Редактирование: Трудно быть богом

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 277: Строка 277:
* [[Ай, молодца!]] вплоть до [[Что за идиот!]]:
* [[Ай, молодца!]] вплоть до [[Что за идиот!]]:
** [[Караул, спасают!]]. Дон Гуг спас ученого доктора Будаха от немилости герцога Ируканского, организовав ему эвакуацию… в мракобесный Арканар, про который Румата уже несколько лет криком кричит, что там все плохо и откуда он сам вынужден вывозить ученых, спасая их от расправы. При этом дон Гуг не стал сопровождать подопечного сам, а отправил с ним какого-то наёмника, который бесследно исчез на полпути вместе с ученым при пересечении границы. Хотя дон Гуг вполне мог довезти его до Икающего Леса и вертолетом переправить в либеральный Соан, что в конечном счете и было сделано.
** [[Караул, спасают!]]. Дон Гуг спас ученого доктора Будаха от немилости герцога Ируканского, организовав ему эвакуацию… в мракобесный Арканар, про который Румата уже несколько лет криком кричит, что там все плохо и откуда он сам вынужден вывозить ученых, спасая их от расправы. При этом дон Гуг не стал сопровождать подопечного сам, а отправил с ним какого-то наёмника, который бесследно исчез на полпути вместе с ученым при пересечении границы. Хотя дон Гуг вполне мог довезти его до Икающего Леса и вертолетом переправить в либеральный Соан, что в конечном счете и было сделано.
** Сам Румата тоже хорош. Он ищет Будаха, понятия не имея, как тот выглядит — хотя все земляне носят на лбу телепередающее устройство, и дон Гуг легко мог бы снабдить друга и коллегу портретом. Потом узнаёт, что тот арестован, и, пытаясь спасти Будаха, при всем королевском дворе требует от дона Рэбы привести того для излечения короля. Рэба пользуется этим, чтобы подсунуть королю самозванца и [[Отрава|отравить его величество]], устроив в стране кровавый переворот и организовав аннексию Арканара мракобесной теократией (в чём, возможно, и был [[хитрый план]]). Нота бене: операция по спасению Будаха организована спецслужбой с Земли, со всеми техническими возможностями XXII в. — но при этом герой не знает Будаха в лицо, коллега ни разу не показывал ему фотографий.
** Сам Румата тоже хорош. Он ищет Будаха, понятия не имея, как тот выглядит — хотя все земляне носят на лбу телепередающее устройство, и дон Гуг легко мог бы снабдить друга и коллегу портретом. Потом узнаёт, что тот арестован, и, пытаясь спасти Будаха, при всем королевском дворе требует от дона Рэбы привести того для излечения короля. Рэба пользуется этим, чтобы подсунуть королю самозванца и [[Отрава|отравить его величество]], устроив в стране кровавый переворот и организовав аннексию Арканара мракобесной теократией (в чём, возможно, и был [[хитрый план]]). Нота бене: операция по спасению Будаха организована спецслужбой с Земли, со всеми техническими возможностями XXII в. но при этом герой не знает Будаха в лицо, коллега ни разу не показывал ему фотографий.
*** Это еще можно списать на [[Датировка по электронике|время написания романа — просто не предположили]], что фотография может легко быть получена и передана в электронном виде. А вот почему Румата за все время никак не озаботился лечением короля? Король хроник, и наверняка у землян есть средства значительно облегчить его страдания. Румата смотрит на это и ни сам не пытается предложить королю чудесный эликсир из дальних стран, ни подпихнуть местного лекаря, которого предварительно накачал соответствующими снадобьями, визуально похожими на местную медицину (щедро добавить нимесулид в колдовское зелье из крылышек летучих мышей и т. д.). Через это можно было бы чисто гуманистически помочь страдающему человеку и заметно повысить свой вес при дворе (см. Распутин). Никаких попыток, при том, что эта схема проворачивается как экспромт и, о чудо, легко осуществляется — король допускает к себе лекаря и принимает его снадобья, только лекарь не тот и снадобья подготовлены не Руматой.
*** Это еще можно списать на [[Датировка по электронике|время написания романа — просто не предположили]], что фотография может легко быть получена и передана в электронном виде. А вот почему Румата за все время никак не озаботился лечением короля? Король хроник, и наверняка у землян есть средства значительно облегчить его страдания. Румата смотрит на это и ни сам не пытается предложить королю чудесный эликсир из дальних стран, ни подпихнуть местного лекаря, которого предварительно накачал соответствующими снадобьями, визуально похожими на местную медицину (щедро добавить нимесулид в колдовское зелье из крылышек летучих мышей и т. д.). Через это можно было бы чисто гуманистически помочь страдающему человеку и заметно повысить свой вес при дворе (см. Распутин). Никаких попыток, при том, что эта схема проворачивается как экспромт и, о чудо, легко осуществляется — король допускает к себе лекаря и принимает его снадобья, только лекарь не тот и снадобья подготовлены не Руматой.
** В защиту землян можно сказать то, что Земля уже давно живёт при коммунизме и полностью утратила хватку в играх престолов. (Румата шутит, что историкам-наблюдателям надо бы изучать в институте искусство феодальной интриги, а успеваемость оценивать в децирэбах, то есть в десятых долях от такового искусства дона Рэбы. И даже такие единицы по размышлению он полагает слишком большими!) Агенты-наблюдатели — учёные, изучающие закономерности истории, а не спецслужбисты. Но даже учёный должен понимать, что с портретом человека опознать куда легче, нежели без портрета.
** В защиту землян можно сказать то, что Земля уже давно живёт при коммунизме и полностью утратила хватку в играх престолов. (Румата шутит, что историкам-наблюдателям надо бы изучать в институте искусство феодальной интриги, а успеваемость оценивать в децирэбах, то есть в десятых долях от такового искусства дона Рэбы. И даже такие единицы по размышлению он полагает слишком большими!) Агенты-наблюдатели — учёные, изучающие закономерности истории, а не спецслужбисты. Но даже учёный должен понимать, что с портретом человека опознать куда легче, нежели без портрета.
* [[Ай, молодца, злодей!]] — дон Рэба в финале. Вычислил, что у потенциально опаснейшего противника (да ещё, похоже, то ли демона, то ли колдуна-демонолога) есть один дорогой ему человек… и решил грубо взять этого человека в заложники, да ещё и прислал, мягко говоря, не самых сообразительных исполнителей. Получилось… очень кроваво.
* [[Ай, молодца, злодей!]] дон Рэба в финале. Вычислил, что у потенциально опаснейшего противника (да ещё, похоже, то ли демона, то ли колдуна-демонолога) есть один дорогой ему человек… и решил грубо взять этого человека в заложники, да ещё и прислал, мягко говоря, не самых сообразительных исполнителей. Получилось… очень кроваво.
** Вдобавок, картина не складывается: в книге очень красочно и недвусмысленно описывается, что в Киру всадили сразу '''два''' арбалетных болта. Интересно, авторы (и читатели тоже) были в курсе, что арбалет штука мощная, но при этом он довольно тяжёлый, на боевой взвод ставится вовсе не мгновенно и уж точно не способен стрелять очередями?! Следовательно, окошко второго этажа должны были бы держать на прицеле сразу '''два''' снайпера, выстреливших в нужный момент одновременно! Это куда больше похоже, прямо сказать, на «ликвидацию», чем на «захват заложника». И ликвидировать должны были всяко не дона Румату, которого, по идее, дома в тот вечер вообще не должно было быть (никто в Арканаре не мог бы предположить его быстрое возвращение на вертолёте).
** Вдобавок, картина не складывается: в книге очень красочно и недвусмысленно описывается, что в Киру всадили сразу '''два''' арбалетных болта. Интересно, авторы (и читатели тоже) были в курсе, что арбалет штука мощная, но при этом он довольно тяжёлый, на боевой взвод ставится вовсе не мгновенно и уж точно не способен стрелять очередями?! Следовательно, окошко второго этажа должны были бы держать на прицеле сразу '''два''' снайпера, выстреливших в нужный момент одновременно! Это куда больше похоже, прямо сказать, на «ликвидацию», чем на «захват заложника». И ликвидировать должны были всяко не дона Румату, которого, по идее, дома в тот вечер вообще не должно было быть (никто в Арканаре не мог бы предположить его быстрое возвращение на вертолёте).
*** А несколько арбалетчиков не могли запаниковать и начать стрелять по мелькнувшему в окне силуэту?
*** А несколько арбалетчиков не могли запаниковать и начать стрелять по мелькнувшему в окне силуэту?
**** Арбалет — не короткоствол, навскидку из него палить не выйдет. Это уж если не говорить о том, что никто не стал бы тащить [[арбалетчик]]ов на ночную операцию по захвату заложника. Вот нафига в городе арбалеты? От внезапного нападения из-за угла отстреливаться не получится, в потасовке внутри средневекового дома он тем более бесполезен. Единственное, что гипотетические арбалетчики могли в описанной диспозиции делать это взять на прицел окно и ждать… но чего? Убийства же, вроде как, не предполагалось?
**** Арбалет — не короткоствол, навскидку из него палить не выйдет. Это уж если не говорить о том, что никто не стал бы тащить [[Арбалетчик|арбалетчиков]] на ночную операцию по захвату заложника. Вот нафига в городе арбалеты? От внезапного нападения из-за угла отстреливаться не получится, в потасовке внутри средневекового дома он тем более бесполезен. Единственное, что гипотетические арбалетчики могли в описанной диспозиции делать это взять на прицел окно и ждать… но чего? Убийства же, вроде как, не предполагалось?
*** Описанной картине куда лучше соответствует фанатская догадка (к которой вполне благосклонно отнёсся сам Борис Натанович), согласно которой некий деятель (конкретно — {{spoiler|Арата Горбатый}}) решил разыграть лжедемона втёмную и натравить его на дона Рэбу. Орден и сам дон Рэба вообще не имели никакого отношения к нападению на особняк Руматы… очевидно, что немного раньше Рэба попросту испугался, пообщавшись с Руматой лично. Испугался настолько, что отпустил благородного дона на свободу прямо из когтей, хотя сделать с ним в тот момент мог всё, что угодно. Буквально сразу после этого идти на резкое обострение отношений, захватывать заложника… это вообще ничем не обосновано!
*** Описанной картине куда лучше соответствует фанатская догадка (к которой вполне благосклонно отнёсся сам Борис Натанович), согласно которой некий деятель (конкретно — {{spoiler|Арата Горбатый}}) решил разыграть лжедемона втёмную и натравить его на дона Рэбу. Орден и сам дон Рэба вообще не имели никакого отношения к нападению на особняк Руматы… очевидно, что немного раньше Рэба попросту испугался, пообщавшись с Руматой лично. Испугался настолько, что отпустил благородного дона на свободу прямо из когтей, хотя сделать с ним в тот момент мог всё, что угодно. Буквально сразу после этого идти на резкое обострение отношений, захватывать заложника… это вообще ничем не обосновано!
** Менее очевидный, но зато оглушительный ляп дона Рэбы — весь эпизод с предъявлением королю «лже-Будаха» с отравой вместо лекарства, притом на глазах у множества людей, включая и Румату. Да, интрига прокатила, но пяти минут подумать достаточно для понимания того, что в тот момент Рэба '''очень сильно''' рисковал провалить одним махом всю «многоходовочку». Предположим, что внезапный демарш Руматы стал для него полной неожиданностью, тогда Рэба должен был бы наскоро оценить возможность того, что Румата знает Будаха в лицо, как довольно высокую… и тогда весь спектакль с подставным лекарем оказывается полной глупостью. Если же Рэба уже знает, что Будаха должен был встретить именно дон Румата (Будах на допросе рассказал), то для него вероятность того, что внешность лекаря Румате знакома оказывается ещё выше! Да почти стопроцентной: пусть даже в описанном мире живописные портреты пока ещё редкая диковина для королей и аристократов, но уж словесные-то описания внешности никто не отменял, а подставной лекарь не был похож на подлинного Будаха от слова «совсем»! То есть, поступок Рэбы, поданный авторами как хитрая до гениальности импровизация, на поверку оказывается отчаянным ходом «ва-банк», «пан или пропал»! Но необходимости в таком риске вовсе не было, вот в чём вся штука! Куда разумней было бы под любым предлогом постараться замять инцидент, получить отсрочку, разобраться в спокойной обстановке и соответственно скорректировать планы.
** Менее очевидный, но зато оглушительный ляп дона Рэбы — весь эпизод с предъявлением королю «лже-Будаха» с отравой вместо лекарства, притом на глазах у множества людей, включая и Румату. Да, интрига прокатила, но пяти минут подумать достаточно для понимания того, что в тот момент Рэба '''очень сильно''' рисковал провалить одним махом всю «многоходовочку». Предположим, что внезапный демарш Руматы стал для него полной неожиданностью, тогда Рэба должен был бы наскоро оценить возможность того, что Румата знает Будаха в лицо, как довольно высокую… и тогда весь спектакль с подставным лекарем оказывается полной глупостью. Если же Рэба уже знает, что Будаха должен был встретить именно дон Румата (Будах на допросе рассказал), то для него вероятность того, что внешность лекаря Румате знакома оказывается ещё выше! Да почти стопроцентной: пусть даже в описанном мире живописные портреты пока ещё редкая диковина для королей и аристократов, но уж словесные-то описания внешности никто не отменял, а подставной лекарь не был похож на подлинного Будаха от слова «совсем»! То есть, поступок Рэбы, поданный авторами как хитрая до гениальности импровизация, на поверку оказывается отчаянным ходом «ва-банк», «пан или пропал»! Но необходимости в таком риске вовсе не было, вот в чём вся штука! Куда разумней было бы под любым предлогом постараться замять инцидент, получить отсрочку, разобраться в спокойной обстановке и соответственно скорректировать планы.
*** Это если он не воспринял демарш Руматы как открытое объявление войны. Не исключено, что своим ходом Румата как раз и спровоцировал вторжение Ордена там и тогда, а не, скажем, через несколько месяцев. Помним, что до этого Румата действовал более или менее скрытно.
*** Это если он не воспринял демарш Руматы как открытое объявление войны. Не исключено, что своим ходом Румата как раз и спровоцировал вторжение Ордена там и тогда, а не, скажем, через несколько месяцев. Помним, что до этого Румата действовал более или менее скрытно.
* [[Аллюзия]]:
* [[Аллюзия]]:
** «— Я не могу месяц подряд спать на одних и тех же простынях. — Его величество по полгода спят и не жалуются…» — отсылка к протёртым простыням, на которых спал [[король-ребёнок|юный король]] Людовик XIV в романе А. Дюма «[[Три мушкетёра|Двадцать лет спустя]]».
** «— Я не могу месяц подряд спать на одних и тех же простынях. Его величество по полгода спят и не жалуются…» — отсылка к протёртым простыням, на которых спал [[король-ребёнок|юный король]] Людовик XIV в романе А. Дюма «[[Три мушкетёра|Двадцать лет спустя]]».
** «В тесных коридорах [дворца] сталкивались подвыпившие гвардейцы, охранявшие особу короля, и подвыпившие штурмовики, охранявшие министерство. Резались отчаянно, а удовлетворившись, расходились, унося раненых» — отсылка к постоянным дуэлям мушкетёров короля и гвардейцев кардинала у него же.
** «В тесных коридорах [дворца] сталкивались подвыпившие гвардейцы, охранявшие особу короля, и подвыпившие штурмовики, охранявшие министерство. Резались отчаянно, а удовлетворившись, расходились, унося раненых» — отсылка к постоянным дуэлям мушкетёров короля и гвардейцев кардинала у него же.
** «— Легко и сладостно говорить правду в лицо королю, — сипло проговорил он» — отсылка к «[[Мастер и Маргарита]]»: «Правду говорить легко и приятно».
** «— Легко и сладостно говорить правду в лицо королю, сипло проговорил он» — отсылка к «[[Мастер и Маргарита]]»: «Правду говорить легко и приятно».
** «Одна из Мертвожорок, Висельников, Ограбиловок», хутора Смердуны — отсылка к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: «Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож».
** «Одна из Мертвожорок, Висельников, Ограбиловок», хутора Смердуны — отсылка к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: «Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож».
** Кир Булычев, «Подземелье ведьм». «— Опасно быть богом… — Опасно полагать себя богом, — поправил Андрея Жан». Повесть тоже посвящена контакту землян будущего с более примитивной цивилизацией, на этот раз — с [[дикарь|дикарями]]. И тоже земляне терпят поражение… хотя, вероятно, временное. [[Джентльмен и прекрасная дикарка|Роман с аборигенкой]] в наличии.
** Кир Булычев, «Подземелье ведьм». «— Опасно быть богом… — Опасно полагать себя богом, поправил Андрея Жан». Повесть тоже посвящена контакту землян будущего с более примитивной цивилизацией, на этот раз — с [[дикарь|дикарями]]. И тоже земляне терпят поражение… хотя, вероятно, временное. [[Джентльмен и прекрасная дикарка|Роман с аборигенкой]] в наличии.
** «При виде убийцы его величество приподнялся на ложе, заслонив собою прекрасную дону Мидару, и произнес исторические слова: „Пшел вон, мерзавец!“» Напоминает: «Великая и страшная императрица (точнее, единственный в истории Китая [[король-женщина|император женского пола]], ибо коронована была мужским титулом) [[w:У Цзэтянь|У Цзэтянь]] (624—705) была свергнута посреди ночи бывшими соратниками, всем ей обязанными. Вышла в коридор, обругала неблагодарных мерзавцев последними словами и невозмутимо удалилась обратно в кровать».
** «При виде убийцы его величество приподнялся на ложе, заслонив собою прекрасную дону Мидару, и произнес исторические слова: „Пшел вон, мерзавец!“» Напоминает: «Великая и страшная императрица (точнее, единственный в истории Китая [[король-женщина|император женского пола]], ибо коронована была мужским титулом) [[w:У Цзэтянь|У Цзэтянь]] (624—705) была свергнута посреди ночи бывшими соратниками, всем ей обязанными. Вышла в коридор, обругала неблагодарных мерзавцев последними словами и невозмутимо удалилась обратно в кровать».
** [[Крапивинские мальчики|В. Крапивин]], «Острова и капитаны». {{q|pre=1|
** [[Крапивинские мальчики|В. Крапивин]], «Острова и капитаны». {{q|pre=1|
Строка 299: Строка 299:
— Да что вы! [[Именно то, что написано на упаковке|Совсем наоборот, атеистическая]].|«Наследники» («Путь в архипелаге»)}}
— Да что вы! [[Именно то, что написано на упаковке|Совсем наоборот, атеистическая]].|«Наследники» («Путь в архипелаге»)}}
* [[Ботать по фене]]. Классический образец: {{Note|жаргон, на котором ведут переговоры дон Рэба и Вага Колесо.|  
* [[Ботать по фене]]. Классический образец: {{Note|жаргон, на котором ведут переговоры дон Рэба и Вага Колесо.|  
{{Q| — Выстребаны обстряхнутся, — говорил он [Вага], — и дутой чернушенькой объятно хлюпнут по маргазам. Это уже двадцать длинных хохарей. Марко было бы тукнуть по пестрякам. Да хохари облыго ружуют. На том и покалим сростень. Это наш примар…<br>Дон Рэба пощупал бритый подбородок.<br>— Студно туково, — задумчиво сказал он.<br>Вага пожал плечами.<br>— Таков наш примар. С нами габузиться для вашего оглода не сростно. По габарям?<br>— По габарям, — решительно сказал министр охраны короны.<br>— И пей круг, — произнес Вага, поднимаясь.|Книга}}
{{Q| — Выстребаны обстряхнутся, — говорил он [Вага], — и дутой чернушенькой объятно хлюпнут по маргазам. Это уже двадцать длинных хохарей. Марко было бы тукнуть по пестрякам. Да хохари облыго ружуют. На том и покалим сростень. Это наш примар…<br />Дон Рэба пощупал бритый подбородок.<br />— Студно туково, — задумчиво сказал он.<br />Вага пожал плечами.<br />— Таков наш примар. С нами габузиться для вашего оглода не сростно. По габарям?<br />— По габарям, — решительно сказал министр охраны короны.<br />— И пей круг, — произнес Вага, поднимаясь.|Книга}}
В самом тексте книги нет ни сноски, ни разъясняющих намёков. Б. Стругацкий так [[Слово Божие|перевёл это на общепонятный язык]] по просьбе румынского переводчика книги:
В самом тексте книги нет ни сноски, ни разъясняющих намёков. Б. Стругацкий так [[Слово Божие|перевёл это на общепонятный язык]] по просьбе румынского переводчика книги:
{{Q|ВАГА: Мои ребята подготовятся и [поздней] ночью [сильно] ударят по штурмовикам. Это — двадцать отборных моих сотен. Хорошо было бы ударить и по дворцовой страже. Но мои ребята на это не согласятся. Таким вот образом давайте и договоримся. Это — наши условия.<br>РЭБА: Не слишком-то это для нас выгодно.<br>ВАГА: Именно таковы наши условия. Вам с нами ссориться, вроде бы, ни к чему. По рукам?<br>РЭБА: По рукам.<br>ВАГА: Ну вот и славно.|Из письма Б. Стругацкого}}
{{Q|ВАГА: Мои ребята подготовятся и [поздней] ночью [сильно] ударят по штурмовикам. Это — двадцать отборных моих сотен. Хорошо было бы ударить и по дворцовой страже. Но мои ребята на это не согласятся. Таким вот образом давайте и договоримся. Это — наши условия.<br />РЭБА: Не слишком-то это для нас выгодно.<br />ВАГА: Именно таковы наши условия. Вам с нами ссориться, вроде бы, ни к чему. По рукам?<br />РЭБА: По рукам.<br />ВАГА: Ну вот и славно.|Из письма Б. Стругацкого}}
Надо полагать, «оглод» — это «кодла, шобла» (т. е. группировка), а «ружевать» — то же, что на реальной фене называется «менжеваться» (т. е. «отказываться от чего-либо, поскольку это представляется слишком опасным и не способным окупиться»).
Надо полагать, «оглод» — это «кодла, шобла» (т. е. группировка), а «ружевать» — то же, что на реальной фене называется «менжеваться» (т. е. «отказываться от чего-либо, поскольку это представляется слишком опасным и не способным окупиться»).
«Студно», по всей видимости, означает «довольно-таки», а «туково» — «невыгодно, неприятно» (поскольку «тукнуть» — «ударить», наш (цензурный) аналог был бы «хреново» и «хренакнуть», соответственно). Ну а «облыго», очевидно, происходит от «облыжно», т. е. в данном контексте — всей массой, без исключений
«Студно», по всей видимости, означает «довольно-таки», а «туково» — «невыгодно, неприятно» (поскольку «тукнуть» — «ударить», наш (цензурный) аналог был бы «хреново» и «хренакнуть», соответственно). Ну а «облыго», очевидно, происходит от «облыжно», т. е. в данном контексте — всей массой, без исключений


Альтернативный перевод диалога (не забыв при том озаботиться весьма объёмным обоснованием) приводит Михаил Харитонов:
Альтернативный перевод диалога (не забыв при том озаботиться весьма объёмным обоснованием) приводит Михаил Харитонов:
{{Q|В общем, где-то что-то расшифровав, а что-то додумав, Левин предложил такую реконструкцию разговора:<br /'''>«ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРДЕНА: Корабли выйдут из гаваней, и чёрным ветром пройдут пролив без вёсел. Это будет уже [то есть — вместе с вашими людьми] двадцать тысяч всадников. Хорошо было бы [с такой-то силой] вырезать всех подданных короны [то есть всю базу серого ополчения]. Но бойцы не хотят марать руки. На том и закончим обсуждение. Таков наш план.<br>ДОН РЭБА: Слишком рискованно.<br>ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРДЕНА: Таков наш план. Конфликтовать с нами [или действовать без нашей помощи] для ваших людей — нереально. Мы поняли друг друга?<br>ДОН РЭБА: Поняли.<br>ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРДЕНА: Ну вот и хорошо.»'''|«Факап»}}
{{Q|В общем, где-то что-то расшифровав, а что-то додумав, Левин предложил такую реконструкцию разговора:<br /'''>«ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРДЕНА: Корабли выйдут из гаваней, и чёрным ветром пройдут пролив без вёсел. Это будет уже [то есть — вместе с вашими людьми] двадцать тысяч всадников. Хорошо было бы [с такой-то силой] вырезать всех подданных короны [то есть всю базу серого ополчения]. Но бойцы не хотят марать руки. На том и закончим обсуждение. Таков наш план.<br />ДОН РЭБА: Слишком рискованно.<br />ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРДЕНА: Таков наш план. Конфликтовать с нами [или действовать без нашей помощи] для ваших людей — нереально. Мы поняли друг друга?<br />ДОН РЭБА: Поняли.<br />ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРДЕНА: Ну вот и хорошо.»'''|«Факап»}}
}}
}}
* [[Датировка по электронике]]: один из больших вопросов повести — почему Румата не знает, как выглядит Будах, если носит на головном уборе камеру и мог бы и на нее получать нужные сведения. Если мнение, что потому, что в реальном мире камеры изобрели, а хотя бы мобильники с MMS — нет.
* [[Датировка по электронике]]: один из больших вопросов повести — почему Румата не знает, как выглядит Будах, если носит на головном уборе камеру и мог бы и на нее получать нужные сведения. Если мнение, что потому, что в реальном мире камеры изобрели, а хотя бы мобильники с MMS — нет.
** Также странно то, что для обсуждения ситуации землянам приходилось встречаться лично за тридевять земель, а не провести видеоконференцию через замаскированный дома терминал. Хотя какая-никакая спутниковая видеосвязь была уже в «Стране багровых туч».
** Также странно то, что для обсуждения ситуации землянам приходилось встречаться лично за тридевять земель, а не провести видеоконференцию через замаскированный дома терминал. Хотя какая-никакая спутниковая видеосвязь была уже в «Стране багровых туч».
* [[Закон об оружии в фэнтези]]. В сеттинге наличествуют: король, дворяне, чрезвычайно развитые феодальные отношения, университеты, академия наук, открытие закона сохранения вещества, зачатки светского гуманизма. В сеттинге наличествует зажигательное оружие (''«боевые галеры королевского флота… испускали красные огненно-дымные струи, воспламеняющие море, — жгли нефть для устрашения»''). Огнестрельное оружие и вообще порох в сеттинге отсутствуют. Ну это как если бы Д’Артаньян с двумя мечами ходил.
* [[Закон об оружии в фэнтези]]. В сеттинге наличествуют: король, дворяне, чрезвычайно развитые феодальные отношения, университеты, академия наук, открытие закона сохранения вещества, зачатки светского гуманизма. В сеттинге наличествует зажигательное оружие (''«боевые галеры королевского флота… испускали красные огненно-дымные струи, воспламеняющие море, жгли нефть для устрашения»''). Огнестрельное оружие и вообще порох в сеттинге отсутствуют. Ну это как если бы Д’Артаньян с двумя мечами ходил.
** По воспоминаниям автора, за основу военных технологий сеттинга были взяты времена [[Александр Невский|Александра Невского]]<ref>[http://www.rusf.ru/abs/int0114.htm Тыц], искать со слов «когда же рожок…»</ref>. Там же, кстати, авторское признание в тропе [[Не в ладах с оружием]] — арбалеты в Арканаре внезапно стрелами, а не болтами, заряжаются.
** По воспоминаниям автора, за основу военных технологий сеттинга были взяты времена [[Александр Невский|Александра Невского]]<ref>[http://www.rusf.ru/abs/int0114.htm Тыц], искать со слов «когда же рожок…»</ref>. Там же, кстати, авторское признание в тропе [[Не в ладах с оружием]] арбалеты в Арканаре внезапно стрелами, а не болтами, заряжаются.
*** Болт — это просто тяжёлая стрела без оперения, стабилизирующаяся в полёте лёгким хвостовиком, а не вращением. Никакого имманентного противоречия между стрелой и арбалетным болтом нет.
*** Болт — это просто тяжёлая стрела без оперения, стабилизирующаяся в полёте лёгким хвостовиком, а не вращением. Никакого имманентного противоречия между стрелой и арбалетным болтом нет.
* [[Знаменитая вступительная фраза]] (начало первой главы, пролог не так запоминается): «Когда Румата миновал могилу святого Мики — седьмую по счету и последнюю на этой дороге…»
* [[Знаменитая вступительная фраза]] (начало первой главы, пролог не так запоминается): «Когда Румата миновал могилу святого Мики — седьмую по счету и последнюю на этой дороге…»
* [[Знаменитая завершающая фраза]] — «Но это была не кровь — просто сок земляники».
* [[Знаменитая завершающая фраза]] «Но это была не кровь — просто сок земляники».
* [[Институт экспериментальной истории]] — [[нет, не тот]], который у Свержина. Именно в нём работают Румата и его коллеги.
* [[Институт экспериментальной истории]] [[нет, не тот]], который у Свержина. Именно в нём работают Румата и его коллеги.
* [[Копиркин]] — Пампа явно срисован с Портоса.
* [[Копиркин]] Пампа явно срисован с Портоса.
* [[На тебе!]] пополам с [[Протащить под радарами]]
* [[На тебе!]] пополам с [[Протащить под радарами]]
** Намёк на Сталина:'' «…такие шутки были в обычае за королевским столом. Приглашённых сажали [на ромовые торты, подложенные на стул,] в паштеты, в кресла с подпиленными ножками, на гусиные яйца. <…> Король любил, чтобы его забавляли». По сохранившимся свидетельствам, именно такой примитивный юмор был в ходу во время сталинских застолий. В частности, этому унижению регулярно подвергался А. И. Микоян — но каждый раз, счищая со своих брюк раздавленный торт, делал вид, что «ничего особенного».
** Намёк на Сталина:'' «…такие шутки были в обычае за королевским столом. Приглашённых сажали [на ромовые торты, подложенные на стул,] в паштеты, в кресла с подпиленными ножками, на гусиные яйца. <…> Король любил, чтобы его забавляли». По сохранившимся свидетельствам, именно такой примитивный юмор был в ходу во время сталинских застолий. В частности, этому унижению регулярно подвергался А. И. Микоян — но каждый раз, счищая со своих брюк раздавленный торт, делал вид, что «ничего особенного».
** Насмешка над поздним (1949-53 гг.) Сталиным проглядывает в реплике больного, полубезумного и капризного короля, адресованной приближённым: «Я бы уже давно ушел на покой, так вы же все пропадете без меня, бараны…».
** Насмешка над поздним (1949-53 гг.) Сталиным проглядывает в реплике больного, полубезумного и капризного короля, адресованной приближённым: «Я бы уже давно ушел на покой, так вы же все пропадете без меня, бараны…».
** Мелких аристократов предупреждали: «Сидите неподвижно, король не любит, когда вертятся. Руки держите на столе, король не любит, когда руки прячут под стол. Не оглядывайтесь, король не любит, когда оглядываются». Намёк на подозрительность Сталина.
** Мелких аристократов предупреждали: «Сидите неподвижно, король не любит, когда вертятся. Руки держите на столе, король не любит, когда руки прячут под стол. Не оглядывайтесь, король не любит, когда оглядываются». Намёк на подозрительность Сталина.
** Также — вышеупомянутый дон Сатарина. Если вспомнить, что культура Арканара во многом срисована с японской, а потом внимательно приглядеться к имени…
** Также — вышеупомянутый дон Сатарина. Если вспомнить, что культура Арканара во многом срисована с японской, а потом внимательно приглядеться к имени…
** Дон Рэба. Сначала авторы хотели его назвать дон Рэбия [= Берия], но Ефремов убедил их, что такой явный намёк цензура не пропустит.
** Дон Рэба. Сначала авторы хотели его назвать дон Рэбия [= Берия], но Ефремов убедил их, что такой явный намёк цензура не пропустит.
** Цитата «Умные нам не надобны. Надобны верные» напрямую отсылает к [[Цитата-бастард|приписываемому Робеспьеру]] комментарию на смертный приговор Лавуазье: «Республике не нужны ученые — ей нужны патриоты!»
** Цитата «Умные нам не надобны. Надобны верные» напрямую отсылает к [[Цитата-бастард|приписываемому Робеспьеру]] комментарию на смертный приговор Лавуазье: «Республике не нужны ученые — ей нужны патриоты!»
** Художники «рисовали портреты короля с доном Рэбой, почтительно поддерживающим его под локоть (разнообразие не поощрялось: король изображался двадцатилетним красавцем в латах, а дон Рэба — зрелым мужчиной со значительным лицом)». Намёк на официозное искусство соцреализма.
** Художники «рисовали портреты короля с доном Рэбой, почтительно поддерживающим его под локоть (разнообразие не поощрялось: король изображался двадцатилетним красавцем в латах, а дон Рэба — зрелым мужчиной со значительным лицом)». Намёк на официозное искусство соцреализма.
* [[Не в ладах с историей]] — «Как не в ладах, с какой историей?!», спросите вы. А вот с такой, что ученые-историки, включая Румату, должны были заинтересоваться не только нормальным или ненормальным уровнем средневекового зверства. Почему их не ничуть не удивляет, что ученые-художники-поэты в Арканаре ничем не напоминают своих земных коллег из соответствующей эпохи (условного 15-16 веков), а вместо этого поразительно похожи на шестидесятников, сидящих по кухням и дребезжащими голосами обсуждающих «отчего интеллигентов бьют хамы»? В жестокую и грязную эпоху человек науки и искусства не может в массе быть «тихим книжником». Микеланджело Буонаротти, Бенвенуто Челлини,<ref>Этот, по легенде, застрелил с городской стены во время осады Рима коннетабля Франции Шарля де Бурбона, отчего осаждавшие превратились в неуправляемую толпу и, собственно, сожгли и разграбили Рим, чем и завершилось Итальянское Возрождение, погибла большая часть швейцарской гвардии Папы, а [[Sabaton]] потом написали хорошую песню.</ref> Франсуа Вийон, Мигель Сервантес, Франсиско Кеведо, Микеланджело Меризи да Караваджо<ref>А этот вообще по жизни был куда более известен как разбойник, [[бретёр]] и убийца, искусство для которого было не более чем хобби.</ref> и многие другие, начиная с Сократа — кто из них был заикающимся от страха ботаником? Все это были ветераны войн и походов, дуэлянты и вообще по современным меркам очень агрессивные и склонные к насилию люди. Впрочем, по меркам [[викинг]]ов, все они не дотягивали в своей буйности до скальдов часто имевших репутацию полных отморозков.
* [[Не в ладах с историей]] «Как не в ладах, с какой историей?!», спросите вы. А вот с такой, что ученые-историки, включая Румату, должны были заинтересоваться не только нормальным или ненормальным уровнем средневекового зверства. Почему их не ничуть не удивляет, что ученые-художники-поэты в Арканаре ничем не напоминают своих земных коллег из соответствующей эпохи (условного 15-16 веков), а вместо этого поразительно похожи на шестидесятников, сидящих по кухням и дребезжащими голосами обсуждающих «отчего интеллигентов бьют хамы»? В жестокую и грязную эпоху человек науки и искусства не может в массе быть «тихим книжником». Микеланджело Буонаротти, Бенвенуто Челлини,<ref>Этот, по легенде, застрелил с городской стены во время осады Рима коннетабля Франции Шарля де Бурбона, отчего осаждавшие превратились в неуправляемую толпу и, собственно, сожгли и разграбили Рим, чем и завершилось Итальянское Возрождение, погибла большая часть швейцарской гвардии Папы, а [[Sabaton]] потом написали хорошую песню.</ref> Франсуа Вийон, Мигель Сервантес, Франсиско Кеведо, Микеланджело Меризи да Караваджо<ref>А этот вообще по жизни был куда более известен как разбойник, [[бретёр]] и убийца, искусство для которого было не более чем хобби.</ref> и многие другие, начиная с Сократа — кто из них был заикающимся от страха ботаником? Все это были ветераны войн и походов, дуэлянты и вообще по современным меркам очень агрессивные и склонные к насилию люди. Впрочем, по меркам [[викинг]]ов, все они не дотягивали в своей буйности до скальдов часто имевших репутацию полных отморозков.
** Ветераном каких войн и походов был Микеланджело, кого он убил на дуэли? Он был мрачным, замкнутым и язвительным, но где достоверные сообщения об убийстве, а не просто людская молва? А другие? Рафаэль Санти, по воспоминаниям современников, отличался исключительной добротой. Что известно о ратных подвигах Гирландайо, Перуджино? Не слишком ли поспешное сверхобобщение? Допустим, мало кто в то время был тепличным цветочком, мамкиным пирожочком, но чтобы это были настолько [[навозные века]], что без насилия ни туда, ни сюда?
** Ветераном каких войн и походов был Микеланджело, кого он убил на дуэли? Он был мрачным, замкнутым и язвительным, но где достоверные сообщения об убийстве, а не просто людская молва? А другие? Рафаэль Санти, по воспоминаниям современников, отличался исключительной добротой. Что известно о ратных подвигах Гирландайо, Перуджино? Не слишком ли поспешное сверхобобщение? Допустим, мало кто в то время был тепличным цветочком, мамкиным пирожочком, но чтобы это были настолько [[навозные века]], что без насилия ни туда, ни сюда?
*** Для Караваджо искусство как раз было источником средств к существованию, и посвящал свое время он преимущественно ему. Дурную репутацию ему сделал, во-первых, его действительно безобразный зачастую досуг, а во-вторых, недоброе чувство юмора и мерзкий характер. Взять у купеческой гильдии заказ на фреску с изображением мадонны, а в качестве модели позвать девицу, которая практически всем членам гильдии заведомо хорошо известна? Пожалуйста. В первый же день среди рыцарей Мальтийского ордена, вместо благодарности за то, что приютили после изгнания художника отовсюду, отлучения от церкви и преследования, убить одного из них на дуэли? Да он вообще первый начал.
*** Для Караваджо искусство как раз было источником средств к существованию, и посвящал свое время он преимущественно ему. Дурную репутацию ему сделал, во-первых, его действительно безобразный зачастую досуг, а во-вторых, недоброе чувство юмора и мерзкий характер. Взять у купеческой гильдии заказ на фреску с изображением мадонны, а в качестве модели позвать девицу, которая практически всем членам гильдии заведомо хорошо известна? Пожалуйста. В первый же день среди рыцарей Мальтийского ордена, вместо благодарности за то, что приютили после изгнания художника отовсюду, отлучения от церкви и преследования, убить одного из них на дуэли? Да он вообще первый начал.
* [[Что за фигня, герой?]]. После гибели своей возлюбленной Киры Румата взял мечи и пошел нарушать правило землян «[[Не убий]]» в эпических масштабах. Остановился только, когда по всей столице земляне применили сонный газ. Но не это примечательно — а то, что реакцию «Что за фигня, герой?» Румата выдает на предложение своего начальника убить дона Рэбу (точнее, считает это бессмысленным). Интереснее всего, что в начале книги этот же самый начальник резко против '''любого''' силового вмешательства в арканарские дела.
 
* [[Протащить под радарами]]:
** Насаждающий тоталитарные порядки главгад и интриган, дон Рэба (в изначальной версии его вообще звали Рэбия), по должности — министр охраны короля. Командует собственной личной армией, разводит бюрократию, ведёт свою игру поперёк официальной власти.
** Дон Сатарина Беспощадный: «Сатарина» — японское произношение псевдонима «Сталин» (звука «л» в японском нет). А. Стругацкий — переводчик с японского.
** Цитата «Умные нам не надобны. Надобны верные» напрямую отсылает к комментарию Робеспьера на смертный приговор Лавуазье («Республике не нужны учёные — ей нужны патриоты!») либо к похожему высказыванию Николая I «Нам не нужны гении, нам нужны верноподданные».
* [[Что за фигня, герой?]]. После гибели своей возлюбленной Киры Румата взял мечи и пошел нарушать правило землян «[[Не убий]]» в эпических масштабах. Остановился только, когда по всей столице земляне применили сонный газ. Но не это примечательно — а то, что реакцию «Что за фигня, герой?» Румата выдает на предложение своего начальника убить дона Рэбу (точнее, считает это бессмысленным). Интереснее всего, что в начале книги этот же самый начальник резко против '''любого''' силового вмешательства в арканарские дела.


== Цитаты ==
== Цитаты ==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!