Редактирование: Традиции превыше разума (и не только)/Реальная жизнь

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 84: Строка 84:
** Хаш — кавказский суп из голеней и требухи. которые богатеи выбрасывали, а бедняки подбирали.
** Хаш — кавказский суп из голеней и требухи. которые богатеи выбрасывали, а бедняки подбирали.
** Сборная солянка — в неё идут обрезки мяса и соленья. То же с бигосом — чем больше разнородных мясных ингредиентов, тем вкуснее.
** Сборная солянка — в неё идут обрезки мяса и соленья. То же с бигосом — чем больше разнородных мясных ингредиентов, тем вкуснее.
*** Тут спорно. Современная солянка — потомок средневековой кальи, супа богатого и праздничного, отличавшегося широким набором редких и труднодоступных в те годы ингредиентов и дорогих пряностей. Те же лимоны на Руси в XV веке встречались только солёные — отсюда, кстати, и их роль в солянке. Автор правки как-то взял вместо свежих именно солёные лимоны в солянку — вкус получился куда богаче и интереснее. Да и обрезки от ''нескольких разных'' колбас и копчёностей — уже признак кухни богатого дома или хотя бы трактира/ресторана, где всегда бывают излишки.
*** Тут спорно. Современная солянка — потомок средневековой кальи, супа богатого и праздничного, отличавшегося широким набором редких и труднодоступных в те годы ингредиентов и дорогих пряностей. Те же лимоны на Руси в XV веке встречались только солёные — отсюда, кстати, и их роль в солянке. Автор правки как-то взял вместо свежих именно солёные лимоны в солянку — вкус получился куда богаче и интереснее. Да и обрезки от ''нескольких разных'' колбас и копчёностей — уже признак кухни богатого дома или хотя бы трактира/ресторана, где всегда бывают излишки.
** Сельдь под шубой задумана как дешёвая закуска в пивных из самых доступных ингредиентов.
** Сельдь под шубой задумана как дешёвая закуска в пивных из самых доступных ингредиентов.
** Майонез — по легенде, придуман поваром, который в условиях осады достал солдат яичницей, а в крепости ничего не было, кроме яиц и масла.
** Майонез — по легенде, придуман поваром, который в условиях осады достал солдат яичницей, а в крепости ничего не было, кроме яиц и масла.
** Советский вариант салата оливье на [[рождество|Новый год]], хотя сейчас можно приготовить и что-нибудь другое. В СССР (по крайней мере, в его северной части) ингридиенты для салата оливье были тем немногим, что можно было без проблем достать в СССР зимой.
** Советский вариант салата оливье на [[рождество|Новый год]], хотя сейчас можно приготовить и что-нибудь другое. В СССР (по крайней мере, в его северной части) ингридиенты для салата оливье были тем немногим, что можно было без проблем достать в СССР зимой.
* Когда вся семья должна собираться вместе за трапезой. Тот/та, кто опаздывает — нехороший человек, заставляет остальных либо ждать либо разогревать повторно себе любимому.
* Когда вся семья должна собираться вместе за трапезой. Тот/та, кто опаздывает — нехороший человек, заставляет остальных либо ждать либо разогревать повторно себе любимому.
** Эта традиция вообще [[Старше, чем грязь|пошла с первобытных времён]]. И, кстати, на подсознательном уровне она до сих пор остаётся. иначе откуда у нас такая любовь ходить на природу по шашлычки? Многие социологи и вовсе считают, что семья перестаёт быть семьёй именно в тот момент, когда перестаёт есть вместе: связи нарушаются. Другой вопрос, что ''иногда'' принимать пищу вместе — это здорово и способствует сближению.
** Эта традиция вообще [[Старше, чем грязь| пошла с первобытных времён]]. И, кстати, на подсознательном уровне она до сих пор остаётся. иначе откуда у нас такая любовь ходить на природу по шашлычки? Многие социологи и вовсе считают, что семья перестаёт быть семьёй именно в тот момент, когда перестаёт есть вместе: связи нарушаются. Другой вопрос, что ''иногда'' принимать пищу вместе — это здорово и способствует сближению.
** Это всего лишь правило приличия — дисциплинирует детей. Взрослые, конечно, уже должны есть, когда им захочется. Однако на празднике «День рождения» первым пищу должен отметить сам именинник — это уже традиция.
** Это всего лишь правило приличия — дисциплинирует детей. Взрослые, конечно, уже должны есть, когда им захочется. Однако на празднике «День рождения» первым пищу должен отметить сам именинник — это уже традиция.
* Запасы на зиму. Нет, не того, что вырастил сам, а закупка овощей в магазине/на рынке с последующим закатыванием в банки. Да, конечно в сезон овощи вкуснее, но лучше их съесть сразу же, вместо того, чтобы переводить продукт долгим хранением. А зимой можно покупать консервы и в магазине. [[С прикрученным фитильком]], так как домашние консервы — самостоятельные продукт со своими ценителями, и какие-нибудь огурцы, закатанные по хорошему рецепту, могут ощутимо превосходить промышленно произведенные, как объективно, так и субъективно. [[Обоснование]]: в сезон овощи попросту намного дешевле.
* Запасы на зиму. Нет, не того, что вырастил сам, а закупка овощей в магазине/на рынке с последующим закатыванием в банки. Да, конечно в сезон овощи вкуснее, но лучше их съесть сразу же, вместо того, чтобы переводить продукт долгим хранением. А зимой можно покупать консервы и в магазине. [[С прикрученным фитильком]], так как домашние консервы — самостоятельные продукт со своими ценителями, и какие-нибудь огурцы, закатанные по хорошему рецепту, могут ощутимо превосходить промышленно произведенные, как объективно, так и субъективно. [[Обоснование]]: в сезон овощи попросту намного дешевле.
* Закупка некоторых продуктов впрок с последующим хранением на балконе. Ещё можно понять, когда покупают стиральные порошки в большой таре, потому что так дешевле. Но покупать в современных условиях мешок муки/сахара, или картошки с последующей отбраковкой и выбрасыванием пропавшей? [[Обоснование]]: Мука и сахар хранятся хорошо, для картошки есть хранилище, а цены всё равнотолько растут.
* Закупка некоторых продуктов впрок с последующим хранением на балконе. Ещё можно понять, когда покупают стиральные порошки в большой таре, потому что так дешевле. Но покупать в современных условиях мешок муки/сахара, или картошки с последующей отбраковкой и выбрасыванием пропавшей? [[Обоснование]]: Мука и сахар хранятся хорошо, для картошки есть хранилище, а цены всё равнотолько растут.
* [[Традиционное гостеприимство]] крайне тяжело сочетается с современным ритмом жизни: приехали гости с аула? Бросай все дела (в том числе отпрашивайся с работы, где за опоздание на пять минут ощутимо штрафуют), забивай барана, и встречай дорогих гостей!
* [[Традиционное гостеприимство]] крайне тяжело сочетается с современным ритмом жизни: приехали гости с аула? Бросай все дела (в том числе отпрашивайся с работы, где за опоздание на пять минут ощутимо штрафуют), забивай барана, и встречай дорогих гостей!
** Проблема «современного ритма жизни» тоже произрастает из модных тенденций XIX в., ставших современными традициями: как Бен Франклин сказал «Время — деньги», так многие и приняли его слова за чистую монету. А на деле чаще всего «потратить время» невозможно, поскольку это вовсе не деньги: время, проведённое с гостями и семьёй, ничуть не менее ценно для жизни, чем время, проведённое за работой. Всё чаще говорят о вреде безудержного «трудоголизма» — ведь без досуга, без семьи и друзей человек становится несчастным, а то и вовсе гробит своё здоровье постоянными переработками.
** Проблема «современного ритма жизни» тоже произрастает из модных тенденций XIX в., ставших современными традициями: как Бен Франклин сказал «Время — деньги», так многие и приняли его слова за чистую монету. А на деле чаще всего «потратить время» невозможно, поскольку это вовсе не деньги: время, проведённое с гостями и семьёй, ничуть не менее ценно для жизни, чем время, проведённое за работой. Всё чаще говорят о вреде безудержного «трудоголизма» — ведь без досуга, без семьи и друзей человек становится несчастным.
*** Туда же пословица «делу время, потехе час» — когда она была придумана, «время» и «час» были полными синонимами.
*** Туда же пословица «делу время, потехе час» — когда она была придумана, «время» и «час» были полными синонимами.
**** Придумавший её Государь Царь и Великий Князь <span style="font-variant: small-caps">Алексей Михайлович</span>, страстный поклонник соколиной охоты, вывел её в эпиграф написанному им «Уряднику сокольничьего пути», специально чтобы бояре излишне ''не увлекались''. В смысле, что своё время — государственным делам, а своё время — потехе, например той же охоте, и пренебрегать ни делами, ни развлечениями в ущерб друг другу не стоит.
**** Придумавший её Алексей Михайлович, страстный поклонник соколиной охоты, вывел её в эпиграф написанным им самим правилам охоты, специально чтобы бояре излишне ''не увлекались''. В смысле, что своё время — государственным делам, а своё время — потехе, например той же охоте, и пренебрегать ни делами, ни развлечениями в ущерб друг другу не стоит.
* Работа в офисе по часам, а то и сами офисы, — с серединки на половинку. С одной стороны, ежедневная маятниковая миграция — одна из основных проблем больших городов. С другой — чтобы всем перейти на удалёнку, нужно решить множество оргвопросов, в том числе связанных с традициями и этикетом: например, как определить, что другой работник не сильно занят и с ним можно обсудить какой-то вопрос (в офисе для этого есть курилка/микроволновка/кулер)? Плюс большинство из тех, кто живёт не один, не имеет дома отдельной комнаты под кабинет, а работать когда в любую минуту могут зайти дети, кошки или заехавшая повидаться тёща, мягко говоря некомфортно.
* Работа в офисе по часам, а то и сами офисы, — с серединки на половинку. С одной стороны, ежедневная маятниковая миграция — одна из основных проблем больших городов. С другой — чтобы всем перейти на удалёнку, нужно решить множество оргвопросов, в том числе связанных с традициями и этикетом: например, как определить, что другой работник не сильно занят и с ним можно обсудить какой-то вопрос (в офисе для этого есть курилка/микроволновка/кулер)? Плюс большинство из тех, кто живёт не один, не имеет дома отдельной комнаты под кабинет, а работать когда в любую минуту могут зайти дети, кошки или заехавшая повидаться тёща, мягко говоря некомфортно.
* В Израиле многие репатрианты из бывшего СССР, особенно представители старшего поколения, по старой привычке меняют деньги на доллары и хранят дома наличными. Шекель — не менее стабильная валюта, чем доллар, а израильские банки надёжные. Зачем они это делают? Потому что так привыкли в постсоветском пространстве. И хотя в 1980-е Израиль столкнулся с серьёзной гиперинфляцией, что вынудило правительство перевыпускать валюту, большинство пожилых постсоветских репатриантов приехало в девяностые и позже и потому не застало израильского кризиса.
* В Израиле многие репатрианты из бывшего СССР, особенно представители старшего поколения, по старой привычке меняют деньги на доллары и хранят дома наличными. Шекель — не менее стабильная валюта, чем доллар, а израильские банки надёжные. Зачем они это делают? Потому что так привыкли в постсоветском пространстве. И хотя в 1980-е Израиль столкнулся с серьёзной гиперинфляцией, что вынудило правительство перевыпускать валюту, большинство пожилых постсоветских репатриантов приехало в девяностые и позже и потому не застало израильского кризиса.
* Советская традиция [[Чтобы ты задолбался|вкалывания на даче]] — [[проблема противоположных оценок]]. Хотя, в принципе, чего тут непонятного — если как хобби, то на здоровье, если «потому что так надо» — придурь, если каким-то экономическим вывертом оно реально рентабельно — то по обстоятельствам («на кошках больше заработаю» vs «работу получше поди найди»), остаётся только странный вариант, когда хобби и есть в поддержании традиции (то есть не дача как таковая, а что-то типа [[реконструктор]]а). Впрочем, бывает обоснуй, что «это принудительный способ заставить дышать свежим воздухом и совершать физ. нагрузки».
* Советская традиция [[Чтобы ты задолбался|вкалывания на даче]] — [[проблема противоположных оценок]]. Хотя, в принципе, чего тут непонятного — если как хобби, то на здоровье, если «потому что так надо» — придурь, если каким-то экономическим вывертом оно реально рентабельно — то по обстоятельствам («на кошках больше заработаю» vs «работу получше поди найди»), остаётся только странный вариант, когда хобби и есть в поддержании традиции (т. е. не дача как таковая, а что-то типа [[реконструктор]]а). Впрочем, бывает обоснуй, что «это принудительный способ заставить дышать свежим воздухом и совершать физ. нагрузки».
** Сейчас эта традиция изменяется на «посадим сад на даче — времени на уход за ним меньше, а пользы даже больше».
** Сейчас эта традиция изменяется на «посадим сад на даче — времени на уход за ним меньше, а пользы даже больше».
** А вот английские традиции ухода за живой изгородью перед домом, или американский вариант с [[белый заборчик|белым заборчиком]] и стриженным газоном — не сюда, ибо один неопрятный дом не только портит вид улицы, но и приводит к снижению стоимости жилья в районе. Правда, иногда бывает абсурд, когда у тебя «слишком хорошо и красиво», отчего соседский комитет может потребовать, чтобы было «как у всех».
** А вот английские традиции ухода за живой изгородью перед домом, или американский вариант с [[белый заборчик|белым заборчиком]] и стриженным газоном — не сюда, ибо один неопрятный дом не только портит вид улицы, но и приводит к снижению стоимости жилья в районе. Правда, иногда бывает абсурд, когда у тебя «слишком хорошо и красиво», отчего соседский комитет может потребовать, чтобы было «как у всех».
Строка 111: Строка 111:
** Но всё-таки на некоторое время не дать ребёнку играться с выключателем это помогает. Розетки и выключатели сейчас часто закрывают от детей крышками с защёлкой — это тоже недолго держится, зато всегда можно увидеть, нарушил ли ребёнок правило «не играть с розетками».
** Но всё-таки на некоторое время не дать ребёнку играться с выключателем это помогает. Розетки и выключатели сейчас часто закрывают от детей крышками с защёлкой — это тоже недолго держится, зато всегда можно увидеть, нарушил ли ребёнок правило «не играть с розетками».
** Розетки — одно, а выключатели — другое. Что будет-то, если ребёнок будет играться с выключателем? Ну, надоест ему скоро. И всё.
** Розетки — одно, а выключатели — другое. Что будет-то, если ребёнок будет играться с выключателем? Ну, надоест ему скоро. И всё.
*** Надоест-то ребёнку, а счета за электричество (и за труд электрика, если ребёнок доигрался до короткого замыкания) оплачивать взрослым. То же касается [[умён, как человек|излишне интеллектуальных]] домашних животных.


==== Религия ====
==== Религия ====
Строка 123: Строка 122:
* Одна из версий запрета на свинину в иудаизме и исламе — потому что эти религии зародились в древности в жарких странах, где мясо без холодильников быстро портится, а вот ''признаки'' того, что свинина протухла, появляются заметно позже, чем в случае с какой-нибудь курятиной или говядиной. На аравийской жаре ошибка может быть ой как критична. И плюс свиной цепень для человека намного опаснее, чем бычий. А еще в свиньях есть трихины, тоже порядочная мерзость. В современном мире, когда холодильник доступен практически каждому, традиция себя изжила.
* Одна из версий запрета на свинину в иудаизме и исламе — потому что эти религии зародились в древности в жарких странах, где мясо без холодильников быстро портится, а вот ''признаки'' того, что свинина протухла, появляются заметно позже, чем в случае с какой-нибудь курятиной или говядиной. На аравийской жаре ошибка может быть ой как критична. И плюс свиной цепень для человека намного опаснее, чем бычий. А еще в свиньях есть трихины, тоже порядочная мерзость. В современном мире, когда холодильник доступен практически каждому, традиция себя изжила.
** Другая версия: родина семитов — пустыни и полупустыни, где вода с неба не падает (а если и да, то раз в пятилетку), а значит, источники питьевой воды необычайно ценны. Сами семиты — кочевники-скотоводы (некоторые до сих пор). Свиней разводили оседлые земледельцы и, заняв оазисы, в силу своей многочисленности кочевников успешно отгоняли от воды, чем зарабатывали [[Снобы против жлобов|неимоверно лютую любовь номадов]]. Вот и выходило — сегодня ты свинюшку жрёшь, а завтра племя продаёшь.
** Другая версия: родина семитов — пустыни и полупустыни, где вода с неба не падает (а если и да, то раз в пятилетку), а значит, источники питьевой воды необычайно ценны. Сами семиты — кочевники-скотоводы (некоторые до сих пор). Свиней разводили оседлые земледельцы и, заняв оазисы, в силу своей многочисленности кочевников успешно отгоняли от воды, чем зарабатывали [[Снобы против жлобов|неимоверно лютую любовь номадов]]. Вот и выходило — сегодня ты свинюшку жрёшь, а завтра племя продаёшь.
** Третья: в «Толковой Библии»<ref>В смысле — поясняющей, как толковый словарь</ref> Лопухина дается версия, что свинья была культовым животным в Египте (связана с богом Сетом, у которого даже в самой Та-Кемет репутация [[Боги — сволочи|была]] [[трикстер|ещё]] [[сатанинский архетип|та]]). Чтобы иудеи могли максимально отмежеваться от египтян после Исхода, свинья и была объявлена нечистой. Что, кстати, согласуется с предыдущей версией: оазисное земледелие в Египте было развито.
** Третья: в «Толковой Библии»<ref>в смысле — поясняющей, как толковый словарь</ref> Лопухина дается версия, что свинья была культовым животным в Египте (связана с богом Сетом, у которого даже в самой Та-Кемет репутация [[Боги — сволочи|была]] [[трикстер|ещё]] [[сатанинский архетип|та]]). Чтобы иудеи могли максимально отмежеваться от египтян после Исхода, свинья и была объявлена нечистой. Что, кстати, согласуется с предыдущей версией: оазисное земледелие в Египте было развито.
** Кстати, вьетнамцы едят протухшую свинину [[:w:en:Som moo]], которую специально оставляют тухнуть на жаре. Так что более правдоподобно объяснение про шистосомоз у местных свиней.
** Кстати, вьетнамцы едят протухшую свинину [[:w:en:Som moo]], которую специально оставляют тухнуть на жаре. Так что более правдоподобно объяснение про шистосомоз у местных свиней.
*** Есть и такое объяснение — свинина похожа на вкус на человечину, вот ее и запретили, чтобы не было соблазна. Автор правки не выносит шуток про страх евреев перед свининой, потому что сам до потери пульса боится оскверниться собачатиной.
*** Есть и такое объяснение — свинина похожа на вкус на человечину, вот ее и запретили, чтобы не было соблазна. Автор правки не выносит шуток про страх евреев перед свининой, потому что сам до потери пульса боится оскверниться собачатиной.
**** Разумеется, «оскверниться» традиционными блюдами из собачатины невозможно: во всех культурах, которые едят собак, блюда из собачатины несут ритуальный смысл, подаются по особым поводам, и тайком вас ими точно никто не накормит. Опасения скорее могут быть связаны с [[Крысбургеры|той самой шаурмой, которая то ли гавкала, то ли мяукала, то ли документы спрашивала]]… Что момент довольно спорный: с одной стороны, это еще не худшее, что могут учудить уличные торговцы, с другой — есть сомнения в рентабельности закупки мяса через живодерню. Как минимум, случаи с продажей в пищу менее экзотического, но так же разрешённого не во всякой религии мяса история знает (тут приводили в пример историю с забоем на мясо отработавших свое ишаков в мусульманском Узбекистане). Но нежелание есть мясо непонятного происхождения, явно полученное с нарушением технологии — в общем-то, не сабж: таким можно не только оскверниться, но и [[Несовместимое с жизнью чревоугодие|травануться]] или [[Справочник автора/Теория эволюции/Паразиты|заполучить новых соседей]].
**** Разумеется, «оскверниться» традиционными блюдами из собачатины невозможно: во всех культурах, которые едят собак, блюда из собачатины несут ритуальный смысл, подаются по особым поводам, и тайком вас ими точно никто не накормит. Опасения скорее могут быть связаны с [[Крысбургеры|той самой шаурмой, которая то-ли гавкала, то-ли мяукала, то-ли про документы спрашивала]]… Что момент довольно спорный: с одной стороны, это еще не худшее, что могут учудить уличные торговцы, с другой — есть сомнения в рентабельности закупки мяса через живодерню. Как минимум, случаи с продажей в пищу менее экзотического, но так-же разрешенного не во всякой религии мяса история знает (тут приводили в пример историю с забоем на мясо отработавших свое ишаков в мусульманском Узбекистане). Но нежелание есть мясо непонятного происхождения, явно полученное с нарушением технологии — в общем-то, не сабж: таким можно не только оскверниться, но и [[Несовместимое с жизнью чревоугодие|травануться]] или [[Справочник автора/Теория эволюции/Паразиты|заполучить новых соседей]].
** Ну и ещё одно. Во многих племенах скотоводов существуют ритуальные запреты употреблять в пищу животных, кроме тех, которых они пасут (в случае иудаизма — в пищу разрешены только парнокопытные). Чтобы духи-покровители стада не обиделись и не оставили стадо без своей защиты. Кстати, к той же категории табу относятся и запреты смешивать в одном блюде либо мясное с молочным, либо мясное с растительным. В Африке и тому и другому примеров тьма (больше нигде кочевых скотоводов, живущих на уровне родоплеменного строя, у нас на планете не сохранилось). Просто иудаизм, как предельно консервативная религия, бережно донёс до нас эти запреты из какого там века до нашей эры.
** Ну и ещё одно. Во многих племенах скотоводов существуют ритуальные запреты употреблять в пищу животных, кроме тех, которых они пасут (в случае иудаизма — в пищу разрешены только парнокопытные). Чтобы духи-покровители стада не обиделись и не оставили стадо без своей защиты. Кстати, к той же категории табу относятся и запреты смешивать в одном блюде либо мясное с молочным, либо мясное с растительным. В Африке и тому и другому примеров тьма (больше нигде кочевых скотоводов, живущих на уровне родоплеменного строя, у нас на планете не сохранилось). Просто иудаизм, как предельно консервативная религия, бережно донёс до нас эти запреты из какого там века до нашей эры.
* Исламская традиция ставить при мечети минареты и транслировать с них призыв муэдзина. Когда-то это имело смысл (если, конечно, считать, что религии и молитвы в принципе имеют смысл), поскольку способов более-менее точно измерять время было мало и все они были станционарными, в виде песочных, солнечных или водяных часов, а способов надёжно оповестить всё население в какой-то местности, кроме громких звуков, не было вовсе. Сейчас у каждого в кармане лежит устройство, содержащее, в том числе, и часы, на много порядков более точные, чем любые из доступных в средневековой Аравии, а также позволяющее настроить оповещение на любое угодное время. Хватает и специализированных приложений для мусульман с расписанием чего угодно, а уж организовать рассылку — проще простого. Так что вопли муэдзина способствуют разве что [[сарказм|росту симпатий]] со стороны жителей окрестных от мечети домов к посетителям этого заведения. Но увы, традиция прописана как хоть и не обязательная, но желательная.
* Исламская традиция ставить при мечети минареты и транслировать с них призыв муэдзина. Когда-то это имело смысл (если, конечно, считать, что религии и молитвы в принципе имеют смысл), поскольку способов более-менее точно измерять время было мало и все они были станционарными, в виде песочных, солнечных или водяных часов, а способов надёжно оповестить всё население в какой-то местности, кроме громких звуков, не было вовсе. Сейчас у каждого в кармане лежит устройство, содержащее, в том числе, и часы, на много порядков более точные, чем любые из доступных в средневековой Аравии, а также позволяющее настроить оповещение на любое угодное время. Хватает и специализированных приложений для мусульман с расписанием чего угодно, а уж организовать рассылку — проще простого. Так что вопли муэдзина способствуют разве что [[сарказм|росту симпатий]] со стороны жителей окрестных от мечети домов к посетителям этого заведения. Но увы, традиция прописана как хоть и не обязательная, но желательная.
Строка 164: Строка 163:
* Имперская система мер — футы, мили и прочие дюймы с галлонами и бушелями вместо метрической. И вообще традиционные системы с не кратными друг другу величинами. Нет, у этого явления есть и некоторая рациональная сторона: если уже есть огромное количество карт, приборов и устройств, промаркированных в одной системе, то быстрый переход на другую, даже более рациональную и удобную, будет стоить совершенно невменяемых денег. Однако постепенный переход вполне возможен. В большинстве стран от традиционных систем мер давно отказались и во многом такие системы сохраняются лишь из иррациональной любви к традициям.
* Имперская система мер — футы, мили и прочие дюймы с галлонами и бушелями вместо метрической. И вообще традиционные системы с не кратными друг другу величинами. Нет, у этого явления есть и некоторая рациональная сторона: если уже есть огромное количество карт, приборов и устройств, промаркированных в одной системе, то быстрый переход на другую, даже более рациональную и удобную, будет стоить совершенно невменяемых денег. Однако постепенный переход вполне возможен. В большинстве стран от традиционных систем мер давно отказались и во многом такие системы сохраняются лишь из иррациональной любви к традициям.
** В качестве компромисса замена традиционных фунтов и дюймов на метрические фунты и дюймы. Так что новый фунт равен не 0,45359237… кг, а ровно 0.5 кг, и новый дюйм не 25,399931… ми, а ровно 25 мм.
** В качестве компромисса замена традиционных фунтов и дюймов на метрические фунты и дюймы. Так что новый фунт равен не 0,45359237… кг, а ровно 0.5 кг, и новый дюйм не 25,399931… ми, а ровно 25 мм.
** Единственное преимущество (и одновременно главный недостаток) имперской системы мер — б'''о'''льшая сложность в копировании изделий и технологий.
* Пережитки древнешумерской двенадцатиричной системы счисления при подсчёте времени и углов. Попытки перехода в метрическую систему (в сутках 10 часов, 1000 минут, 100000 секунд, в круге 400 градов) предпринимались ещё в 18 веке, но воз и ныне там.
* Пережитки древнешумерской двенадцатеричной системы счисления при подсчёте времени и углов. Попытки перехода в метрическую систему (в сутках 10 часов, 1000 минут, 100000 секунд, в круге 400 градов) предпринимались ещё в 18 веке, но воз и ныне там.
** В защиту шестидесятеричной системы говорит тот факт, что число 24 делится нацело на 2,3,4,6,8 и 12; число 60 — на 2,3,4,5,6,10,12,15,20 и 30; у числа 360 и вовсе 24 различных делителя. Это удобно для многих операций равного деления временных и угловых промежутков. Например, 24 часа легко делится на 2 смены по 12 часов, 3 смены по 8 часов, 4 по 6 часов и т. д. И да, морская миля (1852 метра) — это фактически 1 угловая минута (1/21600) земной окружности по любому меридиану или экватору (погрешность на форму земли — ±8 метров).
** В защиту шестидесятеричной системы говорит тот факт, что число 24 делится нацело на 2,3,4,6,8 и 12; число 60 — на 2,3,4,5,6,10,12,15,20 и 30; у числа 360 и вовсе 24 различных делителя. Это удобно для многих операций равного деления временных и угловых промежутков. Например, 24 часа легко делится на 2 смены по 12 часов, 3 смены по 8 часов, 4 по 6 часов и т. д. И да, морская миля (1852 метра) — это фактически 1 угловая минута (1/21600) земной окружности по любому меридиану или экватору (погрешность на форму земли — ±8 метров).
* Календарь. Давайте будем костылями фиксить ещё дохристианскую разработку, когда даже у некоторых индейцев были более точные системы! Ну и исторические примеры нежелания переходить на юлианский/григорианский календарь.
* Календарь. Давайте будем костылями фиксить ещё дохристианскую разработку, когда даже у некоторых индейцев были более точные системы! Ну и исторические примеры нежелания переходить на юлианский/григорианский календарь.
Строка 175: Строка 173:
** Семь цветов в радуге действительно можно насчитать, но ОЧЕНЬ редко (автор этой правки за свои три с лишним десятка лет видел такую всего один раз — осенью 2020), в основном радуги трёхцветные. По Перельману — иногда четырёхцветные, а порой с белой полосой.
** Семь цветов в радуге действительно можно насчитать, но ОЧЕНЬ редко (автор этой правки за свои три с лишним десятка лет видел такую всего один раз — осенью 2020), в основном радуги трёхцветные. По Перельману — иногда четырёхцветные, а порой с белой полосой.
** Ньютон отталкивался не от естественной радуги, а от разложения луча белого света треугольной призмой. А там всё зависит от конкретной конфигурации оптической системы. Но в целом, наверное, разложение призмой в лаборатории почётче чем случайно льющейся водой.
** Ньютон отталкивался не от естественной радуги, а от разложения луча белого света треугольной призмой. А там всё зависит от конкретной конфигурации оптической системы. Но в целом, наверное, разложение призмой в лаборатории почётче чем случайно льющейся водой.
** Вопрос в конкретных исторических традициях. На [[Богатыри и чудища лесные|древней Руси]] в радуге видели четыре цвета, на большей части Европы не выделяют голубой, [[китай]]цы считают зелёный оттенком синего, [[США|штатовцы]] не разделяют красный и оранжевый, [[Арктика|эскимосы]] могут разделять десяток оттенков белого, но не выделять зелёный и жёлтый. И т. д. и т. п.
** Вопрос в конкретных исторических традициях. На [[Богатыри и чудища лесные|древней Руси]] в радуге видели четыре цвета, на большей части Европы не выделяют голубой, [[китай]]цы считают зелёный оттенком синего, [[США|штатовцы]] не разделяют красный и оранжевый, [[Арктика|эскимосы]] могут разделять десяток оттенков белого, но не выделять зелёный и жёлтый. И т. д. и т. п.
* Римские цифры. С тех пор, как Леонардо Пизанский познакомил Европу с позиционной системой счисления (а это было аж в <s>XIII</s> 13 веке), эти неуклюжие знаки лишь по традиции используются в обозначениях, скажем, веков или порядковых номеров всяких там королей, сессий и съездов. Хотя в некоторых случаях от них есть толк: скажем, традиция записывать дату в формате 08.IX.2020 позволяет избавиться от неоднозначности: «это восьмое сентября или девятое августа?» И, кстати, есть ещё такая вполне веская причина, как декоративные соображения.
* Римские цифры. С тех пор, как Леонардо Пизанский познакомил Европу с позиционной системой счисления (а это было аж в <s>XIII</s> 13 веке), эти неуклюжие знаки лишь по традиции используются в обозначениях, скажем, веков или порядковых номеров всяких там королей, сессий и съездов. Хотя в некоторых случаях от них есть толк: скажем, традиция записывать дату в формате 08.IX.2020 позволяет избавиться от неоднозначности: «это восьмое сентября или девятое августа?» И, кстати, есть ещё такая вполне веская причина, как декоративные соображения.
* И, кстати, по поводу предыдущего пункта: в большинстве стран принят формат «число-месяц-год», но [[Капитан Пиндостан|кое-кто]] упрямо держится за привычные «месяц-число-год», какие бы недопонимания и неудобства это ни вызывало.
* И, кстати, по поводу предыдущего пункта: в большинстве стран принят формат «число-месяц-год», но [[Капитан Пиндостан|кое-кто]] упрямо держится за привычные «месяц-число-год», какие бы недопонимания и неудобства это ни вызывало.
** Система «месяц-число» была бы логичнее, чем «число-месяц», если бы год писался первым, по убывающей: количество столетий, количество лет в рамках века, номер месяца, число, но не в существующей ныне форме. Причём [https://ru.wikipedia.org/wiki/ISO_8601 стандарт ISO 8601] предлагает именно такой вариант, чрезвычайно удобный для использования в компьютерных системах — при этом строковые представления даты и времени (для дат одной эры и при фиксированном часовом поясе, но под это требование подпадает подавляющее большинство практических задач) оказываются упорядочены естественным путём, — и вполне читабельный «на глаз», но кое-где всё равно ещё сохраняются устаревшие форматы.
** Система «месяц-число» была бы логичнее, чем «число-месяц», если бы год писался первым, по убывающей: количество столетий, количество лет в рамках века, номер месяца, число, но не в существующей ныне форме. Причём [https://ru.wikipedia.org/wiki/ISO_8601 стандарт ISO 8601] предлагает именно такой вариант, чрезвычайно удобный для использования в компьютерных системах — при этом строковые представления даты и времени (для дат одной эры и при фиксированном часовом поясе, но под это требование подпадает подавляющее большинство практических задач) оказываются упорядочены естественным путём, — и вполне читабельный «на глаз», но кое-где всё равно ещё сохраняются устаревшие форматы.
** Азиаты так и пишут, внося ещё больше путаницы.
** Азиаты так и пишут, внося ещё больше путаницы.
* Довольно неэргономичная раскладка клавиатуры QWERTY, тянущаяся со второй половины XIX века. На самом деле, штука вполне продуманная и обоснованная, вот только затачивалась не под удобство пользователя, а под удобство работы механизмов пишущей машинки (и не только механизмов: например, даже неопытный продавец мог довольно быстро напечатать слово {{перевод|Typewriter|пишущая машинка}}, используя только буквы из верхнего ряда). Даже отсутствие цифры «1» (в старых «Ремингтонах» для упрощения и удешевления механики заменялась заглавной «I») на некоторых устройствах сохранилось до 1970-х годов.
* Довольно неэргономичная раскладка клавиатуры QWERTY, тянущаяся со второй половины XIX века. На самом деле, штука вполне продуманная и обоснованная, вот только затачивалась не под удобство пользователя, а под удобство работы механизмов пишущей машинки (и не только механизмов: например, даже неопытный продавец мог довольно быстро напечатать слово {{перевод|Typewriter|пишущая машинка}}, используя только буквы из верхнего ряда). Даже отсутствие цифры «1» (в старых «Ремингтонах» для упрощения и удешевления механики заменялась заглавной «I») на некоторых устройствах сохранилось до 1970-х годов.
* Консервирование архаичной грамматической нормы: «кофе» мужского рода. Грубо говоря, «кофе» это упрощенная форма устаревшего слова «кофий», которое как раз явно мужского рода да и ещё склоняется. Однако в любом случае проблемы с подобными словами это не решает.
* Консервирование архаичной грамматической нормы: «кофе» мужского рода. Грубо говоря, «кофе» это упрощенная форма устаревшего слова «кофий», которое как раз явно мужского рода да и ещё склоняется. Однако в любом случае проблемы с подобными словами это не решает.
** Что особенно смешно, учитывая, что в архаичной норма «кофе» — как раз среднего рода (что подтвердит, к примеру, Карамзин, да и весь Национальный корпус русского языка).
** Что особенно смешно, учитывая, что в архаичной норма «кофе» — как раз среднего рода (что подтвердит, к примеру, Карамзин, да и весь Национальный корпус русского языка).

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблоны, используемые на этой странице: