Редактирование: Творчество меняет реальность

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:LivingPic.jpg|240px|thumb|right|]]
[[Файл:LivingPic.jpg|240px|thumb|right|]]
{{Q|…когда изменяемся мы — изменяется мир…|Евгений Евтушенко}}
{{Q|…когда изменяемся мы — изменяется мир…|Евгений Евтушенко}}
{{Q|Произнесена мысль или нет - она реальна и обладает силой реальности|Фрэнк Герберт}}
Искусство — великая сила!
Искусство — великая сила!


Строка 8: Строка 7:
А если на саму объективную реальность? Неплохой сюжет для фэнтези или мистики.
А если на саму объективную реальность? Неплохой сюжет для фэнтези или мистики.


Подтропы:
В предмет статьи входят писательский труд, рисование и особенно музыка — приём с [[Музыка — это магия|музыкой как средством колдовства]] очень любят в [[фэнтези]]. Соседний троп — [[Ожившая статуя]], тут не «агрегатное состояние» меняется, а уже осязаемый предмет становится подвижным, разумным и т. п. И ещё один соседний троп — [[Ожившая картина]].
* [[Музыка — это магия]]
 
* [[Ожившая статуя]]
Иногда искусства как такового не требуется — достаточно написать или изобразить что-то простенькое, но в особых условиях.
* [[Ожившая картина]]
 
* [[Я тебя нарисовал]]
Если творец влюбляется в придуманного персонажа — это [[я тебя нарисовал]].


== Примеры ==
== Примеры ==


=== Мифология и [[фольклор]] ===
=== [[Фольклор]] ===
* [[Библия]] — здесь творчество реальность не меняет, а буквально создаёт. Ибо «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин., 1:1), и эпитет Бога «[[Бог-Творец|Творец]]» в греческом оригинале — ''poetos''. Ну и дальше по мелочи:
** Трубы, разрушившие стены осаждённого евреями Иерихона.
** Когда Давид играл на гуслях, злой дух отступал от Саула.
** Елисей начал пророчествовать царю Иораму, слушая игру на гуслях.
* Легенда о [[Голем]]е. Чтобы оживить его, нужно вложить ему в рот табличку с четырьмя буквами (в адаптациях — нацарапать на лбу), для деактивации — убрать одну.
* Легенда о [[Голем]]е. Чтобы оживить его, нужно вложить ему в рот табличку с четырьмя буквами (в адаптациях — нацарапать на лбу), для деактивации — убрать одну.
** В оригинале, из-за особенностей еврейского письма — с тремя, «алеф-мем-тав», дающими слово «'''эм'''е'''т'''», то есть «истина» (помимо непосредственного смысла, это завершающее слово в иудейском «символе веры» — молитве «Шма Исраэль», — заодно и начинающееся с первой, а заканчивающееся последней буквой еврейского алфавита), а при стирании первой буквы — «'''м'''е'''т'''», то есть «мёртв».
** В оригинале, из-за особенностей еврейского письма — с тремя, «алеф-мем-тав», дающими слово «'''эм'''е'''т'''», то есть «истина» (помимо непосредственного смысла, это завершающее слово в иудейском «символе веры» — молитве «Шма Исраэль», — заодно и начинающееся с первой, а заканчивающееся последней буквой еврейского алфавита), а при стирании первой буквы — «'''м'''е'''т'''», то есть «мёртв».
Строка 30: Строка 25:
На мир дождевых небес
На мир дождевых небес
Взять и переменить!|Оно-но Комати}}
Взять и переменить!|Оно-но Комати}}
* [[Библия]] — с прикрученным фитильком: чудотворение и магические практики в Библии строго разграничены:
** Иерихонские трубы, разрушившие стены.
** Когда Давид играл на гуслях, злой дух отступал от Саула.
** Елисей начал пророчествовать царю Иораму, слушая игру на гуслях.
** Впрочем, все вышесказанное — мелкие частности. Потому, что
{{q|pre=1|
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог|Ин.1:1}}
* Хань Сян-цзы с флейтой, от которой расцветает всё вокруг.
* Хань Сян-цзы с флейтой, от которой расцветает всё вокруг.
* Орфей умел играть на лире, подаренной Аполлоном так, что плясали лес и горы. Да, басня Крылова «Квартет» содержит отсылку к нему. Мало того, он очаровал своей песней весь Аид.
* Орфей умел играть на лире, подаренной Аполлоном так, что плясали лес и горы. Да, басня Крылова «Квартет» содержит отсылку к нему. Мало того, он очаровал своей песней весь Аид.
Строка 84: Строка 86:
** «Дрыжздь йбодагхьёл!» — сюжетообразующему заключённому злу потребовалась освобождающая песня, да не просто от кого-то, а сложенная известнейшим поэтом-песенником, совестью нации.
** «Дрыжздь йбодагхьёл!» — сюжетообразующему заключённому злу потребовалась освобождающая песня, да не просто от кого-то, а сложенная известнейшим поэтом-песенником, совестью нации.
** «Поэзия плоти» противостоящий герою колдун-демонолог до того был поэтом, и именно стихами достучался до той стороны и обрёл свои силы.
** «Поэзия плоти» противостоящий герою колдун-демонолог до того был поэтом, и именно стихами достучался до той стороны и обрёл свои силы.
* [[Михаил Успенский]], [[приключения Жихаря|трилогия о Жихаре]] — заслуживает прямой цитаты.
{{note|И вот эта цитата:|Между тем ведьмачишка приближался, наставив на Жихаря корявый немытый палец с четырьмя суставами. Ведьмачишка долго шипел, готовился, наконец изронил тонким голосом:
— Юэсньюсэндуорлдрипорт!
— Да подавись ты словом этим! — гаркнул Жихарь и ложкой показал на оскорбителя.
Ведьмачишка охнул, схватился за крупный кадык, захрипел; и недолго хрипел, умертвился.
Драбаданские колдуны [[ой, бл...|охнули]].
«Вот оно как! — обрадовался Жихарь. — Теперь терпите!»
Он ложкой ткнул в сторону первого приглянувшегося колдуна:
— У того лопнет глаз, кто не любит нас!
Глаз взял и лопнул.
Колдуны разом забыли про свою хваленую купность, стали каждый себя ограждать тайными словами и знаками, а богатырь залютовал:
— Раздуй того живот, кто неправдой живет!
— Сип тебе в кадык, типун на язык, чирей во весь бок!
Ещё пара колдунов завыла от боли.
— Чтоб тебя пополам да в черепья!
— Ступай пропадать; отойди да провались!
— Чтоб тебя повело да покоробило!
Жихарю словно кто подсказывал, кого из толпы надо покарать покруче, а кому и послабление сделать.
— Чтоб тебе ни всходу, ни умолоту!
— В поле тебе лебеды да в дом три беды!
— Чтоб твой двор заглох, и крыльцо травой поросло, и никто бы к нему дороги не торил!
— Будешь много колдовать — поломается кровать!
Ещё несколько врагов покинули поляну с воплями: побежали восстанавливать разорённые Жихаревым словом хозяйства. Яр-Тур глядел на побратима с восхищением, Будимир подбоченился от гордости, а Бедный Монах кружился в мудрёной пляске, которая тоже действовала на драбаданцев самым пагубным образом.
Из поредевшей толпы вырвался великан покрупнее давешнего одноглазого поединщика и полез на богатыря, но и на великана доброе слово нашлось:
— Озеро тебе в рот!
Великан мгновенно раздулся, [[в общем, он лопнул|лопнул]], и потоки воды с карасями и лягушками окатили драбаданцев, всё ещё пытавшихся оказать противодействие, — Жихарь почувствовал во всем теле страшный зуд.
«А ну-ка я их усыплю!» — решил он и заорал совсем не колыбельным голосом:
Спи, дитя, во мраке ночи,
Дай  и  мне поспать!
Твой  отец — простой рабочий
И батрачка мать!
Много, много  пострадали
Мы  за  жизнь свою,
Да  и ту  давно отдали
В классовом бою!
Но то ли запел он неласково, то ли происхождения колдуны были другого, только спать они не повалились, стали кучковаться и шептаться, и от этого шёпота у богатыря что-то вступило в поясницу, да больно!
Он рассерчал и решил покончить со всеми разом:
Ай  чи-чи, ай чи-чи,
Полетели кирпичи,
Полетели, полетели -
На головку сели!
И сам едва успел увернуться от удара сверху. Принца же и Будимира защитил от кирпичного града Бедный Монах своим дырявым зонтиком.
Головы у многих колдунов оказались на диво прочными, но заклинать они уж более не пытались.
И тут как будто невидимая лапа сжала богатырское сердце — про главного-то колдуна он забыл! Только и хватило сил повернуться к нему.
Старик, старик, старик,
Борода твоя горит!
Храпоидол стал шлёпать руками по пылающей бороде, а сердце у Жихаря отпустило.
— Ладно, — сказал Жихарь. — Берёг я эти слова для лютейшего врага, да, видно, такая твоя доля: чтоб тебе ежа против шерсти [[мужская беременность|родить]]!
Долго, долго катался Всем Злым Делам Начальник по сухой траве — орал, верещал, винился, каялся, но ведь у ежа никакая не шерсть, а колючки!}}


==== На других языках ====
==== На других языках ====
Строка 187: Строка 104:
** Убивать — это слишком просто сказано. Натуральным образом наводят гарантированную порчу со смертельным исходом в самом ближайшем будущем, источник которой и не заподозрить.
** Убивать — это слишком просто сказано. Натуральным образом наводят гарантированную порчу со смертельным исходом в самом ближайшем будущем, источник которой и не заподозрить.
** «[[Stephen King/The Dark Tower|Тёмная Башня]]». Художник «не от мира сего» Патрик Дэнвилл при помощи рисования помогает Роланду {{spoiler|убить главгада}}.
** «[[Stephen King/The Dark Tower|Тёмная Башня]]». Художник «не от мира сего» Патрик Дэнвилл при помощи рисования помогает Роланду {{spoiler|убить главгада}}.
** «Всемогущий текст-процессор» — подарок погибшего племянника, тот самый [[w:текстовый процессор|текстовый процессор]], оказался способным изменять реальность. {{spoiler|Например, стереть из реальности стерву-жену и козла сына, а погибшего племянника и его мать вернуть обратно.}}
* Серия «Маг» Сташефа (не путать с «Чародеем» и «Волшебником» его же, где вся магия суть [[псионические способности]]). Поэзия имеет волшебную силу. Правильно подобранным стихотворением (а главный герой — студент-филолог) можно сотворить эпические вещи вроде армии роботов в средневековье (готовых любому выбить глаз за Айзека Азимова).
* Серия «Маг» Сташефа (не путать с «Чародеем» и «Волшебником» его же, где вся магия суть [[псионические способности]]). Поэзия имеет волшебную силу. Правильно подобранным стихотворением (а главный герой — студент-филолог) можно сотворить эпические вещи вроде армии роботов в средневековье (готовых любому выбить глаз за Айзека Азимова).
* [[Spellsinger]] Фостера (в русском переводе известный как «Чародей с гитарой»). Та же картина, но герой предпочитает классической поэзии рок… И регулярно получает не то, что хотел.
* [[Spellsinger]] Фостера (в русском переводе известный как «Чародей с гитарой»). Та же картина, но герой предпочитает классической поэзии рок… И регулярно получает не то, что хотел.
Строка 219: Строка 135:
** В другой серии — выживание стрелка в нижней стрелковой башенке самолета, пострадавшего во время Второй мировой, зависело от того, будет ли самолет приземляться на брюхо, или чудом у него вновь появится шасси. Стрелок нарисовал шасси и постарался сильно в него поверить. Оно появилось. Именно такое, как нарисовано, мультяшное. Стрелка, оказавшегося без сознания, вытащили из башенки и оттащили в сторону, тут шасси и исчезло.
** В другой серии — выживание стрелка в нижней стрелковой башенке самолета, пострадавшего во время Второй мировой, зависело от того, будет ли самолет приземляться на брюхо, или чудом у него вновь появится шасси. Стрелок нарисовал шасси и постарался сильно в него поверить. Оно появилось. Именно такое, как нарисовано, мультяшное. Стрелка, оказавшегося без сознания, вытащили из башенки и оттащили в сторону, тут шасси и исчезло.
* [[В пасти безумия]] — творчество [[безумный художник|Саттера Кейна]] ''буквально'' меняет реальность. [[топливо ночного кошмара|В худшую сторону]]…
* [[В пасти безумия]] — творчество [[безумный художник|Саттера Кейна]] ''буквально'' меняет реальность. [[топливо ночного кошмара|В худшую сторону]]…
* "[[Мастер и Маргарита]]" Локшина - например, когда Мастер написал про то, как Берлиозу отрезало голову трамваем, так и произошло. Постмодернистская такая адаптация.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
Строка 250: Строка 165:
=== [[Манга]] и [[аниме]] ===
=== [[Манга]] и [[аниме]] ===
* [[Re:Creators]] — пример из палаты мер и весов, хранить вечно.
* [[Re:Creators]] — пример из палаты мер и весов, хранить вечно.
* [[One Piece]] — Мисс Голденвик натурально меняет реальность своими рисунками. Может, например, полностью изменить темперамент или характер человека, разрисовав его определённой краской. И [[Штаны Арагорна|до сих пор нет никаких подтверждений]], что это сила дьявольского фрукта, а не собственное умение.
* Аниме «[[Death Note]]»: обладатели вписанных в тетрадь имён умирают при описанных в тетради условиях, если те лежат более-менее в границах возможного. Пример пограничный, поскольку художественность описания смертей здесь не требуется и практически никем не применяется.
** Вообще-то, это её собственное умение: в одном из интервью создатель манги — Эйитиро Ода говорил, что это [[гипноз]], как у Джанго.
* [[One Piece]]: Мисс Голденвик натурально меняет реальность своими рисунками. Может, например, полностью изменить темперамент или характер человека, разрисовав его определённой краской. И [[Штаны Арагорна|до сих пор нет никаких подтверждений]], что это сила дьявольского фрукта, а не собственное умение.
* [[Nurarihyon no mago]] — Кьёсай, член клана Хяку Моногатари, рисовал картины, которые оживали или изменяли того, на ком были нарислваны. Наиболее ярко выражено в цикле картин Кусозу — Рикуо, чью кровь он смешал со своими чернилами, переживал стадии разложения, изображенные на картинах, и во время превращения девушек в ёкаев — Тории, которая успела побывать и духом ребенка, брошенного в камере хранения метро, убивая всех кто её увидел и не смог отыскать за 44 секунды, и мстительной Такеяша-химе, ведьмой, которая мстила за убитого отца с помощью колдовства. И, внимание, после его смерти все нарисованное так и осталось реальным, а не исчезло или откатилось, например обращенные в демонов люди.
** Вообще-то это её собственное умение: в одном из интервью создатель манги — Эйитиро Ода говорил, что это [[гипноз]], как у Джанго.
* [[Super-Dimentional Fortress Macross]] — музыка и пение в качестве оружия.
* [[Nurarihyon no mago]]: член клана Хяку Моногатари — Кьёсай — рисовал картины, которые оживали или изменяли того на ком были нарислваны. Наиболее ярко выражено в цикле картин Кусозу — Рикуо, чью кровь он смешал со своими чернилами, переживал стадии разложения, изображенные на картинах, и во время превращения девушек в ёкаев — Тории, которая успела побывать и духом ребенка, брошенного в камере хранения метро, убивая всех кто её увидел и не смог отыскать за 44 секунды, и мстительной Такеяша-химе, ведьмой, которая мстила за убитого отца с помощью колдовства. И, внимание, после его смерти все нарисованное так и осталось реальным, а не исчезло или откатилось, например обращенные в демонов люди.
** Тут всё же стоит оговориться, что в качестве ''«психологического оружия»'', то есть сама реальность от этого не меняется. Просто так уж получилось, что у зетранди своя культура была рудиментарна, из-за чего на них это хорошо подействовало.
* [[Super-Dimentional Fortress Macross]]: музыка и пение в качестве оружия.
* [[Suzumiya Haruhi no Yuuutsu]]: Пока Бригада снимала фильм к культурному фестивалю, фантастические выдумки Харухи перекочевывали из сценария в реальность, и прочим членам бригады пришлось попотеть, чтобы скрыть сей факт от ее внимания.
* [[Suzumiya Haruhi no Yuuutsu]]: Пока Бригада снимала фильм к культурному фестивалю, фантастические выдумки Харухи перекочевывали из сценария в реальность, и прочим членам бригады пришлось попотеть, чтобы скрыть сей факт от ее внимания.
* [[Bungou Stray Dogs]] — та самая книга за которой охотятся Фицджеральд и {{spoiler|Достоевский}}. Даже одной страницы достаточно, чтобы переписать реальность, главное соблюдать одно условие: написанное должно быть настоящим художественным произведением и сохранять логику повествования, то есть иметь структуру с причинно-следственными связями.
* [[Bungou Stray Dogs]] — та самая книга за которой охотятся Фицджеральд и {{spoiler|Достоевский}}. Даже одной страницы достаточно, чтобы переписать реальность, главное соблюдать одно условие: написанное должно быть настоящим художественным произведением и сохранять логику повествования, то есть иметь структуру с причинно-следственными связями.
* C: The Money of Soul and Possibility Control — не творчество, а бои антре в Финансовом квартале меняют реальность. Если кто-то потеряет все свои деньги, потеряет не только доступ в квартал, но и лишится незаметно для всех, кроме себя и других антре, самого ценного в жизни, включая ближайших родственников.
* C: The Money of Soul and Possibility Control — не творчество, а бои антре в Финансовом квартале меняют реальность. Если кто-то потеряет все свои деньги, потеряет не только доступ в квартал, но и лишится незаметно для всех, кроме себя и других антре, самого ценного в жизни, включая ближайших родственников.
* [[Princess Tutu]] — Дроссельмаер обладал даром превращать в реальность всё, что он напишет. Его последняя незаконченная сказка накрыла собой весь город, из-за чего там начала твориться полнейшая чертовщина, вроде танцующих балет муравьедов, сваливающихся непонятно откуда принцев без сердца, принцесс-балерин и т. д. Разгребать последствия пришлось потомку с аналогичным даром.
* «[[Princess Tutu]]» — Дроссельмаер обладал даром превращать в реальность всё, что он напишет. Его последняя незаконченная сказка накрыла собой весь город, из-за чего там начала твориться полнейшая чертовщина, вроде танцующих балет муравьедов, сваливающихся непонятно откуда принцев без сердца, принцесс-балерин и т. д. Разгребать последствия пришлось потомку с аналогичным даром.
* [[Date A Live]] — Ниа Хонджо с помощью своего ангельского орудия «Расиэль», представляющего собой пустую книгу, может задавать чужие действия посредством рисунков. Проще говоря, что будет нарисовано — то и произойдёт, хотя со стороны это можно принять за майндконтроль.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Любой [[бард]] в РПГ-механике, если его пение делает что-то, что в реале невозможно при всём желании.
* Любой [[бард]] в РПГ-механике, если его пение делает что-то, что в реале невозможно при всём желании.
** В онлайн-шутере от Blizzard «[[Overwatch]]» объяснено: герой-музыкант реально баффает союзников музыкой, так как в будущем имеет место технология твёрдого звука.
** В онлайн-шутере от Blizzard «[[Overwatch]]» объяснено: герой-музыкант реально баффает союзников музыкой, так как в будущем имеет место технология твёрдого звука.
* В пародийной игре [[Bard's Tale]] 2004 года главный герой использует свою лютню для призыва спутников.
* В пародийной игре [[Bard's Tale]] 2004 года главный герой использует свою лютню для призыва спутников.
* Серия игр [[Myst]]: миры пишут, как книги. Собственно, они и есть книги.
* Серия игр [[Myst]]: миры пишут, как книги. Собственно, они и есть книги.
* Castlevania: Portrait of Ruin — чудища из картин зловещего художника-вампира Браунера могут выходить в реальный мир (а героев, наоборот, может затянуть в эти картины).
* Castlevania: Portrait of Ruin — чудища из картин зловещего художника-вампира Браунера могут выходить в реальный мир (а героев, наоборот, может затянуть в эти картины).
* «[[Clive Barker's Undying]]» — нарисованный Аароном монстр появляется в особняке. Возможно, и другие — плод его [[безумный художник|больного воображения]]. С фитильком, так как в одной из записок Отто Кайзингер отмечает, что Аарон лишь очень натурально изображает монстров Онейроса, Вечной Осени и других планов. То есть это скорее творчество, кастующее призыв.
* «[[Clive Barker's Undying]]» — нарисованный Аароном монстр появляется в особняке. Возможно, и другие — плод его [[безумный художник|больного воображения]]. С фитильком, так как в одной из записок Отто Кайзингер отмечает, что Аарон лишь очень натурально изображает монстров Онейроса, Вечной Осени и других планов. То есть это скорее творчество, кастующее призыв.
* [[Тургор]] — педаль в бесконечность. Реальность, отчасти, ''и есть творчество'', так как протагонист попал в мир, где общение, сражения, перемещения и вообще любые действия совершаются и свойства проявляются благодаря ''управлению цветом'', так сказать ''рисованию по реальности''.
* [[Тургор]] — педаль в бесконечность. Реальность, отчасти, ''и есть творчество'', так как протагонист попал в мир, где общение, сражения, перемещения и вообще любые действия совершаются и свойства проявляются благодаря ''управлению цветом'', так сказать ''рисованию по реальности''.
* Remedy Connected Universe или кратко RemedyVerse.
* Alan Wake — писателя настигает сюжет его собственной книги.
** Alan Wake — писателя настигает сюжет его собственной книги.
* Control, DLC AWE — то же самое, но уже сюжет книги Алана Уэйка настигает Джесси
*** В спиноффе «American Nightmare» временный кванк Алана рассекает в виде персонажа сериала-антологии «Night Springs» ([[оммаж]] к «[[Twilight Zone|Сумеречной Зоне]]»), для одной из серий которого Алан написал сценарий.
** Control, DLC AWE — то же самое, но уже сюжет книги Алана Уэйка настигает Джесси.
*** Если точнее, то тут выясняется, что Алан и Томас уже давно пытаются выбраться из проклятого дома, для чего Томас воспользовался созданным ими вместе фильмом, чтобы явиться в мир людей в образе Тома-поэта, протагониста того фильма, а затем, пока его не утянуло обратно, написать поэму, в образе героя которой уже Алан сможет совершить гораздо более масштабную вылазку в реальный мир.
* [[League of Legends]] — бард Сона лечит и баффает союзников, а также калечит и оглушает врагов игрой на волшебной Цитре. Только что не поет — она немая.
* [[League of Legends]] — бард Сона лечит и баффает союзников, а также калечит и оглушает врагов игрой на волшебной Цитре. Только что не поет — она немая.
* [[Okami]]. Именно рисованием мы решаем головоломки.
* [[Okami]]. Именно рисованием мы решаем головоломки.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!