техническими средствами]]; другое дело, что реализация подкачала и автору приходится подыгрывать героям). | * «Этические уравнения» Мюррея Лейнстера (в данном случае это не баг, а фича, смысл серии именно в [[наука — это круто|решении этических проблем научно-техническими средствами]]; другое дело, что реализация подкачала и автору приходится подыгрывать героям). | ||
** Маленький космический корабль землян (не умеющих пока в межзвёздные перелёты), обнаруживает за орбитой Плутона огромный военный инопланетный корабль. [[Первый контакт]], сложности взаимопонимания, взвешивание рисков, сложная дипломатия? | ** Маленький космический корабль землян (не умеющих пока в межзвёздные перелёты), обнаруживает за орбитой Плутона огромный военный инопланетный корабль. [[Первый контакт]], сложности взаимопонимания, взвешивание рисков, сложная дипломатия? Нет — [[Спящий корабль|корабль в спящем режиме]], и земные инженеры легко разбираются, как отключить температурные датчики, запускающие процесс пробуждения при приближении к звезде. | ||
** Превосходящая земные возможности техника | ** Превосходящая земные возможности техника пришельцев — красть, пытаться купить или отнять силой? Нет, земляне легко копируют большую часть оборудования, в том числе сверхмощные, но очень простые и компактные двигатели, открывающие путь к звёздам, даже не разбудив мирно спящий экипаж. | ||
** Что делать с | ** Что делать с кораблём — отпустить с миром, реквизировать в состав флота Земли, или хотя бы разобрать на металлолом? Нет, корабль изготовлен из необычных изотопов, которые при температуре хоть немного выше абсолютного нуля при контакте с земными веществами аннигилируют, так что единственное возможно решение — заправить его и запустить на автопилоте куда подальше, чтобы не устроить большой ба-бах в Солнечной системе. | ||
* | * [[Гарри Поттер]] — этично ли скрывать существование магии от немагического населения, не брезгуя для этого вмешательством в людскую память и лишая мир буквально чудесных решений множества проблем? А если страх магов перед немагами обоснован, то так ли уж неправы те из них, кто требуют дать немагам окорот и обеспечить магам свободу и достойное их способностей положение? Чтобы не пришлось отвечать на эти неудобные вопросы, движение в защиту прав магов сведено к примитивному нацизму и целиком отдано на откуп наглухо отбитому чернокнижнику с кликой таких же звероподобных прихвостней, сочувствовать которым решительно невозможно. | ||
* «Потерянные звёзды» Клаудии Грей, книга по вселенной «[[Звёздные войны|Звёздных войн]]». Офицер Империи Сиена Ри узнаёт, что её возлюбленный, Тейн Кайрелл, перешёл на сторону повстанцев. Она разрывается между любовью и преданностью режиму… но автор раз за разом кидает её в ситуации, в которых показывает, насколько Империя плохая и не заслуживает этой преданности. В итоге Сиена остаётся на службе Империи только по причине совсем уж [[Честь прежде разума|гипертрофированного чувства долга]]. Что характерно, Тейну (и читателям вместе с ним) наоборот, всеми силами показывают, какой Альянс Повстанцев хороший. | * «Потерянные звёзды» Клаудии Грей, книга по вселенной «[[Звёздные войны|Звёздных войн]]». Офицер Империи Сиена Ри узнаёт, что её возлюбленный, Тейн Кайрелл, перешёл на сторону повстанцев. Она разрывается между любовью и преданностью режиму… но автор раз за разом кидает её в ситуации, в которых показывает, насколько Империя плохая и не заслуживает этой преданности. В итоге Сиена остаётся на службе Империи только по причине совсем уж [[Честь прежде разума|гипертрофированного чувства долга]]. Что характерно, Тейну (и читателям вместе с ним) наоборот, всеми силами показывают, какой Альянс Повстанцев хороший. | ||
* Анника Тор, тетралогия про Стефанию и Нелли | * Анника Тор, тетралогия про Стефанию и Нелли Штайнер — в последней книге Стефания разрывается между желанием увидеть отца и поехать с ним в далекую Америку и желанием остаться в ставшей привычной Швеции с возлюбленным Свеном. А в итоге Свен за кадром просто тихо сливается, внезапно оказавшись козлом и бросив Стефани. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 52: | Строка 50: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* «[[ | * «[[Ведьмак]] 3» — Ситуация с Детлаффом в «Крови и вине». Пока в деле фигурировали чисто личные разборки, можно было о чем-то говорить. Но когда он из-за личной обиды напустил орды вампиров на город… Кроме того, единственную хорошую концовку можно получить, только если спасти Сианну, а Детлафф в таком случае сам нападает на ведьмака и у того не остается выбора, кроме как отбиваться. | ||
** Гаэтану в «Играх кошек и волков» прибавило бы неоднозначности, если бы он расчетливо и холодно убил конкретно тех, кто пытался его обмануть и зарезать, а не впал в психоз и вырезал всю деревню, да еще и не в первый раз. | |||
* [[Detroit: Become Human]] — не то, чтобы слили, но сильно подсластили. В какой-то момент помощница, Хлоя, говорит игроку, что стала девиантом и просит отпустить её. Можно отпустить и остаться без милой девицы в меню, а можно в ответ приказать ей отформатироваться и продолжать наслаждаться общением с ней. Однако, если вы отпустите Хлою, то по сюжету игры вам сразу же предоставят аналогичную. Так что игрок совершенно ничем не жертвует. | |||
** Гаэтану в «Играх кошек и волков» прибавило бы неоднозначности, если бы он | * [[Life is Strange 2]] — {{Spoiler|две главные проблемы, из-за которых Шон наломал дров, продолжая убегать и наматывать себе срок — то, что Даниэля отдадут в неизвестную приемную семью и особенно то, что его запрячут куда-нибудь из-за его способностей, в финале благополучно забываются. Хотя, может быть, они изначально существовали только в голове Шона.}} | ||
* [[Detroit: Become Human]] | |||
* [[Life is Strange 2]] | |||
{{Nav/Штампы}} | {{Nav/Штампы}} |