Редактирование: Справочник автора/Одежда средневековой Руси

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 52: Строка 52:
Мужчина, если дело происходит после крещения Руси, должен иметь бороду, так как <s>[[Крутая борода|это брутально]]</s> это обязан делать каждый христианин, потому что сие есть образ Божий. Если же мужчина не бородат, либо он отрок, либо католик, либо, прости Господи, содомит<ref>Хотя периодически мода на бритые лица всё же появлялась, например, при Василии III, отце Ивана Грозного, поскольку вторая жена, Елена Глинская, жаловалась, что борода колет. По другой версии, Василий сбрил бороду по настоянию Елены, поскольку на её родине — Великом княжестве Литовском бороду было не принято отращивать; и таким образом, Василий своим видом напоминал обычаи родины Глинской.</ref>. Усы без бороды, в принципе, допустимы, а если вместе с ними носится чуб (клок волос на выбритой налысо голове) — то перед нами славянский воин дохристианской Руси<ref>Смотри описание Святослава Игоревича. Но скорее всего это просто подражание степной моде половцев и печенегов (а Любор Нидерле, отметивший наличие этого обычая у древних мораван, предполагает, что он мог быть заимствован вообще у [[Гуляш и чардаш|древних мадьяр]]), так как именно у тюрков право на ношение усов без бороды имели только воины — этому придавалось столь большое значение, что усы обязательно изображались на личинах шлемов и каменных изваяниях. Даже Тамерлан вопреки любым реконструкциям и иллюстрациям при эксгумации обнаружил только усы без бороды. Даже позже только воинское сословие Османской империи особое право носить усы без бороды.</ref> или запорожский [[казак]]. До крещения бородатыми и длинноволосыми ходили волхвы. Другие мужские причёски довольно просты: это как правило каре, стрижка под горшок и их вариации — «в скобу», «калиточкой» и так далее. Хотя в XIV—XV веках новгородцы, если судить по свидетельствам иностранцев, некоторым [[Господин Великий|новгородским]] иконам в том числе и с изображениями заказчиков (например, в нижней части «Деисусе», разделённом пополам по горизонтали, изображены молящиеся бояре и их семьи), а также западным барельефам и деревянным скульптурам<ref>Самым известным примером является деревянная скамья (называемой Рижской, так как по «сюжету» [[Господин Великий|новгородцы]] продают свой товар именно там) в церкви Святого Николая в немецком Штральзунде</ref>, носили длинные волосы, заплетённые в одну или несколько кос (подобное, кстати, практиковали и викинги). Такая прическа сохранилась у [[Пиво, кнедлики и Швейк|словаков]]. Также, судя по этим барельефам, некоторые раздваивали бороду и заплетали в косички. Получалась борода а-ля вилы. А на деревянной скульптуре с главного алтаря Мариацкого костёла в Кракове запечатлён новгородский купец, у которого в косы заплетены усы. К сожалению, после присоединения новгородских земель к Московскому княжеству и депортации большинства жителей Новгорода в Москву и её окрестности, такая практика сошла на нет, поскольку в западных изображениях косички на русичах более не встречаются. В следующем, XVI-м веке входит в моду бритьё головы налысо, в частности, брился Иван Грозный. Приехавший в Россию понятно откуда богослов Максим Грек сравнивал бритьё головы и ношение тафьи с уподоблением туркам-мусульманам<ref>Хотя аналогично брили голову и поляки того же времени, следовавшие «сарматской» моде, а помимо них — и венгры. Также у них бытовали и чубы, но намного меньше казацких.</ref>, и понятное дело, осуждал. Он же, упоминая восточное влияние на русский костюм, писал, что «ни по чему иному не можешь узнать, что они христиане, как только по крестному знамению». Он же упоминал о русских сапогах по образцу турецких. Помимо бритья головы налысо, также встречаются и короткие стрижки, судя по изобразительным источникам. В XVII веке на смену бритья налысо окончательно приходят короткие стрижки (хотя они встречались, судя по изобразительным источникам, ещё в XVI веке), но упоминания о бритье головы встречаются до 1640-х годов. Также в XVII-м веке, судя по всему, в моде были кудрявые волосы, о чём свидетельствуют описания иностранцев и портреты-парсуны.
Мужчина, если дело происходит после крещения Руси, должен иметь бороду, так как <s>[[Крутая борода|это брутально]]</s> это обязан делать каждый христианин, потому что сие есть образ Божий. Если же мужчина не бородат, либо он отрок, либо католик, либо, прости Господи, содомит<ref>Хотя периодически мода на бритые лица всё же появлялась, например, при Василии III, отце Ивана Грозного, поскольку вторая жена, Елена Глинская, жаловалась, что борода колет. По другой версии, Василий сбрил бороду по настоянию Елены, поскольку на её родине — Великом княжестве Литовском бороду было не принято отращивать; и таким образом, Василий своим видом напоминал обычаи родины Глинской.</ref>. Усы без бороды, в принципе, допустимы, а если вместе с ними носится чуб (клок волос на выбритой налысо голове) — то перед нами славянский воин дохристианской Руси<ref>Смотри описание Святослава Игоревича. Но скорее всего это просто подражание степной моде половцев и печенегов (а Любор Нидерле, отметивший наличие этого обычая у древних мораван, предполагает, что он мог быть заимствован вообще у [[Гуляш и чардаш|древних мадьяр]]), так как именно у тюрков право на ношение усов без бороды имели только воины — этому придавалось столь большое значение, что усы обязательно изображались на личинах шлемов и каменных изваяниях. Даже Тамерлан вопреки любым реконструкциям и иллюстрациям при эксгумации обнаружил только усы без бороды. Даже позже только воинское сословие Османской империи особое право носить усы без бороды.</ref> или запорожский [[казак]]. До крещения бородатыми и длинноволосыми ходили волхвы. Другие мужские причёски довольно просты: это как правило каре, стрижка под горшок и их вариации — «в скобу», «калиточкой» и так далее. Хотя в XIV—XV веках новгородцы, если судить по свидетельствам иностранцев, некоторым [[Господин Великий|новгородским]] иконам в том числе и с изображениями заказчиков (например, в нижней части «Деисусе», разделённом пополам по горизонтали, изображены молящиеся бояре и их семьи), а также западным барельефам и деревянным скульптурам<ref>Самым известным примером является деревянная скамья (называемой Рижской, так как по «сюжету» [[Господин Великий|новгородцы]] продают свой товар именно там) в церкви Святого Николая в немецком Штральзунде</ref>, носили длинные волосы, заплетённые в одну или несколько кос (подобное, кстати, практиковали и викинги). Такая прическа сохранилась у [[Пиво, кнедлики и Швейк|словаков]]. Также, судя по этим барельефам, некоторые раздваивали бороду и заплетали в косички. Получалась борода а-ля вилы. А на деревянной скульптуре с главного алтаря Мариацкого костёла в Кракове запечатлён новгородский купец, у которого в косы заплетены усы. К сожалению, после присоединения новгородских земель к Московскому княжеству и депортации большинства жителей Новгорода в Москву и её окрестности, такая практика сошла на нет, поскольку в западных изображениях косички на русичах более не встречаются. В следующем, XVI-м веке входит в моду бритьё головы налысо, в частности, брился Иван Грозный. Приехавший в Россию понятно откуда богослов Максим Грек сравнивал бритьё головы и ношение тафьи с уподоблением туркам-мусульманам<ref>Хотя аналогично брили голову и поляки того же времени, следовавшие «сарматской» моде, а помимо них — и венгры. Также у них бытовали и чубы, но намного меньше казацких.</ref>, и понятное дело, осуждал. Он же, упоминая восточное влияние на русский костюм, писал, что «ни по чему иному не можешь узнать, что они христиане, как только по крестному знамению». Он же упоминал о русских сапогах по образцу турецких. Помимо бритья головы налысо, также встречаются и короткие стрижки, судя по изобразительным источникам. В XVII веке на смену бритья налысо окончательно приходят короткие стрижки (хотя они встречались, судя по изобразительным источникам, ещё в XVI веке), но упоминания о бритье головы встречаются до 1640-х годов. Также в XVII-м веке, судя по всему, в моде были кудрявые волосы, о чём свидетельствуют описания иностранцев и портреты-парсуны.


Женщина с распущенными волосами — тоже нонсенс, ибо такая женщина — [[ведьма]]; в крайнем случае — пошла в баню, где нет икон, погадать. Она обязательно носит косу. Если женщина в девках (не замужем), то у неё должна быть одна коса, а если уже замужем — тогда две. Впрочем, судя по некоторым изобразительным источникам, вроде альбома-описания свадьбы царя Михаила Фёдоровича и Евдокии Стрешнёвой и некоторых рисунков из альбома Мейерберга, женщины могли носить распущенные волосы, что характерно, тоже кудрявые или волнистые.
Женщина с распущенными волосами — тоже нонсенс, ибо такая женщина — [[ведьма]]; в крайнем случае — пошла в баню, где нет икон, погадать. Она обязательно носит косу. Если женщина в девках (не замужем), то у неё должна быть одна коса, а если уже замужем — тогда две. Впрочем, судя по некоторым изобразительным источникам, вроде альбома-описания свадьбы царя Михаила Фёдоровича и Евдокии Стрешнёвой и некоторых рисунков из альбома Мейерберга могли носить распущенные волосы, что характерно, тоже кудрявые или волнистые.
* Намет, наметка, намитка, убрус, ширинка — самый архаичный и старый женский головной убор у славян, причём не только восточных. Присутствует уже на самых ранних иллюстрациях, гравюрах и иконах. Представлял из себя отрез полотна шириной примерно в ладонь-две и длиной от 1 м и до 3 и более м. Повязывался и носился огромным количеством разных способов — в основном наматывался вокруг головы, оставляя оба края свободными, в простейшем случае просто накидывался на голову и закреплялся головным обручем ниже вложенных на голове кос, особенно часто так было у северян, плюс у них эти головные обручи ещё зачастую имели несколько подкладок из кожи и/или бересты и делались из сплава на основе серебра.
* Намет, наметка, намитка, убрус, ширинка — самый архаичный и старый женский головной убор у славян, причём не только восточных. Присутствует уже на самых ранних иллюстрациях, гравюрах и иконах. Представлял из себя отрез полотна шириной примерно в ладонь-две и длиной от 1 м и до 3 и более м. Повязывался и носился огромным количеством разных способов — в основном наматывался вокруг головы, оставляя оба края свободными, в простейшем случае просто накидывался на голову и закреплялся головным обручем ниже вложенных на голове кос, особенно часто так было у северян, плюс у них эти головные обручи ещё зачастую имели несколько подкладок из кожи и/или бересты и делались из сплава на основе серебра.
* Также довольно рано, от VII века до X-XII веков, судя по изображениям и археологическим находкам, появляются головные уборы вроде кики или сороки, имеющих цилиндрическую, лопатообразную, веерообразную или рогатую форму. Позднее (первое упоминание зафиксировано в XVII веке) появляются кокошники. Что характерно, кокошники были преимущественно праздничным головным убором (например, был неотъемлемой частью гардероба невесты), стоили довольно дорого, и поэтому тщательно хранились и передавались по наследству; бедные крестьяне были вынуждены брать их взаймы у более богатых соседей. Поверх кики, сороки или кокошника могли носить убрус или лёгкую шаль.
* Также довольно рано, от VII века до X-XII веков, судя по изображениям и археологическим находкам, появляются головные уборы вроде кики или сороки, имеющих цилиндрическую, лопатообразную, веерообразную или рогатую форму. Позднее (первое упоминание зафиксировано в XVII веке) появляются кокошники. Что характерно, кокошники были преимущественно праздничным головным убором (например, был неотъемлемой частью гардероба невесты), стоили довольно дорого, и поэтому тщательно хранились и передавались по наследству; бедные крестьяне были вынуждены брать их взаймы у более богатых соседей. Поверх кики, сороки или кокошника могли носить убрус или лёгкую шаль.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблоны, используемые на этой странице: