Редактирование: Увесистая басня
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 10: | Строка 10: | ||
'''Увесистая [[басня]]''' в отличие от большинства других разновидностей определяется не по характеру морали ([[Зелёная басня|зелёная]], [[Красная басня|красная]] и тому подобные), а по способу её подачи. Для неё характерна бронебойная прямолинейность, не терпящая никаких сомнений и сравнимая с падением на голову наковальни. | '''Увесистая [[басня]]''' в отличие от большинства других разновидностей определяется не по характеру морали ([[Зелёная басня|зелёная]], [[Красная басня|красная]] и тому подобные), а по способу её подачи. Для неё характерна бронебойная прямолинейность, не терпящая никаких сомнений и сравнимая с падением на голову наковальни. | ||
Самый простой и распространённый путь придания басне веса — [[ | Самый простой и распространённый путь придания басне веса — [[Поминальник|многократное повторение нужных элементов]]. Однако есть способы достичь эффекта и одним приёмом. Здесь легче всего будет использовать простую причинно-следственную связь: персонаж поступает неправильно, и с ним происходит что-то плохое как прямой результат этого действия. Если же прямых последствий демонстрировать не хочется, можно пойти несколько менее прямым путём и вложить поучение в уста персонажа, показанного перед этим рассудительным и беспристрастным. Если он с чем-то соглашается, то и вам стоит. | ||
Наиболее часто такая манера встречается в детских произведениях, так как целевая аудитория хуже замечает тонкие нюансы (хотя и не так плохо, как думают некоторые авторы). | Наиболее часто такая манера встречается в детских произведениях, так как целевая аудитория хуже замечает тонкие нюансы (хотя и не так плохо, как думают некоторые авторы). | ||
Строка 24: | Строка 24: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Г. Бичер-Стоу, «[[Хижина дяди Тома]]» — одно большое высказывание против американского рабовладельчества. | |||
* Г. Бичер-Стоу, «[[Хижина дяди Тома]] | * Л. Н. Толстой не был бы собой без этого тропа. Неоднократно проговорить открытым текстом, что «я хотел сказать» (в случае с «[[Война и мир|Войной и миром]]» — ещё и на протяжении [[кирпич|четырёх томов]]), а потом ещё и написать эпилог, в котором доразжевать, что «я хотел сказать», для самых-самых-самых непонятливых? А что, можно как-то иначе?! | ||
* Л. | * Ф. М. Достоевский, «[[Преступление и наказание]]» соответствует вышеописанной формуле действия и последствий [[Именно то, что написано на упаковке|начиная с названия]]. [[Ницшеанец-самоучка]] за попытку поставить себя [[по ту сторону добра и зла]] расплачивается ссылкой в Сибирь. | ||
* Ф. | ** Он расплачивается не ссылкой в Сибирь — для Раскольникова это скорее спасение (так как он успокаивается, ведь понёс наказание). Родион расплатился чудовищными терзаниями, страданиями, сожалениями и подозрениями, которые буквально пытают его всю книгу. Да и вообще этот роман слишком хорош, чтобы подходить под этот троп. | ||
** Он расплачивается не ссылкой в | |||
*** [[Канцелярит|Беря во внимание этот факт, автор этой правки рассматривает данный пример как]] [[зигзаг]]. | *** [[Канцелярит|Беря во внимание этот факт, автор этой правки рассматривает данный пример как]] [[зигзаг]]. | ||
* Айн Рэнд, «[[Атлант расправил плечи]] | * Айн Рэнд, «[[Атлант расправил плечи]]» — идея демонстрируется многократно, идея подсвечивается, ей посвящается огромный монолог, чуть не ставший тропнеймером для философического угара. Один из эталонов. | ||
* Многие произведения Роберта Хайнлайна страдают от | * Многие произведения Роберта Хайнлайна страдают от тропа — иногда (с поправкой на [[Проблема противоположных оценок|проблему противоположных оценок]]) получается в целом хорошо, а иногда не очень. | ||
* Александр Раскин, «Приключения маленького папы»/«О том, как папа был маленьким». Такое морализаторство ещё поискать надо. | * Александр Раскин, «Приключения маленького папы»/«О том, как папа был маленьким». Такое морализаторство ещё поискать надо. | ||
* Лазарь Лагин | * Лазарь Лагин «Майор Велл Эндъю» — повесть о британском майоре, который сотрудничает с [[The War of the Worlds|уэллсовскими марсианами]]. Под марсианами подразумеваются нацисты, под майором — коллаборационисты, вся повесть — сатира на квислингов. Это вполне понятно, ну зачем было вдобавок заставлять марсиан буквально пользоваться знаком свастики? Это уже пахнет тропом [[публика — дура]]! | ||
* [[Беспощадная толерантность (антология)]] | * [[Беспощадная толерантность (антология)]] — пожалуй, самое плохое качество худшей половины рассказов. Автор покажет басню, покажет её ещё раз, проговорит мораль устами персонажей… Тому, кто судит книгу по обложке, даже такая дотошность ничего не разъяснит. А вот того, кто на самом деле читает текст, вполне может достать. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Avatar|Аватар]]» — грандиозная [[зелёная басня]] | * «[[Avatar|Аватар]]» — грандиозная [[зелёная басня]] заканчивающаяся [[Проблемы с коммуникацией убивают|эпическим побоищем на почве взаимного непонимания]]. | ||
* «[[Безумный Макс: Дорога ярости]]» — прежде всего это гуманизм, во вторую очередь феминизм. Фильм о [[сильный женский персонаж|женщинах]] и примкнувших к ним мужчинах, восставших против тирании, которая использует людей как вещи и плюёт на человеческие жизни, в том числе собственных бойцов. | * «[[Безумный Макс: Дорога ярости]]» — прежде всего это гуманизм, во вторую очередь феминизм. Фильм о [[сильный женский персонаж|женщинах]] и примкнувших к ним мужчинах, восставших против тирании, которая использует людей как вещи и плюёт на человеческие жизни, в том числе собственных бойцов. | ||
* [[Сиквел]]ы «[[Matrix|Матрицы]]» знамениты огромным для боевика количеством лекций о понятии свободы и человеческой природе. | * [[Сиквел]]ы «[[Matrix|Матрицы]]» знамениты огромным для боевика количеством лекций о понятии свободы и человеческой природе. | ||
* [[Arda/The Hobbit Trilogy|Хоббит]] — эпопея о вреде алчности. Будешь жадничать — с большой долей вероятности рехнёшься и умрёшь смертью глупых. | * [[Arda/The Hobbit Trilogy|Хоббит]] — эпопея о вреде алчности. Будешь жадничать — с большой долей вероятности рехнёшься и умрёшь смертью глупых. | ||
* «Большой брат» (2018) | * «Большой брат» (2018) — «Детьми надо заниматься», «Делайте зарядку по утрам» и «Ученье — свет». Несколько прикручивает эту пропаганду то, что убедить других в своих идеалах «заботы и терпения» смог только [[Крутой в отставке|продвинутый боец]] — кого и кулаками, но в основном внутренней уверенностью (а школьникам хватило [[Мастер боевых искусств|самого факта крутизны]]). | ||
* Кинофраншиза [[Форсаж]] — чуть ли не в каждом фильме будет хоть одна лекция Доминика Торетто о важности семьи. Пользователи сети решили превратить эту басню в мем, где Сила Семьи помогает Доминику вытворять абсурдные, но крутые вещи. Например, спасти Муфасу из [[Король Лев|Короля Льва]], или одолеть [[Мстители: Война Бесконечности|Таноса]] за один выстрел. | * Кинофраншиза [[Форсаж]] — чуть ли не в каждом фильме будет хоть одна лекция Доминика Торетто о важности семьи. Пользователи сети решили превратить эту басню в мем, где Сила Семьи помогает Доминику вытворять абсурдные, но крутые вещи. Например, спасти Муфасу из [[Король Лев|Короля Льва]], или одолеть [[Мстители: Война Бесконечности|Таноса]] за один выстрел. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «[[Brave|Храбрая сердцем]] | * «[[Brave|Храбрая сердцем]]» — родители, не решайте судьбу детей за них! Именно этому посвящено множество сцен, включая десятиминутный монолог в финале. Впрочем, посыл, что юным бунтарям стоит прислушиваться к старшим, тоже присутствует, и вообще [[виноваты оба]]. | ||
* «[[Покахонтас]]» состоит из анти[[шовинизм|расизма]] чуть менее чем полностью, пробивая педалью пол в [[Музыкальное объявление войны|песне]]. | * «[[Покахонтас]]» состоит из анти[[шовинизм|расизма]] чуть менее чем полностью, пробивая педалью пол в [[Музыкальное объявление войны|песне]]. | ||
* «[[Остров сокровищ/Адаптации|Остров сокровищ]]» неоднократно прерывается [[Греческий хор|игровыми вставками-песнями]] о вреде пьянства, курения, жадности, о пользе ЗОЖ | * «[[Остров сокровищ/Адаптации|Остров сокровищ]]» неоднократно прерывается [[Греческий хор|игровыми вставками-песнями]] о вреде пьянства, курения, жадности, о пользе ЗОЖ и т. д. Но поскольку мульт и так абсурдистский, а сами песни — добротный [[музыкальный триппер]], эффект наковальни смягчается. | ||
* [[Дети против волшебников]] | * [[Дети против волшебников]] — пополам с [[Неудачная басня|неудачной басней.]] Магия — это плохо, а православие — это хорошо. Чтобы стать магом, [[Поворот налево|необходимо перейти]] [[моральный горизонт событий]] и полностью отречься от Бога. И вообще, чудеса может сотворить только Бог [[Религия — это магия|(и попы с монахами, им то можно).]] А русские являются [[Шовинизм|нацией особенных,]] которые обладают «русской душой». | ||
* Полнометражный мультфильм про [[Черепашки-ниндзя|черепашек-ниндзя]] 2007 | * Полнометражный мультфильм про [[Черепашки-ниндзя|черепашек-ниндзя]] 2007 года — на протяжении всего мультфильма втирает басню о том, почему семья так важна и лишь благодаря командной работе можно достичь небывалых результатов. Особенно это показано на примере Рафа, который решился тайно наводить порядки в городе, прикрываясь под образом «Ночного Всевидящего». | ||
** Особенно сильно это заметно в неплохой игрофикации от Ubisoft, но уже на уровне игрового процесса. В игре реализована механика, в которой черепахи вместе проводят какую нибудь комбо-атаку, так сказать, оказывают друг другу помощь. И если вы хотите получить самый высокий рейтинг прохождения уровня, вам следует ими часто пользоваться как в бою, так и в преодолении препятствий. Если вы не сделаете, то на экране результатов Сплинтер будет настаивать, что вы должны постоянно юзать данную фичу, ибо «вы должны действовать как единая семья». | ** Особенно сильно это заметно в неплохой игрофикации от Ubisoft, но уже на уровне игрового процесса. В игре реализована механика, в которой черепахи вместе проводят какую нибудь комбо-атаку, так сказать, оказывают друг другу помощь. И если вы хотите получить самый высокий рейтинг прохождения уровня, вам следует ими часто пользоваться как в бою, так и в преодолении препятствий. Если вы не сделаете, то на экране результатов Сплинтер будет настаивать, что вы должны постоянно юзать данную фичу, ибо «вы должны действовать как единая семья». | ||
Строка 78: | Строка 64: | ||
* [[Это плохо, понятно?]] Целая статья именно о сабже, преподносимом в виде переусложнения неугодных разработчикам путей прохождения (которые игроки [[Ай, молодца!|всё равно выбирают]], но [[Трудно — значит, круто|из спортивного интереса]]) или вовсе введения вредно-бесполезных за исключением морали опций. | * [[Это плохо, понятно?]] Целая статья именно о сабже, преподносимом в виде переусложнения неугодных разработчикам путей прохождения (которые игроки [[Ай, молодца!|всё равно выбирают]], но [[Трудно — значит, круто|из спортивного интереса]]) или вовсе введения вредно-бесполезных за исключением морали опций. | ||
* Смысл тот же, но другая подача в [[Game Dev Tycoon]]. [[Антипиратская фича|В пиратской версии игры невозможно выиграть…]] из-за потерь от пиратства. [[Рекурсия|Именно так!]] Внутри игры имеются специально смоделированные «игропираты», ущерб от которых становится разорительным и начисто убивает всю играбельность, если у вас не лицензионная версия. | * Смысл тот же, но другая подача в [[Game Dev Tycoon]]. [[Антипиратская фича|В пиратской версии игры невозможно выиграть…]] из-за потерь от пиратства. [[Рекурсия|Именно так!]] Внутри игры имеются специально смоделированные «игропираты», ущерб от которых становится разорительным и начисто убивает всю играбельность, если у вас не лицензионная версия. | ||
* В [[Spec Ops: The Line]] разработчики с упоротым упорством безальтернативно принуждают игрока делать нехорошие вещи, не давая выбора, а потом пытаются пристыдить, как будто он сам решил так поступать. И вообще [[гадские рельсы]] в таком варианте | * В [[Spec Ops: The Line]] разработчики с упоротым упорством безальтернативно принуждают игрока делать нехорошие вещи, не давая выбора, а потом пытаются пристыдить, как будто он сам решил так поступать. И вообще [[гадские рельсы]] в таком варианте варианте — тоже детектор увесистой басни. | ||
** В данном случае это не баг, а фича. Единственный способ выиграть в эту | ** В данном случае это не баг, а фича. Единственный способ выиграть в эту игру — не играть в неё. | ||
*** А это уже [[Неудобная басня]]: игра всё-таки стоит денег и разрабатывалась явно не для того, чтобы игроки запрашивали возврат средств. | *** А это уже [[Неудобная басня]]: игра всё-таки стоит денег и разрабатывалась явно не для того, чтобы игроки запрашивали возврат средств. | ||
* [[Undertale]] | * [[Undertale]] — на протяжении всей игры вам будут говорить, что убивать — это плохо, и что нужно постараться подружиться со всеми, даже с вроде бы как плохими ребятами. Поэтому чтобы пройти игру на золотую концовку, необходимо отказаться от прокачки и пощадить всех, кто хочет забрать себе душу протагониста. Так что на мирном пути вам придётся вытерпеть все издевательства ваших противников аки святой, раз за разом терпя поражения из-за низкого здоровья и защиты. А уж про геноцид-рут мы промолчим. Мораль ясна и понятна: лучше оставаться милым и няшным слабачком, имеющий кучу друзей. С другой стороны, {{spoiler|Фриск обладает имбовой способностью «РЕШИТЕЛЬНОСТИ», который обеспечивает его/её ретроактивным бессмертием и прочими полезными плюшками}}. Так что скорее всего басня игры носит сугубо фантастический и даже жанровый (см. [[Манчкин]]) характер, и он вряд ли был бы применим в реальной жизни. | ||
** В этом плане больше всего продвинулись фанаты игры, которые впадают в ярость от игроков, которые проходят нейтральный путь или геноцид. Хотя казалось бы, для полного понимания сюжета необходимо пройти игру на три концовки. | ** В этом плане больше всего продвинулись фанаты игры, которые впадают в ярость от игроков, которые проходят нейтральный путь или геноцид. Хотя казалось бы, для полного понимания сюжета необходимо пройти игру на три концовки. | ||
** Фриску повезло, что в мире Андертейла все персонажи (включая злодеев) на самом деле являются добрыми бедняжками, которых надо понять и простить. В её спин-оффе, [[Deltarune]], пацифизм не работает против [[Полное чудовище|короля Тёмного Мира]]. | ** Фриску повезло, что в мире Андертейла все персонажи (включая злодеев) на самом деле являются добрыми бедняжками, которых надо понять и простить. В её спин-оффе, [[Deltarune]], пацифизм не работает против [[Полное чудовище|короля Тёмного Мира]]. | ||
* [[Arma 3]], дополнение | * [[Arma 3]], дополнение Tanks — если в процессе кампании вы не допустите со своей стороны военных преступлений, то в её финале вас за это не расстреляют. | ||
* [[Stardew Valley]] | * [[Stardew Valley]] — малый бизнес — это хорошо, а гигантские корпорации вроде ДжоДжа — это плохо. Потому что гиганты уничтожают малый бизнес. И вообще, жизнь в большом городе — полный отстой! Поэтому давайте все дружно [[Дауншифтер|переметнёмся в маленькую деревушку.]] Ведь там настоящая жизнь! А те кто работают на Джоджу либо депрессивные люди вроде Шейна, либо жадные козлы вроде Морриса. | ||
** [[Геймплей вразрез с сюжетом|Это особенно заметно в геймплее]]. Цены в лавке Пьера значительно ниже, чем в Джоджа Март. Хотя в той же кат-сцене показано, что Моррис даёт всем купоны на скидку и как бэ по идее они должны продавать товары дешевле. Да и вдобавок Пьер, будучи владельцем маленькой лавки, каким-то чудесным образом получает огромный ассортимент товаров на продажу, хотя по логике должно быть всё наоборот, в супермаркетах ассортимент товаров должен быть больше. Непонятно, почему для игрока цены в Джоджа марте такие завышенные? Моррис что-ли его ненавидит? Может протагонист успел попортить Моррису нервы когда он работал в корпорации? Вряд ли, Моррис с удовольствием даже предлагает игроку вступить в сотрудничество. | ** [[Геймплей вразрез с сюжетом|Это особенно заметно в геймплее]]. Цены в лавке Пьера значительно ниже, чем в Джоджа Март. Хотя в той же кат-сцене показано, что Моррис даёт всем купоны на скидку и как бэ по идее они должны продавать товары дешевле. Да и вдобавок Пьер, будучи владельцем маленькой лавки, каким-то чудесным образом получает огромный ассортимент товаров на продажу, хотя по логике должно быть всё наоборот, в супермаркетах ассортимент товаров должен быть больше. Непонятно, почему для игрока цены в Джоджа марте такие завышенные? Моррис что-ли его ненавидит? Может протагонист успел попортить Моррису нервы когда он работал в корпорации? Вряд ли, Моррис с удовольствием даже предлагает игроку вступить в сотрудничество. | ||
** Можно вообще отказаться от реставрации клуба и начать сотрудничество с Джоджа мартом. Это весьма выгодно для ленивого игрока, который не хочет потратить дополнительные усилия на сбор узелков (а уж поверьте, это [[Круто, но трудно|ещё тот хардкор]] с фармом и гриндом). В итоге игрок быстрее продвинется по сюжету, и даже улучшит жизнь в городе Пеликан благодаря финансовым вложениям. Ведь в этой игре заработать деньги можно с лёгкостью. Но и финал оставляет всё же [[Плохой хороший конец|неприятное послевкусие.]] | ** Можно вообще отказаться от реставрации клуба и начать сотрудничество с Джоджа мартом. Это весьма выгодно для ленивого игрока, который не хочет потратить дополнительные усилия на сбор узелков (а уж поверьте, это [[Круто, но трудно|ещё тот хардкор]] с фармом и гриндом). В итоге игрок быстрее продвинется по сюжету, и даже улучшит жизнь в городе Пеликан благодаря финансовым вложениям. Ведь в этой игре заработать деньги можно с лёгкостью. Но и финал оставляет всё же [[Плохой хороший конец|неприятное послевкусие.]] | ||
** [[Зелёная басня|А ещё корпорация ДжоДжа загрязняет природу.]] | ** [[Зелёная басня|А ещё корпорация ДжоДжа загрязняет природу.]] | ||
* The Dark Pictures Anthology: | * The Dark Pictures Anthology: | ||
** Man of | ** Man of Medan — не разбрасывайтесь деньгами и {{spoiler|почаще бывайте на свежем воздухе}}. | ||
** Little | ** Little Hope — {{spoiler|Не держите в себе груз вины. Но стоит собрать побольше секретов, и выясняется, что надо еще уделять внимание детям, когда у них начинается трудный жизненный период (еще в прологе может возникнуть ощущение, что даже если Меган наберется смелости пожаловаться родным, толку от этого не будет, поскольку ее семье [[Пария|до нее самой нет дела]]).}} | ||
** House of | ** House of Ashes — {{spoiler|при возникновении крупной опасности надо [[Дом разделённый|оставить в сторону все разногласия и совместными усилиями бороться с этой опасностью]].}} | ||
=== Прочее === | === Прочее === |