Редактирование: Творчество меняет реальность

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:LivingPic.jpg|240px|thumb|right|]]
[[Файл:LivingPic.jpg|240px|thumb|right|]]
{{Q|…когда изменяемся мы — изменяется мир…|Евгений Евтушенко}}
{{Q|…когда изменяемся мы — изменяется мир…|Евгений Евтушенко}}
{{Q|Произнесена мысль или нет - она реальна и обладает силой реальности|Фрэнк Герберт}}
Искусство — великая сила!
Искусство — великая сила!


Строка 8: Строка 7:
А если на саму объективную реальность? Неплохой сюжет для фэнтези или мистики.
А если на саму объективную реальность? Неплохой сюжет для фэнтези или мистики.


Подтропы:
В предмет статьи входят писательский труд, рисование и особенно музыка — приём с [[Музыка — это магия|музыкой как средством колдовства]] очень любят в [[фэнтези]]. Соседний троп — [[ожившая статуя|Ожившая статуя]], тут не «агрегатное состояние» меняется, а уже осязаемый предмет становится подвижным, разумным и т.п.
* [[Музыка — это магия]]
 
* [[Ожившая статуя]]
Иногда искусства как такового не требуется — достаточно написать или изобразить что-то простенькое, но в особых условиях.
* [[Ожившая картина]]
 
* [[Я тебя нарисовал]]
Если творец влюбляется в придуманного персонажа — это [[я тебя нарисовал]].


== Примеры ==
== Примеры ==


=== Мифология и [[фольклор]] ===
=== [[Фольклор]] ===
* [[Библия]] — здесь творчество реальность не меняет, а буквально создаёт. Ибо «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин., 1:1), и эпитет Бога «[[Бог-Творец|Творец]]» в греческом оригинале — ''poetos''. Ну и дальше по мелочи:
** Трубы, разрушившие стены осаждённого евреями Иерихона.
** Когда Давид играл на гуслях, злой дух отступал от Саула.
** Елисей начал пророчествовать царю Иораму, слушая игру на гуслях.
* Легенда о [[Голем]]е. Чтобы оживить его, нужно вложить ему в рот табличку с четырьмя буквами (в адаптациях — нацарапать на лбу), для деактивации — убрать одну.
* Легенда о [[Голем]]е. Чтобы оживить его, нужно вложить ему в рот табличку с четырьмя буквами (в адаптациях — нацарапать на лбу), для деактивации — убрать одну.
** В оригинале, из-за особенностей еврейского письма — с тремя, «алеф-мем-тав», дающими слово «'''эм'''е'''т'''», то есть «истина» (помимо непосредственного смысла, это завершающее слово в иудейском «символе веры» — молитве «Шма Исраэль», — заодно и начинающееся с первой, а заканчивающееся последней буквой еврейского алфавита), а при стирании первой буквы — «'''м'''е'''т'''», то есть «мёртв».
** В оригинале, из-за особенностей еврейского письма — с тремя, «алеф-мем-тав», дающими слово «'''эм'''е'''т'''», т. е. «истина» (помимо непосредственного смысла, это завершающее слово в иудейском «символе веры» — молитве «Шма Исраэль», — заодно и начинающееся с первой, а заканчивающееся последней буквой еврейского алфавита), а при стирании первой буквы — «'''м'''е'''т'''», т. е. «мёртв».
* Легенда о том, как Оно-но Комати в засуху, сложив танка, вызвала дождь:
* Легенда о том, как Оно-но Комати в засуху, сложив танка, вызвала дождь:
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Строка 30: Строка 25:
На мир дождевых небес
На мир дождевых небес
Взять и переменить!|Оно-но Комати}}
Взять и переменить!|Оно-но Комати}}
* [[Библия]] — с прикрученным фитильком: чудотворение и магические практики в Библии строго разграничены:
** Иерихонские трубы, разрушившие стены.
** Когда Давид играл на гуслях, злой дух отступал от Саула.
** Елисей начал пророчествовать царю Иораму, слушая игру на гуслях.
* Хань Сян-цзы с флейтой, от которой расцветает всё вокруг.
* Хань Сян-цзы с флейтой, от которой расцветает всё вокруг.
* Орфей умел играть на лире, подаренной Аполлоном так, что плясали лес и горы. Да, басня Крылова «Квартет» содержит отсылку к нему. Мало того, он очаровал своей песней весь Аид.
* Орфей умел играть на лире, подаренной Аполлоном так, что плясали лес и горы. Да, басня Крылова «Квартет» содержит отсылку к нему. Мало того, он очаровал своей песней весь Аид.
Строка 57: Строка 56:
** Эта «фишка» Карандаша перенесена и в журнал «Весёлые картинки». Даже злого подземного короля-людоеда можно уничтожить нарисованным крокодилом.
** Эта «фишка» Карандаша перенесена и в журнал «Весёлые картинки». Даже злого подземного короля-людоеда можно уничтожить нарисованным крокодилом.
** …Чтобы он через нарисованную дверь выскочил!))) — в сиквеле «Приключений» «Волшебная школа» Карандаш уже преподает свое искусство детям, причем не очень успешно.
** …Чтобы он через нарисованную дверь выскочил!))) — в сиквеле «Приключений» «Волшебная школа» Карандаш уже преподает свое искусство детям, причем не очень успешно.
*** Беда не в скилле, а в том, что педагог из эмоционального и систематически впадающего в ГЭС Карандаша весьма посредственный. То в бреду двух пиратов материализует, то ребёнка, не зная, что с ним делать, и как воспитывать, а стоит возникнуть малейшей опасности на территории личной частной школы-пансионата — так можно нарисовать воздушный шарик и улететь на нём к чёрту на кулички. Профессор Ксавье обзавидовался бы!
*** Беда не в скилле, а в том, что педагог из эмоционального и систематически впадающего в ГЭС Карандаша весьма посредственный. То в бреду двух пиратов материализует, то ребёнка, не зная, что с ним делать, и как воспитывать, а стоит возникнуть малейшей опасности на территории личной частной школы-пансионата - так можно нарисовать воздушный шарик и улететь на нём к чёрту на кулички. Профессор Ксавье обзавидовался бы!  
* И. Ильф. Е. Петров, «[[Двенадцать стульев]]» — писатель Агафон Шахов списал главного героя своего романа с кассира Асокина и вывел эталонным растратчиком, проводящим жизнь в кутеже и разврате. Прочитавший эту книгу Асокин, тихий и спокойный человек, ворует из кассы пять тысяч рублей (всё как в книге) и пытается повторить подвиги списанного с него героя. Потратив сто рублей, идёт сдаваться. С работы уволен, [[Что стало с мышонком?|судя по всему, не посадят]]. А Шахов эту ситуацию использует для рекламы…
* И. Ильф. Е. Петров, «[[Двенадцать стульев]]» — писатель Агафон Шахов списал главного героя своего романа с кассира Асокина и вывел эталонным растратчиком, проводящим жизнь в кутеже и разврате. Прочитавший эту книгу Асокин, тихий и спокойный человек, ворует из кассы пять тысяч рублей (всё как в книге) и пытается повторить подвиги списанного с него героя. Потратив сто рублей, идёт сдаваться. С работы уволен, [[Что стало с мышонком?|судя по всему, не посадят]]. А Шахов эту ситуацию использует для рекламы…
** Надо ли говорить, что такой образ советского писателя, издающегося на весь Союз, [[шрамы от цензуры|цензура нещадно вырезала]]?
** Надо ли говорить, что такой образ советского писателя, издающегося на весь Союз, [[шрамы от цензуры|цензура нещадно вырезала]]?
Строка 72: Строка 71:
* «[[Школа в Кармартене]]» — при чтении поэзии Туата де Дананн воплощается все, о чем сказано в стихах.
* «[[Школа в Кармартене]]» — при чтении поэзии Туата де Дананн воплощается все, о чем сказано в стихах.
* Евгений Лукин:
* Евгений Лукин:
** «Словесники» — [[педаль в пол]]. Всякое сказанное слово мгновенно меняет того, в чей адрес было сказано. Не надо было жене главного героя встревать в перепалку на базаре… Хорошо хоть в тамошнем языке нет слов для смерти. Точнее есть, но обычные люди их не знают — не положено.
** «Словесники» — [[педаль в пол]]. Всякое сказанное слово мгновенно меняет того, в чей адрес было сказано. Не надо было жене главного героя встревать в перепалку на базаре… Хорошо хоть в тамошнем языке нет слов для смерти. Точнее есть, но обычные люди их не знают — не положено.
** «Не верь глазам своим» — способность к изменению реальности внезапно пробудилась (и, к счастью, столь же внезапно закончилась) у художника-авангардиста.
** «Не верь глазам своим» — способность к изменению реальности внезапно пробудилась (и, к счастью, столь же внезапно закончилась) у художника-авангардиста.
* [[Алексей Пехов]], Елена Бычкова и Наталья Турчанинова, цикл «Киндрэт. Кровные братья» — так и действует магия вампирского клана Фэриартос с говорящим самоназванием Клан Искусства.
* [[Алексей Пехов]], Елена Бычкова и Наталья Турчанинова, цикл «Киндрэт. Кровные братья» — так и действует магия вампирского клана Фэриартос с говорящим самоназванием Клан Искусства.
Строка 78: Строка 77:
* Аше Гарридо, «Видимо-невидимо» — мастера творят места, кто как умеет. Правда, как потом оказалось, творят не с нуля и не на пустом месте
* Аше Гарридо, «Видимо-невидимо» — мастера творят места, кто как умеет. Правда, как потом оказалось, творят не с нуля и не на пустом месте
* Глушановский, «Дорога в маги» — здесь песенная магия требует огромного напряжения сил и в первый раз едва не убивает главного героя. Впоследствии он использует ее в критических ситуациях, в частности, призывая подкрепление в финальной битве с местным богом.
* Глушановский, «Дорога в маги» — здесь песенная магия требует огромного напряжения сил и в первый раз едва не убивает главного героя. Впоследствии он использует ее в критических ситуациях, в частности, призывая подкрепление в финальной битве с местным богом.
* «Звезда» Антона Мокина — тут один художник обладал даром рисовать оживающие и приносящие беду картины. Сначала пытался рисовать славянский фольклор — кончилось плохо, выставка сгорела. Потом намалевал стрит-арт — рухнула стена вместе с подъездом. Он ушёл в монахи, а после принял участие в разукраске детской больницы, деревья там нарисовал — и в итоге в нарисованной чаще завёлся Лесной царь, который Erlking. В конце и вовсе оказывается, что он подался в иконописцы…
* «Звезда» Антона Мокина — тут один художник обладал даром рисовать оживающие и приносящие беду картины. Сначала пытался рисовать славянский фольклор - кончилось плохо, выставка сгорела. Потом намалевал стрит-арт - рухнула стена вместе с подъездом. Он ушёл в монахи, а после принял участие в разукраске детской больницы, деревья там нарисовал - и в итоге в нарисованной чаще завёлся Лесной царь, который Erlking. В конце и вовсе оказывается, что он подался в иконописцы...
* «Демоверсия» Алисы Бастиан — текстовая хоррор-игра, творящая реальность пользователя.
* «Демоверсия» Алисы Бастиан — текстовая хоррор-игра, творящая реальность пользователя.
* «Овраг» Юрия Погуляя — неудачливый писатель подвязался работать на некий зловещий овраг, выписывая ему разнообразные ужасы. Работает быстро, выдавая по рассказу в неделю — и понравившиеся ужасы оживают.
* «Овраг» Юрия Погуляя — неудачливый писатель подвязался работать на некий зловещий овраг, выписывая ему разнообразные ужасы. Работает быстро, выдавая по рассказу в неделю — и понравившиеся ужасы оживают.
* Владимир Чубуков — в основном плохие варианты:
* «Дрыжздь йбодагхьёл!» Владимира Чубукова — сюжетообразующему заключённому злу потребовалась освобождающая песня, да не просто от кого-то, а сложенная известнейшим поэтом-песенником, совестью нации.
** «Дрыжздь йбодагхьёл!» — сюжетообразующему заключённому злу потребовалась освобождающая песня, да не просто от кого-то, а сложенная известнейшим поэтом-песенником, совестью нации.
** «Поэзия плоти» противостоящий герою колдун-демонолог до того был поэтом, и именно стихами достучался до той стороны и обрёл свои силы.
* [[Михаил Успенский]], [[приключения Жихаря|трилогия о Жихаре]] — заслуживает прямой цитаты.
{{note|И вот эта цитата:|Между тем ведьмачишка приближался, наставив на Жихаря корявый немытый палец с четырьмя суставами. Ведьмачишка долго шипел, готовился, наконец изронил тонким голосом:
 
— Юэсньюсэндуорлдрипорт!
 
— Да подавись ты словом этим! — гаркнул Жихарь и ложкой показал на оскорбителя.
 
Ведьмачишка охнул, схватился за крупный кадык, захрипел; и недолго хрипел, умертвился.
 
Драбаданские колдуны [[ой, бл...|охнули]].
 
«Вот оно как! — обрадовался Жихарь. — Теперь терпите!»
 
Он ложкой ткнул в сторону первого приглянувшегося колдуна:
 
— У того лопнет глаз, кто не любит нас!
 
Глаз взял и лопнул.
 
Колдуны разом забыли про свою хваленую купность, стали каждый себя ограждать тайными словами и знаками, а богатырь залютовал:
 
— Раздуй того живот, кто неправдой живет!
 
— Сип тебе в кадык, типун на язык, чирей во весь бок!
 
Ещё пара колдунов завыла от боли.
 
— Чтоб тебя пополам да в черепья!
 
— Ступай пропадать; отойди да провались!
 
— Чтоб тебя повело да покоробило!
 
Жихарю словно кто подсказывал, кого из толпы надо покарать покруче, а кому и послабление сделать.
 
— Чтоб тебе ни всходу, ни умолоту!
 
— В поле тебе лебеды да в дом три беды!
 
— Чтоб твой двор заглох, и крыльцо травой поросло, и никто бы к нему дороги не торил!
 
— Будешь много колдовать — поломается кровать!
 
Ещё несколько врагов покинули поляну с воплями: побежали восстанавливать разорённые Жихаревым словом хозяйства. Яр-Тур глядел на побратима с восхищением, Будимир подбоченился от гордости, а Бедный Монах кружился в мудрёной пляске, которая тоже действовала на драбаданцев самым пагубным образом.
 
Из поредевшей толпы вырвался великан покрупнее давешнего одноглазого поединщика и полез на богатыря, но и на великана доброе слово нашлось:
 
— Озеро тебе в рот!
 
Великан мгновенно раздулся, [[в общем, он лопнул|лопнул]], и потоки воды с карасями и лягушками окатили драбаданцев, всё ещё пытавшихся оказать противодействие, — Жихарь почувствовал во всем теле страшный зуд.
 
«А ну-ка я их усыплю!» — решил он и заорал совсем не колыбельным голосом:
 
Спи, дитя, во мраке ночи,
Дай  и  мне поспать!
Твой  отец — простой рабочий
И батрачка мать!
Много, много  пострадали
Мы  за  жизнь свою,
Да  и ту  давно отдали
В классовом бою!
 
Но то ли запел он неласково, то ли происхождения колдуны были другого, только спать они не повалились, стали кучковаться и шептаться, и от этого шёпота у богатыря что-то вступило в поясницу, да больно!
 
Он рассерчал и решил покончить со всеми разом:
 
Ай  чи-чи, ай чи-чи,
Полетели кирпичи,
Полетели, полетели -
На головку сели!
 
И сам едва успел увернуться от удара сверху. Принца же и Будимира защитил от кирпичного града Бедный Монах своим дырявым зонтиком.
 
Головы у многих колдунов оказались на диво прочными, но заклинать они уж более не пытались.
 
И тут как будто невидимая лапа сжала богатырское сердце — про главного-то колдуна он забыл! Только и хватило сил повернуться к нему.
 
Старик, старик, старик,
Борода твоя горит!
 
Храпоидол стал шлёпать руками по пылающей бороде, а сердце у Жихаря отпустило.
 
— Ладно, — сказал Жихарь. — Берёг я эти слова для лютейшего врага, да, видно, такая твоя доля: чтоб тебе ежа против шерсти [[мужская беременность|родить]]!
 
Долго, долго катался Всем Злым Делам Начальник по сухой траве — орал, верещал, винился, каялся, но ведь у ежа никакая не шерсть, а колючки!}}


==== На других языках ====
==== На других языках ====
* [[Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями]] — в одной из глав главному герою придется повторить подвиг вышеупомянутого крысолова.
* [[Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями]] — в одной из глав главному герою придется повторить подвиг вышеупомянутого крысолова.
* Г. К. Честертон в философском труде «Вечный Человек» сравнивает акт творения Богом мира с наскальной живописью (так как Христос родился в пещере и был «первым человеком», новым Адамом).
* Г. К. Честертон в философском труде «Вечный Человек» сравнивает акт творения Богом мира с наскальной живописью (т. к. Христос родился в пещере и был «первым человеком», новым Адамом).
* [[Сильмариллион]]: педаль в Австралию. Само создание мира произошло за счёт пения. Через творчество же работает и величайшее волшебство впоследствии. Поединок на песнях между [[Божественный музыкант|Финродом]] и [[Зловещий музыкант|Сауроном]] — известнейший пример.
* [[Сильмариллион]]: педаль в Австралию. Само создание мира произошло за счёт пения. Через творчество же работает и величайшее волшебство впоследствии. Поединок на песнях между [[Божественный музыкант|Финродом]] и [[Зловещий музыкант|Сауроном]] — известнейший пример.
* Рэй [[Брэдбери]], рассказ «Вельд» — из-за решения родителей выключить навсегда телевизионную комнату [[Избалованный ребёнок|сын и дочь]] в отместку {{spoiler| [[Топливо ночного кошмара|скормили их львам]], материализованным силой собственного воображения.}}
* Рэй [[Брэдбери]], рассказ «Вельд» — из-за решения родителей выключить навсегда телевизионную комнату [[Избалованный ребёнок|сын и дочь]] в отместку {{spoiler| [[Топливо ночного кошмара|скормили их львам]], материализованным силой собственного воображения.}}
Строка 185: Строка 97:
** «Регуляторы» — Тэк изменяет реальность под детские рисунки, чужие воспоминания и мультсериал про Мотокопов.
** «Регуляторы» — Тэк изменяет реальность под детские рисунки, чужие воспоминания и мультсериал про Мотокопов.
** «Всё предельно» — рисунки главного героя обладают способностью убивать людей и животных.
** «Всё предельно» — рисунки главного героя обладают способностью убивать людей и животных.
** Убивать — это слишком просто сказано. Натуральным образом наводят гарантированную порчу со смертельным исходом в самом ближайшем будущем, источник которой и не заподозрить.
** Убивать - это слишком просто сказано. Натуральным образом наводят гарантированную порчу со смертельным исходом в самом ближайшем будущем, источник которой и не заподозрить.  
** «[[Stephen King/The Dark Tower|Тёмная Башня]]». Художник «не от мира сего» Патрик Дэнвилл при помощи рисования помогает Роланду {{spoiler|убить главгада}}.
** «[[Stephen_King/The_Dark_Tower|Тёмная Башня]]». Художник «не от мира сего» Патрик Дэнвилл при помощи рисования помогает Роланду {{spoiler|убить главгада}}.
** «Всемогущий текст-процессор» — подарок погибшего племянника, тот самый [[w:текстовый процессор|текстовый процессор]], оказался способным изменять реальность. {{spoiler|Например, стереть из реальности стерву-жену и козла сына, а погибшего племянника и его мать вернуть обратно.}}
* Серия «Маг» Сташефа (не путать с «Чародеем» и «Волшебником» его же, где вся магия суть [[псионические способности]]). Поэзия имеет волшебную силу. Правильно подобранным стихотворением (а главный герой — студент-филолог) можно сотворить эпические вещи вроде армии роботов в средневековье (готовых любому выбить глаз за Айзека Азимова).
* Серия «Маг» Сташефа (не путать с «Чародеем» и «Волшебником» его же, где вся магия суть [[псионические способности]]). Поэзия имеет волшебную силу. Правильно подобранным стихотворением (а главный герой — студент-филолог) можно сотворить эпические вещи вроде армии роботов в средневековье (готовых любому выбить глаз за Айзека Азимова).
* [[Spellsinger]] Фостера (в русском переводе известный как «Чародей с гитарой»). Та же картина, но герой предпочитает классической поэзии рок… И регулярно получает не то, что хотел.
* [[Spellsinger]] Фостера (в русском переводе известный как «Чародей с гитарой»). Та же картина, но герой предпочитает классической поэзии рок… И регулярно получает не то, что хотел.
Строка 193: Строка 104:
* Терри Пратчетт, «[[Discworld|Последний континент]]» — бог-творец создаёт континент ИксИксИксИкс, нанося на стену пещеры наскальные рисунки.
* Терри Пратчетт, «[[Discworld|Последний континент]]» — бог-творец создаёт континент ИксИксИксИкс, нанося на стену пещеры наскальные рисунки.
** А согласно верованиям гномов, весь мир написал Так. Начиная с себя.
** А согласно верованиям гномов, весь мир написал Так. Начиная с себя.
* Нил Стивенсон, «[[Snow Crash|Лавина]]» — обыграно нестандартно в жанре [[киберпанк]]. Шумерский язык по этому сеттингу радикально отличается от всех остальных, так как способен менять даже генокод людей.
* Нил Стивенсон, «[[Snow Crash|Лавина]]» — обыграно нестандартно в жанре [[киберпанк]]. Шумерский язык по этому сеттингу радикально отличается от всех остальных, т. к. способен менять даже генокод людей.
* Корнелия Функе, «Чернильная трилогия». Герои (обладают способностью вычитывать персонажей книг в обычный мир, взамен которых в книгу попадает кто-то из реальности. В первой части в мир книги попал ее автор. Тонкость в том, что способность разделена между теми, кто может воплотить слова в реальность (Мо, Дариус, Орфей), и теми, кто может написать такие слова, которые могут воплотиться (Фенолио). Кроме того, воплощенное немедленно начинает подчиняться законам реальности и может в итоге обернуться совсем иначе (например, воплощенный героями принц стал совсем другим человеком, разлюбил прежнюю невесту и в итоге бесславно пал со всей армией в засаде). А уж за злостные нарушения хода событий наказывает Смерть.
* Корнелия Функе, «Чернильная трилогия». Герои (обладают способностью вычитывать персонажей книг в обычный мир, взамен которых в книгу попадает кто-то из реальности. В первой части в мир книги попал ее автор. Тонкость в том, что способность разделена между теми, кто может воплотить слова в реальность (Мо, Дариус, Орфей), и теми, кто может написать такие слова, которые могут воплотиться (Фенолио). Кроме того, воплощенное немедленно начинает подчиняться законам реальности и может в итоге обернуться совсем иначе (например, воплощенный героями принц стал совсем другим человеком, разлюбил прежнюю невесту и в итоге бесславно пал со всей армией в засаде). А уж за злостные нарушения хода событий наказывает Смерть.
* Желязны, «[[Chronicles of Amber|Хроники Амбера]]». Карты и им подобные изображения. В первой книге герой вообще бежит из тюрьмы через рисунок.
* Желязны, «[[Chronicles of Amber|Хроники Амбера]]». Карты и им подобные изображения. В первой книге герой вообще бежит из тюрьмы через рисунок.
Строка 202: Строка 113:
* «Тень среди лета» — поэзия позволяет заклинать духов и творить чудеса. Ошибка в стихосложении способна убить поэта или кого-то ещё.
* «Тень среди лета» — поэзия позволяет заклинать духов и творить чудеса. Ошибка в стихосложении способна убить поэта или кого-то ещё.
* Богохульные флейты [[Азатот]]а же!
* Богохульные флейты [[Азатот]]а же!
* Роберт Хайнлайн «Число зверя» и два более поздних романа — творчество буквально создаёт новые вселенные, если художественное произведение обзавелось достаточным количеством почитателей. Квартет главгероев посещает [[Barsoom|Барсум]], страну Оз, вселенную «Дока» Смита, etc. Более того, магический артефакт, подаренный [[Волшебник Изумрудного города|Глиндой]] действует и <s>в нашей</s> во вселенной главгероев, очень похожей на нашу.
* Роберт Хайнлайн «Число зверя» и два более поздних романа — творчество буквально создаёт новые вселенные, если художественное произведение обзавелось достаточным количеством почитателей. Квартет главгероев посещает Барсум, страну Оз, вселенную «Дока» Смита, etc. Более того, магический артефакт, подаренный [[Волшебник Изумрудного города|Глиндой]] действует и <s>в нашей</s> во вселенной главгероев, очень похожей на нашу.


==== [[Фанфик]]и ====
==== [[Фанфик]]и ====
Строка 209: Строка 120:
=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Кто подставил кролика Роджера» — рисование по сути создаёт живых, разумных существ. Шаловливых и гиперактивных (как правило), почти неуязвимых… Но каждое из них можно [[полное уничтожение|полностью уничтожить]] жидкостью для смывания изображения с киноплёнки (с некоторыми добавками?).
* «Кто подставил кролика Роджера» — рисование по сути создаёт живых, разумных существ. Шаловливых и гиперактивных (как правило), почти неуязвимых… Но каждое из них можно [[полное уничтожение|полностью уничтожить]] жидкостью для смывания изображения с киноплёнки (с некоторыми добавками?).
* «Крутой мир» — отдельная вселенная создана на основе рисунков и комиксов одного автора. Он попадает в нее. Потом возвращается вместе с подругой (которая его использовала именно для того, чтобы попасть в реальный мир). Потом и вовсе начинается взаимопроникновение вселенных.
* «Ужастики» — попурри из книг Стайна: когда Стайн пишет ужастики, монстры из них материализуются и приходится запирать их на страницах книг.
* «Ужастики» — попурри из книг Стайна: когда Стайн пишет ужастики, монстры из них материализуются и приходится запирать их на страницах книг.
* «Джуманджи» — можно сказать, что оживают стихи, появляющиеся во время игровых ходов.
* «Джуманджи» — можно сказать, что оживают стихи, появляющиеся во время игровых ходов.
Строка 215: Строка 125:
* «Чернильное сердце» — экранизация одноимённого романа Корнелии Функе, первого из «Чернильной трилогии» (см. Литература).
* «Чернильное сердце» — экранизация одноимённого романа Корнелии Функе, первого из «Чернильной трилогии» (см. Литература).
* «Новый кошмар» — а здесь воплотился в реальность Фредди Крюгер. Его породили фильмы о нём.
* «Новый кошмар» — а здесь воплотился в реальность Фредди Крюгер. Его породили фильмы о нём.
* «Видеодром» — кошмарный и крайне локальный пример, так как [[Боди-хоррор|влияет на плоть посмотревшего.]]
* Одна из серий старой Сумеречной Зоны «The Midnight Sun» — сначала аномально высокие температуры на Земле поясняются тем, что Солнце приблизилось. А потом вопль мужа героини «Не рисуй больше Солнце!» меняет всю картину.
* Одна из серий старой Сумеречной Зоны «The Midnight Sun» — сначала аномально высокие температуры на Земле поясняются тем, что Солнце приблизилось. А потом вопль мужа героини «Не рисуй больше Солнце!» меняет всю картину.
** В другой серии — выживание стрелка в нижней стрелковой башенке самолета, пострадавшего во время Второй мировой, зависело от того, будет ли самолет приземляться на брюхо, или чудом у него вновь появится шасси. Стрелок нарисовал шасси и постарался сильно в него поверить. Оно появилось. Именно такое, как нарисовано, мультяшное. Стрелка, оказавшегося без сознания, вытащили из башенки и оттащили в сторону, тут шасси и исчезло.
* [[В пасти безумия]] — творчество [[безумный художник|Саттера Кейна]] ''буквально'' меняет реальность. [[топливо ночного кошмара|В худшую сторону]]…
* "[[Мастер и Маргарита]]" Локшина - например, когда Мастер написал про то, как Берлиозу отрезало голову трамваем, так и произошло. Постмодернистская такая адаптация.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
Строка 228: Строка 134:
* Авторы мультфильма-притчи «Кот и клоун» называли его главной темой именно сабж. Кот здесь — вдохновенный [[метаморф]], который меняет реальность вокруг себя, когда меняет себя самого. А клоун — ремесленник от искусства, приземлённый обыватель, невольно поучаствовавший в том, чтобы абилка Кота «сдохла» (навсегда?).
* Авторы мультфильма-притчи «Кот и клоун» называли его главной темой именно сабж. Кот здесь — вдохновенный [[метаморф]], который меняет реальность вокруг себя, когда меняет себя самого. А клоун — ремесленник от искусства, приземлённый обыватель, невольно поучаствовавший в том, чтобы абилка Кота «сдохла» (навсегда?).
* Белорусский мультфильм «Сказка о весёлом клоуне» (1980). Злая ведьма Серая Тоска наслала проклятье на детский парк — он стал серым и безрадостным, а детей охватила депрессия, они разучились смеяться. Но пришёл весёлый клоун и своим искусством снял проклятие, и даже сама ведьма, тщетно пытаясь помешать артисту, навеки превратилась в чёрный бантик на хвосте его слона.
* Белорусский мультфильм «Сказка о весёлом клоуне» (1980). Злая ведьма Серая Тоска наслала проклятье на детский парк — он стал серым и безрадостным, а детей охватила депрессия, они разучились смеяться. Но пришёл весёлый клоун и своим искусством снял проклятие, и даже сама ведьма, тщетно пытаясь помешать артисту, навеки превратилась в чёрный бантик на хвосте его слона.
* [[Генацвале и цинандали|Грузинский]] мультфильм «Талант». В руках [[божественный музыкант|одухотворённого, одарённого]] изготовителя [[воздушный шар|воздушных шариков]] гуделки, прикреплённые к ним, играют прекрасную музыку и наполняют вдохновением души всех, кто её слышит, так что мир вокруг становится лучше. В руках [[торгаш — это плохо|мелочного, косного торгаша]], озабоченного лишь наживой, те же самые гуделки лишь мерзко пищат.
* [[Генацвале и цинандали|Грузинский]] мультфильм «Талант». В руках [[божественный музыкант|одухотворённого, одарённого]] изготовителя [[воздушный шар|воздушных шариков]] гуделки, прикреплённые к ним, играют прекрасную музыку и наполняют вдохновением души всех, кто её слышит, так что мир вокруг становится лучше. В руках [[торгаш — это плохо|мелочного, косного торгаша]], озабоченного лишь наживой, те же самые гуделки лишь мерзко пищат.
* «Живая глина». В руках гончара даже обычная глиняная тарелка оживает. Его сосед, делавший тандыры, попробовал лепить такую же посуду, но получалось не очень. Гончар ему сказал, что глина живая, и даже вылепил фигурку оленя (которая ещё и сама раскрасилась). А потом посоветовал соседу продолжать лепить тандыры, ведь в них получаются самые вкусные лепёшки.
* «Живая глина». В руках гончара даже обычная глиняная тарелка оживает. Его сосед, делавший тандыры, попробовал лепить такую же посуду, но получалось не очень. Гончар ему сказал, что глина живая, и даже вылепил фигурку оленя (которая ещё и сама раскрасилась). А потом посоветовал соседу продолжать лепить тандыры, ведь в них получаются самые вкусные лепёшки.
* «Волшебный карандаш» (длинный цикл польских мультфильмов). Мальчик Пётрек — юный художник. Время от времени к нему приходит волшебный гном и «подгоняет» ему зачарованный карандаш. Всё, что нарисовано этим карандашом (при условии, что рукой Пётрека), материализуется.
* «Волшебный карандаш» (длинный цикл польских мультфильмов). Мальчик Пётрек — юный художник. Время от времени к нему приходит волшебный гном и «подгоняет» ему зачарованный карандаш. Всё, что нарисовано этим карандашом (при условии, что рукой Пётрека), материализуется.
** Однако то, без чего облагодетельствованные в дальнейшем могут обойтись, или то, что будет для них халявной имбой (например, источником прибыли) — впоследствии самоликвидируется.
** Однако то, без чего облагодетельствованные в дальнейшем могут обойтись, или то, что будет для них халявной имбой (например, источником прибыли) — впоследствии самоликвидируется.
* «Шубка для тучи» — добрый трудолюбивый волшебник-ткач разъезжает по серому миру и раскрашивает его специально созданными тканями (в его песне звучат и такие слова «для бахчи наряд пошил — не ходить же ей в обносках»).
* «Шубка для тучи»  — добрый трудолюбивый волшебник-ткач разъезжает по серому миру и раскрашивает его специально созданными тканями (в его песне звучат и такие слова «для бахчи наряд пошил — не ходить же ей в обносках»).
* «Девичьи узоры» — девушка Маша может оживить все, что нарисует, поэтому за ней все охотятся.
* «Девичьи узоры» — девушка Маша может оживить все, что нарисует, поэтому за ней все охотятся.
* Многосерийка про Проделкина: «Я вынимаю шоколад, сижу, жую конфету — а друг рисует аппарат, какого в жизни нету».
* Многосерийка про Барбоскина: «Я вынимаю шоколад, сижу, жую конфету — а друг рисует аппарат, какого в жизни нету».
* «[[Волшебник Изумрудного города|Урфин Джюс и его деревянные солдаты]]» — в отличие от книги, здесь злобные рожи деревянных солдат не вырезаны, а нарисованы. У заключённого Страшилы есть карандаш — подновлять себе рот, и он предложил заглянувшему часовому сделать то же самое. Тот согласился, и Страшила нарисовал ему улыбку, после чего тот сделал поворот направо и выполнил просьбу — освободить Страшилу и Дровосека. А потом нарисовал такие же лица другим солдатам.
* «[[Волшебник Изумрудного города|Урфин Джюс и его деревянные солдаты]]» — в отличие от книги, здесь злобные рожи деревянных солдат не вырезаны, а нарисованы. У заключённого Страшилы есть карандаш — подновлять себе рот, и он предложил заглянувшему часовому сделать то же самое. Тот согласился, и Страшила нарисовал ему улыбку, после чего тот сделал поворот направо и выполнил просьбу — освободить Страшилу и Дровосека. А потом нарисовал такие же лица другим солдатам.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
Строка 250: Строка 156:
=== [[Манга]] и [[аниме]] ===
=== [[Манга]] и [[аниме]] ===
* [[Re:Creators]] — пример из палаты мер и весов, хранить вечно.
* [[Re:Creators]] — пример из палаты мер и весов, хранить вечно.
* [[One Piece]] — Мисс Голденвик натурально меняет реальность своими рисунками. Может, например, полностью изменить темперамент или характер человека, разрисовав его определённой краской. И [[Штаны Арагорна|до сих пор нет никаких подтверждений]], что это сила дьявольского фрукта, а не собственное умение.
* Аниме [[Death Note|«Death Note»]]: обладатели вписанных в тетрадь имён умирают при описанных в тетради условиях, если те лежат более-менее в границах возможного. Пример пограничный, поскольку художественность описания смертей здесь не требуется и практически никем не применяется.
** Вообще-то, это её собственное умение: в одном из интервью создатель манги — Эйитиро Ода говорил, что это [[гипноз]], как у Джанго.
* [[One Piece]]: Мисс Голденвик натурально меняет реальность своими рисунками. Может, например, полностью изменить темперамент или характер человека, разрисовав его определённой краской. И [[Штаны Арагорна|до сих пор нет никаких подтверждений]], что это сила дьявольского фрукта, а не собственное умение.
* [[Nurarihyon no mago]] — Кьёсай, член клана Хяку Моногатари, рисовал картины, которые оживали или изменяли того, на ком были нарислваны. Наиболее ярко выражено в цикле картин Кусозу — Рикуо, чью кровь он смешал со своими чернилами, переживал стадии разложения, изображенные на картинах, и во время превращения девушек в ёкаев — Тории, которая успела побывать и духом ребенка, брошенного в камере хранения метро, убивая всех кто её увидел и не смог отыскать за 44 секунды, и мстительной Такеяша-химе, ведьмой, которая мстила за убитого отца с помощью колдовства. И, внимание, после его смерти все нарисованное так и осталось реальным, а не исчезло или откатилось, например обращенные в демонов люди.
** Вообще-то это её собственное умение: в одном из интервью создатель манги — Эйитиро Ода говорил, что это [[Гипноз| гипноз]], как у Джанго.
* [[Super-Dimentional Fortress Macross]] — музыка и пение в качестве оружия.
* [[Nurarihyon no mago]]: член клана Хяку Моногатари — Кьёсай — рисовал картины, которые оживали или изменяли того на ком были нарислваны. Наиболее ярко выражено в цикле картин Кусозу — Рикуо, чью кровь он смешал со своими чернилами, переживал стадии разложения, изображенные на картинах, и во время превращения девушек в ёкаев — Тории, которая успела побывать и духом ребенка, брошенного в камере хранения метро, убивая всех кто её увидел и не смог отыскать за 44 секунды, и мстительной Такеяша-химе, ведьмой, которая мстила за убитого отца с помощью колдовства. И, внимание, после его смерти все нарисованное так и осталось реальным, а не исчезло или откатилось, например обращенные в демонов люди.
** Тут всё же стоит оговориться, что в качестве ''«психологического оружия»'', то есть сама реальность от этого не меняется. Просто так уж получилось, что у зетранди своя культура была рудиментарна, из-за чего на них это хорошо подействовало.
* [[Super-Dimentional Fortress Macross]]: музыка и пение в качестве оружия.
* [[Suzumiya Haruhi no Yuuutsu]]: Пока Бригада снимала фильм к культурному фестивалю, фантастические выдумки Харухи перекочевывали из сценария в реальность, и прочим членам бригады пришлось попотеть, чтобы скрыть сей факт от ее внимания.
* [[Suzumiya Haruhi no Yuuutsu]]: Пока Бригада снимала фильм к культурному фестивалю, фантастические выдумки Харухи перекочевывали из сценария в реальность, и прочим членам бригады пришлось попотеть, чтобы скрыть сей факт от ее внимания.
* [[Bungou Stray Dogs]] — та самая книга за которой охотятся Фицджеральд и {{spoiler|Достоевский}}. Даже одной страницы достаточно, чтобы переписать реальность, главное соблюдать одно условие: написанное должно быть настоящим художественным произведением и сохранять логику повествования, то есть иметь структуру с причинно-следственными связями.
* [[Bungou Stray Dogs]] — та самая книга за которой охотятся Фицджеральд и {{spoiler|Достоевский}}. Даже одной страницы достаточно, чтобы переписать реальность, главное соблюдать одно условие: написанное должно быть настоящим художественным произведением и сохранять логику повествования, то есть иметь структуру с причинно-следственными связями.
* C: The Money of Soul and Possibility Control — не творчество, а бои антре в Финансовом квартале меняют реальность. Если кто-то потеряет все свои деньги, потеряет не только доступ в квартал, но и лишится незаметно для всех, кроме себя и других антре, самого ценного в жизни, включая ближайших родственников.
* C: The Money of Soul and Possibility Control — не творчество, а бои антре в Финансовом квартале меняют реальность. Если кто-то потеряет все свои деньги, потеряет не только доступ в квартал, но и лишится незаметно для всех, кроме себя и других антре, самого ценного в жизни, включая ближайших родственников.
* [[Princess Tutu]] — Дроссельмаер обладал даром превращать в реальность всё, что он напишет. Его последняя незаконченная сказка накрыла собой весь город, из-за чего там начала твориться полнейшая чертовщина, вроде танцующих балет муравьедов, сваливающихся непонятно откуда принцев без сердца, принцесс-балерин и т. д. Разгребать последствия пришлось потомку с аналогичным даром.
* [[Date A Live]] — Ниа Хонджо с помощью своего ангельского орудия «Расиэль», представляющего собой пустую книгу, может задавать чужие действия посредством рисунков. Проще говоря, что будет нарисовано — то и произойдёт, хотя со стороны это можно принять за майндконтроль.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Любой [[бард]] в РПГ-механике, если его пение делает что-то, что в реале невозможно при всём желании.
* Любой [[бард]] в РПГ-механике, если его пение делает что-то, что в реале невозможно при всём желании.
** В онлайн-шутере от Blizzard «[[Overwatch]]» объяснено: герой-музыкант реально баффает союзников музыкой, так как в будущем имеет место технология твёрдого звука.
** В онлайн-шутере от Blizzard «[[Overwatch]]» объяснено: герой-музыкант реально баффает союзников музыкой, т. к. в будущем имеет место технология твёрдого звука.
* В пародийной игре [[Bard's Tale]] 2004 года главный герой использует свою лютню для призыва спутников.
* В пародийной игре [[Bard's Tale]] 2004 года главный герой использует свою лютню для призыва спутников.
* Серия игр [[Myst]]: миры пишут, как книги. Собственно, они и есть книги.
* Серия игр [[Myst]]: миры пишут, как книги. Собственно, они и есть книги.
* Castlevania: Portrait of Ruin — чудища из картин зловещего художника-вампира Браунера могут выходить в реальный мир (а героев, наоборот, может затянуть в эти картины).
* Castlevania: Portrait of Ruin — чудища из картин зловещего художника-вампира Браунера могут выходить в реальный мир (а героев, наоборот, может затянуть в эти картины).
* «[[Clive Barker's Undying]]» — нарисованный Аароном монстр появляется в особняке. Возможно, и другие — плод его [[безумный художник|больного воображения]]. С фитильком, так как в одной из записок Отто Кайзингер отмечает, что Аарон лишь очень натурально изображает монстров Онейроса, Вечной Осени и других планов. То есть это скорее творчество, кастующее призыв.
* «[[Clive Barker's Undying]]» — нарисованный Аароном монстр появляется в особняке. Возможно, и другие — плод его [[безумный художник|больного воображения]]. С фитильком, т. к. в одной из записок Отто Кайзингер отмечает, что Аарон лишь очень натурально изображает монстров Онейроса, Вечной Осени и других планов. То есть это скорее творчество, кастующее призыв.
* [[Тургор]] — педаль в бесконечность. Реальность, отчасти, ''и есть творчество'', так как протагонист попал в мир, где общение, сражения, перемещения и вообще любые действия совершаются и свойства проявляются благодаря ''управлению цветом'', так сказать ''рисованию по реальности''.
* [[Тургор]] — педаль в бесконечность. Реальность, отчасти, ''и есть творчество'', т. к. протагонист попал в мир, где общение, сражения, перемещения и вообще любые действия совершаются и свойства проявляются благодаря ''управлению цветом'', так сказать ''рисованию по реальности''.
* Remedy Connected Universe или кратко RemedyVerse.
* Alan Wake — писателя настигает сюжет его собственной книги.
** Alan Wake — писателя настигает сюжет его собственной книги.
* Control, DLC AWE — то же самое, но уже сюжет книги Алана Уэйка настигает Джесси
*** В спиноффе «American Nightmare» временный кванк Алана рассекает в виде персонажа сериала-антологии «Night Springs» ([[оммаж]] к «[[Twilight Zone|Сумеречной Зоне]]»), для одной из серий которого Алан написал сценарий.
** Control, DLC AWE — то же самое, но уже сюжет книги Алана Уэйка настигает Джесси.
*** Если точнее, то тут выясняется, что Алан и Томас уже давно пытаются выбраться из проклятого дома, для чего Томас воспользовался созданным ими вместе фильмом, чтобы явиться в мир людей в образе Тома-поэта, протагониста того фильма, а затем, пока его не утянуло обратно, написать поэму, в образе героя которой уже Алан сможет совершить гораздо более масштабную вылазку в реальный мир.
* [[League of Legends]] — бард Сона лечит и баффает союзников, а также калечит и оглушает врагов игрой на волшебной Цитре. Только что не поет — она немая.
* [[League of Legends]] — бард Сона лечит и баффает союзников, а также калечит и оглушает врагов игрой на волшебной Цитре. Только что не поет — она немая.
* [[Okami]]. Именно рисованием мы решаем головоломки.
* [[Okami]]. Именно рисованием мы решаем головоломки.
Строка 282: Строка 183:
* «[[TES IV: Oblivion]]» — квест по спасению художника Рита Литандаса, провалившегося в свою собственную картину с нарисованным миром (нарисованные тролли оставляют вполне себе реальный жир, который остается и в реальности при игроке). В TES: Online можно найти дневник его предка, тоже обладавшего способностью рисовать такие картины.
* «[[TES IV: Oblivion]]» — квест по спасению художника Рита Литандаса, провалившегося в свою собственную картину с нарисованным миром (нарисованные тролли оставляют вполне себе реальный жир, который остается и в реальности при игроке). В TES: Online можно найти дневник его предка, тоже обладавшего способностью рисовать такие картины.
* «Bad Dream: Coma» — чтобы попасть в одну из локаций, её нужно дорисовать. С прикрученным фитильком: действие игры всё-таки разворачивается внутри сна.
* «Bad Dream: Coma» — чтобы попасть в одну из локаций, её нужно дорисовать. С прикрученным фитильком: действие игры всё-таки разворачивается внутри сна.
* [[Dishonored]] — Смотрители это отрицают, но их антимагические шарманки сами являются магией (только творчеством называть '''[[Ужасный музыкант|это]]''' можно лишь с большой натяжкой).
* [[Dishonored]] — Смотрители это отрицают, но их антимагические шарманки сами являются магией (только творчеством называть [[Ужасный музыкант|'''это''']] можно лишь с большой натяжкой).
** Более прямо троп отыгрывает Делайла, имея метку чужого и достаточно освоив свои способности, научилось менять реальность с помощью своих картин, например : вселяться в людей через их портреты, запирать людей в картине, материализовывать вещи в реальность из картин. И главным шедевром её жизни, хочет сделать картину буквально меняющую мир целиком под желание ведьмы, картина так и называется «мир каким он должен быть». Усилиями игрока и немного подхимичив с заклятием, можно запереть её в этом мире навеки (при этом остальной мир не пострадает).
** Более прямо троп отыгрывает Делайла, имея метку чужого и достаточно освоив свои способности, научилось менять реальность с помощью своих картин, например : вселяться в людей через их портреты, запирать людей в картине, матереализовывать вещи в реальность из картин. И главным шедевром её жизни, хочет сделать картину буквально меняющую мир целиком под желание ведьмы, картина так и называется «мир каким он должен быть». Усилиями игрока и немного подхимичив с заклятием, можно запереть её в этом мире навеки (при этом остальной мир не пострадает).
* Fire Emblem Fates — песнь Азуры. И проход в измерение, которое [[Тот, кого нельзя назвать|нельзя называть]] в воде открыть можно, и вода охотнее управляется под действием песни, и повлиять на желания эмоции людей можно, и Анакоса ослабить можно. Только вот для самой певицы, пение губит её, но потерпеть можно ради того, чтобы войну остановить
* Fire Emblem Fates — песнь Азуры. И проход в измерение, которое [[Тот, кого нельзя назвать|нельзя называть]] в воде открыть можно, и вода охотнее управляется под действием песни, и повлиять на желания эмоции людей можно, и Анакоса ослабить можно. Только вот для самой певицы, пение губит её, но потерпеть можно ради того, чтобы войну остановить
* Comix zone (SEGA). От этого зависят и концовки.
* Comix zone (SEGA). От этого зависят и концовки.
* Epic Mickey — не совсем творчество, но все же рисование: у главного героя кисточка стреляет как волшебной краской, так и растворителем. В общем другого оружия или инструмента у него и нет. Многие механики завязаны на том, чтобы раскрасить что-то (тогда оно проявится и с ним будет возможность взаимодействовать) или обесцветить (иногда это делает препятствия проницаемыми, иногда разрушает предметы).
* You Throw Like A Girl — совсем простенькая магия вроде поднятия свечи может работать на простой силе воли и мыслеобразе, но для серьезных заклинаний необходимо выразить желаемое в стихотворную форму и прочесть вслух перед объектом. Для неопытных стихоплетов чревато — Джессика при сотворении маскировочного заклятия забыла уточнить, кто «все» должны считать протагониста девушкой, и изменила реальность так, что он по всем параметрам девушка и даже она сама не помнит сотворенного.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!