Редактирование: Фарисей
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 44: | Строка 44: | ||
На самом деле [[Танах, пророки и Земля Обетованная|иудейские]] фарисеи [[w:Второй Храм|эпохи Второго Храма]] были не такими уж плохими ребятами. Во-первых, они стремились сделать [[Справочник автора/Иудаизм|религию]] ближе к простому народу, оппонируя при этом храмовому клану (саддукеям), который хотел полной монополии на богослужение (и на сбор денег за него). Собственно, за это их и прозвали фарисеями — «раскольниками». Как это часто бывает, они [[Принять оскорбление как комплимент|с гордостью приняли это звание]]. | На самом деле [[Танах, пророки и Земля Обетованная|иудейские]] фарисеи [[w:Второй Храм|эпохи Второго Храма]] были не такими уж плохими ребятами. Во-первых, они стремились сделать [[Справочник автора/Иудаизм|религию]] ближе к простому народу, оппонируя при этом храмовому клану (саддукеям), который хотел полной монополии на богослужение (и на сбор денег за него). Собственно, за это их и прозвали фарисеями — «раскольниками». Как это часто бывает, они [[Принять оскорбление как комплимент|с гордостью приняли это звание]]. | ||
Кстати, никакими жрецами они в большинстве | Кстати, никакими жрецами они в большинстве своем не были, они как раз настаивали на том, что в законе может разбираться и рядовой гражданин. Именно эта, победившая традиция, через пару поколений после Христа, обеспечила то, что иудаизм выжил в диаспоре. Был уничтожен Храм а на месте его воздвигли алтарь Юпитера, потом церковь, потом мечеть, евреи были изгнанны из родной земли на многие поколения, но Веру унесли с собой и распостранили по всему свету. Жрецов/священников не стало, но религия осталась, ибо у каждого верующего иудея ''свой'', личный канал к Богу, своя с Ним связь для которой посредники и таинства не нужны. Кантор ведёт общину в общей, музыкальной молитве, pаввин ("рэббе", букв. "учитель") - хранитель/толкователь/препод Закона и судья-арбитр для тех споров которые люди не могут решить между собой, но роли аналогичной священнику ни тот ни другой не исполняют. Не нужна и церковь - синагога(буквально - собрание, как греческое слово экклезиа) именно деревенский дом собраний куда, ''среди прочего'', собираются и помолиться. Там же, удобства ради, хранятся свитки Торы, ведь именно там раввин учит детей общины (по законам хасмонейской царицы Александры - детей нужно было учить всех, мальчиков ''и'' девочек, за счёт общины если родители не способны заплатить сами). В результате, как указывал Макс Димонт в "Евреи, Бог, и История", религия лишённая своих святых мест и храмовой элиты но снабжённая грамотным людом, оказалась ''экспортабельной''. | ||
Фарисеи придумали демократичную форму синагогального богослужения, когда иудеи вместо дорогих [[Жертвоприношение|жертв]], курений и возлияний просто читали и толковали Писание и пели псалмы (собственно, «синагога» по-гречески означает «собрание», буквально «сходка» — калька с ивритского «кнессет»). Они много значения придавали образованию и настаивали на том, чтобы каждый еврей (по меньшей мере | Фарисеи придумали демократичную форму синагогального богослужения, когда иудеи вместо дорогих [[Жертвоприношение|жертв]], курений и возлияний просто читали и толковали Писание и пели псалмы (собственно, «синагога» по-гречески означает «собрание», буквально «сходка» — калька с ивритского «кнессет»). Они много значения придавали образованию и настаивали на том, чтобы каждый еврей (по меньшей мере каждый мужчина) учился грамоте. Они соблюдали национальные традиции и не давали евреям раствориться в плавильном котле эллинизированного Леванта. | ||
Слово «фарисей» в ругательном смысле пошло, естественно, из Евангелия. Сами евангелисты ничего плохого не имели в виду, они просто констатировали факт оппозиции фарисеев Христу. Но уже в античности контекст потерялся ([[ | Слово «фарисей» в ругательном смысле пошло, естественно, из Евангелия. Сами евангелисты ничего плохого не имели в виду, они просто констатировали факт оппозиции фарисеев Христу. Но уже в античности контекст потерялся ([[герои и философы|грекам]] и [[императоры и гладиаторы|римлянам]] не было дела до иудейских религиозных партий), и фарисеях стали говорить просто как о нехороших людях, которые не любили Христа (хотя Гамалиил, Никодим и Иосиф Аримафейский, ученики Христа, были из фарисеев), а Он их обличал. | ||
Почему же Христос обличал фарисеев? | Почему же Христос обличал фарисеев? | ||
Строка 56: | Строка 56: | ||
Во-вторых, они скатились в лютое буквоедство. Первоначально их девизом было «Не народ для закона, а закон для народа», но во времена Иисуса все было уже наоборот: народ для закона, человек для субботы. | Во-вторых, они скатились в лютое буквоедство. Первоначально их девизом было «Не народ для закона, а закон для народа», но во времена Иисуса все было уже наоборот: народ для закона, человек для субботы. | ||
В-третьих, фарисеи, которые настаивали на буквальном соблюдении закона, тут же придумывали кучу отмазок для того, чтобы объезжать закон на кривой козе. Например, закон велел каждые семь лет устраивать юбилей — прощать должникам их долги. Чтобы обойти это положение, фарисеи придумали на шестой год передавать долги в суд, а закон был применим только к частным лицам. Таким образом, на седьмой год никто должников по факту не прощал<ref>Правда, были у фарисеев и гуманные нововведения: не отменяя уголовные положения закона Моисея, они ввели новые уголовно-процессуальные и добились того, что вынести смертный приговор, соблюдая их все, стало фактически невозможно. В Мишне сказано: «Синедрион, приговаривающий к смерти раз в семь лет, называется кровожадным; рабби | В-третьих, фарисеи, которые настаивали на буквальном соблюдении закона, тут же придумывали кучу отмазок для того, чтобы объезжать закон на кривой козе. Например, закон велел каждые семь лет устраивать юбилей — прощать должникам их долги. Чтобы обойти это положение, фарисеи придумали на шестой год передавать долги в суд, а закон был применим только к частным лицам. Таким образом, на седьмой год никто должников по факту не прощал<ref>Правда, были у фарисеев и гуманные нововведения: не отменяя уголовные положения закона Моисея, они ввели новые уголовно-процессуальные и добились того, что вынести смертный приговор, соблюдая их все, стало фактически невозможно. В Мишне сказано: «Синедрион, приговаривающий к смерти раз в семь лет, называется кровожадным; рабби Эл‘азар бен Азария говорит: „Даже раз в 70 лет“; рабби Тарфон и рабби Акива сказали: „Если бы мы заседали в Синедрионе, смертные приговоры никогда не выносились бы“, но раббан Шим‘он бен Гамлиэль сказал: „Если так, они бы умножили число убийц в среде Израиля“». Против этих положений Иисус Христос не протестовал. Что не помешало фарисеям поплясать под дудку саддукеев и поучаствовать в судебном процессе против Христа, нарушающем правовые нормы</ref>. | ||
И в-чётвертых, конечно же, показное благочестие: фарисеи расширяли цицит (кисти на краях одежды) и тфилин (повязки с изречениями из Торы), но в душе служили не Богу, а | И в-чётвертых, конечно же, показное благочестие: фарисеи расширяли цицит (кисти на краях одежды) и тфилин (повязки с изречениями из Торы), но в душе служили не Богу, а маммоне. | ||
Иисус находил такие практики [[лицемер]]ными и говорил об этом громко, чем и вызвал недовольство фарисеев. | Иисус находил такие практики [[лицемер]]ными и говорил об этом громко, чем и вызвал недовольство фарисеев. |