Редактирование: Снобы против жлобов
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|SnobsVersusSlobs|Snobs Vs. Slobs}} | {{TVTropes|SnobsVersusSlobs|Snobs Vs. Slobs}} | ||
{{балалайка|это плохая статья: в ней занимаются навешиванием ярлыков, предпочитая не объяснять, почему по ''мнению'' участника те или иные являются снобами и жлобами. Это необходимо исправить.}} | {{балалайка|это плохая статья: в ней занимаются навешиванием ярлыков, предпочитая не объяснять, почему по ''мнению'' участника те или иные являются снобами и жлобами. Это необходимо исправить.}} | ||
{{Q|Как-то Диоген, прибыв в Олимпию и заметив в праздничной толпе богато одетых родосских юношей, воскликнул со смехом:<br>— «Это спесь».<br> Затем философ столкнулся с группой спартанцев в поношенной и неопрятной одежде. <br>—«Это тоже спесь, но иного рода», – сказал он.|«Жизнь замечательных людей»}} | {{Q|Как-то Диоген, прибыв в Олимпию и заметив в праздничной толпе богато одетых родосских юношей, воскликнул со смехом:<br />— «Это спесь».<br /> Затем философ столкнулся с группой спартанцев в поношенной и неопрятной одежде. <br />—«Это тоже спесь, но иного рода», – сказал он.|«Жизнь замечательных людей»}} | ||
{{Q|...Старинная эта сказка — буквально благая весть<br>О том, как Фламинго пытался в семью черных Воронов влезть.<br>Предок его достославный Олларам готовил еду<br>И за достиженья в поварне стал графом — «во славу труду»!<br>А старые аристократы, не делавшие '''ничего''',<br>Беднягу «навозником» звали, а после — потомков его…|Майя Котовская, «Фламинго в вороньих перьях»}} | {{Q|...Старинная эта сказка — буквально благая весть<br />О том, как Фламинго пытался в семью черных Воронов влезть.<br />Предок его достославный Олларам готовил еду<br />И за достиженья в поварне стал графом — «во славу труду»!<br />А старые аристократы, не делавшие '''ничего''',<br />Беднягу «навозником» звали, а после — потомков его…|Майя Котовская, «Фламинго в вороньих перьях»}} | ||
Есть две противоположные группы. Ключевое для тропа когда эти группы выставляют все своей напоказ и конфликтуют с другой. | Есть две противоположные группы. Ключевое для тропа когда эти группы выставляют все своей напоказ и конфликтуют с другой. | ||
Одна — [[сноб]]ы. Культурные. Они из кожи вон лезут, чтобы показать какие они изысканные, утончённые, высокообразованные и мудрые, но при этом могут попадать под троп [[благовоспитанный козёл]]. | Одна — [[сноб]]ы. Культурные. Они из кожи вон лезут, чтобы показать какие они изысканные, утончённые, высокообразованные и мудрые, но при этом могут попадать под троп [[благовоспитанный козёл]]. [[Житель Страны Эльфов|Жители страны эльфов]] на самом деле таковые, и снобизм у них проявляется из самого факта того, что они таковыми являются. | ||
Другая — [[жлоб]]ы. Нарочито некультурные и гордятся этим | Другая — [[жлоб]]ы. Нарочито некультурные и гордятся этим. Могут быть успешными, но образ нарочито грубоватый. | ||
По вполне понятным причинам, снобы и жлобы друг друга не любят. Но не спешите записывать очередного аристократа или нувориша, пролетария или поэта в одну из этих категорий уже по принадлежности к определенному классу общества. И снобизм и жлобство проистекают из одного и того же источника — ложного чувства превосходства, в силу обладания недоступным для других. Те, [[Духовность — это хорошо|кто это понимают]] — считают это гордыней. | По вполне понятным причинам, снобы и жлобы друг друга не любят. Но не спешите записывать очередного аристократа или нувориша, пролетария или поэта в одну из этих категорий уже по принадлежности к определенному классу общества. И снобизм и жлобство проистекают из одного и того же источника — ложного чувства превосходства, в силу обладания недоступным для других. Те, [[Духовность — это хорошо|кто это понимают]] — считают это гордыней. | ||
{{Video|3mq43kfnsjY|«Кошачий блюз», собственно|width=250}} | {{Video|3mq43kfnsjY|«Кошачий блюз», собственно|width=250}} | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
Родственный троп [[face vs heel]], если фейс ещё и ведёт себя культурно, а хил отличается грубостью, но тут возможна инверсия: хил может собой представлять типаж [[благовоспитанный козёл]], а фейс иметь очень простые манеры. | Родственный троп [[face vs heel]], если фейс ещё и ведёт себя культурно, а хил отличается грубостью, но тут возможна инверсия: хил может собой представлять типаж [[благовоспитанный козёл]], а фейс иметь очень простые манеры. | ||
'''Важно''': конфликт снобов и жлобов не следует понимать, как борьбу элитарности против эгалитарности или гордыни против смирения. Предмет статьи — противоположная эстетика, используемая для самоидентификации сторонами конфликта, который, скорее всего, начался вообще по другой причине. Снобы отличаются от жлобов не тем, что первые считают себя лучше вторых, а вторые не согласны: '''обе''' стороны так или иначе считают себя лучше. «Это тоже спесь», см. эпиграф. Также не следует считать обязательным то, что снобы умны, | '''Важно''': конфликт снобов и жлобов не следует понимать, как борьбу элитарности против эгалитарности или гордыни против смирения. Предмет статьи — противоположная эстетика, используемая для самоидентификации сторонами конфликта, который, скорее всего, начался вообще по другой причине. Снобы отличаются от жлобов не тем, что первые считают себя лучше вторых, а вторые не согласны: '''обе''' стороны так или иначе считают себя лучше. «Это тоже спесь», см. эпиграф. Также не следует считать обязательным то, что снобы умны, а жлобы глупы, или то, что снобы слабы физически, а жлобы — сильны. На стороне снобов может быть [[пустоголовый франт]], а жлобов — [[гениальный силач]]. Мятежный крестьянин, в жизни не державший в руках меча — жлоб, его легко покромсает сноб-рыцарь, учившийся обращаться с клинком с семилетнего возраста. На стороне жлобов может быть | ||
== [[Одним миром мазаны|Сходство и отличия]] == | == [[Одним миром мазаны|Сходство и отличия]] == | ||
И сноб, и жлоб чувствует потребность в признании высокого статуса со стороны других людей и, если ему это не удаётся, пытается самоутвердиться, обесценивая достижения других и убеждая себя в том, что [[И только я — д'Артаньян|другие люди не доросли до его уровня]]. А поэтому герои нашей статьи ведут себя схожим образом: | И сноб, и жлоб чувствует потребность в признании высокого статуса со стороны других людей и, если ему это не удаётся, пытается самоутвердиться, обесценивая достижения других и убеждая себя в том, что [[И только я — д'Артаньян|другие люди не доросли до его уровня]]. А поэтому герои нашей статьи ведут себя схожим образом: | ||
* Стадность с нетерпимостью к образу жизни представителей «другого стада». Да, | * Стадность с нетерпимостью к образу жизни представителей «другого стада». Да, бунтари часто формируют новую серую массу. А если не формируют, то всё равно остаются в зависимости от стада: против кого бунтовать-то, если стадо исчезнет? | ||
* [[Традиции превыше разума|Некритичное восприятие собственных авторитетов, шаблонное мышление, неосмысленное принятие шаблонов поведения]] своей социальной группы с негативизмом по отношению к шаблонам противоположной стороны. | * [[Традиции превыше разума|Некритичное восприятие собственных авторитетов, шаблонное мышление, неосмысленное принятие шаблонов поведения]] своей социальной группы с негативизмом по отношению к шаблонам противоположной стороны. | ||
* Склонность к сверх-обобщениям, развешиванию ярлыков и чёрно-белому восприятию мира. | * Склонность к сверх-обобщениям, развешиванию ярлыков и чёрно-белому восприятию мира. | ||
Строка 49: | Строка 47: | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== Общее === | |||
* [[Готы и панки]]. Впрочем, эти не «против», а вот рокеры против рэперов — ещё как! | |||
* [[Вампир]]ы и [[Оборотень|оборотни]]. | * [[Вампир]]ы и [[Оборотень|оборотни]]. | ||
* [[Аристократы и буржуа]] | * [[Аристократы и буржуа]] | ||
Строка 56: | Строка 57: | ||
— Все эльфы нахалы, о принц Леголас! | — Все эльфы нахалы, о принц Леголас! | ||
|Известнейший среди ролевиков [[филк]] на мотив «Поручик Голицын»}} | |Известнейший среди ролевиков [[филк]] на мотив «Поручик Голицын»}} | ||
* Традиционно везде, где встречаются [[эльфы]] — снобами будут они, а жлобами — <s>[[орки]], [[гоблин]]ы,</s> [[дварфы]] или кто-то вроде того. Случается, впрочем, что и люди. Просто оцените зверский снобизм эльфов (в экранизации — педаль в пол), и практичность пополам с грубостью дварфов, которые эльфов традиционно не любят, и это взаимно. Считать, что жлобами тут являются орки, | * Традиционно везде, где встречаются [[эльфы]] — снобами будут они, а жлобами — <s>[[орки]], [[гоблин]]ы,</s> [[дварфы]] или кто-то вроде того. Случается, впрочем, что и люди. Просто оцените зверский снобизм эльфов (в экранизации — педаль в пол), и практичность пополам с грубостью дварфов, которые эльфов традиционно не любят, и это взаимно. Считать, что жлобами тут являются орки, гоблиныи прочие «зеленокожие пацаны» — то же самое, что путать плебея с варваром. | ||
** Например, в [[Arda|Легендариуме Толкина]] раскладка именно такова. | ** Например, в [[Arda|Легендариуме Толкина]] раскладка именно такова. | ||
* [[Неформал — значит, лузер]] vs [[Неформал — это здорово]]. | * [[Неформал — значит, лузер]] vs [[Неформал — это здорово]]. | ||
* Конфликт снобов и жлобов может сочетаться с противопоставлением полов: Женщины — согласно стереотипу, снобы, а мужчины — соответственно, жлобы. | * Конфликт снобов и жлобов может сочетаться с противопоставлением полов: Женщины — согласно стереотипу, снобы, а мужчины — соответственно, жлобы. | ||
Строка 67: | Строка 67: | ||
* [[Воин vs солдат]] — Утончённому снобу не в лом потратить пару десятилетий на оттачивание воинского мастерства, чтобы потом блистать подвигами. А вот циничного (точнее простого) жлоба интересует только, как максимально быстро и дёшево нарубить врагов в товарных количествах. | * [[Воин vs солдат]] — Утончённому снобу не в лом потратить пару десятилетий на оттачивание воинского мастерства, чтобы потом блистать подвигами. А вот циничного (точнее простого) жлоба интересует только, как максимально быстро и дёшево нарубить врагов в товарных количествах. | ||
** [[Стратег vs Тактик]] — утончённому снобу не влом повозиться с собранными разведданными (для начала не влом вообще отправить разведчиков в поле) для отслеживания ''«узких мест»'' в логистике противника, а потом наложить их на географическую картину, чтобы противник ''«победил себя сам»''. А вот циничного (точнее простого) жлоба интересует только, как максимально быстро и дёшево смести оборону противника. | ** [[Стратег vs Тактик]] — утончённому снобу не влом повозиться с собранными разведданными (для начала не влом вообще отправить разведчиков в поле) для отслеживания ''«узких мест»'' в логистике противника, а потом наложить их на географическую картину, чтобы противник ''«победил себя сам»''. А вот циничного (точнее простого) жлоба интересует только, как максимально быстро и дёшево смести оборону противника. | ||
=== [[Фольклор]] === | === [[Фольклор]] === | ||
Строка 81: | Строка 79: | ||
— Стена снова на месте. Поляки больше не воруют наши машины. Тогда мне кофе, пожалуйста!|Пример анекдота}} | — Стена снова на месте. Поляки больше не воруют наши машины. Тогда мне кофе, пожалуйста!|Пример анекдота}} | ||
* Аналогично эльфам и оркам — [[вампир]]ы и [[оборотень|оборотни]]. Первые — бессмертны, обладают нечеловечески прекрасной внешностью и аристократическими манерами, вторые — брутальные лесные зверюги. | * Аналогично эльфам и оркам — [[вампир]]ы и [[оборотень|оборотни]]. Первые — бессмертны, обладают нечеловечески прекрасной внешностью и аристократическими манерами, вторые — брутальные лесные зверюги. | ||
* [[ | * [[Волк позорный|Волки]] и [[Хитрая лиса|лисы]] в традиционных сказочных сюжетах и их адаптациях. Лисы едва ли не всегда выводятся теми еще снобами, в то время как серые тупицы однозначные жлобы. | ||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
Строка 89: | Строка 87: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== В общем ==== | |||
* «[[Сага о ведьмаке]]». В роли снобов — утончённые долгоживущие эльфы, когда-то создавшие развитую культуру и магию. Люди — жлобы, живущие в [[навозные века|навозных веках]], зато не в пример более многочисленные и плодовитые. И по факту, [[одним миром мазаны|обе стороны ещё те расисты и угнетатели]]. | * «[[Сага о ведьмаке]]». В роли снобов — утончённые долгоживущие эльфы, когда-то создавшие развитую культуру и магию. Люди — жлобы, живущие в [[навозные века|навозных веках]], зато не в пример более многочисленные и плодовитые. И по факту, [[одним миром мазаны|обе стороны ещё те расисты и угнетатели]]. | ||
* Алексей Зубков, дилогия [[Хорошая война, плохая война]] — во второй части рыцари на турнире разделились на две команды | * Алексей Зубков, дилогия [[Хорошая война, плохая война]] — во второй части рыцари на турнире разделились на две команды прозванные «галантные» и «[[раубриттер]]ы» | ||
** А в первой части — немецкие ландскнехты против швейцарцев. У первых — орднунг, у вторых [[зерг-раш]] и [[безумная клёвость]]. Немцами командуют дворянин-полковник, итальянский [[кондотьер]] и баронет, и даже казначей — прекрасный художник. Во главе швейцарцев — торговец свиньями, булочник и [[Пастырь недобрый|Безумный Патер]]. При этом, и те, и другие — профессионалы своего дела. | ** А в первой части — немецкие ландскнехты против швейцарцев. У первых — орднунг, у вторых [[зерг-раш]] и [[безумная клёвость]]. Немцами командуют дворянин-полковник, итальянский [[кондотьер]] и баронет, и даже казначей — прекрасный художник. Во главе швейцарцев — торговец свиньями, булочник и [[Пастырь недобрый|Безумный Патер]]. При этом, и те, и другие — профессионалы своего дела. | ||
* Сергей Чичин, «Гнев генерала Панка»: в подробностях. «Физиономия среднестатистического гоблина уже самим фактом своего существования напрашивалась на пару-другую хороших плюх от эльфа с хорошо поставленным эстетическим восприятием, а когда принималась шмыгать носом или травить бородатые анекдоты — и самый либеральный эльф, поди, не удержался бы. Великая разница во взглядах на прекрасное и его искажение не прошла даром для двух самых одарённых Древних рас. Неудивительно, что и гоблином, чей менталитет во все времена позволял ковыряться в носу на королевском приёме, застегнутый на все крючки и пряжки эльф воспринимался как завзятый сноб, распонтованный по самое не балуйся и претендующий на скорейшее обучение бытовым манерам». | * Сергей Чичин, «Гнев генерала Панка»: в подробностях. «Физиономия среднестатистического гоблина уже самим фактом своего существования напрашивалась на пару-другую хороших плюх от эльфа с хорошо поставленным эстетическим восприятием, а когда принималась шмыгать носом или травить бородатые анекдоты — и самый либеральный эльф, поди, не удержался бы. Великая разница во взглядах на прекрасное и его искажение не прошла даром для двух самых одарённых Древних рас. Неудивительно, что и гоблином, чей менталитет во все времена позволял ковыряться в носу на королевском приёме, застегнутый на все крючки и пряжки эльф воспринимался как завзятый сноб, распонтованный по самое не балуйся и претендующий на скорейшее обучение бытовым манерам». | ||
Строка 106: | Строка 106: | ||
** Педаль в пол выжал во время дипломатической переписки Эйрел Форкосиган: когда цетагандийская сторона начала сложную светскую игру на языке запахов, он в буквальном смысле подтёрся их письмом и послал его обратно. | ** Педаль в пол выжал во время дипломатической переписки Эйрел Форкосиган: когда цетагандийская сторона начала сложную светскую игру на языке запахов, он в буквальном смысле подтёрся их письмом и послал его обратно. | ||
** В самой Цетаганде есть два уровня аристократии — гем-лорды (циничные и жестокие военные) и хаут-лорды (высшая аристократия; генетики, за несколько поколений экспериментов превратившиеся в людей-плюс). Вдохновлено японскими буси и кугэ, см. Реальная жизнь. | ** В самой Цетаганде есть два уровня аристократии — гем-лорды (циничные и жестокие военные) и хаут-лорды (высшая аристократия; генетики, за несколько поколений экспериментов превратившиеся в людей-плюс). Вдохновлено японскими буси и кугэ, см. Реальная жизнь. | ||
* | * [[The Hunger Games|«Голодные игры»]]: [[с прикрученным фитильком]] — жлобы (жители дистриктов бедно одеты, но не особенно брутальны), а у снобов, граждан Капитолия — [[педаль в пол]], они помешаны на гламуре и зрелищах. | ||
* [[Актёр Семецкий|Ю. М. Семецкий]], «Душа в тротиловом эквиваленте» — [[зигзаг]]ом, так как постулируется, что неандертальцев не столько скушали, сколько ассимилировали и поглотили:<br>'''''…Неандертальцы пошли по пути небольшой семьи и культивировали творчество. Сапиенсы были более убоги в плане творчества, но значительно более социализированы. Лобные зоны сапиенсов были чуть больше, что позволяло жить большими популяциями. В среднем, рядовой член такой популяции жил намного хуже, чем неандерталец. Зато крупные общины сапиенсов легко уничтожали малые группы неандертальцев…''''' | * [[Актёр Семецкий|Ю. М. Семецкий]], «Душа в тротиловом эквиваленте» — [[зигзаг]]ом, так как постулируется, что неандертальцев не столько скушали, сколько ассимилировали и поглотили:<br />'''''…Неандертальцы пошли по пути небольшой семьи и культивировали творчество. Сапиенсы были более убоги в плане творчества, но значительно более социализированы. Лобные зоны сапиенсов были чуть больше, что позволяло жить большими популяциями. В среднем, рядовой член такой популяции жил намного хуже, чем неандерталец. Зато крупные общины сапиенсов легко уничтожали малые группы неандертальцев…''''' | ||
* Анна Гурова, Александр Мазин — цикл «Малышка и Карлссон». Снобы — эльфы-сиды, жлобы — огры-тролли. | * Анна Гурова, Александр Мазин — цикл «Малышка и Карлссон». Снобы — эльфы-сиды, жлобы — огры-тролли. | ||
* Анна Прудская, «Оглянись, незнакомый прохожий». | * Анна Прудская, «Оглянись, незнакомый прохожий». | ||
Строка 119: | Строка 119: | ||
* [[Собачье сердце]] же! На снобской половине ринга интеллигенты Преображенский и Борменталь, жлобов представляют Шариков и Швондер. | * [[Собачье сердце]] же! На снобской половине ринга интеллигенты Преображенский и Борменталь, жлобов представляют Шариков и Швондер. | ||
* Э. Успенский, серия книг о Простоквашино — сноб Матроскин и жлоб Шарик. | * Э. Успенский, серия книг о Простоквашино — сноб Матроскин и жлоб Шарик. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 125: | Строка 124: | ||
* «Собачье сердце» — смакующий закуски ценитель оперы профессор Преображенский против пьющего хамюги с неумеренными претензиями Шарикова. В [[булгаков]]ском оригинале (см. выше) была та же коллизия, но в фильме она усилена — в первую очередь Евгением Евстигнеевым в роли профессора, придавшим тому ярко выраженные повадки московского барина. | * «Собачье сердце» — смакующий закуски ценитель оперы профессор Преображенский против пьющего хамюги с неумеренными претензиями Шарикова. В [[булгаков]]ском оригинале (см. выше) была та же коллизия, но в фильме она усилена — в первую очередь Евгением Евстигнеевым в роли профессора, придавшим тому ярко выраженные повадки московского барина. | ||
** Судя по фамилии, Преображенский из поповичей. | ** Судя по фамилии, Преображенский из поповичей. | ||
** В фильме жлобами также показаны и оставшиеся без крова жертвы гражданской войны, которых Швондер пытался заселить в квартиру Преображенского. | ** В фильме жлобами также показаны и оставшиеся без крова жертвы гражданской войны, которых Швондер пытался заселить в квартиру Преображенского. | ||
* «[[Дозоры|Ночной дозор]]»: Тёмные — гламурные снобы, Светлые — пролетарского вида жлобы. | * «[[Дозоры|Ночной дозор]]»: Тёмные — гламурные снобы, Светлые — пролетарского вида жлобы. | ||
** Это скорее в книге такая расстановка, а в фильме гоп-шик против рабочей робы. | ** Это скорее в книге такая расстановка, а в фильме гоп-шик против рабочей робы. | ||
* «За Маркса…» — инверсия. Заводовладельцу искусство нужно только для привлечения иностранных гостей. А простые работяги любят искусство искренне. | * «За Маркса…» — инверсия. Заводовладельцу искусство нужно только для привлечения иностранных гостей. А простые работяги любят искусство искренне. | ||
* | * Утомлённые солнцем 2: Цитадель. — слушающие классику в тихой и чистой крепости немцы (снобы) против тонущих в грязи и недостатке всего советских солдат, чьё начальство беспробудно пьёт водку (жлобы). | ||
* «[[Demolition Man|Разрушитель]]» — жители Сан-Анджелеса | * «[[Demolition Man|Разрушитель]]» — жители Сан-Анджелеса против «подземников» + [[Пришелец из прошлого|Спартана]]. | ||
* «[[Elysium|Элизиум]]»: | * «[[Elysium|Элизиум]]»: граждане Элизиума — снобы, олигархи из эстетически совершенного искусственного мира, противостоящие им земляне — жлобы, рабочие и бандиты из фоллаутоподобных пустошей. Снобизм, впрочем, [[с прикрученным фитильком]] — не такие уж они и эстеты, просто любят комфорт, а вот жлобизм — однозначно [[педаль в пол]]. | ||
* [[UnderWorld]]: вампиры — аристократы, оборотни — неформалы, а в приквеле рабы. | * [[UnderWorld]]: вампиры — аристократы, оборотни — неформалы, а в приквеле рабы. | ||
* «Человек-паук: [[Йопт In Translation|Возвращение домой]]» — Тони Старк и Стервятник. | * «Человек-паук: [[Йопт In Translation|Возвращение домой]]» — Тони Старк и Стервятник. | ||
* «[[Стиляги]]» — квинтэссенция тропа. | * «[[Стиляги]]» — квинтэссенция тропа. | ||
* | * Зомби (2018): «нормальные» — гламурные снобы (чирлидеры пробивают [[Педаль в пол|педалью ядро]], притом соседней планеты), «зомби» — живущие в [[городские трущобы|трущобах]] простые ребята [[Пацаны с раёна|весьма гопницкого вида]]. | ||
* «Ford vs Ferrari» — снобы из «Феррари» и жлобы из «Форда» | * «Ford vs Ferrari» — снобы из «Феррари» и жлобы из «Форда» | ||
** И внутри команды — «снобы» — руководство «Форда» и «жлобы» — Шелби и Майлс. | ** И внутри команды — «снобы» — руководство «Форда» и «жлобы» — Шелби и Майлс. | ||
* «Поезд в Пусан» — муж беременной барышни — типичный жлоб, а отец мелкой девчонки (биржевой воротила) — таки сноб. Но в итоге оба вынуждены объединить усилия. | * «Поезд в Пусан» — муж беременной барышни — типичный жлоб, а отец мелкой девчонки (биржевой воротила) — таки сноб. Но в итоге оба вынуждены объединить усилия. | ||
* | * Земля Мёртвых 2005 Дж. Ромеро — аллюзия на холодную войну: богатые снобы из Фиддлерс-Грин и жлобы из трущоб. Но ещё больше жлобами являются зомби. | ||
* [[Blade]] — снобы чистокровные против жлобов из банды Фроста. | * [[Blade]] — снобы чистокровные против жлобов из банды Фроста. | ||
* «Бобби» (1973) — зигзагом. Джек, отец Бобби, в роли жлоба (рыбак и выпивоха), и сноб мистер Натх (надменный богач с замашками аристократа), отец Раджа. Впрочем, Джек представляется жлобом лишь в глазах традиционного индуистского общества из-за отсутствия богатства и околозападного менталитета (христианская семья из Гоа). В общем и целом Бобби из интеллигентной, но скромной, хотя и небедной, семьи, а нарочитое жлобство ее отца это скорее реакция на косность и снобизм «классических» индийских богачей. В конце концов, это Радж Капур с его [[деконструкция|деконструкцией]] индийских традиций и образа мышления. | * «Бобби» (1973) — зигзагом. Джек, отец Бобби, в роли жлоба (рыбак и выпивоха), и сноб мистер Натх (надменный богач с замашками аристократа), отец Раджа. Впрочем, Джек представляется жлобом лишь в глазах традиционного индуистского общества из-за отсутствия богатства и околозападного менталитета (христианская семья из Гоа). В общем и целом Бобби из интеллигентной, но скромной, хотя и небедной, семьи, а нарочитое жлобство ее отца это скорее реакция на косность и снобизм «классических» индийских богачей. В конце концов, это Радж Капур с его [[деконструкция|деконструкцией]] индийских традиций и образа мышления. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
[[Файл:Пацаны снобы жлобы.jpg|240px|thumb|right|[[Плохой супергерой|Супергерои]] гламурны и пафосны. [[The Boys (телесериал)|Члены антигеройского]] [[Сопротивление|сопротивления]] просто не скрывают, что о них думают.]] | [[Файл:Пацаны снобы жлобы.jpg|240px|thumb|right|[[Плохой супергерой|Супергерои]] гламурны и пафосны. [[The Boys (телесериал)|Члены антигеройского]] [[Сопротивление|сопротивления]] просто не скрывают, что о них думают.]] | ||
* «[[Воронины]]». Коля — жлоб и грубиян с [[педаль в пол|педалью в пол]], бывший пограничник, любящий пожрать, а Галя — этакая [[Благовоспитанный козёл|добрая, но достающая всех своей заботой бабушка]], любящая готовить (но к снобам может иногда себя «приблизить» тем, что она бывшая учительница музыки, играющая на пианино). Родители Насти (Шварцы) — уже не совсем тот случай, но близко: набожные, скромные, [[ | * «[[Воронины]]». Коля — жлоб и грубиян с [[педаль в пол|педалью в пол]], бывший пограничник, любящий пожрать, а Галя — этакая [[Благовоспитанный козёл|добрая, но достающая всех своей заботой бабушка]], любящая готовить (но к снобам может иногда себя «приблизить» тем, что она бывшая учительница музыки, играющая на пианино). Родители Насти (Шварцы) — уже не совсем тот случай, но близко: набожные, скромные, [[Вегетарианец|вегетарианцы]], трезвенники. Родители Веры (Золотарёвы) — классические снобы: хорошо обеспеченные люди, которые постоянно путешествуют, ходят по дорогим заведениям и любят умничать. В результате: Родители Веры — типичные снобы, родители Насти и Коля Воронин — жлобы, А Галя Воронина нечто среднее между снобами и жлобами. | ||
* «Дарма и Грег» — сходный с предыдущим вариант с родителями: предки Дармы — самые настоящие хиппи, чудом уцелевшие с 60-х, родители Грега — богатые снобы (особенно мама, отец всё же попроще). Сами Дарма и Грег тоже, в общем то, подпадают: учительница йоги и преуспевающий адвокат. | * «Дарма и Грег» — сходный с предыдущим вариант с родителями: предки Дармы — самые настоящие хиппи, чудом уцелевшие с 60-х, родители Грега — богатые снобы (особенно мама, отец всё же попроще). Сами Дарма и Грег тоже, в общем то, подпадают: учительница йоги и преуспевающий адвокат. | ||
* «[[Star Trek|Звёздный Путь: Новое поколение]]» — эпизод «Марипоза» («Бабочка»). Жлобы с Bringloid V (фермеры-руралисты) и снобы-клонеры (высокотехнологическая утопия, подтачиваемая репликативным затуханием) на Марипозе. Первым нужен новый дом, а вторым свежая кровь — так что волею случая и капитана Пикара две проблемы становятся частью одного решения. | * «[[Star Trek|Звёздный Путь: Новое поколение]]» — эпизод «Марипоза» («Бабочка»). Жлобы с Bringloid V (фермеры-руралисты) и снобы-клонеры (высокотехнологическая утопия, подтачиваемая репликативным затуханием) на Марипозе. Первым нужен новый дом, а вторым свежая кровь — так что волею случая и капитана Пикара две проблемы становятся частью одного решения. | ||
** Не стоит забывать и о космических эльфах вулканцах, сражающихся в составе Объединенной Федерации планет против космических орков клингонов. | ** Не стоит забывать и о космических эльфах вулканцах, сражающихся в составе Объединенной Федерации планет против космических орков клингонов. | ||
*** Здрассьте. Если Клингоны — орки, то вы смотрели «Весь | *** Здрассьте. Если Клингоны — орки, то вы смотрели «Весь стартиек полностью, аж с фильма 2009 года». И нифига они не против. По крайней мере, в 24 веке. | ||
*** В 24 веке, в эпоху Следующего Поколения — клингоны союзники Федерации. А вот в эпоху капитана Кирка (TOS, вторая половина 23 века и ранее) клингоны вполне себе враждовали с Федерацией. | *** В 24 веке, в эпоху Следующего Поколения — клингоны союзники Федерации. А вот в эпоху капитана Кирка (TOS, вторая половина 23 века и ранее) клингоны вполне себе враждовали с Федерацией. | ||
** Скорее срач вулканцев с андорианцами в «Энтерпрайзе» и ранее. К примеру, в одной серии группа гоповатых андорианских военных захватила вулканский монастырь, якобы там станция космической разведки. Станция, кстати, была. | ** Скорее срач вулканцев с андорианцами в «Энтерпрайзе» и ранее. К примеру, в одной серии группа гоповатых андорианских военных захватила вулканский монастырь, якобы там станция космической разведки. Станция, кстати, была. | ||
Строка 158: | Строка 154: | ||
* [[Сваты]] — сериальная квинтэссенция тропа. | * [[Сваты]] — сериальная квинтэссенция тропа. | ||
* «Всё смешалось в доме…» Семья водителя Ивана Бобова, случайно ставшего владельцем дома на Рублёвке и их соседи — семья Ремезовых, долго и прочно находящаяся среди элиты. | * «Всё смешалось в доме…» Семья водителя Ивана Бобова, случайно ставшего владельцем дома на Рублёвке и их соседи — семья Ремезовых, долго и прочно находящаяся среди элиты. | ||
* Ещё есть «Ивановы | * Ещё есть «Ивановы Ивановы». Впрочем, в этом случае две семьи с одной фамилией всячески стараются найти общий язык, чтобы сблизиться со своими кровными детьми, перепутанными в роддоме. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «[[Ну, погоди!]]» — мажористо-интеллигентный заяц-сноб против волка-жлоба. | * «[[Ну, погоди!]]» — мажористо-интеллигентный заяц-сноб против волка-жлоба. | ||
* «Собез» — [[сарказм|господи, кто бы мог подумать]], что заяц-деревенщина и волк-мажор не найдут общий язык? | * «Собез» — [[сарказм|господи, кто бы мог подумать]], что заяц-деревенщина и волк-мажор не найдут общий язык? | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «[[Приключения капитана Врунгеля#Мультсериал|Приключения капитана Врунгеля]]» — агент Ноль-Ноль-Икс против Джулико Бандито и Де Ля Воро Гангстерито. | |||
* «Доктор Айболит» Черкасского — собственно, Айболит против Бармалея и пиратов. | |||
* Это <s>уже</s> было в «[[Simpsons|Симпсонах]]». Многократно, с Гомером в роли жлоба. Крайний пример — когда Спрингфилду сделали два телефонных кода по районам, и жители этих районов отличались как раз этим признаком, и так началась вражда. | * Это <s>уже</s> было в «[[Simpsons|Симпсонах]]». Многократно, с Гомером в роли жлоба. Крайний пример — когда Спрингфилду сделали два телефонных кода по районам, и жители этих районов отличались как раз этим признаком, и так началась вражда. | ||
* «[[South Park|Южный Парк]]» | * «[[South Park|Южный Парк]]» — | ||
** Создатели не стесняются изобразить Жлобов в негативном свете, показывая, что даже они склонны к мелочности и осуждению окружающих. | ** Создатели не стесняются изобразить Жлобов в негативном свете, показывая, что даже они склонны к мелочности и осуждению окружающих. | ||
** Эпизод «Ветрянка». Отец Кайла, Джеральд Брофловски, эмоционально далёк от нужд бедных, в результате чего получает от отца Кенни, жестокого алкоголика. | ** Эпизод «Ветрянка». Отец Кайла, Джеральд Брофловски, эмоционально далёк от нужд бедных, в результате чего получает от отца Кенни, жестокого алкоголика. | ||
* [[Губка Боб Квадратные Штаны]] сражается с грязнулей Патриком в эпизоде «Сражение в Бикини Боттом». Их ссора разрешилась… весьма необычным способом. | * [[Губка Боб Квадратные Штаны]] сражается с грязнулей Патриком в эпизоде «Сражение в Бикини Боттом». Их ссора разрешилась… весьма необычным способом. | ||
* «[[Чудеса на виражах]]» — регулярно акцентируются внимание на том, что лётчик Балу — простой парень (который даже школу не закончил!) с грубоватыми манерами, а владелица компании «Заплати и лети» Ребекка Каннингхем, как подобает снобке, заискивает перед высшим светом, пытаясь там прописаться. И да, отношения между ними непростые. | * «[[Чудеса на виражах]]» — регулярно акцентируются внимание на том, что лётчик Балу — простой парень (который даже школу не закончил!) с грубоватыми манерами, а владелица компании «Заплати и лети» Ребекка Каннингхем, как подобает снобке, заискивает перед высшим светом, пытаясь там прописаться. И да, отношения между ними непростые. | ||
Строка 178: | Строка 173: | ||
* «[[Avatar: the Last Airbender]]»: среди многочисленных племён чудаков, встреченных Аангом и компанией в путешествии, есть и племя Ган джинов (концентрированных снобов), враждующее с племенем Джангов (концентрированных жлобов). | * «[[Avatar: the Last Airbender]]»: среди многочисленных племён чудаков, встреченных Аангом и компанией в путешествии, есть и племя Ган джинов (концентрированных снобов), враждующее с племенем Джангов (концентрированных жлобов). | ||
** Катара, утончённая любительница порядка и чистоты, конфликтовала с неряшливой раздолбайкой Тоф. | ** Катара, утончённая любительница порядка и чистоты, конфликтовала с неряшливой раздолбайкой Тоф. | ||
** В «[[Легенда о Корре|Легенде о Корре]]» развязывается '''война''' между снобистским Северным Племенем Воды и Южным Племенем как жлобами. | ** В «[[Легенда о Корре|Легенде о Корре]]» развязывается '''война''' между снобистским Северным Племенем Воды и Южным Племенем как жлобами. | ||
* «[[Total Drama]]» — Дункан (Жлоб) и Кортни (Сноб). | * «[[Total Drama]]» — Дункан (Жлоб) и Кортни (Сноб). | ||
* «[[My Little Pony]]» — [[MLP/Apples|Эпплы]], фермеры-основатели Понивилля, как Жлобы и Ричи, династия финансистов, как Снобы. | * «[[My Little Pony]]» — [[MLP/Apples|Эпплы]], фермеры-основатели Понивилля, как Жлобы и Ричи, династия финансистов, как Снобы. | ||
** Сама [[Эпплджек]] (как Жлоб), иногда конфликтует с подругой, хозяйкой бутика, модницей и [[королева драмы|королевой драмы]] [[Рарити]] (Снобом). В 7 сезоне пони меняются местами, оказавшись в [[любовный треугольник|любовном треугольнике]], и доводят троп до фарса. | ** Сама [[Эпплджек]] (как Жлоб), иногда конфликтует с подругой, хозяйкой бутика, модницей и [[королева драмы|королевой драмы]] [[Рарити]] (Снобом). В 7 сезоне пони меняются местами, оказавшись в [[любовный треугольник|любовном треугольнике]], и доводят троп до фарса. | ||
** Весь Понивилль можно рассматривать как город Жлобов в сравнении с Кантерлотом, большинство жителей | ** Весь Понивилль можно рассматривать как город Жлобов в сравнении с Кантерлотом, большинство жителей которые — [[козёл|козлы]]. | ||
* «[[Футурама]]» — увидев, что на Октоберфесте участники ведут себя сдержанно и утончённо, Фрай пытается вернуть | * «[[Футурама]]» — увидев, что на Октоберфесте участники ведут себя сдержанно и утончённо, Фрай пытается вернуть прежнюю разнузданность. В результате прибытия неандертальцев (ещё большие Жлобы, чем Фрай) в мир современных людей (Снобы) фестиваль возвращается в атмосферу пьянства и бурного веселья. | ||
* «[[Gravity Falls]]» — Нортвесты и остальные жители города. Надо сказать, в серии с приемом в поместье и те, и те выглядят одинаково неприятно. | * «[[Gravity Falls]]» — Нортвесты и остальные жители города. Надо сказать, в серии с приемом в поместье и те, и те выглядят одинаково неприятно. | ||
** Во 2 сезоне к Стэнли Пайнсу (Жлобу) возвращается из параллельных миров брат-близнец Стэнфорд (Сноб). | ** Во 2 сезоне к Стэнли Пайнсу (Жлобу) возвращается из параллельных миров брат-близнец Стэнфорд (Сноб). | ||
Строка 191: | Строка 185: | ||
** С прикрученным фитильком — все вампиры в линейке кукол и персонажей мультсериала исключительно снобы, а вот среди оборотней попадаются как жлобы (Клод и Хоулин Вулфы), так и снобы (главная модница Школы Монстров Клодин Вулф и старшая сестра в семейке Клавдия). Но вот явного противостояния между ними нет, оборотень Клод — парень вампирши Дракулауры, а его сестра Клодин — ее лучшая подруга. | ** С прикрученным фитильком — все вампиры в линейке кукол и персонажей мультсериала исключительно снобы, а вот среди оборотней попадаются как жлобы (Клод и Хоулин Вулфы), так и снобы (главная модница Школы Монстров Клодин Вулф и старшая сестра в семейке Клавдия). Но вот явного противостояния между ними нет, оборотень Клод — парень вампирши Дракулауры, а его сестра Клодин — ее лучшая подруга. | ||
* «[[Вселенная Стивена]]» — [[заклятые друзья]] Аметист и Жемчуг. Первая — грубоватая и беззаботная вояка, которая часто бросается в бой первой и ведёт себя как ленивый подросток, живёт в комнате, полной скал и мусора. Вторая — интеллигентная и немного высокомерная бывшая прислуга, [[магистр всяческих наук]], с глубокими психологическими травмами ([[Раса слуг|прежняя жизнь в родном мире]], [[война — это кошмар|война]], потеря соратниц и [[Безответная любовь|возлюбленной]]). | * «[[Вселенная Стивена]]» — [[заклятые друзья]] Аметист и Жемчуг. Первая — грубоватая и беззаботная вояка, которая часто бросается в бой первой и ведёт себя как ленивый подросток, живёт в комнате, полной скал и мусора. Вторая — интеллигентная и немного высокомерная бывшая прислуга, [[магистр всяческих наук]], с глубокими психологическими травмами ([[Раса слуг|прежняя жизнь в родном мире]], [[война — это кошмар|война]], потеря соратниц и [[Безответная любовь|возлюбленной]]). | ||
* «[[Star vs. the Forces of Evil]]»: субверсия, поскольку это не столько вражда, сколько соперничество. Йохансены — родственники Ривера, отца Стар — почти поголовно брутальные грубияны, которые не боятся есть еду голыми руками и разбрасываться корочками вокруг(местный вариант викингов). А Баттерфлаи — родственники Мун, её матери — педалированные гламурные снобы, которые еду руками не едят | * «[[Star vs. the Forces of Evil]]»: субверсия, поскольку это не столько вражда, сколько соперничество. Йохансены — родственники Ривера, отца Стар — почти поголовно брутальные грубияны, которые не боятся есть еду голыми руками и разбрасываться корочками вокруг(местный вариант викингов). А Баттерфлаи — родственники Мун, её матери — педалированные гламурные снобы, которые еду даже руками не едят на пикниках, чтобы не испачкаться — для этого есть слуги. | ||
* [[Amphibia|Амфибия]] — такого немало: | * [[Amphibia|Амфибия]] — такого немало: | ||
** Команда Фермеров (Жлобы) и команда Горожан (Снобы) в жукоболе; | ** Команда Фермеров (Жлобы) и команда Горожан (Снобы) в жукоболе; | ||
Строка 205: | Строка 199: | ||
=== [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] === | === [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] === | ||
* [[Hunter x Hunter]] — Курапика и Леорио. | * [[Hunter x Hunter]] — Курапика и Леорио. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
==== Мета-примеры ==== | ==== Мета-примеры ==== | ||
* | * Геймеры — снобы, анти-геймеры — жлобы. | ||
* На стороне снобов: | * На стороне снобов: [[квест]]еры, [[TBS]]ники и [[RTS]]ники. На стороне жлобов: [[TPS]]ники, [[FPS]]ники, фанаты [[Королевская битва|battle-royale’й]] | ||
* Не забудем, что сейчас стало модно сильно пихать идеологию в игры. Так что не удивительно, если примеры из реальной жизни будут и тут. | * Не забудем, что сейчас стало модно сильно пихать идеологию в игры. Так что не удивительно, если примеры из реальной жизни будут и тут. | ||
==== Внутриигровые примеры ==== | ==== Внутриигровые примеры ==== | ||
Строка 233: | Строка 222: | ||
** Закулисье в первой части Portal в плане мрачности превосходит первую Half-Life. Всё такое коричневое и ржавое, какие-то механизмы постоянно шумят. Да и сами тестовые камеры выглядят довольно мрачно: лампы при входе громко гудят, музыка есть не в каждой камере. Так что это ещё вопрос, кто снобы, а кто жлобы. | ** Закулисье в первой части Portal в плане мрачности превосходит первую Half-Life. Всё такое коричневое и ржавое, какие-то механизмы постоянно шумят. Да и сами тестовые камеры выглядят довольно мрачно: лампы при входе громко гудят, музыка есть не в каждой камере. Так что это ещё вопрос, кто снобы, а кто жлобы. | ||
* [[Mafia]] — с одной стороны — дон Сальери, который предлагал дружбу взамен на сотрудничество, с другой — дон Морелло, который устанавливал власть путем запугивания и шантажа. Хотя в итоге оказалось, что оба они [[одним миром мазаны]] — ибо начинали свою криминальную деятельность у Дона Пеппоне, которого же сами и убили. | * [[Mafia]] — с одной стороны — дон Сальери, который предлагал дружбу взамен на сотрудничество, с другой — дон Морелло, который устанавливал власть путем запугивания и шантажа. Хотя в итоге оказалось, что оба они [[одним миром мазаны]] — ибо начинали свою криминальную деятельность у Дона Пеппоне, которого же сами и убили. | ||
* [[Fallout 2]] — снобы из Города Убежища | * [[Fallout 2]] — снобы из Города Убежища и жлобы со всей остальной Пустоши в целом и гули из Гекко в частности. | ||
** Ту да же и Анклав, с его «бременем генетически чистого человека» (снобы) против остальных жителей Пустоши (жлобы). | |||
* [[Fallout 3]] — башня Тенпенни-Тауэр, оазис роскоши в сером мире Пустошей, конечно же, приютила многих снобов, хотя в ней попадаются и нормальные люди. Владелец этой башни, Алистер Тенпенни — сноб высшей степени, готовый даже [[Моральный горизонт событий|взорвать город Мегатонну, чтобы не портил вид с балкона]]. Понятное дело, гули, живущие на станции метро неподалёку, не любят снобов, и самым большим жлобом из них является Рой Филлипс, довольно гордый гуль, желающий захватить башню по праву сильного. | * [[Fallout 3]] — башня Тенпенни-Тауэр, оазис роскоши в сером мире Пустошей, конечно же, приютила многих снобов, хотя в ней попадаются и нормальные люди. Владелец этой башни, Алистер Тенпенни — сноб высшей степени, готовый даже [[Моральный горизонт событий|взорвать город Мегатонну, чтобы не портил вид с балкона]]. Понятное дело, гули, живущие на станции метро неподалёку, не любят снобов, и самым большим жлобом из них является Рой Филлипс, довольно гордый гуль, желающий захватить башню по праву сильного. | ||
* [[Fallout: New Vegas]] — тут это в изобилии: | * [[Fallout: New Vegas]] — тут это в изобилии: | ||
** Самый очевидный пример — снобы из НКР против жлобов из Легиона Цезаря (и немного — Великих Ханов). Впрочем, на фоне Нью-Вегаса и Братства Стали жлобами уже выглядят НКРовцы. | ** Самый очевидный пример — снобы из НКР против жлобов из Легиона Цезаря (и немного — Великих Ханов). Впрочем, на фоне Нью-Вегаса и Братства Стали жлобами уже выглядят НКРовцы. | ||
** В самом Нью-Вегасе есть чёткое деление на ухоженный Стрип для состоятельных людей и полудикий Фрисайд для тех | ** В самом Нью-Вегасе есть чёткое деление на ухоженный Стрип для состоятельных людей и полудикий Фрисайд для тех кому не так повезло. | ||
** Ну а внутри Стрипа есть ультраснобы из «Белой Перчатки» (которые явно хотят забыть своё каннибальское прошлое) и неприкрытые жлобы из Омерты (которые своего дикарского прошлого не особо стесняются, даром хорошие костюмы нацепили). | ** Ну а внутри Стрипа есть ультраснобы из «Белой Перчатки» (которые явно хотят забыть своё каннибальское прошлое) и неприкрытые жлобы из Омерты (которые своего дикарского прошлого не особо стесняются, даром хорошие костюмы нацепили). | ||
** Локальный, но очень трагический пример — конфликт рождённой в Нью-Вегасе Карлы Бун и жителей Новака. | ** Локальный, но очень трагический пример — конфликт рождённой в Нью-Вегасе Карлы Бун и жителей Новака. | ||
* [[Fallout 4]] | * [[Fallout 4]], Nuka-World: снобы — Операторы, жлобы — Стая. А Адепты просто больные на голову маньяки. | ||
* [[Far Cry Primal]] — культурные и развитые Изила против дикарей Удам. [[Субверсия]] — обе стороны одинаково отвратительны, и Винджа хлебнули от них немало лиха. | * [[Far Cry Primal]] — культурные и развитые Изила против дикарей Удам. [[Субверсия]] — обе стороны одинаково отвратительны, и Винджа хлебнули от них немало лиха. | ||
* [[Space Rangers]]: 3 штуки: «жлобы против снобов», «грешники против праведников» и «пацаны против легавых». Первая: малоки — жлобы, (зачастую) [[Сила без ума|любящие силу, но презирающие ум]] и считая всех резинками, и фэяне — снобы, (зачастую) любящие ум, но презирающие силу и уважающие только логику; Вторая: пеленги — жлобы, [[Порочная раса|любящие грабить и пиратствовать, невзирая на мораль]], и гаальцы — снобы, [[Гордая и мудрая раса|ратующие за порядок, экологичность и культуру]]. [[Люди — крепкие середнячки|А люди и там, и там — посередине]]; Третья: пираты, рейнджеры-налетчики и пиратский клан — жлобы, коалиция и большая часть её населения — снобы. | * [[Space Rangers]]: 3 штуки: «жлобы против снобов», «грешники против праведников» и «пацаны против легавых». Первая: малоки — жлобы, (зачастую) [[Сила без ума|любящие силу, но презирающие ум]] и считая всех резинками, и фэяне — снобы, (зачастую) любящие ум, но презирающие силу и уважающие только логику; Вторая: пеленги — жлобы, [[Порочная раса|любящие грабить и пиратствовать, невзирая на мораль]], и гаальцы — снобы, [[Гордая и мудрая раса|ратующие за порядок, экологичность и культуру]]. [[Люди — крепкие середнячки|А люди и там, и там — посередине]]; Третья: пираты, рейнджеры-налетчики и пиратский клан — жлобы, коалиция и большая часть её населения — снобы. | ||
Строка 256: | Строка 245: | ||
** 6 почти аналогична, только в Современности добавляются интеллектуалы и консерваторы. И добавляются взаимоисключающие ультиматумы (в которых придётся выбирать, с кем испортить отношения) — их могут выдвигать одновременно как только «снобские», так «жлобские» фракции. | ** 6 почти аналогична, только в Современности добавляются интеллектуалы и консерваторы. И добавляются взаимоисключающие ультиматумы (в которых придётся выбирать, с кем испортить отношения) — их могут выдвигать одновременно как только «снобские», так «жлобские» фракции. | ||
* [[Tyranny]]. На стороне жлобов [[армия воров и шлюх|головорезы Алого Хора]], снобами выступают [[элитная армия|легионеры Опальных]]. | * [[Tyranny]]. На стороне жлобов [[армия воров и шлюх|головорезы Алого Хора]], снобами выступают [[элитная армия|легионеры Опальных]]. | ||
* [[WoW]]/[[Warcraft]] — снобы из Альянса против жлобов из Орды. Хотя справедливости ради, и в Альянсе есть жлобы (дворфы, воргены, култирасцы), а в Орде — снобы (эльфы крови | * [[WoW]]/[[Warcraft]] — снобы из Альянса против жлобов из Орды. Хотя справедливости ради, и в Альянсе есть жлобы (дворфы, воргены, култирасцы), а в Орде — снобы (эльфы крови, ночнорождённые). | ||
* [[Mass Effect]] — снобы представлены Пространством Цитадели, среди которых особенно выделяются азари, жлобы — системами Терминус, среди которых особенно выделяются батариане. | * [[Mass Effect]] — снобы представлены Пространством Цитадели, среди которых особенно выделяются азари, жлобы — системами Терминус, среди которых особенно выделяются батариане. | ||
** Жлобы-кроганы и остановившие их с помощью генофага снобы-саларианцы. | ** Жлобы-кроганы и остановившие их с помощью генофага снобы-саларианцы. | ||
* [[Kiseki]] — один из главных конфликтов в Эребонии как раз в том, что дворянство начали поджимать снизу простолюдины, стремительно богатеющие и набирающие влияние, так что теперь с ними приходится считаться. | * [[Kiseki]] — один из главных конфликтов в Эребонии как раз в том, что дворянство начали поджимать снизу простолюдины, стремительно богатеющие и набирающие влияние, так что теперь с ними приходится считаться. | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
Строка 281: | Строка 269: | ||
* «Реальная мистика» — эпизод «Проклятие половины». В роли снобов выступают две альфа-суки, мать и дочка Милана и Диана, а в роли жлоба — «бедная пенсионерка Зина». | * «Реальная мистика» — эпизод «Проклятие половины». В роли снобов выступают две альфа-суки, мать и дочка Милана и Диана, а в роли жлоба — «бедная пенсионерка Зина». | ||
** Утонченная эстетка Виолетта и Вера Ивановна, вышедшая из деревни. Хотя это скорее [[Бетти и Вероника]]. | ** Утонченная эстетка Виолетта и Вера Ивановна, вышедшая из деревни. Хотя это скорее [[Бетти и Вероника]]. | ||
* Фанаты Рика и Морти. Высокомерные снобы, которые считают себя элитой. Вот только фанаты Xavier: Renegade Angel считают их «типа не быдлом», а себя — «настоящими патрициями». Да и шоу последних действительно затрагивает философские вопросы и разрушает то, что люди навязали себе (вроде того же «Сила — для слабых!»). | |||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Цивилизованные ацтеки и кочевники-чичимеки. Однако при Монтесуме I ацтеки стали приносить больше человеческих жертвоприношений. А перед [[Испания|конкистадорами]] уже сами были жлобами. | * Цивилизованные ацтеки и кочевники-чичимеки. Однако при Монтесуме I ацтеки стали приносить больше человеческих жертвоприношений. А перед [[Испания|конкистадорами]] уже сами были жлобами. | ||
* Изящные, томные Афины и демонстративно-гипермаскулинная Спарта. | * Изящные, томные Афины и демонстративно-гипермаскулинная Спарта. | ||
** Македонцы перед правлением Филиппа II Македонского потеряли в проигранных войнах с соседями-варварами большую часть своей аристократии, армию пришлось заново формировать из обычных крестьян, а в личную дружину царя набирали лихих людей со всего эллинистического мира. Над такими порядками долгое время откровенно потешалась вся Греция. | ** Македонцы перед правлением Филиппа II Македонского потеряли в проигранных войнах с соседями-варварами большую часть своей аристократии, армию пришлось заново формировать из обычных крестьян, а в личную дружину царя набирали лихих людей со всего эллинистического мира. Над такими порядками долгое время откровенно потешалась вся Греция. | ||
*** Ничего, потом Александр Македонский потешался. И не только над Грецией. | |||
* Римляне долгие годы отыгрывали роль сельских жлобов, когда противостояли рафинированно-культурным эллинистическим и ближневосточным цивилизациям (снобам), но перед всякими северными дикарями они сами были снобами. | * Римляне долгие годы отыгрывали роль сельских жлобов, когда противостояли рафинированно-культурным эллинистическим и ближневосточным цивилизациям (снобам), но перед всякими северными дикарями они сами были снобами. | ||
** Патриции и плебеи ранней Республики. Старая аристократия эпохи поздней Республики откровенно отыгрывала снобов, а вот низы и аутсайдеры этой же аристократии наоборот усиленно косили под жлобов в поисках популярности у низов общества. | ** Патриции и плебеи ранней Республики. Старая аристократия эпохи поздней Республики откровенно отыгрывала снобов, а вот низы и аутсайдеры этой же аристократии наоборот усиленно косили под жлобов в поисках популярности у низов общества. | ||
* В ту же копилку мем «[[Белокурая арийская бестия|Nordic]] vs [[Жгучий брюнет|Mediterranean]]», где задаётся вопрос «Who is the real master race? | * В ту же копилку мем «[[Белокурая арийская бестия|Nordic]] vs [[Жгучий брюнет|Mediterranean]]», где задаётся вопрос «Who is the real master race?» и идут сравнения, где нордиды — варвары с «we wuz da real kangz in Rome n sheet», не являющиеся цивилизацией, а средиземноморцы — типа создатели Европы. Временами там идут сравнения других народов. | ||
* В Японии до сёгунов — кугэ ([[Дворянство мантии|аристократы-метросексуалы]], любящие искусство) и самураи (косящие под варваров труъ-воины и головорезы). После захвата власти сёгунами самураи, ставшие правящим классом, сделали из себя гибрид того и другого: с одной стороны, всё так же превозносили жестокость, бесстрашие и умение игнорировать страдания, с другой — стали ценить образованность, заниматься живописью, писать стихи и проводить чайные церемонии. | * В Японии до сёгунов — кугэ ([[Дворянство мантии|аристократы-метросексуалы]], любящие искусство) и самураи (косящие под варваров труъ-воины и головорезы). После захвата власти сёгунами самураи, ставшие правящим классом, сделали из себя гибрид того и другого: с одной стороны, всё так же превозносили жестокость, бесстрашие и умение игнорировать страдания, с другой — стали ценить образованность, заниматься живописью, писать стихи и проводить чайные церемонии. | ||
* [[Степи и Чингисхан|Монголы]] и азиатские кочевники отыгрывали жлобов перед [[Иран|персами]] и [[китай]]цами. Но даже несмотря на неграмотность Чингисхан и Монгольская империя учились у завоёванных народов. | * [[Степи и Чингисхан|Монголы]] и азиатские кочевники отыгрывали жлобов перед [[Иран|персами]] и [[китай]]цами. Но даже несмотря на неграмотность Чингисхан и Монгольская империя учились у завоёванных народов. | ||
* [[Загнивающая аристократия| | * [[Загнивающая аристократия|Аристократы]] (снобы) и [[Капиталисты плохие|Капиталисты]] (жлобы). | ||
** Если добавить Карла Маркса, то получится, что [[Рабство|Рабовладельчество]] — для снобов, отрицающих любую мысль о свободе для большинства, проводя время за «поэзией и всем прочим из этого рода»; а [[Загнивающая аристократия|Феодализм]] — для жлобов, любящих «охоту, рыбалку и более приземлённые вещи», которые считают, что феодализм «спасёт!». Хотя впрочем у первых есть жлобские наклонности к войне ради рабов, а у вторых снобская любовь к благородию. | ** Если добавить Карла Маркса, то получится, что [[Рабство|Рабовладельчество]] — для снобов, отрицающих любую мысль о свободе для большинства, проводя время за «поэзией и всем прочим из этого рода»; а [[Загнивающая аристократия|Феодализм]] — для жлобов, любящих «охоту, рыбалку и более приземлённые вещи», которые считают, что феодализм «спасёт!». Хотя впрочем у первых есть жлобские наклонности к войне ради рабов, а у вторых снобская любовь к благородию. | ||
*** А если взять первоисточник идей Маркса — Гегеля, то его диалектика господ и рабов, то первые будут классическими снобами, которые не могут существовать безотносительно жлобов-рабов, и наоборот. | *** А если взять первоисточник идей Маркса — Гегеля, то его диалектика господ и рабов, то первые будут классическими снобами, которые не могут существовать безотносительно жлобов-рабов, и наоборот. | ||
* [[Красный октябрь]] — белые-снобы (со всей их офицерской честью, культурой и духовностью) и красные-жлобы (простые рабочие и крестьянские парни, коллективизм которых не одобряет выпендрёж | * [[Красный октябрь]] — белые-снобы (со всей их офицерской честью, культурой и духовностью) и красные-жлобы (простые рабочие и крестьянские парни, коллективизм которых не одобряет выпендрёж). Впрочем, это — имидж и идеология, а по факту в конце войны часто выходило с точностью до наоборот: подтянутые и дисциплинированные бойцы Красной Армии против опустившихся белых офицеров, страдающих алкоголизмом и не гнушающихся грабежами. | ||
** В большинстве произведений советских времен [[Готтентотская мораль|совсем не такая картина]] — [[всегда хорошие]] [[Хороший парень|красноармейцы]] против белых снобов и зелёных жлобов. | ** В большинстве произведений советских времен [[Готтентотская мораль|совсем не такая картина]] — [[всегда хорошие]] [[Хороший парень|красноармейцы]] против белых снобов и зелёных жлобов. | ||
* [[Нацист|Штурмовики и эсэсовцы (жлобы) против офицеров Вермахта (снобов)]] | * [[Нацист|Штурмовики и эсэсовцы (жлобы) против офицеров Вермахта (снобов)]]. | ||
** В современной Германии — «Весси» и «Осси»: две ментальности, одна страна. А какой у обоих характер, это вы знаете сами. [https://www.dw.com/ru/осси-и-весси-две-ментальности-одна-страна/a-855197 Deutsche Welle] | ** В современной Германии — «Весси» и «Осси»: две ментальности, одна страна. А какой у обоих характер, это вы знаете сами. [https://www.dw.com/ru/осси-и-весси-две-ментальности-одна-страна/a-855197 Deutsche Welle] | ||
* «Россия с айфоном» vs «Россия с шансоном» (и в других постсоветских республиках). | * «Россия с айфоном» vs «Россия с шансоном» (и в других постсоветских республиках). | ||
** Санкт-Петербург и Москва не только этот троп, но и [[Шкала романтизма против просвещения|этот]]: в Питере есть красивые старинные дома исторической застройки, [[дождь - это романтично|романтически-дождливая]] погода, непривычные жителям центральной России белые ночи и живущие во всём этом хендмейдеры-хипстеры и поэты-алкоголики (все признаки сноба налицо); Москва же — город современных зданий и деловых, успешных людей (жлобы). | ** Санкт-Петербург и Москва не только этот троп, но и [[Шкала романтизма против просвещения|этот]]: в Питере есть красивые старинные дома исторической застройки, [[дождь - это романтично|романтически-дождливая]] погода, непривычные жителям центральной России белые ночи и живущие во всём этом хендмейдеры-хипстеры и поэты-алкоголики (все признаки сноба налицо); Москва же — город современных зданий и деловых, успешных людей (жлобы). | ||
Строка 312: | Строка 294: | ||
** А вот на закате СССР противостояние снобов-неформалов и жлобов-люберов стало легендарным. | ** А вот на закате СССР противостояние снобов-неформалов и жлобов-люберов стало легендарным. | ||
** Снобы из Питера и Москвы против среднеазиатских гастарбайтеров и кавказских хулиганов в роли жлобов. | ** Снобы из Питера и Москвы против среднеазиатских гастарбайтеров и кавказских хулиганов в роли жлобов. | ||
* | * Противостояние во времена [[Дикий Запад|Дикого Запада]], в частности [[Гражданская война в США|Гражданской Войны]] — снобы '''дикси''' (южане), косящие под европейских монархов и аристократов, и поддерживающие рабовладельчество против жлобов '''янки''' (северян), показывающих себя защитниками демократии и республики, и боровшихся за капитализм. Впрочем, (по крайней мере, в большинстве своём) за Юг были [[реднек]]и — ''натуральные жлобы'', а за Север ''тоже воевали определённые рабовладельцы'' со снобическим менталитетом. А особняком стоят бандиты («чоткие пацаны», часто имевшие [[мексика]]нское происхождение и свою культуру), [[Охотник за головами|охотники за головами]], и индивидуалы-[[ганфайтер]]ы (стереотипные вооружённые ковбои). | ||
* [[w:Летний лагерь (эксперимент)|Эксперимент в Робберс Кейв]]: изучались межгрупповые конфликты. Подопытных подростков разделили на две группы, которые тут же начали враждовать, причём одна группа объявила себя правильной и духовной, а другая — брутальной и хулиганской. | * [[w:Летний лагерь (эксперимент)|Эксперимент в Робберс Кейв]]: изучались межгрупповые конфликты. Подопытных подростков разделили на две группы, которые тут же начали враждовать, причём одна группа объявила себя правильной и духовной, а другая — брутальной и хулиганской. | ||
* Производители чипов графических карт AMD (снобы) и NVidia (жлобы). Достаточно взглянуть на оформление утилит для настройки. Утонченный дизайн программ от AMD и простецкое по-челябински оформление утилит от NVidia. | * Производители чипов графических карт AMD (снобы) и NVidia (жлобы). Достаточно взглянуть на оформление утилит для настройки. Утонченный дизайн программ от AMD и простецкое по-челябински оформление утилит от NVidia. | ||
* Яблочные снобы против жлобов с андроидом. В ту же копилку идут и MacOS (снобы) и Windows от Microsoft (жлобы), пользователи Linux где-то посередине. | |||
* Луркоморье против Абсурдопедии. Первые — циничные снобы, высокомерно относящиеся к другим и «обсирающие» всё подряд, выдавая за истину в последней инстанции. Вторые — жизнерадостные жлобы, витающие в своих детских фантазиях: им большего даже не надо, чтобы жить счастливо. Вкратце, Лурка уже заморожена, но и Абсурдопедия тоже находится в незавидном состоянии. | |||
* В автомобильном мире: Снобы на «Теслах» и гибридах против жлобов на «бензиновых ведрах». Обыграно в серии «Самодовольство» «Южного парка». | * В автомобильном мире: Снобы на «Теслах» и гибридах против жлобов на «бензиновых ведрах». Обыграно в серии «Самодовольство» «Южного парка». | ||
* А еще газ. Выигрыш по топливу аналогичный, но электрокары это «зэ мэйджик текнолоджи фром Амэрика!», а газ это «деревенское быдло, у которого на бензин для ржавой тарантайки денег нет». | * А еще газ. Выигрыш по топливу аналогичный, но электрокары это «зэ мэйджик текнолоджи фром Амэрика!», а газ это «деревенское быдло, у которого на бензин для ржавой тарантайки денег нет». Очень многие нос воротят, узнав, что у автора данной правки машина на газу, притом, что новая, не ведро, и даже газ с завода, причем находящегося на западе. | ||
* Архитектура и стиль: Классицизм и вышедший из него неоклассицизм (снобы), потому что все эти архитектура и стиль античного — то есть [[Герои и философы|греческого]] и [[Императоры и гладиаторы|римского]] происхождения соответственно; Романская архитектура и Неороманская архитектура, готическая архитектура от которой зародилась Неоготика и Готический стиль (жлобы), все они с точки зрения классицизма и эпохи Возрождения варварские. | * Архитектура и стиль: Классицизм и вышедший из него неоклассицизм (снобы), потому что все эти архитектура и стиль античного — то есть [[Герои и философы|греческого]] и [[Императоры и гладиаторы|римского]] происхождения соответственно; Романская архитектура и Неороманская архитектура, готическая архитектура от которой зародилась Неоготика и Готический стиль (жлобы), все они с точки зрения классицизма и эпохи Возрождения варварские. | ||
** Впрочем, сегодня расклад иной: готика и неоготика перешла в расклад труднопонимаемой и не всеми «перевариваемой» архитектуры (снобы), а классицизм и неоклассицизм за счёт «геометричности» форм и большего распространения встречается даже в ультрасовременных зданиях (жлобы). Вообще старинная и традиционная национальная архитектура — ассоциируются со снобами, а с жлобами ассоциируется современная архитектура, за счёт отсутствия архитектурных красот. | ** Впрочем, сегодня расклад иной: готика и неоготика перешла в расклад труднопонимаемой и не всеми «перевариваемой» архитектуры (снобы), а классицизм и неоклассицизм за счёт «геометричности» форм и большего распространения встречается даже в ультрасовременных зданиях (жлобы). Вообще старинная и традиционная национальная архитектура — ассоциируются со снобами, а с жлобами ассоциируется современная архитектура, за счёт отсутствия архитектурных красот. | ||
* Но | ** Но идеальным кандидатом на роль «жлоба» в архитектуре подходят интернациональные стили: модернизм, брутализм и функционализм. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references /> | |||
{{Nav/Амплуа и архетипы}} | {{Nav/Амплуа и архетипы}} |