Редактирование: Тайна запертой комнаты

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 25: Строка 25:
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===


==== Отечественная ====
==== Русскоязычная ====
* [[Братья Стругацкие]], «[[Отель „У погибшего альпиниста“]]» — Олаф Андварафорс обнаружен мёртвым {{свёрнуто|в собственном номере отеля, который был закрыт изнутри, но имел настежь раскрытое окно. Голова была вывернута на сто восемьдесят градусов. Руки мертвого были вытянуты и почти касались небольшого чемодана, каковой чемодан был единственным багажом. Черты лица искажены, глаза широко раскрыты, рот оскален. Вблизи рта ощущается запах какого-то едкого химического вещества, то ли карболки, то ли формалина. Определенные и недвусмысленные следы борьбы отсутствуют. Следов на подоконнике, а также на покрытом снегом карнизе обнаружить не удалось. Следов на бородке при визуальном осмотре также не обнаружено». }}«Это же типичный случай убийства в закрытой комнате. Мне сроду не доказать, как убийца туда вошел и как он оттуда вышел…» {{spoiler|Это не убийство, Олаф — [[робот]], из-за обвала в горах он лишился электропитания и пытался подключиться к резервному источнику который был в чемодане, но не успел.}}
* [[Братья Стругацкие]], «[[Отель „У погибшего альпиниста“]]» — Олаф Андварафорс обнаружен мёртвым {{свёрнуто|в собственном номере отеля, который был закрыт изнутри, но имел настежь раскрытое окно. Голова была вывернута на сто восемьдесят градусов. Руки мертвого были вытянуты и почти касались небольшого чемодана, каковой чемодан был единственным багажом. Черты лица искажены, глаза широко раскрыты, рот оскален. Вблизи рта ощущается запах какого-то едкого химического вещества, то ли карболки, то ли формалина. Определенные и недвусмысленные следы борьбы отсутствуют. Следов на подоконнике, а также на покрытом снегом карнизе обнаружить не удалось. Следов на бородке при визуальном осмотре также не обнаружено». }}«Это же типичный случай убийства в закрытой комнате. Мне сроду не доказать, как убийца туда вошел и как он оттуда вышел…» {{spoiler|Это не убийство, Олаф — [[робот]], из-за обвала в горах он лишился электропитания и пытался подключиться к резервному источнику который был в чемодане, но не успел.}}
* [[Сварог]] — король Шого исчез в коротком дворцовом коридоре, оба выхода из которого просматривались множеством людей{{spoiler|, потому, что в действительности был королем Хелльстада и использовал одну из своих магических способностей.}}
* [[Сварог]] — король Шого исчез в коротком дворцовом коридоре, оба выхода из которого просматривались множеством людей{{spoiler|, потому, что в действительности был королем Хелльстада и использовал одну из своих магических способностей.}}
Строка 32: Строка 32:
* Даниэль Клугер, «Дело о показаниях покойника» из серии «[[Дела магические]]» — лидер оппозиции, приглашённый на переговоры к президенту страны, найден в предоставленной ему для отдыха комнате в загородной резиденции президента со смертельной ножевой раной, нож из которой вытащили явно не сразу — но помещение ни на секунду не оставалось без охраны, ножа нигде нет, и никто не оставался наедине с политиком достаточно даже для самого убийства, не говоря уже о спокойном выжидании, пока запечётся кровь. {{spoiler|Убит собственным секретарём несколько месяцев назад, когда участвовал по криглашению всем видным политикам в релизиозных празднованиях в той же резиденциии получил для отдыха ту же комнату, тогда не охранявшуюся — после чего временно оживлён.}}
* Даниэль Клугер, «Дело о показаниях покойника» из серии «[[Дела магические]]» — лидер оппозиции, приглашённый на переговоры к президенту страны, найден в предоставленной ему для отдыха комнате в загородной резиденции президента со смертельной ножевой раной, нож из которой вытащили явно не сразу — но помещение ни на секунду не оставалось без охраны, ножа нигде нет, и никто не оставался наедине с политиком достаточно даже для самого убийства, не говоря уже о спокойном выжидании, пока запечётся кровь. {{spoiler|Убит собственным секретарём несколько месяцев назад, когда участвовал по криглашению всем видным политикам в релизиозных празднованиях в той же резиденциии получил для отдыха ту же комнату, тогда не охранявшуюся — после чего временно оживлён.}}


==== Зарубежная ====
==== На других языках ====
* [[Эдгар По]], «Убийство на улице Морг» — тело убитой девушки найдено засунутым в дымоход в комнате с запертой изнутри дверью и заколоченными окнами, тело её матери, сильно избитой тяжёлыми тупыми предметами — на улице без чьих-либо следов вокруг. {{spoiler|Одно из окон запиралось на потайную пружину, а гвоздь, которым оно якобы было заколочено, давно сломан. Через открытое окно по фонарному столбу в комнату забрался [[Злобная обезьяна|огромный орангутан]], убил обеих женщин, тело дочери запихал в дымоход, труп старухи выкинул в окно, выскочил сам и захлопнул его за собой.}}
* [[Эдгар По]], «Убийство на улице Морг» — тело убитой девушки найдено засунутым в дымоход в комнате с запертой изнутри дверью и заколоченными окнами, тело её матери, сильно избитой тяжёлыми тупыми предметами — на улице без чьих-либо следов вокруг. {{spoiler|Одно из окон запиралось на потайную пружину, а гвоздь, которым оно якобы было заколочено, давно сломан. Через открытое окно по фонарному столбу в комнату забрался [[Злобная обезьяна|огромный орангутан]], убил обеих женщин, тело дочери запихал в дымоход, труп старухи выкинул в окно, выскочил сам и захлопнул его за собой.}}
* Джозеф Шеридан ле Фаню, «[[Кармилла]]» (1871) — Кармилла бесследно исчезла из своей спальни, а спустя несколько часов безрезультатных поисков объявилась в уже не раз обысканной гардеробной, сама не зная, как это произошло. При этом в все ставни на окнах были закрыты, а обе двери заперты изнутри. Отец главной героини выдал сильно притянутую за уши версию: {{spoiler|Якобы с девушкой случился приступ лунатизма, но настолько продуманный, что она взяла с собой ключ, заперла после себя дверь, улунатила в чулан и спряталась там, а потом вернулась в комнату, пролунатив мимо ищущих её людей, и только тогда проснулась}} — что разумеется полная чушь. Истинная же разгадка является общеизвестным спойлером: {{spoiler|будучи вампиром, Кармилла способна покидать запертые комнаты и проникать в них (как именно она это делает: становится бесплотной, телепортируется, туманом просачивается сквозь щели или же [[Иван Васильевич меняет профессию|приподнимает стенку, аки машина инженера Тимофеева в мечтах Жоржа Милославского]] — не уточняется). И разумеется, она прекрасно всё знает и помнит}}.
* Джозеф Шеридан ле Фаню, «[[Кармилла]]» (1871) Кармилла бесследно исчезла из своей спальни, а спустя несколько часов безрезультатных поисков объявилась в уже не раз обысканной гардеробной, сама не зная, как это произошло. При этом в все ставни на окнах были закрыты, а обе двери заперты изнутри. Отец главной героини выдал сильно притянутую за уши версию: {{spoiler|Якобы с девушкой случился приступ лунатизма, но настолько продуманный, что она взяла с собой ключ, заперла после себя дверь, улунатила в чулан и спряталась там, а потом вернулась в комнату, пролунатив мимо ищущих её людей, и только тогда проснулась}} что разумеется полная чушь. Истинная же разгадка является общеизвестным спойлером: {{spoiler|будучи вампиром, Кармилла способна покидать запертые комнаты и проникать в них (как именно она это делает: становится бесплотной, телепортируется, туманом просачивается сквозь щели или же [[Иван Васильевич меняет профессию|приподнимает стенку, аки машина инженера Тимофеева в мечтах Жоржа Милославского]] — не уточняется). И разумеется, она прекрасно всё знает и помнит}}.
* А. Конан Дойл, рассказ «[[Шерлок Холмс/Рассказы|Пустой дом]]» — смерть Рональда Адэра. «Голова его была страшно изуродована револьверной пулей, но никакого оружия в комнате не оказалось». {{spoiler|Его партнёр по игре в карты, обвинённый в [[шулер]]стве полковник Моран, убил Рональда через открытое окно (которое превращает троп в субверсию) пулей из духового ружья.}}
* А. Конан Дойл, рассказ «[[Шерлок Холмс/Рассказы|Пустой дом]]» — смерть Рональда Адэра. «Голова его была страшно изуродована револьверной пулей, но никакого оружия в комнате не оказалось». {{spoiler|Его партнёр по игре в карты, обвинённый в [[шулер]]стве полковник Моран, убил Рональда через открытое окно (которое превращает троп в субверсию) пулей из духового ружья.}}
** Ким Ньюман, «[[Профессор Мориарти. Собака Д’Эрбервиллей]]» — {{spoiler|Софию Кратидес}} нашли в запертой изнутри комнате с ножом в груди. Но [[Протагонист-злодей|главные <s>герои</s> злодеи]] не собираются ничего расследовать. Они и так знают, кто убийца, и им совершенно нет дела до того, как именно он это провернул. {{spoiler|На самом деле не было ни убийства, ни даже его инсценировки, только телеграмма, сообщающая о нём.}}
** Ким Ньюман, «[[Профессор Мориарти. Собака Д’Эрбервиллей]]» — {{spoiler|Софию Кратидес}} нашли в запертой изнутри комнате с ножом в груди. Но [[Протагонист-злодей|главные <s>герои</s> злодеи]] не собираются ничего расследовать. Они и так знают, кто убийца, и им совершенно нет дела до того, как именно он это провернул. {{spoiler|На самом деле не было ни убийства, ни даже его инсценировки, только телеграмма, сообщающая о нём.}}
** [[Стивен Кинг]], «[[Шерлок Холмс/Фанфики|Дело Ватсона]]» или же «Расследование доктора Уотсона» — лорд Халл заколот ножом в спину в собственном кабинете. Дверь заперта изнутри на замок, единственный ключ от которого торчит в скважине, и на засов. Окна закрыты, стёкла целы, и даже каминной трубы нет. Лестрейд [[подсветка|прямым текстом говорит, что это та самая идеальная тайна закрытой комнаты, о которой Холмс так долго мечтал]]. {{spoiler|Когда жертва входила в кабинет, убийца (сын жертвы, искусный художник) уже находился внутри и прятался под кофейным столиком, к передней частью которого был прикреплён холст с нарисованным пустым пространством. Остальные члены семьи, включая человека, который выбил запертую дверь, были в сговоре и обеспечили алиби убийцы}}.
** [[Стивен Кинг]], «[[Шерлок Холмс/Фанфики|Дело Ватсона]]» или же «Расследование доктора Уотсона» — лорд Халл заколот ножом в спину в собственном кабинете. Дверь заперта изнутри на замок, единственный ключ от которого торчит в скважине, и на засов. Окна закрыты, стёкла целы, и даже каминной трубы нет. Лестрейд [[подсветка|прямым текстом говорит, что это та самая идеальная тайна закрытой комнаты, о которой Холмс так долго мечтал]]. {{spoiler|Когда жертва входила в кабинет, убийца (сын жертвы, искусный художник) уже находился внутри и прятался под кофейным столиком, к передней частью которого был прикреплён холст с нарисованным пустым пространством. Остальные члены семьи, включая человека, который выбил запертую дверь, были в сговоре и обеспечили алиби убийцы}}.
* Гастон Леру, «Тайна жёлтой комнаты» — первое дело из приключений Рультабиля. Покушение на убийство в комнате, единственный вход в которую был постоянно в поле зрения свидетелей. {{Spoiler|Нападение произошло в другом месте, жертва это скрыла и ушла в ту самую комнату и легла спать, а потом во сне опять [[ПТСР|пришли воспоминания]]. К тому же все участники [[Ненадёжный рассказчик|утаивают важную информацию]]}}.
* Гастон Леру, «Тайна жёлтой комнаты» — первое дело из приключений Рультабиля. Покушение на убийство в комнате, единственный вход в которую был постоянно в поле зрения свидетелей. {{Spoiler|Нападение произошло в другом месте, жертва это скрыла и ушла в ту самую комнату и легла спать, а потом во сне опять [[ПТСР|пришли воспоминания]]. К тому же все участники [[Ненадёжный рассказчик|утаивают важную информацию]]}}.
** Там разве это? Если автору не изменяет память жертва {{Spoiler|от ПТСР долбанулась в комнате головой об угол столика, кажется}}.
** Там разве это? Если автору не изменяет память жертва {{Spoiler|от ПТСР долбанулась в комнате головой об угол столика, кажется}}.
** Подробностей уже не помню. {{Spoiler|Не уверен, но кроме пробитой головы, там ещё и рана открылась}}
** Подробностей уже не помню. {{Spoiler|Не уверен, но кроме пробитой головы, там ещё и рана открылась}}
* Гилберт Кит Честертон, цикл «[[Отец Браун]]»:
* Гилберт Кит Честертон, цикл «[[Отец Браун]]»:
** «Небесная стрела» — причиной смерти персонажа, находившегося в запертой комнате, на самом верху неприступной башни, стала стрела в горле, {{spoiler|которую вонзил его же секретарь, после этого закрывший дверь}}.
** «Небесная стрела» — причиной смерти персонажа, находившегося в запертой комнате, на самом верху неприступной башни, стала стрела в горле, {{spoiler|которую вонзил его же секретарь, после этого закрывший дверь}}.
** «Тень акулы» — [[субверсия]]: запертой комнаты нет, но тело нашли на мокром прибрежном песке, где неминуемо должны были остаться следы убийцы, а они отсутствуют {{spoiler|(смыл прилив)}}.
** «Тень акулы» — [[субверсия]]: запертой комнаты нет, но тело нашли на мокром прибрежном песке, где неминуемо должны были остаться следы убийцы, а они отсутствуют {{spoiler|(смыл прилив)}}.
** «Вещая собака» — в садовую беседку никто не заходил, но {{spoiler|её стены «сделаны из переплетённых веток и планок, и, как бы густо их ни переплетать, всегда найдутся щели и просветы», достаточные, чтобы, находясь снаружи, обнаружить местонахождение человека и убить его достаточно длинным клинком}}.
** «Вещая собака» — в садовую беседку никто не заходил, но {{spoiler|её стены «сделаны из переплетённых веток и планок, и, как бы густо их ни переплетать, всегда найдутся щели и просветы», достаточные, чтобы, находясь снаружи, обнаружить местонахождение человека и убить его достаточно длинным клинком}}.
** «Плохая форма» — употребляющий наркотики поэт был заколот не просто в запертой комнате, а в запертой оранжерее, которая хорошо просматривается всеми домочадцами. {{spoiler|8-й вариант, убийца — именно врач.}}
** «Плохая форма» — употребляющий наркотики поэт был заколот не просто в запертой комнате, а в запертой оранжерее, которая хорошо просматривается всеми домочадцами. {{spoiler|8-й вариант, убийца — именно врач.}}
** «Невидимка» — преступник проникает в квартиру (за которой наблюдают), убивает жильца-лилипута и выносит тело из здания (которое также находится под наблюдением). {{spoiler|[[Убийца — дворецкий|Убийца — почтальон, на которого никто не обращает внимания]].}}
** «Невидимка» — преступник проникает в квартиру (за которой наблюдают), убивает жильца-лилипута и выносит тело из здания (которое также находится под наблюдением). {{spoiler|[[Убийца — дворецкий|Убийца — почтальон, на которого никто не обращает внимания]].}}
** «Алиби актрисы» — директор театра убит в своем кабинете. {{spoiler|Кабинет находится под сценой, сама сцена предназначена для постановки пантомим, поэтому в ней есть потайной люк.}}
** «Алиби актрисы» — директор театра убит в своем кабинете. {{spoiler|Кабинет находится под сценой, сама сцена предназначена для постановки пантомим, поэтому в ней есть потайной люк.}}
** «Чудо „Полумесяца“» — человек исчезает из находящейся под наблюдением комнаты на четырнадцатом этаже. Позже он найден повешенным на дереве возле здания. {{spoiler|Жертву вынудили выглянуть в окно, где она угодила в петлю веревки, спущенную из комнаты сверху. После чего убийца спустил тело через другое окно сообщнику, который повесил его на дереве.}}
** «Чудо „Полумесяца“» — человек исчезает из находящейся под наблюдением комнаты на четырнадцатом этаже. Позже он найден повешенным на дереве возле здания. {{spoiler|Жертву вынудили выглянуть в окно, где она угодила в петлю веревки, спущенную из комнаты сверху. После чего убийца спустил тело через другое окно сообщнику, который повесил его на дереве.}}
* [[Агата Кристи (писательница)|Агата Кристи]]:
* [[Agatha Christie|Агата Кристи]]:
** «Таинственное происшествие в Стайлз» — пожилая леди умирает в своей спальне, все три двери в которую заперты изнутри на засовы. Причина смерти — отравление стрихнином, а запертые двери яду не помеха, но имеются улики, указывающие на то, что совсем недавно с ней в комнате находился кто-то ещё. {{spoiler|Все привыкли, что одна из дверей постоянно заперта изнутри, и не обратили внимания на то, что на сей раз это не так. А позже человек, находившийся в ту ночь комнате, и правда её запер. Впрочем, убийство совершил не он}}.
** «Таинственное происшествие в Стайлз» — пожилая леди умирает в своей спальне, все три двери в которую заперты изнутри на засовы. Причина смерти — отравление стрихнином, а запертые двери яду не помеха, но имеются улики, указывающие на то, что совсем недавно с ней в комнате находился кто-то ещё. {{spoiler|Все привыкли, что одна из дверей постоянно заперта изнутри, и не обратили внимания на то, что на сей раз это не так. А позже человек, находившийся в ту ночь комнате, и правда её запер. Впрочем, убийство совершил не он.}}
** Рассказ «Мисс Марпл рассказывает» (1935) — женщина заколота ножом в гостиничном номере. Дверь её спальни заперта и закрыта изнутри на засов. Единственное окно заперто на шпингалет. Ещё одна дверь ведёт в смежный номер, где безвылазно находился муж жертвы, который утверждает, что через его комнату никто не проходил за исключением горничной. Двери обоих номеров были постоянно на виду, и свидетели клянутся, что помимо жертвы и её мужа (вошедших каждый в свой номер) оба номера посещала только горничная. Вроде бы, ни у кого, кроме мужа и горничной, не было возможности совершить убийство. Но горничная работает в гостинице много лет и с убитой никак не связана, а значит убийца — муж. {{spoiler|Истинная убийца, замаскированная под горничную при помощи парика и платья, вошла в номер жертвы и спряталась в туалете. Настоящая горничная вошла в номер мужа, из него через смежную дверь перешла в номер жены, и вышла из него. После этого убийца прошла в спальню жертвы, убила её, заперла дверь изнутри и вышла через номер мужа. Свидетели видели, как в один и в другой номер входила горничная, а увлечённый работой муж замечал краем глаза, как она проходит мимо него туда и обратно. Но никто не обратил внимания, что это были две разные горничные}}.
** «Убийство в проходном дворе» — девушка найдена в своей комнате с пулей в голове и пистолетом, из которого эта пуля была выпущена, в руке. Окна закрыты изнутри на шпингалеты, дверь заперта на ключ. Казалось бы, это явное самоубийство, но пулевое отверстие находится с левой стороны, а пистолет жертва держит в правой руке, предсмертной записки нет, как и ключа от двери, и имеются другие улики, указывающих на убийство. {{spoiler|Дверь была заперта снаружи. Тем не менее это действительно самоубийство, а все улики, говорящие об обратном, сфабрикованы, чтобы отправить на виселицу человека, по чьей вине это самоубийство произошло.}}
** «Убийство в проходном дворе» — девушка найдена в своей комнате с пулей в голове и пистолетом, из которого эта пуля была выпущена, в руке. Окна закрыты изнутри на шпингалеты, дверь заперта на ключ. Казалось бы, это явное самоубийство, но пулевое отверстие находится с левой стороны, а пистолет жертва держит в правой руке, предсмертной записки нет, как и ключа от двери, и имеются другие улики, указывающих на убийство. {{spoiler|Дверь была заперта снаружи. Тем не менее это действительно самоубийство, а все улики, говорящие об обратном, сфабрикованы, чтобы отправить на виселицу человека, по чьей вине это самоубийство произошло.}}
** Рассказ «Случай в Маркет-Бейсинге» — джентльмен найден на полу своей комнаты с простреленной головой и пистолетом в правой руке. Дверь и окно заперты изнутри, но это явно не самоубийство, потому как пуля вошла в голову за левым ухом. {{spoiler|Как и в предыдущем примере, это самоубийство, а все улики, указывающие на обратное, сфабрикованы человеком, обнаружившим тело. Изначально и дверь была не заперта, а окно и вовсе открыто}}.
** Рассказ «Случай в Маркет-Бейсинге» — джентльмен найден на полу своей комнаты с простреленной головой и пистолетом в правой руке. Дверь и окно заперты изнутри, но это явно не самоубийство, потому как пуля вошла в голову за левым ухом. {{spoiler|Как и в предыдущем примере, это самоубийство, а все улики, указывающие на обратное, сфабрикованы человеком, обнаружившим тело. Изначально и дверь была не заперта, а окно и вовсе открыто}}.
** Рассказ «Второй удар гонга» и повесть «Разбитое зеркало» (сюжет одинаковый, имена персонажей разные) и снова, вроде бы, очевидное самоубийство. Хозяин дома застрелился в своём кабинете и даже предсмертную записку оставил. Все двери и окна заперты изнутри, ключ лежит в кармане покойного. {{spoiler|Убийца сумел запереть окно на улицу («Второй удар…») / наружную дверь («Зеркало…») на внутренний замок, находясь при этом снаружи, при помощи нехитрого трюка, который иногда используют профессиональные взломщики.}}
** Рассказ «Второй удар гонга» и повесть «Разбитое зеркало» (сюжет одинаковый, имена персонажей разные) — и снова, вроде бы, очевидное самоубийство. Хозяин дома застрелился в своём кабинете и даже предсмертную записку оставил. Все двери и окна заперты изнутри, ключ лежит в кармане покойного. {{spoiler|Убийца сумел запереть окно на улицу («Второй удар…») / наружную дверь («Зеркало…») на внутренний замок, находясь при этом снаружи, при помощи нехитрого трюка, который иногда используют профессиональные взломщики.}}
** «Тайна регаты» — очень ценный бриллиант исчез из запертой изнутри комнаты, в которой находилось 8 человек. И комната и все присутствующие были тщательно обысканы. С момента, когда все видели бриллиант, и до окончания обыска никто не заходил в комнату и не выходил из неё. {{spoiler|Справедливости ради, один из находящихся в комнате ненадолго открывал окно, чтобы бросить монетку продавцу газет. Но он тут ни при чём. Настоящий бриллиант вынесли из комнаты перед самым её запиранием и подменили стеклянной подделкой, которую затем разбили и смешали с осколками «случайно» разбитого бокала на полу.}}
** «Тайна регаты» — очень ценный бриллиант исчез из запертой изнутри комнаты, в которой находилось 8 человек. И комната и все присутствующие были тщательно обысканы. С момента, когда все видели бриллиант, и до окончания обыска никто не заходил в комнату и не выходил из неё. {{spoiler|Справедливости ради, один из находящихся в комнате ненадолго открывал окно, чтобы бросить монетку продавцу газет. Но он тут ни при чём. Настоящий бриллиант вынесли из комнаты перед самым её запиранием и подменили стеклянной подделкой, которую затем разбили и смешали с осколками «случайно» разбитого бокала на полу.}}
** «Рождество Эркюля Пуаро» — хозяина дома убивают в собственной комнате, запертой изнутри на ключ. Поначалу кажется, что преступник просто повернул ключ щипцами, однако позже выясняется, что во время убийства перед дверью находился свидетель и никто оттуда не выходил. {{spoiler|Убийство было совершено чуть раньше. Преступник оставил в комнате особый воздушный шарик, который, когда из него выходит воздух, издает звук, напоминающий крик. Этот «крик» и слышал свидетель, решивший, что кого-то убивают.}}
** «Рождество Эркюля Пуаро» — хозяина дома убивают в собственной комнате, запертой изнутри на ключ. Поначалу кажется, что преступник просто повернул ключ щипцами, однако позже выясняется, что во время убийства перед дверью находился свидетель и никто оттуда не выходил. {{spoiler|Убийство было совершено чуть раньше. Преступник оставил в комнате особый воздушный шарик, который, когда из него выходит воздух, издает звук, напоминающий крик. Этот «крик» и слышал свидетель, решивший, что кого-то убивают.}}
** «Пояс Ипполиты» из сборника «12 подвигов Геракла» — пятнадцатилетняя школьница исчезла из движущегося поезда, а через несколько дней была найдена, живой и здоровой, но ничего не помнящей. «Запертой комнатой» в данном случае служил поезд, а «замками» — его скорость. Ещё до прибытия на следующую станцию поезд был тщательно обыскан, и за это время он ни разу не останавливался и не замедлялся, так что покинуть его без риска для жизни и вреда для здоровья было практически невозможно. {{spoiler|Школьницу похитили ещё в пункте отправления. Вместо неё на поезд села замаскированная преступница, которая затем просто сменила маскировку и вышла в пункте назначения. Всё это было проделано для того, чтобы вместе с багажом школьницы провезти через границу похищенную картину Рубенса}}.
** «Пояс Ипполиты» из сборника «12 подвигов Геракла» — пятнадцатилетняя школьница исчезла из движущегося поезда, а через несколько дней была найдена, живой и здоровой, но ничего не помнящей. «Запертой комнатой» в данном случае служил поезд, а «замками» — его скорость. Ещё до прибытия на следующую станцию поезд был тщательно обыскан, и за это время он ни разу не останавливался и не замедлялся, так что покинуть его без риска для жизни и вреда для здоровья было практически невозможно. {{spoiler|Школьницу похитили ещё в пункте отправления. Вместо неё на поезд села замаскированная преступница, которая затем просто сменила маскировку и вышла в пункте назначения. Всё это было проделано для того, чтобы вместе с багажом школьницы провезти через границу похищенную картину Рубенса}}.
** «Занавес» — жертва найдена в запертой комнате пансиона с пулевым отверстием посреди лба и пистолетом в руке. Дверь заперта изнутри, ключ в кармане трупа, ставни на окнах плотно закрыты, в руке. Свидетель (коим является рассказчик) видел, как в ночь накануне смерти покойный зашёл в свою комнату, и слышал звук поворачиваемого в замке ключа. {{spoiler|Убийцей является человек, живший в этой комнате ранее. Он сохранил свой ключ, сказав, что потерял его, и хозяева пансиона заказали новый. Заходящую в комнату жертву изобразил он же}}.
** «Занавес» — жертва найдена в запертой комнате пансиона с пулевым отверстием посреди лба и пистолетом в руке. Дверь заперта изнутри, ключ в кармане трупа, ставни на окнах плотно закрыты, в руке. Свидетель (коим является рассказчик) видел, как в ночь накануне смерти покойный зашёл в свою комнату, и слышал звук поворачиваемого в замке ключа. {{spoiler|Убийцей является человек, живший в этой комнате ранее. Он сохранил свой ключ, сказав, что потерял его, и хозяева пансиона заказали новый. Заходящую в комнату жертву изобразил он же}}.
* Эдогава Рампо:
* Эдогава Рампо:
** «Игры оборотней» — жертва убита в собственной постели выстрелом в сердце, пистолет валяется рядом на полу, дверь и все окна заперты изнутри, причём ключ торчит в замочной скважине. Всё выглядит как самоубийство, но на груди жертвы лежит белое гусиное перо, погружённое кончиком в рану, а значит попавшее туда явно уже после выстрела. {{spoiler|Убийца вылез через окно и закрыл его снаружи при помощи проволоки, просунутой в небольшую щель в углу окна.}}
** «Игры оборотней» — жертва убита в собственной постели выстрелом в сердце, пистолет валяется рядом на полу, дверь и все окна заперты изнутри, причём ключ торчит в замочной скважине. Всё выглядит как самоубийство, но на груди жертвы лежит белое гусиное перо, погружённое кончиком в рану, а значит попавшее туда явно уже после выстрела. {{spoiler|Убийца вылез через окно и закрыл его снаружи при помощи проволоки, просунутой в небольшую щель в углу окна.}}
** «Дьявол» — свидетельница, от которой главный герой ушёл пару минут назад, бесследно исчезла из дома, где снимала квартиру. С фитильком: комната не заперта, но дом со всех сторон окружён многочисленными свидетелями, мимо которых невозможно пройти незаметно. {{spoiler|Под окнами проходят железнодорожные пути. Свидетельница (и она же настоящая убийца) выбралась на платформу поезда, остановившегося почти вплотную к дому.}}
** «Дьявол» — свидетельница, от которой главный герой ушёл пару минут назад, бесследно исчезла из дома, где снимала квартиру. С фитильком: комната не заперта, но дом со всех сторон окружён многочисленными свидетелями, мимо которых невозможно пройти незаметно. {{spoiler|Под окнами проходят железнодорожные пути. Свидетельница (и она же настоящая убийца) выбралась на платформу поезда, остановившегося почти вплотную к дому.}}
* Джон Диксон Карр (он же Картер Диксон) — король этого тропа. Редкий его роман обходится без запертой комнаты. А в романе «Три гроба» один из героев читает целую лекцию о запертой комнате, попутно [[Разрушение четвёртой стены|разрушив четвёртую стену]] (см. статью).
* Джон Диксон Карр (он же Картер Диксон) король этого тропа. Редкий его роман обходится без запертой комнаты. А в романе «Три гроба» один из героев читает целую лекцию о запертой комнате, попутно [[Разрушение четвёртой стены|разрушив четвёртую стену]] (см. статью).
* «[[Гарри Поттер]]» — в начале «Принца-полукровки» в разговоре с магловским премьер-министром Корнелиус Фадж упоминает волшебницу Амелию Боунс, найденную в запертой изнутри комнате без каких-либо признаков насильственной смерти. [[Субверсия]]: это убийство — тайна только для маглов, но не для волшебников (и не для читателя), хорошо знакомых и с Авадой Кедаврой, и с Алахоморой, и с трансгрессией.
* [[Harry Potter]] в начале «Принца-полукровки» в разговоре с магловским премьер-министром Корнелиус Фадж упоминает волшебницу Амелию Боунс, найденную в запертой изнутри комнате без каких-либо признаков насильственной смерти. [[Субверсия]]: это убийство — тайна только для маглов, но не для волшебников (и не для читателя), хорошо знакомых и с Авадой Кедаврой, и с Алахоморой, и с трансгрессией.
* Пер Валё, Май Шёвалль, «Запертая комната» — {{spoiler|в момент выстрела с улицы потерпевший стоял у открытого окна, держась за его ручку. Падая назад, он невольно потянул на себя  и окно захлопнулось, щеколда тоже защелкнулась сама.}}
* Пер Валё, Май Шёвалль, «Запертая комната» — {{spoiler|в момент выстрела с улицы потерпевший стоял у открытого окна, держась за его ручку. Падая назад, он невольно потянул на себя  и окно захлопнулось, щеколда тоже защелкнулась сама.}}
* Содзи Симада, «Дом кривых стен» — вообще все убийства. И если в одном случае убийца просто смог закрыть дверь с улицы благодаря манипуляциям с хранившимся в комнате инвентарём, то в другом сама безумная конструкция дома позволяет {{Spoiler|метнуть с верхнего этажа вмороженный в сосульку нож так, что он по пути не только оттает, но и наберёт необходимое ускорение, чтобы пролететь в нужный зазор между стенами и воткнуться аккурат жертве в спину.}}
* Содзи Симада, «Дом кривых стен» — вообще все убийства. И если в одном случае убийца просто смог закрыть дверь с улицы благодаря манипуляциям с хранившимся в комнате инвентарём, то в другом сама безумная конструкция дома позволяет {{Spoiler|метнуть с верхнего этажа вмороженный в сосульку нож так, что он по пути не только оттает, но и наберёт необходимое ускорение, чтобы пролететь в нужный зазор между стенами и воткнуться аккурат жертве в спину.}}
* «Клин для убийцы» из цикла про «[[87-й полицейский участок]]». Миллионер повесился в запертой комнате, и кто-то из трёх сыновей ему помог, но кто? И как? {{Spoiler|Тот, кто первым начал ломать дверь топором, чтобы среди щепок спрятать клин, который не давал открыть дверь.}}
* [[87th Precinct]] — «Клин для убийцы». Миллионер повесился в запертой комнате, и кто-то из трёх сыновей ему помог, но кто? И как? {{Spoiler|Тот, кто первым начал ломать дверь топором, чтобы среди щепок спрятать клин, который не давал открыть дверь.}}
* Израэль Зангвилл, «Тайна Биг-Боу» — первый детективный роман, посвящённый сабжу. Жертве перерезали горло в комнате с запертыми дверью и окнами. {{Spoiler|На самом деле, жертва просто спала под действием снотворного, а убил её человек, который первый оказался в комнате.}}
* Израэль Зангвилл, «Тайна Биг-Боу» — первый детективный роман, посвящённый сабжу. Жертве перерезали горло в комнате с запертыми дверью и окнами. {{Spoiler|На самом деле, жертва просто спала под действием снотворного, а убил её человек, который первый оказался в комнате.}}
* Рэндалл Гаррет, роман «Слишком много волшебников» — {{Spoiler|предвидящий будущее человек ткнул шпагой в замочную скважину.}}
* Рэндалл Гаррет, роман «Слишком много волшебников» — {{Spoiler|предвидящий будущее человек ткнул шпагой в замочную скважину.}}
* Джонатан Ховард, «Иоганнес Кабал: Детектив» — пассажир исчез из каюты воздушного круизного лайнера, летящего на огромной высоте. Дверь заперта и подпёрта изнутри стулом, окно распахнуто, в пишущей машинке предсмертная записка. Налицо все признаки самоубийства, однако имеются улики, указывающие, что всё не так просто. {{Spoiler|Убийца (точнее, один из убийц) выпрыгнул в окно, обвязавшись верёвкой, другой конец которой был весьма хитроумным способом выведен к люку в днище корабля и закреплён.}}
* Джонатан Ховард, «Иоганнес Кабал: Детектив» — пассажир исчез из каюты воздушного круизного лайнера, летящего на огромной высоте. Дверь заперта и подпёрта изнутри стулом, окно распахнуто, в пишущей машинке предсмертная записка. Налицо все признаки самоубийства, однако имеются улики, указывающие, что всё не так просто. {{Spoiler|Убийца (точнее, один из убийц) выпрыгнул в окно, обвязавшись верёвкой, другой конец которой был весьма хитроумным способом выведен к люку в днище корабля и закреплён.}}
* Брайан Маклеллан, «Убийство в отеле „Киннен“» — женщина застрелена в номере отеля. Прибежавший на звук выстрела консьерж взломал запертую изнутри дверь и обнаружил любовника жертвы, стоящего над телом с пистолем в руке. Вот только из этого пистолета давно не стреляли, а подозреваемый утверждает, что был разбужен звуком выстрела и пытался оказать помощь. Других людей или огнестрельного оружия в номере нет, зато чувствуется запах пороха, окно приоткрыто на два дюйма, но лежащий на подоконнике снег не тронут. {{spoiler|Убийца застрелил жертву из ружья через приоткрытое окно с крыши здания в четверти мяли от отеля, а затем силой мысли подорвал заранее размещённый в номере пороховой заряд и исказил взрыв так, чтобы он звучал как пистолетный выстрел. Способности порохового мага позволили ему с лёгкостью провернуть всё это}}.
* Брайан Маклеллан, «Убийство в отеле „Киннен“» — женщина застрелена в номере отеля. Прибежавший на звук выстрела консьерж взломал запертую изнутри дверь и обнаружил любовника жертвы, стоящего над телом с пистолем в руке. Вот только из этого пистолета давно не стреляли, а подозреваемый утверждает, что был разбужен звуком выстрела и пытался оказать помощь. Других людей или огнестрельного оружия в номере нет, зато чувствуется запах пороха, окно приоткрыто на два дюйма, но лежащий на подоконнике снег не тронут. {{spoiler|Убийца застрелил жертву из ружья через приоткрытое окно с крыши здания в четверти мяли от отеля, а затем силой мысли подорвал заранее размещённый в номере пороховой заряд и исказил взрыв так, чтобы он звучал как пистолетный выстрел. Способности порохового мага позволили ему с лёгкостью провернуть всё это.}}
* Франклин У. Диксон, «Пока идут часы» из цикла про <s>[[Принцип Оккамараза|детектива Харди Бойза]]</s> братьев Харди — богатый банкир узнал, что в приобретённом им старинном особняке имеется секретная комната, и оборудовал в ней свой кабинет. Вход в эту комнату мало того, что скрыт от посторонних глаз, так ещё и оборудован сверхнадёжным замком с часовым механизмом. Уходя, владелец выставлял на замке определённое время, до истечения которого в комнату не мог попасть ни один человек, включая его самого. Но несмотря на это, в отсутствие банкира в кабинете начали появляться записки с угрозами. В комнате нет ни окон, ни других дверей. Осмотр не выявил, ни тайных ходов, ни люков, ни ниш, ни других тайников. Есть правда дымоход, но он зарешечен и к тому же слишком узок, чтобы через него мог бы пролезть даже ребёнок. Вариант, что записки просто бросали в трубу с крыши, тоже исключён — они каждый раз лежали на середине комнаты, слишком далеко от дымохода. {{spoiler|И тем не менее злоумышленник использовал дымоход. Но он не бросал туда записки, а спускал на верёвочке хитроумное устройство в виде маленькой платформы на колёсиках и с зажимом. Оказавшись на полу, платформочка проезжала несколько метров вперёд, разжимала зажим с запиской и давала задний ход, после чего злодей поднимал её обратно}}.
* Стивен Спотсвуд, «Фортуна на стороне мертвеца» (2020) — миссис Коллинз была [[Нелепое орудие убийства|до смерти забита хрустальным шаром]] в запертом изнутри кабинете. Причём конструкция замка такова, что его невозможно отпереть снаружи даже при наличии ключа, не говоря уж о том, чтобы взломать. Единственное окно зарешечено и, судя по засохшей краске в щелях, его не открывали много лет. Полиция тщательно проверила всю комнату и не нашла никаких тайных ходов. {{spoiler|Убийца была внебрачной дочерью человека, который выломал дверь. Увидев внутри комнаты свою кровиночку, он помог ей спрятаться за одной из портьер, которыми был драпирован кабинет по случаю Хэллоуина, а потом соврал, что никого не видел. Ну а люди, которые сбежались на шум, не заметили убийцу из-за суматохи и окутывавшего комнату дыма. Тут даже не было ни хитрого плана, ни предварительной подготовки}}.
 
=== [[Кино]] ===
* «Призраки в Венеции» (2023) (очень вольная экранизация романа Агаты Кристи «Вечеринка в Хэллоуин», в котором тропом и не пахло) — {{spoiler|доктор Лесли Ферьер}} заколот ножом в спину. Комната была заперта снаружи, а единственный ключ от неё постоянно находился в кармане у [[Эркюль Пуаро|Эркюля Пуаро]], который совершенно точно не убийца. {{spoiler|Убийца позвонил запертому Лесли и приказал совершить самоубийство, пригрозив в случае отказа убить его сына. Ферьер прислонил нож рукояткой к стене и навалился на него всем своим весом}}.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
Строка 89: Строка 83:
** Женщина была найдена в запертом изнутри номере отеля. {{spoiler|Это был другой номер отеля, в котором лежала притворившаяся мертвой любовница мужа жертвы, в то время, как сама убитая была в соседнем номере и когда прибыли остальные свидетели, оный «счастливый вдовец» указал на нужный номер с заранее выбитой дверью, чтобы обеспечить себе алиби.}}
** Женщина была найдена в запертом изнутри номере отеля. {{spoiler|Это был другой номер отеля, в котором лежала притворившаяся мертвой любовница мужа жертвы, в то время, как сама убитая была в соседнем номере и когда прибыли остальные свидетели, оный «счастливый вдовец» указал на нужный номер с заранее выбитой дверью, чтобы обеспечить себе алиби.}}
* «[[Секретные материалы]]» (1993) — 1 сезон, 3 серия. В Балтиморе произошла серия убийств, которые объединяет непонятный способ проникновения. Одна из жертв, студентка, убита в крохотной комнатке общежития, все окна были закрыты, а дверь заперта изнутри. Другое убийство произошло в хорошо охраняемом офисе крупной фирмы, на камерах слежения пусто, охранник разговаривал с покойным за несколько минут до смерти, никто не заметил никого и ничего подозрительного. Самоубийства и несчастные случаи можно исключить, поскольку у всех жертв удалена печень. {{spoiler|Маньяк, способный удлинять и искривлять свои конечности, благодаря уникальной генетической аномалии, проникал в запертые комнаты через узкие отверстия, в которые не смог бы пролезть ни один обычный человек (например через вентиляцию или каминные трубы), а потом уходил тем же путём. Он даже ухитрялся откручивать и закручивать болты на вентиляционных решётках с противоположной стороны! Этим убийцей был Юджин Виктор Тумс — первый «монстр недели» в сериале}}.
* «[[Секретные материалы]]» (1993) — 1 сезон, 3 серия. В Балтиморе произошла серия убийств, которые объединяет непонятный способ проникновения. Одна из жертв, студентка, убита в крохотной комнатке общежития, все окна были закрыты, а дверь заперта изнутри. Другое убийство произошло в хорошо охраняемом офисе крупной фирмы, на камерах слежения пусто, охранник разговаривал с покойным за несколько минут до смерти, никто не заметил никого и ничего подозрительного. Самоубийства и несчастные случаи можно исключить, поскольку у всех жертв удалена печень. {{spoiler|Маньяк, способный удлинять и искривлять свои конечности, благодаря уникальной генетической аномалии, проникал в запертые комнаты через узкие отверстия, в которые не смог бы пролезть ни один обычный человек (например через вентиляцию или каминные трубы), а потом уходил тем же путём. Он даже ухитрялся откручивать и закручивать болты на вентиляционных решётках с противоположной стороны! Этим убийцей был Юджин Виктор Тумс — первый «монстр недели» в сериале}}.
* «Четвёртый» (2024) — эпизод «Тук-тук» (5 серия). Установления в коридоре камера наблюдения зафиксировала, что в квартиру вошло пятеро молодых людей и ни один из них не вышел наружу. Полиция, вызванная из-за жалоб на доносящуюся оттуда громкую музыку, взломала запертую изнутри дверь, вошла в квартиру и обнаружила только забрызганные кровью стены и одного выжившего парня. Других людей — ни живых ни мёртвых — в квартире не было. {{spoiler|В доме давно уже творится лютая чертовщина, и вышеописанный случай — лишь одно из её проявлений}}. К слову, на самом деле {{spoiler|не выжил никто. Полиция нашла только кровь на стенах, а единственный уцелевший тусовщик, рассказывающий на допросе, как всё было, пребывает в зазеркалье вместе с своими мёртвыми друзьями, но пока ещё об этом не знает}}.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
Строка 104: Строка 97:
=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* «[[Assassin's Creed]]: Syndicate» — дело с говорящим названием «Смерть за семью замками». Известный музыкальный критик найдет мёртвым в своей постели. Следов борьбы и признаков насильственной смерти нет. Дверь и окно заперты изнутри. {{spoiler|Выведенное из строя газовое освещение и отравленная свеча, любезно предоставленная убийцей жертве.}}
* «[[Assassin's Creed]]: Syndicate» — дело с говорящим названием «Смерть за семью замками». Известный музыкальный критик найдет мёртвым в своей постели. Следов борьбы и признаков насильственной смерти нет. Дверь и окно заперты изнутри. {{spoiler|Выведенное из строя газовое освещение и отравленная свеча, любезно предоставленная убийцей жертве.}}
*[[Danganronpa]] — четвёртое дело в первой серии игры, отдельно подсвечено тем фактом, что Кёко Киригири подробно рассказывает о том, какими бывают убийства в закрытой комнате. {{spoiler|В итоге быстро выяснилось, что доведённая до отчаяния ученица, вынужденная сотрудничать с общим врагом, убила себя сама.}}


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!