Редактирование: Хвастливый вояка

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 23: Строка 23:


==== [[Литература]] ====
==== [[Литература]] ====
* [[ПЛиО]] — Тормунд. Реально крутой воин, настолько, что именно он — правая рука Манса Налетчика. Но любит хвастать настолько неумеренно, что прозван Краснобаем (в другом переводе — Трепачом, что не менее верно: Тормунд обожает [[Ненадёжный рассказчик|мюнхгаузеновски привирать]]).
* [[ПЛиО]] Тормунд. Реально крутой воин, настолько, что именно он — правая рука Манса Налетчика. Но любит хвастать настолько неумеренно, что прозван Краснобаем (в другом переводе — Трепачом, что не менее верно: Тормунд обожает [[Ненадёжный рассказчик|мюнхгаузеновски привирать]]).
** Даарио Нахарис. Тоже не «дутый», а реально крутой вариант. При этом еще и [[выпендрёжник]]. Он [[наёмник|ландскнехт]], у них традиция такая (а ему еще и лично очень нравится такой стиль).
** Даарио Нахарис. Тоже не «дутый», а реально крутой вариант. При этом еще и [[выпендрёжник]]. Он [[наёмник|ландскнехт]], у них традиция такая (а ему еще и лично очень нравится такой стиль).
** Эпизодический Меро по прозвищу Титанов Бастард. Коллега Даарио (в книге он в одной наёмной роте, в сериале-экранизации — в другой). Не слаб, не труслив, зато, в отличие от [[прагматичный боец|прагматичного]] Даарио, страдал [[несовместимая с жизнью самоуверенность|несовместимой с жизнью самоуверенностью]]. Она погубила его в книге — погубила и в сериале, но другим способом.
** Эпизодический Меро по прозвищу Титанов Бастард. Коллега Даарио (в книге он в одной наёмной роте, в сериале-экранизации — в другой). Не слаб, не труслив, зато, в отличие от [[прагматичный боец|прагматичного]] Даарио, страдал [[несовместимая с жизнью самоуверенность|несовместимой с жизнью самоуверенностью]]. Она погубила его в книге — погубила и в сериале, но другим способом.
* «Солдат императора» — Бенвенуто Челлини, [[человек эпохи Возрождения]]: воин и искусный фехтовальщик, а ещё художник, скульптор, ювелир, и музыкант. И при всём этом хвастается крайне неумеренно.
* «Солдат императора» — Бенвенуто Челлини, [[человек эпохи Возрождения]]: воин и искусный фехтовальщик, а ещё художник, скульптор, ювелир, и музыкант. И при всём этом хвастается крайне неумеренно.
* [[Метавселенная Рудазова]]:
* [[Метавселенная Рудазова]] [[Архимаг (серия книг)|Логмир]]. Нет, то есть как — он весьма, ВЕСЬМА хвастлив. И очень самоуверен. Но при этом реально крутой вояка. То есть РЕАЛЬНО крутой.
** [[Архимаг (серия книг)|Логмир]]. Нет, то есть как — он весьма, ВЕСЬМА хвастлив. И очень самоуверен. Но при этом реально крутой вояка. То есть РЕАЛЬНО крутой.
** [[Преданья (серия книг)|Васька Буслаев]] оттуда же. Дохвастался до того, что слил уже выигранный бой уже убитому противнику.
** [[Преданья (серия книг)|Васька Буслаев]]. Былинный богатырь эпического уровня (с Муромцем, конечно, не равняться, а вот с его покойными побратимами уже вполне) дохвастался до того, что [[несовместимое с жизнью позёрство|слил уже выигранный бой уже убитому противнику]].
* [[Макс Фрай]], цикл «Лабиринты Ехо» — генерал Бубута Бох. Третий тип — настоящий герой войны с Орденами, [[генерал-рубака|доблестный боевой офицер]], честно заслуживший вагон наград. Вот только всё это было очень давно, а гордость генерала собой со временем только растёт, тогда как компетентность и соответствие должности — [[генерал Фэйлор|нет]].
** [[Семья волшебников|Астрид Дегатти]] старательно растёт в этот троп. [[Нарцисс]]изм ей достался от биологического отца, но мама пресекает. А вот крутизна у девочки своя: и врождённая, и благоприобретённая, и [[каждое утро делает зарядку|всё ещё приобретаемая]] — у менее талантливого автора уже получилась бы [[Мэри Сью]].
** Субверсия с арварохцами. Если титул, что он назвал Королю, в два раза длиннее названного вчера тебе, то ты просто действительно не был достоин знать всю правду. Да и титулы у них — правда часть этикета. И вообще они патологически честны.
* [[Макс Фрай]], цикл «Лабиринты Ехо» — генерал Бубута Бох. Третий тип — настоящий герой войны с Орденами, [[генерал-рубака|доблестный боевой офицер]], честно заслуживший вагон наград. Вот только всё это было очень давно, а гордость генерала собой со временем только растёт, тогда как компетентность и соответствие должности — [[генерал Фэйлор|нет]].
* Конан Дойль, "Подвиги/Приключения бригадира Жерара". Жерар действительно отменный вояка, исключительно храбр (в нескольких эпизодах реально жертвует жизнью и выживает лишь чудом), и как командир среднего звена - весьма хорош, о чем говорит хотя бы то, что от лейтенанта до полковника он дорос за три года, что быстро даже для постоянно воевавшей наполеоновской армии. Однако, хвастает о своих приключениях очень громко и открыто.
** Субверсия с арварохцами. Если титул, что он назвал Королю, в два раза длиннее названного вчера тебе, то ты просто действительно не был достоин знать всю правду. Да и титулы у них — правда часть этикета. И вообще они патологически честны.
* Генрик Сенкевич, «Огнем и мечом» — пан Заглоба. Умен и хитер (товарищи не зря сравнивают его с Одиссеем), но при этом трусоватый пьяница, хвастун и совершенно никудышный командир (последнее сам подсвечивает, когда оказывается в плену). Однако, всё же третий тип — в критической ситуации оказывается способен на чудеса воинской доблести: убивает могучего казацкого атамана Бурлая и захватывает знамя; спасаясь из плена, отбивается от казаков и готов погибнуть в подожженном сарае, лишь бы не сдаваться. В экранизации упростили и опошлили.
* Конан Дойль, «Подвиги/Приключения бригадира Жерара». Жерар действительно отменный вояка, исключительно храбр (в нескольких эпизодах реально жертвует жизнью и выживает лишь чудом), и как командир среднего звена — весьма хорош, о чем говорит хотя бы то, что от лейтенанта до полковника он дорос за три года, что быстро даже для постоянно воевавшей наполеоновской армии. Однако, хвастает о своих приключениях очень громко и открыто.
** Бурлай был в шоке, когда узнал Заглобу, и даже не сопротивлялся. До этого Заглоба убегал от него, только пятки сверкали.  
* Генрик Сенкевич, «Огнем и мечом» — пан Заглоба. Умен и хитер (товарищи не зря сравнивают его с Одиссеем), но при этом трусоватый пьяница, хвастун и совершенно никудышный командир (последнее сам подсвечивает, когда оказывается в плену). Однако, всё же третий тип — в критической ситуации оказывается способен на чудеса воинской доблести: убивает могучего казацкого атамана Бурлая и захватывает знамя; спасаясь из плена, отбивается от казаков и готов погибнуть в подожженном сарае, лишь бы не сдаваться. В экранизации упростили и опошлили.
** Бурлай был в шоке, когда узнал Заглобу, и даже не сопротивлялся. До этого Заглоба убегал от него, только пятки сверкали.
** В «Потопе», вдобавок, делом опровергает собственные заявления о никудышном командирстве и проявляет себя опытным и компетентным офицером: быстро наводит порядок в лагере повстанцев и превращает их разношерстное войско в дисциплинированную армию. И несмотря на то, что первые же сообщения о приближении врага вгоняют его в истерику, он без труда удерживает лицо перед солдатами и не заражает подчиненных паникой.
** В «Потопе», вдобавок, делом опровергает собственные заявления о никудышном командирстве и проявляет себя опытным и компетентным офицером: быстро наводит порядок в лагере повстанцев и превращает их разношерстное войско в дисциплинированную армию. И несмотря на то, что первые же сообщения о приближении врага вгоняют его в истерику, он без труда удерживает лицо перед солдатами и не заражает подчиненных паникой.
** В целом, его бахвальство постоянно подсвечивается [[шутки ради]], потому что молодцом против овец Заглоба ни в коем случае не является — просто преувеличивает свои подвиги раз этак в двадцать.
** В целом, его бахвальство постоянно подсвечивается [[шутки ради]], потому что молодцом против овец Заглоба ни в коем случае не является — просто преувеличивает свои подвиги раз этак в двадцать.


==== [[Кино]] ====
==== [[Кино]] ====
Строка 90: Строка 88:
** Строго говоря, стереотипное представление об Анике-воине как о [[Молодец против овец|молодце против овец]], трусящем при реальной опасности, не соответствует характеру былинного богатыря. Тот был скорее представителем [[Самоуверенный мерзавчик|этого тропа]]: силой похвалялся, разорял города да базары, веру православную облатынить хотел (как вариант: отправился разорять церкви в Иерусалиме), а когда пришла за ним смерть — не испугался, а решил дать ей бой в полной уверенности, что сможет победить и её. Испытал страх он только тогда, когда понял, что руки его не слушаются и не могут поднять копьё, и только тогда он [[Злодей, молящий о пощаде|взмолился о пощаде]]. Т. е. был он далеко не образцом для подражания, но однозначно не трусом и не пустобрёхом: хвастался исключительно реальными (хоть и морально крайне сомнительными) подвигами.
** Строго говоря, стереотипное представление об Анике-воине как о [[Молодец против овец|молодце против овец]], трусящем при реальной опасности, не соответствует характеру былинного богатыря. Тот был скорее представителем [[Самоуверенный мерзавчик|этого тропа]]: силой похвалялся, разорял города да базары, веру православную облатынить хотел (как вариант: отправился разорять церкви в Иерусалиме), а когда пришла за ним смерть — не испугался, а решил дать ей бой в полной уверенности, что сможет победить и её. Испытал страх он только тогда, когда понял, что руки его не слушаются и не могут поднять копьё, и только тогда он [[Злодей, молящий о пощаде|взмолился о пощаде]]. Т. е. был он далеко не образцом для подражания, но однозначно не трусом и не пустобрёхом: хвастался исключительно реальными (хоть и морально крайне сомнительными) подвигами.
* Вольный лучник из Баньоле во Франции Столетней Войны — французский король захотел получить лучников не хуже, чем у англичан и освободил их от налогов, но в результате в «лучники» записались не те, кто умел хорошо стрелять из лука, а те, кто хотел избежать налогов, пускай и ценой обязанности явиться на военную службу.
* Вольный лучник из Баньоле во Франции Столетней Войны — французский король захотел получить лучников не хуже, чем у англичан и освободил их от налогов, но в результате в «лучники» записались не те, кто умел хорошо стрелять из лука, а те, кто хотел избежать налогов, пускай и ценой обязанности явиться на военную службу.
* Французская народная песня "Ах, крокодил" (Ah les crocodiles), фольклорное развитие  песни Офенбаха. Собственно крокодил, идущий на битву со слоном (слонами). Как он собирается и идет почти вся песня, а как шел бой (и был ли он) сказано в самом конце.


==== [[Театр]] ====
==== [[Театр]] ====
Строка 96: Строка 93:
** В его пьесе «Куркулион» юноша хочет выкупить возлюбленную у сводника, но у него есть соперник, хвастливый воин. По перстню [[Случайный инцест|девушка узнаёт в нём брата]].
** В его пьесе «Куркулион» юноша хочет выкупить возлюбленную у сводника, но у него есть соперник, хвастливый воин. По перстню [[Случайный инцест|девушка узнаёт в нём брата]].
** В русском переводе произведение названо «Хвастливый воин», что не столь точно, но по отношению к Пиргополинику гораздо честнее. Тем более, что в латыни слово gloriosus многозначно — это не только буквальное «прославленный», но и ироническое «слишком уж заботящийся о славе», в частности, хвастун (это унаследовано и французским словом glorieux).
** В русском переводе произведение названо «Хвастливый воин», что не столь точно, но по отношению к Пиргополинику гораздо честнее. Тем более, что в латыни слово gloriosus многозначно — это не только буквальное «прославленный», но и ироническое «слишком уж заботящийся о славе», в частности, хвастун (это унаследовано и французским словом glorieux).
* Впоследствии похожий типаж укоренился в итальянской комедии дель арте: он назывался «[[Капитан]]» и изображал горделивого, хвастливого и трусоватого в глубине души испанского наёмника, пытающегося произвести впечатление на окружающих, но «сдувающегося» перед малейшей настоящей опасностью (по [[Подлый трус|трусости]] или [[Он просто идиот|некомпетентности]]). Капитаны часто носили громкие и устрашающие имена вроде «Спеццаферро» («Крушитель железа»), «Спавенте» («Ужас»), «Матаморос» («Убийца Мавров») или «Фракасс» («Грохот»). Разновидность Капитана, «Скарамучча», представляет уже итальянского хвастуна, [[Пустоголовый модник|фата]], [[Ловелас|повесу]] и [[бретёр]]а, впрочем, изображённого не столь издевательски - относящегося к третьему типу тропа (действительно крутой воин, но любящий прихвастнуть).
* Впоследствии похожий типаж укоренился в итальянской комедии дель арте: он назывался «[[Капитан]]» и изображал горделивого, хвастливого и трусоватого в глубине души испанского наёмника, пытающегося произвести впечатление на окружающих, но «сдувающегося» перед малейшей настоящей опасностью (по [[Подлый трус|трусости]] или [[Он просто идиот|некомпетентности]]). Капитаны часто носили громкие и устрашающие имена вроде «Спеццаферро» («Крушитель железа»), «Спавенте» («Ужас»), «Матаморос» («Убийца Мавров») или «Фракасс» («Грохот»). Разновидность Капитана, «Скарамучча», представляет уже итальянского хвастуна, [[Пустоголовый модник|фата]], [[Ловелас|повесу]] и [[бретёр]]а, впрочем, изображённого не столь издевательски.


==== [[Литература]] ====
==== [[Литература]] ====
Строка 114: Строка 111:
* «Волшебная лампа [[Аладдин]]а». По некоторым признакам, таков Мубарак, сын визиря.
* «Волшебная лампа [[Аладдин]]а». По некоторым признакам, таков Мубарак, сын визиря.
* [[Taxi]] — комиссар Жибер. Строит из себя бывалого вояку и спецназовца, но на деле оказывается полнейшим лохом и слабаком. Крутость проявил лишь в четвертом фильме, нанюхавшись кокаина.
* [[Taxi]] — комиссар Жибер. Строит из себя бывалого вояку и спецназовца, но на деле оказывается полнейшим лохом и слабаком. Крутость проявил лишь в четвертом фильме, нанюхавшись кокаина.
* [[Турист (2021)]] — «Енисей» подсвечивает троп: «Приезжал к нам один. Говорил, что двадцать танков подбил. Я тут думаю, где у нас такая „Курская дуга“ была в последнее время… Оказалось игрушка компьютерная. Через три дня домой попросился».
* [[Турист (2021)]]:
{{Q|Приезжал к нам один. Говорил, что двадцать танков подбил. Я тут думаю, где у нас такая "Курская дуга" была в последнее время... Оказалось - игрушка компьютерная. Через три дня домой попросился|Енисей}}


==== [[Мультсериалы]] ====
==== [[Мультсериалы]] ====
Строка 140: Строка 138:


==== [[Реальная жизнь]] ====
==== [[Реальная жизнь]] ====
{{q|pre=1|
Мы секрет откроем для всех людей:
кто в подобный праздник всех пьяней?
Кто быстрее всех в фонтан залез?
Киномеханик, писарь и хлеборез!|[[Уральские пельмени]]}}
* Приписки себе и своим подчинённым. Запросто можно записать больше уничтоженных танков, чем вообще было у противника в этом месте, или сбить десяток самолётов, тогда как послевоенный анализ документов показывает, что противник потерял в тот день на этом участке два, причём одна потеря не боевая… Люди воюют по-настоящему, но завышают свои успехи порой в несколько раз. Причины неоднозначны: искреннее заблуждение, желание выдать желаемое за действительное (самолёт противника задымился и куда-то пропал — сбит!), самоутвердиться среди соратников. А возможны и самые низменные интересы (когда награды и поощрения напрямую зависят от результатов, а результаты можно подкрутить сговором в подразделении).
* Приписки себе и своим подчинённым. Запросто можно записать больше уничтоженных танков, чем вообще было у противника в этом месте, или сбить десяток самолётов, тогда как послевоенный анализ документов показывает, что противник потерял в тот день на этом участке два, причём одна потеря не боевая… Люди воюют по-настоящему, но завышают свои успехи порой в несколько раз. Причины неоднозначны: искреннее заблуждение, желание выдать желаемое за действительное (самолёт противника задымился и куда-то пропал — сбит!), самоутвердиться среди соратников. А возможны и самые низменные интересы (когда награды и поощрения напрямую зависят от результатов, а результаты можно подкрутить сговором в подразделении).
* Ряженые ветераны Афгана, Чечни и прочих горячих точек (и их «отцы» с фронтов Великой Отечественной). Их послушать, так они лично Гелаева подстрелили, а на деле… Заслуженно пользуются презрением со стороны НАСТОЯЩИХ ветеранов.
* Ряженые ветераны Афгана, Чечни и прочих горячих точек (и их «отцы» с фронтов Великой Отечественной). Их послушать, так они лично Гелаева подстрелили, а на деле… Заслуженно пользуются презрением со стороны НАСТОЯЩИХ ветеранов.
Строка 153: Строка 145:
* Соавтор фильма «Кровавый спорт» Фрэнк Дюкс утверждал о том, что участвовал в секретных операциях ЦРУ в Юго-Восточной Азии, о чём даже написал книгу. Несмотря на то, что все его заявления не выдерживали критики, ЦРУ пришлось официально прокомментировать все доводы Дюкса, чтобы на них не начали катить бочку.
* Соавтор фильма «Кровавый спорт» Фрэнк Дюкс утверждал о том, что участвовал в секретных операциях ЦРУ в Юго-Восточной Азии, о чём даже написал книгу. Несмотря на то, что все его заявления не выдерживали критики, ЦРУ пришлось официально прокомментировать все доводы Дюкса, чтобы на них не начали катить бочку.
* В ролевом движении хватает кадров, возомнивших себя «воинами Одина» и претендующими на боевые навыки и силы, сравнимые с величайшими воинами древности. Причём это не [[Тюнибё|дивные]], [[Житель Страны Эльфов|с которыми всё ясно]] — это просто люди, помахавшие тексталём и решившие, что им сам чёрт теперь не брат. Лечится тренировками и сражениями против подготовленных противников.
* В ролевом движении хватает кадров, возомнивших себя «воинами Одина» и претендующими на боевые навыки и силы, сравнимые с величайшими воинами древности. Причём это не [[Тюнибё|дивные]], [[Житель Страны Эльфов|с которыми всё ясно]] — это просто люди, помахавшие тексталём и решившие, что им сам чёрт теперь не брат. Лечится тренировками и сражениями против подготовленных противников.
* Папаша автора данной правки утверждал, что служил в 1971-73 годах в 336-й бригаде морской пехоты Балтийского флота. А что в военном билете было написано «стройбат» так это для конспирации. А конспирация потребовалась потому, что данное соединение было отправлено... Барабанная дробь... На войну Анголы с Эфиопией за выход к морю. Нет, сам участия не принимал, по болезни. Робкий вопрос «может, хотя бы Эфиопии с Эритреей»? Уже вызывал у не умеющего плавать и не знающего историю своей части морпеха взрыв седалища, а уж то, что Ангола с Эфиопией находятся на разных концах Африки и никак не перегораживают друг другу выход к морю, не говоря уже о том, что в 1971-73 годах Эфиопия была проамериканской, а Ангола вообще португальской колонией...


=== Игра с тропом (зигзаги, инверсии, субверсии, деконструкции) ===
=== Игра с тропом (зигзаги, инверсии, субверсии, деконструкции) ===
Строка 203: Строка 194:
* В некоторых древних культурах считалось, что воину весьма приличествует вести себя именно так, независимо от уровня навыков и действительных личных склонностей. Воин — значит, похваляйся!
* В некоторых древних культурах считалось, что воину весьма приличествует вести себя именно так, независимо от уровня навыков и действительных личных склонностей. Воин — значит, похваляйся!
* В славные рыцарские времена немало военных предприятий окончились весьма занятным образом. Уважаемый человек созывает благородных господ в поход, к примеру, на сарацин. Цели громогласно объявляются, до освобождения Иерусалима включительно. И вот уже большое количество прекрасных людей собрались в одном месте, весело проводят время, непрерывные пиры, проводится рыцарский турнир, всем хорошо… И бравада о предстоящем походе. Идет время, веселье стихает, приближается время выдвигаться, собственно, на войну — и тут господа начинают куда-то исчезать один за другим… Не то, чтобы кто-то струсил, но война это война — не прогулка, в любом случае, вернешься или нет — неизвестно. Зато известно, сколь существенные затраты придется понести, а покроет ли их военная добыча — также не угадаешь. Благородный порыв был искренним, но быстро прошел — как-то «без меня обойдутся». А как же, собственно, поход? С перспективой двигать в поход лишь с теми, кто напрямую обязан идти на войну (а зачем тогда объявляли сбор по всей Европе?), да еще с ограничением по сроку службы (карантен), уважаемый человек принимает решение вообще никуда не выступать! Бахвальство, много шума, много ярких одежд и красивых гербов… а на войну идти вовсе не обязательно.
* В славные рыцарские времена немало военных предприятий окончились весьма занятным образом. Уважаемый человек созывает благородных господ в поход, к примеру, на сарацин. Цели громогласно объявляются, до освобождения Иерусалима включительно. И вот уже большое количество прекрасных людей собрались в одном месте, весело проводят время, непрерывные пиры, проводится рыцарский турнир, всем хорошо… И бравада о предстоящем походе. Идет время, веселье стихает, приближается время выдвигаться, собственно, на войну — и тут господа начинают куда-то исчезать один за другим… Не то, чтобы кто-то струсил, но война это война — не прогулка, в любом случае, вернешься или нет — неизвестно. Зато известно, сколь существенные затраты придется понести, а покроет ли их военная добыча — также не угадаешь. Благородный порыв был искренним, но быстро прошел — как-то «без меня обойдутся». А как же, собственно, поход? С перспективой двигать в поход лишь с теми, кто напрямую обязан идти на войну (а зачем тогда объявляли сбор по всей Европе?), да еще с ограничением по сроку службы (карантен), уважаемый человек принимает решение вообще никуда не выступать! Бахвальство, много шума, много ярких одежд и красивых гербов… а на войну идти вовсе не обязательно.
** Зачастую подобное поведение было совершенно сознательным и диктовалось феодальными обычаями и традициями. Отказаться от призыва сюзерена нельзя - вассальная присяга не позволяет, да и вообще неприлично. Но служба сюзерену была ограничена определенным числом дней в году (тот самый карантен), поэтому после "исчерпания лимита" вассал мог с чистой совестью отбыть домой, а то, что сюзерен за это время успел пройти в походе пару миль до ближайшего замка - это уже его проблема.


== Примечания ==
== Примечания ==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!