Редактирование: Фарисей

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 44: Строка 44:
На самом деле [[Танах, пророки и Земля Обетованная|иудейские]] фарисеи [[w:Второй Храм|эпохи Второго Храма]] были не такими уж плохими ребятами. Во-первых, они стремились сделать [[Справочник автора/Иудаизм|религию]] ближе к простому народу, оппонируя при этом храмовому клану (саддукеям), который хотел полной монополии на богослужение (и на сбор денег за него). Собственно, за это их и прозвали фарисеями — «раскольниками». Как это часто бывает, они [[Принять оскорбление как комплимент|с гордостью приняли это звание]].
На самом деле [[Танах, пророки и Земля Обетованная|иудейские]] фарисеи [[w:Второй Храм|эпохи Второго Храма]] были не такими уж плохими ребятами. Во-первых, они стремились сделать [[Справочник автора/Иудаизм|религию]] ближе к простому народу, оппонируя при этом храмовому клану (саддукеям), который хотел полной монополии на богослужение (и на сбор денег за него). Собственно, за это их и прозвали фарисеями — «раскольниками». Как это часто бывает, они [[Принять оскорбление как комплимент|с гордостью приняли это звание]].


Кстати, никакими жрецами они в большинстве своём не были, они как раз настаивали на том, что в законе может разбираться и рядовой гражданин. Именно эта победившая традиция через пару поколений после Христа обеспечила то, что иудаизм выжил в диаспоре. Был уничтожен Храм, а на месте его воздвигли алтарь Юпитера, потом церковь, потом мечеть. Евреи были изгнанны из родной земли на многие поколения, но Веру унесли с собой и распостранили по всему свету. Жрецов/священников не стало, но религия осталась, ибо у каждого верующего иудея ''свой'', личный канал к Богу, своя с Ним связь, для которой посредники и таинства не нужны. Кантор ведёт общину в общей, музыкальной молитве, pаввин («рэббе», буквально «учитель») хранитель/толкователь/преподаватель Закона и судья-арбитр для тех споров, которые люди не могут решить между собой, но роли, аналогичной священнику, ни тот, ни другой не исполняют. Не нужна и церковь: синагога (буквально — «собрание», как греческое слово «экклезиа») именно деревенский дом собраний, куда, ''среди прочего'', собираются и помолиться. Там же, удобства ради, хранятся свитки Торы, ведь именно там раввин учит детей общины (по законам хасмонейской царицы Александры детей нужно было учить всех, мальчиков ''и'' девочек, за счёт общины, если родители неспособны заплатить сами). В результате, как указывал Макс Димонт в «Евреи, Бог и История», религия, лишённая своих святых мест и храмовой элиты, но снабжённая грамотным людом, оказалась ''экспортабельной''.
Кстати, никакими жрецами они в большинстве своем не были, они как раз настаивали на том, что в законе может разбираться и рядовой гражданин. Именно эта, победившая традиция, через пару поколений после Христа, обеспечила то, что иудаизм выжил в диаспоре. Был уничтожен Храм а на месте его воздвигли алтарь Юпитера, потом церковь, потом мечеть, евреи были изгнанны из родной земли на многие поколения, но Веру унесли с собой и распостранили по всему свету. Жрецов/священников не стало, но религия осталась, ибо у каждого верующего иудея ''свой'', личный канал к Богу, своя с Ним связь для которой посредники и таинства не нужны. Кантор ведёт общину в общей, музыкальной молитве, pаввин ("рэббе", букв. "учитель") - хранитель/толкователь/препод Закона и судья-арбитр для тех споров которые люди не могут решить между собой, но роли аналогичной священнику ни тот ни другой не исполняют. Не нужна и церковь - синагога(буквально - собрание, как греческое слово экклезиа) именно деревенский дом собраний куда, ''среди прочего'', собираются и помолиться. Там же, удобства ради, хранятся свитки Торы, ведь именно там раввин учит детей общины (по законам хасмонейской царицы Александры - детей нужно было учить всех, мальчиков ''и'' девочек, за счёт общины если родители не способны заплатить сами). В результате, как указывал Макс Димонт в "Евреи, Бог, и История", религия лишённая своих святых мест и храмовой элиты но снабжённая грамотным людом, оказалась ''экспортабельной''.


Фарисеи придумали демократичную форму синагогального богослужения, когда иудеи вместо дорогих [[Жертвоприношение|жертв]], курений и возлияний просто читали и толковали Писание и пели псалмы (собственно, «синагога» по-гречески означает «собрание», буквально «сходка» — калька с ивритского «кнессет»). Они много значения придавали образованию и настаивали на том, чтобы каждый еврей (по меньшей мере, каждый мужчина) учился грамоте. Они соблюдали национальные традиции и не давали евреям раствориться в плавильном котле эллинизированного Леванта.
Фарисеи придумали демократичную форму синагогального богослужения, когда иудеи вместо дорогих [[Жертвоприношение|жертв]], курений и возлияний просто читали и толковали Писание и пели псалмы (собственно, «синагога» по-гречески означает «собрание», буквально «сходка» — калька с ивритского «кнессет»). Они много значения придавали образованию и настаивали на том, чтобы каждый еврей (по меньшей мере каждый мужчина) учился грамоте. Они соблюдали национальные традиции и не давали евреям раствориться в плавильном котле эллинизированного Леванта.


Слово «фарисей» в ругательном смысле пошло, естественно, из Евангелия. Сами евангелисты ничего плохого не имели в виду, они просто констатировали факт оппозиции фарисеев Христу. Но уже в античности контекст потерялся ([[Герои и философы|грекам]] и [[Императоры и гладиаторы|римлянам]] не было дела до иудейских религиозных партий), и о фарисеях стали говорить просто как о нехороших людях, которые не любили Христа (хотя Гамалиил, Никодим и Иосиф Аримафейский, ученики Христа, были из фарисеев), а Он их обличал.
Слово «фарисей» в ругательном смысле пошло, естественно, из Евангелия. Сами евангелисты ничего плохого не имели в виду, они просто констатировали факт оппозиции фарисеев Христу. Но уже в античности контекст потерялся ([[герои и философы|грекам]] и [[императоры и гладиаторы|римлянам]] не было дела до иудейских религиозных партий), и фарисеях стали говорить просто как о нехороших людях, которые не любили Христа (хотя Гамалиил, Никодим и Иосиф Аримафейский, ученики Христа, были из фарисеев), а Он их обличал.


Почему же Христос обличал фарисеев?
Почему же Христос обличал фарисеев?
Строка 56: Строка 56:
Во-вторых, они скатились в лютое буквоедство. Первоначально их девизом было «Не народ для закона, а закон для народа», но во времена Иисуса все было уже наоборот: народ для закона, человек для субботы.
Во-вторых, они скатились в лютое буквоедство. Первоначально их девизом было «Не народ для закона, а закон для народа», но во времена Иисуса все было уже наоборот: народ для закона, человек для субботы.


В-третьих, фарисеи, которые настаивали на буквальном соблюдении закона, тут же придумывали кучу отмазок для того, чтобы объезжать закон на кривой козе. Например, закон велел каждые семь лет устраивать юбилей — прощать должникам их долги. Чтобы обойти это положение, фарисеи придумали на шестой год передавать долги в суд, а закон был применим только к частным лицам. Таким образом, на седьмой год никто должников по факту не прощал<ref>Правда, были у фарисеев и гуманные нововведения: не отменяя уголовные положения закона Моисея, они ввели новые уголовно-процессуальные и добились того, что вынести смертный приговор, соблюдая их все, стало фактически невозможно. В Мишне сказано: «Синедрион, приговаривающий к смерти раз в семь лет, называется кровожадным; рабби Элазар бен Азария говорит: "Даже раз в 70 лет"; рабби Тарфон и рабби Акива сказали: "Если бы мы заседали в Синедрионе, смертные приговоры никогда не выносились бы", но раббан Шимон бен Гамлиэль сказал: "Если так, они бы умножили число убийц в среде Израиля"». Против этих положений Иисус Христос не протестовал. Что не помешало фарисеям поплясать под дудку саддукеев и поучаствовать в судебном процессе против Христа, нарушающем правовые нормы.</ref>.
В-третьих, фарисеи, которые настаивали на буквальном соблюдении закона, тут же придумывали кучу отмазок для того, чтобы объезжать закон на кривой козе. Например, закон велел каждые семь лет устраивать юбилей — прощать должникам их долги. Чтобы обойти это положение, фарисеи придумали на шестой год передавать долги в суд, а закон был применим только к частным лицам. Таким образом, на седьмой год никто должников по факту не прощал<ref>Правда, были у фарисеев и гуманные нововведения: не отменяя уголовные положения закона Моисея, они ввели новые уголовно-процессуальные и добились того, что вынести смертный приговор, соблюдая их все, стало фактически невозможно. В Мишне сказано: «Синедрион, приговаривающий к смерти раз в семь лет, называется кровожадным; рабби Эл‘азар бен Азария говорит: „Даже раз в 70 лет“; рабби Тарфон и рабби Акива сказали: „Если бы мы заседали в Синедрионе, смертные приговоры никогда не выносились бы“, но раббан Шим‘он бен Гамлиэль сказал: „Если так, они бы умножили число убийц в среде Израиля“». Против этих положений Иисус Христос не протестовал. Что не помешало фарисеям поплясать под дудку саддукеев и поучаствовать в судебном процессе против Христа, нарушающем правовые нормы</ref>.


И в-чётвертых, конечно же, показное благочестие: фарисеи расширяли цицит (кисти на краях одежды) и тфилин (повязки с изречениями из Торы), но в душе служили не Богу, а Маммоне.
И в-чётвертых, конечно же, показное благочестие: фарисеи расширяли цицит (кисти на краях одежды) и тфилин (повязки с изречениями из Торы), но в душе служили не Богу, а маммоне.


Иисус находил такие практики [[лицемер]]ными и говорил об этом громко, чем и вызвал недовольство фарисеев.
Иисус находил такие практики [[лицемер]]ными и говорил об этом громко, чем и вызвал недовольство фарисеев.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!