Редактирование: Так было надо

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 17: Строка 17:
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===


==== Отечественная ====
==== Русскоязычная ====
* А. А. Фадеев, «Разгром». Командир отряда Левинсон. Конфискация единственной свиньи у корейца (обрекающая семью корейца на голод, возможно — на смерть; с другой стороны — что такое эта свинья для целого отряда, и неужели такая толпа вооружённых мужиков в тайге не могла добыть пропитания?<ref>Справедливости ради: могла и не добыть. Мнение о том, что в лесу достаточно ружья — и непременно добудешь не зверя, так птицу, а попутно ещё наберёшь орехов с ягодами… слегка преувеличенное.</ref>), эпизод с парнем, которого заставили лезть в ледяную воду за рыбой, убийство Фролова… Левинсон даже не оправдывает себя, он уверен в собственной правоте изначально, полагая, что ответственность за выживание отряда освобождает его от обязанности следовать нормам морали.
* А. А. Фадеев, «Разгром». Командир отряда Левинсон. Конфискация единственной свиньи у корейца (обрекающая семью корейца на голод, возможно — на смерть; с другой стороны — что такое эта свинья для целого отряда, и неужели такая толпа вооружённых мужиков в тайге не могла добыть пропитания?<ref>Справедливости ради: могла и не добыть. Мнение о том, что в лесу достаточно ружья — и непременно добудешь не зверя, так птицу, а попутно ещё наберёшь орехов с ягодами… слегка преувеличенное.</ref>), эпизод с парнем, которого заставили лезть в ледяную воду за рыбой, убийство Фролова… Левинсон даже не оправдывает себя, он уверен в собственной правоте изначально, полагая, что ответственность за выживание отряда освобождает его от обязанности следовать нормам морали.
** Кто-то не очень внимательно читал книгу, потому что там Левинсон вполне себе терзается, но чувства в себе сознательно давит, отлично понимая, что лояльность отряда и так на волоске, и только жестокие методы, а не какая-то абстрактная мораль еще как-то поддерживают дисциплину, без этого посреди тайги просто смерть. Специально для тех, кто хочет следования морали в бесчеловечных условиях, представлен высокоморальный Мечик, который стал, по сути, дезертиром и без пяти минут предателем. А вообще эта тема жестокости во имя необходимости возникла в творчестве Фадеева рано, еще в рассказе «Рождение Амгуньского полка», где отряд размером с полк в шаге от бунта. И командир парохода стреляет по нему из пулеметов, потому что трюм гружен динамитом и любая пуля может быть смертельной, а на кону судьба фронта. О том, что все это не с потолка взято и в годы гражданской приходилось творить вещи и похуже, вплоть до массовых расстрелов дезертиров во время боя, напоминать не будем.
** Кто-то не очень внимательно читал книгу, потому что там Левинсон вполне себе терзается, но чувства в себе сознательно давит, отлично понимая, что лояльность отряда и так на волоске, и только жестокие методы, а не какая-то абстрактная мораль еще как-то поддерживают дисциплину, без этого посреди тайги просто смерть. Специально для тех, кто хочет следования морали в бесчеловечных условиях, представлен высокоморальный Мечик, который стал, по сути, дезертиром и без пяти минут предателем. А вообще эта тема жестокости во имя необходимости возникла в творчестве Фадеева рано, еще в рассказе «Рождение Амгуньского полка», где отряд размером с полк в шаге от бунта. И командир парохода стреляет по нему из пулеметов, потому что трюм гружен динамитом и любая пуля может быть смертельной, а на кону судьба фронта. О том, что все это не с потолка взято и в годы гражданской приходилось творить вещи и похуже, вплоть до массовых расстрелов дезертиров во время боя, напоминать не будем.
Строка 47: Строка 47:
* Розов, «Конфедерация Меганезия». Во времена Алюминиевой революции не раз сжигали посёлки белым фосфором, вырезали толпы гражданских и стреляли по детям в «живых щитах». Прошло несколько лет — и об этом не вспоминают. А если вспоминают — то говорят «Время было такое, да. Так было надо.» Впрочем, такие массовые зачистки «потенциально нелояльных» проводились, в основном, по отношению к мусульманам — а нези их за людей вообще не считают.
* Розов, «Конфедерация Меганезия». Во времена Алюминиевой революции не раз сжигали посёлки белым фосфором, вырезали толпы гражданских и стреляли по детям в «живых щитах». Прошло несколько лет — и об этом не вспоминают. А если вспоминают — то говорят «Время было такое, да. Так было надо.» Впрочем, такие массовые зачистки «потенциально нелояльных» проводились, в основном, по отношению к мусульманам — а нези их за людей вообще не считают.


==== Зарубежная ====
==== На других языках ====
* «Огнём и мечом» Г. Сенкевича: [[казак|казачий полковник]] Богун, даром что отрицательный персонаж, комментирует свои взгляды на восстание Хмельницкого: «Бить своих жалко, но надо».{{spoiler|Лукавит.}}
* «Огнём и мечом» Г. Сенкевича: [[казак|казачий полковник]] Богун, даром что отрицательный персонаж, комментирует свои взгляды на восстание Хмельницкого: «Бить своих жалко, но надо».{{spoiler|Лукавит.}}
* «Король Матиуш Первый». Грустный король против собственного желания вынужден вступить в войну с главным героем. (В явном виде причины не озвучиваются, но, скорее всего, этого требовали союзнические обязательства.) Позднее на вопрос Матиуша он отвечает «Должен был — не мог иначе».
* «Король Матиуш Первый». Грустный король против собственного желания вынужден вступить в войну с главным героем. (В явном виде причины не озвучиваются, но, скорее всего, этого требовали союзнические обязательства.) Позднее на вопрос Матиуша он отвечает «Должен был — не мог иначе».
Строка 66: Строка 66:
** Но тут особый случай. Берен, благодаря магии Финрода (искусной работе с ложной памятью), выступает в роли этакого «[[Штирлиц]]а» — притворяется коллаборационистом, лишь затем, чтобы приблизить поражение тех, к кому он якобы пошёл на службу.
** Но тут особый случай. Берен, благодаря магии Финрода (искусной работе с ложной памятью), выступает в роли этакого «[[Штирлиц]]а» — притворяется коллаборационистом, лишь затем, чтобы приблизить поражение тех, к кому он якобы пошёл на службу.
** В той же книге Берен убивает пленных после допроса. С прикрученным фитильком — в реальности так поступил бы любой средневековый воин, но для рыцаря света в толкиновской вселенной неожиданно жестоко.
** В той же книге Берен убивает пленных после допроса. С прикрученным фитильком — в реальности так поступил бы любой средневековый воин, но для рыцаря света в толкиновской вселенной неожиданно жестоко.
** Педаль в пол, когда он ''убивает'' собственных вассалов, [[Караул, спасают!|пришедших вытащить его из плена]]. Берен вообще не рассматривает никакие другие варианты — например, отпустить, взяв слово молчать и разыграв драку для виду. Или притвориться настоящим предателем, пожертвовать репутацией, сбежать из боя самому, будто струсил — но людей не убивать. А всё потому, что, согласно договору, по которому Берен согласился «служить», с него в любой непонятной ситуации будет потребовано право на [[телепатия|осанвэ]], и если его результаты разойдутся с реальностью (равно как и если герой откажется), то это провал.
** Педаль в пол, когда он ''убивает'' собственных вассалов, [[Караул, спасают!|пришедших вытащить его из плена]]. Берен вообще не рассматривает никакие другие варианты — например, отпустить, взяв слово молчать и разыграв драку для виду. Или притвориться настоящим предателем, пожертвовать репутацией, сбежать из боя самому, будто струсил — но людей не убивать. А всё потому, что, согласно договору, по которому Берен согласился «служить», с него в любой непонятной ситуации будет потребовано право на [[телепатия|осанвэ]], и если его результаты разойдутся с реальностью (равно как и если герой откажется), то это провал.
* Ник Перумов, «[[Кольцо Тьмы]]» — [[аверсия]] в аналогичной ситуации. Даже на вынужденной службе у [[Благонамеренный экстремист|главного злодея]] герои стараются не натворить лишнего и при встрече с дружественными эльфами-авари дерутся так, чтобы никого не убить. Благо, эльфы тоже предупреждены. Пленников герои отпускают, в одном случае даже сознательно наводя на себя погоню, а позже [[Добрый самаритянин|отпущенный орк даже спасает их в ответ]].
* Ник Перумов, «[[Кольцо Тьмы]]» — [[аверсия]] в аналогичной ситуации. Даже на вынужденной службе у [[Благонамеренный экстремист|главного злодея]] герои стараются не натворить лишнего и при встрече с дружественными эльфами-авари дерутся так, чтобы никого не убить. Благо, эльфы тоже предупреждены. Пленников герои отпускают, в одном случае даже сознательно наводя на себя погоню, а позже [[Добрый самаритянин|отпущенный орк даже спасает их в ответ]].
* И многочисленные фанфики жанра [[Harry Potter|Дамбигад]] — несть им числа. Чаще всего, когда нехорошего Дамблдора спрашивают, зачем он строит свои коварные планы, он отвечает… правильно, <s>так было надо</s> «Ради общего блага».
* И многочисленные фанфики жанра [[Harry Potter|Дамбигад]] — несть им числа. Чаще всего, когда нехорошего Дамблдора спрашивают, зачем он строит свои коварные планы, он отвечает… правильно, <s>так было надо</s> «Ради общего блага».
Строка 73: Строка 73:
* Франшиза «Терминатор» — Кайл Риз (из 1-го и 5-го), Т-800 (из 2-го, 3-го и 5-го), а также Сара Коннор с сыном незаконно завладевают чужой собственностью, портят ее, наносят случайным людям ущерб здоровью. А что делать? Несознательные люди не верят в грядущий бунт машин.
* Франшиза «Терминатор» — Кайл Риз (из 1-го и 5-го), Т-800 (из 2-го, 3-го и 5-го), а также Сара Коннор с сыном незаконно завладевают чужой собственностью, портят ее, наносят случайным людям ущерб здоровью. А что делать? Несознательные люди не верят в грядущий бунт машин.
** Педаль в пол продавил 6-й фильм, где Сара Коннор десятилетиями уничтожает десятки терминаторов, стала разыскиваемой преступницей, но ей так никто и не поверил. Может, стоило хотя бы выжженные остовы врагов оставлять? (Возражение самой старушки Сары: «Это зачем же? [[Сарказм|Уж не затем ли]], чтобы такой остов поковыряли (как самого первого в моей жизни Т-800, раздавленного прессом) и опять чего-нибудь на этой основе „наизобретали“?! Go fuck yourself. mister, right?»)
** Педаль в пол продавил 6-й фильм, где Сара Коннор десятилетиями уничтожает десятки терминаторов, стала разыскиваемой преступницей, но ей так никто и не поверил. Может, стоило хотя бы выжженные остовы врагов оставлять? (Возражение самой старушки Сары: «Это зачем же? [[Сарказм|Уж не затем ли]], чтобы такой остов поковыряли (как самого первого в моей жизни Т-800, раздавленного прессом) и опять чего-нибудь на этой основе „наизобретали“?! Go fuck yourself. mister, right?»)
*** Процессор можно было бы извлекать и изничтожать.
*** Процессор можно было бы извлекать и изничтожать.  
* Главный герой фильма [[The Warlords]], оправдав это нехваткой продовольствия, убивает пленных, которые сдались из-за голода, хотя его побратим при сдаче оговорил, что пленных не только не убьют, но и накормят досыта. В дальнейшем это постепенно перерастает в разлад между побратимами, закончившийся их гибелью.
* Главный герой фильма [[The Warlords]], оправдав это нехваткой продовольствия, убивает пленных, которые сдались из-за голода, хотя его побратим при сдаче оговорил, что пленных не только не убьют, но и накормят досыта. В дальнейшем это постепенно перерастает в разлад между побратимами, закончившийся их гибелью.
* «Игра в имитацию»: герои не сообщают о готовящейся атаке на атлантический конвой, чтобы противник не догадался, что шифр взломан. Конвой гибнет.
* «Игра в имитацию»: герои не сообщают о готовящейся атаке на атлантический конвой, чтобы противник не догадался, что шифр взломан. Конвой гибнет.
Строка 80: Строка 80:
* Майкл Корлеоне в третьем «Крёстном отце» объясняет всё зло, совершённое им с момента, когда он стал главой клана: «Я должен был защитить отца, семью, своих детей! Что я мог поделать?».
* Майкл Корлеоне в третьем «Крёстном отце» объясняет всё зло, совершённое им с момента, когда он стал главой клана: «Я должен был защитить отца, семью, своих детей! Что я мог поделать?».
* «Дневной Дозор». Заваривший всю кашу {{spoiler|Саушкин-старший}} оправдывается перед сыном: «Так надо». Собственно, ради сына он и пошёл на преступление.
* «Дневной Дозор». Заваривший всю кашу {{spoiler|Саушкин-старший}} оправдывается перед сыном: «Так надо». Собственно, ради сына он и пошёл на преступление.
* «7 дней» — в конце ГГ, учинившего акт самосуда над убийцей дочери, при задержании журналисты спрашивают «Сожалеете ли вы о содеянном? — Нет. Так вы считаете самосуд оправданным? — Нет»
* «7 дней» — в конце ГГ, учинившего акт самосуда над убийцей дочери, при задержании журналисты спрашивают «Сожалеете ли вы о содеянном? Нет. Так вы считаете самосуд оправданным? Нет»
* «Последний богатырь: Посланник тьмы». Спасением Василисы Иван оправдывает и кражу яйца у Жар-птицы, которая может лишь раз в жизни дать потомство, и кражу кристалла времени у кикимор, чем рушит их убежище, и более мелкие поступки вроде выламывания дверей и прочего общественно-опасного буйства. Зря — так было надо{{spoiler|Галине, которая [[Злодей пишет сюжет|организовала все так]], что из лучших побуждений Иван постепенно скатывался на темную сторону.}}
* «Последний богатырь: Посланник тьмы». Спасением Василисы Иван оправдывает и кражу яйца у Жар-птицы, которая может лишь раз в жизни дать потомство, и кражу кристалла времени у кикимор, чем рушит их убежище, и более мелкие поступки вроде выламывания дверей и прочего общественно-опасного буйства. Зря — так было надо{{spoiler|Галине, которая [[Злодей пишет сюжет|организовала все так]], что из лучших побуждений Иван постепенно скатывался на темную сторону.}}


Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!