Редактирование: Справочник автора/Архитектура/Большепролётные сооружения

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
Для начала немного определений. '''Пролетом''' называется расстояние между двумя точками опоры конструкции. То есть если двенадцатиметровая балка опирается на какие-нибудь опоры по краям — то это однопролетная балка пролетом 12 метров. Если цельная двенадцатиметровая балка опирается на три опоры — две по краям, одна в середине — то то двухпролетная неразрезная балка с пролетами 6 метров. Расстояние, перпендикулярное пролету в здании, то есть расстояние между двумя параллельно уложенными балками, называется '''шагом'''. Шаг, в отличие от пролета, редко бывает более 12 метров.
Для начала немного определений. '''Пролётом''' называется расстояние между двумя точками опоры конструкции. То есть если двенадцатиметровая балка опирается на какие-нибудь опоры по краям — то это однопролётная балка пролетом 12 метров. Если цельная двенадцатиметровая балка опирается на три опоры — две по краям, одна в середине — то то двухпролётная неразрезная балка с пролётами 6 метров. Расстояние, перпендикулярное пролёту в здании, то есть расстояние между двумя параллельно уложенными балками, называется '''шагом'''. Шаг, в отличие от пролёта, редко бывает более 12 метров.


В современном капитальном строительстве экономически выгодно ставить опоры примерно каждые 20 метров, и так проектируют, например, [[склад]]ы.
В современном капитальном строительстве экономически выгодно ставить опоры примерно каждые 20 метров, и так проектируют, например, [[склад]]ы.


Но посреди спорткомплекса или зрительного зала колонну не поставишь — вот и получаются '''большепролётные сооружения'''. Современные СНиПы к большепролётным относят гражданские сооружения с пролётом в 18 и более метров, производственные 30 и более, а также со свесом 9 и более метров. Для средневековых цифра 5 и более метров — когда уже не годятся дубовые балки.
Но посреди спорткомплекса или зрительного зала колонну не поставишь — вот и получаются '''большепролётные сооружения'''. Современные СНиПы к большепролётным относят гражданские сооружения с пролётом в 18 и более метров, производственные 30 и более, а также со свесом 9 и более метров. Для средневековых цифра 5 и более метров — когда уже не годятся дубовые балки.


== Советы по конструированию уровней ==
== Советы по конструированию уровней ==
Большепролётное сооружение будет символом вашего уровня — если не экстерьер из-за высотной застройки вокруг, то интерьер уж точно. Потому конструкторы уровней их любят. Вспомните хотя бы кинотеатр на первом уровне [[Duke Nukem 3D]], музей в финале [[Mafia: The City of Lost Heaven]]: они во многом запомнились внутренностями таких сооружений.
Большепролётное сооружение будет символом вашего уровня — если не экстерьер из-за высотной застройки вокруг, то интерьер уж точно. Потому конструкторы уровней их любят. Вспомните хотя бы кинотеатр на первом уровне [[Duke Nukem 3D]], музей в финале [[Mafia: The City of Lost Heaven]]: они во многом запомнились внутренностями таких сооружений.


Если детализации игры хватает, чтобы нарисовать несущую структуру, нарисуйте её. Это будет классно.
Если детализации игры хватает, чтобы нарисовать несущую структуру, нарисуйте её. Это будет классно.


Существует много типовых проектов таких сооружений — так что смотрите, как устроен простой цех или склад, и переносите на ваш уровень. Например, есть рекомендации по минимальной высоте ферм в зависимости от длины пролёта — не стоит без нужды её занижать.
Существует много типовых проектов таких сооружений — так что смотрите, как устроен простой цех или склад, и переносите на ваш уровень. Например, есть рекомендации по минимальной высоте ферм в зависимости от длины пролёта — не стоит без нужды её занижать.


В подавляющем большинстве случаев потолок большепролётного помещения будет одновременно и крышей, без верхних этажей и чердаков. Такой потолок-крышу строители называют '''покрытием''', в противовес кровле и перекрытию.
В подавляющем большинстве случаев потолок большепролётного помещения будет одновременно и крышей, без верхних этажей и чердаков. Такой потолок-крышу строители называют '''покрытием''', в противовес кровле и перекрытию.
Строка 16: Строка 16:
== История ==
== История ==


Первое известное нам большепролётное сооружение — римский Пантеон («храм всех богов»). Построили его около 120 года, на удивление быстро (за несколько лет), из нового тогда материала — бетона. «Покорить пространство» было символом успеха для архитектора, подобные здания строили десятилетиями по штучным проектам, и они становились [[Архитектурная доминанта|архитектурной доминантой]] тогдашних малоэтажных городов. По столь сложной и дорогой технологии делали только общественные и культовые здания.
Первое известное нам большепролётное сооружение — римский Пантеон («храм всех богов»). Построили его около 120 года, на удивление быстро (за несколько лет), из нового тогда материала — бетона. «Покорить пространство» было символом успеха для архитектора, подобные здания строили десятилетиями по штучным проектам, и они становились [[Архитектурная доминанта|архитектурной доминантой]] тогдашних малоэтажных городов. По столь сложной и дорогой технологии делали только общественные и культовые здания.


Индустриализация привела к новому значению слова «цех» — из гильдии ремесленников он превратился в производственное сооружение. Лёгкость переустройства и присмотра за рабочими потребовала делать цех однообъёмным, и тогда появилась куча важных архитектурных решений: балки, фермы, шедовая (пилообразная) крыша. Символом экономической мощи конца XIX века стали выставочные залы, строившиеся из новых тогда материалов — стекла и стали.
Индустриализация привела к новому значению слова «цех» — из гильдии ремесленников он превратился в производственное сооружение. Лёгкость переустройства и присмотра за рабочими потребовала делать цех однообъёмным, и тогда появилась куча важных архитектурных решений: балки, фермы, шедовая (пилообразная) крыша. Символом экономической мощи конца XIX века стали выставочные залы, строившиеся из новых тогда материалов — стекла и стали.


С развитием авиации потребовались некапитальные большепролётные сооружения — ангары. И этих ангаров придумали кучу разных конструкций, пока не пришли к стандартному сводчатому. Архитектор Ричард Фуллер изобрёл купол из прямых стальных балок.
С развитием авиации потребовались некапитальные большепролётные сооружения — ангары. И этих ангаров придумали кучу разных конструкций, пока не пришли к стандартному сводчатому. Архитектор Ричард Фуллер изобрёл купол из прямых стальных балок.


Развитие спорта упрятало под крышу сначала катки и бассейны, а потом и другие спортивные сооружения.
Развитие спорта упрятало под крышу сначала катки и бассейны, а потом и другие спортивные сооружения.
Строка 29: Строка 29:
Плоскостные: '''балки, фермы, рамы, арки'''. Арка, растянутая вдоль, образует '''свод'''. Часто подобные покрытия делают из '''сборных бетонных настилов'''.
Плоскостные: '''балки, фермы, рамы, арки'''. Арка, растянутая вдоль, образует '''свод'''. Часто подобные покрытия делают из '''сборных бетонных настилов'''.


Фундамент у большепролётных сооружений непропорционально мал по сравнению с многоэтажным домом, и приходится учитывать осадку грунта и делать рамы и арки шарнирными — впрочем, для конструктора уровней это не важно.
Фундамент у большепролётных сооружений непропорционально мал по сравнению с многоэтажным домом, и приходится учитывать осадку грунта и делать рамы и арки шарнирными — впрочем, для конструктора уровней это не важно.


Большие пролёты делают пространственными конструкциями, и самая простая из них — '''складчатое покрытие'''. Часто используют '''перекрёстно-стержневые конструкции'''.
Большие пролёты делают пространственными конструкциями, и самая простая из них — '''складчатое покрытие'''. Часто используют '''перекрёстно-стержневые конструкции'''.


В спортивных сооружениях любят '''подвесные системы''', с такими элементами, как '''оболочка''', '''оттяжка''' и '''стабилизирующий трос'''.
В спортивных сооружениях любят '''подвесные системы''', с такими элементами, как '''оболочка''', '''оттяжка''' и '''стабилизирующий трос'''.


Ну и никуда не делся '''купол''' он бывает монолитным бетонным, сборным бетонным и стальным.
Ну и никуда не делся '''купол''' — он бывает монолитным бетонным, сборным бетонным и стальным.


Большепролётные сооружения обычно плохо освещены, это может исправить крышевое окно — '''фонарь'''. Наиболее распространённый вид фонарей — с обычными негерметичными вертикальными окнами.
Большепролётные сооружения обычно плохо освещены, это может исправить крышевое окно — '''фонарь'''. Наиболее распространённый вид фонарей — с обычными негерметичными вертикальными окнами.


== Свод в средневековой архитектуре ==
== Свод в средневековой архитектуре ==
Архитектурные стили затронем вскользь, будем в основном о строительных нюансах. Очень много про своды [[w:Свод|в Википедии]].
Архитектурные стили затронем вскользь, будем в основном о строительных нюансах. Очень много про своды [[w:Свод|в Википедии]].


Чтобы сделать пролёт здания подлиннее, использовали деревянные балки, в идеале — дубовые. Это ограничивало пролёт примерно 5 метрами. Если нужно длиннее, плоское перекрытие уже не годится, и в позднюю античность придумали '''свод'''.
Чтобы сделать пролёт здания подлиннее, использовали деревянные балки, в идеале — дубовые. Это ограничивало пролёт примерно 5 метрами. Если нужно длиннее, плоское перекрытие уже не годится, и в позднюю античность придумали '''свод'''.


Свод, с одной стороны, действует на сжатие — в отличие от обычного перекрытия, которое действует на изгиб. С другой — перекрытие передаёт силы вертикально вниз, в то время как свод даёт '''усилия распора'''. И развитие архитектурных стилей средневековья во многом связано с тем, как с этими сводами работать.
Свод, с одной стороны, действует на сжатие — в отличие от обычного перекрытия, которое действует на изгиб. С другой — перекрытие передаёт силы вертикально вниз, в то время как свод даёт '''усилия распора'''. И развитие архитектурных стилей средневековья во многом связано с тем, как с этими сводами работать.


(С бронзового века существует '''ложный свод''', когда камни кладутся на опоры со сдвигом — он не даёт распора, но его нельзя сделать большепролётным.)
(С бронзового века существует '''ложный свод''', когда камни кладутся на опоры со сдвигом — он не даёт распора, но его нельзя сделать большепролётным.)


Романский стиль. Стена или ряд колонн поменьше поддерживает вес свода. Рядом стена побольше — она работает на распор. Свод сплошной, толще у опор и тоньше наверху, и '''щелыга''' (верхняя линия) свода состоит из '''замкóвых камней''' клиновидной формы. Тяжеловесность романского стиля — она из-за тяжёлых распорных стен.
Романский стиль. Стена или ряд колонн поменьше поддерживает вес свода. Рядом стена побольше — она работает на распор. Свод сплошной, толще у опор и тоньше наверху, и '''щелыга''' (верхняя линия) свода состоит из '''замкóвых камней''' клиновидной формы. Тяжеловесность романского стиля — она из-за тяжёлых распорных стен.


В готическом стиле придумали '''нервюры''' прочные арки, в то время как само покрытие (''запалубка'') лёгкое, в один камень толщиной. И вместо того, чтобы как-то скрывать нервюры, готика говорит: а я вот такая, у меня лёгкий свод на прочных нервюрах. Второе изобретение готики — сложная система стенок, простенков и контрфорсов, которые отводят распор в землю, оставляя собор лёгким на вид.
В готическом стиле придумали '''нервюры''' — прочные арки, в то время как само покрытие (''запалубка'') лёгкое, в один камень толщиной. И вместо того, чтобы как-то скрывать нервюры, готика говорит: а я вот такая, у меня лёгкий свод на прочных нервюрах. Второе изобретение готики — сложная система стенок, простенков и контрфорсов, которые отводят распор в землю, оставляя собор лёгким на вид.


И, думаю, вы понимаете: [[замок|зáмок]] оборонительное сооружение, и большепролётными стоит делать только церемониальные залы.
И, думаю, вы понимаете: [[замок|зáмок]] — оборонительное сооружение, и большепролётными стоит делать только церемониальные залы.


Русская храмовая архитектура шла примерно в ногу с западной, только традиционно полагалась хотя бы на небольшой '''купол''' и на близкие к квадратным соборы — а не выраженно крестообразные.
Русская храмовая архитектура шла примерно в ногу с западной, только традиционно полагалась хотя бы на небольшой '''купол''' и на близкие к квадратным соборы — а не выраженно крестообразные.


== Воздухоопорные сооружения ==
== Воздухоопорные сооружения ==
Наименее капитальные из большепролётных сооружений, изобретены около 1970.
Наименее капитальные из большепролётных сооружений, изобретены около 1970.


Оболочка обычно делается из двух слоев армированной синтетической ткани с воздушной прослойкой между ними 20-100 см (для сохранения тепла) и крепится к фундаменту. В простейшем виде фундамент — просто лежащие на земле бетонные блоки. Внутри помещения постоянно работает вентилятор, поддерживающий избыточное давление внутри купола примерно в 1 дюйм водяного столба = 250 паскаль (при атмосферном давлении в 101,3 кПа). Этот перепад давлений в шлюзе равносилен спуску на 22 метра, то есть шесть-семь этажей. Существует вариант с надувными балками, в которых давление повыше, поддерживающими натянутую тканевую оболочку. Не нуждается в шлюзовании, более эстетически гибок чем просто надувной купол, но дороже.  
Оболочка обычно делается из двух слоев армированной синтетической ткани с воздушной прослойкой между ними 20-100 см (для сохранения тепла) и крепится к фундаменту. В простейшем виде фундамент — просто лежащие на земле бетонные блоки. Внутри помещения постоянно работает вентилятор, поддерживающий избыточное давление внутри купола примерно в 1 дюйм водяного столба = 250 паскаль (при атмосферном давлении в 101,3 кПа). Этот перепад давлений в шлюзе равносилен спуску на 22 метра, то есть шесть-семь этажей. Существует вариант с надувными балками, в которых давление повыше, поддерживающими натянутую тканевую оболочку. Не нуждается в шлюзовании, более эстетически гибок чем просто надувной купол, но дороже.


Достоинства:
Достоинства:
Строка 81: Строка 81:
Недостатки:
Недостатки:
* Всё ещё некрасивый вид.
* Всё ещё некрасивый вид.
* Окна возможны только на фронтонах. Изредка — небольшие окна на оболочке.
* Окна возможны только на фронтонах. Изредка — небольшие окна на оболочке.
* Плохая теплоизоляция.
* Плохая теплоизоляция.


Строка 87: Строка 87:


== Лёгкие стальные тонкостенные конструкции ==
== Лёгкие стальные тонкостенные конструкции ==
Используются как в малоэтажном жилом строительстве, так и в индустриальном. Основа этих конструкций — оцинкованные листы и балки.
Используются как в малоэтажном жилом строительстве, так и в индустриальном. Основа этих конструкций — оцинкованные листы и балки.


Придумана в Канаде в послевоенные годы для быстрого типового строительства «[[белый заборчик|субурбий]]». Собственно для жилого строительства конструкция оказалась не самой удачной — человек любит натуральное и строит из ЛСТК только от безнадёги, предпочитая более дорогие деревянно-каркасные. Зато склады и мастерские из этого материала получаются хорошие. (И магазины тоже — но они уже не большепролётные.)
Придумана в Канаде в послевоенные годы для быстрого типового строительства «[[белый заборчик|субурбий]]». Собственно для жилого строительства конструкция оказалась не самой удачной — человек любит натуральное и строит из ЛСТК только от безнадёги, предпочитая более дорогие деревянно-каркасные. Зато склады и мастерские из этого материала получаются хорошие. (И магазины тоже — но они уже не большепролётные.)


Поскольку нас интересуют именно склады и мастерские — то преимущества:
Поскольку нас интересуют именно склады и мастерские — то преимущества:
* Достаточная дешевизна.
* Достаточная дешевизна.
* Сейсмостойкость.
* Сейсмостойкость.
Строка 99: Строка 99:
Недостатки:
Недостатки:
* Материал даже не прикидывается натуральным, что важно для жилых домов. Однажды Варламов выставил на смех церковь, перестроенную из ЛСТК.
* Материал даже не прикидывается натуральным, что важно для жилых домов. Однажды Варламов выставил на смех церковь, перестроенную из ЛСТК.
* Критическая зависимость от производителя — они склонны экономить и ошибаться. Если будет мало цинка, сооружение не проживёт гарантийный срок, если не так отрежут балку — она не встанет.
* Критическая зависимость от производителя — они склонны экономить и ошибаться. Если будет мало цинка, сооружение не проживёт гарантийный срок, если не так отрежут балку — она не встанет.


Применение: самые разные виды некапитальных нежилых зданий. Ну и небольшие жилые в местах, где мало дерева или бывают землетрясения.
Применение: самые разные виды некапитальных нежилых зданий. Ну и небольшие жилые в местах, где мало дерева или бывают землетрясения.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблоны, используемые на этой странице: