Редактирование: Стилистика декаданса

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 38: Строка 38:
{{Youtube|cfwyfUBr6iw}}
{{Youtube|cfwyfUBr6iw}}


Эстетика, берущая начало в [[Прекрасная эпоха|Европе конца XIX века]] и, с оговорками, сохранявшая популярность до Второй мировой. Само действие произведения может происходить где угодно и когда угодно. Сродни [[готика|готике]], но если готика делает упор на возвышенные ужасы, то декаданс — на упоение упадком, вычурность, [[либертин]]ство и [[жуткие увеселения]]. Своего рода отказ от [[Шкала романтизма против просвещения|выбора между романтизмом и просвещением]]: красота сгинет, высокая мораль — обман, прогресс разрушает, науки бессильны постичь душу человека, так почему бы не плюнуть на всё и не загнивать, но приятно при этом пахнуть?
Эстетика, берущая начало в [[Прекрасная эпоха|Европе конца XIX-начала XX века]]. Само действие произведения может происходить где угодно и когда угодно.
 
Рамки явления расплывчаты, не ограничиваются ни XIX веком (впервые понятие «декаданс» вообще употребили про [[Тени былого величия|увядающий Древний Рим]] так-то!), ни Европой, ни одной только мрачностью и безысходностью, ни одним только развратом под веществами, и уж конечно не только творческими странностями (которые вообще явление нормальное в любые времена). Но есть наиболее яркие приметы, перечисленные тут.
 
В России декаданс совпал по времени с Серебряным веком, а после революции продолжился в [[Эпоха НЭПа|эпоху НЭПа]]. Характерными авторами той поры были Брюсов, Грин и Булгаков. Но в 30-х пришёл соцреализм и декаданс с его утончённым развратом и тягой к мистике оказался под запретом.   


== Характерные черты ==
== Характерные черты ==
Строка 56: Строка 52:


== Где встречается ==
== Где встречается ==
=== Живопись ===
* Обри Бердсли и [https://publicdomainreview.org/collection/harry-clarke-s-illustrations-for-poe-s-tales-of-mystery-and-imagination-1919 Гарри Кларк], [[канонический иллюстратор|канонические иллюстраторы]] Эдгара По.
* [https://philologist.livejournal.com/6097723.html Николай Калмаков]
* [https://www.diary.ru/~zinder/p200731784.htm?oam Сергей Лодыгин]
* [https://kunstkrake.wordpress.com/archiv/ Михаэль Хуттер], в особенности серии про Каркозу и Кранцедана.


=== [[Театр]] ===
=== [[Театр]] ===
Строка 139: Строка 141:
* [[Wolf's Rain]] — почитай что эталон стилистики, не замутнённый утэновской «[[ОЯШ|школой]]» и евангелионовской «[[Мехаон|мехой]]». Сеттинг — умирающий постапокалиптический мир мрачных городов и готичных замков, управляемый Аристократами-магами. Сверхцель героев (как волков, так и алхимиков) — поиски Рая, ради которых была оккультным путём создания местная ZOMG TEH REI Чеза. [[Главгад]]-[[антизлодей]] Дарсия — эталонный [[байронический герой]] с трагичной предысторией, алхимик и [[Злой колдун|чернокнижник]], борющийся с родовым проклятием, превративший себя в наполовину волка и ищущий Рай ради встречи с любимой. Наиболее сабж чувствуется именно в жизни Аристократов — тут и зловещие увеселения в роскошных дворцах, и ностальгия по старому, неразрушенному миру, и занятия магией и алхимией, и [[Злодейский китч|характерная эстетика]] с масками, чёрными плащами, оккультной символикой и прочим подобным.
* [[Wolf's Rain]] — почитай что эталон стилистики, не замутнённый утэновской «[[ОЯШ|школой]]» и евангелионовской «[[Мехаон|мехой]]». Сеттинг — умирающий постапокалиптический мир мрачных городов и готичных замков, управляемый Аристократами-магами. Сверхцель героев (как волков, так и алхимиков) — поиски Рая, ради которых была оккультным путём создания местная ZOMG TEH REI Чеза. [[Главгад]]-[[антизлодей]] Дарсия — эталонный [[байронический герой]] с трагичной предысторией, алхимик и [[Злой колдун|чернокнижник]], борющийся с родовым проклятием, превративший себя в наполовину волка и ищущий Рай ради встречи с любимой. Наиболее сабж чувствуется именно в жизни Аристократов — тут и зловещие увеселения в роскошных дворцах, и ностальгия по старому, неразрушенному миру, и занятия магией и алхимией, и [[Злодейский китч|характерная эстетика]] с масками, чёрными плащами, оккультной символикой и прочим подобным.
* [[Vampire Hunter D|Ди: Охотник на вампиров]] — постапокалиптическое тёмное фэнтези с загнивающими вампирами-аристократами.
* [[Vampire Hunter D|Ди: Охотник на вампиров]] — постапокалиптическое тёмное фэнтези с загнивающими вампирами-аристократами.
* [[Belladonna of Sadness]] — сюрреалистичный хентай из 70-х, основанный на европейском фольклоре о ведьмах, шабашах и сатанизме. Картинка намеренно стилизована под художников эпохи модерна. Пополам с [[Контркультура шестидесятых|контркультурой шестидесятых]] из-за кислотного психоделичного стиля и саундтрека, состоящего из японского прог-рока.
* [[Belladonna of Sadness]] — сюрреалистический хентай из 70-х, основанный на европейском фольклоре о ведьмах, шабашах и сатанизме.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
Строка 184: Строка 186:
* Очень популярно в [[Развесистая сакура|j-rock и visual kei]]. Среди меломанов есть стереотип, что если джей-роковая группа играет не что-то припопсованное с диким китчем (осярэ-кей) и не альтернативу (нагойя-кей), то это, скорее всего, будет симфонический пауэр-метал, готик-метал или арт-рок в стилистике декаданса. На самом деле поджанров джей-рока\вижуал кей намного больше, но доля истины в стереотипе есть. Примеры: Versailles (и все творчество гитариста Хизаки и вокалиста Камидзё до и после группы), D, Moi Dix Mois (и прочее творчество Маны), а также сотни других групп. Всего не перечислить.
* Очень популярно в [[Развесистая сакура|j-rock и visual kei]]. Среди меломанов есть стереотип, что если джей-роковая группа играет не что-то припопсованное с диким китчем (осярэ-кей) и не альтернативу (нагойя-кей), то это, скорее всего, будет симфонический пауэр-метал, готик-метал или арт-рок в стилистике декаданса. На самом деле поджанров джей-рока\вижуал кей намного больше, но доля истины в стереотипе есть. Примеры: Versailles (и все творчество гитариста Хизаки и вокалиста Камидзё до и после группы), D, Moi Dix Mois (и прочее творчество Маны), а также сотни других групп. Всего не перечислить.
** Versailles, правда, в большей мере воплощают эстетику [[Свобода, Равенство и Братство|Великой Французской Революции]], но вот сольное творчество Камидзё (к примеру, китчевая Moulin Rouge или лиричная Mademoiselle), а также его творчество в Lareine, где он не взбалтывая мешал готик-рок образца «[[The Sisters of Mercy|Сестёр]]» с французским шансоном отлично подходят под троп.
** Versailles, правда, в большей мере воплощают эстетику [[Свобода, Равенство и Братство|Великой Французской Революции]], но вот сольное творчество Камидзё (к примеру, китчевая Moulin Rouge или лиричная Mademoiselle), а также его творчество в Lareine, где он не взбалтывая мешал готик-рок образца «[[The Sisters of Mercy|Сестёр]]» с французским шансоном отлично подходят под троп.
* МРФ (проект Елены Войнаровской из Flëur) - песня "Стриптиз".
=== Живопись ===
* Обри Бердсли и [https://publicdomainreview.org/collection/harry-clarke-s-illustrations-for-poe-s-tales-of-mystery-and-imagination-1919 Гарри Кларк], [[канонический иллюстратор|канонические иллюстраторы]] Эдгара По.
* [https://philologist.livejournal.com/6097723.html Николай Калмаков]
* [https://www.diary.ru/~zinder/p200731784.htm?oam Сергей Лодыгин]
* [https://kunstkrake.wordpress.com/archiv/ Михаэль Хуттер], в особенности серии про Каркозу и Кранцедана.


=== Интернет-проекты ===
=== Интернет-проекты ===

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!