Редактирование: Хронофантастика
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 52: | Строка 52: | ||
* [[Братья Стругацкие]], «Попытка к бегству». Человек из 1940-х гг. [[Попаданец|попадает]] (непонятным читателю образом) в далёкое будущее, на несколько веков вперёд… | * [[Братья Стругацкие]], «Попытка к бегству». Человек из 1940-х гг. [[Попаданец|попадает]] (непонятным читателю образом) в далёкое будущее, на несколько веков вперёд… | ||
** В [[Мир Полудня|Мире Полудня]] всё непонятное традиционно относят на происки Странников. | ** В [[Мир Полудня|Мире Полудня]] всё непонятное традиционно относят на происки Странников. | ||
** В повести «[[Понедельник начинается в субботу]]» один и тот же человек — Янус Невструев — [[Вывих мозга|живёт одновременно по ходу времени и в обратном направлении]]. Хотя это всего лишь гипотеза главных героев, объясняющая ''почти'' все странности | ** В повести «[[Понедельник начинается в субботу]]» один и тот же человек — Янус Невструев — [[Вывих мозга|живёт одновременно по ходу времени и в обратном направлении]]. Хотя это всего лишь гипотеза главных героев, объясняющая ''почти'' все странности. | ||
* Кир Булычёв, цикл про [[Алиса Селезнёва|Алисe Селезнёвe]]. [[Бой-девка]] нередко вместе с компанией перемещается в различные эпохи. При этом никто не напрягается, что есть какой-то там [[Временной парадокс]]! Хотя в их сеттинге существует Московский Институт Времени (МИВ) и все путешествия происходят более-менее под присмотром, если не сотрудников, так автоматики. Кстати, в сеттинге «Алисианы» эффект бабочки невозможен (кроме некоторых исключений), а влияние пришельцев из будущего обычно сравнивают с кругами на воде от падения камня. | * Кир Булычёв, цикл про [[Алиса Селезнёва|Алисe Селезнёвe]]. [[Бой-девка]] нередко вместе с компанией перемещается в различные эпохи. При этом никто не напрягается, что есть какой-то там [[Временной парадокс]]! Хотя в их сеттинге существует Московский Институт Времени (МИВ) и все путешествия происходят более-менее под присмотром, если не сотрудников, так автоматики. Кстати, в сеттинге «Алисианы» эффект бабочки невозможен (кроме некоторых исключений), а влияние пришельцев из будущего обычно сравнивают с кругами на воде от падения камня. | ||
** Кстати, в «Алисиане» есть еще и внутренний подцикл «Алиса и ее друзья в лабиринтах истории». Есть без Алисы, примыкающие к ее вселенной. Например «Фотография пришельца» про Р.Темпеста. | ** Кстати, в «Алисиане» есть еще и внутренний подцикл «Алиса и ее друзья в лабиринтах истории». Есть без Алисы, примыкающие к ее вселенной. Например «Фотография пришельца» про Р.Темпеста. | ||
** А вот в цикле «Великий Гусляр» хронотурист случайно становится свидетелем намеренного создания альтернативной реальности инопланетными колонистами из [[Ржавое будущее|будущего]]. Вернувшись в свое время, бедняга попадает в новую линию времени и обнаруживает абсолютно другую флору и фауну планеты, а также цивилизацию, произошедшую от тех колонистов. {{spoiler|Людей, разумеется.}} | ** А вот в цикле «Великий Гусляр» хронотурист случайно становится свидетелем намеренного создания альтернативной реальности инопланетными колонистами из [[Ржавое будущее|будущего]]. Вернувшись в свое время, бедняга попадает в новую линию времени и обнаруживает абсолютно другую флору и фауну планеты, а также цивилизацию, произошедшую от тех колонистов. {{spoiler|Людей, разумеется.}} | ||
* Владислав Крапивин, «[[крапивинские мальчики|Сандалик]], или Путь к Девятому бастиону» — Сандалик дружил с [[герои и философы|древнегреческим]] мальчиком [[Назван в честь знаменитости|Одиссеем]]. | * Владислав Крапивин, «[[крапивинские мальчики|Сандалик]], или Путь к Девятому бастиону» — Сандалик дружил с [[герои и философы|древнегреческим]] мальчиком [[Назван в честь знаменитости|Одиссеем]]. | ||
Строка 61: | Строка 60: | ||
* Василий Головачёв, книги серии «Смутное время». Хронофантастика, плавно перетекающая в [[Мироходец|мироходчество]] — после того, как оказывается, что время нелинейно, и путешествие во времени и в параллельные миры есть одно и то же. | * Василий Головачёв, книги серии «Смутное время». Хронофантастика, плавно перетекающая в [[Мироходец|мироходчество]] — после того, как оказывается, что время нелинейно, и путешествие во времени и в параллельные миры есть одно и то же. | ||
* Влад Савин, цикл «Морской Волк» — АПЛ К-25 «Воронеж» вышла на очередное боевое патрулирование в 2012 и попала. Сместилась в пространстве (в Атлантику) и во времени. В 1942. Сначала просто разбирались с фашистами и решали что делать, затем установили связь с СССР, там достаточно быстро поняли с кем имеют дело. СССР получил кучу разнообразной информации, как технической так и нет, специалистов и технику. СССР развивается немного быстрее. Вторую мировую закончили побыстрее. А как именно К-25 попала…в СССР так и не разобрались. | * Влад Савин, цикл «Морской Волк» — АПЛ К-25 «Воронеж» вышла на очередное боевое патрулирование в 2012 и попала. Сместилась в пространстве (в Атлантику) и во времени. В 1942. Сначала просто разбирались с фашистами и решали что делать, затем установили связь с СССР, там достаточно быстро поняли с кем имеют дело. СССР получил кучу разнообразной информации, как технической так и нет, специалистов и технику. СССР развивается немного быстрее. Вторую мировую закончили побыстрее. А как именно К-25 попала…в СССР так и не разобрались. | ||
* Сергей Симонов «Цвет сверхдержавы — красный» — один из физиков долго работал над теорией, которую в том числе можно и для перемещения во времени использовать (а еще и как гиперпривод), умер. Остальные члены команды кое как довели установку, откалибровали и отправили ноутбук + еще немного электроники + специально подготовленный пакет информации в 1953. Хрущеву. Последствия…история в будущем — изменилось. В СССР проводят эксперименты на тему — что будет с книгой которую напишет большой нелюбитель СССР если его «исчезнуть». Ну и исправляют допущенные в изначальной версии истории ошибки. | * Сергей Симонов «Цвет сверхдержавы — красный» — один из физиков долго работал над теорией, которую в том числе можно и для перемещения во времени использовать (а еще и как гиперпривод), умер. Остальные члены команды кое как довели установку, откалибровали и отправили ноутбук + еще немного электроники + специально подготовленный пакет информации в 1953. Хрущеву. Последствия…история в будущем — изменилось. В СССР проводят эксперименты на тему — что будет с книгой которую напишет большой нелюбитель СССР если его «исчезнуть». Ну и исправляют допущенные в изначальной версии истории ошибки. | ||
* Сергей Арсеньев: | * Сергей Арсеньев: | ||
Строка 69: | Строка 67: | ||
* Евгений Прошкин «Механика вечности» (и прототип романа — рассказ «Двадцать минут из жизни Антона Соболева»): в 2005 году к [[МТА]]-неудачнику звонит в дверь его двойник из будущего, теперь уже маститый автор, и предлагает несколько наиболее удачных романов издать не в 2025 году, а в 2000. Для этого протагонисту следует смотаться на пяток лет назад и вручить дискеты своей ещё более ранней копии, дабы сохранить жену и обрести славу ещё в двухтысячном. Получасом раньше протагонист вытащил из почтового ящика дурацкую бумажку с единственным словом ОТКАЖИСЬ. Конечно, Мефодий принимает заманчивое предложение, так как очень тоскует по жене. {{spoiler|Жена — один из хроноагентов, протагонист — пешка в большой игре КГБшника, страстно желающего стать президентом любыми средствами, с любыми последствиями, в любой альтернативной реальности}}. [[Эффект_бабочки|И всё заверте…]] | * Евгений Прошкин «Механика вечности» (и прототип романа — рассказ «Двадцать минут из жизни Антона Соболева»): в 2005 году к [[МТА]]-неудачнику звонит в дверь его двойник из будущего, теперь уже маститый автор, и предлагает несколько наиболее удачных романов издать не в 2025 году, а в 2000. Для этого протагонисту следует смотаться на пяток лет назад и вручить дискеты своей ещё более ранней копии, дабы сохранить жену и обрести славу ещё в двухтысячном. Получасом раньше протагонист вытащил из почтового ящика дурацкую бумажку с единственным словом ОТКАЖИСЬ. Конечно, Мефодий принимает заманчивое предложение, так как очень тоскует по жене. {{spoiler|Жена — один из хроноагентов, протагонист — пешка в большой игре КГБшника, страстно желающего стать президентом любыми средствами, с любыми последствиями, в любой альтернативной реальности}}. [[Эффект_бабочки|И всё заверте…]] | ||
* В. Д. Звягинцев. Цикл «[[Одиссей покидает Итаку]]». Герои, советские граждане из 1980-х годов, сталкиваются с деятельностью внеземных цивилизаций. Инопланетяне не в ладах между собой, а полем битвы они избирают Землю, на историю которой пытаются влиять в своих целях. Герои путешествуют и в 1960-е годы, чтобы разослать нужные для изменения хода истории телеграммы, и в 1940-е, чтобы добыть утерянный внеземной артефакт, либо для вживления в тело Сталина, чтобы выиграть войну быстро и с меньшей кровью. Вселенная цикла именуется «Гиперсетью», где можно создавать новые реальности и изменять уже существующие. | * В. Д. Звягинцев. Цикл «[[Одиссей покидает Итаку]]». Герои, советские граждане из 1980-х годов, сталкиваются с деятельностью внеземных цивилизаций. Инопланетяне не в ладах между собой, а полем битвы они избирают Землю, на историю которой пытаются влиять в своих целях. Герои путешествуют и в 1960-е годы, чтобы разослать нужные для изменения хода истории телеграммы, и в 1940-е, чтобы добыть утерянный внеземной артефакт, либо для вживления в тело Сталина, чтобы выиграть войну быстро и с меньшей кровью. Вселенная цикла именуется «Гиперсетью», где можно создавать новые реальности и изменять уже существующие. | ||
* Евгений Лукин | * Евгений Лукин, «Пятеро в лодке, не считая Седьмых». Из-за [[Всесильная бюрократия|опечатки в приказе]] («Обязуемся выгрести к пристани Баклужино в десять ноль-ноль, шестнадцатого, одиннадцатого, тысяча двести тридцать седьмого. Печать, подпись директора…») пятеро работников советского НИИ попадают в 1237 год. После ряда приключений спасаются по принципу «подобное лечится подобным»: войдя в контакт с местными властями в лице хана Батыя, исправляют на документе дату и выгребают уже в своё время. | ||
==== Зарубежная ==== | ==== Зарубежная ==== | ||
Строка 98: | Строка 94: | ||
** «Боги войны» — полуразумная тварюшка-оружие, способная контролировать пару минут времени, внезапно забрасывает себя и протагониста (который должен был её высадить на вражеской планете) на примерно 6000 лет в будущее. Протагонист-офицер мотается по Галактике и (в несколько меньшей мере) по времени, дабы прийти к выводу «войны это плохо, их надо искоренить» и подстроить себе-раннему скачок в будущее. | ** «Боги войны» — полуразумная тварюшка-оружие, способная контролировать пару минут времени, внезапно забрасывает себя и протагониста (который должен был её высадить на вражеской планете) на примерно 6000 лет в будущее. Протагонист-офицер мотается по Галактике и (в несколько меньшей мере) по времени, дабы прийти к выводу «войны это плохо, их надо искоренить» и подстроить себе-раннему скачок в будущее. | ||
* Орсон Скотт Кард, «Искупление Христофора Колумба» — группа учёных из будущего узнаёт, что их цивилизация вымирает. Трое отважных путешественников отправляются в XV век, чтобы изменить ход освоения Америки и не допустить ошибок ни знакомой им истории, ни первоначальной (в которой Колумб не открывал Америку, а весь мир захватили тласкаланцы). | * Орсон Скотт Кард, «Искупление Христофора Колумба» — группа учёных из будущего узнаёт, что их цивилизация вымирает. Трое отважных путешественников отправляются в XV век, чтобы изменить ход освоения Америки и не допустить ошибок ни знакомой им истории, ни первоначальной (в которой Колумб не открывал Америку, а весь мир захватили тласкаланцы). | ||
* Гарри Гаррисон | * Гарри Гаррисон, «Фантастическая сага» — протагонист использует машину времени для съёмок фильма про викингов, ведь оказалось, что спонсирование и использование машины времени дешевле, чем связываться с профсоюзами насчёт декораций и актёров. | ||
* Майкл Суэнвик, «Кости Земли» — путешествия во времени используются практически эксклюзивно палеонтологами для исследования мезозоя. | * Майкл Суэнвик, «Кости Земли» — путешествия во времени используются практически эксклюзивно палеонтологами для исследования мезозоя. | ||
* Тед Чан, «Купец и волшебные врата» — различные аспекты хронопарадоксов со [[Восточная сказка|средневеково-арабским колоритом]]. | * Тед Чан, «Купец и волшебные врата» — различные аспекты хронопарадоксов со [[Восточная сказка|средневеково-арабским колоритом]]. | ||
Строка 118: | Строка 112: | ||
* «Безопасность не гарантируется» (2012) — художественная картина о журналистском расследовании по объявлению о наборе хрононавтов. | * «Безопасность не гарантируется» (2012) — художественная картина о журналистском расследовании по объявлению о наборе хрононавтов. | ||
* Телефильм «Звёздные врата: Континуум» — последний системный владыка Баал отправляется в прошлое и не позволяет учёным США заполучить звёздные врата. Каким-то образом, трём членам команды ЗВ-1 удаётся вернуться на Землю, но это уже не та Земля, которую они помнят. {{spoiler|В конце, Митчелл отправляется в прошлое, дружится с собственным дедом и убивает Баала.}} | * Телефильм «Звёздные врата: Континуум» — последний системный владыка Баал отправляется в прошлое и не позволяет учёным США заполучить звёздные врата. Каким-то образом, трём членам команды ЗВ-1 удаётся вернуться на Землю, но это уже не та Земля, которую они помнят. {{spoiler|В конце, Митчелл отправляется в прошлое, дружится с собственным дедом и убивает Баала.}} | ||
* [[Tenet|TENET (Довод)]] — технология инверсии, позволяющая инвертировать во времени как объекты, так и людей. Инвертированные пули сами прыгают в протянутую руку, пистолет вбирает пули из стен в себя и т. д. Законы физики тоже стараются соблюдаться: дышать окружающим воздухом в инверсии невозможно, огонь будет морозить, а не сжигать и т. д. Также с помощью инверсии можно направлять предметы из прошлого в будущее и наоборот. | * [[Tenet|TENET (Довод)]] — технология инверсии, позволяющая инвертировать во времени как объекты, так и людей. Инвертированные пули сами прыгают в протянутую руку, пистолет вбирает пули из стен в себя и т. д. Законы физики тоже стараются соблюдаться: дышать окружающим воздухом в инверсии невозможно, огонь будет морозить, а не сжигать и т. д. Также с помощью инверсии можно направлять предметы из прошлого в будущее и наоборот. | ||
* Primer («Детонатор») — эталонная хронофантастика от физиков для физиков. | * Primer («Детонатор») — эталонная хронофантастика от физиков для физиков. | ||
* | * «Пегги Сью выходит замуж». | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 132: | Строка 126: | ||
* «[[Тьма]]» («Dark») — весь про путешествия во времени, временных петлях и червоточинах. Петель настолько много(как и путешествий), что не пересчитать. Используется как машины времени, так и природные аномалии. События в прошлом не изменяют будущее, наоборот, без них будущее невозможно, вплоть до того, что девушка является матерью своей матери, а соседский школьник отцом главного героя. | * «[[Тьма]]» («Dark») — весь про путешествия во времени, временных петлях и червоточинах. Петель настолько много(как и путешествий), что не пересчитать. Используется как машины времени, так и природные аномалии. События в прошлом не изменяют будущее, наоборот, без них будущее невозможно, вплоть до того, что девушка является матерью своей матери, а соседский школьник отцом главного героя. | ||
* [[Звездные врата]] — В «SG-1» и «Атлантиде» встречается в нескольких сериях, глобально на сюжет не влияет. Неудивительно, ведь любой способ сверхсветового перемещения позволяет попасть в прошлое. Во «Вселенной» нестабильность врат часто и неконтролируемо забрасывает людей в прошлое, герои помогают себе из прошлой или будущей итерации. | * [[Звездные врата]] — В «SG-1» и «Атлантиде» встречается в нескольких сериях, глобально на сюжет не влияет. Неудивительно, ведь любой способ сверхсветового перемещения позволяет попасть в прошлое. Во «Вселенной» нестабильность врат часто и неконтролируемо забрасывает людей в прошлое, герои помогают себе из прошлой или будущей итерации. | ||
* «[[Loki (TV series)|Локи]]». | |||
* «[[Continuum|Континуум]]» — террористическая группа сбегает в прошлое с собственной казни, их преследует офицер-протектор Кира Кэмерон. Дальше террористы будут пытаться изменить прошлое, а Кира — мешать им в меру возможностей. | * «[[Continuum|Континуум]]» — террористическая группа сбегает в прошлое с собственной казни, их преследует офицер-протектор Кира Кэмерон. Дальше террористы будут пытаться изменить прошлое, а Кира — мешать им в меру возможностей. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «[[Маша и Медведь]]» — серия «Пещерный медведь» (48-я). Медведь [[Жестянщик|из разных старых вещей воссоздал]] [[машина времени|машину времени]] из фильма «[[Иван Васильевич меняет профессию]]», причем действующую. Среди персонажей — Пещерный Медведь и «[[Пещерное человечество|пещерная Маша]]». Здесь хронофантастика спародирована как жанр. | * «[[Маша и Медведь]]» — серия «Пещерный медведь» (48-я). Медведь [[Жестянщик|из разных старых вещей воссоздал]] [[машина времени|машину времени]] из фильма «[[Иван Васильевич меняет профессию]]», причем действующую. Среди персонажей — Пещерный Медведь и «[[Пещерное человечество|пещерная Маша]]». Здесь хронофантастика спародирована как жанр. | ||
* | * [[Futurama]] — персонажи часто перемещаются в прошлое или будущее. Собственно, завязка сюжета — главный герой оказывается замороженным на тысячу лет и таким образом попадает в далёкое будущее. | ||
* | * [[Aladdin|Аладдин]] — однажды наши герои и Абис Мал путешествовали во времена основания Аграбы, где им повстречались её основатель предок султана Хамед и предок Абис Мала по имени [[Бафосное имя|Абнор Мал]]. | ||
* | * [[Приключения Пети и Волка]]: Учительнице Маре-Ванне, подменяющей Снегурочку на Новый год, чтобы успеть раздать подарки перетрбургским детям за одну ночь, приходится использовать эффект гравитационного замедления времени вокруг черной дыры — благо, у Деда Мороза в мешке как раз черная дыра и оказалась. В результате за пять часов для рядовых питерцев она проработала 179 дней. | ||
=== Мультфильмы === | === Мультфильмы === | ||
Строка 167: | Строка 159: | ||
* Цико «The Journeyman Project» — агент № 5 (Гейдж Блэквуд) работает на Агентство по-безопасности времени, отслеживающее изменения и засылающее агентов в прошлое, чтобы исправить их. | * Цико «The Journeyman Project» — агент № 5 (Гейдж Блэквуд) работает на Агентство по-безопасности времени, отслеживающее изменения и засылающее агентов в прошлое, чтобы исправить их. | ||
* [[Quantum Break]] — вся игра крутится вокруг машины времени, испытание которой прошло немного неудачно {{spoiler|(поломали вселенную, и скоро в ней вообще всё время остановится)}}. После этого Джек Джойс (главгерой) пытается избегнуть такого будущего, меняя прошлое, а Пол Сайрин (главзлодей) уверен, что это невозможно, и реализует масштабный план по спасению немногих избранных. Беда в том, что обоим для своих целей нужно некое устройство, существующее ровно в одном экземпляре. Так и начинается центральный конфликт игры. | * [[Quantum Break]] — вся игра крутится вокруг машины времени, испытание которой прошло немного неудачно {{spoiler|(поломали вселенную, и скоро в ней вообще всё время остановится)}}. После этого Джек Джойс (главгерой) пытается избегнуть такого будущего, меняя прошлое, а Пол Сайрин (главзлодей) уверен, что это невозможно, и реализует масштабный план по спасению немногих избранных. Беда в том, что обоим для своих целей нужно некое устройство, существующее ровно в одном экземпляре. Так и начинается центральный конфликт игры. | ||
* [[Zero Escape]] же! | |||
* [[Life is Strange]] — как небольшая перемотка времени, так и скачки в прошлое, с ломанием дров там. | * [[Life is Strange]] — как небольшая перемотка времени, так и скачки в прошлое, с ломанием дров там. | ||
Строка 178: | Строка 171: | ||
* Е.Милутка «САМОВАР или Новые приключения Самоделкина и его друзей» (комикс из «Веселых картинок» № 8 за 1988). Собственно устройство СМВ он САМОВАР (именно большими буквами). При помощи специального чая переносил веселых человечков в миры разных сказок. | * Е.Милутка «САМОВАР или Новые приключения Самоделкина и его друзей» (комикс из «Веселых картинок» № 8 за 1988). Собственно устройство СМВ он САМОВАР (именно большими буквами). При помощи специального чая переносил веселых человечков в миры разных сказок. | ||
* [[Экипаж (А. Рудазов)|«Экипаж»]] — Ежов поначалу подозревает, что [[попаданец|провалился]] именно в будущее. И теоретически это возможно, вот только Ежов попал не просто так, а на место Моручи. Которому по этой логике полагается провалиться на место Ежова, но… путешествия в прошлое в [[метавселенная Рудазова|метавселенной Рудазова]] как раз-таки и невозможны! {{spoiler|Так и вышло: оказалось, параллельные миры с разницей в семьсот лет. Но земляне и серраны одни и те же.}} | * [[Экипаж (А. Рудазов)|«Экипаж»]] — Ежов поначалу подозревает, что [[попаданец|провалился]] именно в будущее. И теоретически это возможно, вот только Ежов попал не просто так, а на место Моручи. Которому по этой логике полагается провалиться на место Ежова, но… путешествия в прошлое в [[метавселенная Рудазова|метавселенной Рудазова]] как раз-таки и невозможны! {{spoiler|Так и вышло: оказалось, параллельные миры с разницей в семьсот лет. Но земляне и серраны одни и те же.}} | ||
* [[Холоп (фильм)]] | |||
{{Nav/Science fiction}} | {{Nav/Science fiction}} | ||
{{Nav/Жанры}} | {{Nav/Жанры}} |