Редактирование: Снобы против жлобов
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 4: | Строка 4: | ||
{{Q|...Старинная эта сказка — буквально благая весть<br>О том, как Фламинго пытался в семью черных Воронов влезть.<br>Предок его достославный Олларам готовил еду<br>И за достиженья в поварне стал графом — «во славу труду»!<br>А старые аристократы, не делавшие '''ничего''',<br>Беднягу «навозником» звали, а после — потомков его…|Майя Котовская, «Фламинго в вороньих перьях»}} | {{Q|...Старинная эта сказка — буквально благая весть<br>О том, как Фламинго пытался в семью черных Воронов влезть.<br>Предок его достославный Олларам готовил еду<br>И за достиженья в поварне стал графом — «во славу труду»!<br>А старые аристократы, не делавшие '''ничего''',<br>Беднягу «навозником» звали, а после — потомков его…|Майя Котовская, «Фламинго в вороньих перьях»}} | ||
Есть две противоположные группы. Ключевое для тропа когда эти группы выставляют все своей напоказ и конфликтуют с другой. | Есть две противоположные группы. Ключевое для тропа когда эти группы выставляют все своей напоказ и конфликтуют с другой. | ||
Одна — [[сноб]]ы. Культурные. Они из кожи вон лезут, чтобы показать какие они изысканные, утончённые, высокообразованные и мудрые, но при этом могут попадать под троп [[благовоспитанный козёл]]. У [[Житель Страны Эльфов|жителей страны эльфов]] снобизм может проявляться самого факта того, что они выставляют напоказ свою альтернативность | Одна — [[сноб]]ы. Культурные. Они из кожи вон лезут, чтобы показать какие они изысканные, утончённые, высокообразованные и мудрые, но при этом могут попадать под троп [[благовоспитанный козёл]]. У [[Житель Страны Эльфов|жителей страны эльфов]] снобизм может проявляться самого факта того, что они выставляют напоказ свою альтернативность. | ||
Другая — [[жлоб]]ы. Нарочито некультурные и гордятся этим. Считают себя «знающими жизнь». Могут быть успешными, но образ нарочито грубоватый | Другая — [[жлоб]]ы. Нарочито некультурные и гордятся этим. Считают себя «знающими жизнь». Могут быть успешными, но образ нарочито грубоватый. | ||
По вполне понятным причинам, снобы и жлобы друг друга не любят. Но не спешите записывать очередного аристократа или нувориша, пролетария или поэта в одну из этих категорий уже по принадлежности к определенному классу общества | По вполне понятным причинам, снобы и жлобы друг друга не любят. Но не спешите записывать очередного аристократа или нувориша, пролетария или поэта в одну из этих категорий уже по принадлежности к определенному классу общества. И снобизм и жлобство проистекают из одного и того же источника — ложного чувства превосходства, в силу обладания недоступным для других. Те, [[Духовность — это хорошо|кто это понимают]] — считают это гордыней. | ||
{{Video|3mq43kfnsjY|«Кошачий блюз», собственно|width=250}} | {{Video|3mq43kfnsjY|«Кошачий блюз», собственно|width=250}} | ||
{{Video|Djm1IZF13mE|И его же «Дядя Жора», для сравнения|width=250}} | {{Video|Djm1IZF13mE|И его же «Дядя Жора», для сравнения|width=250}} | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
* В спорах норовят перейти на личности вместо аргументов по существу. | * В спорах норовят перейти на личности вместо аргументов по существу. | ||
* Хвастовство внешними атрибутами успеха. | * Хвастовство внешними атрибутами успеха. | ||
{| class="wikitable" | {| class="wikitable" | ||
Строка 40: | Строка 41: | ||
| Примеры ярлыков по отношению к оппоненту/оппонентам || «Быдло» || «Лох, неудачник» | | Примеры ярлыков по отношению к оппоненту/оппонентам || «Быдло» || «Лох, неудачник» | ||
|- | |- | ||
| Примеры их ценностей || «Свобода, духовность и особо богатый внутренний мир» || | | Примеры их ценностей || «Свобода, духовность и особо богатый внутренний мир» || «Квартира, тачка, дача, дворец, яхта, драгоценности и прочие цацки» | ||
|- | |- | ||
| Примеры перехода на личности || «Как это — хочешь жену и детей? Ты просто не можешь понять вкус свободы!» || «Как это — жениться не хочешь? Тебе просто бабы не дают!» | | Примеры перехода на личности || «Как это — хочешь жену и детей? Ты просто не можешь понять вкус свободы!» || «Как это — жениться не хочешь? Тебе просто бабы не дают!» | ||
|- | |- | ||
| Пример внешних атрибутов успеха, которыми хвастаются || Кичатся знанием Достоевского и Кафки наизусть || | | Пример внешних атрибутов успеха, которыми хвастаются || Кичатся знанием Достоевского и Кафки наизусть || Выставляют напоказ фото на фоне дорогих тачек и прочих побрякушек (нередко в Инстаграме) | ||
|} | |} | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 65: | Строка 60: | ||
*** Гномы там не меньшие снобы, чем эльфы, где каждый помнит всех своих предков до самого Дьюрина и этим гордится, да и традиции у них соблюдаются неукоснительно. Жлобские замашки гномам делают в адаптациях. | *** Гномы там не меньшие снобы, чем эльфы, где каждый помнит всех своих предков до самого Дьюрина и этим гордится, да и традиции у них соблюдаются неукоснительно. Жлобские замашки гномам делают в адаптациях. | ||
* [[Неформал — значит, лузер]] vs [[Неформал — это здорово]]. | * [[Неформал — значит, лузер]] vs [[Неформал — это здорово]]. | ||
* [[Пацанка и леди]] | * Конфликт снобов и жлобов может сочетаться с противопоставлением полов: Женщины — согласно стереотипу, снобы, а мужчины — соответственно, жлобы. | ||
* [[Чувствительный парень и брутальный мужик]] | * [[Пацанка и леди]]. С фитильком могут быть если это [[леди с замашками пацанки]] и [[пацанка с замашками леди]]. | ||
* [[Чувствительный парень и брутальный мужик]]. | |||
* [[Кошки — враги собак]]. Снобами однозначно будут пушистые мурчалки, а жлобами — лучшие друзья человека. | * [[Кошки — враги собак]]. Снобами однозначно будут пушистые мурчалки, а жлобами — лучшие друзья человека. | ||
* [[Волки — враги собак]]. А вот тут подача сторон может меняться, хотя чаще жлобами оказываются все те же верные друзья человека. | * [[Волки — враги собак]]. А вот тут подача сторон может меняться, хотя чаще жлобами оказываются все те же верные друзья человека. | ||
* [[Воин vs солдат]] — Утончённому снобу не в лом потратить пару десятилетий на оттачивание воинского мастерства, чтобы потом блистать подвигами. А вот циничного (точнее простого) жлоба интересует только, как максимально быстро и дёшево нарубить врагов в товарных количествах. | * [[Воин vs солдат]] — Утончённому снобу не в лом потратить пару десятилетий на оттачивание воинского мастерства, чтобы потом блистать подвигами. А вот циничного (точнее простого) жлоба интересует только, как максимально быстро и дёшево нарубить врагов в товарных количествах. | ||
** [[Стратег vs Тактик]] — утончённому снобу не влом повозиться с собранными разведданными (для начала не влом вообще отправить разведчиков в поле) для отслеживания ''«узких мест»'' в логистике противника, а потом наложить их на географическую картину, чтобы противник ''«победил себя сам»''. А вот циничного (точнее простого) жлоба интересует только, как максимально быстро и дёшево смести оборону противника. | ** [[Стратег vs Тактик]] — утончённому снобу не влом повозиться с собранными разведданными (для начала не влом вообще отправить разведчиков в поле) для отслеживания ''«узких мест»'' в логистике противника, а потом наложить их на географическую картину, чтобы противник ''«победил себя сам»''. А вот циничного (точнее простого) жлоба интересует только, как максимально быстро и дёшево смести оборону противника. | ||
** [[Боевые искусства]] же! От прикладных единоборств, рассчитанных на [[прагматичный боец|быструю и жёсткую победу над противником]] (Крав мага ― эталон жлобства), и до боевых искусств, где [[поэт и воин|духовное развитие]] иногда [[технический пацифист|важнее боевого]] ― снобы. | ** [[Боевые искусства]] же! От прикладных единоборств, рассчитанных на [[прагматичный боец|быструю и жёсткую победу над противником]] (Крав мага ― эталон жлобства), и до боевых искусств, где [[поэт и воин|духовное развитие]] иногда [[технический пацифист|важнее боевого]] ― снобы. | ||
* Если экранизируют известное произведение (чем больше отличий от первоисточника, тем выше риск «баталий в комментах»), то зрители могут разделиться на два лагеря: Снобы: «Читай книгу! Там все написано!». Позиция жлобов: «Фильм должен быть самостоятельным произведением. Зритель не обязан читать книгу, чтобы все понимать.». | * Если экранизируют известное произведение (чем больше отличий от первоисточника, тем выше риск «баталий в комментах»), то зрители могут разделиться на два лагеря: Снобы: «Читай книгу! Там все написано!». Позиция жлобов: «Фильм должен быть самостоятельным произведением. Зритель не обязан читать книгу, чтобы все понимать.». | ||
Строка 189: | Строка 182: | ||
* «[[Total Drama]]» — Дункан (Жлоб) и Кортни (Сноб). | * «[[Total Drama]]» — Дункан (Жлоб) и Кортни (Сноб). | ||
* «[[My Little Pony]]» — [[MLP/Apples|Эпплы]], фермеры-основатели Понивилля, как Жлобы и Ричи, династия финансистов, как Снобы. | * «[[My Little Pony]]» — [[MLP/Apples|Эпплы]], фермеры-основатели Понивилля, как Жлобы и Ричи, династия финансистов, как Снобы. | ||
** | ** Сама [[Эпплджек]] (как Жлоб), иногда конфликтует с подругой, хозяйкой бутика, модницей и [[королева драмы|королевой драмы]] [[Рарити]] (Снобом). В 7 сезоне пони меняются местами, оказавшись в [[любовный треугольник|любовном треугольнике]], и доводят троп до фарса. | ||
* «[[Gravity Falls]]» — Нортвесты и | ** Весь Понивилль можно рассматривать как город Жлобов в сравнении с Кантерлотом, большинство жителей которого — [[козёл|козлы]]. | ||
* «[[Футурама]]» — увидев, что на Октоберфесте участники ведут себя сдержанно и утончённо, Фрай пытается вернуть былое веселье. В результате прибытия неандертальцев ([[Педаль в пол|ещё большие Жлобы, чем Фрай]]) в мир современных людей (Снобы) фестиваль возвращается в атмосферу пьянства и бурного веселья. | |||
* «[[Gravity Falls]]» — Нортвесты и остальные жители города. Надо сказать, в серии с приемом в поместье и те, и те выглядят одинаково неприятно. | |||
** Во 2 сезоне к Стэнли Пайнсу (Жлобу) возвращается из параллельных миров брат-близнец Стэнфорд (Сноб). | ** Во 2 сезоне к Стэнли Пайнсу (Жлобу) возвращается из параллельных миров брат-близнец Стэнфорд (Сноб). | ||
* «Monster High»: | * «Monster High»: | ||
Строка 311: | Строка 306: | ||
: См. также [[Враждующие фэндомы]] | : См. также [[Враждующие фэндомы]] | ||
* «Россия с айфоном» vs «Россия с шансоном» (и в других постсоветских республиках). | * «Россия с айфоном» vs «Россия с шансоном» (и в других постсоветских республиках). | ||
** Санкт-Петербург и Москва не только этот троп, но и [[Шкала романтизма против просвещения|этот]]: в Питере есть красивые старинные дома исторической застройки, непривычные жителям центральной России белые ночи и живущие во всём этом хендмейдеры-хипстеры и поэты-алкоголики (все признаки сноба налицо); Москва же — город современных зданий и деловых, успешных людей (жлобы). | ** Санкт-Петербург и Москва не только этот троп, но и [[Шкала романтизма против просвещения|этот]]: в Питере есть красивые старинные дома исторической застройки, [[дождь - это романтично|романтически-дождливая]] погода, непривычные жителям центральной России белые ночи и живущие во всём этом хендмейдеры-хипстеры и поэты-алкоголики (все признаки сноба налицо); Москва же — город современных зданий и деловых, успешных людей (жлобы). | ||
*** Московский сноб — вовсе не редкость. Правда, снобизм его обычно направлен не против Петербурга, а против «замкадья» — то бишь, всей остальной страны, кроме, так и быть, нескольких городов-милионников. А что до «современных зданий» — провинциалы давно смеются над тем, что правительственные учреждения расположены в [[Цари, стрельцы и терема|крепостях времен Ивана Грозного]]. | *** Московский сноб — вовсе не редкость. Правда, снобизм его обычно направлен не против Петербурга, а против «замкадья» — то бишь, всей остальной страны, кроме, так и быть, нескольких городов-милионников. А что до «современных зданий» — провинциалы давно смеются над тем, что правительственные учреждения расположены в [[Цари, стрельцы и терема|крепостях времен Ивана Грозного]]. | ||
** В современных субкультурах русскоязычного региона больше всего снобства в [[Богема|хипстерах]], а жлобства — в [[Пацаны с раёна|гопниках]]. Правда, они не противостоят друг другу: для серьёзного конфликта в тёмных подворотнях слишком значителен перевес вторых, а в светлых антикафе — первых. С другой стороны, столкновения случаются: недавно в московском парке Горького с одного «спросили за шмот» с летальным исходом, даже в новостях было. С третьей стороны, настоящему гопнику всё равно, у кого отжимать мобилу. | ** В современных субкультурах русскоязычного региона больше всего снобства в [[Богема|хипстерах]], а жлобства — в [[Пацаны с раёна|гопниках]]. Правда, они не противостоят друг другу: для серьёзного конфликта в тёмных подворотнях слишком значителен перевес вторых, а в светлых антикафе — первых. С другой стороны, столкновения случаются: недавно в московском парке Горького с одного «спросили за шмот» с летальным исходом, даже в новостях было. С третьей стороны, настоящему гопнику всё равно, у кого отжимать мобилу. | ||
** А вот на закате СССР противостояние снобов-неформалов и жлобов-люберов стало легендарным. | ** А вот на закате СССР противостояние снобов-неформалов и жлобов-люберов стало легендарным. | ||
** Снобы из Питера и Москвы против среднеазиатских и кавказских | ** Снобы из Питера и Москвы против среднеазиатских гастарбайтеров и кавказских хулиганов в роли жлобов. | ||
* Снобы-металлисты против жлобов-панков в 80-е (а в России 2000-х — против «говнарей», слушающих лёгкий русский рок). Впрочем, времена прошли, и сейчас они все вместе снобят против жлобов-рэперов. | * Снобы-металлисты против жлобов-панков в 80-е (а в России 2000-х — против «говнарей», слушающих лёгкий русский рок). Впрочем, времена прошли, и сейчас они все вместе снобят против жлобов-рэперов. | ||
** Причём любители русского рока в свою очередь были снобами против любителей попсы. А в 2020-е расклад поменялся: сейчас у модных молодёжных изданий принято гордиться «постироничной» поп-музыкой и снобить старых жлобов, слушающих этот дурацкий и немодный… правильно, русский рок и металл. | ** Причём любители русского рока в свою очередь были снобами против любителей попсы. А в 2020-е расклад поменялся: сейчас у модных молодёжных изданий принято гордиться «постироничной» поп-музыкой и снобить старых жлобов, слушающих этот дурацкий и немодный… правильно, русский рок и металл. | ||
Строка 329: | Строка 321: | ||
==== Прочее ==== | ==== Прочее ==== | ||
* Владельцы дорогих айфонов, понтующиеся статусом, и идейные юзеры дешёвых и сердитых смартфонов на Android, заклеймившие iPhone быдлодевайсом для жертв общества потребления. В ту же копилку — обладатели макбуков за шестизначную цену, линуксоиды, ненавидящие Windows за проприетарщину и считающие виндузятников если не идиотами, то дремучими ламерами. И сами воинствующие виндузятники, для которых Windows — единственно верная ПО, macOS признак мажора, а Linux для прыщавых задротов. Кто из них снобы, кто жлобы, сами поймёте. | * Владельцы дорогих айфонов, понтующиеся статусом, и идейные юзеры дешёвых и сердитых смартфонов на Android, заклеймившие iPhone быдлодевайсом для жертв общества потребления. В ту же копилку — обладатели макбуков за шестизначную цену, линуксоиды, ненавидящие Windows за проприетарщину и считающие виндузятников если не идиотами, то дремучими ламерами. И сами воинствующие виндузятники, для которых Windows — единственно верная ПО, macOS признак мажора, а Linux для прыщавых задротов. Кто из них снобы, кто жлобы, сами поймёте. | ||
** | * Луркоморье против Абсурдопедии. Первые — циничные снобы, высокомерно относящиеся к другим и «обсирающие» всё подряд, выдавая за истину в последней инстанции. Вторые — жизнерадостные жлобы, витающие в своих детских фантазиях: те лурочку тоже не любят, но статья о ней состоит не из одного едкого сарказма, а ещё из пародий и клоунады. Вкратце, старая Лурка уже уничтожена удавившим педаль в снобизм <s>транс-наркоман-русофобом</s>. Абсурдопедия тоже находится в незавидном состоянии: раскололась на два проекта, в одном качество юмора почти никакое, в другом диктатура местного свидомого диктатора. | ||
* [[w:Летний лагерь (эксперимент)|Эксперимент в Робберс Кейв]]: изучались межгрупповые конфликты. Подопытных подростков разделили на две группы, которые тут же начали враждовать, причём одна группа объявила себя правильной и духовной, а другая — | ** Ну раз такая пьянка пошла, «снобы» ― Посмотрели, с дебатами длиной «до десяти звездочек» против «жлобов» энциклопедии Викитропы, где все правки строго по делу. | ||
* [[w:Летний лагерь (эксперимент)|Эксперимент в Робберс Кейв]]: изучались межгрупповые конфликты. Подопытных подростков разделили на две группы, которые тут же начали враждовать, причём одна группа объявила себя правильной и духовной, а другая — брутальной и хулиганской. | |||
* Производители чипов графических карт AMD (снобы) и NVidia (жлобы). Достаточно взглянуть на оформление утилит для настройки. Утонченный дизайн программ от AMD и простецкое по-челябински оформление утилит от NVidia. | * Производители чипов графических карт AMD (снобы) и NVidia (жлобы). Достаточно взглянуть на оформление утилит для настройки. Утонченный дизайн программ от AMD и простецкое по-челябински оформление утилит от NVidia. | ||
* В автомобильном мире: Снобы на «Теслах» и гибридах против жлобов на «бензиновых ведрах». Обыграно в серии «Самодовольство» «Южного парка». | * В автомобильном мире: Снобы на «Теслах» и гибридах против жлобов на «бензиновых ведрах». Обыграно в серии «Самодовольство» «Южного парка». | ||
* А еще газ. Выигрыш по топливу аналогичный, но электрокары это «зэ мэйджик текнолоджи фром Амэрика!», а газ это «деревенское быдло, у которого на бензин для ржавой тарантайки денег нет». Притом что электрокары, хотя и гадят сами по себе меньше, в процессе производства и утилизации оказывают такое воздействие на окружающую среду, что становятся чище ДВС только через 50 000 км (3-4 года) на исключительно «зеленой» энергии и 100 000 км года при заправке «из розетки». Так что газ еще и самый экологически чистый вид топлива. | * А еще газ. Выигрыш по топливу аналогичный, но электрокары это «зэ мэйджик текнолоджи фром Амэрика!», а газ это «деревенское быдло, у которого на бензин для ржавой тарантайки денег нет». Притом что электрокары, хотя и гадят сами по себе меньше, в процессе производства и утилизации оказывают такое воздействие на окружающую среду, что становятся чище ДВС только через 50 000 км (3-4 года) на исключительно «зеленой» энергии и 100 000 км года при заправке «из розетки». Так что газ еще и самый экологически чистый вид топлива. | ||
* Архитектура и стиль: Классицизм и вышедший из него неоклассицизм (снобы), потому что все эти архитектура и стиль античного — то есть [[Герои и философы|греческого]] и [[Императоры и гладиаторы|римского]] происхождения соответственно; Романская архитектура и Неороманская архитектура, готическая архитектура от которой зародилась Неоготика и Готический стиль (жлобы), все они с точки зрения классицизма и эпохи Возрождения варварские. | * Архитектура и стиль: Классицизм и вышедший из него неоклассицизм (снобы), потому что все эти архитектура и стиль античного — то есть [[Герои и философы|греческого]] и [[Императоры и гладиаторы|римского]] происхождения соответственно; Романская архитектура и Неороманская архитектура, готическая архитектура от которой зародилась Неоготика и Готический стиль (жлобы), все они с точки зрения классицизма и эпохи Возрождения варварские. | ||
* Но серые коробки — это другой троп: [[уныло, но практично]]. Настоящее жлобство — это стиль [[дорого- | ** Впрочем, сегодня расклад иной: готика и неоготика перешла в расклад труднопонимаемой и не всеми «перевариваемой» архитектуры (снобы), а классицизм и неоклассицизм за счёт «геометричности» форм и большего распространения встречается даже в ультрасовременных зданиях (жлобы). Вообще старинная и традиционная национальная архитектура — ассоциируются со снобами, а с жлобами ассоциируется современная архитектура, за счёт отсутствия архитектурных красот. | ||
* Но серые коробки — это другой троп: [[уныло, но практично]]. Настоящее жлобство — это стиль [[дорого-бохато]], или «цыганский шик» — дом превращают в аляповатое подобие дворца или музея. Везде, к месту и не к месту налеплены позолота, хрусталь, всякие лепные рюшки-завитушки, снаружи колонны, кариатиды — но без всякого понятия о мере и гармонии, качество стен и коммуникаций может даже хромать. Оказавшись в таком помещении, сноб-эстет схватится за сердце, а дарагой бохатый жлоб, войдя в оформленную со вкусом комнату, посчитает её нищебродской. Или жлобство — уродливые унылые коттеджи, иногда слепленные из дерьма и палок, зато с размахом, всей давящей громадой демонстрирующие, какой владелец статусный мамонтодобытчик. | |||
* Татуировки (снобы) и наколки/партаки (жлобы). | * Татуировки (снобы) и наколки/партаки (жлобы). | ||
* Метросексуал в брендовых шмотках и причёске от барбер-шопа может быть снобом. А настоящий мужЫк, который могуч, вонюч, волосат и чуть красивее обезьяны — жлобом. | |||
* «Эти тупые солдафоны» — сказал сноб. «Эти сопливые штафирки» — сказал жлоб. | * «Эти тупые солдафоны» — сказал сноб. «Эти сопливые штафирки» — сказал жлоб. | ||
* «Homo soveticus» против «Поколения Пепси» и их потомков. Первые приписывают себе лучшую в мире образованность и высокую мораль, а младшие поколения обвиняют в деградации интеллекта ([[Во всём виновата Дока 2!|во всём виноваты ЕГЭ и канпухтерные игры]]), лени и разнузданности. Вторые гордятся приспособленностью к новой жизни, критическим мышлением и умением принимать веяния времени, а старших обвиняют в косности и некритичности мышления, [[Шея мёрзнет без ошейника|рабском стадном менталитете]] и умении только ныть, а не жить. В зависимости от набора аргументов, и та, и другая сторона могут оказаться как снобами, так и жлобами. | * «Homo soveticus» против «Поколения Пепси» и их потомков. Первые приписывают себе лучшую в мире образованность и высокую мораль, а младшие поколения обвиняют в деградации интеллекта ([[Во всём виновата Дока 2!|во всём виноваты ЕГЭ и канпухтерные игры]]), лени и разнузданности. Вторые гордятся приспособленностью к новой жизни, критическим мышлением и умением принимать веяния времени, а старших обвиняют в косности и некритичности мышления, [[Шея мёрзнет без ошейника|рабском стадном менталитете]] и умении только ныть, а не жить. В зависимости от набора аргументов, и та, и другая сторона могут оказаться как снобами, так и жлобами. |