Редактирование: Тупой солдафон
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== Фольклор === | === Фольклор === | ||
* Анекдот про парня, который во время медкомиссии в военкомате сказал, что не может служить — и имеет право не служить! — потому что он пацифист. Комиссия посовещалась, и её глава — пожилой, брутальный военврач — сказал призывнику: «Ничего. Хоть вы и ''педераст'', а послужить всё-таки придётся». Пополам с [[Красавица Икуку]], [[Не знает матчасти]] и [[Комическое непонимание сути]], а может быть, еще и с тропом [[Глухой]]. | * Анекдот про парня, который во время медкомиссии в военкомате сказал, что не может служить — и имеет право не служить! — потому что он пацифист. Комиссия посовещалась, и её глава — пожилой, брутальный военврач — сказал призывнику: «Ничего. Хоть вы и ''педераст'', а послужить всё-таки придётся». Пополам с [[Красавица Икуку]], [[Не знает матчасти]] и [[Комическое непонимание сути]], а может быть, еще и с тропом [[Глухой]]. | ||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
* Лифшиц и Кичанова, «Лес не без добрых зверей». Королевский телохранитель — эталонный (и карикатурный) сабж. | |||
* Лифшиц и Кичанова, «Лес не без добрых зверей». Королевский телохранитель — эталонный (и карикатурный) сабж. | |||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Александр Грибоедов, «[[Горе от ума]]» — полковник Скалозуб. При этом всё равно [[единственный нормальный человек|умнее и приспособленнее к жизни]], чем Фамусов и компания, да и чем Чацкий тоже. | |||
* [[Похождения бравого солдата Швейка|Ефрейтор Йозеф Швейк]] очень талантливо таковым ''прикидывается''. Служивые подтверждают: [[ | ** Хотя есть мнение, что Скалозуб просто притворяется таковым, чем троллит московскую публику. В конце концов, он [[Настоящий полковник|служил в егерских полках]] (егеря — это по сути спецназ тех времён, служили там самые смелые и инициативные офицеры, сабж статьи в их среде попросту бы не прижился) и воевал в самых горячих точках — Наполеоновских войнах и на Кавказе, при этом выжил и сделал быструю карьеру. | ||
** А вот многие другие персонажи книги, такие, как поручик с [[Говорящее имя|говорящей фамилией Дуб]], капитан Сагнер, полковники Клаус фон Циллергут и Шредер (список можно продолжить) | * [[Похождения бравого солдата Швейка|Ефрейтор Йозеф Швейк]] очень талантливо таковым ''прикидывается''. Служивые подтверждают: [[Армия — это балаган|в краю непуганных идиотов]] лучший способ сохранить физическое и душевное здоровье — по-идиотьи выть. | ||
** А вот многие другие персонажи книги, такие, как поручик с [[Говорящее имя|говорящей фамилией Дуб]], капитан Сагнер, полковники Клаус фон Циллергут и Шредер (список можно продолжить) — именно таковыми и являются. | |||
* Александр Волков, «[[Волшебник Изумрудного города|Урфин Джюс и его деревянные солдаты]]» — генерал Лан Пирот. В прямом смысле дерево! Причём если дуболомов ему пришлось учить строевой дисциплине (в том числе и [[сэнсэй с палкой|колотушками]]), то сам он, похоже, с нею родился. Возможно, потому Элли и переквалифицировала его в финале в учителя танцев — тоже ведь шагистика. | * Александр Волков, «[[Волшебник Изумрудного города|Урфин Джюс и его деревянные солдаты]]» — генерал Лан Пирот. В прямом смысле дерево! Причём если дуболомов ему пришлось учить строевой дисциплине (в том числе и [[сэнсэй с палкой|колотушками]]), то сам он, похоже, с нею родился. Возможно, потому Элли и переквалифицировала его в финале в учителя танцев — тоже ведь шагистика. | ||
** И полковник Мон-Со у менвитов. Сослуживцы и подчинённые его ненавидят настолько, что он думает, что, застрянь он возле Черных Камней Гингемы — никто из лётчиков не придёт ему на помощь. А ведь он только что спас их всех, да и вообще, непосредственно в военных действиях проявляет себя как [[Настоящий полковник|дельный и храбрый офицер.]] Зато, кроме службы и спорта, вообще, похоже, никаких увлечений не имеет, во время полёта на «Диавоне» семнадцать лет бил баклуши. | ** И полковник Мон-Со у менвитов. Сослуживцы и подчинённые его ненавидят настолько, что он думает, что, застрянь он возле Черных Камней Гингемы — никто из лётчиков не придёт ему на помощь. А ведь он только что спас их всех, да и вообще, непосредственно в военных действиях проявляет себя как [[Настоящий полковник|дельный и храбрый офицер.]] Зато, кроме службы и спорта, вообще, похоже, никаких увлечений не имеет, во время полёта на «Диавоне» семнадцать лет бил баклуши. | ||
* «[[Песнь Льда и Пламени]] | * «[[Песнь Льда и Пламени]]» — Рэндилл Тарли. Военачальник действительно хороший, но слишком проникся армейской жизнью и придерживается принципа «Не служил — не <s>мужик</s> лорд»: не смог смириться с тем, что его старший сын Сэм — робкий ботан, и сослал его в Ночной Дозор, чтобы хоть там из него сделали мужчину (или убили, это для Рэндилла всё равно лучше, чем откосить). | ||
* Встречается в каждом втором произвежении [[Harry Harrison|Гарри Гаррисона]]: этот автор являлся убеждённым пацифистом, так что армейскую муштру, а равно предмет данной статьи (с которыми был вполне знаком на личном опыте) откровенно ненавидел и высмеивал при каждом удобном случае. Поэтому, если в произведении Гаррисона появляется армия или военные, не сомневайтесь, будут и примеры тропа. Нередко [[Игра с тропом|сыгранного]] тем или иным образом: тупой солдафон на поверку может оказаться не столь уж туп и солдафонист, а лишь мимикрировать под такого из карьерных соображений или иной личной выгоды. [[Самоирония]] Гаррисону тоже не чужда: в одной из книг серии «[[The Stainless Steel Rat)|Стальная крыса]]» главный герой вынужден набирать музыкальную группу из военнослужащих… и отвергает всех в силу их полнейшей бездарности, взамен собирая группу из кое-как подобранных личностей самого штатского вида, {{spoiler|которые на поверку оказываются армейским психологом, инструктором по рукопашному бою и так далее}}. Впрочем, воплощениями данного тропа эти персонажи в любом случае не являются. | * Встречается в каждом втором произвежении [[Harry Harrison|Гарри Гаррисона]]: этот автор являлся убеждённым пацифистом, так что армейскую муштру, а равно предмет данной статьи (с которыми был вполне знаком на личном опыте) откровенно ненавидел и высмеивал при каждом удобном случае. Поэтому, если в произведении Гаррисона появляется армия или военные, не сомневайтесь, будут и примеры тропа. Нередко [[Игра с тропом|сыгранного]] тем или иным образом: тупой солдафон на поверку может оказаться не столь уж туп и солдафонист, а лишь мимикрировать под такого из карьерных соображений или иной личной выгоды. [[Самоирония]] Гаррисону тоже не чужда: в одной из книг серии «[[The Stainless Steel Rat)|Стальная крыса]]» главный герой вынужден набирать музыкальную группу из военнослужащих… и отвергает всех в силу их полнейшей бездарности, взамен собирая группу из кое-как подобранных личностей самого штатского вида, {{spoiler|которые на поверку оказываются армейским психологом, инструктором по рукопашному бою и так далее}}. Впрочем, воплощениями данного тропа эти персонажи в любом случае не являются. | ||
* Курт Воннегут «Сирены | * Курт Воннегут «Сирены Титана» — [[До того, как это стало мэйнстримом|за пять лет до первого «Билла, героя Галлактики»]]. Марсианская армия состоит целиком (за исключением 800 «настоящих командиров» в звании рядового) из парней с промытыми мозгами и антенной в затылке. | ||
=== Телевидение === | === Телевидение === | ||
* [[Каламбур (шоу)]] — экипаж «Железного капута» | * [[Каламбур (шоу)]] — экипаж «Железного капута» | ||
* [[Осторожно, модерн! 2]] — [[Дурацкий смех|вечно гыгыкающий над всем и вся]] [[Сало и горилка|прапорщик Пастушенко]]. Главный герой, прапорщик [[ | * [[Осторожно, модерн! 2]] — [[Дурацкий смех|вечно гыгыкающий над всем и вся]] [[Сало и горилка|прапорщик Пастушенко]]. Главный герой, прапорщик [[Непристойно — значит смешно|Задов]], хоть и поумней, но тоже умом не шибко блещет. | ||
* «[[Уральские пельмени]] | * «[[Уральские пельмени]]» — в номере, где бюджетники собрались обсудить, кому из них повышать зарплату, таким представлен военный: «Товарищи гражданские, вы можете хоть иногда выражаться матом, а то ведь непонятно ничего», «эээ, после армии пенсия… вы мне там не путайте (когда сотрудник полиции сказал, что пошёл работать в органы после армии)», «"Предлагаю все деньги отдать в Афганистан" — "Почему?" — "Потому что он первый по алфавиту"». | ||
=== [[ | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «[[Остров сокровищ]]» Давида Черкасского — это пародийная версия, и капитан Александр Смоллетт тут именно такой. Но — с некоторыми нюансами, еле заметными и оттого особенно приятными. | * «[[Остров сокровищ]]» Давида Черкасского — это пародийная версия, и капитан Александр Смоллетт тут именно такой. Но — с некоторыми нюансами, еле заметными и оттого особенно приятными. | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
Строка 49: | Строка 40: | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
{{q|Баранье упорство в этом экипаже такое, что от него за десять метров бараниной пахнет!|контр-адмирал Юрий Кириллов}} | {{q|Баранье упорство в этом экипаже такое, что от него за десять метров бараниной пахнет!|контр-адмирал Юрий Кириллов}} | ||
* Один из аргументов против военной службы по призыву — эффективность, с которой она воспитывает сабжей. 17-18-летний остолоп, в мозгах у которого ещё не до конца сформировались нейронные связи добра со злом, и до призыва-то чаще всего не был [[колхозник|гигантом]] [[пацаны с раёна|мысли]]. А теперь он попадает в лапы [[сержант Зверь|сержантам Зверям]], которые ему всю мораль, нравственность и технику безопасности заменяют на армейский устав и [[неуставные взаимоотношения|способы объехать оный на кривой козе]] — что то, что другое на гражданке бесполезно чуть менее, чем полностью. А учиться человеческим взаимоотношениям новоиспечённый солдафон боится, так как это значит проявлять инициативу, которую ему за минувший год (ранее — за два) успели накрепко отбить. | * Один из аргументов против военной службы по призыву — эффективность, с которой она воспитывает сабжей. 17-18-летний остолоп, в мозгах у которого ещё не до конца сформировались нейронные связи добра со злом, и до призыва-то чаще всего не был [[колхозник|гигантом]] [[пацаны с раёна|мысли]]. А теперь он попадает в лапы [[сержант Зверь|сержантам Зверям]], которые ему всю мораль, нравственность и технику безопасности заменяют на армейский устав и [[неуставные взаимоотношения|способы объехать оный на кривой козе]] — что то, что другое на гражданке бесполезно чуть менее, чем полностью. А учиться человеческим взаимоотношениям новоиспечённый солдафон боится, так как это значит проявлять инициативу, которую ему за минувший год (ранее — за два) успели накрепко отбить. | ||
** Впрочем, есть и те, кто ещё до призыва успел отрастить себе тот самый Внутренний Стержень и критическое мышление. Те демобилизуются с софт-скиллами брать на себя ответственность и выпутываться из сложных ситуаций, особенно тех, где от тебя требуют изображать идиота, с минимальным ущербом для себя, а ещё выносят чувство «как же я счастлив, что этого долбодебилизма больше не увижу!» Но это, разумеется, заслуга их самих, [[хорошие родители|хороших родителей]] и/или [[клёвый учитель|знающих своё дело педагогов]], а никак не армии. | ** Впрочем, есть и те, кто ещё до призыва успел отрастить себе тот самый Внутренний Стержень и критическое мышление. Те демобилизуются с софт-скиллами брать на себя ответственность и выпутываться из сложных ситуаций, особенно тех, где от тебя требуют изображать идиота, с минимальным ущербом для себя, а ещё выносят чувство «как же я счастлив, что этого долбодебилизма больше не увижу!» Но это, разумеется, заслуга их самих, [[хорошие родители|хороших родителей]] и/или [[клёвый учитель|знающих своё дело педагогов]], а никак не армии. | ||
*** Пути и последствия применения пресловутой ''армейской смекалки'' на гражданке весьма выпукло показаны в первых сезонах | *** Пути и последствия применения пресловутой ''армейской смекалки'' на гражданке весьма выпукло показаны в первых сезонах [[Кухня (телесериал)|«Кухни»]]. В поздних сезонах создатели сериала выполняют соцзаказ и почти незаметно убеждают, что армия из любого долбодятла воспитает достойного члена общества ({{spoiler|хулиганистый сын Елены}}). | ||
* Известная беда, когда начальником над некой гражданской структурой назначают/избирают отставного военного по логике «полком командовал — и с филиалом управится». Чаще всего это означает типичное армейское преобладание формы над содержанием, показухи и угождения начальству над реальными действиями и [[традиции превыше разума]]. | * Известная беда, когда начальником над некой гражданской структурой назначают/избирают отставного военного по логике «полком командовал — и с филиалом управится». Чаще всего это означает типичное армейское преобладание формы над содержанием, показухи и угождения начальству над реальными действиями и [[традиции превыше разума]]. | ||
* Вне армии таких, [[С прикрученным фитильком|с некоторыми оговорками и в отношении некоторых вопросов]], успешно воспитывала позднесоветская система образования, особенно школьного, и в некоторой степени, увы, продолжает — система нынешняя. Есть два мнения — преподавателя и неправильное! Если кто-то не знает какого-нибудь факта или мыслит иначе — карать его <s>черенком от лопаты</s>! Если в методичке сказано, что [[синие занавески]] символизируют — значит символизируют! (Не зря, ох не зря одно из названий родственного явления — «синдром школьного учителя литературы».) Отступ должен быть ровно четыре клеточки! Если сказано, что такие задачи надо решать вот так — значит, решаем так. [[Подгонка под ответ|С ответом сходится]]? Ну и замечательно, и нечего тут умничать, тоже выдумал «не может канарейка весить десять тонн»! Написано в учебнике — значит может! Малейшая попытка отступления от зазубренных алгоритмов и формул вызывает у такого преподавателя панику, обычно выливающуюся в применение карательных мер к еретику. В результате на выходе получаются люди, прекрасно надрессированные подставлять числа в готовые формулы и сличать с ответом в конце учебника, зато намертво отученные задумываться, почему эти формулы таковы и будут ли они верны в немного иных условиях. Часть из них потом становится теми самыми преподавателями, которые преподают в таком ключе. Остальные просто проникаются отвращением к любым формулам и учёбе как таковой. Избежать форматирования мозгов удается или сугубым (и притом умным) упрямцам, или угодившим к талантливым педагогам, солдафонством не страдающим. Разумеется, чем выше класс учебного заведения — тем ниже шанс столкнуться с подобным, но он всегда остается ненулевым. | * Вне армии таких, [[С прикрученным фитильком|с некоторыми оговорками и в отношении некоторых вопросов]], успешно воспитывала позднесоветская система образования, особенно школьного, и в некоторой степени, увы, продолжает — система нынешняя. Есть два мнения — преподавателя и неправильное! Если кто-то не знает какого-нибудь факта или мыслит иначе — карать его <s>черенком от лопаты</s>! Если в методичке сказано, что [[синие занавески]] символизируют — значит символизируют! (Не зря, ох не зря одно из названий родственного явления — «синдром школьного учителя литературы».) Отступ должен быть ровно четыре клеточки! Если сказано, что такие задачи надо решать вот так — значит, решаем так. [[Подгонка под ответ|С ответом сходится]]? Ну и замечательно, и нечего тут умничать, тоже выдумал «не может канарейка весить десять тонн»! Написано в учебнике — значит может! Малейшая попытка отступления от зазубренных алгоритмов и формул вызывает у такого преподавателя панику, обычно выливающуюся в применение карательных мер к еретику. В результате на выходе получаются люди, прекрасно надрессированные подставлять числа в готовые формулы и сличать с ответом в конце учебника, зато намертво отученные задумываться, почему эти формулы таковы и будут ли они верны в немного иных условиях. Часть из них потом становится теми самыми преподавателями, которые преподают в таком ключе. Остальные просто проникаются отвращением к любым формулам и учёбе как таковой. Избежать форматирования мозгов удается или сугубым (и притом умным) упрямцам, или угодившим к талантливым педагогам, солдафонством не страдающим. Разумеется, чем выше класс учебного заведения — тем ниже шанс столкнуться с подобным, но он всегда остается ненулевым. | ||
** С другой стороны, [[вам хорошо осуждать|причины этого тоже ясны]]: умение ученика действовать по алгоритму гораздо проще оценивать вышестоящим инстанциям. Потому что одарённого может квалифицированно оценить только реально сильный специалист в той же области — творческие конкурсы на соответствующие специальности сохраняются именно за этим — но это неизменно порождает [[коррупция|протекционизм]], ради борьбы с которым некогда ЕГЭ и вводилось. А другая причина: если от учителя требуют высоких результатов сложного экзамена при том, что большинство учеников неспособны полноценно овладеть теорией и/или учебный процесс поставлен из рук вон плохо, то учитель выбирает путь наименьшего сопротивления и натаскивает на типовые задания. Теоретически это лечится полным переформатированием учебного процесса (и, может быть, реинтеграцией школьного образования с профессиональным) — но такое возможно, увы, не с этим правительством. | ** С другой стороны, [[вам хорошо осуждать|причины этого тоже ясны]]: умение ученика действовать по алгоритму гораздо проще оценивать вышестоящим инстанциям. Потому что одарённого может квалифицированно оценить только реально сильный специалист в той же области — творческие конкурсы на соответствующие специальности сохраняются именно за этим — но это неизменно порождает [[коррупция|протекционизм]], ради борьбы с которым некогда ЕГЭ и вводилось. А другая причина: если от учителя требуют высоких результатов сложного экзамена при том, что большинство учеников неспособны полноценно овладеть теорией и/или учебный процесс поставлен из рук вон плохо, то учитель выбирает путь наименьшего сопротивления и натаскивает на типовые задания. Теоретически это лечится полным переформатированием учебного процесса (и, может быть, реинтеграцией школьного образования с профессиональным) — но такое возможно, увы, не с этим правительством. | ||
{{Nav/Military}} | {{Nav/Military}} |