Редактирование: Такой серьёзный, что уже смешно
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|ComicallySerious|Comically Serious}} | {{TVTropes|ComicallySerious|Comically Serious}} | ||
{{Q|По его мнению, я слишком много времени провожу с серьёзным выражением лица — а это вредно для здоровья.|Каллен, [[Dragon Age|Dragon Age: Inquisition]]}} | {{Q|По его мнению, я слишком много времени провожу с серьёзным выражением лица — а это вредно для здоровья.|Каллен, [[Dragon Age|Dragon Age: Inquisition]]}} | ||
{{Q|Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. | {{Q|Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Серьёзное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!|«Тот самый Мюнхгаузен»}} | ||
{{Q|Чрезмерная серьезность — это самое комичное.|Карл Маркс}} | {{Q|Чрезмерная серьезность — это самое комичное.|Карл Маркс}} | ||
Если у [[персонаж]]а нет чувства юмора (или оно [[Чёрный юмор|не очень]] [[Сарказм|весёлое]]), это ещё не значит, что он не может быть смешным. Напротив, именно поэтому он смешной! Для окружающих, по крайней мере. Здесь работает правило контраста: в какой-нибудь чумовой ситуации мы ожидаем, что человек будет рвать на себе волосы или хотя бы удивится, а у него, наоборот, [[морда кирпичом]], даже когда всё вокруг летит вверх ногами. Этот контраст и создаёт комический эффект. | Если у [[персонаж]]а нет чувства юмора (или оно [[Чёрный юмор|не очень]] [[Сарказм|весёлое]]), это ещё не значит, что он не может быть смешным. Напротив, именно поэтому он смешной! Для окружающих, по крайней мере. Здесь работает правило контраста: в какой-нибудь чумовой ситуации мы ожидаем, что человек будет рвать на себе волосы или хотя бы удивится, а у него, наоборот, [[морда кирпичом]], даже когда всё вокруг летит вверх ногами. Этот контраст и создаёт комический эффект. | ||
Строка 7: | Строка 7: | ||
Ещё такой персонаж даёт немало поводов посмеяться над собой, если воспринимает себя слишком серьёзно. А недоумевающая реакция подобных людей (или не-людей) на шутки, как правило, смешнее самих шуток. | Ещё такой персонаж даёт немало поводов посмеяться над собой, если воспринимает себя слишком серьёзно. А недоумевающая реакция подобных людей (или не-людей) на шутки, как правило, смешнее самих шуток. | ||
В некотором роде | В некотором роде антипод — [[эксцентричный мудрец]] (когда персонаж в силу мудрости не относится к себе серьёзно). | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
* Части людей таковыми могут показаться мелодрамы вообще. Ну не могут все действующие лица так неподдельно и искренне страдать без [[разрядка смехом|перерыва на обед]]. [[подавление недоверия|Восприятие рушится]] и сопереживание [[бафос | * Части людей таковыми могут показаться мелодрамы вообще. Ну не могут все действующие лица так неподдельно и искренне страдать без [[разрядка смехом|перерыва на обед]]. [[подавление недоверия|Восприятие рушится]] и сопереживание [[бафос|отключается]]. | ||
=== [[Фольклор]] === | === [[Фольклор]] === | ||
* Анекдоты про Штирлица. Строятся на контрасте между драматически-серьёзным образом Штирлица в сериале, ещё более серьёзным закадровым голосом Копеляна (который в воображении аудитории и рассказывает анекдоты) и шутками, построенными на дурацкой игре слов или [[Капитан Очевидность|комически-очевидных]] умозаключениях Штирлица ( | * Анекдоты про Штирлица. Строятся на контрасте между драматически-серьёзным образом Штирлица в сериале, ещё более серьёзным закадровым голосом Копеляна (который в воображении аудитории и рассказывает анекдоты) и шутками, построенными на дурацкой игре слов или [[Капитан Очевидность|комически-очевидных]] умозаключениях Штирлица («Лыжники», понял Штирлиц). | ||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
* [[Старше, чем пар]]: Уильям Шекспир, «Двенадцатая | * [[Старше, чем пар]]: Уильям Шекспир, «Двенадцатая ночь» — Мальволио. Из-за своей серьёзности стал жертвой довольно жестокого розыгрыша со стороны сэра Тоби, сэра Эндрю и Марии. | ||
* «Необыкновенный концерт» театра С.Образцова. Очень много (например конферансье Апломбов). А коллектив «Балябадалям-69» своим экспериментальным произведением «Мироощущение» давит педаль в асфальт. | * «Необыкновенный концерт» театра С.Образцова. Очень много (например конферансье Апломбов). А коллектив «Балябадалям-69» своим экспериментальным произведением «Мироощущение» давит педаль в асфальт. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== Отечественная ==== | ==== Отечественная ==== | ||
* Козьма Прутков (точнее, его сын Фаддей Прутков), «Военные | * Козьма Прутков (точнее, его сын Фаддей Прутков), «Военные афоризмы» — полковник, автор комментариев. Смешон не только редкой тупорылостью, но и абсолютной серьёзностью и неспособностью врубиться ни в одну шутку. «Тому удивляется вся Европа, / Какая у полковника обширная [[зашел в аптеку царь Додон|шляпа]]» и реакция полковника: «Чему удивляться? Обыкновенная, с черным султаном. Я от формы не отступаю». | ||
* «[[Сварог]] | * «[[Сварог]]» — Мяус, Золотой Кот. Министр тайной полиции у короля Сварога в Хелльстаде. Он робот, и понятия «юмор» попросту нет в его базе данных. Уморителен, когда с серьёзной миной выспрашивает хозяина о сексуальных обычаях… то есть «программах» людей. Уморителен, когда с непроницаемым видом (и не понимая смысла слов и выражений) перечисляет матерные наименования, какими его честил предыдущий король. | ||
* «[[Лабиринты Ехо]]» Макса | * «[[Лабиринты Ехо]]» Макса Фрая — сэр Шурф Лонли-Локли. По некоторым причинам он испытывает проблемы с эмоциями вообще, в том числе и с чувством юмора. Точнее, не испытывает: его полностью устраивает такое положение вещей. А порой он явно сознательно троллит коллег, включая режим джинна-буквалиста. | ||
** С юмором, как и вообще эмоциями, у Лонли-Локли всё просто превосходно. Просто он постоянно держит и их, и себя в жёсткой узде, потому что стоит её отпустить, как наружу вылезает Безумный Рыбник, а этот товарищ… В общем, как говорится, «Дурак ты, [[боцман]], и шуточки у тебя дурацкие!» Короче говоря, занудный Шурф значительно полезнее для здоровья как себя, так и окружающих, нежели весёлый. | ** С юмором, как и вообще эмоциями, у Лонли-Локли всё просто превосходно. Просто он постоянно держит и их, и себя в жёсткой узде, потому что стоит её отпустить, как наружу вылезает Безумный Рыбник, а этот товарищ… В общем, как говорится, «Дурак ты, [[боцман]], и шуточки у тебя дурацкие!» Короче говоря, занудный Шурф значительно полезнее для здоровья как себя, так и окружающих, нежели весёлый. | ||
* «[[Отблески Этерны]] | * «[[Отблески Этерны]]» — Ойген Райнштайнер. Вопреки сложившемуся мнению, шутить все же умеет, но редко и весьма своеобразно. Например, подарив другу коня, советует с совершенно серьезным видом: «Можешь назвать его Ойгеном, только не пей с ним на брудершафт». А уж чтобы он смеялся, вообще ни разу не показано. Впечатление усиливается райнштайнеровской [[Слишком правильный иностранный язык|манерой говорить]] и его внешностью древнего [[викинг]]а (он и в самом деле потомок их [[СФК]] в Кэртиане). Нет, окружающим в его присутствии обычно не бывает смешно, а вот для читателей — отличный пример данного тропа. | ||
* Байхин из «Меча без рукояти» Раткевич. С | * Байхин из «Меча без рукояти» Раткевич. С фитильком — на самом деле тип заносчивого «[[самурай|господина воина]]», попадающего в бытовые неприятности — сценический образ персонажа. Как объяснил ему наставник: «Сам по себе ты ведь не смешной… Высокий, ладный, плечистый, да и с лица недурен — что тут смешного? Тебе обычные клоунские штучки не годятся — свои придется придумывать. И одну ты уже придумал. Высокомерный напыщенный придурок… да, пожалуй, эту маску тебе и стоит разрабатывать… эдакий самовлюбленный мускулистый балбес…» | ||
==== Зарубежная ==== | ==== Зарубежная ==== | ||
* «[[Discworld|Плоский мир]] | * «[[Discworld|Плоский мир]]» — Матушка Ветровоск, капитан Ваймс. У Матушки Ветровоск концепция юмора отсутствует как таковая. Нет, она что-то об этом слышала — но как это работает, не понимает. | ||
** Правда, в «Ведьмах за границей» она рассказывает анекдот (как привыкла себя | ** Правда, в «Ведьмах за границей» она рассказывает анекдот (как привыкла себя вести — с невозмутимым видом), но ей не дают рассказать, в чем соль шутки. | ||
* | * «Приключения лисёнка Лиско», книга первая. Панцирь, шизоидный сыщик (а вообще-то больная на всю голову [[госбезопасность]] в одном лице). Он, не умеющий ни шутить, ни улыбаться и при этом склонный ко всему тому, к чему он склонен — был бы страшен, если бы не был так гомерически смехотворен. | ||
** Образ не однокрасочен, а разносторонен и глубок, как и всегда у Априлова. Во второй книге выясняется, что | ** Образ не однокрасочен, а разносторонен и глубок, как и всегда у Априлова. Во второй книге выясняется, что Панцирь — ещё и романтик. Ну, а его трагическое одиночество было очевидно с самого первого его появления в первой книге. Но и после своей отставки он не научился к чему бы то ни было подходить с юмором. | ||
* «[[A Song of Ice and Fire|ПЛиО]] | * «[[A Song of Ice and Fire|ПЛиО]]» — Станнис Баратеон. Никогда не выражает никаких эмоций, кроме гнева (и даже его выражает исключительно скрипом зубов) и редких усмешек. Всеми считается полностью лишённым чувства юмора. Но время от времени отмачивает такие фразочки! | ||
* [[«Дживс и Вустер»]] | * [[«Дживс и Вустер»]] — Реджинальд Дживс. Какие номера он откалывает, не стирая с лица услужливой мины! В экранизации тоже. | ||
** Здесь | ** Здесь же — Родерик Спод. Настолько суровый и агрессивный тип, что выглядит ходячей карикатурой (в книге подсвечено — ещё толком не зная Спода, Берти мысленно называет его «Диктатором»). А ещё он возглавляет фашистскую «рабочую партию» и с непередаваемым пафосом излагает бредовые идеи, как изменить жизнь британцев к лучшему. | ||
* Тимур Вермеш, «[[Он снова здесь]] | * Тимур Вермеш, «[[Он снова здесь]]» — протагонист всё время говорит и поступает на полном серьёзе, а все окружающие воспринимают это за ''deadpan''. Ах да, протагонист-то — попавший в современность Гитлер. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
==== Отечественные фильмы ==== | ==== Отечественные фильмы ==== | ||
* «[[Фильмы Рязанова|Карнавальная ночь]] | * «[[Фильмы Рязанова|Карнавальная ночь]]» — у начальника дома культуры Серафима Огурцова чувства юмора нету (как и многих других полезных черт). Но после того, как над ним прикалываются его сотрудники, а Огурцов оправдывается с самым серьёзным видом (замечательная игра актёра Ильинского) — это уже смешно. | ||
* [[Фильмы Гайдая]]: | * [[Фильмы Гайдая]]: | ||
** «Не может быть!», новелла «Свадебное | ** «Не может быть!», новелла «Свадебное происшествие» — конечно же, Иван Израилевич и его бессмертное: «Это нахальство — обнимать мою жену! Это я даже сам себе не дозволяю!» | ||
** «[[Бриллиантовая рука]] | ** «[[Бриллиантовая рука]]» — временами Семён Семёныч Горбунков. Гайдай говорил о своём намерении спародировать Бастера Китона, фильмы которого любил. | ||
** Никулин и в своих цирковых клоунадах | ** Никулин и в своих цирковых клоунадах регулярно — но не постоянно — пускал в ход приём deadpan. | ||
* Множество персонажей Владимира Басова-старшего, запомнившегося народу харизмой, красивым баритоном и… тем, что он мастер deadpan’а. | * Множество персонажей Владимира Басова-старшего, запомнившегося народу харизмой, красивым баритоном и… тем, что он мастер deadpan’а. | ||
* «Трое в лодке, не считая | * «Трое в лодке, не считая собаки» — [[зигзаг]]: <s>Сэм сэруэль</s> сэр Самуэль Харрис в исполнении блистательного Александра Ширвиндта. Нет, Харрис вовсе не обделён чувством юмора — но это типичный английский юмор, для которого [[Морда кирпичом|нарочитая серьёзность]] — чуть ли не обязательное условие. {{spoiler|Что интересно, Александр Анатольевич Ширвиндт и в жизни пользуется репутацией незаурядного шутника, при этом будучи человеком далеко не эмоциональным, так что троп вполне применим не только к персонажу, но и к самому актёру.}} | ||
* «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается» — инспектор Питкин. «Я полностью исключаю элемент мистики в данном конкретном случае». И вообще он старается говорить всё совершенно безэмоционально (но чётко и с некоторым напором), как робот. Ему представляется, что именно так он сохраняет «профессиональное лицо». | * «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается» — инспектор Питкин. «Я полностью исключаю элемент мистики в данном конкретном случае». И вообще он старается говорить всё совершенно безэмоционально (но чётко и с некоторым напором), как робот. Ему представляется, что именно так он сохраняет «профессиональное лицо». | ||
* «ДМБ» — пополам с [[бафос]]ом. Большая часть юмора основана на том, что с абсолютной серьезностью и невозмутимым выражением лица, будто бы философствуя и произнося притчи, герои произносят полнейшую фигню. Что не мешает этим фразам быть жизненными (особенно для тех, кто служил) и разлететься на цитаты. | * «ДМБ» — пополам с [[бафос]]ом. Большая часть юмора основана на том, что с абсолютной серьезностью и невозмутимым выражением лица, будто бы философствуя и произнося притчи, герои произносят полнейшую фигню. Что не мешает этим фразам быть жизненными (особенно для тех, кто служил) и разлететься на цитаты. | ||
Строка 67: | Строка 64: | ||
** Тогда и его персонаж в «Шестом элементе» («A Space Travesty»). | ** Тогда и его персонаж в «Шестом элементе» («A Space Travesty»). | ||
** И лейтенант Фрэнк Дребин, из «Полицейского отряда» перекочевавший в трилогию «Голый пистолет». | ** И лейтенант Фрэнк Дребин, из «Полицейского отряда» перекочевавший в трилогию «Голый пистолет». | ||
** До того, как стать комиком, Нильсен вообще специализировался на ролях героев разной степени крутизны | ** До того, как стать комиком, Нильсен вообще специализировался на ролях героев разной степени крутизны, так что по сути все его роли после «Аэроплана» — одна большая [[самопародия|пародия на роли ранние]], сыгранная с большим знанием дела. | ||
* Второй «[[Terminator|Терминатор]] | * Второй «[[Terminator|Терминатор]]» — априори не умеющий шутить теперь уже положительный герой Шварценеггера абсолютно серьёзно получает по морде и стоит со скошенными на носу очками. Абсолютно серьёзно клянётся никого не убивать, а подстрелив, говорит, что подстреленный будет жить. Туда же анализ результатов стрельбы «Жертв среди людей ноль целых, ноль десятых». Абсолютно серьёзно поднимает маленького ребёнка за шкирку и спокойно рассматривает (ребёнок попался с крепкими нервами и ничуть не испугался). | ||
** В третьем фильме, в остальном совершенно позорном, есть замечательная ([[Проблема противоположных оценок|смотря на чей вкус]]) сцена, где он добывает одежду. Как и во втором фильме, заходит в ночной клуб (но на этот | ** В третьем фильме, в остальном совершенно позорном, есть замечательная ([[Проблема противоположных оценок|смотря на чей вкус]]) сцена, где он добывает одежду. Как и во втором фильме, заходит в ночной клуб (но на этот раз — наполненный одними женщинами), продвигается к сцене и говорит мужчине-стриптизёру, затянутому в кожу: «Снимай одежду». Ответ: «Да погоди, мужик, всему свой срок!» БАМС! T-800 выходит из бара в чёрной коже… и в очках «звёздочками». Со стразиками. Постояв немного в таком виде, всё-таки снимает очки. По-прежнему с совершенно невозмутимым мурлом. | ||
** В «Терминатор: Генезис» это пошло во все поля. Папс с совершенно каменной рожей: то улыбается во весь оскал и говорит, что рад познакомиться; то преспокойно заявляет молодой женщине «ты можешь с ним спариться»; ну и самый убойный | ** В «Терминатор: Генезис» это пошло во все поля. Папс с совершенно каменной рожей: то улыбается во весь оскал и говорит, что рад познакомиться; то преспокойно заявляет молодой женщине «ты можешь с ним спариться»; ну и самый убойный момент — когда он впечатывается в полицейскую машину, проломив лобовое стекло башкой, спокойно здоровается с её водителем и тут же требует, чтобы он вылезал. | ||
* Тот же Шварц в роли Ивана Данко в «Красной жаре» очень веселит своей серьезностью, особенно на контрасте с Джеймсом Белуши. «Капиталы-ызм!» | * Тот же Шварц в роли Ивана Данко в «Красной жаре» очень веселит своей серьезностью, особенно на контрасте с Джеймсом Белуши. «Капиталы-ызм!» | ||
* Фильм «[[Men in Black|Люди в чёрном]] | * Фильм «[[Men in Black|Люди в чёрном]]» — агент Кей. На фоне окружающего абсурда серьёзный, как гробовщик, Томми Ли Джонс доставляет ничуть не хуже весельчака Уилла Смита, но совершенно по-другому. Томми вообще часто так делает. | ||
** Мультсериал выжимает [[педаль в пол]]: Кей стал ''ещё большим'' сухарём с непроходящим покерфейсом, но комичные ситуации с ним никуда не делись. | ** Мультсериал выжимает [[педаль в пол]]: Кей стал ''ещё большим'' сухарём с непроходящим покерфейсом, но комичные ситуации с ним никуда не делись. | ||
* Он же в фильме «[[Captain America Trilogy|Первый мститель]]». «Целовать не собираюсь! Вперёд!» | * Он же в фильме «[[Captain America Trilogy|Первый мститель]]». «Целовать не собираюсь! Вперёд!» | ||
* Трилогия «Час | * Трилогия «Час пик» — Ли, персонаж Джеки Чана. | ||
* «[[Стражи Галактики]]»: Дракс же. Серьёзный, даже мрачный громила, абсолютно не воспринимающий метафоры и шутки, он веселит не меньше (а порой и больше), чем его юморные сотоварищи. | * «[[Стражи Галактики]]»: Дракс же. Серьёзный, даже мрачный громила, абсолютно не воспринимающий метафоры и шутки, он веселит не меньше (а порой и больше), чем его юморные сотоварищи. | ||
** Во втором фильме научился шутить, получаеться ещё смешнее… | ** Во втором фильме научился шутить, получаеться ещё смешнее… | ||
* «[[Doctor Strange (film)|Доктор Стрэндж]]»: Вонг. Просто Вонг. Когда в конце его все же пробирает на смех, это выглядит бесподобно. | * «[[Doctor Strange (film)|Доктор Стрэндж]]»: Вонг. Просто Вонг. Когда в конце его все же пробирает на смех, это выглядит бесподобно. | ||
* «[[Deadpool (фильм)|Дэдпул]] | * «[[Deadpool (фильм)|Дэдпул]]» — Колосс всегда ходит с холодным и невозмутимым лицом, говорит однообразным тоном, но периодически отмачивает такое, что живот надрывается от хохота не меньше, чем от шуток заглавного героя. (В США дополнительно ржут с его [[смищной аксэнт|карикатурного русского акцента]], который в русской локализации решили заменить сибирским говором и сибирскими же словечками вроде «айда».) | ||
** Когда он толкает [[вдохновенная речь|речь о героизме]], даже у злодея, прижатого к земле и отсчитывающего последние мгновения жизни, на лице выражение: «Боже, что он несёт?» | ** Когда он толкает [[вдохновенная речь|речь о героизме]], даже у злодея, прижатого к земле и отсчитывающего последние мгновения жизни, на лице выражение: «Боже, что он несёт?» | ||
* «Отряд | * «Отряд самоубийц» — Киллер Крок. По выражению его лица (или морды) и тембру голоса нельзя сказать точно, шутит он или говорит на полном серьёзе. Но фразочки у него тоже иногда довольно юморные. | ||
* [[Inception]] | * [[Inception]] — Артур. Нет, у него самого есть чувство юмора, и иногда он его даже проявляет, но всё-таки он самый серьёзный и собранный член команды, из-за чего и становится мишенью для шуток. | ||
* «[[Machete|Мачете]] не СМСит». | * «[[Machete|Мачете]] не СМСит». | ||
* «[[The Room|Комната]] | * «[[The Room|Комната]]» — главная трэш-мелодрама в истории кино вызывает смех именно этим. | ||
* «Красная семья». Группа северокорейских шпионов в Сеуле притворяется семьей? Все ее члены становятся навытяжку перед молодой женой, которая разговаривает партийными лозунгами? У всех их настоящие семьи в заложниках? Неумелые попытки задушить предателя шнурком? Подставная семья забывается и горячо оправдывает в разговоре с соседями КНДР? Все шпионы перед лицом инспектора приставляют пистолеты к голове, чтобы доказать преданность Партии? Диалоги на уровне ситкомов? Нет, это все не комедия, это серьезная шпионская драма <s>в духе «Комнаты»</s>! | * «Красная семья». Группа северокорейских шпионов в Сеуле притворяется семьей? Все ее члены становятся навытяжку перед молодой женой, которая разговаривает партийными лозунгами? У всех их настоящие семьи в заложниках? Неумелые попытки задушить предателя шнурком? Подставная семья забывается и горячо оправдывает в разговоре с соседями КНДР? Все шпионы перед лицом инспектора приставляют пистолеты к голове, чтобы доказать преданность Партии? Диалоги на уровне ситкомов? Нет, это все не комедия, это серьезная шпионская драма <s>в духе «Комнаты»</s>! | ||
** Возможно, под влиянием фильма «Семейка Джонсов», где четверо рекламщиков на публику играют семью, а за закрытыми дверьми начинается «субординация и выслуга лет» (тоже с «мамой» во главе). | ** Возможно, под влиянием фильма «Семейка Джонсов», где четверо рекламщиков на публику играют семью, а за закрытыми дверьми начинается «субординация и выслуга лет» (тоже с «мамой» во главе). | ||
* «[[Hot Fuzz|Типа крутые легавые]] | * «[[Hot Fuzz|Типа крутые легавые]]» — Энджел. Настолько серьёзно относится к жизни и службе, что постоянно становится жертвой насмешек со стороны коллег. Впрочем, периодически проявляет задатки [[Насмешник с мордой кирпичом|насмешника с мордой кирпичом]]. | ||
* «[[Звёздные войны]] | * «[[Звёздные войны]]» — Кайло Рен в эпизодах 7-9. Когда не истерит и не крушит мебель, то строит из себя ужжжас какого сурового и невозмутимого ситха. Получается очень плохо. | ||
** Энакин Скайуокер, когда злится или когда изображает какие-нибудь серьёзные рассуждения, особенно о желании стать самым сильным джедаем на свете, вызывает только смех. | ** Энакин Скайуокер, когда злится или когда изображает какие-нибудь серьёзные рассуждения, особенно о желании стать самым сильным джедаем на свете, вызывает только смех. | ||
Строка 104: | Строка 101: | ||
=== [[Телевидение]] === | === [[Телевидение]] === | ||
* В [[КВН]] время от времени появляются команды, юмор которых основан на данном тропе. Самый свежий | * В [[КВН]] время от времени появляются команды, юмор которых основан на данном тропе. Самый свежий пример — сборная Мурманска. Ранее - "Вятка" и "Борцы" | ||
** Довольно часто такой образ эксплуатировал Михаил Галустян ( | ** Довольно часто такой образ эксплуатировал Михаил Галустян ("Тишина должна быть в библиотеке! Тихо, я сказал! Или я тихо сказал?!"). Его небольшой рост еще больше усиливает комизм | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «[[Алёша Попович и Тугарин Змей]] | * «[[Алёша Попович и Тугарин Змей]]» — Алёша. «Я боюсь серьёзных отношений? Да я себе в зеркало не улыбаюсь, оттого что серьёзный такой!». Хотя это он скорее выпендривается. Вот Добрыня с Ильей из последующих мультфильмов — те точно этот троп. | ||
* Мультфильмы от Universal (известные у нас как «Приключения Вуди и его друзей») | * Мультфильмы от Universal (известные у нас как «Приключения Вуди и его друзей») — инспектор Уиллоби. | ||
* Аналогичный типаж от Metro-Goldwyn-Mayer пес Друпи (с англ. «Droopy» переводится как «унылый»). Откровенная пародия на троп (Текс Эйвери ведь делал). | * Аналогичный типаж от Metro-Goldwyn-Mayer пес Друпи (с англ. «Droopy» переводится как «унылый»). Откровенная пародия на троп (Текс Эйвери ведь делал). | ||
* «[[Spider-Man: | * «[[Spider-Man:_Into_the_Spider-Verse|Человек-паук: через Вселенные]]» — Нуар-Паук. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «Пинки и Брейн». Если Пинки забавляет тем, что | * «Пинки и Брейн». Если Пинки забавляет тем, что он — [[милый дурачок]], Брейн, напротив, своей серьёзностью и далеко идущими планами(который при всем при этом насквозь абсурдны). | ||
* «Соник | * «Соник Бум» — Ёж Шедоу, здесь весь пафос персонажа доведён до [[бафос]]а. | ||
** Впрочем, не то, чтобы в [[Sonic the Hedgehog|оригинальной серии]] не было моментов, когда он со своей серьёзностью перегибал палку. | ** Впрочем, не то, чтобы в [[Sonic the Hedgehog|оригинальной серии]] не было моментов, когда он со своей серьёзностью перегибал палку. | ||
* «Гравити- | * «Гравити-Фоллс» — Диппер. | ||
** В ещё большей | ** В ещё большей степени — агенты Пауэрс и Триггер. Пауэрс физически не имеет чувства юмора. | ||
* «[[My Little Pony: Friendship is Magic|Мой маленький пони]] | * «[[My Little Pony: Friendship is Magic|Мой маленький пони]]» — Мод Пай. | ||
* «[[King of the Hill]] | * «[[King of the Hill]]» — главный герой Хэнк Хилл. | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* В некоторых трактовках, в том числе и откровенно пародийных историях про | * В некоторых трактовках, в том числе и откровенно пародийных историях про Бэтмена — сам Бэтмен. | ||
** С фитильком в «Бэтмене» 1960х. Адам Уэст (игравший роль супергероя) обладал способностью говорить любую, даже самую несусветную чушь не просто с серьезным, а с совершенно искренним выражением лица. На этом построена часть юмора. Среди | ** С фитильком в «Бэтмене» 1960х. Адам Уэст (игравший роль супергероя) обладал способностью говорить любую, даже самую несусветную чушь не просто с серьезным, а с совершенно искренним выражением лица. На этом построена часть юмора. Среди такового — пародийное морализаторство, пародийное резонерство и пр. | ||
* Комиксы и радиопьесы о Зелёном | * Комиксы и радиопьесы о Зелёном Шершне — хотя авторы ничуть не намеревались веселить публику, само как-то получилось. И напарник протагониста по имени (прозвищу?) Като — такой же. В телесериале конца 1960-х уже преднамеренно обыграно (Вэн Уильямс — мастер тропа; а в роли Като — Брюс Ли собственной персоной, тут комментарии излишни). А в киноверсии нового тысячелетия — альтернативная вселенная и «[[теперь в современности!]]», и новый Шершень [[аверсия|уже нисколько не серьёзен]], он раздолбай и [[богатый безработный дурак]]. | ||
** Это вообще «врождённый порок» старых американских комиксов и | ** Это вообще «врождённый порок» старых американских комиксов и радиопьес — взять хоть Одинокого Рейнджера. Хорошо хоть Супермена это не коснулось — он иногда пытался притвориться сабжем, но в целом он достаточно улыбчивый парень. | ||
** Сюда же и Дик Трейси. Особенно с точки зрения современного | ** Сюда же и Дик Трейси. Особенно с точки зрения современного читателя — или зрителя адаптаций. | ||
* В «Приключениях | * В «Приключениях Тинтина» — дворецкий Нестор. | ||
** Хэддок иногда пытается косплеить троп, но получается плохо: он очень эмоциональный человек, но при этом ворчливый и большую часть времени угрюмый и кисломордый. Однако когда всё-таки | ** Хэддок иногда пытается косплеить троп, но получается плохо: он очень эмоциональный человек, но при этом ворчливый и большую часть времени угрюмый и кисломордый. Однако когда всё-таки улыбается — он просто бородатое солнце, несмотря на свою «грозную» чёрную растительность. | ||
==== Веб-комиксы ==== | ==== Веб-комиксы ==== | ||
* [[Girl Genius]] | * [[Girl Genius]] — вечно невозмутимый авиатор {{spoiler|(и Ягер-генерал)}} Хиггс. Например, когда с совершенно серьёзным и торжественным видом надевает своему начальнику совершенно смехотворную шляпу (без оной Гильгамеша не признают). Из-за этого моменты, когда он всё же теряет эту свою невозмутимость, смешны вдвойне. | ||
* [[Lackadaisy]] | * [[Lackadaisy]] — Мордекай Хеллер и Виктор Васко, серьезные и компетентные гангстеры, которых судьба постоянно вынуждает работать с отпетыми раздолбаями. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[Samurai Champloo]] | * [[Samurai Champloo]] — флегматичный и молчаливый ронин Дзин. Его стоическое восприятие реальности и неизменная морда кирпичом в комических ситуациях смешны неимоверно — например, когда ему приходится изображать куртизанку с сямисэном. ''Особенно'' когда ему приходится изображать куртизанку! | ||
* [[Ichiban Ushiro no Daimaou]] | * [[Ichiban Ushiro no Daimaou]] — андроид Короне. Примечательна тем что отыграть может как тролля с мордой кирпичом, так и действительно тормозящего в делах человеческих робота. И пока она сама не признается, не поймёшь специально, то ли она сейчас издевается (мастерски), то ли просто не всё понимает. | ||
* [[Gintama]] | * [[Gintama]] — Кацура Котаро. Его серьёзность в нелепых ситуациях в сочетании с полнейшим идиотизмом и [[Житель Страны Эльфов|специфическим восприятием реальности]] дают очень забавный результат. | ||
* [[Shimoneta to Iu Gainen ga Sonzai Shinai Taikutsu na Sekai|Скучный мир, в котором нет самой концепции пошлых шуток]] | * [[Shimoneta to Iu Gainen ga Sonzai Shinai Taikutsu na Sekai|Скучный мир, в котором нет самой концепции пошлых шуток]] — Фува. У неё всегда наполовину усталое выражение лица с синяками под глазами. Вы наставили на неё пушку? Она отнесётся к этому философски и начнёт задавать вопросы о сексе (с ТЕМ ЖЕ выражением лица и с тем же усталым голосом). Вы застали её в одной рубашке на босо тело? Тот же эффект. Даже возглавляя восстание, она не меняется в лице. А вот ситуации вокруг неё с каждой серией становятся лишь абсурдней. | ||
* «[[Pokemon (аниме)]] | * «[[Pokemon (аниме)]]» — Холуча Эша, концентрированный пафос, <s>летящий на крыльях ночи</s>. Максимально серьезно ведет себя и на поле боя, и в обычное время. Тем не менее, пафос легко перерастает в [[бафос]], когда пернатый рестлер откровенно рисуется и принимает крутые позы. Время от времени ему это [[несовместимое с жизнью позёрство|выходит боком]] (один конфуз с чересчур медленным «Летающим прессом» чего стоит). | ||
* [[Boku no Hero Academia]] | * [[Boku no Hero Academia]] — Ида Тенья, староста класса 1-А. Донельзя серьёзен и ответственнен, из-за чего на фоне раздолбаев-одноклассников выглядит исключительно комично, При этом Тодороки (по характеру — натурально Саске из «[[Наруто]]»), или мрачный вороноголовый Токоями такого впечатления не производят — не перебарщивают. | ||
** «Старатель», отец вышеупомянутого Тодороки, от осознания своих грехов прошлого, после победы над злодеем Эндингом решает покаяться перед сыном. К | ** «Старатель», отец вышеупомянутого Тодороки, от осознания своих грехов прошлого, после победы над злодеем Эндингом решает покаяться перед сыном. К слову — Эндинг, даже будучи мужчиной, ведёт себя как яндере по отношению к Старателю, восхищаясь его суровым бесчуственным имиджем... и натурально выпадает в осадок, когда тот демонстрирует свои угрызения совести. | ||
* [[Shingeki no Kyojin]] | * [[Shingeki no Kyojin]] — конечно же Леви. Да и Микаса от него не сильно отстаёт. | ||
** | ** Аккерманы — это [[раса слуг]]. Им положено. | ||
* [[Dragon Ball]] | * [[Dragon Ball]] — Веджета суров и серьёзен во всём. На этом построена большая часть связанных с ним приколов. | ||
** Как и с Замазу. А, точнее, на том, что о его [[фантастический расизм|отношении]] [[всегда плохие|к]] [[храмовник|смертным]] никто не хочет слушать. | ** Как и с Замазу. А, точнее, на том, что о его [[фантастический расизм|отношении]] [[всегда плохие|к]] [[храмовник|смертным]] никто не хочет слушать. | ||
* [[Lupin III]] | * [[Lupin III]] — Гоэмон Исикава XIII. Серьезный и пафосный самурай, сохраняющий серьёзность и пафосность в ситуациях, когда это категорически неуместно, и даже когда все прочие персонажи валяют дурака. | ||
* [[Kono | * [[Shinchou Yuusha: Kono Yuusha ga Ore Tueee Kuse ni Shinchou Sugiru|Этот герой неуязвим, но слишком осторожен]] — [[главный герой|Сэя]]. Никогда не улыбвается и со всей ответственностью относится к прокачке — при малейших признаках опасности сбегает обратно в мир богов качаться (сперва буквально отжимаясь и тренируясь, потом избивая бога мечей), закупает броню непременно по 3 комплекта (запасной и запасной для запасного), льет на всех подряд святую воду, простого слизня уничтожает мощнейшими заклинаниями просто в атомарную пыль. На его сверхосторожности и строится юмор — тем более? что в итоге он оказывается прав. И ведь у него [[Ужас у холодильника|ЕСТЬ]] [[Закадровое гуро|причины]] так себя вести. | ||
* [[One Punch Man]] | * [[One Punch Man]] — Генос же! | ||
* [[JoJo's Bizarre Adventure]] | * [[JoJo's Bizarre Adventure]] — большая часть юмора от Джотаро и Абдула построены на их серьёзности. | ||
** Как и Джорно с Буччелатти. | ** Как и Джорно с Буччелатти. | ||
* [[Goblin Slayer]] | * [[Goblin Slayer]] — вышеназванный Убийца Гоблинов. | ||
* [[One Piece]] | * [[One Piece]] — Сакадзуки, по крайней мере в глазах Гарпа, Сэнгоку и Кизару. | ||
* [[Mo Dao Zu Shi]] | * [[Mo Dao Zu Shi]] — Лань Ванцзи определенно является братом по разуму Шурфа Лонли-Локли и коммандера Спока. За непрошибаемо-благопристойными манерами прячет очень темпераментную натуру. | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
* [[Kanon]] | * [[Kanon]] — Май Кавасуми. | ||
* [[Little Busters!]] | * [[Little Busters!]] — Мио Нисидзоно. Её невозмутимость не мешает ей присоединиться к команде самых безбашенных учеников школы. | ||
* [[Ace Attorney|Gyakuten Saiban]] | * [[Ace Attorney|Gyakuten Saiban]] — Мицуруги Рэйдзи часто выступает в такой роли. Особенно заметно в его разговорах с [[Милый дурачок|Яхари]]. | ||
* [[Cartagra]] | * [[Cartagra]] — до Тодзи шутки доходят очень медленно. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* BioWare любят этот троп в своих играх: | * BioWare любят этот троп в своих играх: | ||
** [[Dragon Age]] | ** [[Dragon Age]] — кунари Стэн, здоровенный угрюмый мужик из [[Гордая и воинственная раса|гордой и воинственной расы]]. Кунари вообще не отличаются чувством юмора, но Стэна в компании с другим товарищем можно отправить выручать главгероя из тюрьмы. Стэн скажет охране, что они циркачи. Жонглирующие мечами. Горящими. Именно с такой интонацией. | ||
*** Также в пикировках для оживляжа достаточно забавно, когда Морриган начинает его как бы клеить, а Стэн с абсолютной серьёзностью рассказывает, что ей понадобится броня, чтобы обошлось без переломов, и кусок железа в зубы. | *** Также в пикировках для оживляжа достаточно забавно, когда Морриган начинает его как бы клеить, а Стэн с абсолютной серьёзностью рассказывает, что ей понадобится броня, чтобы обошлось без переломов, и кусок железа в зубы. | ||
**** Просто Стэн так издевался над вредной девочкой-ведьмочкой: из «Инквизиции» известно, что секс между кунари и обычным человеком вполне возможен и никакими особыми травмами для партнера-некунари, при соблюдении минимальной осторожности, не грозит. Во всяком случае, возможные романтические интересы Инквизитора-кунари мужского пола ни на что такое после «этого самого» не жаловались. И ни в какие доспехи не облачались. Что тут | **** Просто Стэн так издевался над вредной девочкой-ведьмочкой: из «Инквизиции» известно, что секс между кунари и обычным человеком вполне возможен и никакими особыми травмами для партнера-некунари, при соблюдении минимальной осторожности, не грозит. Во всяком случае, возможные романтические интересы Инквизитора-кунари мужского пола ни на что такое после «этого самого» не жаловались. И ни в какие доспехи не облачались. Что тут скажешь — нынешний аришок был тем ещё троллем… | ||
** Dragon Age | ** Dragon Age II — серьёзная и ответственная [[Dragon Age/Aveline|Авелин Валлен]], когда пытается ухаживать за стражником Донником. От этого зрелища игроки за монитором либо надрывают животики, либо пробивают голову фэйспалмом и выбрасывают сей квест на свалку. Там же — угрюмый бывший раб Фенрис. Чувство юмора у него есть, но очень специфическое. | ||
** Dragon Age: | ** Dragon Age: Inquisition — генерал Инквизиции [[Dragon Age/Cullen|Каллен]], очень серьёзный и исключительно профессионально относящийся к делу [[трудоголик]]. В компании разновсяких [[Банда маргиналов|маргиналов]] часто оказывается мишенью для шуток из-за своей серьёзности. Нет, чувство юмора у него есть — просто у других его куда больше. | ||
** Там | ** Там же — [[Dragon Age/Cassandra|Кассандра]], которая по характеру довольно похожа на Каллена. Её реакция на дурацкие выходки своих товарищей куда смешнее самих выходок. | ||
** [[Mass Effect]] [[Mass Effect 2|2]] | ** [[Mass Effect]] [[Mass Effect 2|2]] — гет [[Mass Effect/Legion|Легион]]. Когда представитель расы синтетиков, являющий собой скопление 1183 программ в одной платформе, сталкивается со странным миром органиков, это частенько приводит к комическим ситуациям. | ||
*** Раса [[Mass Effect/Elcor|элкоров]] в целом из этой же вселенной. Эмоции у них передаются запахом, поэтому каждый элкор, разговаривая с людьми (да и другими расами тоже), вставляет слово, обозначающее его текущие эмоции перед каждой репликой. Смотрится весьма и весьма | *** Раса [[Mass Effect/Elcor|элкоров]] в целом из этой же вселенной. Эмоции у них передаются запахом, поэтому каждый элкор, разговаривая с людьми (да и другими расами тоже), вставляет слово, обозначающее его текущие эмоции перед каждой репликой. Смотрится весьма и весьма забавно — особенно когда собеседник сам же отмечает в разговоре «плохо скрываемый страх». | ||
*** Эта особенность речи досталась элкорам от дроида-убийцы НК-47 из [[Star Wars: Knights of the Old Republic|Knights of the Old Republic]]. Правда, голос у этого терминатора был довольно эмоционален сам по себе, но подчёркнуто | *** Эта особенность речи досталась элкорам от дроида-убийцы НК-47 из [[Star Wars: Knights of the Old Republic|Knights of the Old Republic]]. Правда, голос у этого терминатора был довольно эмоционален сам по себе, но подчёркнуто "механический". К слову, многие игроки, привыкшие к суповому набору от Bioware ожидали характерных особенностей речи НК-47 как раз от Легиона. | ||
* [[Shivering Isles]] | * [[Shivering Isles]] — Хаскилл. По контрасту с окружающими чудаками и доставляет. | ||
* «Проклятые Земли». Ящер-отшельник. Каждая его фраза именно такова. Чувство юмора либо не имеет, либо… оно очень далеко от человеческого, или общепринятого. Чего стоит его шутка, переродившаяся в квест, во время которого ГГ чуть не убили (по сюжету, или, скорее, по собственным словам [[протагонист|Зака]], хотя сильно страшных опосностей там вроде и нет) | * «Проклятые Земли». Ящер-отшельник. Каждая его фраза именно такова. Чувство юмора либо не имеет, либо… оно очень далеко от человеческого, или общепринятого. Чего стоит его шутка, переродившаяся в квест, во время которого ГГ чуть не убили (по сюжету, или, скорее, по собственным словам [[протагонист|Зака]], хотя сильно страшных опосностей там вроде и нет) | ||
* [[Tales of Vesperia]] | * [[Tales of Vesperia]] — Флинн. Нет, чувство юмора у него, конечно, есть — но на фоне остальной команды он выглядит СЛИШКОМ серьёзным. Что подчас приводит к весьма смешным ситуациям: чего только стоит скит про конкурс купальников, где он сходу просёк (и едва не произнёс вслух) почему Джудит получила 2 триллиона очков, а потом выяснилось, что он ещё и запомнил все оценки. Право слово — это просто нужно видеть. | ||
* [[Tales of Berseria]] | * [[Tales of Berseria]] - Вельвет, когда не собирается убить Арториуса, разговаривает спокойным тоном, с мордой кирпичом. Но когда отряд приключенцев под видом цирковой труппы пытается проникнуть в город и героиня изображает голубя... это надо видеть. | ||
* [[Super Mario Bros|Super Paper Mario]] | * [[Super Mario Bros|Super Paper Mario]] — [[Инверсия]] — [[великолепный мерзавец|Диментио]] [[смешной злой|довольно не серьёзный]], но при этом [[Сюжетный буревестник|тёмный]] и [[полное чудовище|пугающий]]. | ||
** Прямо с Настасьей. Ну, кто с такой серьёзной рожой говорит «'K» (сокр. от «окей»). | ** Прямо с Настасьей. Ну, кто с такой серьёзной рожой говорит «'K» (сокр. от «окей»). | ||
* [[Disgaea 5]] | * [[Disgaea 5]] — [[Протагонист|Киллия]] и [[Дракон (персонаж)|Блодис]], которые в мире сплошной [[Безумная клёвость|безумной клёвости]] выглядят почти-что неуместно, играя роль [[Единственный нормальный человек|единственных нормальных демонов]]. А ещё Киллия ни в какую не воспринимает «тонкие» намёки Серафины. | ||
* [[Stanley Parable]] | * [[Stanley Parable]] — {{spoiler|Если вы воспользуйтесь определённым читом, то попадёте в какую-то комнату, а голос на фоне будет долго рассусоливать на тему её серьёзности этой комнаты, в итоге приговорив нас к хрен-знает-скольки-лионнам лет в этой комнате. Если мы им опять воспользуемся, всё повторится. Если мы им воспользуемся ещё раз, голос решит, что комната недостаточно серьёзная и пойдёт проверять заметки.}} | ||
* [[This is the Police]] | * [[This is the Police]] — автор правки так и не осилил игру именно из-за этого. Концентрация нуарных штампов, нуарных монологов и нуарных штампов в нуарных монологах тут настолько высока, что воспринимать происходящее всерьёз никак не получается. | ||
=== Настольные игры === | === Настольные игры === | ||
* [[Warhammer Fantasy Battles]] | * [[Warhammer Fantasy Battles]] — рыцари Морра дают обет никогда не шутить и как можно меньше разговаривать. В бэке особо подчеркивается, что такая зверская серьезность часто приводит к комическим ситуациям в духе тропа. | ||
=== Музыка === | === Музыка === | ||
* | * «Громыка» — сознательный отыгрыш тропа. Нарочито бредовые песенки с ошибками (например, [[Ошибка нарочно|«Метание КОПЬЁМ»]]), исполняемые в стиле советской эстрады, сценический образ а-ля «Политбюро СССР 1970-х» и звериная серьёзность лиц с опять же нарочитым подчёркиванием «у нас тут вам не пародия». | ||
=== Эстрада и цирк === | === Эстрада и цирк === | ||
* | * Deadpan — это приём в стендапе, суть которого в том, что комик всегда сохраняет абсолютно серьёзное и холодное выражение лица, что бы ни говорил. Это придаёт своеобразный комический эффект, особенно комикам с чёрным или абсурдным юмором. Примеры: Джимми Карр, Стюарт Ли, Стивен Райт, Энтони Джесельник и т. д. На советской эстраде на этом построил свою карьеру Семён Альтов. | ||
* Эстрадный дуэт весельчака и | * Эстрадный дуэт весельчака и резонёра — стандарт невероятной древности. | ||
** Стендаперы и куплетисты Павел Рудаков (1915—93) и Вениамин Нечаев (1915—87) работали в таких вот образах: невысокий, очень полный | ** Стендаперы и куплетисты Павел Рудаков (1915—93) и Вениамин Нечаев (1915—87) работали в таких вот образах: невысокий, очень полный Нечаев — «солидный самоуверенный балагур»; а высокий скуластый Рудаков — самый настоящий deadpan. | ||
** Не менее легендарные Ефим Березин и Юрий Тимошенко также построили свой дуэт на контрасте высокого, тощего милиционера-украинца Тарапуньки и низенького, плотного электрика-еврея Штепселя. | ** Не менее легендарные Ефим Березин и Юрий Тимошенко также построили свой дуэт на контрасте высокого, тощего милиционера-украинца Тарапуньки и низенького, плотного электрика-еврея Штепселя. | ||
** На японской эстраде такой дуэт называется «мандзай» и состоит из ''бокэ'' (дурака) и ''цуккоми'' (резонёра) и известен как минимум со средних веков. Характерной особенностью представлений является чрезвычайно высокий темп обмена репликами и то, что цуккоми часто прерывает поток глупостей бокэ, шлёпая его по голове веером-харисэном. | ** На японской эстраде такой дуэт называется «мандзай» и состоит из ''бокэ'' (дурака) и ''цуккоми'' (резонёра) и известен как минимум со средних веков. Характерной особенностью представлений является чрезвычайно высокий темп обмена репликами и то, что цуккоми часто прерывает поток глупостей бокэ, шлёпая его по голове веером-харисэном. | ||
*** Именно с мандзая в составе команды | *** Именно с мандзая в составе команды "Two Beats" начинал карьеру Такеши Китано. Псевдоним «Бит Такеши» он использует по сей день. | ||
{{Note|yt|ffvCo_d3gsY|Латышев А. и Можаева Е.}} | {{Note|yt|ffvCo_d3gsY|Латышев А. и Можаева Е.}} | ||
* Клоунский дуэт Латышева А. и Можаевой Е. (они же Антон и Антошка) построен (как и принято) на контрасте Рыжего и Белого. При этом Рыжий ( | * Клоунский дуэт Латышева А. и Можаевой Е. (они же Антон и Антошка) построен (как и принято) на контрасте Рыжего и Белого. При этом Рыжий (т. е. Можаева) — весёлый мальчишка-сорванец, а Белый (Латышев) — не привычный грустный клоун, а серьёзный «дяденька». Причём он серьёзен до смешного. А шутки «мальчишки» только усугубляют нелепость серьёзного Белого. А вот более поздние выступления Е.Можаевой и Олега Попова - практически те же репризы, но с полной аверсией. Т.е. не серьезный и веселый, а два весельчака. | ||
* Команда КВН «Кефир» сделали этот троп своим фирменным стилем. | * Команда КВН «Кефир» сделали этот троп своим фирменным стилем. | ||
* Очень много на этом принципе построено у клоуна-мима Леонида Енгибарова. | * Очень много на этом принципе построено у клоуна-мима Леонида Енгибарова. | ||
{{Note|yt|GQBaivw-0U8|Евгений Воронин}} | {{Note|yt|GQBaivw-0U8|Евгений Воронин}} | ||
* Фокусник Евгений Воронин. Во многих номерах он изображает Великого фокусника-орденоносца, смотрящего на всё с пренебрежением и высокомерием. За счёт подобного высокомерия и замедленной подачи трюков изображаемый персонаж попадает в комичные ситуации. То веревку не успеет поймать, то сигару не успеет прикурить, то брюки магически потеряет. | * Фокусник Евгений Воронин. Во многих номерах он изображает Великого фокусника-орденоносца, смотрящего на всё с пренебрежением и высокомерием. За счёт подобного высокомерия и замедленной подачи трюков изображаемый персонаж попадает в комичные ситуации. То веревку не успеет поймать, то сигару не успеет прикурить, то брюки магически потеряет. | ||
** А вот в 1920-х на заре становления советского цирка среди иллюзионистов наблюдался обратный эффект. Зачастую они по инерции изображали из себя привычных дореволюционных магистров чёрной, белой и ещё какой-то магии. Но пользовались тем же реквизитом, который потихоньку начинал устаревать. В результате чего маг, желая выглядеть солидно и серьёзно, смотрелся нелепо и смешно. То есть почти не вызывал никакого суеверного трепета. Таким фокусникам доставалось от тогдашней критики, даже стали поговаривать о смерти жанра. Об этом подробно рассказывает Э. | ** А вот в 1920-х на заре становления советского цирка среди иллюзионистов наблюдался обратный эффект. Зачастую они по инерции изображали из себя привычных дореволюционных магистров чёрной, белой и ещё какой-то магии. Но пользовались тем же реквизитом, который потихоньку начинал устаревать. В результате чего маг, желая выглядеть солидно и серьёзно, смотрелся нелепо и смешно. То есть почти не вызывал никакого суеверного трепета. Таким фокусникам доставалось от тогдашней критики, даже стали поговаривать о смерти жанра. Об этом подробно рассказывает Э. Т. Кио (основатель цирковой династии) в книге «Фокусы и фокусники» (1957 г.), поскольку сам пережил и испытал на себе это. После разгромной статьи Кио начал сотрудничество с режиссёром А. Г. Арнольдом. Благодаря режиссуре в иллюзии добавились юмор и ирония. А напыщенную серьёзность стали использовать в комических целях. Аналогично и другие фокусники того времени. Алли-Вад (А. А. Вадимов) тоже иронизировал над серьёзностью и дутой помпезностью. За рубежом в принципе были аналогичные тенденции, но длилось это дольше, чем в СССР. | ||
{{Note|yt|OWlJKEhLMoU|Сонни и Галина Хейз}} | {{Note|yt|OWlJKEhLMoU|Сонни и Галина Хейз}} | ||
* Шоу Сонни и Галины Хейз (Galina & Sonny Hayes), сочетающее иллюзию и клоунаду (вместе с мультяшной физикой). Сонни играет роль слишком серьёзного господина. В то время как | * Шоу Сонни и Галины Хейз (Galina & Sonny Hayes), сочетающее иллюзию и клоунаду (вместе с мультяшной физикой). Сонни играет роль слишком серьёзного господина. В то время как Галина — простодушную и веселую барменшу (хотя при этом разок-другой отходит от этого образа, показав свой номер с кольцами и летающим шаром). На подобном контрасте и строится много приколов. | ||
* В. Букатич (комический фокусник) из раннего номер «Романс» (вроде как в свободном доступе видеозаписи нет, но есть несколько словесных описаний выступления). Серьезному «певцу» исполнить «серьезный романс» все время мешают какие-то магические обстоятельства. | * В. Букатич (комический фокусник) из раннего номер «Романс» (вроде как в свободном доступе видеозаписи нет, но есть несколько словесных описаний выступления). Серьезному «певцу» исполнить «серьезный романс» все время мешают какие-то магические обстоятельства. | ||
* Аналогично номер Артуро Бракетти (больше клоунада, чем иллюзия) с условным названием «Скрипач» (был показан в шоу «The Best of Magic» от 18.10.1989). | * Аналогично номер Артуро Бракетти (больше клоунада, чем иллюзия) с условным названием «Скрипач» (был показан в шоу «The Best of Magic» от 18.10.1989). | ||
=== Интернет === | === Интернет === | ||
* Бразильский пианист Лорд | * Бразильский пианист Лорд Виньетейру — абсолютно серьёзная мина и гробовое молчание являются чуть ли не его «визитными карточками». | ||
* [[SCP Foundation]] | * [[SCP Foundation]] — Гирс. Просто Гирс. | ||
* [[If the Emperor had a Text-to-Speech device]] | * [[If the Emperor had a Text-to-Speech device]] — Рогал Дорн. Просто Рогал Дорн. | ||
=== Реальная жизнь === | === Реальная жизнь === | ||
* [[yt:12cBeHhvMA8|Смена караула на индо-пакистанской границе]]. Если бы эти нелепые движения в [[Жертва моды|не менее нелепых]] [[Вычурная военная форма|костюмах]] выполняли не кадровые военные с предельно серьёзными лицами, не было бы и вполовину не так смешно. | * [[yt:12cBeHhvMA8|Смена караула на индо-пакистанской границе]]. Если бы эти нелепые движения в [[Жертва моды|не менее нелепых]] [[Вычурная военная форма|костюмах]] выполняли не кадровые военные с предельно серьёзными лицами, не было бы и вполовину не так смешно. | ||
* [[lm:Butthurt|Праведный гнев]] [[yt:YmP4FJgkxKA|покойного Всеволода Чаплина]] из-за фильма «Матильда». Чтобы нести такую чушь с абсолютно серьёзным выражением лица, нужно быть или артистом уровня другого Чаплина, или совсем дураком. | * [[lm:Butthurt|Праведный гнев]] [[yt:YmP4FJgkxKA|покойного Всеволода Чаплина]] из-за фильма «Матильда». Чтобы нести такую чушь с абсолютно серьёзным выражением лица, нужно быть или артистом уровня другого Чаплина, или совсем дураком. | ||
** Его регулярные призывы к насилию против врагами церкви и уничтожении «некоторого количества | ** Его регулярные призывы к насилию против врагами церкви и уничтожении «некоторого количества предателей» — при том что на практике враг это какой-то [[Попаболь|не понравившийся]] лично Чаплину журналист. | ||
** Притом, что сам Чаплин был одно время очень дружен с московскими концептуалистами вроде Жарикова и Сергея Летова. Такая вот постирония… | ** Притом, что сам Чаплин был одно время очень дружен с московскими концептуалистами вроде Жарикова и Сергея Летова. Такая вот постирония… | ||
* Случай с [https://tjournal.ru/internet/326264-tetrad-smerti-uzhe-s-nazvaniya-formiruet-interes-k-smerti-sud-nad-anime-v-peterburge-v-citatah-ekspertov одиозным судом] над аниме-сайтами, где в зале заседания с крайне серьезным видом все присутствующие, по факту, смотрели аниме. Особенно нелепо это выглядело, когда сами сериалы демонстрировали откровенную эротику, на которую господа судья и прокурор смотрели столь же пристально, сколь и серьёзно. | * Случай с [https://tjournal.ru/internet/326264-tetrad-smerti-uzhe-s-nazvaniya-formiruet-interes-k-smerti-sud-nad-anime-v-peterburge-v-citatah-ekspertov одиозным судом] над аниме-сайтами, где в зале заседания с крайне серьезным видом все присутствующие, по факту, смотрели аниме. Особенно нелепо это выглядело, когда сами сериалы демонстрировали откровенную эротику, на которую господа судья и прокурор смотрели столь же пристально, сколь и серьёзно. | ||
* | * ИГИЛ — запрещённая в РФ террористическая организация. СМИ [[Карфаген должен быть разрушен|так усердно об этом напоминали]], что общественность в конце концов не выдержала и начала доводить ситуацию до абсурда, делая соответствующие приписки [[Постоянная шутка|при абсолютно любом упоминании сабжа]]. То же самое с украинским «Правым Сектором» и с недавних пор афганским «Талибаном». | ||
** С этим связан не менее забавный случай, когда издание «Газета.ру» в своей статье о мерах предупреждения коронавирусной инфекции непреднамеренно назвало фармаколога Олега Талибова «запрещённой в России организацией». | ** С этим связан не менее забавный случай, когда издание «Газета.ру» в своей статье о мерах предупреждения коронавирусной инфекции непреднамеренно назвало фармаколога Олега Талибова «запрещённой в России организацией». | ||
{{Nav/Юмор}} | {{Nav/Юмор}} | ||
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | {{Nav/Штампы/Явления и идеи}} |