Редактирование: Хрустальный дракон Иисус

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|CrystalDragonJesus|Crystal Dragon Jesus}}
{{TVTropes|CrystalDragonJesus|Crystal Dragon Jesus}}
{{Вкратце|Фэнтезийная религия, похожая на христианство — главным образом на католицизм.}}
{{Вкратце|Фэнтезийная религия, похожая на христианство — главным образом на католицизм.}}
{{Балалайка|{{SITENAME}} не считает одну религию хуже другой. Она не стремится ни с кем конфликтовать и не разжигает никакой сторонний конфликт. Она всего лишь составляет список очевидных и более-менее широкоизвестных примеров фэнтезийных религий, напоминающих христианство (в особенности — католицизм) в тех или иных его аспектах, как их видят авторы. Ответственность за каждый из примеров несёт его автор, а не {{SITENAME}}. Если эта статья [[попаболь|задевает ваши чувства]] — предлагаем вам просто её не перечитывать (однако и не портить)}}
{{Балалайка|Posmotreli не считает одну религию хуже другой. Она не стремится ни с кем конфликтовать и не разжигает никакой сторонний конфликт. Она всего лишь составляет список очевидных и более-менее широкоизвестных примеров фэнтезийных религий, напоминающих христианство (в особенности — католицизм) в тех или иных его аспектах, как их видят авторы. Ответственность за каждый из примеров несёт его автор, а не Posmotre.li. Если эта статья [[попаболь|задевает ваши чувства]] — предлагаем вам просто её не перечитывать (однако и не портить)}}
{{q|Церковь поёт: ''Пришелъ еси от Дѣвы ни [[мессианский архетип|ходатай]], ни ангелъ, но Самъ, Господи, воплощься''. Стало быть, возможно было и ходатаю, и ангелу быть спасителем. У нас угодно было Самому Господу прийти воплотиться; а [[инопланетяне|там]], может быть, совершил дело спасения ходатай, или ангел, или ещё кто.|Святитель Феофан Затворник}}
{{q|Церковь поёт: ''Пришелъ еси от Дѣвы ни [[мессианский архетип|ходатай]], ни ангелъ, но Самъ, Господи, воплощься''. Стало быть, возможно было и ходатаю, и ангелу быть спасителем. У нас угодно было Самому Господу прийти воплотиться; а [[инопланетяне|там]], может быть, совершил дело спасения ходатай, или ангел, или ещё кто.|Святитель Феофан Затворник}}
[[Файл:Etlau.jpg|thumb|right|Этот капуцин с крестом — отец-экзекутор Этлау, из Святой Матери нашей Эвиальской Церкви Спасителя]]
[[Файл:Etlau.jpg|thumb|right|Этот капуцин с крестом — отец-экзекутор Этлау, из Святой Матери нашей Эвиальской Церкви Спасителя]]
Строка 19: Строка 19:
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===


==== Отечественная ====
==== Русскоязычная ====
* [[Братья Стругацкие]], «[[Трудно быть богом]]»: здешняя религия заключается в поклонении безымянному единому Богу и куче святых у него на подхвате; церковь обладает большим влиянием, вполне достаточным, чтобы агрессивно поглощать целые королевства. Служат ей монахи и епископы, в ходу обращения «брат» и «отец»<ref>Надобно, впрочем, заметить, что так в том мире величают не только духовных лиц, но и вообще всех не-дворян (но и не парий) мужского пола. [[Слово Божие|Б Стругацкий пояснял]], что «брат» говорят всякому не-дворянину (как светского, так и духовного звания), которому меньше 50. «Отец» говорят более зрелому [[Мирянин|мирянину]]-простолюдину или же церковнику. Дворянину говорят «дон». А вот смертнику, или каторжнику, или прокажённому, или открытому гомосексуалисту из простых, или — внимание! — ''церковнику, постриженному или рукоположённому не из простого звания, а из дворян'', говорят «раб божий». Аналогично обращаются и к женщинам: сестра, мать, дона, раба божия (последнее — ещё и традиционное обращение к проститутке).</ref>. Изображена религия довольно неприглядно, наиболее запоминающаяся цитата из их писания звучит так: «И сказал Бог — прокляну. И проклял». Все державы мира делятся на светские, где религиозные ценности мало уважаются («Эй, поп, хошь в лоб?»), и теократическую Область святого ордена, где все, включая дворян, бегают перед церковью на задних лапках, как собачки («Никто не имеет привилегий перед Орденом!»). В последней сам институт монархии упразднён за ненадобностью (церковь берёт на себя всю администрацию), культура сведена к минимуму, а вся духовная жизнь находится «под колпаком».
* [[Братья Стругацкие]], «[[Трудно быть богом]]»: здешняя религия заключается в поклонении безымянному единому Богу и куче святых у него на подхвате; церковь обладает большим влиянием, вполне достаточным, чтобы агрессивно поглощать целые королевства. Служат ей монахи и епископы, в ходу обращения «брат» и «отец»<ref>Надобно, впрочем, заметить, что так в том мире величают не только духовных лиц, но и вообще всех не-дворян (но и не парий) мужского пола. [[Слово Божие|Б Стругацкий пояснял]], что «брат» говорят всякому не-дворянину (как светского, так и духовного звания), которому меньше 50. «Отец» говорят более зрелому [[Мирянин|мирянину]]-простолюдину или же церковнику. Дворянину говорят «дон». А вот смертнику, или каторжнику, или прокажённому, или открытому гомосексуалисту из простых, или — внимание! — ''церковнику, постриженному или рукоположённому не из простого звания, а из дворян'', говорят «раб божий». Аналогично обращаются и к женщинам: сестра, мать, дона, раба божия (последнее — ещё и традиционное обращение к проститутке).</ref>. Изображена религия довольно неприглядно, наиболее запоминающаяся цитата из их писания звучит так: «И сказал Бог — прокляну. И проклял». Все державы мира делятся на светские, где религиозные ценности мало уважаются («Эй, поп, хошь в лоб?»), и теократическую Область святого ордена, где все, включая дворян, бегают перед церковью на задних лапках, как собачки («Никто не имеет привилегий перед Орденом!»). В последней сам институт монархии упразднён за ненадобностью (церковь берёт на себя всю администрацию), культура сведена к минимуму, а вся духовная жизнь находится «под колпаком».
** Известная цитата «Когда Румата миновал могилу святого Мики — седьмую по счету и последнюю на этой дороге» похожа на прямой стеб над культом многочисленных мощей святых в христианстве…
** Известная цитата «Когда Румата миновал могилу святого Мики — седьмую по счету и последнюю на этой дороге» похожа на прямой стеб над культом многочисленных мощей святых в христианстве…
Строка 28: Строка 28:
* Ярослава Кузнецова, Анастасия Воскресенская, Дарский цикл — вполне официальное христианство, несмотря на фэнтезийный мир. Согласно местной истории, его туда принёс святой Иаков во время странствия лодки с его телом по Средиземному морю. Его ненадолго занесло в иной мир, где он воскрес и обратил в христианство одного из местных жителей, который и понёс учение дальше. Со временем учение накопило довольно много отличий от земного, но всё ещё вполне узнаваемо.
* Ярослава Кузнецова, Анастасия Воскресенская, Дарский цикл — вполне официальное христианство, несмотря на фэнтезийный мир. Согласно местной истории, его туда принёс святой Иаков во время странствия лодки с его телом по Средиземному морю. Его ненадолго занесло в иной мир, где он воскрес и обратил в христианство одного из местных жителей, который и понёс учение дальше. Со временем учение накопило довольно много отличий от земного, но всё ещё вполне узнаваемо.
* «[[Хроники странного королевства]]» — то же самое. Христианство в мире Дельта проповедовал некий проповедник-«переселенец» (с жирными намеками на то, что это был тот самый Иисус).
* «[[Хроники странного королевства]]» — то же самое. Христианство в мире Дельта проповедовал некий проповедник-«переселенец» (с жирными намеками на то, что это был тот самый Иисус).
** Но именно, что с намеками. В мире Дельта действуют переселенцы с Земли Жак, Ольга и Тереза, а не Благословенный, Святая и Охотница, ergo имена собственные у переселенцев не переводятся. При этом религия, исповедуемая в мире Дельта, — христианство (религия ''Христа''), а не религия Помазанника или религия Мессии. Таким образом, проповедник местной версии христианства уже считал слово «Христос» именем собственным (а не именем нарицательным, которое при переселении заменяется на аналог из местного языка). Причем говорил этот проповедник на греческом («Христос»), а не арамейском («Машиах»). На исторического Иисуса не похоже, для христианина самопровозгласиться Христом — полноценное богохульство. Так что скорее всего, этот проповедник — мистик-синкретист III—IV века из ареала эллинистической культуры. Христианство уже достаточно хорошо известно, но отношение к нему еще достаточно легкомысленно, чтобы идея скосплеить основателя этой религии могла прийти в голову попаданцу-переселенцу.
** Но именно, что с намеками. В мире Дельта действуют переселенцы с Земли Жак, Ольга и Тереза, а не Благословенный, Святая и Охотница, ergo имена собственные у переселенцев не переводятся. При этом религия, исповедуемая в мире Дельта, — христианство (религия ''Христа''), а не религия Помазанника или религия Мессии. Таким образом, проповедник местной версии христианства, уже считал слово «Христос» именем собственным (а не именем нарицательным, которое при переселении заменяется на аналог из местного языка). Причем говорил этот проповедник на греческом («Христос»), а не арамейском («Машиах»). На исторического Иисуса не похоже, для христианина самопровозгласиться Христом — полноценное богохульство. Так что скорее всего, этот проповедник — мистик-синкретист III—IV века из ареала эллинистической культуры. Христианство уже достаточно хорошо известно, но отношение к нему еще достаточно легкомысленно, чтобы идея скосплеить основателя этой религии могла прийти в голову попаданцу-переселенцу.
* В. Камша, «[[Отблески Этерны]]». Эсператизм очень напоминает католичество, есть даже свой аналог Папы — Эсперадор, заседающий в священном городе Агарисе. А вот олларианство — протестантизм, конкретно англиканство: формально глава церкви — король, религиозными делами ведает кардинал. Даже своя Варфоломеевская… пардон, Октавианская ночь имеется.
* В. Камша, «[[Отблески Этерны]]». Эсператизм очень напоминает католичество, есть даже свой аналог Папы — Эсперадор, заседающий в священном городе Агарисе. А вот олларианство — протестантизм, конкретно англиканство: формально глава церкви — король, религиозными делами ведает кардинал. Даже своя Варфоломеевская… пардон, Октавианская ночь имеется.
* Юрий [[Нестеренко]]:
** «Ответный удар»: Светлые, поклоняющиеся Единому богу (существование которого не доказано, в отличие от Темных богов, существующих реально), весьма напоминают христиан, выигравших Армагеддон и установивших теократическую диктатуру с инквизицией и всеми прелестями (но одновременно с благотворительностью и всяким прочим причинением добра). При этом и Светлые, и Темные обладают магической силой, но у Темных магическое знание доступно всем членам Ордена, а у Светлых — только высшим иерархам.
** Рассказ «Дар» — фактически показан фэнтезийный аналог [[Базилевсы, порфира и еретики|Византии]], но с инквизицией западноевропейского типа.
** «[[Крылья (роман)|Крылья]]»: сами земляне говорят, что религия Святого Троекнижия весьма напоминает христианство, включая триединого бога (Вершитель, Обличитель и Заступник, или, в более приземленной версии — бог-судья, бог-прокурор и бог-адвокат), проповедь смирения, рай и ад и т. п. Дьявол, впрочем, считается не творением, а младшим братом бога и сотворцом мира (чем и объясняется наличие в мире зла). Однако эта религия куда менее агрессивна, чем христианство (как, впрочем, и вся культура аньйо) — никаких преследований еретиков и религиозных войн: «Аще кто святой веры не имеет, Господь тому судья. Аще кто верует праведно, Господь тому защитник. Мирскому же суду по мирскому закону мирские дела судить надлежит, Господа подменить отнюдь не умышляя». Исключение — только отношение к крылатым, которых считали порождением дьявола, пока Путнуройский Собор не признал крылатость обычным уродством.
* О.Громыко, цикл «Белория» — символом церкви служит крест, но основан он не на распятии, а на неких древних летописях. По мнению магов, летописи те были магическими, а крест символизирует четыре стихии. По мнению некоторых фанатов, весь мир — постапокалиптическая Земля, оттого все сходства. Кроме креста, есть также и рыцари, служащие церкви, и монахи, и просто святые.
* О.Громыко, цикл «Белория» — символом церкви служит крест, но основан он не на распятии, а на неких древних летописях. По мнению магов, летописи те были магическими, а крест символизирует четыре стихии. По мнению некоторых фанатов, весь мир — постапокалиптическая Земля, оттого все сходства. Кроме креста, есть также и рыцари, служащие церкви, и монахи, и просто святые.


==== Зарубежная ====
==== На других языках ====
* «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира - вероятно, древнейший пример. Древняя Греция, Тезей и Ипполита (те самые), махровый политеизм. Отец прессует дочь, не желающую выходить замуж за угодного ему кандидата, и угрожает за упорство ''сослать в монастырь''! Причем монашеские обеты ей предстоит приносить на алтаре Дианы.
* «[[The Chronicles of Narnia|Хроники Нарнии]]»: вероятно, каноничнейший образец, только Иисус не дракон, а лев. [[Слово Божие]] гласит, что он и есть буквально Бог Сын, который умеет [[Мироходец|перемещаться между мирами]] и принимает в Нарнии облик льва (только лишь к нему он не привязан — свободно превращается в кота, а на краю света как-то превратился в ягнёнка).
* «[[The Chronicles of Narnia|Хроники Нарнии]]»: вероятно, каноничнейший образец, только Иисус не дракон, а лев. [[Слово Божие]] гласит, что он и есть буквально Бог Сын, который умеет [[Мироходец|перемещаться между мирами]] и принимает в Нарнии облик льва (только лишь к нему он не привязан — свободно превращается в кота, а на краю света как-то превратился в ягнёнка).
* [[Орден Манускрипта]] — вместо Христа, распятого на кресте — Узирис Эйдон, распятый на дереве.
* [[Орден Манускрипта]] — вместо Христа, распятого на кресте — Узирис Эйдон, распятый на дереве.
Строка 54: Строка 57:
* «[[Князь Пустоты]]» Скотта Бэккера — культ Бивня. Похожие заповеди, например о том, что инакомыслящих нужно уничтожать, колдунов и ведьм сжигать, блудниц забивать камнями и тому подобное. На деле же, Бивень был подброшен людям инопланетной расой чудовищ, а поклоняются они самым настоящим демонам, так как Бог творец в этой вселенной давно распался на миллиарды частиц, многие из которых превратились в демонов.
* «[[Князь Пустоты]]» Скотта Бэккера — культ Бивня. Похожие заповеди, например о том, что инакомыслящих нужно уничтожать, колдунов и ведьм сжигать, блудниц забивать камнями и тому подобное. На деле же, Бивень был подброшен людям инопланетной расой чудовищ, а поклоняются они самым настоящим демонам, так как Бог творец в этой вселенной давно распался на миллиарды частиц, многие из которых превратились в демонов.
* «Воители безмолвия» Пьера Бордажа — крейцианство. Пополам с [[Католики плохие]], т. к. представляют собой явную СФК римской церкви времён инквизиции и аутодафе.
* «Воители безмолвия» Пьера Бордажа — крейцианство. Пополам с [[Католики плохие]], т. к. представляют собой явную СФК римской церкви времён инквизиции и аутодафе.
* [[Dragonlance]] — может, культ Паладайна визуально и не очень похож на христианский, но есть несколько нюансов. Во-первых, сам Паладайн — в буквальном смысле дракон, только не хрустальный, а платиновый (в других мирах D&Dшного кластера его ещё называют Бахамут). Во-вторых, его место в миропорядке явно сравнимо с таковым у архангела Михаила или [[Легендариум Толкина|толкиновского]] Манвэ: не [[Единый Бог]], но Его архистратиг и предводитель всех земных сил добра, к которому взывают, зачастую забывая и Самого Единого<ref>High God Кринна не имеет жрецов, не дарует сил своим посвященным, за всю историю Кринна вмешался в события один раз (причем в конфликт между богами, не затрагивая смертных), так что подобное забвение по меньшей мере не противоречит замыслам Отца Всего</ref> (как к Николе Угоднику в народном православии). В-третьих, его [[сатанинский архетип|антагонистка]] Такхизис одно время как раз Единого Бога и пыталась [[ложный бог|косплеить]] (вспоминаем христианский афоризм «сатана — обезьяна Бога»). В-четвёртых, город-храм Истар (местный аналог Ватикана) на канонических иллюстрациях Ларри Нивена подозрительно смахивает по стилистике на московский Кремль с белокаменными соборами и колокольней Ивана Великого.
* [[Dragonlance]] — может, культ Паладайна визуально и не очень похож на христианский, но есть несколько нюансов. Во-первых, сам Паладайн — в буквальном смысле дракон, только не хрустальный, а платиновый (в других мирах D&Dшного кластера его ещё называют Бахамут). Во-вторых, его место в миропорядке явно сравнимо с таковым у архангела Михаила или толкинистского Манвэ: не [[Единый Бог]], но Его архистратиг и предводитель всех земных сил добра, к которому взывают, зачастую забывая и Самого Единого (как к Николе Угоднику в народном православии). В-третьих, его [[сатанинский архетип|антагонистка]] Такхизис одно время как раз Единого Бога и пыталась [[ложный бог|косплеить]] (вспоминаем христианский афоризм «сотона — обезьяна Бога»). В-четвёртых, город-храм Истар (местный аналог Ватикана) на канонических иллюстрациях Ларри Нивена подозрительно смахивает по стилистике на московский Кремль с белокаменными соборами и колокольней Ивана Великого.
* Юрий [[Нестеренко]]:
** «Ответный удар»: Светлые, поклоняющиеся Единому богу (существование которого не доказано, в отличие от Темных богов, существующих реально), весьма напоминают христиан, выигравших Армагеддон и установивших теократическую диктатуру с инквизицией и всеми прелестями (но одновременно с благотворительностью и всяким прочим причинением добра). При этом и Светлые, и Темные обладают магической силой, но у Темных магическое знание доступно всем членам Ордена, а у Светлых — только высшим иерархам.
** Рассказ «Дар» — фактически показан фэнтезийный аналог [[Базилевсы, порфира и еретики|Византии]], но с инквизицией западноевропейского типа.
** «[[Крылья (роман)|Крылья]]»: сами земляне говорят, что религия Святого Троекнижия весьма напоминает христианство, включая триединого бога (Вершитель, Обличитель и Заступник, или, в более приземленной версии — бог-судья, бог-прокурор и бог-адвокат), проповедь смирения, рай и ад и т. п. Дьявол, впрочем, считается не творением, а младшим братом бога и сотворцом мира (чем и объясняется наличие в мире зла). Однако эта религия куда менее агрессивна, чем христианство (как, впрочем, и вся культура аньйо) — никаких преследований еретиков и религиозных войн: «Аще кто святой веры не имеет, Господь тому судья. Аще кто верует праведно, Господь тому защитник. Мирскому же суду по мирскому закону мирские дела судить надлежит, Господа подменить отнюдь не умышляя». Исключение — только отношение к крылатым, которых считали порождением дьявола, пока Путнуройский Собор не признал крылатость обычным уродством.
* Д.Эддингс, «Вор и Книга Демона». Бог создал мир и людей, другой Бог (с намекающим именем Дэва) то ли из зависти, что сам так не может, то ли из злости, решил всех уничтожить, для чего некоторых людей развратил. Их «сестра» считает, что мир создан для того, чтоб ей не скучно было. Есть даже две Книги — где рассказывается две версии сотворения мира (Дейвоса и Дэвы соответственно). Сестру древние народы почитают, как богиню плодородия, но после условных Тёмных веков Церковь крайне против самой идеи женщины-богини. Церковь также разделена на три ордена — чёрные, коричневые и белые жрецы (а называют их «братьями»), и разница между ними в трактовке неких символов. Один из орденов даже устроил чуть ли не культ овец — по аналогии с невинными ангцами (оправдывается тем, что их паства — преимущественно пастухи). Церковь очень активно поощряет крестьян к бедности и лишениям — мол, только так истинная благодать будет заслужена. Богачей и аристократов это все почему-то не касается. Ничего не напоминает? И да, один из жрецов пытается казнить красивую женщину, обвиняя в колдовстве (а на самом деле, потому что сильно её хочет).
* Д.Эддингс, «Вор и Книга Демона». Бог создал мир и людей, другой Бог (с намекающим именем Дэва) то ли из зависти, что сам так не может, то ли из злости, решил всех уничтожить, для чего некоторых людей развратил. Их «сестра» считает, что мир создан для того, чтоб ей не скучно было. Есть даже две Книги — где рассказывается две версии сотворения мира (Дейвоса и Дэвы соответственно). Сестру древние народы почитают, как богиню плодородия, но после условных Тёмных веков Церковь крайне против самой идеи женщины-богини. Церковь также разделена на три ордена — чёрные, коричневые и белые жрецы (а называют их «братьями»), и разница между ними в трактовке неких символов. Один из орденов даже устроил чуть ли не культ овец — по аналогии с невинными ангцами (оправдывается тем, что их паства — преимущественно пастухи). Церковь очень активно поощряет крестьян к бедности и лишениям — мол, только так истинная благодать будет заслужена. Богачей и аристократов это все почему-то не касается. Ничего не напоминает? И да, один из жрецов пытается казнить красивую женщину, обвиняя в колдовстве (а на самом деле, потому что сильно её хочет).


Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!