Редактирование: Стратегии Paradox Interactive
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{q|Никогда не понимал людей, которые играют во все эти глобальные и прочие стратегии, рассчитанные не на массового пользователя. Но только эти люди в момент соприкосновения двух шестиугольников видят марево над раскаленным стволом MG42, атаку танковых клиньев, бессонные ночи в разведке и бравые подвиги советских солдат, занизивших свой возраст дабы уйти на фронт.|Цитата одного игрового журналиста}} | {{q|Никогда не понимал людей, которые играют во все эти глобальные и прочие стратегии, рассчитанные не на массового пользователя. Но только эти люди в момент соприкосновения двух шестиугольников видят марево над раскаленным стволом MG42, атаку танковых клиньев, бессонные ночи в разведке и бравые подвиги советских солдат, занизивших свой возраст дабы уйти на фронт.|Цитата одного игрового журналиста}} | ||
Строка 175: | Строка 174: | ||
=== Victoria III === | === Victoria III === | ||
[[Синдром Джорджа Мартина|Долгожданная]]<ref>Вторая часть вышла в 2009 году, это самый длинный перерыв внутри одной серии для разработчика.</ref>Третья часть серии была анонсирована 21 мая 2021 года, к огромной радости фанатов. | [[Синдром Джорджа Мартина|Долгожданная]]<ref>Вторая часть вышла в 2009 году, это самый длинный перерыв внутри одной серии для разработчика.</ref>Третья часть серии была анонсирована 21 мая 2021 года, к огромной радости фанатов. Пока что об игре известно мало, на разработчики обещают сохранить глубину и комплексность второй части, а кое-какие механики даже сделать ещё более проработанными (например уже заявлено, что группы населения теперь будут включать в себя не только тех, кто может работать, но и зависящих от их доходов «иждивенцев», то есть женщин, детей, стариков, инвалидов и прочих). Получится ли у них — покажет только время. | ||
== Серия Hearts of Iron == | == Серия Hearts of Iron == | ||
Строка 253: | Строка 237: | ||
** Вообще в моде изрядно проработана экономика и экономическое влияние одних стран на другие. | ** Вообще в моде изрядно проработана экономика и экономическое влияние одних стран на другие. | ||
* [[The New Order: Last Days of Europe]] — как следует из названия, мод, посвящённый миру после победы Оси во Второй Мировой Войне. Выделяется своей сюжетоориентированностью и огромным количеством текста. | * [[The New Order: Last Days of Europe]] — как следует из названия, мод, посвящённый миру после победы Оси во Второй Мировой Войне. Выделяется своей сюжетоориентированностью и огромным количеством текста. | ||
* [[ | * [[Equestria at war]] — вопреки первоначальной предвзятости многих игроков мод хорошо проработан и обладает обширным лором. | ||
* Another World — интересный отечественный мод, описывающих кардинально другой мир. Из-за массового падения метеоритов и последовавшей за ним Чёрной Декады (сиречь, смутные годы в масштабах планеты) этот мир может наблюдать Вторую Великую Войну меж Великой Персией и Римской Республикой, бояться [[Красная_угроза|жёлтой угрозы]] индейских республик и узнать падение владычицы морей… Японии! Также можно торговать оружием и запустить первый спутник. | * Another World — интересный отечественный мод, описывающих кардинально другой мир. Из-за массового падения метеоритов и последовавшей за ним Чёрной Декады (сиречь, смутные годы в масштабах планеты) этот мир может наблюдать Вторую Великую Войну меж Великой Персией и Римской Республикой, бояться [[Красная_угроза|жёлтой угрозы]] индейских республик и узнать падение владычицы морей… Японии! Также можно торговать оружием и запустить первый спутник. | ||
* [[Fallout: Pre-War]] — мод по миру Fallout до начала Великой Войны. | * [[Fallout: Pre-War]] — мод по миру Fallout до начала Великой Войны. | ||
Строка 260: | Строка 244: | ||
=== Тропы и штампы === | === Тропы и штампы === | ||
* [[Не в ладах с историей]] | * [[Не в ладах с историей]] — примеров настолько дофига, что стоит выделить лишь самые зачётные (тут стоит заметить, что всё нижеперечисленное касается, в первую очередь, наиболее свежей игры серии — «Hearts of Iron IV» — впрочем, и в других играх кое-что встречается): | ||
** В игре демократия является идеологией, хотя это политический режим. Официальные идеологии Великобритании, США и Франции тех времен, с | ** В игре демократия является идеологией, хотя это политический режим. Официальные идеологии Великобритании, США и Франции тех времен, с натяжкой — либерализм и консерватизм. Хотя чувствуется, что Парадоксы сознательно стараются навязать нам определенное видение мира: Германия и СССР однозначно плохие, а Великобритания, Франция и США однозначно хорошие. Для приличия в игре эту идеологию можно было бы назвать просто «Либерализм»<ref>Что, впрочем, не отменяет того, что демократы уступают вышеназванным странам по популярности у игроков</ref>. | ||
*** DLC Together For Victory: у доминионов и колоний Великобритании есть шанс получить независимость двумя | *** Все бы вам «правильное видение мира» найти. «Демократия» в игре обобщает демократические капиталистические государства, т. н. «первый путь», противопоставляемый марксизму и фашизму (куда более крутых идеологий в игре, кстати говоря). | ||
** Как шла [[гражданская война в Испании]]? Республиканцы воевали с попеременными успехами, но под конец потеряли Страну Басков и Барселону, а Мадрид не был взят за всю войну. Как представляют себе войну в Испании Парадоксы: в ранних версиях имбовые дивизии Франкистов под руководством имбовых генералов берут Мадрид с первых дней войны, а жутко понерфленные дивизии республиканцев проигрывают всухую, в более поздних всё происходит с точностью до наоборот. В последних версиях подобных глупостей уже | **** Что уж сразу не 3 идеологии? Правые, левые, центристы? Или вообще правые и левые? А то и вовсе — «политическая мысль». | ||
*** В дополнение: в начале войны вся авиация и почти весь ВМФ поддержали Республику, из-за чего франкисты реально могли проиграть войну, даже толком не начав её (поскольку до вмешательства Германии и Италии у них не было возможности переправить на континент свои наиболее боеспособные | ***** Потому что противоборство трёх политических теорий происходило именно в то время, которое охватывает игра, да и сами эти три пути гораздо ближе к реальной политологии, чем народное понимание «левых» и «правых». Кроме того, деление идеологий на три лагеря тянется ещё с первой части, правда, раньше это было оправдано наличием трёх и только трёх блоков в игре. | ||
**** La Resistance же переработала полностью испанскую гражданку, и ныне она отличается безумным разбросом сил в стиле Кайзеррейха, где одновременно могут воевать несколько сторон. Автор правки (патч 1.10) наблюдал, как отказ путчистов от кандидатуры генерала Франко развалил офицерское восстание на националистов (сторонников Директории) и монархистов (сторонников имперского режима), воюющих и друг с другом, и одновременно с рассыпающейся коалиционной властью (демократы в республике устроили репрессии коммунистов). [[Педаль в пол|Вишенка на торте]]: в Барселоне подняли свое восстание анархисты… в общем, весь этот фарш продлился аж до | ****** Насчет либерализма и консерватизма — они есть в игре, просто не в виде идеологий, а как их подвиды, например во Франции идеология не просто «демократия», а «демократия (консерватизм)», другие идеологии тоже делятся на подвиды. | ||
*** DLC Together For Victory: у доминионов и колоний Великобритании есть шанс получить независимость двумя путями — сохранить хорошие отношения с бывшей метрополией или уйти со скандалом или войной. В первом случае вы будете выходить очень долго и однозначно получите люлей от стран оси. Во втором случае вы выйдете сразу и не будете участвовать в войне (Индии как раз выгоднее дождаться войны с Германией, чтобы союзники там завязли поглубже, а уж потом добиться независимости через гражданскую войну; в этом случае вы выходите из войны со странами Оси, что облегчит вам войну, так как ваши бывшие союзники будут сражаться и с вами и с «Осью»). Вот только у каждой из стран навешаны штрафы, от которых можно избавиться только дружбой с Великобританией. Например, у Индии не получится убрать модификатор «Социально отчуждённые мусульмане», если она не выполнит фокус «Миссия Криппса» и «Две нации», которые доступны, если не ссориться с метрополией. «Сварадж» (радикальный метод) почему-то не предусматривает консолидации с мусульманами. Парадоксы явно считают, что колониям вообще не стоило требовать независимость. | |||
** Как шла [[гражданская война в Испании]]? Республиканцы воевали с попеременными успехами, но под конец потеряли Страну Басков и Барселону, а Мадрид не был взят за всю войну. Как представляют себе войну в Испании Парадоксы: в ранних версиях имбовые дивизии Франкистов под руководством имбовых генералов берут Мадрид с первых дней войны, а жутко понерфленные дивизии республиканцев проигрывают всухую, в более поздних всё происходит с точностью до наоборот. В последних версиях подобных глупостей уже нет — итог гражданской войны во многом зависит от постороннего вмешательства (ленд-лиза и добровольческих дивизий), а за его вычетом франкисты и республиканцы побеждают примерно с одинаковой вероятностью. | |||
*** В дополнение: в начале войны вся авиация и почти весь ВМФ поддержали Республику, из-за чего франкисты реально могли проиграть войну, даже толком не начав её (поскольку до вмешательства Германии и Италии у них не было возможности переправить на континент свои наиболее боеспособные части — африканскую армию). В игре же они делятся пополам. | |||
**** La Resistance же переработала полностью испанскую гражданку, и ныне она отличается безумным разбросом сил в стиле Кайзеррейха, где одновременно могут воевать несколько сторон. Автор правки (патч 1.10) наблюдал, как отказ путчистов от кандидатуры генерала Франко развалил офицерское восстание на националистов (сторонников Директории) и монархистов (сторонников имперского режима), воюющих и друг с другом, и одновременно с рассыпающейся коалиционной властью (демократы в республике устроили репрессии коммунистов). [[Педаль в пол|Вишенка на торте]]: в Барселоне подняли свое восстание анархисты… в общем, весь этот фарш продлился аж до 1941 года. Впрочем всё это происходит только на неисторическом фокусе. | |||
** Как шла 2-я японо-китайская война? Японцы начали наступление ограниченными силами, затем по мере успешного продвижения начали наращивать численность войск в Китае, однако так и не сумели решить проблему их резкой нехватки там и были вынуждены перейти от полномасштабного наступления к стратегии изматывания (что облегчалось убогим состоянием китайской армии). В игре же мы видим: или японцы сходу прорывают фронт и в несколько месяцев выносят китайцев подчистую, либо китайцам удаётся устоять, после чего они, поднакопив сил, выносят японцев могучим зерг-[[раш]]ем. Правда, очень редко возникает ситуация, когда Япония и Китай действительно увязывают в болоте войны и ведут бои лишь изредка. Но, если Испания оправится после гражданской войны, то она пошлет помощь Японии, если победят франкисты, или Китаю, если победят республиканцы, что может резко склонить чашу весов в пользу определенной стороны. Как, впрочем, и советская помощь Китаю. | ** Как шла 2-я японо-китайская война? Японцы начали наступление ограниченными силами, затем по мере успешного продвижения начали наращивать численность войск в Китае, однако так и не сумели решить проблему их резкой нехватки там и были вынуждены перейти от полномасштабного наступления к стратегии изматывания (что облегчалось убогим состоянием китайской армии). В игре же мы видим: или японцы сходу прорывают фронт и в несколько месяцев выносят китайцев подчистую, либо китайцам удаётся устоять, после чего они, поднакопив сил, выносят японцев могучим зерг-[[раш]]ем. Правда, очень редко возникает ситуация, когда Япония и Китай действительно увязывают в болоте войны и ведут бои лишь изредка. Но, если Испания оправится после гражданской войны, то она пошлет помощь Японии, если победят франкисты, или Китаю, если победят республиканцы, что может резко склонить чашу весов в пользу определенной стороны. Как, впрочем, и советская помощь Китаю. | ||
** В «Мюнхенском соглашении/сговоре» фигурируют Германия, Италия, Польша, Франция, Великобритания и Чехословакия. Тот факт, что СССР предлагал Чехословакии поддержку, как и факт, что союзники (особенно Польша) помешали этому, встав на сторону Германии, Парадоксы умалчивают. С другой стороны, выжить во Второй мировой за Польшу практически нереально<ref>Вполне реально, если восстановить Речь Посполитую и/или присоединиться к СССР/Германии</ref>, в отличие от Чехословакии (застроиться бункерами и сидеть в обороне всю войну, утешая себя мыслью, что чехословацкие танчики и самолёты фашистам не | ** В «Мюнхенском соглашении/сговоре» фигурируют Германия, Италия, Польша, Франция, Великобритания и Чехословакия. Тот факт, что СССР предлагал Чехословакии поддержку, как и факт, что союзники (особенно Польша) помешали этому, встав на сторону Германии, Парадоксы умалчивают. С другой стороны, выжить во Второй мировой за Польшу практически нереально<ref>Вполне реально, если восстановить Речь Посполитую и/или присоединиться к СССР/Германии</ref>, в отличие от Чехословакии (застроиться бункерами и сидеть в обороне всю войну, утешая себя мыслью, что чехословацкие танчики и самолёты фашистам не достанутся — и потихоньку бомбить фашистов, внося скромную лепту в Победу). | ||
** В патче 1.6 была введена механика Вашингтонского и Лондонского морских соглашений… которая непонятно с какого перепугу не распространяется на Германию (она обязалась соблюдать качественные ограничения этих соглашений по англо-германскому морскому соглашению | ** В патче 1.6 была введена механика Вашингтонского и Лондонского морских соглашений… которая непонятно с какого перепугу не распространяется на Германию (она обязалась соблюдать качественные ограничения этих соглашений по англо-германскому морскому соглашению 1935 года, этим же соглашением были установлены количественные ограничения в размере 35 % от флота Великобритании, как в целом, так и по типам кораблей — в игре ограничения отсутствуют вообще), но зато распространяется на Японию (которая денонсировала оба договора в конце 1934 года). | ||
*** К патчу 1.10 проблема сохраняется. | *** К патчу 1.10 проблема сохраняется. | ||
** В ходе Второй мировой может случиться весьма занятный поворот, когда весной 1940 Великобритания объявляет войну… Югославии, с последующим присоединением оной к Оси<ref> | ** В ходе Второй мировой может случиться весьма занятный поворот, когда весной 1940 Великобритания объявляет войну… Югославии, с последующим присоединением оной к Оси<ref>Причина — в цепочке ивентов на давление со стороны Германии и Великобритании, добавленных в Death or Dishonor. Обе эти цепочки финальным событием предлагают соответственно Германии/Великобритании объявить Югославии войну и в обоих случаях шанс, что ИИ выберет именно войну, установлен в 90 %, но у немцев ультиматум связан с падением Франции, а у англичан — с датой, ультиматум они посылают примерно в марте-апреле 1940. И если оттянуть нападение Германии на Францию до исторического момента…</ref>. | ||
*** К патчу 1.10 этот нюанс вроде бы пофиксили. | *** К патчу 1.10 этот нюанс вроде бы пофиксили. | ||
** Пожалуй, общая беда | ** Пожалуй, общая беда серии — ИИ-Италия и ИИ-Великобритания не обращают внимания на Северную Африку. Вообще! Нередко можно наблюдать эпическое наступление двух итальянских дивизий до самой Александрии, которые потом столь же эпично отгоняются тряпками трёх-четырёх британских дивизий и подпираются с запада одной-двумя французскими, притопавшими в западную Ливию из самого Туниса. Ближневосточная нефть? Суэцкий канал? Вишистские Сирия и Ливан? Не, не слышали… | ||
*** Частично исправлено к 1.10. С другой стороны, Вишистская Франция теперь прописана не как марионеточное правительство, поставленное Германией, а как независимое государство. У автора правки получился такой глюк: играя за отдельную Италию, объявил войну соседу… и тут же вступил в Ось. Сюжет сломался, поскольку пакт о ненападении Франция-Германия активен, но вишисты берут и вступают в японскую Сферу процветания. | *** Частично исправлено к 1.10. С другой стороны, Вишистская Франция теперь прописана не как марионеточное правительство, поставленное Германией, а как независимое государство. У автора правки получился такой глюк: играя за отдельную Италию, объявил войну соседу… и тут же вступил в Ось. Сюжет сломался, поскольку пакт о ненападении Франция-Германия активен, но вишисты берут и вступают в японскую Сферу процветания. | ||
** В большинстве случаев Ирак, Иран и Финляндия вообще не участвуют во Второй мировой войне. | ** В большинстве случаев Ирак, Иран и Финляндия вообще не участвуют во Второй мировой войне. | ||
*** С чем, к слову, были проблемы и в третьей | *** С чем, к слову, были проблемы и в третьей части — особенно с Финляндией ввиду серьёзных идеологических различий. В обеих играх Финляндия — демократическая (III) либо нейтральная (IV) страна, что серьёзно препятствует её союзу с Германией. А те конкретные обстоятельства, которые сделали этот союз возможным и неизбежным, в игре хоть и есть, но на дипломатию не влияют (хотя при одновременном ходе Зимней и Великой Отечественной войн Финляндия почти гарантированно присоединится к Оси). | ||
** Ирландия на старте является полностью независимой страной. На самом деле, полную независимость она получила только в конце 1937-го года, а на момент старта игры она ещё была доминионом Великобритании, то есть, с геймплейной точки зрения, должна иметь тот же статус, что и Канада, Австралия | ** Ирландия на старте является полностью независимой страной. На самом деле, полную независимость она получила только в конце 1937-го года, а на момент старта игры она ещё была доминионом Великобритании, то есть, с геймплейной точки зрения, должна иметь тот же статус, что и Канада, Австралия и т. д. | ||
*** А Египет наоборот почему-то полностью аннексирован Великобританией, хотя исторически в 1936-м году он добился практически полной независимости (по крайней мере, де- | *** А Египет наоборот почему-то полностью аннексирован Великобританией, хотя исторически в 1936-м году он добился практически полной независимости (по крайней мере, де-юре — де-факто, англичане сохраняли в своих руках реальную политическую власть до начала 50-х), то есть должен быть марионеткой. | ||
** Патч 1.5.4 добавил весьма любопытное видение политике Японии в годы войны. Окей, разделение Оси на два самостоятельных альянса<ref>Собственно «Ось» из Германии, Италии и их европейских союзников и «Великая восточноазиатская сфера сопроцветания» из Японии и её марионеток</ref> вполне объяснимо: в годы войны, по понятным причинам, Япония слабо взаимодействовала с Германией и Италией. Окей, то, что теперь Сиам становится полноправным союзником Японии, а не её марионеткой, принять тоже можно — формально между Сиамом и Японией действительно были союзные отношения (то что по факту они были, мягко говоря, не совсем равноправными — это другой вопрос). Но право слово, заявлять, что Япония оказывается воевала за Индокитай, причём со Свободной Францией, которая его, оказывается, контролировала? Серьёзно?! | |||
** Патч 1.5.4 добавил весьма любопытное видение политике Японии в годы войны. Окей, разделение Оси на два самостоятельных альянса<ref>Собственно «Ось» из Германии, Италии и их европейских союзников и «Великая восточноазиатская сфера сопроцветания» из Японии и её марионеток</ref> вполне объяснимо: в годы войны, по понятным причинам, Япония слабо взаимодействовала с Германией и Италией. Окей, то, что теперь Сиам становится полноправным союзником Японии, а не её марионеткой, принять тоже | |||
*** В реальности Индокитай после капитуляции Франции оказался брошен на произвол судьбы и успел повоевать с Сиамом, после чего «добровольно» перешел под «защиту» Японии. Почему бы не реализовать так, благо механика позволяет? | *** В реальности Индокитай после капитуляции Франции оказался брошен на произвол судьбы и успел повоевать с Сиамом, после чего «добровольно» перешел под «защиту» Японии. Почему бы не реализовать так, благо механика позволяет? | ||
**** Может потому, что в предыдущих версиях был реализован куда более историчный вариант с предложением, «от которого нельзя отказаться», которое правительство Японии делало французам? И в любом | **** Может потому, что в предыдущих версиях был реализован куда более историчный вариант с предложением, «от которого нельзя отказаться», которое правительство Японии делало французам? И в любом случае — Свободная Франция даже близко не контролировала Индокитай (тамошние колониальные власти признали режим Виши), и уже хотя бы поэтому Япония не могла воевать со Свободной Францией за Индокитай. Да и то, что случилось в реальности, даже военной операцией-то не назовёшь: «пришёл-увидел-отобрал», и всё это за 4 дня без каких-либо дипломатических последствий. | ||
***** В текущей версии (1.9.Х) Япония может вежливо попросить французов удалиться из Юго-Восточной Азии, если идет по пути фашизма/войны на юге либо демократии. | ***** В текущей версии (1.9.Х) Япония может вежливо попросить французов удалиться из Юго-Восточной Азии, если идет по пути фашизма/войны на юге либо демократии. | ||
** Просто даты (в первую очередь касается последних версий четвёртой части, хотя кое-что было в ней с самого релиза и не исправилось до сих пор): | ** Просто даты (в первую очередь касается последних версий четвёртой части, хотя кое-что было в ней с самого релиза и не исправилось до сих пор): | ||
*** Нападение Германии на Бенилюкс и начало французской кампании: | *** Нападение Германии на Бенилюкс и начало французской кампании: реальность — 10 мая 1940, игра — сентябрь 1939. Причём Германия в первую очередь вторгается в Бенилюкс, а не в Данию и Норвегию<ref>Что объясняется тем, что для взятия соответствующего фокуса (Операция «Везерюбунг») Германии требуется контроль над Данцигом. Понятное дело, сразу после начала Второй мировой этого контроля нет. Но какая религия мешает разработчикам вот уже в '''ПЯТОМ''' патче прописать конкретную дату для взятия фокусов «Операция „Везерюбунг“» и «В обход Мажино», установив её на март-апрель 1940, решительно непонятно! Хотя учитывая пример выше с Югославией, привязывять скрипты ИИ к датам после начала войны — не лучшая идея</ref>. | ||
**** Но зато, если вы не вступите во фракцию союзников, играя за Францию, то Германия нападет на вас в мае | **** Но зато, если вы не вступите во фракцию союзников, играя за Францию, то Германия нападет на вас в мае 1940 года. | ||
***** Исторически Франция объявила войну Германии в ответ на вторжение в Польшу, так что никакого «нереалистичного» поведения в случае пассивности игрока за Францию не наблюдается. | ***** Исторически Франция объявила войну Германии в ответ на вторжение в Польшу, так что никакого «нереалистичного» поведения в случае пассивности игрока за Францию не наблюдается. | ||
*** Нападение Италии на Францию: | *** Нападение Италии на Францию: реальность — 10 июня 1940, игра — август 1939 (Италия вступает в ВМВ с первых же дней). | ||
*** Нападение Германии на Югославию: | *** Нападение Германии на Югославию: реальность — 6 апреля 1941, игра — в самых запущенных случаях может случиться в начале 1940, или же вообще никогда не случается (обычно на Югославию нападает Италия). | ||
*** Нападение Германии на СССР: | *** Нападение Германии на СССР: реальность — 22 июня 1941, игра — лето 1940, а в поздних версиях — лето 1942 года. Судя по опыту игры, оттянуть нападение можно, активно мешая Германии разобраться с проблемами на западе или, в крайнем случае, если Польша окажется стронг, что, впрочем, невероятно (если не абузить тупость ИИ) примерно так же, как и коммунистическая Япония<ref>В их дереве развития коммунизм назван «невозможным вариантом», и таки да, исторически это было невозможно: к началу второй мировой почти двухсоттысячную КПЯ почти полностью вырезали милитаристы, победить в этой гражданской войне тоже совсем не просто.</ref>. | ||
**** В механике игры возможность нарушить пакт о ненападении зависит от соотношения дивизий на границе. Собрав достаточно сил, можно нарушить пакт за Германию еще в 1940 или протянуть почти до | **** В механике игры возможность нарушить пакт о ненападении зависит от соотношения дивизий на границе. Собрав достаточно сил, можно нарушить пакт за Германию еще в 1940 или протянуть почти до 43 года за СССР. | ||
**** Ключевые фокусы Германии завязаны на оккупацию стран Европы (которые игрок, находясь в Оси за Италию, вполне может схомячить первым), а вот война с СССР стоит уже отдельной линией. В итоге возможна ситуация, что уже ранним летом | **** Ключевые фокусы Германии завязаны на оккупацию стран Европы (которые игрок, находясь в Оси за Италию, вполне может схомячить первым), а вот война с СССР стоит уже отдельной линией. В итоге возможна ситуация, что уже ранним летом 1939 года начнется война Германии с СССР… которая ввиду отсутствия общих сухопутных границ может идти аж полтора года и исключительно в Финском заливе. О том, какое безобразие наступает после начала немецко-польской, и [[Германия захватит мир|говорить не следует]]. | ||
** Внезапно, в третьей части ИИ даты и порядок действий более-менее соблюдал. То есть предоставленный самому себе он действительно хотя бы примерно моделировал ход ВМВ. ИИ в четвёрке, предоставленный самому себе, превращает первый этап ВМВ в форменный цирк даже при установке максимально историчного его поведения. Впрочем ругаться на неисторичность на неисторическом фокусе немного глупо. | ** Внезапно, в третьей части ИИ даты и порядок действий более-менее соблюдал. То есть предоставленный самому себе он действительно хотя бы примерно моделировал ход ВМВ. ИИ в четвёрке, предоставленный самому себе, превращает первый этап ВМВ в форменный цирк даже при установке максимально историчного его поведения. Впрочем ругаться на неисторичность на неисторическом фокусе немного глупо. | ||
* [[Шрамы от цензуры]] | * [[Шрамы от цензуры]] — во всех частях игры отсутствует оригинальный флаг нацистской Германии со свастикой. Он заменён либо на чёрно-бело-красный флаг Второго рейха, либо на военное знамя Третьего рейха с заменой свастики на тевтонский крест. В немецких версиях игр ещё и нет изображений Гитлера, Геринга и ряда других видных нацистских бонз. Однако, к чести шведов, они отказались прогибаться под китайскую цензуру, когда китайцы требовали от них изобразить в игре единый Китай, не раздробленный на территории милитаристов, и отказаться от использования запрещённого в Китае флага Тибета. В связи с этим в Китае «Железные сердца» запрещены. | ||
** В четвертой части есть свастика, но не во всех версиях. | ** В четвертой части есть свастика, но не во всех версиях. | ||
* [[Медведь снова зол]] | * [[Медведь снова зол]] — главное развлечение, то, ради чего, собственно, в игру и играют. | ||
** [[Америка захватит мир]] | ** [[Америка захватит мир]] — как вариант. | ||
** [[Япония захватит мир]] | ** [[Япония захватит мир]] — как вариант. | ||
** [[Германия захватит мир]] | ** [[Германия захватит мир]] — в этой вселенной у нее есть все шансы это сделать. | ||
** [[Китай захватит мир]] | ** [[Китай захватит мир]] — как вариант (значительно реже, всё-таки Китай в игре несколько слабоват, хотя и имеет потенциал). | ||
** Кто угодно захватит мир. Варианты в основном зависят от национальной принадлежности/степени интереса того, кто именно играет. Больше всех шансов имеют миноры с большим мэнпауэром. Миноры без оного типа Афганистана шансов практически не имеют (если только не попытаться восстановить Персидскую империю, но и тогда вопрос будет спорным). | ** Кто угодно захватит мир. Варианты в основном зависят от национальной принадлежности/степени интереса того, кто именно играет. Больше всех шансов имеют миноры с большим мэнпауэром. Миноры без оного типа Афганистана шансов практически не имеют (если только не попытаться восстановить Персидскую империю, но и тогда вопрос будет спорным). | ||
*** Однако при желании (и умении) можно захватить мир даже за Люксембург (Люксембург, Карл!). | *** Однако при желании (и умении) можно захватить мир даже за Люксембург (Люксембург, Карл!). | ||
** Постоянная уже | ** Постоянная уже пасхалка — можно воссоздать Византийскую империю. Какой, говорите, век на дворе? | ||
*** Сторонники отката к Османской империи не отстают. А Итальянско… простите, Римской, уж тем более. | *** Сторонники отката к Османской империи не отстают. А Итальянско… простите, Римской, уж тем более. | ||
* [[Уныло, но практично]] | * [[Уныло, но практично]] — множество примеров! | ||
** | ** Эсминцы — педаль в пол. Строятся быстро, стоят дёшево, но при вооружении радаром, СУО, торпедами и зенитками на равных противостоит устаревшим линкорам. | ||
** | ** Кавалерия — у большинства стран это единственный позволимый мобильный юнит. | ||
** Пехота и фирменный шаблон 7 на 2 (пехоты и артиллерии соответственно). Именно парни в касках с винтовками выигрывают большинство битв на полях мировых войн. | ** Пехота и фирменный шаблон 7 на 2 (пехоты и артиллерии соответственно). Именно парни в касках с винтовками выигрывают большинство битв на полях мировых войн. | ||
** Фашизм. Предпочитаете грубую силу интригам? Хотите создать огромную армию гордой воинственной нации? Нанимайте фашиста-демагога, господа. | ** Фашизм. Предпочитаете грубую силу интригам? Хотите создать огромную армию гордой воинственной нации? Нанимайте фашиста-демагога, господа. | ||
** Трофеи, особенно на поздних стадиях. Вермахт вооружённый винтовками из Уругвая, пушками из Либерии и норвежскими инструментами? Таки да. | ** Трофеи, особенно на поздних стадиях. Вермахт вооружённый винтовками из Уругвая, пушками из Либерии и норвежскими инструментами? Таки да. | ||
** Полная аннексия. Кривые границы и нереалистичность для отыгрыша подменяются крайней | ** Полная аннексия. Кривые границы и нереалистичность для отыгрыша подменяются крайней полезностью — максимум ресурсов и производства. | ||
*** После Ля Резистора уже | *** После Ля Резистора уже неактуально — марионетки куда практичнее. | ||
**** Три слова: [[Круто, но трудно|полноценное коллаборационистское правительство]]. | **** Три слова: [[Круто, но трудно|полноценное коллаборационистское правительство]]. | ||
*** Сочетание полной аннексии и трофеев. Больше не нужно штамповать винтовки на заводах, ибо снаряжения хватит с головой. | *** Сочетание полной аннексии и трофеев. Больше не нужно штамповать винтовки на заводах, ибо снаряжения хватит с головой. | ||
* Ядреный коктейль: [[Неудобных точек зрения нет]] плюс [[Альтернативная история]]. Встряхнуть, но не смешивать. В HoI IV наконец-то сделали возможность менять режим, например, с коммунистического на фашистский и наоборот. Вот только альтернативные ветки политических решений для этих самых «неисторичных» режимов никто и не думал прописывать! В лучшем случае государству будет выдан набор стандартных национальных фокусов для миноров, в худшем — они останутся от старого режима в неизменном виде, как это происходит при смене власти в СССР. На практике это означает то, что если при игре за СССР не провести партийные чистки и не устроить 1937 год до смены курса, то о системе закрытых городов (и, соответственно, лишней ячейки для исследований) можно забыть. Проект Манхеттен? Ядерная программа Третьего рейха? Да я вас умоляю, у Родзаевского и Керенского просто мозгов не хватит ни сделать что-то подобное, ни даже подсмотреть у союзников по коалиции. | |||
* Ядреный коктейль: [[Неудобных точек зрения нет]] плюс [[Альтернативная история]]. Встряхнуть, но не смешивать. В HoI IV наконец-то сделали возможность менять режим, например, с коммунистического на фашистский и наоборот. Вот только альтернативные ветки политических решений для этих самых «неисторичных» режимов никто и не думал прописывать! В лучшем случае государству будет выдан набор стандартных национальных фокусов для миноров, в | |||
** Тем не менее, нейтральная Россия, которая получается в случае гражданской войны, при определенной хитрости может получить максимальное (6) число ячеек исследования. Столько же есть только у США. | ** Тем не менее, нейтральная Россия, которая получается в случае гражданской войны, при определенной хитрости может получить максимальное (6) число ячеек исследования. Столько же есть только у США. | ||
** В дополнениях это слегка исправили, но именно что слегка. И Родзаевский, и Керенский упорно будут пропагандировать коллективизм или же пытаться вырастить идеального советского человека просто за отсутствием альтернатив. А еще создавать НКВД, да. | ** В дополнениях это слегка исправили, но именно что слегка. И Родзаевский, и Керенский упорно будут пропагандировать коллективизм или же пытаться вырастить идеального советского человека просто за отсутствием альтернатив. А еще создавать НКВД, да. | ||
Строка 336: | Строка 307: | ||
**** Впрочем, исходя из переделки Гражданской войны в DLC La Resistance, от этой недогражданки вероятнее всего откажутся и пропишут более нереалистичный путь (привет, «Немыслимый вариант» у Японии). | **** Впрочем, исходя из переделки Гражданской войны в DLC La Resistance, от этой недогражданки вероятнее всего откажутся и пропишут более нереалистичный путь (привет, «Немыслимый вариант» у Японии). | ||
** И отдельная [[фанатская кнопка берсерка]]: советские и итальянские фокусы не меняют уже кучу дополнений, зато Францию и Югославию переписали дважды! | ** И отдельная [[фанатская кнопка берсерка]]: советские и итальянские фокусы не меняют уже кучу дополнений, зато Францию и Югославию переписали дважды! | ||
* [[Искусственный идиот]] — к сожалению, четверку [[знают именно за это]]. Конечно, ИИ способен дать прикурить неопытному игроку даже на самом лёгком уровне сложности, но вот при разборках между собой стран, управляемых компьютером, начинается цирк. | |||
** В старых версиях Третий рейх, который стабильно выносят 90 % партий ДАЖЕ при безучастии СССР/России<ref>Его таки можно провернуть, например, при игре за Венгрию.</ref>. По сути альянс с Осью так или иначе сводился к увлекательнейшему квесту по защите Германии при отражении атаки на свои собственные территории. В новых Германия вполне способна тащить Ось в одиночку и нередко захватывает мир, если Америка не спасает положение. | |||
* [[Искусственный идиот]] | |||
** В старых версиях Третий рейх, который стабильно выносят | |||
** Советский Союз (вообще, вся Антигитлеровская коалиция, но СССР давит педаль в Австралию) обожает безрезультатно долбиться автопланом, неся огромные потери. Из-за чего за пару лет войны сливает всё снаряжение и всех людей, и Рейх его с легкостью захватывает. В последних версиях немного поправили, долбиться стал реже, но не прекратил совсем. | ** Советский Союз (вообще, вся Антигитлеровская коалиция, но СССР давит педаль в Австралию) обожает безрезультатно долбиться автопланом, неся огромные потери. Из-за чего за пару лет войны сливает всё снаряжение и всех людей, и Рейх его с легкостью захватывает. В последних версиях немного поправили, долбиться стал реже, но не прекратил совсем. | ||
** Великобритания после капитуляции Франции и до вступления в войну США крайне слаба, являясь при этом единственной ведущей страной со стороны союзников. Если Германия успешно высадила десант в Британию, то капитуляция Союзников является лишь вопросом времени. Правда, Германия ОЧЕНЬ редко этим пользуется… | ** Великобритания после капитуляции Франции и до вступления в войну США крайне слаба, являясь при этом единственной ведущей страной со стороны союзников. Если Германия успешно высадила десант в Британию, то капитуляция Союзников является лишь вопросом времени. Правда, Германия ОЧЕНЬ редко этим пользуется… | ||
*** Чаще всего слаба из-за поломанных | *** Чаще всего слаба из-за поломанных механик — в HoI2 после капитуляции Франции все части Британии во Франции просто снимались с поля и попадали в резерв с правом их возвращения через сколько-то месяцев. | ||
** Отдельный | ** Отдельный анекдот — танковые соединения, которыми компьютер совершенно не умеет пользоваться и, судя по всему, считает вариантом пехоты. | ||
*** А с пехотными подразделениями ИИ стабильно демонстрирует образцово-показательное выполнение команды «растягай!». Говорите, стало проще, рисуем план, включаем планирование и ждём результат? Да хрен там было, | *** А с пехотными подразделениями ИИ стабильно демонстрирует образцово-показательное выполнение команды «растягай!». Говорите, стало проще, рисуем план, включаем планирование и ждём результат? Да хрен там было, 90 % игроков управляют войсками вручную, потому что ИИ обожает ровным слоем размазывать войска вдоль линии фронта, не обращая ни малейшего внимания на то, что он отзывает дивизии из того места где идет наиболее кровавая мясорубка чтобы послать их перекрыть участок фронта, где и противника-то толком нет. Про растягивание фронта не делая никаких попыток его сжать или удержать — и говорить нечего. А уж сколько приятных моментов доставит игроку привычка генералов бездумно перебрасывать войска по железной дороге, чтобы обеспечить прикрытие всех участков! Вместо того, чтобы просто догулять до точки назначения через одну-две провинции и вступить в бой со свежими силами, неорганизованная орда буквально вываливается из теплушек и… тут же в ужасе разбегается, так как у офицеров просто не было времени как-то навести порядок. | ||
** Немало радости доставят союзникам и добровольческие корпуса. У добровольцев есть дурная привычка стоять в столице почётным караулом по стрельбе сигарет, пока основная армия отдувается на передовой (даже в том случае если линия фронта, мягко говоря, неблизко), либо, наоборот, пытаться прорвать самые безнадёжные участки фронта. На приказы союзникам типа «оборонять эту территорию» не реагируют вообще никак. | ** Немало радости доставят союзникам и добровольческие корпуса. У добровольцев есть дурная привычка стоять в столице почётным караулом по стрельбе сигарет, пока основная армия отдувается на передовой (даже в том случае если линия фронта, мягко говоря, неблизко), либо, наоборот, пытаться прорвать самые безнадёжные участки фронта. На приказы союзникам типа «оборонять эту территорию» не реагируют вообще никак. | ||
** Смена идеологии, на которую компьютер не реагирует вообще. Представьте себе следующую картину: Южно-Африканский Союз посылает англичан в пень, вводит профашистский режим и… финансирует подрывное движение на территории СССР. Однако Сталин вместо того, чтобы прыгать до потолка и напрягать все [[Госбезопасность|возможные]] и невозможные ведомства… просто меланхолично смотрит на медленно растущую популярность Русской Фашистской партии до тех пор, пока пришедшие к власти фашисты не повезут его в черном воронке с надписью «Хлеб» в застенки ИКВД (Имперского комитета внутренних дел, вестимо), а то и прямо к Ипатьевской усадьбе… Конечно, ряд авторов отмечали демократичность Джугашвили на фоне некоторых ранних деятелей революции, но чтобы НАСТОЛЬКО… Или ещё один эталонный пример: Манчжоу-го, успешно преобразовавшись в Цинскую империю, вылезает из-под гнёта Японии, объявляет независимость, выходит из альянса, начинает вышвыривать из своей страны Квантунскую армию… Вот только, во-первых, война с Китаем не прекращается, а во-вторых националистическую империю… '''приглашают в Коминтерн'''! И ведь не сказать, чтобы у Сталина дела совсем уж были плохи. | ** Смена идеологии, на которую компьютер не реагирует вообще. Представьте себе следующую картину: Южно-Африканский Союз посылает англичан в пень, вводит профашистский режим и… финансирует подрывное движение на территории СССР. Однако Сталин вместо того, чтобы прыгать до потолка и напрягать все [[Госбезопасность|возможные]] и невозможные ведомства… просто меланхолично смотрит на медленно растущую популярность Русской Фашистской партии до тех пор, пока пришедшие к власти фашисты не повезут его в черном воронке с надписью «Хлеб» в застенки ИКВД (Имперского комитета внутренних дел, вестимо), а то и прямо к Ипатьевской усадьбе… Конечно, ряд авторов отмечали демократичность Джугашвили на фоне некоторых ранних деятелей революции, но чтобы НАСТОЛЬКО… Или ещё один эталонный пример: Манчжоу-го, успешно преобразовавшись в Цинскую империю, вылезает из-под гнёта Японии, объявляет независимость, выходит из альянса, начинает вышвыривать из своей страны Квантунскую армию… Вот только, во-первых, война с Китаем не прекращается, а во-вторых националистическую империю… '''приглашают в Коминтерн'''! И ведь не сказать, чтобы у Сталина дела совсем уж были плохи. | ||
Строка 353: | Строка 321: | ||
***** [[Грустный клоун|С гайдом тоже]]. | ***** [[Грустный клоун|С гайдом тоже]]. | ||
**** И, разумеется, можно не опасаться подобных приколов в свой адрес. Это не тройка, где компьютер буквально спамит [[шпион]]ами даже на самом лёгком уровне сложности. Местные капиталисты, фашисты и коммунисты [[Сарказм|глубоко уважают]] мнение каждой нации относительно выбранного пути развития и демократически избранного правителя. И недемократически тоже. Как и не избранного, а пришедшего к власти самому. На штыках. | **** И, разумеется, можно не опасаться подобных приколов в свой адрес. Это не тройка, где компьютер буквально спамит [[шпион]]ами даже на самом лёгком уровне сложности. Местные капиталисты, фашисты и коммунисты [[Сарказм|глубоко уважают]] мнение каждой нации относительно выбранного пути развития и демократически избранного правителя. И недемократически тоже. Как и не избранного, а пришедшего к власти самому. На штыках. | ||
** И да, делит мир после Мировой войны ИИ тоже отвратительно — Американцы забирают себе японскую половину Сахалина, Монголы аннексируют Кёниусберг, а Данциг остаётся в… теперь уже ГДР? Любим-умеем-практикуем! | |||
** И да, делит мир после Мировой войны ИИ тоже | * [[С мануалом на коленях]] — зигзаг: учебники истории могут помочь, если выбирать исторические действия для стран-ИИ. Но вот изменение их политических линий перед началом игры превращает партию… в нечто непредсказуемое. | ||
* [[С мануалом на коленях]] | * [[Постоянная шутка]] — начиная с Waking the Tiger, где Германии была добавлена возможность сместить Гитлера, разработчики стали в качестве пасхалки в каждом крупном дополнении добавлять для последнего новый способ (с очень маленькой вероятностью) выжить и сбежать в [[Неправдоподобно убедительная маскировка|неправдоподобно убедительной маскировке]]. Изначально это была [[Аргентина — Четвертый Рейх|фашистская Аргентина]], где Гитлер возглавлял страну по псевдонимом Сеньор Гилтер; в Man the Guns к ней добавились КША (фашистский путь США), которые Гитлер опять может возглавить, уже как великий архитектор Адам Гилт; в La Résistance он остаётся в Германии, но перевоплощается в шпиона и именуется либо Ачим Хунд, либо [[Королева бреется|Андреа Хунд]]; а в Battle for the Bosphorus он может стать базилевсом фашистской Византии Альфосом Первым. | ||
* [[Постоянная шутка]] | |||
** Один шутник добавил в моде всех этих «определённо не Гитлеров» [[Самокопирование|Германии со старта]]) | ** Один шутник добавил в моде всех этих «определённо не Гитлеров» [[Самокопирование|Германии со старта]]) | ||
* [[Круто, но трудно]] | * [[Круто, но трудно]] — воздушно-десантные войска. Взять вражескую столицу в первую же неделю войны?<ref>Что, помноженное на тупость ИИ, породило мем «Принуждение лягушатников к капитуляции одним десантником».</ref> Захватить стратегические провинции за линией фронта? Организовать преграду на пути отступающих войск противника и, тем самым, загнать их в окружение? Для решения этих задач вам нужны парашютисты. При грамотном использовании могут серьезно подсократить число провинций в тылу войск врага и при должном планировании помогут устроить «котел». Но для успеха операции требуется: а) иметь превосходство в воздухе в провинции вылета и высадки; б) тратить ограниченный командный ресурс для организации снабжения по воздуху; в) обеспечить соединение с собственной наступающей армии в самое ближайшее время. В противном случае рискуете повторить операцию «Маркет Гарден» во всей ее красе: десант будет удерживать [[A Bridge Too Far|«слишком далекий мост»]] в условиях нехватки снабжения против превосходящих сил противника, а [[Запоздалая кавалерия|кавалерия так и не придет]]. И отдельная статья невезения — сбросить десант на голову окопавшимся частям противника; провинция, в конечном итоге, может и будет захвачена, вот только в условиях плохого снабжения наступательный потенциал оставшихся отрядов будет ниже плинтуса. | ||
* А вот морская | * А вот морская пехота — уже [[Круто и практично|соседний троп]]. В отличие от обычных частей подготовка операции по высадке у морпехов занимает считанные дни. Прибавьте сюда бонус к атаке в приморской провинции, возможность добавления в шаблон пары батальонов плавающих танков и полного комплекта артиллерийской поддержки. Этих сил вполне хватит на захват и удержание порта противника до подхода и развертывания основных сил. | ||
* [[Не знает логистики]] — с фитильком. Авторы не забыли про то, что войскам надо снабжаться, но зато забыли о том, что армия не существует в вакууме и оказывает реальное воздействие на экономику страны. Если в третьей части увеличение армии требовало от игрока увеличения доли ПП вложенных в производство припасов и ТНП, а перевооружение и пополнение требовали отдельных затрат ПП (в результате интенсивное увеличение армии без усиления экономики рано или поздно стопорило всё производство, поскольку весь промышленный потенциал начинал уходить на поддержку непомерно разросшейся военной машины, при этом усиление экономики приводило к значительному увеличению потребления ресурсов этой самой экономикой. В итоге от игрока требовалось соблюсти баланс, чтобы с одной стороны экономика не сдохла под тяжестью армейской туши, а с другой не выжрала все ресурсы подчистую, ибо купить/завоевать ещё не факт что получиться), то в четвёртой части этого не наблюдается и войскам требуются только люди и собственно снаряжение (плюс топливо, введённое очень неохотно и далеко не сразу, для моторизованных частей, авиации и флота) из-за чего любой минор может иметь армию, ограниченную лишь его людскими ресурсами, а танковые и моторизованные/механизированные дивизии из сравнительно немногочисленных и крайне дорогих в производстве и содержании частей превратились в аналог пехоты. | |||
* [[Не знает логистики]] | |||
== [[Stellaris]] == | == [[Stellaris]] == |