Редактирование: Хвастливый вояка
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 23: | Строка 23: | ||
==== [[Литература]] ==== | ==== [[Литература]] ==== | ||
* [[ПЛиО]] | * [[ПЛиО]] — Тормунд. Реально крутой воин, настолько, что именно он — правая рука Манса Налетчика. Но любит хвастать настолько неумеренно, что прозван Краснобаем (в другом переводе — Трепачом, что не менее верно: Тормунд обожает [[Ненадёжный рассказчик|мюнхгаузеновски привирать]]). | ||
** Даарио Нахарис. Тоже не «дутый», а реально крутой вариант. При этом еще и [[выпендрёжник]]. Он [[наёмник|ландскнехт]], у них традиция такая (а ему еще и лично очень нравится такой стиль). | ** Даарио Нахарис. Тоже не «дутый», а реально крутой вариант. При этом еще и [[выпендрёжник]]. Он [[наёмник|ландскнехт]], у них традиция такая (а ему еще и лично очень нравится такой стиль). | ||
** Эпизодический Меро по прозвищу Титанов Бастард. Коллега Даарио (в книге он в одной наёмной роте, в сериале- | ** Эпизодический Меро по прозвищу Титанов Бастард. Коллега Даарио (в книге он в одной наёмной роте, в сериале-экранизации — в другой). Не слаб, не труслив, зато, в отличие от [[прагматичный боец|прагматичного]] Даарио, страдал [[несовместимая с жизнью самоуверенность|несовместимой с жизнью самоуверенностью]]. Она погубила его в книге — погубила и в сериале, но другим способом. | ||
* «Солдат | * «Солдат императора» — Бенвенуто Челлини, [[человек эпохи Возрождения]]: воин и искусный фехтовальщик, а ещё художник, скульптор, ювелир, и музыкант. И при всём этом хвастается крайне неумеренно. | ||
* [[Метавселенная Рудазова]] | * [[Метавселенная Рудазова]] — [[Архимаг (серия книг)|Логмир]]. Нет, то есть как — он весьма, ВЕСЬМА хвастлив. И очень самоуверен. Но при этом реально крутой вояка. То есть РЕАЛЬНО крутой. | ||
** [[Преданья (серия книг)|Васька Буслаев]] оттуда же. Дохвастался до того, что слил уже выигранный бой уже убитому противнику. | |||
** [[Преданья (серия книг)|Васька Буслаев]]. | * [[Макс Фрай]], цикл «Лабиринты Ехо» — генерал Бубута Бох. Третий тип — настоящий герой войны с Орденами, [[генерал-рубака|доблестный боевой офицер]], честно заслуживший вагон наград. Вот только всё это было очень давно, а гордость генерала собой со временем только растёт, тогда как компетентность и соответствие должности — [[генерал Фэйлор|нет]]. | ||
** Субверсия с арварохцами. Если титул, что он назвал Королю, в два раза длиннее названного вчера тебе, то ты просто действительно не был достоин знать всю правду. Да и титулы у них — правда часть этикета. И вообще они патологически честны. | |||
* [[Макс Фрай]], цикл «Лабиринты | * Конан Дойль, "Подвиги/Приключения бригадира Жерара". Жерар действительно отменный вояка, исключительно храбр (в нескольких эпизодах реально жертвует жизнью и выживает лишь чудом), и как командир среднего звена - весьма хорош, о чем говорит хотя бы то, что от лейтенанта до полковника он дорос за три года, что быстро даже для постоянно воевавшей наполеоновской армии. Однако, хвастает о своих приключениях очень громко и открыто. | ||
** Субверсия с арварохцами. Если титул, что он назвал Королю, в два раза длиннее названного вчера тебе, то ты просто действительно не был достоин знать всю правду. Да и титулы у | * Генрик Сенкевич, «Огнем и мечом» — пан Заглоба. Умен и хитер (товарищи не зря сравнивают его с Одиссеем), но при этом трусоватый пьяница, хвастун и совершенно никудышный командир (последнее сам подсвечивает, когда оказывается в плену). Однако, всё же третий тип — в критической ситуации оказывается способен на чудеса воинской доблести: убивает могучего казацкого атамана Бурлая и захватывает знамя; спасаясь из плена, отбивается от казаков и готов погибнуть в подожженном сарае, лишь бы не сдаваться. В экранизации упростили и опошлили. | ||
* Конан Дойль, | ** Бурлай был в шоке, когда узнал Заглобу, и даже не сопротивлялся. До этого Заглоба убегал от него, только пятки сверкали. | ||
* Генрик Сенкевич, «Огнем и | |||
** Бурлай был в шоке, когда узнал Заглобу, и даже не сопротивлялся. До этого Заглоба убегал от него, только пятки сверкали. | |||
** В «Потопе», вдобавок, делом опровергает собственные заявления о никудышном командирстве и проявляет себя опытным и компетентным офицером: быстро наводит порядок в лагере повстанцев и превращает их разношерстное войско в дисциплинированную армию. И несмотря на то, что первые же сообщения о приближении врага вгоняют его в истерику, он без труда удерживает лицо перед солдатами и не заражает подчиненных паникой. | ** В «Потопе», вдобавок, делом опровергает собственные заявления о никудышном командирстве и проявляет себя опытным и компетентным офицером: быстро наводит порядок в лагере повстанцев и превращает их разношерстное войско в дисциплинированную армию. И несмотря на то, что первые же сообщения о приближении врага вгоняют его в истерику, он без труда удерживает лицо перед солдатами и не заражает подчиненных паникой. | ||
** В целом, его бахвальство постоянно подсвечивается [[шутки ради]], потому что молодцом против овец Заглоба ни в коем случае не | ** В целом, его бахвальство постоянно подсвечивается [[шутки ради]], потому что молодцом против овец Заглоба ни в коем случае не является — просто преувеличивает свои подвиги раз этак в двадцать. | ||
==== [[Кино]] ==== | ==== [[Кино]] ==== | ||
Строка 90: | Строка 88: | ||
** Строго говоря, стереотипное представление об Анике-воине как о [[Молодец против овец|молодце против овец]], трусящем при реальной опасности, не соответствует характеру былинного богатыря. Тот был скорее представителем [[Самоуверенный мерзавчик|этого тропа]]: силой похвалялся, разорял города да базары, веру православную облатынить хотел (как вариант: отправился разорять церкви в Иерусалиме), а когда пришла за ним смерть — не испугался, а решил дать ей бой в полной уверенности, что сможет победить и её. Испытал страх он только тогда, когда понял, что руки его не слушаются и не могут поднять копьё, и только тогда он [[Злодей, молящий о пощаде|взмолился о пощаде]]. Т. е. был он далеко не образцом для подражания, но однозначно не трусом и не пустобрёхом: хвастался исключительно реальными (хоть и морально крайне сомнительными) подвигами. | ** Строго говоря, стереотипное представление об Анике-воине как о [[Молодец против овец|молодце против овец]], трусящем при реальной опасности, не соответствует характеру былинного богатыря. Тот был скорее представителем [[Самоуверенный мерзавчик|этого тропа]]: силой похвалялся, разорял города да базары, веру православную облатынить хотел (как вариант: отправился разорять церкви в Иерусалиме), а когда пришла за ним смерть — не испугался, а решил дать ей бой в полной уверенности, что сможет победить и её. Испытал страх он только тогда, когда понял, что руки его не слушаются и не могут поднять копьё, и только тогда он [[Злодей, молящий о пощаде|взмолился о пощаде]]. Т. е. был он далеко не образцом для подражания, но однозначно не трусом и не пустобрёхом: хвастался исключительно реальными (хоть и морально крайне сомнительными) подвигами. | ||
* Вольный лучник из Баньоле во Франции Столетней Войны — французский король захотел получить лучников не хуже, чем у англичан и освободил их от налогов, но в результате в «лучники» записались не те, кто умел хорошо стрелять из лука, а те, кто хотел избежать налогов, пускай и ценой обязанности явиться на военную службу. | * Вольный лучник из Баньоле во Франции Столетней Войны — французский король захотел получить лучников не хуже, чем у англичан и освободил их от налогов, но в результате в «лучники» записались не те, кто умел хорошо стрелять из лука, а те, кто хотел избежать налогов, пускай и ценой обязанности явиться на военную службу. | ||
==== [[Театр]] ==== | ==== [[Театр]] ==== | ||
Строка 96: | Строка 93: | ||
** В его пьесе «Куркулион» юноша хочет выкупить возлюбленную у сводника, но у него есть соперник, хвастливый воин. По перстню [[Случайный инцест|девушка узнаёт в нём брата]]. | ** В его пьесе «Куркулион» юноша хочет выкупить возлюбленную у сводника, но у него есть соперник, хвастливый воин. По перстню [[Случайный инцест|девушка узнаёт в нём брата]]. | ||
** В русском переводе произведение названо «Хвастливый воин», что не столь точно, но по отношению к Пиргополинику гораздо честнее. Тем более, что в латыни слово gloriosus многозначно — это не только буквальное «прославленный», но и ироническое «слишком уж заботящийся о славе», в частности, хвастун (это унаследовано и французским словом glorieux). | ** В русском переводе произведение названо «Хвастливый воин», что не столь точно, но по отношению к Пиргополинику гораздо честнее. Тем более, что в латыни слово gloriosus многозначно — это не только буквальное «прославленный», но и ироническое «слишком уж заботящийся о славе», в частности, хвастун (это унаследовано и французским словом glorieux). | ||
* Впоследствии похожий типаж укоренился в итальянской комедии дель арте: он назывался «[[Капитан]]» и изображал горделивого, хвастливого и трусоватого в глубине души испанского наёмника, пытающегося произвести впечатление на окружающих, но «сдувающегося» перед малейшей настоящей опасностью (по [[Подлый трус|трусости]] или [[Он просто идиот|некомпетентности]]). Капитаны часто носили громкие и устрашающие имена вроде «Спеццаферро» («Крушитель железа»), «Спавенте» («Ужас»), «Матаморос» («Убийца Мавров») или «Фракасс» («Грохот»). Разновидность Капитана, «Скарамучча», представляет уже итальянского хвастуна, [[Пустоголовый модник|фата]], [[Ловелас|повесу]] и [[бретёр]]а, впрочем, изображённого не столь издевательски | * Впоследствии похожий типаж укоренился в итальянской комедии дель арте: он назывался «[[Капитан]]» и изображал горделивого, хвастливого и трусоватого в глубине души испанского наёмника, пытающегося произвести впечатление на окружающих, но «сдувающегося» перед малейшей настоящей опасностью (по [[Подлый трус|трусости]] или [[Он просто идиот|некомпетентности]]). Капитаны часто носили громкие и устрашающие имена вроде «Спеццаферро» («Крушитель железа»), «Спавенте» («Ужас»), «Матаморос» («Убийца Мавров») или «Фракасс» («Грохот»). Разновидность Капитана, «Скарамучча», представляет уже итальянского хвастуна, [[Пустоголовый модник|фата]], [[Ловелас|повесу]] и [[бретёр]]а, впрочем, изображённого не столь издевательски. | ||
==== [[Литература]] ==== | ==== [[Литература]] ==== | ||
Строка 114: | Строка 111: | ||
* «Волшебная лампа [[Аладдин]]а». По некоторым признакам, таков Мубарак, сын визиря. | * «Волшебная лампа [[Аладдин]]а». По некоторым признакам, таков Мубарак, сын визиря. | ||
* [[Taxi]] — комиссар Жибер. Строит из себя бывалого вояку и спецназовца, но на деле оказывается полнейшим лохом и слабаком. Крутость проявил лишь в четвертом фильме, нанюхавшись кокаина. | * [[Taxi]] — комиссар Жибер. Строит из себя бывалого вояку и спецназовца, но на деле оказывается полнейшим лохом и слабаком. Крутость проявил лишь в четвертом фильме, нанюхавшись кокаина. | ||
* [[Турист (2021)]] | * [[Турист (2021)]]: | ||
{{Q|Приезжал к нам один. Говорил, что двадцать танков подбил. Я тут думаю, где у нас такая "Курская дуга" была в последнее время... Оказалось - игрушка компьютерная. Через три дня домой попросился|Енисей}} | |||
==== [[Мультсериалы]] ==== | ==== [[Мультсериалы]] ==== | ||
Строка 140: | Строка 138: | ||
==== [[Реальная жизнь]] ==== | ==== [[Реальная жизнь]] ==== | ||
* Приписки себе и своим подчинённым. Запросто можно записать больше уничтоженных танков, чем вообще было у противника в этом месте, или сбить десяток самолётов, тогда как послевоенный анализ документов показывает, что противник потерял в тот день на этом участке два, причём одна потеря не боевая… Люди воюют по-настоящему, но завышают свои успехи порой в несколько раз. Причины неоднозначны: искреннее заблуждение, желание выдать желаемое за действительное (самолёт противника задымился и куда-то пропал — сбит!), самоутвердиться среди соратников. А возможны и самые низменные интересы (когда награды и поощрения напрямую зависят от результатов, а результаты можно подкрутить сговором в подразделении). | * Приписки себе и своим подчинённым. Запросто можно записать больше уничтоженных танков, чем вообще было у противника в этом месте, или сбить десяток самолётов, тогда как послевоенный анализ документов показывает, что противник потерял в тот день на этом участке два, причём одна потеря не боевая… Люди воюют по-настоящему, но завышают свои успехи порой в несколько раз. Причины неоднозначны: искреннее заблуждение, желание выдать желаемое за действительное (самолёт противника задымился и куда-то пропал — сбит!), самоутвердиться среди соратников. А возможны и самые низменные интересы (когда награды и поощрения напрямую зависят от результатов, а результаты можно подкрутить сговором в подразделении). | ||
* Ряженые ветераны Афгана, Чечни и прочих горячих точек (и их «отцы» с фронтов Великой Отечественной). Их послушать, так они лично Гелаева подстрелили, а на деле… Заслуженно пользуются презрением со стороны НАСТОЯЩИХ ветеранов. | * Ряженые ветераны Афгана, Чечни и прочих горячих точек (и их «отцы» с фронтов Великой Отечественной). Их послушать, так они лично Гелаева подстрелили, а на деле… Заслуженно пользуются презрением со стороны НАСТОЯЩИХ ветеранов. | ||
Строка 153: | Строка 145: | ||
* Соавтор фильма «Кровавый спорт» Фрэнк Дюкс утверждал о том, что участвовал в секретных операциях ЦРУ в Юго-Восточной Азии, о чём даже написал книгу. Несмотря на то, что все его заявления не выдерживали критики, ЦРУ пришлось официально прокомментировать все доводы Дюкса, чтобы на них не начали катить бочку. | * Соавтор фильма «Кровавый спорт» Фрэнк Дюкс утверждал о том, что участвовал в секретных операциях ЦРУ в Юго-Восточной Азии, о чём даже написал книгу. Несмотря на то, что все его заявления не выдерживали критики, ЦРУ пришлось официально прокомментировать все доводы Дюкса, чтобы на них не начали катить бочку. | ||
* В ролевом движении хватает кадров, возомнивших себя «воинами Одина» и претендующими на боевые навыки и силы, сравнимые с величайшими воинами древности. Причём это не [[Тюнибё|дивные]], [[Житель Страны Эльфов|с которыми всё ясно]] — это просто люди, помахавшие тексталём и решившие, что им сам чёрт теперь не брат. Лечится тренировками и сражениями против подготовленных противников. | * В ролевом движении хватает кадров, возомнивших себя «воинами Одина» и претендующими на боевые навыки и силы, сравнимые с величайшими воинами древности. Причём это не [[Тюнибё|дивные]], [[Житель Страны Эльфов|с которыми всё ясно]] — это просто люди, помахавшие тексталём и решившие, что им сам чёрт теперь не брат. Лечится тренировками и сражениями против подготовленных противников. | ||
=== Игра с тропом (зигзаги, инверсии, субверсии, деконструкции) === | === Игра с тропом (зигзаги, инверсии, субверсии, деконструкции) === | ||
Строка 203: | Строка 194: | ||
* В некоторых древних культурах считалось, что воину весьма приличествует вести себя именно так, независимо от уровня навыков и действительных личных склонностей. Воин — значит, похваляйся! | * В некоторых древних культурах считалось, что воину весьма приличествует вести себя именно так, независимо от уровня навыков и действительных личных склонностей. Воин — значит, похваляйся! | ||
* В славные рыцарские времена немало военных предприятий окончились весьма занятным образом. Уважаемый человек созывает благородных господ в поход, к примеру, на сарацин. Цели громогласно объявляются, до освобождения Иерусалима включительно. И вот уже большое количество прекрасных людей собрались в одном месте, весело проводят время, непрерывные пиры, проводится рыцарский турнир, всем хорошо… И бравада о предстоящем походе. Идет время, веселье стихает, приближается время выдвигаться, собственно, на войну — и тут господа начинают куда-то исчезать один за другим… Не то, чтобы кто-то струсил, но война это война — не прогулка, в любом случае, вернешься или нет — неизвестно. Зато известно, сколь существенные затраты придется понести, а покроет ли их военная добыча — также не угадаешь. Благородный порыв был искренним, но быстро прошел — как-то «без меня обойдутся». А как же, собственно, поход? С перспективой двигать в поход лишь с теми, кто напрямую обязан идти на войну (а зачем тогда объявляли сбор по всей Европе?), да еще с ограничением по сроку службы (карантен), уважаемый человек принимает решение вообще никуда не выступать! Бахвальство, много шума, много ярких одежд и красивых гербов… а на войну идти вовсе не обязательно. | * В славные рыцарские времена немало военных предприятий окончились весьма занятным образом. Уважаемый человек созывает благородных господ в поход, к примеру, на сарацин. Цели громогласно объявляются, до освобождения Иерусалима включительно. И вот уже большое количество прекрасных людей собрались в одном месте, весело проводят время, непрерывные пиры, проводится рыцарский турнир, всем хорошо… И бравада о предстоящем походе. Идет время, веселье стихает, приближается время выдвигаться, собственно, на войну — и тут господа начинают куда-то исчезать один за другим… Не то, чтобы кто-то струсил, но война это война — не прогулка, в любом случае, вернешься или нет — неизвестно. Зато известно, сколь существенные затраты придется понести, а покроет ли их военная добыча — также не угадаешь. Благородный порыв был искренним, но быстро прошел — как-то «без меня обойдутся». А как же, собственно, поход? С перспективой двигать в поход лишь с теми, кто напрямую обязан идти на войну (а зачем тогда объявляли сбор по всей Европе?), да еще с ограничением по сроку службы (карантен), уважаемый человек принимает решение вообще никуда не выступать! Бахвальство, много шума, много ярких одежд и красивых гербов… а на войну идти вовсе не обязательно. | ||
== Примечания == | == Примечания == |