Редактирование: Фрик-шоу

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 25: Строка 25:


== Я — прекрасная загадка! (штампы и стереотипы) ==
== Я — прекрасная загадка! (штампы и стереотипы) ==
Стереотип в литературе: владельцы цирков плохо относятся к фрикам, колотят почём зря, отбирают деньги и вообще за людей не считают. Зрители воспринимают участников шоу как зрелище, тоже не считая за людей. Сидя в своих палатках, как птичка в клетке, фрики одиноки и несчастны.
Стереотип в литературе: владельцы цирков плохо относятся к фрикам, колотят почём зря, отбирают деньги и вообще за людей не считают. Зрители воспринимают участников шоу как зрелище, тоже не считая за людей. Сидя в своих палатках, как птичка в клетке, фрики одиноки и несчастны.


Строка 36: Строка 37:
[[Файл:Siamese_Twins.png|240px|thumb|right|<strike>Китайские</strike> сиамские близнецы Чанг и Энг.]]
[[Файл:Siamese_Twins.png|240px|thumb|right|<strike>Китайские</strike> сиамские близнецы Чанг и Энг.]]


* '''[[Физическая суперсила|Невероятный силач]]''' — естественно, далеко не урод! Австриец Макс Зигфрид поражал американскую публику, разрывая стальные цепи и сворачивая в трубочку серебряные доллары (из материала заказчика). Его компатриотка Кэйти Брумбах, выступавшая в Америке как «россиянка Катерина Сандвина» или «норвежка Брунгильда», при росте около 185 см, поднимала из приседа и удерживала на плечах трёх взрослых мужчин, балансировала на голове булаву 300 фунтов. Как видим, Арне — не первый силач из Австрии, покоривший Соединённые Штаты. Кроме настоящих силачей, встречаются и поддельные, при этом номер выполняется как цирковой иллюзион: артист упражняется с полыми гирями, а зрителям дают потрогать настоящие. Иногда один и тот же артист в зависимости от обстоятельств может выступать то «честно», то «нечестно». В принципе, цирковые силачи выступают и по сей день. Стереотипный силач обычно с завитыми усами, в реальной жизни — по-разному.
* [[Физическая суперсила|'''Невероятный силач''']] — естественно, далеко не урод! Австриец Макс Зигфрид поражал американскую публику, разрывая стальные цепи и сворачивая в трубочку серебряные доллары (из материала заказчика). Его компатриотка Кэйти Брумбах, выступавшая в Америке как «россиянка Катерина Сандвина» или «норвежка Брунгильда», при росте около 185 см, поднимала из приседа и удерживала на плечах трёх взрослых мужчин, балансировала на голове булаву 300 фунтов. Как видим, Арне — не первый силач из Австрии, покоривший Соединённые Штаты. Кроме настоящих силачей, встречаются и поддельные, при этом номер выполняется как цирковой иллюзион: артист упражняется с полыми гирями, а зрителям дают потрогать настоящие. Иногда один и тот же артист в зависимости от обстоятельств может выступать то «честно», то «нечестно». В принципе, цирковые силачи выступают и по сей день. Стереотипный силач обычно с завитыми усами, в реальной жизни — по-разному.
* '''Бородатая леди'''. Встречаются настоящие, получившие растительность на лице вследствие гормональных нарушений. Из наиболее известных: мадам Клофилла (Джозефина Бьодечене) и Анни Джонс. Большинство бородатых леди, однако, бороды клеили (или вообще переодетые мужчины). На жизнь зарабатывали не столько показом бороды, сколько пением, музыкой, фокусами, гипнозом или ментализмом. Популярны, как ни странно, до сих пор. Одна даже победила на «Евровидении».
* '''Бородатая леди'''. Встречаются настоящие, получившие растительность на лице вследствие гормональных нарушений. Из наиболее известных: мадам Клофилла (Джозефина Бьодечене) и Анни Джонс. Большинство бородатых леди, однако, бороды клеили (или вообще переодетые мужчины). На жизнь зарабатывали не столько показом бороды, сколько пением, музыкой, фокусами, гипнозом или ментализмом. Популярны, как ни странно, до сих пор. Одна даже победила на «Евровидении».
* '''Атавизм'''. Хвост или волосяной покров по всему телу пугали публику осознанием, что [[Справочник автора/Теория эволюции|Дарвин-таки прав]]! Прославились мальчик с шерстью на лице Лионел и похожий на шимпанзе [[Нет, не тот|Джо-Джо]]. Из женщин — Юлия Пастрана из паноптикума Барнума.
* '''Атавизм'''. Хвост или волосяной покров по всему телу пугали публику осознанием, что [[Справочник автора/Теория эволюции|Дарвин-таки прав]]! Прославились мальчик с шерстью на лице Лионел и похожий на шимпанзе [[Нет, не тот|Джо-Джо]]. Из женщин — Юлия Пастрана из паноптикума Барнума.
Строка 45: Строка 46:
* '''Дикие нравы'''. В Америке и Европе демонстрировали вывезенных из Бирмы девушек племени Кайан — с вытянутыми шеями, подпёртыми бронзовыми кольцами — или африканцев со вставленными в губы и уши огромными блюдцами. Сюда же относится показ во фрик-шоу восточных боевых искусств выходцами из Китая, Японии, Кореи и грозных танцев маори из Новой Зеландии. От последних пошло также следующее амплуа.
* '''Дикие нравы'''. В Америке и Европе демонстрировали вывезенных из Бирмы девушек племени Кайан — с вытянутыми шеями, подпёртыми бронзовыми кольцами — или африканцев со вставленными в губы и уши огромными блюдцами. Сюда же относится показ во фрик-шоу восточных боевых искусств выходцами из Китая, Японии, Кореи и грозных танцев маори из Новой Зеландии. От последних пошло также следующее амплуа.
* '''Татуировки на всё тело'''. Сейчас этим никого не удивишь, но в XVIII—XIX веке качественно выполненные татуировки были в диковину. В строгом викторианском обществе особенно поражали зрителей женщины. Тогда ведь даже на пляже стыдно было показать голое тело, а для демонстрации «тату» требуется раздеваться. Очень прибыльно раздевались на публике Артория Гиббонс и Лоретт Фулкерсон.
* '''Татуировки на всё тело'''. Сейчас этим никого не удивишь, но в XVIII—XIX веке качественно выполненные татуировки были в диковину. В строгом викторианском обществе особенно поражали зрителей женщины. Тогда ведь даже на пляже стыдно было показать голое тело, а для демонстрации «тату» требуется раздеваться. Очень прибыльно раздевались на публике Артория Гиббонс и Лоретт Фулкерсон.
* '''Гиганты''' выступали в цирке с незапамятных времён. В цирке Барнума прославились Хенрик Брустард и Эл Томайни. Последний был женат на безногой гимнастке (а также йогине и менталисте) Джене. Могут встречаться и по сей день, но в первую очередь каждый из них представитель своего жанра, а только во вторую — гигант. Если у нас не стилизация под «тогда».
* '''Гиганты''' выступали в цирке с незапамятных времён. В цирке Барнума прославились Хенрик Брустард и Эл Томайни. Последний был женат на безногой гимнастке (а также йогине и менталисте) Джене. Могут встречаться и по сей день, но в первую очередь каждый из них представитель своего жанра, а только во вторую - гигант. Если у нас не стилизация под "тогда".
* '''Гномы и карлики'''. Дварфизм обусловлен многими факторами — от недостатка гормонов до дефекта генома. Цирки лилипутов успешно существуют до сих пор. Сами артисты объясняют ситуацию: при 100 см роста взаимодействовать с миром «высоких» тяжеловато. Когда же у тебя есть собственный артистический трейлер, а все актёры в труппе примерно одного роста, есть возможность избежать большинства бытовых неудобств, сохранив все преимущества сценического признания.
* '''Гномы и карлики'''. Дварфизм обусловлен многими факторами — от недостатка гормонов до дефекта генома. Цирки лилипутов успешно существуют до сих пор. Сами артисты объясняют ситуацию: при 100 см роста взаимодействовать с миром «высоких» тяжеловато. Когда же у тебя есть собственный артистический трейлер, а все актёры в труппе примерно одного роста, есть возможность избежать большинства бытовых неудобств, сохранив все преимущества сценического признания.
** Существовал и в СССР цирк лилипутов «Маленькие звезды». В отличии от других представителей фрик-шоу, поскольку согласно советским установкам цирк должен прославлять красоту, ловкость и смелость человека, а не демонстрировать уродства (обычно это можно было прочесть практически в любой цирковой и околоцирковой литературе более подробно). Хотя цирку лилипутов изредка доставалось от критики в том плане, что «катимся» к «буржуазному развлечению» — демонстрации уродств. Другая причина критики (не относящаяся к фрик-шоу) — наличие номеров, подходящих больше для эстрады, чем для цирка. Среди «лишних» в первую очередь музыкальные.
** Существовал и в СССР цирк лилипутов "Маленькие звезды". В отличии от других представителей фрик-шоу, поскольку согласно советским установкам цирк должен прославлять красоту, ловкость и смелость человека, а не демонстрировать уродства (обычно это можно было прочесть практически в любой цирковой и околоцирковой литературе более подробно). Хотя цирку лилипутов изредка доставалось от критики в том плане, что «катимся» к «буржуазному развлечению» — демонстрации уродств. Другая причина критики (не относящаяся к фрик-шоу) - наличие номеров, подходящих больше для эстрады, чем для цирка. Среди "лишних" в первую очередь музыкальные.
* '''Шпагоглотатели, йоги, факиры''' — тоже древнее искусство. Кто-то утверждает, что с цыганских представлений и начался собственно европейский цирк. Возрождение традиции в виде изрыгаюших огонь и жонглирующих <strike>огненными мечами</strike> дешёвыми китайскими фейерверками «файерщиков» наблюдается и в XXI веке. Профессиональные факиры и шпагоглотатели также актуальны и по сей день — в каждом втором (как минимум) «магическом» (то есть преимущественно с фокусами) телешоу можно увидеть как минимум одного факира. Некоторые представители жанра превращали и превращают свои выступление в настоящее искусство (хотя подобный жанр как таковой иной раз бывает на любителя). Или даже деконструируют привычное факирское действо как Рэй Волд (точнее Уолд), выступающий в образе недотепы, у которого случайно загорелся костюм (в номере-визитной карточке), и продолжая в том же духе в других номерах. См. https://www.youtube.com/watch?v=6WgnOXYQt50 Иной раз и «традиционный» фокусник тоже вставит пару-тройку факирских номеров, чтобы попугать/шокировать зрителей.
* '''Шпагоглотатели, йоги, факиры''' — тоже древнее искусство. Кто-то утверждает, что с цыганских представлений и начался собственно европейский цирк. Возрождение традиции в виде изрыгаюших огонь и жонглирующих <strike>огненными мечами</strike> дешёвыми китайскими фейерверками «файерщиков» наблюдается и в XXI веке. Профессиональные факиры и шпагоглотатели также актуальны и по сей день — в каждом втором (как минимум) «магическом» (т. е. преимущественно с фокусами) телешоу можно увидеть как минимум одного факира. Некоторые представители жанра превращали и превращают свои выступление в настоящее искусство (хотя подобный жанр как таковой иной раз бывает на любителя). Или даже деконструируют привычное факирское действо как Рэй Волд (точнее Уолд), выступающий в образе недотепы, у которого случайно загорелся костюм (в номере-визитной карточке), и продолжая в том же духе в других номерах. См. https://www.youtube.com/watch?v=6WgnOXYQt50 Иной раз и «традиционный» фокусник тоже вставит пару-тройку факирских номеров, чтобы попугать/шокировать зрителей.
* '''Гуттаперчевый человек''', он же '''конторшионист'''. Акробат, развивший невероятную гибкость суставов. Может уложить себя в стеклянный кубик с ребром 50 см и крышкой закрыть. Амплуа использовано в фильме «Одиннадцать друзей Оушена».
* '''Гуттаперчевый человек''', он же '''конторшионист'''. Акробат, развивший невероятную гибкость суставов. Может уложить себя в стеклянный кубик с ребром 50 см и крышкой закрыть. Амплуа использовано в фильме «Одиннадцать друзей Оушена».
* '''[[Ясновидение|Ясновидящий]]''' — классический участник фрик-шоу, наряду с факирами. Маг с хрустальным шаром. Медиум с «таблеткой» для спиритических сеансов. [[гадалка|Цыганка с картами]]. «А позолоти ручку». Дорога дальняя, дом казённый, любовь страстная. А хорошо всё будет, мила-а-ай. Также действуют и по сей день, но преимущественно в собственных салонах магических услуг.
* [[Ясновидение|'''Ясновидящий''']] — классический участник фрик-шоу, наряду с факирами. Маг с хрустальным шаром. Медиум с «таблеткой» для спиритических сеансов. [[гадалка|Цыганка с картами]]. «А позолоти ручку». Дорога дальняя, дом казённый, любовь страстная. А хорошо всё будет, мила-а-ай. Также действуют и по сей день, но преимущественно в собственных салонах магических услуг.
* '''Чревовещатель''', он же '''вентрилоквист''' или '''вентролог'''. Умеет говорить, не дрогнув мышцей лица! А были и фрики, умевшие разговаривать и даже петь… скажем так, противоположным рту естественным отверстием. Амплуа обыграно в фильме «Эйс Вентура: Розыск домашних животных»(1993). Также популярны и по сей день.
* '''Чревовещатель''', он же '''вентрилоквист''' или '''вентролог'''. Умеет говорить, не дрогнув мышцей лица! А были и фрики, умевшие разговаривать и даже петь… скажем так, противоположным рту естественным отверстием. Амплуа обыграно в фильме «Эйс Вентура: Розыск домашних животных»(1993). Также популярны и по сей день.
* '''[[Псионика|Менталист]]''', он же '''мозговой феномен''': читает ваши мысли на расстоянии, угадывает, что у вас в кармане, запоминает за пять минут сотню слов или вычисляет в уме корни одиннадцатой степени из двадцатизначных чисел. Упомянутая ниже Джена Томайни была по совместительству и менталистом, причём угадывала мысли, лёжа на гвоздях! Неожиданный друг юного Яши Перельмана в книге «Чудо нашего века» (1925) — тоже менталист. Впрочем, менталисты популярны и по сей день. Особенно мнемотехника и всевозможные предсказания (каковые есть как минимум у каждого второго фокусника). Если не в цирке, то на эстраде.
* '''[[Псионика|Менталист]]''', он же '''мозговой феномен''': читает ваши мысли на расстоянии, угадывает, что у вас в кармане, запоминает за пять минут сотню слов или вычисляет в уме корни одиннадцатой степени из двадцатизначных чисел. Упомянутая ниже Джена Томайни была по совместительству и менталистом, причём угадывала мысли, лёжа на гвоздях! Неожиданный друг юного Яши Перельмана в книге «Чудо нашего века» (1925) — тоже менталист. Впрочем, менталисты популярны и по сей день. Особенно мнемотехника и всевозможные предсказания (каковые есть как минимум у каждого второго фокусника). Если не в цирке, то на эстраде.
Строка 62: Строка 63:
* '''Безрукая красавица'''. Нередко самая высокооплачиваемая актриса цирка! Это оттого, что самая доходная. В такие балаганы выстраивались очереди, а помимо собственно представлений там продавали фотографии с автографом чуда природы. Нравы были строгие: обнажить на публике лодыжку неприлично, а тут девушка не только обнажает, но и [[Не любит обувь|босой ножкой]] пишет или держит фужер! У большинства безруких красавиц демонстрация [[Очумелые ножки|очумелых ножек]] ограничивалась удержанием сигареты, «ногопожатиями» со зрителями и раздачей автографов, а гвоздём программы были пение, танцы или просто разговоры с публикой «за жизнь», однако встречались и уникальные номера, недоступные большинству людей с двумя руками, например Джоан Уишнант исполняла ногами сольные концерты на гитаре. Прославилась Китти Смит, долгое время выступавшая в парке Кони Айленд по несколько раз в день с сорокаминутной программой, причём все представления были разные: Китти писала каллиграфическим почерком, печатала на машинке (в том числе, и то, что мы теперь бы назвали «ASCII-графикой»), играла на пианино, при этом заводила фонограф и устраивала аукцион записанного валика, рисовала (ей особенно удавались домашние животные), [[гаечка|мастерила табуретки и полочки]], шила лоскутные одеяла, вышивала, вязала крючком, и даже пекла для зрителей кексы! В отличие от многих других безруких красавиц, Китти не родилась такой, а потеряла руки в возрасте 9 лет<ref>Рано осталась без матери, жила с алкоголиком-отцом. По опубликованным Китти воспоминаниям, она однажды решила попробовать отцовскую выпивку и упала на горячую плиту, получив тяжёлые ожоги рук. По версии попечительского совета Чикаго, пьяный отец наказал дочь за отказ готовить ужин, однако суд отца оправдал, а Китти признавалась, что совершенно не помнит, что произошло в тот трагический вечер.</ref>, но [[Тяжёлое детство, деревянные игрушки|самостоятельная жизнь в детдоме]] заставила освоить все навыки.
* '''Безрукая красавица'''. Нередко самая высокооплачиваемая актриса цирка! Это оттого, что самая доходная. В такие балаганы выстраивались очереди, а помимо собственно представлений там продавали фотографии с автографом чуда природы. Нравы были строгие: обнажить на публике лодыжку неприлично, а тут девушка не только обнажает, но и [[Не любит обувь|босой ножкой]] пишет или держит фужер! У большинства безруких красавиц демонстрация [[Очумелые ножки|очумелых ножек]] ограничивалась удержанием сигареты, «ногопожатиями» со зрителями и раздачей автографов, а гвоздём программы были пение, танцы или просто разговоры с публикой «за жизнь», однако встречались и уникальные номера, недоступные большинству людей с двумя руками, например Джоан Уишнант исполняла ногами сольные концерты на гитаре. Прославилась Китти Смит, долгое время выступавшая в парке Кони Айленд по несколько раз в день с сорокаминутной программой, причём все представления были разные: Китти писала каллиграфическим почерком, печатала на машинке (в том числе, и то, что мы теперь бы назвали «ASCII-графикой»), играла на пианино, при этом заводила фонограф и устраивала аукцион записанного валика, рисовала (ей особенно удавались домашние животные), [[гаечка|мастерила табуретки и полочки]], шила лоскутные одеяла, вышивала, вязала крючком, и даже пекла для зрителей кексы! В отличие от многих других безруких красавиц, Китти не родилась такой, а потеряла руки в возрасте 9 лет<ref>Рано осталась без матери, жила с алкоголиком-отцом. По опубликованным Китти воспоминаниям, она однажды решила попробовать отцовскую выпивку и упала на горячую плиту, получив тяжёлые ожоги рук. По версии попечительского совета Чикаго, пьяный отец наказал дочь за отказ готовить ужин, однако суд отца оправдал, а Китти признавалась, что совершенно не помнит, что произошло в тот трагический вечер.</ref>, но [[Тяжёлое детство, деревянные игрушки|самостоятельная жизнь в детдоме]] заставила освоить все навыки.
* '''Амбидекстр''' — это безрукий феномен… с руками. Например, играет руками на банджо, а ногами одновременно пилит дрова. Есть и вариант, где используются только руки. Например, левой рукой пишет каллиграфию, правой одновременно собирает кубик Рубика. '''Человек-оркестр''' — чисто музыкальная разновидность амбидекстра.
* '''Амбидекстр''' — это безрукий феномен… с руками. Например, играет руками на банджо, а ногами одновременно пилит дрова. Есть и вариант, где используются только руки. Например, левой рукой пишет каллиграфию, правой одновременно собирает кубик Рубика. '''Человек-оркестр''' — чисто музыкальная разновидность амбидекстра.
** В принципе, актуальны и по сей день разного рода артисты с «очумелыми ножками». Иногда подобный трюк добавляют при выступлении в ином жанре. Последнее время любят стрелять из лука ногами. Хотя встречалось и ранее. В рамках номера https://www.youtube.com/watch?v=QsjnxHJN-QU и без такового https://www.youtube.com/watch?v=mErwpROaEn8
** В принципе, актуальны и по сей день разного рода артисты с "очумелыми ножками". Иногда подобный трюк добавляют при выступлении в ином жанре. Последнее время любят стрелять из лука ногами. Хотя встречалось и ранее. В рамках номера https://www.youtube.com/watch?v=QsjnxHJN-QU и без такового https://www.youtube.com/watch?v=mErwpROaEn8
* '''Живой торс'''. Николай Васильевич Кобельков сделал блестящую карьеру циркового артиста, а потом владельца нескольких аттракционов в луна-парке Праттера, возле Вены. Писал каллиграфическим почерком, стрелял из винтовки, рисовал, ездил на лошади, выступал на главной арене в клетке с тиграми. Проделывал всё это вообще без рук и без ног. Был счастливо женат и оставил 6 детям богатое наследство. Снялся в одном из первых фильмов братьев Люмьер — полутораминутном «Kobelkoff» (1900). Медицинское состояние называется тотальной тетрамелией, по наследству не передаётся. Кроме Кобелькова, Европу и Америку поражали упомянутая выше Виолетта, а также Фреда Пушник, Принц Рандиан, Фредди Томасон.
* '''Живой торс'''. Николай Васильевич Кобельков сделал блестящую карьеру циркового артиста, а потом владельца нескольких аттракционов в луна-парке Праттера, возле Вены. Писал каллиграфическим почерком, стрелял из винтовки, рисовал, ездил на лошади, выступал на главной арене в клетке с тиграми. Проделывал всё это вообще без рук и без ног. Был счастливо женат и оставил 6 детям богатое наследство. Снялся в одном из первых фильмов братьев Люмьер — полутораминутном «Kobelkoff» (1900). Медицинское состояние называется тотальной тетрамелией, по наследству не передаётся. Кроме Кобелькова, Европу и Америку поражали упомянутая выше Виолетта, а также Фреда Пушник, Принц Рандиан, Фредди Томасон.
** Кроме того, были и иллюзионные варианты «живого торса», когда часть туловища была бутафорской и помогала спрятать ноги. Относительно современный вариант можно наблюдать в шоу Руди Коби, в сцене, когда взбунтовавшаяся рука лаборанта Атома громит все вокруг бензопилой и отпиливает верхнюю часть у роботессы Ники. В эом варианте «живой торс» — музыкально-пародийное прочтение номера.
** Кроме того, были и иллюзионные варианты «живого торса», когда часть туловища была бутафорской и помогала спрятать ноги. Относительно современный вариант можно наблюдать в шоу Руди Коби, в сцене, когда взбунтовавшаяся рука лаборанта Атома громит все вокруг бензопилой и отпиливает верхнюю часть у роботессы Ники. В эом варианте «живой торс» — музыкально-пародийное прочтение номера.
Строка 72: Строка 73:
** Иногда можно встретить и в современности. Но тут упор делается на то, что актер/актриса изображает одновременно мужчину и женщину в номере и разыгрывает между ними некую сцену.
** Иногда можно встретить и в современности. Но тут упор делается на то, что актер/актриса изображает одновременно мужчину и женщину в номере и разыгрывает между ними некую сцену.
* '''Биологический эксперимент''' исполняется как сценический иллюзион. Популярные версии: превращение гориллы в человека и обратно, [[мозг в банке|отрезание у девушки головы]] с пересадкой мозга собаке (участвует чревовещатель), пересадка рук на место ног (участвуют близнецы-конторшионисты), и тому подобные ужасы. Некоторые трюки делались на высочайшем уровне, но многие аттракционы были [[Спецдефекты|откровенно убoгими]]. В принципе, о них помнят и по сей день. И нечто похожее можно видеть и сейчас, но обычно с оговоркой — показываются, скорее, стилизации под тогдашние фокусы. Либо с иронией или юмором, как у Руди Коби.
* '''Биологический эксперимент''' исполняется как сценический иллюзион. Популярные версии: превращение гориллы в человека и обратно, [[мозг в банке|отрезание у девушки головы]] с пересадкой мозга собаке (участвует чревовещатель), пересадка рук на место ног (участвуют близнецы-конторшионисты), и тому подобные ужасы. Некоторые трюки делались на высочайшем уровне, но многие аттракционы были [[Спецдефекты|откровенно убoгими]]. В принципе, о них помнят и по сей день. И нечто похожее можно видеть и сейчас, но обычно с оговоркой — показываются, скорее, стилизации под тогдашние фокусы. Либо с иронией или юмором, как у Руди Коби.
* '''Моментальный фотограф'''. Сейчас у каждого есть фотокамера, хотя бы и в телефоне! Но всего-то сто лет назад фотографический фургон по доходности уступал разве что шоу безрукой красавицы. Хотя… как думаете, кто по ночам печатает те фото, на которых с утра обнажённой ножкой станут красиво подписывать: «от Джейни Ли и цирка Барнума Джо Смиту на память»? Стандартный фотографический павильон фрик-шоу в начале XX века включал набор декораций и костюмов на любой вкус. А вот кому снимок в уланской форме на фоне горящего города?! Будет готово всего через час!<ref>Вы не ослышались, сэр! Именно за час. Тогда такое считалось чудом техники покруче пересадки мозга.</ref> Вам нуар или сепию? За отдельную плату вас могли снять в обнимку с человеком-крокодилом или с сиамскими близнецами. Хотите с бородатой леди? У нас не принято, сэр. Мы — респектабельное шоу, а не бордель! Впрочем, можете с русалкой. Она нарисованная. Обыграно в фильме «[[Операция „Ы“ и другие приключения Шурика]]». Фотостудии в парках аттракционов существуют и по сей день, но воображение уже не поражают. На аттракционах иногда установлены камеры, снимающие гримасы пролетающих мимо любителей острых ощущений. Также устраивают фотосессии с актёрами в костюмах Бэтмена или Микки Мауса. В прочем, сфотографироваться с известным персонажем (не обязательно человеком в костюме, а с куклой, в том числе полукустарного изготовления) можно было и в 1970-х, и в 2000-х, а то и по сей день. Во многих парках развлечений встречалось. А «фото с обезьянкой» (или иным животным) продолжается до сих пор на курортах. Не раз обыгрывалось в анекдотах и авторском юморе.
* '''Моментальный фотограф'''. Сейчас у каждого есть фотокамера, хотя бы и в телефоне! Но всего-то сто лет назад фотографический фургон по доходности уступал разве что шоу безрукой красавицы. Хотя… как думаете, кто по ночам печатает те фото, на которых с утра обнажённой ножкой станут красиво подписывать: «от Джейни Ли и цирка Барнума Джо Смиту на память»? Стандартный фотографический павильон фрик-шоу в начале XX века включал набор декораций и костюмов на любой вкус. А вот кому снимок в уланской форме на фоне горящего города?! Будет готово всего через час!<ref>Вы не ослышались, сэр! Именно за час. Тогда такое считалось чудом техники покруче пересадки мозга.</ref> Вам нуар или сепию? За отдельную плату вас могли снять в обнимку с человеком-крокодилом или с сиамскими близнецами. Хотите с бородатой леди? У нас не принято, сэр. Мы — респектабельное шоу, а не бордель! Впрочем, можете с русалкой. Она нарисованная. Обыграно в фильме «[[Операция „Ы“ и другие приключения Шурика]]». Фотостудии в парках аттракционов существуют и по сей день, но воображение уже не поражают. На аттракционах иногда установлены камеры, снимающие гримасы пролетающих мимо любителей острых ощущений. Также устраивают фотосессии с актёрами в костюмах Бэтмена или Микки Мауса. В прочем, сфотографироваться с известным персонажем (не обязательно человеком в костюме, а с куклой, в т.ч. полукустарного изготовления) можно было и в 1970-х, и в 2000-х, а то и по сей день. Во многих парках развлечений встречалось. А "фото с обезьянкой" (или иным животным) продолжается до сих пор на курортах. Не раз обыгрывалось в анекдотах и авторском юморе.
** Кстати, до изобретения фотоаппаратов Полароид, которые печатают снимок сразу на бумагу, был фокус с мгновенным фото. Обычно фокусник выходил вместе с клоуном. Клоун предлагал сфотографировать кого-то из зрителей. После щелчка из утрированного (а то и явно бутафорского) фотоаппарата выпрыгивала фотокарточка (обычно большого формата). Снимков могло быть штук пять. {{spoiler|На самом деле зрителей фотографировали заранее при помощи фотоаппарата, замаскированного под кинокамеру (в первом отделении). Обычно 2-3 кинооператора, снимавших представление для киножурнала (или для владельца цирка) не вызывали подозрений. )}} Во втором же отделении фокусник «фотографировал» зрителей, а клоуном мог быть {{spoiler| кинооператор, снимавший зрителей)}}
** Кстати, до изобретения фотоаппаратов Полароид, которые печатают снимок сразу на бумагу, был фокус с мгновенным фото. Обычно фокусник выходил вместе с клоуном. Клоун предлагал сфотографировать кого-то из зрителей. После щелчка из утрированного (а то и явно бутафорского) фотоаппарата выпрыгивала фотокарточка (обычно большого формата). Снимков могло быть штук пять. {{spoiler|На самом деле зрителей фотографировали заранее при помощи фотоаппарата, замаскированного под кинокамеру (в первом отделении). Обычно 2-3 кинооператора, снимавших представление для киножурнала (или для владельца цирка) не вызывали подозрений. )}} Во втором же отделении фокусник «фотографировал» зрителей, а клоуном мог быть {{spoiler| кинооператор, снимавший зрителей)}}


Строка 85: Строка 86:
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* «[[Собор Парижской Богоматери]]» — именно в такой цирк попал Квазимодо. И не только попал, но и был избран папским шутом!
* «[[Собор Парижской Богоматери]]» — именно в такой цирк попал Квазимодо. И не только попал, но и был избран папским шутом!
** У того же автора в «Человеке, который смеется» фитилек прикручен: Гуинплена явно готовили для такого цирка, но бросили на берегу (к его счастью). Впоследствии Урсус использовал его уродство как часть представления, но балаганчик Урсуса только с огромной натяжкой можно назвать цирком.
* Чарльз Диккенс, рассказ «Как попасть в общество» — бывший владелец фрик-шоу вспоминает лилипута, который у него работал. И свой цирк вспоминает: «А то была еще афиша с такой картинкой: два Удава душат ребенка Английского Плантатора, но только удавов мы не держали и детей тоже. Так же вот и афиша с Диким Ослом Прерий — диких ослов у нас не было; мы бы их даром не взяли. … А насчет респектабельности — если уж три пенса за вход не респектабельно, чего еще, спрашивается, нужно?» Лилипут перенес несчастную любовь к Толстой Женщине и с горя мечтал разбогатеть, чтобы «попасть в общество». Он тратил все деньги на лотерейные билеты и однажды выиграл внушительную сумму… Упоминаются еще Великан, Женщина-Альбинос, Дикий Индеец (это к нему ушла Толстая Женщина), Пятнистый Младене), Безрукий Человек, но понятно, что это лишь некоторые участники шоу.{{Q|pre=1|Очень хороший был Лилипут — таких поискать! Знал себе цену, но никогда не зазнавался. Когда мы, бывало, возили с собой Пятнистого Младенца, он этого младенца нянчил, прямо как мать, а ведь знал, что сам он — природный лилипут, а младенец-то нарочно разрисованный!|noanon=1}}
* Чарльз Диккенс, рассказ «Как попасть в общество» — бывший владелец фрик-шоу вспоминает лилипута, который у него работал. И свой цирк вспоминает: «А то была еще афиша с такой картинкой: два Удава душат ребенка Английского Плантатора, но только удавов мы не держали и детей тоже. Так же вот и афиша с Диким Ослом Прерий — диких ослов у нас не было; мы бы их даром не взяли. … А насчет респектабельности — если уж три пенса за вход не респектабельно, чего еще, спрашивается, нужно?» Лилипут перенес несчастную любовь к Толстой Женщине и с горя мечтал разбогатеть, чтобы «попасть в общество». Он тратил все деньги на лотерейные билеты и однажды выиграл внушительную сумму… Упоминаются еще Великан, Женщина-Альбинос, Дикий Индеец (это к нему ушла Толстая Женщина), Пятнистый Младене), Безрукий Человек, но понятно, что это лишь некоторые участники шоу.{{Q|pre=1|Очень хороший был Лилипут — таких поискать! Знал себе цену, но никогда не зазнавался. Когда мы, бывало, возили с собой Пятнистого Младенца, он этого младенца нянчил, прямо как мать, а ведь знал, что сам он — природный лилипут, а младенец-то нарочно разрисованный!|noanon=1}}
* «Гуттаперчевый мальчик» Д. В. Григоровича (а также одноимённый фильм 1957 г) — действие происходит не в бродячем, а в стационарном цирке, притом на основной арене, но сам [[Сирота|протагонист]] — в одном из типовых амплуа фрик-шоу. [[Слезогонка]] и эксплуатация штампов — тоже в наличии.
* «Гуттаперчевый мальчик» Д. В. Григоровича (а также одноимённый фильм 1957 г) — действие происходит не в бродячем, а в стационарном цирке, притом на основной арене, но сам [[Сирота|протагонист]] — в одном из типовых амплуа фрик-шоу. [[Слезогонка]] и эксплуатация штампов — тоже в наличии.
Строка 105: Строка 105:


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Человек-слон» — едва ли не [[кодификатор]]. Те самые стереотипы, которые реальности соответствуют чуть меньше, чем никак. В фильме хозяин [[Великий Смог|лондонского]] [[Гадский цирк|цирка]] Том Норман — жестокий тиран; в реальной жизни он и «человек-слон» Джозеф Меррик были друзьями. Когда цирк закрылся, первый за собственные деньги устроил второму турне по Европе, а в Нидерландах Джозефа «кинул» совсем другой импрессарио. И таки-да, у Меррика публика просила автографы!
* «Человек-слон» - едва ли не [[кодификатор]]. Те самые стереотипы, которые реальности соответствуют чуть меньше, чем никак. В фильме хозяин [[Великий Смог|лондон]]ского [[Гадский цирк|цирка]] Том Норман — жестокий тиран; в реальной жизни он и «человек-слон» Джозеф Меррик были друзьями. Когда цирк закрылся, первый за собственные деньги устроил второму турне по Европе, а в Нидерландах Джозефа «кинул» совсем другой импрессарио. И таки-да, у Меррика публика просила автографы!
* Фильм «[[Freaks]]» (Уродцы, 1932) вышел в Голливуде в краткий период между 1929 и 1934 годом, когда уже появилась технология звукового кино, но ещё не внедрили «код американского кинематографа», запретивший показывать, наряду с прочим, реальные ужасы. В авторской версии фильма было 90 минут, до зрителя дошло 64. Наряду с «нормальными» актёрами Уоллесом Фордом (Фросо), Лейлой Хаймс (Венера) и Ольгой Баклановой (Клеопатра) в фильме снимались настоящие цирковые фрики: безногий гимнаст Джонни Эйк, сиамские близнецы Дэйзи и Виолет Хилтон, человек-торс Принц Рандиан, несколько микроцефалов (в том числе Шилтзи), семья карликов Ирлс, бородатая леди Джейн Барнелл, безрукие красавицы Фрэнсис О’Коннор и Марта Моррис и гермафродит Джозефина-Джозеф Ваас. Микроцефалы из фильма подарили американскому английскому термин «pinhead», а фразе «Ты теперь один(одна) из нас» неоднократно приносили [[оммаж]]. В конце фильма из акробатки Клеопатры сделали человека-утку, а силача Геркулеса лишили яичек, обеспечив карьеру оперного фальцета (последнее из фильма было вырезано).
* Фильм «[[Freaks]]» (Уродцы, 1932) вышел в Голливуде в краткий период между 1929 и 1934 годом, когда уже появилась технология звукового кино, но ещё не внедрили «код американского кинематографа», запретивший показывать, наряду с прочим, реальные ужасы. В авторской версии фильма было 90 минут, до зрителя дошло 64. Наряду с «нормальными» актёрами Уоллесом Фордом (Фросо), Лейлой Хаймс (Венера) и Ольгой Баклановой (Клеопатра) в фильме снимались настоящие цирковые фрики: безногий гимнаст Джонни Эйк, сиамские близнецы Дэйзи и Виолет Хилтон, человек-торс Принц Рандиан, несколько микроцефалов (в том числе Шилтзи), семья карликов Ирлс, бородатая леди Джейн Барнелл, безрукие красавицы Фрэнсис О’Коннор и Марта Моррис и гермафродит Джозефина-Джозеф Ваас. Микроцефалы из фильма подарили американскому английскому термин «pinhead», а фразе «Ты теперь один(одна) из нас» неоднократно приносили [[оммаж]]. В конце фильма из акробатки Клеопатры сделали человека-утку, а силача Геркулеса лишили яичек, обеспечив карьеру оперного фальцета (последнее из фильма было вырезано).
** Ремейк 2007 года под названием Freakshow провалился из-за бездарного сценария. Играют-то реальные цирковые фрики себя любимых, и актёрского мастерства им не занимать, вот только диалоги написаны кривыми руками, разрывы канвы, да [[идиотский сюжет]] впридачу.
** Ремейк 2007 года под названием Freakshow провалился из-за бездарного сценария. Играют-то реальные цирковые фрики себя любимых, и актёрского мастерства им не занимать, вот только диалоги написаны кривыми руками, разрывы канвы, да [[идиотский сюжет]] впридачу.
Строка 113: Строка 113:
* «Wolf Girl»: главная героиня, Тара, страдающая гипертрихозом девушка, путешествует с цирком уродцев, выступая в амплуа девушки-волчицы — дикого зверя, имеющего лишь подобие человеческого обличья. В фильме снимались, в том числе, и настоящие цирковые фрики, а вот актрису, игравшую Тару, идеально загримировали. В фильме весьма достоверно показана внутренняя кухня шоу — владелец передвижного цирка в хороших отношениях со всеми своими актёрами, для многих он едва ли не отец, друг с другом все они в хороших отношениях. Зрители, в большинстве своём, уродцами восхищаются, хотя, по словам владельца цирка, жанр и переживает не лучшие времена. {{spoiler|И всё кончилось бы хорошо, не найди Тара опасный и неизученный способ вылечить своё уродство.}}
* «Wolf Girl»: главная героиня, Тара, страдающая гипертрихозом девушка, путешествует с цирком уродцев, выступая в амплуа девушки-волчицы — дикого зверя, имеющего лишь подобие человеческого обличья. В фильме снимались, в том числе, и настоящие цирковые фрики, а вот актрису, игравшую Тару, идеально загримировали. В фильме весьма достоверно показана внутренняя кухня шоу — владелец передвижного цирка в хороших отношениях со всеми своими актёрами, для многих он едва ли не отец, друг с другом все они в хороших отношениях. Зрители, в большинстве своём, уродцами восхищаются, хотя, по словам владельца цирка, жанр и переживает не лучшие времена. {{spoiler|И всё кончилось бы хорошо, не найди Тара опасный и неизученный способ вылечить своё уродство.}}
* Призрак Оперы 2004 года: цыганский цирк
* Призрак Оперы 2004 года: цыганский цирк
* The Greatest Showman — фильм-мюзикл о Финеасе Барнуме. «Уродам» из шоу посвящен специальный номер «Это я».


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
Строка 133: Строка 132:
* «Дэнни-призрак» — Цирк Готика с распорядителем по имени Фрик Шоу. Всё ещё круче, чем выглядит: на самом деле цирковые уродцы — замаскированные призраки
* «Дэнни-призрак» — Цирк Готика с распорядителем по имени Фрик Шоу. Всё ещё круче, чем выглядит: на самом деле цирковые уродцы — замаскированные призраки
* «Волшебные родители» — сбежавший из дому Тимми попадает на ярмарку, где экспонаты сперва принимают его в свою компанию, а потом (когда он обзаводится всеми их уродствами) — ополчаются и преследуют. На этот раз всё куда [[светлее и мягче]]: уродцы на самом деле эльфы, чья задача присматривать за сбежавшими из дому детьми.
* «Волшебные родители» — сбежавший из дому Тимми попадает на ярмарку, где экспонаты сперва принимают его в свою компанию, а потом (когда он обзаводится всеми их уродствами) — ополчаются и преследуют. На этот раз всё куда [[светлее и мягче]]: уродцы на самом деле эльфы, чья задача присматривать за сбежавшими из дому детьми.
* «Бэтмен» 1994 г. — серия «За кулисами». Убийца мутант Крок, после побега из тюремного поезда, набредает в лесу на поселение бывших артистов цирка уродов. Вначале они принимают его за своего из-за внешнего вида, но увидев его истинную суть, помогают Бэтмену задержать его.
* [[South Park]] — серия «Забастовка уродов». Здесь современная версия фрик-шоу, когда подобные люди выступают на ток-шоу Мори Повича. Однако, когда зрителей больше начинают интересовать не люди с физическими отклонениями, а неблагополучные семьи с трудными детьми, они устраивают забастовку. В серии, разумеется понимается проблема отношения общества к людям с физическими отклонениями и есть отсылки в фильму Уродцы 1932 года.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* Манга Суэхиро Маруо «Шоу уродов господина Араси» («Shoujo Tsubaki») и её две экранизации — аниме 1992 года «Мидори» и лайв-экшн 2016 года. [[Гуро|Зрелище]] [[Шоковая терапия|не для слабонервных]].
* Манга Суэхиро Маруо «Шоу уродов господина Араси» («Shoujo Tsubaki») и её две экранизации — аниме 1992 года «Мидори» и лайв-экшн 2016 года. Зрелище [[Шоковая терапия|не для слабонервных]].
* В такое колоссальное фрик-шоу превратила свою планету королева Нехелления из аниме [[Sailor Moon]].
* В такое колоссальное фрик-шоу превратила свою планету королева Нехелления из аниме [[Sailor Moon]].


Строка 143: Строка 140:
* [[Bully]]: встречается, по меньше мере, один раз в миссии за ботанов и один — на задании по урокам фотографии. Да и просто в любой момент времени можно пойти в парк аттракционов, купить билет и полюбоваться на фрик-шоу.
* [[Bully]]: встречается, по меньше мере, один раз в миссии за ботанов и один — на задании по урокам фотографии. Да и просто в любой момент времени можно пойти в парк аттракционов, купить билет и полюбоваться на фрик-шоу.
* Thrill Kill — файтинг, действие которого происходит в аду. Один из мучимых там персонажей — циркачка Виолетта. При жизни выступала в шоу с номером «Гуттаперчевая женщина» и в конце концов заработала тяжкое заболевание позвоночника, от которого и умерла. Среди её боевых приёмов и поз — такие, которые предполагают фриково-криповую «пластическую акробатику», а [[Топливо ночного кошмара|позвоночник Виолетты при этом хррРРРррустит]]…
* Thrill Kill — файтинг, действие которого происходит в аду. Один из мучимых там персонажей — циркачка Виолетта. При жизни выступала в шоу с номером «Гуттаперчевая женщина» и в конце концов заработала тяжкое заболевание позвоночника, от которого и умерла. Среди её боевых приёмов и поз — такие, которые предполагают фриково-криповую «пластическую акробатику», а [[Топливо ночного кошмара|позвоночник Виолетты при этом хррРРРррустит]]…
* [[Sanitarium|Шизариум]] же! В наличии сиамские близнецы и псведо — вервольф. Местный «кракен» тоже сбежал из этого цирка.
* Sanitarium/Шизариум же! В наличии сиамские близнецы и псведо - вервольф. Местный "кракен" тоже сбежал из этого цирка.
 
=== [[Визуальные романы]] ===
=== [[Визуальные романы]] ===
* «Тени Сентфора» из Клуба романтики — цирк уродов. Пополам с [[Цирк ужасов|цирком ужасов]], так как его хозяин {{spoiler|сам производит уродов из похищаемых людей с помощью сильного проклятия.}}
* "Тени Сентфора" из Клуба романтики — цирк уродов. Пополам с [[Цирк ужасов|цирком ужасов]], так как его хозяин {{spoiler|сам производит уродов из похищаемых людей с помощью сильного проклятия.}}


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
* [[КняZz]]. Собственно, [[Именно то, что написано на упаковке|Шоу фриков]].
* [[КняZz]]. Собственно, [[Именно то, что написано на упаковке|Шоу фриков]].
* Skillet — собственно, Welcome to the Freakshow.
* Skillet — собственно, Welcome to the Freakshow.
* The Cog is Dead — FREAK SHOW
* The Cog is Dead —  FREAK SHOW
* Vocaloid — Dark wood circus
* Vocaloid - Dark wood circus


=== Интернет ===
=== Интернет ===
Строка 164: Строка 160:
* Иллюзионист Эд Алонзо, его шоу «Psycho Circus Magic Mayhem California’s Great America Halloween Haunt» (2017 г.) стилизовано под «тогдашнее» фрик-шоу. Впрочем, это шоу у него как минимум с 2012 года и как бы не по сей день. Так или иначе, но стилизация имеется. Где-то ее больше, где-то меньше.
* Иллюзионист Эд Алонзо, его шоу «Psycho Circus Magic Mayhem California’s Great America Halloween Haunt» (2017 г.) стилизовано под «тогдашнее» фрик-шоу. Впрочем, это шоу у него как минимум с 2012 года и как бы не по сей день. Так или иначе, но стилизация имеется. Где-то ее больше, где-то меньше.
* Стилизация под цирковое представление начала ХХ века (причем, под предмет статьи) можно наблюдать в телепередаче «Harry Anderson — Sideshow» 1987 г. (не путать с другими его телепередачами!)
* Стилизация под цирковое представление начала ХХ века (причем, под предмет статьи) можно наблюдать в телепередаче «Harry Anderson — Sideshow» 1987 г. (не путать с другими его телепередачами!)
* Некоторые номера Дуга Хеннинга 1970-х и 1980-х, в том числе и в его телешоу. Стилизованы под фрик-шоу, но при этом сочетали черты и 1960-х.
* Некоторые номера Дуга Хеннинга 1970-х и 1980-х, в т.ч. и в его телешоу. Стилизованы под фрик-шоу, но при этом сочетали черты и 1960-х.
* К фрик-шоу же примыкают зоопарки, где [http://ttolk.ru/?p=5041 в клетках демонстрировались «[[дикари]]», часто семьями].
* К фрик-шоу же примыкают зоопарки, где [http://ttolk.ru/?p=5041 в клетках демонстрировались «[[дикари]]», часто семьями].


Строка 171: Строка 167:


== Примечания ==
== Примечания ==
{{примечания}}
<references />


{{Nav/Место действия}}
{{Nav/Сеттинг}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!