Редактирование: Хронофантастика

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 2: Строка 2:


== Возможные разновидности ==
== Возможные разновидности ==
=== Хронофантастический элемент ===
* Путешествия во времени.
* Общение, подглядывание сквозь время.
* Кража/копирование предметов через время.
* Взаимодействие с аномальным временем (которое замедлилось, ускорилось, остановилось, повернулось вспять, является дикретным и т. п.).
* Возможность само время отнимать/давать (обычно под этим подразумевается время жизни, что, строго говоря, предметом хронофантастики не является).


=== Основы ===
=== Основы ===
Строка 46: Строка 39:
=== [[Литература]] и театр ===
=== [[Литература]] и театр ===


==== Отечественная ====
==== Русскоязычная ====
* Фаддей Булгарин (тот самый, которого Пушкин обзывал «Видок Фиглярин»), «Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в ХХIX веке», первопубликация в 1824 году. Первое в русской литературе описание путешествия во времени.
* Фаддей Булгарин (тот самый, которого Пушкин обзывал «Видок Фиглярин»), «Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в ХХIX веке», первопубликация в 1824 году. Первое в русской литературе описание путешествия во времени.
* [[Александр Беляев]], рассказ «Держи на запад!» — пытаясь уберечь от старости сверхгения Великого Ума, люди слегка перестарались, и [[Передозировка эликсира молодости|время в ракете пошло в обратную сторону]]. (Физика времени в рассказе очень своеобразная, но написан он был в 1929 году и, возможно, не всерьёз.)
* [[Александр Беляев]], рассказ «Держи на запад!» — пытаясь уберечь от старости сверхгения Великого Ума, люди слегка перестарались, и [[Передозировка эликсира молодости|время в ракете пошло в обратную сторону]]. (Физика времени в рассказе очень своеобразная, но написан он был в 1929 году и, возможно, не всерьёз.)
Строка 52: Строка 45:
* [[Братья Стругацкие]], «Попытка к бегству». Человек из 1940-х гг. [[Попаданец|попадает]] (непонятным читателю образом) в далёкое будущее, на несколько веков вперёд…
* [[Братья Стругацкие]], «Попытка к бегству». Человек из 1940-х гг. [[Попаданец|попадает]] (непонятным читателю образом) в далёкое будущее, на несколько веков вперёд…
** В [[Мир Полудня|Мире Полудня]] всё непонятное традиционно относят на происки Странников.
** В [[Мир Полудня|Мире Полудня]] всё непонятное традиционно относят на происки Странников.
** В повести «[[Понедельник начинается в субботу]]» один и тот же человек — Янус Невструев — [[Вывих мозга|живёт одновременно по ходу времени и в обратном направлении]]. Хотя это всего лишь гипотеза главных героев, объясняющая ''почти'' все странности. Там же: деконструкция. А.Привалов путешествует на машине времени… по литературным мирам.
** В повести «[[Понедельник начинается в субботу]]» один и тот же человек — Янус Невструев — [[Вывих мозга|живёт одновременно по ходу времени и в обратном направлении]]. Хотя это всего лишь гипотеза главных героев, объясняющая ''почти'' все странности.
* Кир Булычёв, цикл про [[Алиса Селезнёва|Алисe Селезнёвe]]. [[Бой-девка]] нередко вместе с компанией перемещается в различные эпохи. При этом никто не напрягается, что есть какой-то там [[Временной парадокс]]! Хотя в их сеттинге существует Московский Институт Времени (МИВ) и все путешествия происходят более-менее под присмотром, если не сотрудников, так автоматики. Кстати, в сеттинге «Алисианы» эффект бабочки невозможен (кроме некоторых исключений), а влияние пришельцев из будущего обычно сравнивают с кругами на воде от падения камня.
* Кир Булычёв, цикл про [[Алиса Селезнёва|Алисe Селезнёвe]]. [[Бой-девка]] нередко вместе с компанией перемещается в различные эпохи. При этом никто не напрягается, что есть какой-то там [[Временной парадокс]]! Хотя в их сеттинге существует Московский Институт Времени (МИВ) и все путешествия происходят более-менее под присмотром, если не сотрудников, так автоматики. Кстати, в сеттинге «Алисианы» эффект бабочки невозможен (кроме некоторых исключений), а влияние пришельцев из будущего обычно сравнивают с кругами на воде от падения камня.
** Кстати, в «Алисиане» есть еще и внутренний подцикл «Алиса и ее друзья в лабиринтах истории». Есть без Алисы, примыкающие к ее вселенной. Например «Фотография пришельца» про Р.Темпеста.
** Кстати, в «Алисиане» есть еще и внутренний подцикл «Алиса и ее друзья в лабиринтах истории».
** В рассказе «Сапфировый венец» описывается не очень ясная схема изменения прошлого: сначала Алиса узнает о письме с просьбой о помощи, написанном двумя детьми — жителями 19 века (письмо на панцире черепахи), плененными пиратами, но обнаруженном только в ее время — после этого Алиса пытается узнать, что в итоге с этими детьми произошло и узнает, что они благополучно вернулись домой, однако в следующий момент настоящее внезапно меняется, и оказывается, что дети в прошлом погибли, причем только Алиса помнит предыдущую «версию» прошлого — Алиса отправляется в прошлое и спасает детей, после чего в настоящем восстанавливается изначальная (?) история.
** А вот в цикле «Великий Гусляр» хронотурист случайно становится свидетелем намеренного создания альтернативной реальности инопланетными колонистами из [[Ржавое будущее|будущего]]. Вернувшись в свое время, бедняга попадает в новую линию времени и обнаруживает абсолютно другую флору и фауну планеты, а также цивилизацию, произошедшую от тех колонистов. {{spoiler|Людей, разумеется.}}
** А вот в цикле «Великий Гусляр» хронотурист случайно становится свидетелем намеренного создания альтернативной реальности инопланетными колонистами из [[Ржавое будущее|будущего]]. Вернувшись в свое время, бедняга попадает в новую линию времени и обнаруживает абсолютно другую флору и фауну планеты, а также цивилизацию, произошедшую от тех колонистов. {{spoiler|Людей, разумеется.}}
* Владислав Крапивин, «[[крапивинские мальчики|Сандалик]], или Путь к Девятому бастиону» — Сандалик дружил с [[герои и философы|древнегреческим]] мальчиком [[Назван в честь знаменитости|Одиссеем]].
* Владислав Крапивин, «[[крапивинские мальчики|Сандалик]], или Путь к Девятому бастиону» — Сандалик дружил с [[герои и философы|древнегреческим]] мальчиком [[Назван в честь знаменитости|Одиссеем]].
Строка 61: Строка 53:
* Василий Головачёв, книги серии «Смутное время». Хронофантастика, плавно перетекающая в [[Мироходец|мироходчество]] — после того, как оказывается, что время нелинейно, и путешествие во времени и в параллельные миры есть одно и то же.
* Василий Головачёв, книги серии «Смутное время». Хронофантастика, плавно перетекающая в [[Мироходец|мироходчество]] — после того, как оказывается, что время нелинейно, и путешествие во времени и в параллельные миры есть одно и то же.
* Влад Савин, цикл «Морской Волк» — АПЛ К-25 «Воронеж» вышла на очередное боевое патрулирование в 2012 и попала. Сместилась в пространстве (в Атлантику) и во времени. В 1942. Сначала просто разбирались с фашистами и решали что делать, затем установили связь с СССР, там достаточно быстро поняли с кем имеют дело. СССР получил кучу разнообразной информации, как технической так и нет, специалистов и технику. СССР развивается немного быстрее. Вторую мировую закончили побыстрее. А как именно К-25 попала…в СССР так и не разобрались.
* Влад Савин, цикл «Морской Волк» — АПЛ К-25 «Воронеж» вышла на очередное боевое патрулирование в 2012 и попала. Сместилась в пространстве (в Атлантику) и во времени. В 1942. Сначала просто разбирались с фашистами и решали что делать, затем установили связь с СССР, там достаточно быстро поняли с кем имеют дело. СССР получил кучу разнообразной информации, как технической так и нет, специалистов и технику. СССР развивается немного быстрее. Вторую мировую закончили побыстрее. А как именно К-25 попала…в СССР так и не разобрались.
** Сейчас среди читателей получила некоторое распространение версия, основанная на фанфике Михаила Кубрина (и реальной науке), о том, что АПЛ К-25 «Воронеж» прошла через связывающую будущее и прошлое червоточину, оба устья которой (по неизвестной причине) находились в тот момент на Земле, в мировом океане, хотя и в разных эпохах. Автор, вроде бы, тоже согласен с этой версией, но канонизирует ли он ее в книгах окончательно — конечно, зависит только от него. Притом, в книгах цикла «Морской Волк» бытует теория, что при перемещении АПЛ в прошлое, там от прежней Вселенной ответвилась новая Вселенная, то есть после перемещения герои книг действуют уже не в нашем прошлом, а в фактически их же стараниями и появившейся параллельной Вселенной. Есть читательское предположение и предложение, что в случае повторного обнаружения этой червоточины герои из этого альтернативного мира смогут вернуться в «наш мир», где прошлое осталось прежним и где прошло столько же времени с момента их исчезновения, сколько прошло в альтернативном мире со времени их появления. Однако автор пока не подтвердил и не опроверг такую возможность.
* Сергей Симонов «Цвет сверхдержавы — красный» — один из физиков долго работал над теорией, которую в том числе можно и для перемещения во времени использовать (а еще и как гиперпривод), умер. Остальные члены команды кое как довели установку, откалибровали и отправили ноутбук + еще немного электроники + специально подготовленный пакет информации в 1953. Хрущеву. Последствия…история в будущем — изменилось. В СССР проводят эксперименты на тему — что будет с книгой которую напишет большой нелюбитель СССР если его «исчезнуть». Ну и исправляют допущенные в изначальной версии истории ошибки.
* Сергей Симонов «Цвет сверхдержавы — красный» — один из физиков долго работал над теорией, которую в том числе можно и для перемещения во времени использовать (а еще и как гиперпривод), умер. Остальные члены команды кое как довели установку, откалибровали и отправили ноутбук + еще немного электроники + специально подготовленный пакет информации в 1953. Хрущеву. Последствия…история в будущем — изменилось. В СССР проводят эксперименты на тему — что будет с книгой которую напишет большой нелюбитель СССР если его «исчезнуть». Ну и исправляют допущенные в изначальной версии истории ошибки.
* Сергей Арсеньев:
* Сергей Арсеньев:
Строка 69: Строка 60:
* Евгений Прошкин «Механика вечности» (и прототип романа — рассказ «Двадцать минут из жизни Антона Соболева»): в 2005 году к [[МТА]]-неудачнику звонит в дверь его двойник из будущего, теперь уже маститый автор, и предлагает несколько наиболее удачных романов издать не в 2025 году, а в 2000. Для этого протагонисту следует смотаться на пяток лет назад и вручить дискеты своей ещё более ранней копии, дабы сохранить жену и обрести славу ещё в двухтысячном. Получасом раньше протагонист вытащил из почтового ящика дурацкую бумажку с единственным словом ОТКАЖИСЬ. Конечно, Мефодий принимает заманчивое предложение, так как очень тоскует по жене. {{spoiler|Жена — один из хроноагентов, протагонист — пешка в большой игре КГБшника, страстно желающего стать президентом любыми средствами, с любыми последствиями, в любой альтернативной реальности}}. [[Эффект_бабочки|И всё заверте…]]
* Евгений Прошкин «Механика вечности» (и прототип романа — рассказ «Двадцать минут из жизни Антона Соболева»): в 2005 году к [[МТА]]-неудачнику звонит в дверь его двойник из будущего, теперь уже маститый автор, и предлагает несколько наиболее удачных романов издать не в 2025 году, а в 2000. Для этого протагонисту следует смотаться на пяток лет назад и вручить дискеты своей ещё более ранней копии, дабы сохранить жену и обрести славу ещё в двухтысячном. Получасом раньше протагонист вытащил из почтового ящика дурацкую бумажку с единственным словом ОТКАЖИСЬ. Конечно, Мефодий принимает заманчивое предложение, так как очень тоскует по жене. {{spoiler|Жена — один из хроноагентов, протагонист — пешка в большой игре КГБшника, страстно желающего стать президентом любыми средствами, с любыми последствиями, в любой альтернативной реальности}}. [[Эффект_бабочки|И всё заверте…]]
* В. Д. Звягинцев. Цикл «[[Одиссей покидает Итаку]]». Герои, советские граждане из 1980-х годов, сталкиваются с деятельностью внеземных цивилизаций. Инопланетяне не в ладах между собой, а полем битвы они избирают Землю, на историю которой пытаются влиять в своих целях. Герои путешествуют и в 1960-е годы, чтобы разослать нужные для изменения хода истории телеграммы, и в 1940-е, чтобы добыть утерянный внеземной артефакт, либо для вживления в тело Сталина, чтобы выиграть войну быстро и с меньшей кровью. Вселенная цикла именуется «Гиперсетью», где можно создавать новые реальности и изменять уже существующие.
* В. Д. Звягинцев. Цикл «[[Одиссей покидает Итаку]]». Герои, советские граждане из 1980-х годов, сталкиваются с деятельностью внеземных цивилизаций. Инопланетяне не в ладах между собой, а полем битвы они избирают Землю, на историю которой пытаются влиять в своих целях. Герои путешествуют и в 1960-е годы, чтобы разослать нужные для изменения хода истории телеграммы, и в 1940-е, чтобы добыть утерянный внеземной артефакт, либо для вживления в тело Сталина, чтобы выиграть войну быстро и с меньшей кровью. Вселенная цикла именуется «Гиперсетью», где можно создавать новые реальности и изменять уже существующие.
* Евгений Лукин
* Евгений Лукин, «Пятеро в лодке, не считая Седьмых». Из-за [[Всесильная бюрократия|опечатки в приказе]] («Обязуемся выгрести к пристани Баклужино в десять ноль-ноль, шестнадцатого, одиннадцатого, тысяча двести тридцать седьмого. Печать, подпись директора…») пятеро работников советского НИИ попадают в 1237 год. После ряда приключений спасаются по принципу «подобное лечится подобным»: войдя в контакт с местными властями в лице хана Батыя, исправляют на документе дату и выгребают уже в своё время.
** «Пятеро в лодке, не считая Седьмых». Из-за [[Всесильная бюрократия|опечатки в приказе]] («Обязуемся выгрести к пристани Баклужино в десять ноль-ноль, шестнадцатого, одиннадцатого, тысяча двести тридцать седьмого. Печать, подпись директора…») пятеро работников советского НИИ попадают в 1237 год. После ряда приключений спасаются по принципу «подобное лечится подобным»: войдя в контакт с местными властями в лице хана Батыя, исправляют на документе дату и выгребают уже в своё время.
** «Бытиё наше дырчатое» — один из второстепенных персонажей отправляется в прошлое, чтобы убить «Еву». Судя по всему, преуспел в своём начинании, уничтожив человечество. А если человечество не возникло, то стало некому отправиться в прошлое, чтобы убить праматерь человечества, а следовательно она выжила, и человечество всё же возникло… И так далее.


==== Зарубежная ====
==== На других языках ====
* Одним из первых к идее такого путешествия обратился [[Фьорды, драккары и биатлонисты|норвежский]] поэт Йохан Вессель, написавший в 1781 г. комедию «В 7603 году».
* Одним из первых к идее такого путешествия обратился [[Фьорды, драккары и биатлонисты|норвежский]] поэт Йохан Вессель, написавший в 1781 г. комедию «В 7603 году».
* Сватоплук Чех, «Новое эпохальное путешествие пана Броучека, на этот раз в XV столетие». Пражский буржуа Матей Броучек, напившись в трактире, попадает из 1888 года в 1420 и становится свидетелем восстания гуситов.
* Сватоплук Чех, «Новое эпохальное путешествие пана Броучека, на этот раз в XV столетие». Пражский буржуа Матей Броучек, напившись в трактире, попадает из 1888 года в 1420 и становится свидетелем восстания гуситов.
Строка 83: Строка 72:
* Ф. Браун, рассказы «Конец начал» и пр. Приколы вместе с [[Вывих мозга|вывихами мозга]].
* Ф. Браун, рассказы «Конец начал» и пр. Приколы вместе с [[Вывих мозга|вывихами мозга]].
* С. Лем, повесть «Повторение» из цикла «Кибериада» — [[деконструкция]]. Трурль и Клапауций несколько раз моделировали общество, где любой желающий может отматывать время назад для исправления своих ошибок. Ни к чему хорошему это не привело.
* С. Лем, повесть «Повторение» из цикла «Кибериада» — [[деконструкция]]. Трурль и Клапауций несколько раз моделировали общество, где любой желающий может отматывать время назад для исправления своих ошибок. Ни к чему хорошему это не привело.
** Его же произведения про И.Тихого: 7-е путешествие (камерная хронофантастика в пределах одной ракеты), 20-е путешествие (Тихий руководит целым хроноинститутом — исправляет историю), 4-е воспоминание (были варианты названия «Мольтерис» и «Пропавшая машина времени», про изобретателя машины времени и технику безопасности).
** Пьесы про проф.А.С.Тарантогу. «Черная комната профессора Тарантоги» (Тарантога вместе с небольшим числом энтузиастов делает то, что старался сделать Тихий, руководя большой хроноорганизацией в 20-м путешествии), «Странный гость профессора Тарантоги» (Про Тарантогу и пациента дурдома, выдающий себя за попаданца из будущего). Еще «Путешествие профессора Тарантоги» завершается некоторым хроноперемещением.
* Клиффорд Саймак, «Снова и снова», «Заповедник гоблинов»… и много что еще.
* Клиффорд Саймак, «Снова и снова», «Заповедник гоблинов»… и много что еще.
* Хайнлайн, «Все вы, зомби» («Уроборос») — педаль в мантию Земли.
* Хайнлайн, «Все вы, зомби» («Уроборос») — педаль в мантию Земли.
Строка 98: Строка 85:
** «Боги войны» — полуразумная тварюшка-оружие, способная контролировать пару минут времени, внезапно забрасывает себя и протагониста (который должен был её высадить на вражеской планете) на примерно 6000 лет в будущее. Протагонист-офицер мотается по Галактике и (в несколько меньшей мере) по времени, дабы прийти к выводу «войны это плохо, их надо искоренить» и подстроить себе-раннему скачок в будущее.
** «Боги войны» — полуразумная тварюшка-оружие, способная контролировать пару минут времени, внезапно забрасывает себя и протагониста (который должен был её высадить на вражеской планете) на примерно 6000 лет в будущее. Протагонист-офицер мотается по Галактике и (в несколько меньшей мере) по времени, дабы прийти к выводу «войны это плохо, их надо искоренить» и подстроить себе-раннему скачок в будущее.
* Орсон Скотт Кард, «Искупление Христофора Колумба» — группа учёных из будущего узнаёт, что их цивилизация вымирает. Трое отважных путешественников отправляются в XV век, чтобы изменить ход освоения Америки и не допустить ошибок ни знакомой им истории, ни первоначальной (в которой Колумб не открывал Америку, а весь мир захватили тласкаланцы).
* Орсон Скотт Кард, «Искупление Христофора Колумба» — группа учёных из будущего узнаёт, что их цивилизация вымирает. Трое отважных путешественников отправляются в XV век, чтобы изменить ход освоения Америки и не допустить ошибок ни знакомой им истории, ни первоначальной (в которой Колумб не открывал Америку, а весь мир захватили тласкаланцы).
* Гарри Гаррисон
* Гарри Гаррисон, «Фантастическая сага» — протагонист использует машину времени для съёмок фильма про викингов, ведь оказалось, что спонсирование и использование машины времени дешевле, чем связываться с профсоюзами насчёт декораций и актёров.
** «Фантастическая сага» — протагонист использует машину времени для съёмок фильма про викингов, ведь оказалось, что спонсирование и использование машины времени дешевле, чем связываться с профсоюзами насчёт декораций и актёров.
** «Стальная крыса спасает мир» — Джеймс ди Гриз отправляется в далёкое (для него) прошлое (США семидесятых, Англия времён пошедших не так наполеоновских войн и успешно загаженная Земля в далёком прошло-будущем,<ref>Для нас это далёкое будущее, но для протагониста это не менее далёкое прошлое</ref> незадолго до её уничтожения) в борьбе с [[Чу-чу|непонятным врагом]], который пытается стереть из реальности Специальный Корпус.
* Майкл Суэнвик, «Кости Земли» — путешествия во времени используются практически эксклюзивно палеонтологами для исследования мезозоя.
* Майкл Суэнвик, «Кости Земли» — путешествия во времени используются практически эксклюзивно палеонтологами для исследования мезозоя.
* Тед Чан, «Купец и волшебные врата» — различные аспекты хронопарадоксов со [[Восточная сказка|средневеково-арабским колоритом]].
* Тед Чан, «Купец и волшебные врата» — различные аспекты хронопарадоксов со [[Восточная сказка|средневеково-арабским колоритом]].
Строка 108: Строка 93:


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* Фильмы «[[Назад в будущее]]» — все об этом. В первой части Марти МакФлай случайно оправляется в 1955 год, запарывает знакомство своих будущих родителей и полфильма пытается это исправить (ещё полфильма он решает проблему своего возвращения в 1985-й). Во второй части прыжков в прошлое и будущее уже побольше: сначала в 2015 год, потом в альтернативный 1985-й, после этого — в 1955-й, чтобы вернуть нормальный 1985-й, и, наконец, ещё один, незапланированный прыжок машины времени в 1885 год. А события третьего фильма (за вычетом начала и конца) происходят в 1885 году.
* Фильмы «[[Назад в будущее]]».
* [[Мы из будущего]]
* «Патруль времени» с Ван Даммом. ГГ является спецагентом, отправляющимся за преступниками, нелегально попавшими в прошлое.
* «Патруль времени» с Ван Даммом. ГГ является спецагентом, отправляющимся за преступниками, нелегально попавшими в прошлое.
* «[[Люди в чёрном]] 3» — главгад использует машину времени, чтобы убить Кея 40 лет назад, а также не позволить ему установить орбитальный щит вокруг Земли. Единственный, кто помнит Кея — Джей, который сам отправляется в прошлое исправить ситуацию. Ему приходится работать с более младшей версией Кея против сразу двух версий главгада.
* «[[Люди в чёрном]] 3» — главгад использует машину времени, чтобы убить Кея 40 лет назад, а также не позволить ему установить орбитальный щит вокруг Земли. Единственный, кто помнит Кея — Джей, который сам отправляется в прошлое исправить ситуацию. Ему приходится работать с более младшей версией Кея против сразу двух версий главгада.
* «[[Терминатор]]», конечно.
* «[[Терминатор]]», конечно.
* «В ловушке времени» — группа историков обнаруживает очки коллеги в древних раскопках французского замка. Оказывается, одной компании удалось создать машину времени, связанную с тем самым периодом Столетней войны «кротовой норой». Историки отправляются в прошлое и попадают в самый разгар осады того самого французского замка.
* «В ловушке времени» — группа историков обнаруживает очки коллеги в древних раскопках французского замка. Оказывается, одной компании удалось создать машину времени, связанную с тем самым периодом Столетней войны «кротовой норой». Историки отправляются в прошлое и попадают в самый разгар осады того самого французского замка.
* «[[Les Visiteurs|Пришельцы]]» с продолжениями, французская комедия — граф Годфруа де Монмирай со своим слугой Жакуем попадают в современность благодаря [[маг|волшебнику]].
* «[[Les Visiteurs|Пришельцы]]» с продолжениями, французская комедия — граф Годфруа де Монмирай со своим слугой Жакуем попадают в современность благодаря [[маг|волшебнику]].
* «Часто задаваемые вопросы о путешествиях во времени» (2009) — фильм с английским юмором в стиле сайфай — три друга сталкиваются с временными парадоксами в обычном пабе
* «Часто задаваемые вопросы о путешествиях во времени» (2009) фильм с английским юмором в стиле сайфай — три друга сталкиваются с временными парадоксами в обычном пабе
* «Безопасность не гарантируется» (2012) — художественная картина о журналистском расследовании по объявлению о наборе хрононавтов.
* «Безопасность не гарантируется» (2012) художественная картина о журналистском расследовании по объявлению о наборе хрононавтов.
* Телефильм «Звёздные врата: Континуум» — последний системный владыка Баал отправляется в прошлое и не позволяет учёным США заполучить звёздные врата. Каким-то образом, трём членам команды ЗВ-1 удаётся вернуться на Землю, но это уже не та Земля, которую они помнят. {{spoiler|В конце, Митчелл отправляется в прошлое, дружится с собственным дедом и убивает Баала.}}
* Телефильм «Звёздные врата: Континуум» — последний системный владыка Баал отправляется в прошлое и не позволяет учёным США заполучить звёздные врата. Каким-то образом, трём членам команды ЗВ-1 удаётся вернуться на Землю, но это уже не та Земля, которую они помнят. {{spoiler|В конце, Митчелл отправляется в прошлое, дружится с собственным дедом и убивает Баала.}}
* [[Tenet|TENET (Довод)]] — технология инверсии, позволяющая инвертировать во времени как объекты, так и людей. Инвертированные пули сами прыгают в протянутую руку, пистолет вбирает пули из стен в себя и т. д. Законы физики тоже стараются соблюдаться: дышать окружающим воздухом в инверсии невозможно, огонь будет морозить, а не сжигать и т. д. Также с помощью инверсии можно направлять предметы из прошлого в будущее и наоборот. Впрочем, один вопрос остаётся открытым: где у инвертированного предмета его начало?
* TENET (Довод) технология инверсии, позволяющая инвертировать во времени как объекты, так и людей. Инвертированные пули сами прыгают в протянутую руку, пистолет вбирает пули из стен в себя и т. д. Законы физики тоже стараются соблюдаться: дышать окружающим воздухом в инверсии невозможно, огонь будет морозить, а не сжигать и т. д. Также с помощью инверсии можно направлять предметы из прошлого в будущее и наоборот.
* Primer («Детонатор») — эталонная хронофантастика от физиков для физиков.
* Primer («Детонатор») эталонная хронофантастика от физиков для физиков.
* "Предопределение" (в России почему то "Патруль Времени") - экранизация по мотивам, "Все вы, зомби" Хайнлайна.
* «Пегги Сью выходит замуж».


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
Строка 132: Строка 116:
* «[[Тьма]]» («Dark») — весь про путешествия во времени, временных петлях и червоточинах. Петель настолько много(как и путешествий), что не пересчитать. Используется как машины времени, так и природные аномалии. События в прошлом не изменяют будущее, наоборот, без них будущее невозможно, вплоть до того, что девушка является матерью своей матери, а соседский школьник отцом главного героя.
* «[[Тьма]]» («Dark») — весь про путешествия во времени, временных петлях и червоточинах. Петель настолько много(как и путешествий), что не пересчитать. Используется как машины времени, так и природные аномалии. События в прошлом не изменяют будущее, наоборот, без них будущее невозможно, вплоть до того, что девушка является матерью своей матери, а соседский школьник отцом главного героя.
* [[Звездные врата]] — В «SG-1» и «Атлантиде» встречается в нескольких сериях, глобально на сюжет не влияет. Неудивительно, ведь любой способ сверхсветового перемещения позволяет попасть в прошлое. Во «Вселенной» нестабильность врат часто и неконтролируемо забрасывает людей в прошлое, герои помогают себе из прошлой или будущей итерации.
* [[Звездные врата]] — В «SG-1» и «Атлантиде» встречается в нескольких сериях, глобально на сюжет не влияет. Неудивительно, ведь любой способ сверхсветового перемещения позволяет попасть в прошлое. Во «Вселенной» нестабильность врат часто и неконтролируемо забрасывает людей в прошлое, герои помогают себе из прошлой или будущей итерации.
* «[[Loki (TV series)|Локи]]».
* «[[Continuum|Континуум]]» — террористическая группа сбегает в прошлое с собственной казни, их преследует офицер-протектор Кира Кэмерон. Дальше террористы будут пытаться изменить прошлое, а Кира — мешать им в меру возможностей.
* «[[Continuum|Континуум]]» — террористическая группа сбегает в прошлое с собственной казни, их преследует офицер-протектор Кира Кэмерон. Дальше террористы будут пытаться изменить прошлое, а Кира — мешать им в меру возможностей.
* «[[Phil of The Future|Фил из будущего]]» — для людей из 22-го века путешествия во времени — обыденное дело, просто у семьи Диффи, выступающей в роли центральных героев, машина в самом конце 2003 года поломалась, и наши герои [[Попаданец|застряли в самом начале того времени, когда снимался сериал]]. Весь сериал построен именно вокруг семьи попаданцев и её попытках восстановить машину.
* «[[The Bureau of Magical Things|Бюро магических дел]]» — в 9 серии 2 сезона в библиотеке Максвелла нашлась магическая [[машина времени]], задействованная там же, а также в 19-20 сериях для путешествий в прошлое, к Магнусу Соренсону, чтобы добыть сначала 2-й журнал (9 серия), а затем и {{spoiler|планы Лотоса, что Ванакс сделал, дабы уничтожить его в настоящем}} (19-20 серии).


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[Гаргульи (мультсериал)|Гаргульи]]» (1994) — эпизод «Обеты» (2 сезон, 8 серия). Благодаря Вратам Феникса, Демона, Ксанатос и Лиса, а также невольно примкнувшие к ним Голиаф и отец Ксанатоса перенеслись в прошлое за 20 лет до событий, приведших к тысячелетнему окаменению гаргулий. Ксанатос с помощью существовавшего уже тогда тайного общества Просветителей обеспечил будущего себя стартовым капиталом, тем самым доказал отцу, что заработал своё состояние сам (а не получил в подарок его от таинственного незнакомца) и оставил будущему себе послание с подробными инструкциями, следуя которым он и провернул весь этот архи-хитровыпендренный план. Демона отыскала прошлую себя и попыталась склонить её ко злу и истреблению рода людского. Голиаф пообщался со своей давней возлюбленной и сорвал планы Демоны, в которую эта возлюбленная превратится в будущем. Что же до Лисы и Ксанатоса-старшего, то первая помогала мужу, а второй в основном офигевал от происходящего.
* «[[Маша и Медведь]]» — серия «Пещерный медведь» (48-я). Медведь [[Жестянщик|из разных старых вещей воссоздал]] [[машина времени|машину времени]] из фильма «[[Иван Васильевич меняет профессию]]», причем действующую. Среди персонажей — Пещерный Медведь и «[[Пещерное человечество|пещерная Маша]]». Здесь хронофантастика спародирована как жанр.
* «[[Маша и Медведь]]» — серия «Пещерный медведь» (48-я). Медведь [[Жестянщик|из разных старых вещей воссоздал]] [[машина времени|машину времени]] из фильма «[[Иван Васильевич меняет профессию]]», причем действующую. Среди персонажей — Пещерный Медведь и «[[Пещерное человечество|пещерная Маша]]». Здесь хронофантастика спародирована как жанр.
* [[Futurama]] персонажи часто перемещаются в прошлое или будущее. Собственно, завязка сюжета — главный герой оказывается замороженным на тысячу лет и таким образом попадает в далёкое будущее.
* «[[Футурама]]» — персонажи часто перемещаются в прошлое или будущее. Собственно, завязка сюжета — главный герой оказывается замороженным на тысячу лет и таким образом попадает в далёкое будущее.
* [[Aladdin|Аладдин]] однажды наши герои и Абис Мал путешествовали во времена основания Аграбы, где им повстречались её основатель предок султана Хамед и предок Абис Мала по имени [[Бафосное имя|Абнор Мал]].
* «[[Aladdin|Аладдин]]» — однажды наши герои и Абис Мал путешествовали во времена основания Аграбы, где им повстречались её основатель предок султана Хамед и предок Абис Мала по имени [[Бафосное имя|Абнор Мал]].
* «[[Приключения Пети и Волка]]» — учительнице Маре-Ванне, подменяющей Снегурочку на Новый год, чтобы успеть раздать подарки перетрбургским детям за одну ночь, приходится использовать эффект гравитационного замедления времени вокруг черной дыры — благо, у Деда Мороза в мешке как раз черная дыра и оказалась. В результате за пять часов для рядовых питерцев она проработала 179 дней.
 
=== Мультфильмы ===
* «Ванюша и великан» из цикла «Пришелец Ванюша». Хроновставка в космическую фантастику (даже в космическую сказку).


=== [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] ===
=== [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] ===
* Для [[культура отаку|японцев]] самым известным примером использования приема является книга 1967 года «[[Toki wo Kakeru Shoujo]]» («Девочка скакавшая сквозь время», но чаще переводят как «Девочка, покорившая время»). Очень популярным также оказалось полнометражное аниме 2006 года с тем же названием, которое можно считать слабо связанным сиквелом книги. Фантастическое допущение умело используется развития темы взросления и романтической линии.
* Для [[культура отаку|японцев]] самым известным примером использования приема является книга 1967 года «[[Toki wo Kakeru Shoujo]]» («Девочка скакавшая сквозь время», но чаще переводят как «Девочка, покорившая время»). Очень популярным также оказалось полнометражное аниме 2006 года с тем же названием, которое можно считать слабо связанным сиквелом книги. Фантастическое допущение умело используется развития темы взросления и романтической линии.
* [[Zetsuen no Tempest]]: любопытная интрига с перемещением во времени главной героини.
* [[Zetsuen no Tempest]]: любопытная интрига с перемещением во времени главной героини.
* [[Steins;Gate]] (изначально — [[визуальный роман]]): Косплеящий сумасшедшего ученого главгерой с помощью банана в микроволновке перебирает варианты развития истории с целью минимизации числа трупов в его окружении.
* [[Steins;Gate]] (изначально — [[визуальный роман]]): Косплеящий сумасшедшего ученого главгерой с помощью банана в микроволновке перебирает варианты развития истории с целью минимизации числа трупов в его окружении.
* [[Natsu no Arashi!]]: Главгерои сообща умеют путешествовать в прошлое, чем иногда пользуются в бытовых целях, вызывая запутанные парадоксы.
* [[Natsu no Arashi!]]: Главгерои сообща умеют путешествовать в прошлое, чем иногда пользуются в бытовых целях, вызывая запутанные парадоксы.
* Irozuku Sekai no Ashita kara — силой магии Кохаку Цукисиро отправляет свою внучку Хитоми из 2078 в 2018, когда сама была старшеклассницей, чтобы Хитоми смогла вернуть себе способность видеть цвета.
* Irozuku Sekai no Ashita kara — силой магии Кохаку Цукисиро отправляет свою внучку Хитоми из 2078 в 2018, когда сама была старшеклассницей, чтобы Хитоми смогла вернуть себе способность видеть цвета.
* Sakurada Reset — пара ОЯШей обладает дополняющими друг друга сверхспособностями и используют их для решения поставленных Администрацией задач. Мисора Харуки может откатить весь мир на три дня назад, но теряет при этом и свою память, а Кэй Асай единственный сохраняет память о прошлых вариантах.
* Sakurada Reset — пара ОЯШей обладает дополняющими друг друга сверхспособностями и используют их для решения поставленных Администрацией задач. Мисора Харуки может откатить весь мир на три дня назад, но теряет при этом и свою память, а Кэй Асай единственный сохраняет память о прошлых вариантах.
* Toshishita no Senpai — свалившись с детской качалки, 25-летняя Нанасава перемещается в своем теле на 10 лет назад, когда она и ее тайно любимая всю жизнь сэмпай Сёто учились в школе. Теперь Нанасава под чужим именем может выразить свои чувства к Сёто.
* Toshishita no Senpai — свалившись с детской качалки, 25-летняя Нанасава перемещается в своем теле на 10 лет назад, когда она и ее тайно любимая всю жизнь сэмпай Сёто учились в школе. Теперь Нанасава под чужим именем может выразить свои чувства к Сёто.
* [[Yojouhan Time Machine Blues]]: Через 25 лет после описываемых событий обитатели того же общежития по-пьяни собирают машину времени, что повлекло запутанную историю с перемещением во времени испорченного пульта от кондиционера.
* [[Suzumiya Haruhi no Yuuutsu]]: Главгерой хронопоутешествовал несколько раз, обычно используя {{Перевод|''TPDD''|Time Plane Destruction Device}} Микурочки (представительницы фракции пришельцев из будущего). Что такое ''TPDD'' — закрытая информация, но внешне оно себя никак не проявляет, просто иногда у Асахины Микуру это есть, а иногда — нет.
* «Суперкнига» 1980-х — религиозная хронофантастика. Первый сезон больше фэнтези: Кристофера (он же Сё Асука) и Джой (она же Адзуса Ямато), добавляя к ним усовершентствованного робота Робика (он же Гизмо и Дзэммай-Дзикакэ) в «библейские времена» отправляет Книга. Во втором сезоне больше похоже на фантастику. Хронопутешествия осуществляются при взаимодействии с компьютером, а разумный робот Робик — изготовлен родственником Джой. И путешествуют уже новый Робик и Эрик (он же Ю Асука) — двоюродный брат Джой. При этом Джой и Крис могут следить за приключениями через компьютер.
* «Летающий дом» тоже религиозная хронофантастика. Дети случайно стали гостями у изобретателя машины времени. И все вместе отправились в прошлое. Пока ученый возится с машиной времени, главные герои присутствуют при событиях из Нового Завета.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
Строка 167: Строка 141:
* Цико «The Journeyman Project» — агент № 5 (Гейдж Блэквуд) работает на Агентство по-безопасности времени, отслеживающее изменения и засылающее агентов в прошлое, чтобы исправить их.
* Цико «The Journeyman Project» — агент № 5 (Гейдж Блэквуд) работает на Агентство по-безопасности времени, отслеживающее изменения и засылающее агентов в прошлое, чтобы исправить их.
* [[Quantum Break]] — вся игра крутится вокруг машины времени, испытание которой прошло немного неудачно {{spoiler|(поломали вселенную, и скоро в ней вообще всё время остановится)}}. После этого Джек Джойс (главгерой) пытается избегнуть такого будущего, меняя прошлое, а Пол Сайрин (главзлодей) уверен, что это невозможно, и реализует масштабный план по спасению немногих избранных. Беда в том, что обоим для своих целей нужно некое устройство, существующее ровно в одном экземпляре. Так и начинается центральный конфликт игры.
* [[Quantum Break]] — вся игра крутится вокруг машины времени, испытание которой прошло немного неудачно {{spoiler|(поломали вселенную, и скоро в ней вообще всё время остановится)}}. После этого Джек Джойс (главгерой) пытается избегнуть такого будущего, меняя прошлое, а Пол Сайрин (главзлодей) уверен, что это невозможно, и реализует масштабный план по спасению немногих избранных. Беда в том, что обоим для своих целей нужно некое устройство, существующее ровно в одном экземпляре. Так и начинается центральный конфликт игры.
* [[Zero Escape]] же!
* [[Life is Strange]] — как небольшая перемотка времени, так и скачки в прошлое, с ломанием дров там.
* [[Life is Strange]] — как небольшая перемотка времени, так и скачки в прошлое, с ломанием дров там.


Строка 178: Строка 153:
* Е.Милутка «САМОВАР или Новые приключения Самоделкина и его друзей» (комикс из «Веселых картинок» № 8 за 1988). Собственно устройство СМВ он САМОВАР (именно большими буквами). При помощи специального чая переносил веселых человечков в миры разных сказок.
* Е.Милутка «САМОВАР или Новые приключения Самоделкина и его друзей» (комикс из «Веселых картинок» № 8 за 1988). Собственно устройство СМВ он САМОВАР (именно большими буквами). При помощи специального чая переносил веселых человечков в миры разных сказок.
* [[Экипаж (А. Рудазов)|«Экипаж»]] — Ежов поначалу подозревает, что [[попаданец|провалился]] именно в будущее. И теоретически это возможно, вот только Ежов попал не просто так, а на место Моручи. Которому по этой логике полагается провалиться на место Ежова, но… путешествия в прошлое в [[метавселенная Рудазова|метавселенной Рудазова]] как раз-таки и невозможны! {{spoiler|Так и вышло: оказалось, параллельные миры с разницей в семьсот лет. Но земляне и серраны одни и те же.}}
* [[Экипаж (А. Рудазов)|«Экипаж»]] — Ежов поначалу подозревает, что [[попаданец|провалился]] именно в будущее. И теоретически это возможно, вот только Ежов попал не просто так, а на место Моручи. Которому по этой логике полагается провалиться на место Ежова, но… путешествия в прошлое в [[метавселенная Рудазова|метавселенной Рудазова]] как раз-таки и невозможны! {{spoiler|Так и вышло: оказалось, параллельные миры с разницей в семьсот лет. Но земляне и серраны одни и те же.}}
 
* [[Холоп (фильм)]]
== Примечания ==
{{примечания}}


{{Nav/Science fiction}}
{{Nav/Science fiction}}
{{Nav/Жанры}}
{{Nav/Жанры}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!