Редактирование: Стратегии Paradox Interactive

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|pmwiki/pmwiki.php/Creator/ParadoxInteractive|Paradox Interactive}}
{{q|Никогда не понимал людей, которые играют во все эти глобальные и прочие стратегии, рассчитанные не на массового пользователя. Но только эти люди в момент соприкосновения двух шестиугольников видят марево над раскаленным стволом MG42, атаку танковых клиньев, бессонные ночи в разведке и бравые подвиги советских солдат, занизивших свой возраст дабы уйти на фронт.|Цитата одного игрового журналиста}}
{{q|Никогда не понимал людей, которые играют во все эти глобальные и прочие стратегии, рассчитанные не на массового пользователя. Но только эти люди в момент соприкосновения двух шестиугольников видят марево над раскаленным стволом MG42, атаку танковых клиньев, бессонные ночи в разведке и бравые подвиги советских солдат, занизивших свой возраст дабы уйти на фронт.|Цитата одного игрового журналиста}}


Строка 175: Строка 174:
=== Victoria III ===
=== Victoria III ===


[[Синдром Джорджа Мартина|Долгожданная]]<ref>Вторая часть вышла в 2009 году, это самый длинный перерыв внутри одной серии для разработчика.</ref>Третья часть серии была анонсирована 21 мая 2021 года, к огромной радости фанатов. 25 октября 2022 года игра наконец вышла и была принята весьма неоднозначно. В целом это всё та же Виктория, но помимо интересных и приятных нововведений в ней хватает и откровенно спорных, на что накладывается отвратительная оптимизация. Но сначала о хорошем:
[[Синдром Джорджа Мартина|Долгожданная]]<ref>Вторая часть вышла в 2009 году, это самый длинный перерыв внутри одной серии для разработчика.</ref>Третья часть серии была анонсирована 21 мая 2021 года, к огромной радости фанатов. Пока что об игре известно мало, на разработчики обещают сохранить глубину и комплексность второй части, а кое-какие механики даже сделать ещё более проработанными (например уже заявлено, что группы населения теперь будут включать в себя не только тех, кто может работать, но и зависящих от их доходов «иждивенцев», то есть женщин, детей, стариков, инвалидов и прочих). Получится ли у них — покажет только время.
* Углублена механика населения. Теперь к работягам прибавились и иждивенцы, зависящие от их дохода. Доход от самих иждивенцев и их доступ к рабочим местам зависит от законов о детском труде и правах женщин.
* Новые показатели, помимо госбюджета. Бюрократия расходуется на работу институтов и "национализацию" территориальных владений. Авторитет - на указы, дающие всякие плюшки областям. Влияние - на дипломатические действия. И все они при количестве больше нуля дают бонусы, при меньшем - штрафы.
* Углублена и расширена внутренняя политика. Теперь вы не просто ставите у власти партию с желаемой политикой, а вручную настраиваете различные законы, как хотите и как позволяют заинтересованные группы. Некоторые законы предоставляют институты, например полицию и колониализм, которые дают разные полезные эффекты - чем выше уровень института, тем лучше.
* Сами заинтересованные группы, поддерживающие различную политику в соответствии со своей идеологией. Так землевладельцы хотят консервации феодализма, военные - сильное государство с мощной армией, профсоюзы - мировую революцию или хотя бы социал-демократию. Подавляйте нежелательные группы, поддерживайте желаемые - и сможете принимать нужные вам законы. Иногда группы и сами будут устраивать движения за принятие или сохранение того или иного закона. Все они также имеют уровень одобрения, дающий бонусы или штрафы, а если слишком рассердить группу, то та замыслит переворот или революцию. Изначально они должны были полностью заменить партии, но после того как игроки завалили разрабов протестами, те пошли на компромисс и научили группы основывать партии и сбиваться в них.
* Товары больше не телепортируются между рынками бесплатно. Теперь за их транспортировку отвечают автоматически создающиеся торговые центры, делающие прибыль на разнице цен между рынками и вынужденные, также как и все сооружения, платить зарплату работникам. Также импорт и экспорт теперь напрямую контролируются игроком, благо количество торгуемых товаров определяется автоматически, а маршруты экспорта с вашего рынка ИИ-страны и сами с готовностью сделают. Внутри одного рынка, впрочем, работает всё та же телепортация, но только если здания в области не превышают лимит инфраструктуры, иначе областные цены начнут отличаться от общих в пользу местного спроса - чем сильнее превышен лимит, тем больше дисбаланс.
* Производственные методы. Теперь открытие новых технологий не повышает разом производительность всех сооружений одного вида, а позволяет переключить такой метод, например начав использование удобрений на полях или динамита в шахтах. Можно сделать это для всех сооружений сразу или переключать по одному, плавно наращивая производство товаров, которые новый метод будет потреблять больше. Та же система используется и в военных сооружениях, позволяя усиливать ваши армию и флот ценой большего потребления оружия и кораблей.
* Кризисы эволюционировали в более простые и понятные дипломатические игры, которые можно начать практически в любой момент. Как и раньше, при подавляющем военном превосходстве можно заставить слабого противника отступиться и мирно отдать цель потенциальной войны. Также взамен на поддержку определённой стороны от неё можно получить преференции.
 
Ну а теперь о неоднозначных и просто вредных нововведениях. ''Стоит отметить, что на момент написания правки игре меньше года, её активно допиливают и расширяют, так что написанное здесь вполне могут исправить со временем.''
* Юнитов больше нет. '''Совсем'''. Теперь вы назначаете генерала/адмирала в округ и к нему приписываются имеющиеся там войска, количество которых у отдельного военачальника можно увеличить, повысив его. При начале дипломатической игры и в войне вы назначаете генерала на фронт/даёте задание и место назначения адмиралу, и они воюют как умеют. С одной стороны это здорово упрощает переброску войск для крупных трансконтинентальных империй, да и те, кто не любят микроконтроль, довольны. С другой, побеждать, благодаря тактическому гению игрока больше не выйдет, а меметичные КУБИКИ теперь возведены в абсолют и можно запросто проиграть несколько боёв просто потому что из 100 записанных на фронт батальонов в бой вступили только 20, а рандом выбросил вам неблагоприятные условия. Да и выглядит это, что на карте, что в окне сражения (где 2 генерала изображают рэп-баттл) просто ужасно. На момент написания правки эту систему обещают реформировать, повысив степень контроля над формированиями, но прямое управление войсками разработчики, несмотря на протесты игроков, твёрдо не намерены возвращать.
* [[Идиотская дипломатия]]. Хотели сделать войну продолжением политики, дав возможность в теории получить без боя что угодно - получилось прямо противоположное. Даже субъект теперь нельзя аннексировать без дипломатической игры, которая почти наверняка перерастёт в войну и хорошо если ещё никто не вмешается. Вообще из-за конского базового нежелания и порой неадекватных намерений ИИ мирно кого-то "завассалить" крайне сложно. Ну и войны теперь всегда предваряются дипломатическими играми на пару месяцев - никаких вероломных нападений в 4 часа утра без объявления войны.
* Заинтересованные группы порой сбиваются в партии по каким-то вообще непонятным причинам и принципам. "Союз труда и капитала" в виде партии из аристократов и крестьян - это ещё не самое страшное. В итоге можно получить такую конфигурацию партий, при которой собрать легитимное и работоспособное правительство просто невозможно и приходится ловить штрафы за низкую легитимность, да и законы так нормально не поменять. К счастью, авторитарные государства без многопартийных выборов от этого избавлены.
* Зачем-то убрали возможность строить здания в других странах. Причём если во второй части это было не особо нужно, то теперь это губит на корню идею мирной экономической экспансии, ведь всякие нефть и каучук теперь добываются специальными зданиями, которые ещё нужно изучить и построить. Опоздали на колониальный раздел областей с редкими ресурсами и не хотите сидеть на импорте? Захватывайте область с нужным ресурсом (который кстати может быть скрытым и у ИИ, не изучившего ещё нужные технологии, не отображаться) и молитесь, чтоб другая сверхдержава со скуки не вписалась за противника.
* Скудное даже по сравнению со второй частью историческое наполнение. Уникальные тематические записи в журнале и решения есть в основном у США, Великобритании и Франции после специального дополнения для последней. Ждём DLC.
* Уже упоминавшаяся оптимизация. Многие не доиграли дальше 1880-х из-за постоянных вылетов и превращения игры в слайдшоу.


== Серия Hearts of Iron ==
== Серия Hearts of Iron ==
Строка 253: Строка 237:
** Вообще в моде изрядно проработана экономика и экономическое влияние одних стран на другие.
** Вообще в моде изрядно проработана экономика и экономическое влияние одних стран на другие.
* [[The New Order: Last Days of Europe]] — как следует из названия, мод, посвящённый миру после победы Оси во Второй Мировой Войне. Выделяется своей сюжетоориентированностью и огромным количеством текста.
* [[The New Order: Last Days of Europe]] — как следует из названия, мод, посвящённый миру после победы Оси во Второй Мировой Войне. Выделяется своей сюжетоориентированностью и огромным количеством текста.
* [[MLP/Equestria_at_war|Equestria at War]] — вопреки первоначальной предвзятости многих игроков мод хорошо проработан и обладает обширным лором.
* [[Equestria at war]] — вопреки первоначальной предвзятости многих игроков мод хорошо проработан и обладает обширным лором.
* Another World — интересный отечественный мод, описывающих кардинально другой мир. Из-за массового падения метеоритов и последовавшей за ним Чёрной Декады (сиречь, смутные годы в масштабах планеты) этот мир может наблюдать Вторую Великую Войну меж Великой Персией и Римской Республикой, бояться [[Красная_угроза|жёлтой угрозы]] индейских республик и узнать падение владычицы морей… Японии! Также можно торговать оружием и запустить первый спутник.
* Another World — интересный отечественный мод, описывающих кардинально другой мир. Из-за массового падения метеоритов и последовавшей за ним Чёрной Декады (сиречь, смутные годы в масштабах планеты) этот мир может наблюдать Вторую Великую Войну меж Великой Персией и Римской Республикой, бояться [[Красная_угроза|жёлтой угрозы]] индейских республик и узнать падение владычицы морей… Японии! Также можно торговать оружием и запустить первый спутник.
* [[Fallout: Pre-War]] — мод по миру Fallout до начала Великой Войны.
* [[Fallout: Pre-War]] — мод по миру Fallout до начала Великой Войны.
Строка 260: Строка 244:


=== Тропы и штампы ===
=== Тропы и штампы ===
* [[Не в ладах с историей]] — примеров настолько дофига, что стоит выделить лишь самые зачётные (тут стоит заметить, что всё нижеперечисленное касается, в первую очередь, наиболее свежей игры серии — «Hearts of Iron IV» — впрочем, и в других играх кое-что встречается):
* [[Не в ладах с историей]] примеров настолько дофига, что стоит выделить лишь самые зачётные (тут стоит заметить, что всё нижеперечисленное касается, в первую очередь, наиболее свежей игры серии — «Hearts of Iron IV» — впрочем, и в других играх кое-что встречается):
** В игре демократия является идеологией, хотя это политический режим. Официальные идеологии Великобритании, США и Франции тех времен, с натяжкой — либерализм и консерватизм. Хотя чувствуется, что Парадоксы сознательно стараются навязать нам определенное видение мира: Германия и СССР однозначно плохие, а Великобритания, Франция и США однозначно хорошие. HOI4 вообще утопила педаль в пол в своем пропагандистском угаре — если в HOI3 демократическое правительство подразумевало выборы, что позволяло отыгрывать коммунистическую, центристскую или фашистскую демократию, то в HOI4 демократия — это власть демократов в прямом смысле слова: выборы фиктивны, и, даже если «какбыдемократы» в меньшинстве, на выборах все равно сохранится правящая партия «какбыдемократов», и заставить уважать народное мнение теперь можно либо свержением режима, либо гражданской войной. Конечно, во внимание стоит принять факт, что данное деление на идеологии более понятно для обывателя, нежели стандартное «правые-центристы-левые», но, для приличия в игре эту идеологию можно было хоты бы назвать просто «Либерализм» или «Рыночный либерализм», но никак не «демократия», ибо страна, где монарх все еще имеет полномочия вето и, как следствие, реальную власть, и отсутствие конституции (Да, у Британии нет конституции, что формально, делает власть монарха неограниченной) не делает Британию даже близко демократией. Это классическая монархия, выдающая себя за демократию, ведь монарх уже использовал вето и не раз, тормозя любые попытки сделать монаршью особу лишь номинальной фигурой. Для сравнения, в Норвегии и Голландии конституция есть и в ней четко прописано, что монарх правит, но не властвует.
** В игре демократия является идеологией, хотя это политический режим. Официальные идеологии Великобритании, США и Франции тех времен, с натяжкой — либерализм и консерватизм. Хотя чувствуется, что Парадоксы сознательно стараются навязать нам определенное видение мира: Германия и СССР однозначно плохие, а Великобритания, Франция и США однозначно хорошие. Для приличия в игре эту идеологию можно было бы назвать просто «Либерализм»<ref>Что, впрочем, не отменяет того, что демократы уступают вышеназванным странам по популярности у игроков</ref>.
*** DLC Together For Victory: у доминионов и колоний Великобритании есть шанс получить независимость двумя путями — сохранить хорошие отношения с бывшей метрополией или уйти со скандалом или войной. В первом случае вы будете выходить очень долго и однозначно получите люлей от стран оси. Во втором случае вы выйдете сразу и не будете участвовать в войне (Индии как раз выгоднее дождаться войны с Германией, чтобы союзники там завязли поглубже, а уж потом добиться независимости через гражданскую войну; в этом случае вы выходите из войны со странами Оси, что облегчит вам войну, так как ваши бывшие союзники будут сражаться и с вами и с «Осью»). Вот только у каждой из стран навешаны штрафы, от которых можно избавиться только дружбой с Великобританией. Например, у Индии не получится убрать модификатор «Социально отчуждённые мусульмане», если она не выполнит фокус «Миссия Криппса» и «Две нации», которые доступны, если не ссориться с метрополией. «Сварадж» (радикальный метод) почему-то не предусматривает консолидации с мусульманами. Парадоксы явно считают, что колониям вообще не стоило требовать независимость.
*** Все бы вам «правильное видение мира» найти. «Демократия» в игре обобщает демократические капиталистические государства, т. н. «первый путь», противопоставляемый марксизму и фашизму (куда более крутых идеологий в игре, кстати говоря).
** Как шла [[гражданская война в Испании]]? Республиканцы воевали с попеременными успехами, но под конец потеряли Страну Басков и Барселону, а Мадрид не был взят за всю войну. Как представляют себе войну в Испании Парадоксы: в ранних версиях имбовые дивизии Франкистов под руководством имбовых генералов берут Мадрид с первых дней войны, а жутко понерфленные дивизии республиканцев проигрывают всухую, в более поздних всё происходит с точностью до наоборот. В последних версиях подобных глупостей уже нет — итог гражданской войны во многом зависит от постороннего вмешательства (ленд-лиза и добровольческих дивизий), а за его вычетом франкисты и республиканцы побеждают примерно с одинаковой вероятностью.
**** Что уж сразу не 3 идеологии? Правые, левые, центристы? Или вообще правые и левые? А то и вовсе — «политическая мысль».
*** В дополнение: в начале войны вся авиация и почти весь ВМФ поддержали Республику, из-за чего франкисты реально могли проиграть войну, даже толком не начав её (поскольку до вмешательства Германии и Италии у них не было возможности переправить на континент свои наиболее боеспособные части — африканскую армию). В игре же они делятся пополам.
***** Потому что противоборство трёх политических теорий происходило именно в то время, которое охватывает игра, да и сами эти три пути гораздо ближе к реальной политологии, чем народное понимание «левых» и «правых». Кроме того, деление идеологий на три лагеря тянется ещё с первой части, правда, раньше это было оправдано наличием трёх и только трёх блоков в игре.
**** La Resistance же переработала полностью испанскую гражданку, и ныне она отличается безумным разбросом сил в стиле Кайзеррейха, где одновременно могут воевать несколько сторон. Автор правки (патч 1.10) наблюдал, как отказ путчистов от кандидатуры генерала Франко развалил офицерское восстание на националистов (сторонников Директории) и монархистов (сторонников имперского режима), воюющих и друг с другом, и одновременно с рассыпающейся коалиционной властью (демократы в республике устроили репрессии коммунистов). [[Педаль в пол|Вишенка на торте]]: в Барселоне подняли свое восстание анархисты… в общем, весь этот фарш продлился аж до 1941 года. Впрочем всё это происходит только на неисторическом фокусе.
****** Насчет либерализма и консерватизма — они есть в игре, просто не в виде идеологий, а как их подвиды, например во Франции идеология не просто «демократия», а «демократия (консерватизм)», другие идеологии тоже делятся на подвиды.
*** DLC Together For Victory: у доминионов и колоний Великобритании есть шанс получить независимость двумя путями — сохранить хорошие отношения с бывшей метрополией или уйти со скандалом или войной. В первом случае вы будете выходить очень долго и однозначно получите люлей от стран оси. Во втором случае вы выйдете сразу и не будете участвовать в войне (Индии как раз выгоднее дождаться войны с Германией, чтобы союзники там завязли поглубже, а уж потом добиться независимости через гражданскую войну; в этом случае вы выходите из войны со странами Оси, что облегчит вам войну, так как ваши бывшие союзники будут сражаться и с вами и с «Осью»). Вот только у каждой из стран навешаны штрафы, от которых можно избавиться только дружбой с Великобританией. Например, у Индии не получится убрать модификатор «Социально отчуждённые мусульмане», если она не выполнит фокус «Миссия Криппса» и «Две нации», которые доступны, если не ссориться с метрополией. «Сварадж» (радикальный метод) почему-то не предусматривает консолидации с мусульманами. Парадоксы явно считают, что колониям вообще не стоило требовать независимость.
** Как шла [[гражданская война в Испании]]? Республиканцы воевали с попеременными успехами, но под конец потеряли Страну Басков и Барселону, а Мадрид не был взят за всю войну. Как представляют себе войну в Испании Парадоксы: в ранних версиях имбовые дивизии Франкистов под руководством имбовых генералов берут Мадрид с первых дней войны, а жутко понерфленные дивизии республиканцев проигрывают всухую, в более поздних всё происходит с точностью до наоборот. В последних версиях подобных глупостей уже нет — итог гражданской войны во многом зависит от постороннего вмешательства (ленд-лиза и добровольческих дивизий), а за его вычетом франкисты и республиканцы побеждают примерно с одинаковой вероятностью.
*** В дополнение: в начале войны вся авиация и почти весь ВМФ поддержали Республику, из-за чего франкисты реально могли проиграть войну, даже толком не начав её (поскольку до вмешательства Германии и Италии у них не было возможности переправить на континент свои наиболее боеспособные части — африканскую армию). В игре же они делятся пополам.
**** La Resistance же переработала полностью испанскую гражданку, и ныне она отличается безумным разбросом сил в стиле Кайзеррейха, где одновременно могут воевать несколько сторон. Автор правки (патч 1.10) наблюдал, как отказ путчистов от кандидатуры генерала Франко развалил офицерское восстание на националистов (сторонников Директории) и монархистов (сторонников имперского режима), воюющих и друг с другом, и одновременно с рассыпающейся коалиционной властью (демократы в республике устроили репрессии коммунистов). [[Педаль в пол|Вишенка на торте]]: в Барселоне подняли свое восстание анархисты… в общем, весь этот фарш продлился аж до 1941 года. Впрочем всё это происходит только на неисторическом фокусе.
** Как шла 2-я японо-китайская война? Японцы начали наступление ограниченными силами, затем по мере успешного продвижения начали наращивать численность войск в Китае, однако так и не сумели решить проблему их резкой нехватки там и были вынуждены перейти от полномасштабного наступления к стратегии изматывания (что облегчалось убогим состоянием китайской армии). В игре же мы видим: или японцы сходу прорывают фронт и в несколько месяцев выносят китайцев подчистую, либо китайцам удаётся устоять, после чего они, поднакопив сил, выносят японцев могучим зерг-[[раш]]ем. Правда, очень редко возникает ситуация, когда Япония и Китай действительно увязывают в болоте войны и ведут бои лишь изредка. Но, если Испания оправится после гражданской войны, то она пошлет помощь Японии, если победят франкисты, или Китаю, если победят республиканцы, что может резко склонить чашу весов в пользу определенной стороны. Как, впрочем, и советская помощь Китаю.
** Как шла 2-я японо-китайская война? Японцы начали наступление ограниченными силами, затем по мере успешного продвижения начали наращивать численность войск в Китае, однако так и не сумели решить проблему их резкой нехватки там и были вынуждены перейти от полномасштабного наступления к стратегии изматывания (что облегчалось убогим состоянием китайской армии). В игре же мы видим: или японцы сходу прорывают фронт и в несколько месяцев выносят китайцев подчистую, либо китайцам удаётся устоять, после чего они, поднакопив сил, выносят японцев могучим зерг-[[раш]]ем. Правда, очень редко возникает ситуация, когда Япония и Китай действительно увязывают в болоте войны и ведут бои лишь изредка. Но, если Испания оправится после гражданской войны, то она пошлет помощь Японии, если победят франкисты, или Китаю, если победят республиканцы, что может резко склонить чашу весов в пользу определенной стороны. Как, впрочем, и советская помощь Китаю.
** В «Мюнхенском соглашении/сговоре» фигурируют Германия, Италия, Польша, Франция, Великобритания и Чехословакия. Тот факт, что СССР предлагал Чехословакии поддержку, как и факт, что союзники (особенно Польша) помешали этому, встав на сторону Германии, Парадоксы умалчивают. С другой стороны, выжить во Второй мировой за Польшу практически нереально<ref>Вполне реально, если восстановить Речь Посполитую и/или присоединиться к СССР/Германии</ref>, в отличие от Чехословакии (застроиться бункерами и сидеть в обороне всю войну, утешая себя мыслью, что чехословацкие танчики и самолёты фашистам не достанутся — и потихоньку бомбить фашистов, внося скромную лепту в Победу).
** В «Мюнхенском соглашении/сговоре» фигурируют Германия, Италия, Польша, Франция, Великобритания и Чехословакия. Тот факт, что СССР предлагал Чехословакии поддержку, как и факт, что союзники (особенно Польша) помешали этому, встав на сторону Германии, Парадоксы умалчивают. С другой стороны, выжить во Второй мировой за Польшу практически нереально<ref>Вполне реально, если восстановить Речь Посполитую и/или присоединиться к СССР/Германии</ref>, в отличие от Чехословакии (застроиться бункерами и сидеть в обороне всю войну, утешая себя мыслью, что чехословацкие танчики и самолёты фашистам не достанутся — и потихоньку бомбить фашистов, внося скромную лепту в Победу).
** В патче 1.6 была введена механика Вашингтонского и Лондонского морских соглашений… которая непонятно с какого перепугу не распространяется на Германию (она обязалась соблюдать качественные ограничения этих соглашений по англо-германскому морскому соглашению 1935 года, этим же соглашением были установлены количественные ограничения в размере 35 % от флота Великобритании, как в целом, так и по типам кораблей — в игре ограничения отсутствуют вообще), но зато распространяется на Японию (которая денонсировала оба договора в конце 1934 года).
** В патче 1.6 была введена механика Вашингтонского и Лондонского морских соглашений… которая непонятно с какого перепугу не распространяется на Германию (она обязалась соблюдать качественные ограничения этих соглашений по англо-германскому морскому соглашению 1935 года, этим же соглашением были установлены количественные ограничения в размере 35 % от флота Великобритании, как в целом, так и по типам кораблей — в игре ограничения отсутствуют вообще), но зато распространяется на Японию (которая денонсировала оба договора в конце 1934 года).
*** К патчу 1.10 проблема сохраняется.
*** К патчу 1.10 проблема сохраняется.
** В ходе Второй мировой может случиться весьма занятный поворот, когда весной 1940 Великобритания объявляет войну… Югославии, с последующим присоединением оной к Оси<ref>Причина — в цепочке ивентов на давление со стороны Германии и Великобритании, добавленных в Death or Dishonor. Обе эти цепочки финальным событием предлагают соответственно Германии/Великобритании объявить Югославии войну и в обоих случаях шанс, что ИИ выберет именно войну, установлен в 90 %, но у немцев ультиматум связан с падением Франции, а у англичан — с датой, ультиматум они посылают примерно в марте-апреле 1940. И если оттянуть нападение Германии на Францию до исторического момента…</ref>.
** В ходе Второй мировой может случиться весьма занятный поворот, когда весной 1940 Великобритания объявляет войну… Югославии, с последующим присоединением оной к Оси<ref>Причина — в цепочке ивентов на давление со стороны Германии и Великобритании, добавленных в Death or Dishonor. Обе эти цепочки финальным событием предлагают соответственно Германии/Великобритании объявить Югославии войну и в обоих случаях шанс, что ИИ выберет именно войну, установлен в 90 %, но у немцев ультиматум связан с падением Франции, а у англичан — с датой, ультиматум они посылают примерно в марте-апреле 1940. И если оттянуть нападение Германии на Францию до исторического момента…</ref>.
*** К патчу 1.10 этот нюанс вроде бы пофиксили.
*** К патчу 1.10 этот нюанс вроде бы пофиксили.
** Пожалуй, общая беда серии — ИИ-Италия и ИИ-Великобритания не обращают внимания на Северную Африку. Вообще! Нередко можно наблюдать эпическое наступление двух итальянских дивизий до самой Александрии, которые потом столь же эпично отгоняются тряпками трёх-четырёх британских дивизий и подпираются с запада одной-двумя французскими, притопавшими в западную Ливию из самого Туниса. Ближневосточная нефть? Суэцкий канал? Вишистские Сирия и Ливан? Не, не слышали…
** Пожалуй, общая беда серии — ИИ-Италия и ИИ-Великобритания не обращают внимания на Северную Африку. Вообще! Нередко можно наблюдать эпическое наступление двух итальянских дивизий до самой Александрии, которые потом столь же эпично отгоняются тряпками трёх-четырёх британских дивизий и подпираются с запада одной-двумя французскими, притопавшими в западную Ливию из самого Туниса. Ближневосточная нефть? Суэцкий канал? Вишистские Сирия и Ливан? Не, не слышали…
*** Частично исправлено к 1.10. С другой стороны, Вишистская Франция теперь прописана не как марионеточное правительство, поставленное Германией, а как независимое государство. У автора правки получился такой глюк: играя за отдельную Италию, объявил войну соседу… и тут же вступил в Ось. Сюжет сломался, поскольку пакт о ненападении Франция-Германия активен, но вишисты берут и вступают в японскую Сферу процветания.
*** Частично исправлено к 1.10. С другой стороны, Вишистская Франция теперь прописана не как марионеточное правительство, поставленное Германией, а как независимое государство. У автора правки получился такой глюк: играя за отдельную Италию, объявил войну соседу… и тут же вступил в Ось. Сюжет сломался, поскольку пакт о ненападении Франция-Германия активен, но вишисты берут и вступают в японскую Сферу процветания.
** В большинстве случаев Ирак, Иран и Финляндия вообще не участвуют во Второй мировой войне.
** В большинстве случаев Ирак, Иран и Финляндия вообще не участвуют во Второй мировой войне.
*** С чем, к слову, были проблемы и в третьей части — особенно с Финляндией ввиду серьёзных идеологических различий. В обеих играх Финляндия — демократическая (III) либо нейтральная (IV) страна, что серьёзно препятствует её союзу с Германией. А те конкретные обстоятельства, которые сделали этот союз возможным и неизбежным, в игре хоть и есть, но на дипломатию не влияют (хотя при одновременном ходе Зимней и Великой Отечественной войн Финляндия почти гарантированно присоединится к Оси).
*** С чем, к слову, были проблемы и в третьей части — особенно с Финляндией ввиду серьёзных идеологических различий. В обеих играх Финляндия — демократическая (III) либо нейтральная (IV) страна, что серьёзно препятствует её союзу с Германией. А те конкретные обстоятельства, которые сделали этот союз возможным и неизбежным, в игре хоть и есть, но на дипломатию не влияют (хотя при одновременном ходе Зимней и Великой Отечественной войн Финляндия почти гарантированно присоединится к Оси).
** Ирландия на старте является полностью независимой страной. На самом деле, полную независимость она получила только в конце 1937-го года, а на момент старта игры она ещё была доминионом Великобритании, то есть, с геймплейной точки зрения, должна иметь тот же статус, что и Канада, Австралия и т. д.
** Ирландия на старте является полностью независимой страной. На самом деле, полную независимость она получила только в конце 1937-го года, а на момент старта игры она ещё была доминионом Великобритании, то есть, с геймплейной точки зрения, должна иметь тот же статус, что и Канада, Австралия и т. д.
*** А Египет наоборот почему-то полностью аннексирован Великобританией, хотя исторически в 1936-м году он добился практически полной независимости (по крайней мере, де-юре — де-факто, англичане сохраняли в своих руках реальную политическую власть до начала 50-х), то есть должен быть марионеткой.
*** А Египет наоборот почему-то полностью аннексирован Великобританией, хотя исторически в 1936-м году он добился практически полной независимости (по крайней мере, де-юре — де-факто, англичане сохраняли в своих руках реальную политическую власть до начала 50-х), то есть должен быть марионеткой.
**** Если на старте игры будет Египет, то решение «ремонт Суэцкого канала» после его подрыва уйдет в Египет. А это означает, что Суэцкий канал восстановлен не будет. Уж проще оставить территории за Великобританией.
** Патч 1.5.4 добавил весьма любопытное видение политике Японии в годы войны. Окей, разделение Оси на два самостоятельных альянса<ref>Собственно «Ось» из Германии, Италии и их европейских союзников и «Великая восточноазиатская сфера сопроцветания» из Японии и её марионеток</ref> вполне объяснимо: в годы войны, по понятным причинам, Япония слабо взаимодействовала с Германией и Италией. Окей, то, что теперь Сиам становится полноправным союзником Японии, а не её марионеткой, принять тоже можно — формально между Сиамом и Японией действительно были союзные отношения (то что по факту они были, мягко говоря, не совсем равноправными — это другой вопрос). Но право слово, заявлять, что Япония оказывается воевала за Индокитай, причём со Свободной Францией, которая его, оказывается, контролировала? Серьёзно?!
*** Аналогично и с Марокко, которая должна быть марионеткой Франции, но со своим, довольно своевольным, султаном.
** Патч 1.5.4 добавил весьма любопытное видение политике Японии в годы войны. Окей, разделение Оси на два самостоятельных альянса<ref>Собственно «Ось» из Германии, Италии и их европейских союзников и «Великая восточноазиатская сфера сопроцветания» из Японии и её марионеток</ref> вполне объяснимо: в годы войны, по понятным причинам, Япония слабо взаимодействовала с Германией и Италией. Окей, то, что теперь Сиам становится полноправным союзником Японии, а не её марионеткой, принять тоже можно — формально между Сиамом и Японией действительно были союзные отношения (то что по факту они были, мягко говоря, не совсем равноправными — это другой вопрос). Но право слово, заявлять, что Япония оказывается воевала за Индокитай, причём со Свободной Францией, которая его, оказывается, контролировала? Серьёзно?!
*** В реальности Индокитай после капитуляции Франции оказался брошен на произвол судьбы и успел повоевать с Сиамом, после чего «добровольно» перешел под «защиту» Японии. Почему бы не реализовать так, благо механика позволяет?
*** В реальности Индокитай после капитуляции Франции оказался брошен на произвол судьбы и успел повоевать с Сиамом, после чего «добровольно» перешел под «защиту» Японии. Почему бы не реализовать так, благо механика позволяет?
**** Может потому, что в предыдущих версиях был реализован куда более историчный вариант с предложением, «от которого нельзя отказаться», которое правительство Японии делало французам? И в любом случае — Свободная Франция даже близко не контролировала Индокитай (тамошние колониальные власти признали режим Виши), и уже хотя бы поэтому Япония не могла воевать со Свободной Францией за Индокитай. Да и то, что случилось в реальности, даже военной операцией-то не назовёшь: «пришёл-увидел-отобрал», и всё это за 4 дня без каких-либо дипломатических последствий.
**** Может потому, что в предыдущих версиях был реализован куда более историчный вариант с предложением, «от которого нельзя отказаться», которое правительство Японии делало французам? И в любом случае — Свободная Франция даже близко не контролировала Индокитай (тамошние колониальные власти признали режим Виши), и уже хотя бы поэтому Япония не могла воевать со Свободной Францией за Индокитай. Да и то, что случилось в реальности, даже военной операцией-то не назовёшь: «пришёл-увидел-отобрал», и всё это за 4 дня без каких-либо дипломатических последствий.
***** В текущей версии (1.9.Х) Япония может вежливо попросить французов удалиться из Юго-Восточной Азии, если идет по пути фашизма/войны на юге либо демократии.
***** В текущей версии (1.9.Х) Япония может вежливо попросить французов удалиться из Юго-Восточной Азии, если идет по пути фашизма/войны на юге либо демократии.
** В появившемся в дополнении «No step back» монархическом пути для СССР творится чёрти-что: во-первых, после реставрации монархии страна называется «Россия» и имеет Андреевский флаг, при этом фашистская Россия называется «Российская империя» и использует имперский (чёрно-жёлто-белый) флаг, во вторых с порядковым номером [[w: Романов, Владимир Кириллович|царя Владимира]] творится какая-то чехарда — он то Третий, то Первый<ref>Немудрено — хотя обычно нумерацию правителей России ведут от Московских князей (среди которых не было Владимиров), самоназванный император в изгнании Кирилл I нарёк сына Владимиром III, очевидно подсчитав [[Богатыри и чудища лесные|Владимира Святого и Владимира Мономаха]].</ref>, и в-третьих, на портрете царя Владимира изображён кто угодно, но не Владимир Кириллович Романов — он был брюнетом, а на картинке блондин.
** Просто даты (в первую очередь касается последних версий четвёртой части, хотя кое-что было в ней с самого релиза и не исправилось до сих пор):
** Просто даты (в первую очередь касается последних версий четвёртой части, хотя кое-что было в ней с самого релиза и не исправилось до сих пор):
*** Нападение Германии на Бенилюкс и начало французской кампании: реальность — 10 мая 1940, игра — сентябрь 1939. Причём Германия в первую очередь вторгается в Бенилюкс, а не в Данию и Норвегию<ref>Что объясняется тем, что для взятия соответствующего фокуса (Операция «Везерюбунг») Германии требуется контроль над Данцигом. Понятное дело, сразу после начала Второй мировой этого контроля нет. Но какая религия мешает разработчикам вот уже в '''ПЯТОМ''' патче прописать конкретную дату для взятия фокусов «Операция „Везерюбунг“» и «В обход Мажино», установив её на март-апрель 1940, решительно непонятно! Хотя учитывая пример выше с Югославией, привязывять скрипты ИИ к датам после начала войны — не лучшая идея</ref>.
*** Нападение Германии на Бенилюкс и начало французской кампании: реальность — 10 мая 1940, игра — сентябрь 1939. Причём Германия в первую очередь вторгается в Бенилюкс, а не в Данию и Норвегию<ref>Что объясняется тем, что для взятия соответствующего фокуса (Операция «Везерюбунг») Германии требуется контроль над Данцигом. Понятное дело, сразу после начала Второй мировой этого контроля нет. Но какая религия мешает разработчикам вот уже в '''ПЯТОМ''' патче прописать конкретную дату для взятия фокусов «Операция „Везерюбунг“» и «В обход Мажино», установив её на март-апрель 1940, решительно непонятно! Хотя учитывая пример выше с Югославией, привязывять скрипты ИИ к датам после начала войны — не лучшая идея</ref>.
**** Но зато, если вы не вступите во фракцию союзников, играя за Францию, то Германия нападет на вас в мае 1940 года.
**** Но зато, если вы не вступите во фракцию союзников, играя за Францию, то Германия нападет на вас в мае 1940 года.
***** Исторически Франция объявила войну Германии в ответ на вторжение в Польшу, так что никакого «нереалистичного» поведения в случае пассивности игрока за Францию не наблюдается.
***** Исторически Франция объявила войну Германии в ответ на вторжение в Польшу, так что никакого «нереалистичного» поведения в случае пассивности игрока за Францию не наблюдается.
*** Нападение Италии на Францию: реальность — 10 июня 1940, игра — август 1939 (Италия вступает в ВМВ с первых же дней).
*** Нападение Италии на Францию: реальность — 10 июня 1940, игра — август 1939 (Италия вступает в ВМВ с первых же дней).
*** Нападение Германии на Югославию: реальность — 6 апреля 1941, игра — в самых запущенных случаях может случиться в начале 1940, или же вообще никогда не случается (обычно на Югославию нападает Италия).
*** Нападение Германии на Югославию: реальность — 6 апреля 1941, игра — в самых запущенных случаях может случиться в начале 1940, или же вообще никогда не случается (обычно на Югославию нападает Италия).
*** Нападение Германии на СССР: реальность — 22 июня 1941, игра — лето 1940, а в поздних версиях — лето 1942 года. Судя по опыту игры, оттянуть нападение можно, активно мешая Германии разобраться с проблемами на западе или, в крайнем случае, если Польша окажется стронг, что, впрочем, невероятно (если не абузить тупость ИИ) примерно так же, как и коммунистическая Япония<ref>В их дереве развития коммунизм назван «невозможным вариантом», и таки да, исторически это было невозможно: к началу второй мировой почти двухсоттысячную КПЯ почти полностью вырезали милитаристы, победить в этой гражданской войне тоже совсем не просто.</ref>.
*** Нападение Германии на СССР: реальность — 22 июня 1941, игра — лето 1940, а в поздних версиях — лето 1942 года. Судя по опыту игры, оттянуть нападение можно, активно мешая Германии разобраться с проблемами на западе или, в крайнем случае, если Польша окажется стронг, что, впрочем, невероятно (если не абузить тупость ИИ) примерно так же, как и коммунистическая Япония<ref>В их дереве развития коммунизм назван «невозможным вариантом», и таки да, исторически это было невозможно: к началу второй мировой почти двухсоттысячную КПЯ почти полностью вырезали милитаристы, победить в этой гражданской войне тоже совсем не просто.</ref>.
**** В механике игры возможность нарушить пакт о ненападении зависит от соотношения дивизий на границе. Собрав достаточно сил, можно нарушить пакт за Германию еще в 1940 или протянуть почти до 43 года за СССР.
**** В механике игры возможность нарушить пакт о ненападении зависит от соотношения дивизий на границе. Собрав достаточно сил, можно нарушить пакт за Германию еще в 1940 или протянуть почти до 43 года за СССР.
**** Ключевые фокусы Германии завязаны на оккупацию стран Европы (которые игрок, находясь в Оси за Италию, вполне может схомячить первым), а вот война с СССР стоит уже отдельной линией. В итоге возможна ситуация, что уже ранним летом 1939 года начнется война Германии с СССР… которая ввиду отсутствия общих сухопутных границ может идти аж полтора года и исключительно в Финском заливе. О том, какое безобразие наступает после начала немецко-польской, и [[Германия захватит мир|говорить не следует]].
**** Ключевые фокусы Германии завязаны на оккупацию стран Европы (которые игрок, находясь в Оси за Италию, вполне может схомячить первым), а вот война с СССР стоит уже отдельной линией. В итоге возможна ситуация, что уже ранним летом 1939 года начнется война Германии с СССР… которая ввиду отсутствия общих сухопутных границ может идти аж полтора года и исключительно в Финском заливе. О том, какое безобразие наступает после начала немецко-польской, и [[Германия захватит мир|говорить не следует]].
** Внезапно, в третьей части ИИ даты и порядок действий более-менее соблюдал. То есть предоставленный самому себе он действительно хотя бы примерно моделировал ход ВМВ. ИИ в четвёрке, предоставленный самому себе, превращает первый этап ВМВ в форменный цирк даже при установке максимально историчного его поведения. Впрочем ругаться на неисторичность на неисторическом фокусе немного глупо.
** Внезапно, в третьей части ИИ даты и порядок действий более-менее соблюдал. То есть предоставленный самому себе он действительно хотя бы примерно моделировал ход ВМВ. ИИ в четвёрке, предоставленный самому себе, превращает первый этап ВМВ в форменный цирк даже при установке максимально историчного его поведения. Впрочем ругаться на неисторичность на неисторическом фокусе немного глупо.
* [[Шрамы от цензуры]] — во всех частях игры отсутствует оригинальный флаг нацистской Германии со свастикой. Он заменён либо на чёрно-бело-красный флаг Второго рейха, либо на военное знамя Третьего рейха с заменой свастики на тевтонский крест. В немецких версиях игр ещё и нет изображений Гитлера, Геринга и ряда других видных нацистских бонз. Однако, к чести шведов, они отказались прогибаться под китайскую цензуру, когда китайцы требовали от них изобразить в игре единый Китай, не раздробленный на территории милитаристов, и отказаться от использования запрещённого в Китае флага Тибета. В связи с этим в Китае «Железные сердца» запрещены.
* [[Шрамы от цензуры]] во всех частях игры отсутствует оригинальный флаг нацистской Германии со свастикой. Он заменён либо на чёрно-бело-красный флаг Второго рейха, либо на военное знамя Третьего рейха с заменой свастики на тевтонский крест. В немецких версиях игр ещё и нет изображений Гитлера, Геринга и ряда других видных нацистских бонз. Однако, к чести шведов, они отказались прогибаться под китайскую цензуру, когда китайцы требовали от них изобразить в игре единый Китай, не раздробленный на территории милитаристов, и отказаться от использования запрещённого в Китае флага Тибета. В связи с этим в Китае «Железные сердца» запрещены.
** В четвертой части есть свастика, но не во всех версиях.
** В четвертой части есть свастика, но не во всех версиях.
* [[Медведь снова зол]] — главное развлечение, то, ради чего, собственно, в игру и играют.
* [[Медведь снова зол]] главное развлечение, то, ради чего, собственно, в игру и играют.
** [[Америка захватит мир]] — как вариант.
** [[Америка захватит мир]] как вариант.
** [[Япония захватит мир]] — как вариант.
** [[Япония захватит мир]] как вариант.
** [[Германия захватит мир]] — в этой вселенной у нее есть все шансы это сделать.
** [[Германия захватит мир]] в этой вселенной у нее есть все шансы это сделать.
** [[Китай захватит мир]] — как вариант (значительно реже, всё-таки Китай в игре несколько слабоват, хотя и имеет потенциал).
** [[Китай захватит мир]] как вариант (значительно реже, всё-таки Китай в игре несколько слабоват, хотя и имеет потенциал).
** Кто угодно захватит мир. Варианты в основном зависят от национальной принадлежности/степени интереса того, кто именно играет. Больше всех шансов имеют миноры с большим мэнпауэром. Миноры без оного типа Афганистана шансов практически не имеют (если только не попытаться восстановить Персидскую империю, но и тогда вопрос будет спорным).
** Кто угодно захватит мир. Варианты в основном зависят от национальной принадлежности/степени интереса того, кто именно играет. Больше всех шансов имеют миноры с большим мэнпауэром. Миноры без оного типа Афганистана шансов практически не имеют (если только не попытаться восстановить Персидскую империю, но и тогда вопрос будет спорным).
*** Однако при желании (и умении) можно захватить мир даже за Люксембург (Люксембург, Карл!).
*** Однако при желании (и умении) можно захватить мир даже за Люксембург (Люксембург, Карл!).
** Постоянная уже пасхалка — можно воссоздать Византийскую империю. Какой, говорите, век на дворе?
** Постоянная уже пасхалка — можно воссоздать Византийскую империю. Какой, говорите, век на дворе?
*** Сторонники отката к Османской империи не отстают. А Итальянско… простите, Римской, уж тем более.
*** Сторонники отката к Османской империи не отстают. А Итальянско… простите, Римской, уж тем более.
* [[Уныло, но практично]] — множество примеров!
* [[Уныло, но практично]] множество примеров!
** Эсминцы — педаль в пол. Строятся быстро, стоят дёшево, но при вооружении радаром, СУО, торпедами и зенитками на равных противостоит устаревшим линкорам.
** Эсминцы — педаль в пол. Строятся быстро, стоят дёшево, но при вооружении радаром, СУО, торпедами и зенитками на равных противостоит устаревшим линкорам.
** Кавалерия — у большинства стран это единственный позволимый мобильный юнит.
** Кавалерия — у большинства стран это единственный позволимый мобильный юнит.
*** Уныло и непрактично: Если в HOI3 кавалерия имела хоть какую пользу за счет возможности апгрейда вооружений, из-за чего они изредка могли противостоять даже легким танкам, то в HOI4 кавалерия - это худший юнит в игре, так как:
**** Во-первых, не имеет никаких бонусов от доктрин пехоты, хотя чисто техническив  игре это пехота
**** Во-вторых, у них худшая защита вообще, аз-за чего кавалерийский прорыв легко контратаковать, либо взять без проблем в клещи
**** В-третьих, у них куча штрафов к разным типам местности
**** В-четвертых, возможности подавления у кавалерии тоже так себе, в качестве гарнизонов и пехота в связке с военной полицией эффективнее будет.
*** Так что кавалерию есть смысл использовать разве что Польше, Мэнцзяну или мелким варлордам Китая, так как у них есть генералы или идеи, дающие хоть какой мизерный бонус для кавалерии. Остальным же она больше вреда принесет, чем пользы. Если есть возможность, то лучше уж верблюды, у которых как раз есть бонусы в атаке на равнине и пустыне, в отличие от бесполезной кавалерии
** Пехота и фирменный шаблон 7 на 2 (пехоты и артиллерии соответственно). Именно парни в касках с винтовками выигрывают большинство битв на полях мировых войн.
** Пехота и фирменный шаблон 7 на 2 (пехоты и артиллерии соответственно). Именно парни в касках с винтовками выигрывают большинство битв на полях мировых войн.
** Фашизм. Предпочитаете грубую силу интригам? Хотите создать огромную армию гордой воинственной нации? Нанимайте фашиста-демагога, господа.
** Фашизм. Предпочитаете грубую силу интригам? Хотите создать огромную армию гордой воинственной нации? Нанимайте фашиста-демагога, господа.
** Трофеи, особенно на поздних стадиях. Вермахт вооружённый винтовками из Уругвая, пушками из Либерии и норвежскими инструментами? Таки да.
** Трофеи, особенно на поздних стадиях. Вермахт вооружённый винтовками из Уругвая, пушками из Либерии и норвежскими инструментами? Таки да.
** Полная аннексия. Кривые границы и нереалистичность для отыгрыша подменяются крайней полезностью — максимум ресурсов и производства.
** Полная аннексия. Кривые границы и нереалистичность для отыгрыша подменяются крайней полезностью — максимум ресурсов и производства.
*** После Ля Резистора уже неактуально — марионетки куда практичнее.
*** После Ля Резистора уже неактуально — марионетки куда практичнее.
**** Три слова: [[Круто, но трудно|полноценное коллаборационистское правительство]].
**** Три слова: [[Круто, но трудно|полноценное коллаборационистское правительство]].
**** Впрочем, есть два «но»: первое — некоторые страны могут развертываться в нечто большее (formable nations) для «природнения» новых территорий (получить на них core), и для этого нужно обладать неким списком территорий — хотя иногда марионетки для этих целей подходят, часто нужно обладать территорией «как есть» без всяких но. Во-вторых, значительная часть стран со старта имеет «некоренные» территории, которые можно выделить как марионеток, не отдавая своих коренных территорий («Release as puppet» и «Retain core states»); особенно хороши в этом деле (бывшие) колониальные империи вроде Франции, Британии, Италии, Португалии и прочих (среди стран-мажоров не могут наделать марионеток прямо на старте Германия, СССР и Китай).
**** Также, помимо превращения захваченных стран в марионетки, выпуска имеющихся на старте (или отобранных вместе с территорией захваченный страны) и превращением бывших вражеских марионеток в свои, можно ''выпускать марионетки на захваченной территории'' — то есть, ''[[Балканизация|дробить вражескую страну]] посередь боевых действий''. Хотя если откалывать «значимые» куски страны, после победы будет куча слабых марионеток вместо одной сильной, от чего толку меньше; с другой стороны, наделать своих марионеток из бывших вражеских колоний можно, ровно как и целенаправленно ослабить страну или выиграть в конкретной войне (особенно если не важно, что будет после победы, когда из этих марионеток ещё нужно будет получить пользу — просто выиграл, в мультиплеере или спидране, а дальше уже не важно). Сомо собой, сильно балканизировать можно [[Кто сколько унесёт суверенитета|СССР]], а так же, как ни странно, Францию, Италию, Югославию (Италию и Югославию, при желании, можно раздробить так, что от самой страны ''не останется буквально ничего''), Финляндию, Соединенное Королевство, Польшу, Китай (он в начале игры раздроблен — но вторженцы могут по ходу боя «возрождать» в марионеток ранее взятые в ходе унификации земли), Южную Африку… Проще перечислить тех, кто к балканизации государственных («core») земель, по большей части, устойчив — это США (все их cores, которыми они могут владеть, не могут принадлежать какому-то балканизированному государству), Третий Рейх (от его изначальных территорий можно отколоть только «Silesia», распологающуюся на 2 немецких землях и 1 польской; хотя можно попробовать отколоть уже присоединенную Австрию), Турция (свои территории, опять же, не могут быть разбазарены осколкам), много мелких стран (которые дробить некуда), и так далее. Помимо этого, не стоит забывать о возможности «воскресить» когда-то захваченную врагом страну в виде вашей марионетки. [https://hoi4.paradoxwikis.com/List_of_states Есть списки] [https://hoi4.paradoxwikis.com/Countries#List_of_releasable_countries таких стран].
***** Также, из-за выделения марионеток из захваченных территорий страна может потерять core на них. Но это не проверено.
***** Страны, «освобождаемые» из более крупной страны, начинают со всеми технологиями, открытыми материнской страной. Поэтому, при победе над какой-то неразвитой страной, выгодно сначала их полностью аннексировать, а потом высвободить как марионеток не отдавая коренные территории (заодно не нужно будет разбираться, какая территория имеет ваше ядро, а какая нет — если выбрать режим не отдавания родных территорий, отдано будет лишь «ненужное»).
*** Сочетание полной аннексии и трофеев. Больше не нужно штамповать винтовки на заводах, ибо снаряжения хватит с головой.
*** Сочетание полной аннексии и трофеев. Больше не нужно штамповать винтовки на заводах, ибо снаряжения хватит с головой.
** Дивизии из одного батальона; большинство использует 1 пехотный батальон, но автор правки с помощью формул вычислил, что 1 артиллерийский лучше (он использует меньше людских ресурсов, поэтому даже несмотря на большее время набора конкретного батальона, резервные артиллерийские батальоны можно делать фактически в 1,5 раза быстрее чем пехотные), но как пишут в TvTropes, создать дивизию из одного батальона ''пехоты'' и поменять на нормальный шаблон лучшее решение, а об артиллерии не слова; обычно их именуют «резервные дивизии». Оба варианта дивизий из одного батальона (что пехотного, что артиллерийского) фактически бессильны в бою, но зато имеют кучу утилитарных функций:
* Ядреный коктейль: [[Неудобных точек зрения нет]] плюс [[Альтернативная история]]. Встряхнуть, но не смешивать. В HoI IV наконец-то сделали возможность менять режим, например, с коммунистического на фашистский и наоборот. Вот только альтернативные ветки политических решений для этих самых «неисторичных» режимов никто и не думал прописывать! В лучшем случае государству будет выдан набор стандартных национальных фокусов для миноров, в худшем — они останутся от старого режима в неизменном виде, как это происходит при смене власти в СССР. На практике это означает то, что если при игре за СССР не провести партийные чистки и не устроить 1937 год до смены курса, то о системе закрытых городов (и, соответственно, лишней ячейки для исследований) можно забыть. Проект Манхеттен? Ядерная программа Третьего рейха? Да я вас умоляю, у Родзаевского и Керенского просто мозгов не хватит ни сделать что-то подобное, ни даже подсмотреть у союзников по коалиции.
*** Во-первых, вместо того что бы создать и обучить дивизию обычным способом, куда быстрее и с выдачей дополнительного опыта армии можно создать резервную дивизию, как можно быстрее выставить на поле, тут же поменять шаблон дивизии на нормальный, и уже с этого момента натренировать до обученного уровня. Просто создать дивизию без нормального обучения и кинуть в бой с помощью резервной дивизии тоже получается быстрее.
*** Во-вторых, некоторые функции привязаны не к численности армии, а к числу дивизий у страны; например, отправка волонтеров (1 дивизия волонтеров на 20 дивизий вообще). Поэтому можно наделать кучу микроскопических дивизий, дабы увеличить число нормальных дивизий, которые можно послать в качестве добровольцев. Так же число дивизий на границе для поддержания договора о ненападении, насколько я помню, смотрит на число дивизий (но в этом случае есть риск попадания заведомо недееспособных резервных дивизий в бой). И число дивизий специального назначения тоже привязано к количеству дивизий обычных войск, а не к общей численности в людях.
*** В-третьих, противник будет видеть огромную цифру числа дивизий и недоумевать, какие из них «потемкинские», а какие настоящие.
* Ядреный коктейль: [[Неудобных точек зрения нет]] плюс [[Альтернативная история]]. Встряхнуть, но не смешивать. В HoI IV наконец-то сделали возможность менять режим, например, с коммунистического на фашистский и наоборот. Вот только альтернативные ветки политических решений для этих самых «неисторичных» режимов никто и не думал прописывать! В лучшем случае государству будет выдан набор стандартных национальных фокусов для миноров, в худшем — они останутся от старого режима в неизменном виде, как это происходит при смене власти в СССР. На практике это означает то, что если при игре за СССР не провести партийные чистки и не устроить 1937 год до смены курса, то о системе закрытых городов (и, соответственно, лишней ячейки для исследований) можно забыть. Проект Манхеттен? Ядерная программа Третьего рейха? Да я вас умоляю, у Родзаевского и Керенского просто мозгов не хватит ни сделать что-то подобное, ни даже подсмотреть у союзников по коалиции.
** Тем не менее, нейтральная Россия, которая получается в случае гражданской войны, при определенной хитрости может получить максимальное (6) число ячеек исследования. Столько же есть только у США.
** Тем не менее, нейтральная Россия, которая получается в случае гражданской войны, при определенной хитрости может получить максимальное (6) число ячеек исследования. Столько же есть только у США.
** В дополнениях это слегка исправили, но именно что слегка. И Родзаевский, и Керенский упорно будут пропагандировать коллективизм или же пытаться вырастить идеального советского человека просто за отсутствием альтернатив. А еще создавать НКВД, да.
** В дополнениях это слегка исправили, но именно что слегка. И Родзаевский, и Керенский упорно будут пропагандировать коллективизм или же пытаться вырастить идеального советского человека просто за отсутствием альтернатив. А еще создавать НКВД, да.
Строка 336: Строка 307:
**** Впрочем, исходя из переделки Гражданской войны в DLC La Resistance, от этой недогражданки вероятнее всего откажутся и пропишут более нереалистичный путь (привет, «Немыслимый вариант» у Японии).
**** Впрочем, исходя из переделки Гражданской войны в DLC La Resistance, от этой недогражданки вероятнее всего откажутся и пропишут более нереалистичный путь (привет, «Немыслимый вариант» у Японии).
** И отдельная [[фанатская кнопка берсерка]]: советские и итальянские фокусы не меняют уже кучу дополнений, зато Францию и Югославию переписали дважды!
** И отдельная [[фанатская кнопка берсерка]]: советские и итальянские фокусы не меняют уже кучу дополнений, зато Францию и Югославию переписали дважды!
*** В новом DLC «No step back» переработали фокусы СССР, Польши и стран прибалтики. Италия всё ещё ждёт…
* [[Искусственный идиот]] к сожалению, четверку [[знают именно за это]]. Конечно, ИИ способен дать прикурить неопытному игроку даже на самом лёгком уровне сложности, но вот при разборках между собой стран, управляемых компьютером, начинается цирк.
**** DLC «By Blood Alone» исправило и эту ситуацию, добавив фокусы не только Италии, но и Эфиопии.
** В старых версиях Третий рейх, который стабильно выносят 90 % партий ДАЖЕ при безучастии СССР/России<ref>Его таки можно провернуть, например, при игре за Венгрию.</ref>. По сути альянс с Осью так или иначе сводился к увлекательнейшему квесту по защите Германии при отражении атаки на свои собственные территории. В новых Германия вполне способна тащить Ось в одиночку и нередко захватывает мир, если Америка не спасает положение.
*** После No Step Back уже неактуально — советские фокусы переделали (и расширили) до такой степени, что игра за СССР во многом зависит от правильной последовательности их активации. В противном случае вести войну придется с кучей дебаффов и без приятных бонусов к промышленности.
* [[Искусственный идиот]] — к сожалению, четверку [[знают именно за это]]. Конечно, ИИ способен дать прикурить неопытному игроку даже на самом лёгком уровне сложности, но вот при разборках между собой стран, управляемых компьютером, начинается цирк.
** В старых версиях Третий рейх, который стабильно выносят 90 % партий ДАЖЕ при безучастии СССР/России<ref>Его таки можно провернуть, например, при игре за Венгрию.</ref>. По сути альянс с Осью так или иначе сводился к увлекательнейшему квесту по защите Германии при отражении атаки на свои собственные территории. В новых Германия вполне способна тащить Ось в одиночку и нередко захватывает мир, если Америка не спасает положение.
** Советский Союз (вообще, вся Антигитлеровская коалиция, но СССР давит педаль в Австралию) обожает безрезультатно долбиться автопланом, неся огромные потери. Из-за чего за пару лет войны сливает всё снаряжение и всех людей, и Рейх его с легкостью захватывает. В последних версиях немного поправили, долбиться стал реже, но не прекратил совсем.
** Советский Союз (вообще, вся Антигитлеровская коалиция, но СССР давит педаль в Австралию) обожает безрезультатно долбиться автопланом, неся огромные потери. Из-за чего за пару лет войны сливает всё снаряжение и всех людей, и Рейх его с легкостью захватывает. В последних версиях немного поправили, долбиться стал реже, но не прекратил совсем.
** Великобритания после капитуляции Франции и до вступления в войну США крайне слаба, являясь при этом единственной ведущей страной со стороны союзников. Если Германия успешно высадила десант в Британию, то капитуляция Союзников является лишь вопросом времени. Правда, Германия ОЧЕНЬ редко этим пользуется…
** Великобритания после капитуляции Франции и до вступления в войну США крайне слаба, являясь при этом единственной ведущей страной со стороны союзников. Если Германия успешно высадила десант в Британию, то капитуляция Союзников является лишь вопросом времени. Правда, Германия ОЧЕНЬ редко этим пользуется…
*** Чаще всего слаба из-за поломанных механик — в HoI2 после капитуляции Франции все части Британии во Франции просто снимались с поля и попадали в резерв с правом их возвращения через сколько-то месяцев.
*** Чаще всего слаба из-за поломанных механик — в HoI2 после капитуляции Франции все части Британии во Франции просто снимались с поля и попадали в резерв с правом их возвращения через сколько-то месяцев.
** Отдельный анекдот — танковые соединения, которыми компьютер совершенно не умеет пользоваться и, судя по всему, считает вариантом пехоты.
** Отдельный анекдот — танковые соединения, которыми компьютер совершенно не умеет пользоваться и, судя по всему, считает вариантом пехоты.
*** А с пехотными подразделениями ИИ стабильно демонстрирует образцово-показательное выполнение команды «растягай!». Говорите, стало проще, рисуем план, включаем планирование и ждём результат? Да хрен там было, 90 % игроков управляют войсками вручную, потому что ИИ обожает ровным слоем размазывать войска вдоль линии фронта, не обращая ни малейшего внимания на то, что он отзывает дивизии из того места где идет наиболее кровавая мясорубка чтобы послать их перекрыть участок фронта, где и противника-то толком нет. Про растягивание фронта не делая никаких попыток его сжать или удержать — и говорить нечего. А уж сколько приятных моментов доставит игроку привычка генералов бездумно перебрасывать войска по железной дороге, чтобы обеспечить прикрытие всех участков! Вместо того, чтобы просто догулять до точки назначения через одну-две провинции и вступить в бой со свежими силами, неорганизованная орда буквально вываливается из теплушек и… тут же в ужасе разбегается, так как у офицеров просто не было времени как-то навести порядок.
*** А с пехотными подразделениями ИИ стабильно демонстрирует образцово-показательное выполнение команды «растягай!». Говорите, стало проще, рисуем план, включаем планирование и ждём результат? Да хрен там было, 90 % игроков управляют войсками вручную, потому что ИИ обожает ровным слоем размазывать войска вдоль линии фронта, не обращая ни малейшего внимания на то, что он отзывает дивизии из того места где идет наиболее кровавая мясорубка чтобы послать их перекрыть участок фронта, где и противника-то толком нет. Про растягивание фронта не делая никаких попыток его сжать или удержать — и говорить нечего. А уж сколько приятных моментов доставит игроку привычка генералов бездумно перебрасывать войска по железной дороге, чтобы обеспечить прикрытие всех участков! Вместо того, чтобы просто догулять до точки назначения через одну-две провинции и вступить в бой со свежими силами, неорганизованная орда буквально вываливается из теплушек и… тут же в ужасе разбегается, так как у офицеров просто не было времени как-то навести порядок.
** Немало радости доставят союзникам и добровольческие корпуса. У добровольцев есть дурная привычка стоять в столице почётным караулом по стрельбе сигарет, пока основная армия отдувается на передовой (даже в том случае если линия фронта, мягко говоря, неблизко), либо, наоборот, пытаться прорвать самые безнадёжные участки фронта. На приказы союзникам типа «оборонять эту территорию» не реагируют вообще никак.
** Немало радости доставят союзникам и добровольческие корпуса. У добровольцев есть дурная привычка стоять в столице почётным караулом по стрельбе сигарет, пока основная армия отдувается на передовой (даже в том случае если линия фронта, мягко говоря, неблизко), либо, наоборот, пытаться прорвать самые безнадёжные участки фронта. На приказы союзникам типа «оборонять эту территорию» не реагируют вообще никак.
** Смена идеологии, на которую компьютер не реагирует вообще. Представьте себе следующую картину: Южно-Африканский Союз посылает англичан в пень, вводит профашистский режим и… финансирует подрывное движение на территории СССР. Однако Сталин вместо того, чтобы прыгать до потолка и напрягать все [[Госбезопасность|возможные]] и невозможные ведомства… просто меланхолично смотрит на медленно растущую популярность Русской Фашистской партии до тех пор, пока пришедшие к власти фашисты не повезут его в черном воронке с надписью «Хлеб» в застенки ИКВД (Имперского комитета внутренних дел, вестимо), а то и прямо к Ипатьевской усадьбе… Конечно, ряд авторов отмечали демократичность Джугашвили на фоне некоторых ранних деятелей революции, но чтобы НАСТОЛЬКО… Или ещё один эталонный пример: Манчжоу-го, успешно преобразовавшись в Цинскую империю, вылезает из-под гнёта Японии, объявляет независимость, выходит из альянса, начинает вышвыривать из своей страны Квантунскую армию… Вот только, во-первых, война с Китаем не прекращается, а во-вторых националистическую империю… '''приглашают в Коминтерн'''! И ведь не сказать, чтобы у Сталина дела совсем уж были плохи.
** Смена идеологии, на которую компьютер не реагирует вообще. Представьте себе следующую картину: Южно-Африканский Союз посылает англичан в пень, вводит профашистский режим и… финансирует подрывное движение на территории СССР. Однако Сталин вместо того, чтобы прыгать до потолка и напрягать все [[Госбезопасность|возможные]] и невозможные ведомства… просто меланхолично смотрит на медленно растущую популярность Русской Фашистской партии до тех пор, пока пришедшие к власти фашисты не повезут его в черном воронке с надписью «Хлеб» в застенки ИКВД (Имперского комитета внутренних дел, вестимо), а то и прямо к Ипатьевской усадьбе… Конечно, ряд авторов отмечали демократичность Джугашвили на фоне некоторых ранних деятелей революции, но чтобы НАСТОЛЬКО… Или ещё один эталонный пример: Манчжоу-го, успешно преобразовавшись в Цинскую империю, вылезает из-под гнёта Японии, объявляет независимость, выходит из альянса, начинает вышвыривать из своей страны Квантунскую армию… Вот только, во-первых, война с Китаем не прекращается, а во-вторых националистическую империю… '''приглашают в Коминтерн'''! И ведь не сказать, чтобы у Сталина дела совсем уж были плохи.
Строка 353: Строка 321:
***** [[Грустный клоун|С гайдом тоже]].
***** [[Грустный клоун|С гайдом тоже]].
**** И, разумеется, можно не опасаться подобных приколов в свой адрес. Это не тройка, где компьютер буквально спамит [[шпион]]ами даже на самом лёгком уровне сложности. Местные капиталисты, фашисты и коммунисты [[Сарказм|глубоко уважают]] мнение каждой нации относительно выбранного пути развития и демократически избранного правителя. И недемократически тоже. Как и не избранного, а пришедшего к власти самому. На штыках.
**** И, разумеется, можно не опасаться подобных приколов в свой адрес. Это не тройка, где компьютер буквально спамит [[шпион]]ами даже на самом лёгком уровне сложности. Местные капиталисты, фашисты и коммунисты [[Сарказм|глубоко уважают]] мнение каждой нации относительно выбранного пути развития и демократически избранного правителя. И недемократически тоже. Как и не избранного, а пришедшего к власти самому. На штыках.
*** В дополнении «No step back» вести подрывную деятельность против СССР стало тяжелее — Ягода\Ежов\Берия (в зависимости от того, кто из них ещё жив) своё дело знают (и не удаляются из <s>кабми</s> совнаркома).
** И да, делит мир после Мировой войны ИИ тоже отвратительно — Американцы забирают себе японскую половину Сахалина, Монголы аннексируют Кёниусберг, а Данциг остаётся в… теперь уже ГДР? Любим-умеем-практикуем!
** И да, делит мир после Мировой войны ИИ тоже отвратительно — Американцы забирают себе японскую половину Сахалина, Монголы аннексируют Кёниусберг, а Данциг остаётся в… теперь уже ГДР? Любим-умеем-практикуем!
* [[С мануалом на коленях]] зигзаг: учебники истории могут помочь, если выбирать исторические действия для стран-ИИ. Но вот изменение их политических линий перед началом игры превращает партию… в нечто непредсказуемое.
* [[С мануалом на коленях]] — зигзаг: учебники истории могут помочь, если выбирать исторические действия для стран-ИИ. Но вот изменение их политических линий перед началом игры превращает партию… в нечто непредсказуемое.
* [[Постоянная шутка]] начиная с Waking the Tiger, где Германии была добавлена возможность сместить Гитлера, разработчики стали в качестве пасхалки в каждом крупном дополнении добавлять для последнего новый способ (с очень маленькой вероятностью) выжить и сбежать в [[Неправдоподобно убедительная маскировка|неправдоподобно убедительной маскировке]]. Изначально это была [[Аргентина — Четвертый Рейх|фашистская Аргентина]], где Гитлер возглавлял страну по псевдонимом Сеньор Гилтер; в Man the Guns к ней добавились КША (фашистский путь США), которые Гитлер опять может возглавить, уже как великий архитектор Адам Гилт; в La Résistance он остаётся в Германии, но перевоплощается в шпиона и именуется либо Ачим Хунд, либо [[Королева бреется|Андреа Хунд]]; а в Battle for the Bosphorus он может стать базилевсом фашистской Византии Альфосом Первым.
* [[Постоянная шутка]] — начиная с Waking the Tiger, где Германии была добавлена возможность сместить Гитлера, разработчики стали в качестве пасхалки в каждом крупном дополнении добавлять для последнего новый способ (с очень маленькой вероятностью) выжить и сбежать в [[Неправдоподобно убедительная маскировка|неправдоподобно убедительной маскировке]]. Изначально это была [[Аргентина — Четвертый Рейх|фашистская Аргентина]], где Гитлер возглавлял страну по псевдонимом Сеньор Гилтер; в Man the Guns к ней добавились КША (фашистский путь США), которые Гитлер опять может возглавить, уже как великий архитектор Адам Гилт; в La Résistance он остаётся в Германии, но перевоплощается в шпиона и именуется либо Ачим Хунд, либо [[Королева бреется|Андреа Хунд]]; а в Battle for the Bosphorus он может стать базилевсом фашистской Византии Альфосом Первым.
** Один шутник добавил в моде всех этих «определённо не Гитлеров» [[Самокопирование|Германии со старта]])
** Один шутник добавил в моде всех этих «определённо не Гитлеров» [[Самокопирование|Германии со старта]])
* [[Круто, но трудно]] — воздушно-десантные войска. Взять вражескую столицу в первую же неделю войны?<ref>Что, помноженное на тупость ИИ, породило мем «Принуждение лягушатников к капитуляции одним десантником».</ref> Захватить стратегические провинции за линией фронта? Организовать преграду на пути отступающих войск противника и, тем самым, загнать их в окружение? Для решения этих задач вам нужны парашютисты. При грамотном использовании могут серьезно подсократить число провинций в тылу войск врага и при должном планировании помогут устроить «котел». Но для успеха операции требуется: а) иметь превосходство в воздухе в провинции вылета и высадки; б) тратить ограниченный командный ресурс для организации снабжения по воздуху; в) обеспечить соединение с собственной наступающей армии в самое ближайшее время. В противном случае рискуете повторить операцию «Маркет Гарден» во всей ее красе: десант будет удерживать «[[A Bridge Too Far|слишком далекий мост]]» в условиях нехватки снабжения против превосходящих сил противника, а [[Запоздалая кавалерия|кавалерия так и не придет]]. И отдельная статья невезения — сбросить десант на голову окопавшимся частям противника; провинция, в конечном итоге, может и будет захвачена, вот только в условиях плохого снабжения наступательный потенциал оставшихся отрядов будет ниже плинтуса.
* [[Круто, но трудно]] воздушно-десантные войска. Взять вражескую столицу в первую же неделю войны?<ref>Что, помноженное на тупость ИИ, породило мем «Принуждение лягушатников к капитуляции одним десантником».</ref> Захватить стратегические провинции за линией фронта? Организовать преграду на пути отступающих войск противника и, тем самым, загнать их в окружение? Для решения этих задач вам нужны парашютисты. При грамотном использовании могут серьезно подсократить число провинций в тылу войск врага и при должном планировании помогут устроить «котел». Но для успеха операции требуется: а) иметь превосходство в воздухе в провинции вылета и высадки; б) тратить ограниченный командный ресурс для организации снабжения по воздуху; в) обеспечить соединение с собственной наступающей армии в самое ближайшее время. В противном случае рискуете повторить операцию «Маркет Гарден» во всей ее красе: десант будет удерживать [[A Bridge Too Far|«слишком далекий мост»]] в условиях нехватки снабжения против превосходящих сил противника, а [[Запоздалая кавалерия|кавалерия так и не придет]]. И отдельная статья невезения — сбросить десант на голову окопавшимся частям противника; провинция, в конечном итоге, может и будет захвачена, вот только в условиях плохого снабжения наступательный потенциал оставшихся отрядов будет ниже плинтуса.
* А вот морская пехота — уже [[Круто и практично|соседний троп]]. В отличие от обычных частей подготовка операции по высадке у морпехов занимает считанные дни. Прибавьте сюда бонус к атаке в приморской провинции, возможность добавления в шаблон пары батальонов плавающих танков и полного комплекта артиллерийской поддержки. Этих сил вполне хватит на захват и удержание порта противника до подхода и развертывания основных сил.
* А вот морская пехота — уже [[Круто и практично|соседний троп]]. В отличие от обычных частей подготовка операции по высадке у морпехов занимает считанные дни. Прибавьте сюда бонус к атаке в приморской провинции, возможность добавления в шаблон пары батальонов плавающих танков и полного комплекта артиллерийской поддержки. Этих сил вполне хватит на захват и удержание порта противника до подхода и развертывания основных сил.
* [[Моложе, чем выглядит]] — с помощью ряда махинаций можно раньше времени привести на трон Елизавету II. При этом на своём портрете она будет выглядеть заметно старше, чем ей положено быть в данный момент.
* [[Не знает логистики]] — с фитильком. Авторы не забыли про то, что войскам надо снабжаться, но зато забыли о том, что армия не существует в вакууме и оказывает реальное воздействие на экономику страны. Если в третьей части увеличение армии требовало от игрока увеличения доли ПП вложенных в производство припасов и ТНП, а перевооружение и пополнение требовали отдельных затрат ПП (в результате интенсивное увеличение армии без усиления экономики рано или поздно стопорило всё производство, поскольку весь промышленный потенциал начинал уходить на поддержку непомерно разросшейся военной машины, при этом усиление экономики приводило к значительному увеличению потребления ресурсов этой самой экономикой. В итоге от игрока требовалось соблюсти баланс, чтобы с одной стороны экономика не сдохла под тяжестью армейской туши, а с другой не выжрала все ресурсы подчистую, ибо купить/завоевать ещё не факт что получиться), то в четвёртой части этого не наблюдается и войскам требуются только люди и собственно снаряжение (плюс топливо, введённое очень неохотно и далеко не сразу, для моторизованных частей, авиации и флота) из-за чего любой минор может иметь армию, ограниченную лишь его людскими ресурсами, а танковые и моторизованные/механизированные дивизии из сравнительно немногочисленных и крайне дорогих в производстве и содержании частей превратились в аналог пехоты.
* [[Не знает логистики]]:
** С фитильком. Авторы не забыли про то, что войскам надо снабжаться, но зато забыли о том, что армия не существует в вакууме и оказывает реальное воздействие на экономику страны. Если в третьей части увеличение армии требовало от игрока увеличения доли ПП вложенных в производство припасов и ТНП, а перевооружение и пополнение требовали отдельных затрат ПП (в результате интенсивное увеличение армии без усиления экономики рано или поздно стопорило всё производство, поскольку весь промышленный потенциал начинал уходить на поддержку непомерно разросшейся военной машины, при этом усиление экономики приводило к значительному увеличению потребления ресурсов этой самой экономикой. В итоге от игрока требовалось соблюсти баланс, чтобы с одной стороны экономика не сдохла под тяжестью армейской туши, а с другой не выжрала все ресурсы подчистую, ибо купить/завоевать ещё не факт что получиться), то в четвёртой части этого не наблюдается и войскам требуются только люди и собственно снаряжение (плюс топливо, введённое очень неохотно и далеко не сразу, для моторизованных частей, авиации и флота) из-за чего любой минор может иметь армию, ограниченную лишь его людскими ресурсами, а танковые и моторизованные/механизированные дивизии из сравнительно немногочисленных и крайне дорогих в производстве и содержании частей превратились в аналог пехоты.
** Тоже с фитильком. Подразделения поддержки (Support Companies) не осложняют логистику своим дивизиям (для простоты, баланса и интереса). Поддержка не замедляет дивизию, не дает дебаффов к местности, не занимает линию фронта, может десантироваться с моря и воздуха, и так далее — по-другому говоря, поддержка с громоздким и медленным вооружением (буксируемые орудия, бронетехника, тяжелые огнеметные танки) может, даже при технологиях 1936 года, поспевать за быстрыми батальонами (н.п. моторизованные), высаживаться на вражеский берег вместе с морпехами, спускаться на парашютах, преодолевать любую местность — их логистика ограничена тем, что могут делать основные подразделения. Если вдуматься, ситуация почти анекдотичная.
* [[Реактивный громила]] — большая часть юнитов «современного» технологического уровня. В частности — «современный танк» (ОБТ) и машины на его базе.
** По сравнению с обычной пехотой, даже просто механизированная пехота или легкие/средние танки — уже громилы.
* [[Ненужная фича]] — сверхтяжёлые танки по характеристикам сопоставимы с современными, но несопоставимо медленнее и дороже.


== [[Stellaris]] ==
== [[Stellaris]] ==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!