Редактирование: Через тернии к звёздам

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{Info/Film
{{Info/Film
|film_name = Через тернии к звездам
|film_name = Через тернии к звездам
|image= [[Файл:Через тернии к звездам.jpg|350px|thumb|centre|]]
|image= [[Файл:Через тернии к звездам.jpg|300px|thumb|centre|]]
|genre=<ul><li>[[Фантастика]]</li></ul>
|genre=<ul><li>[[Фантастика]]</li></ul>
|country = СССР
|country = СССР
Строка 40: Строка 40:
}}
}}


«'''Через тернии к звёздам'''» — советский двухсерийный фантастический фильм (внезапно — с элементами [[хоррор]]а!) титана советской кинофантастики [[Ричард Викторов|Ричарда Викторова]] по сценарию другого титана — [[Кир Булычёв|Кира Булычёва]]. Отличался передовыми для своего времени спецэффектами и хорошо продуманным сюжетом, поднимающим вопросы гуманизма, создания искусственных людей и защиты окружающей среды (задолго до того, как пришла [[w: Тунберг, Грета|хорошая девочка Грета]] и всё опошлила). Заслуженно стал хитом советского проката в 1980 году, успев блеснуть и за рубежом. Утверждают, будто сам Ридли Скотт приезжал в СССР, дабы причаститься к опыту советских коллег.  
«'''Через тернии к звёздам'''» — советский двухсерийный фантастический фильм (внезапно — с элементами [[хоррор]]а!) титана советской кинофантастики [[Ричард Викторов|Ричарда Викторова]] по сценарию другого титана — [[Кир Булычёв|Кира Булычёва]]. Отличался передовыми для своего времени спецэффектами и хорошо продуманным сюжетом, поднимающим вопросы гуманизма, создания искусственных людей и защиты окружающей среды (задолго до того, как пришла [[w: Тунберг, Грета|хорошая девочка Грета]] и всё опошлила). Заслуженно стал хитом советского проката в 1980 году, успев блеснуть и за рубежом. Утверждают, будто сам Ридли Скотт приезжал в СССР, дабы причаститься к опыту советских коллег.  


== Сюжет ==
== Сюжет ==
[[Файл:Нийя.jpg||350px|thumb|left|]]
[[Файл:Нийя.jpg||350px|thumb|left|]]
2 апреля 2221 года ([[Далёкое будущее|ровно через 200 лет с момента написания этой статьи]]) патрульный звездолёт «[[Наше всё|Пушкин]]» обнаруживает в космосе погибший корабль-лабораторию, набитый останками гуманоидных существ, неотличимых от людей. Среди них внезапно оказался выживший — юная девушка, уцелевшая благодаря тому, что в момент катастрофы на ней был скафандр. Спешно созванная Комиссия по контактам пытается решить, что делать с этим дивным явлением, которое только и делает, что сидит и зыркает на учёный совет огромными глазищами. Известно лишь то, что девушка, подобно своим погибшим братьям и сёстрам, была [[Искусственный человек|выращена в лаборатории]] путём [[Клонирование|клонирования]], и что она обладает сильными [[Телекинез|психокинетическими способностями]]. Учёный-экзобиолог Надежда Иванова настаивает на том, что незнакомку необходимо закрыть в лаборатории и там хорошенько обследовать на предмет стремления [[убить всех человеков]], однако специалист по контактам с инопланетным разумом Сергей Лебедев настаивает, что инопланетянка должна общаться с людьми и под свою ответственность привозит её домой.
2 апреля 2221 года ([[Далёкое будущее|ровно через 200 лет с момента написания этой статьи]]) патрульный звездолёт «[[Наше всё|Пушкин]]» обнаруживает в космосе погибший корабль-лабораторию, набитый останками гуманоидных существ, неотличимых от людей. Среди них внезапно оказался выживший — юная девушка, уцелевшая благодаря тому, что в момент катастрофы на ней был скафандр. Спешно созванная Комиссия по контактам пытается решить, что делать с этим дивным явлением, которое только и делает, что сидит и зыркает на учёный совет огромными глазищами. Известно лишь то, что девушка, подобно своим погибшим братьям и сёстрам, была [[Искусственный человек|выращена в лаборатории]] путём [[Клонирование|клонирования]], и что она обладает сильными [[Телекинез|психокинетическими способностями]]. Учёный-экзобиолог Надежда Иванова настаивает на том, что незнакомку необходимо закрыть в лаборатории и там хорошенько обследовать на предмет стремления [[убить всех человеков]], однако специалист по контактам с инопланетным разумом Сергей Лебедев настаивает, что инопланетянка должна общаться с людьми и под свою ответственность привозит её домой.


Девушка постепенно осваивается среди землян, всей душой привязывается к семье Лебедевых, а к сыну Сергея, Степану, со временем начинает испытывать явно романтические чувства. Она называет себя Нийей и своё прошлое помнит лишь отрывочно — угрюмые пейзажи гибнущей планеты, отравленная вода, кислотные дожди, седовласый учёный, подаривший ей жизнь… Надежда, продолжающая изучать Нийю, обнаруживает в ее мозгу центр подчинения, с помощью которого можно управлять девушкой. Нийю это приводит [[Горизонт отчаянья|в отчаяние]], и после одного из экспериментов Надежды она даже пытается [[Самоубийство|покончить с собой]], но Степан спасает её.
Девушка постепенно осваивается среди землян, всей душой привязывается к семье Лебедевых, а к сыну Сергея, Степану, со временем начинает испытывать явно романтические чувства. Она называет себя Нийей и своё прошлое помнит лишь отрывочно — угрюмые пейзажи гибнущей планеты, отравленная вода, кислотные дожди, седовласый учёный, подаривший ей жизнь… Надежда, продолжающая изучать Нийю, обнаруживает в ее мозгу центр подчинения, с помощью которого можно управлять девушкой. Нийю это приводит [[Горизонт отчаянья|в отчаяние]], и после одного из экспериментов Надежды она даже пытается [[Самоубийство|покончить с собой]], но Степан спасает её.


Тем временем на Землю с просьбой о помощи прибывают люди по имени [[Нет, не тот|Ракан]] и Торки — посланцы с планеты Десса, которая стараниями алчных промышленников превратилась в [[Мёртвые земли|свалку токсичных отходов]]. Жители Дессы [[Подземный город|ютятся в подземельях]] и носят противогазы, питаются синтетической пищей, воду и воздух приходится очищать искусственно, а многие дети рождаются [[мутант]]ами.
Тем временем на Землю с просьбой о помощи прибывают люди по имени [[Нет, не тот|Ракан]] и Торки — посланцы с планеты Десса, которая стараниями алчных промышленников превратилась в [[Мёртвые земли|свалку токсичных отходов]]. Жители Дессы [[Подземный город|ютятся в подземельях]] и носят противогазы, питаются синтетической пищей, воду и воздух приходится очищать искусственно, а многие дети рождаются [[мутант]]ами.


Для спасения Дессы земляне отправляют звездолёт «Астра» с экспедицией; в её состав попадают Надежда Иванова и Степан Лебедев, которому немедленно поручают уход за коллегой его дедушки, разумным и страшно капризным осьминогом Прулем с планеты Океан. За ними на звездолет «зайцем» пробирается и Нийя, осознавшая, что Десса и есть её родная планета. Выясняется, что Нийю вместе с её братьями и сёстрами создал учёный Глан, наделив сверхспособностями, дабы эти искусственные люди спасли планету от гибели. Опасаясь расправы, он бежал с Дессы вместе со своими созданиями и ждал, когда его друг и соратник Ракан возьмёт власть, однако враги заложили в его космическую лабораторию бомбу и после победы Ракана привели её в действие, уничтожив Глана и почти всех его «детей».
Для спасения Дессы земляне отправляют звездолёт «Астра» с экспедицией; в её состав попадают Надежда Иванова и Степан Лебедев, которому немедленно поручают уход за коллегой его дедушки, разумным и страшно капризным осьминогом Прулем с планеты Океан. За ними на звездолет «зайцем» пробирается и Нийя, осознавшая, что Десса и есть её родная планета. Выясняется, что Нийю вместе с её братьями и сёстрами создал учёный Глан, наделив сверхспособностями, дабы эти искусственные люди спасли планету от гибели. Опасаясь расправы, он бежал с Дессы вместе со своими созданиями и ждал, когда его друг и соратник Ракан возьмёт власть, однако враги заложили в его космическую лабораторию бомбу и после победы Ракана привели её в действие, уничтожив Глана и почти всех его «детей».
Строка 55: Строка 55:


== Сюжетные элементы и тропы ==
== Сюжетные элементы и тропы ==
* [[Ай молодца, злодей!]] велев {{spoiler|Торки}} убить {{spoiler|Надежду}}, Туранчокс не ожидал, что горе придаст Нийе силу сопротивляться его приказам.
* [[Ай молодца, злодей!]] — велев {{spoiler|Торки}} убить {{spoiler|Надежду}}, Туранчокс не ожидал, что горе придаст Нийе силу сопротивляться его приказам.
* [[Алибабаевич]] сикки<ref>Обращение ср. земному «мистер» или «господин»</ref> Ракан. Став правителем Дессы, не спешил возвращать своего друга Глана, вступив в [[предатель]]ский сговор с Туранчоксом. Однако гибели Глану он не желал, а впоследствии [[Поворот направо|пошёл против Туранчокса]]. Немаловажную роль, впрочем, сыграло то, что {{spoiler|для создания клонов Глан использовал его клетки, поэтому биологическим отцом Нийи являлся именно Ракан.}}
* [[Алибабаевич]] — сикки<ref>Обращение ср. земному «мистер» или «господин»</ref> Ракан. Став правителем Дессы, не спешил возвращать своего друга Глана, вступив в [[предатель]]ский сговор с Туранчоксом. Однако гибели Глану он не желал, а впоследствии [[Поворот направо|пошёл против Туранчокса]]. Немаловажную роль, впрочем, сыграло то, что {{spoiler|для создания клонов Глан использовал его клетки, поэтому биологическим отцом Нийи являлся именно Ракан.}}
** Скорее всего, Ракан не только боялся, что огласка участия в разработках Глана повредит его политической карьере, но и понимал, что экстремистские методы Глана навредят Дессе не меньше дымящих заводов.
** Скорее всего, Ракан не только боялся, что огласка участия в разработках Глана повредит его политической карьере, но и понимал, что экстремистские методы Глана навредят Дессе не меньше дымящих заводов.
* [[Ахиллесова фигня]] хладнокровный и жестокий Туранчокс больше всего на свете боится… щекотки!
* [[Ахиллесова фигня]] — хладнокровный и жестокий Туранчокс больше всего на свете боится… щекотки!
* [[Бедный — хорошо, богатый — плохо]]: как ни странно для советского кино, полная [[аверсия]] {{spoiler|если выходец из богатой семьи Ракан, невзирая на свои слабости, всё же заботится о своей дочери и желает добра родной планете, то выходец из «низов» Торки предан Туранчоксу как верный пёс и даже жертвует жизнью, чтобы выполнить его приказ.}}
* [[Бедный — хорошо, богатый — плохо]]: как ни странно для советского кино, полная [[аверсия]] — {{spoiler|если выходец из богатой семьи Ракан, невзирая на свои слабости, всё же заботится о своей дочери и желает добра родной планете, то выходец из «низов» Торки предан Туранчоксу как верный пёс и даже жертвует жизнью, чтобы выполнить его приказ.}}
* [[Благонамеренный экстремист]] Нийя (а в сценарии — и Глан):
* [[Благонамеренный экстремист]] — Нийя (а в сценарии — и Глан):
{{Q|pre=1|
{{Q|pre=1|
— Будьте вы прокляты, до чего довели планету!
— Будьте вы прокляты, до чего довели планету!
Строка 83: Строка 83:
{{Q|pre=1|
{{Q|pre=1|
— Мой отец не был палачом.
— Мой отец не был палачом.
— Он был наивен. А палачом его сделала бы логика событий.|Но вот этого советская цензура пропустить уже не могла — удивительно, как прошёл итоговый вариант, учитывая, что на заре своего становления Советская власть строила светлое будущее ровно теми же методами, которые в фильме названы «иезуитскими»}}
— Он был наивен. А палачом его сделала бы логика событий.|Но вот этого советская цензура пропустить уже не могла — удивительно, как прошёл итоговый вариант, учитывая, что на заре своего становления Советская власть строила светлое будущее ровно теми же методами, которые в фильме названы «иезуитскими»}}
* [[В будущем одеваются как в настоящем]], причём скорее даже по моде шестидесятников.
* [[В будущем одеваются как в настоящем]], причём скорее даже по моде шестидесятников.
* [[Взять в ад компанию]] {{spoiler|смертельно раненный ножом в спину Ракан выпускает биомассу, чтобы та сожрала Туранчокса. Первым она, конечно, сжирает  самого Ракана.}}
* [[Взять в ад компанию]] — {{spoiler|смертельно раненный ножом в спину Ракан выпускает биомассу, чтобы та сожрала Туранчокса. Первым она, конечно, сжирает  самого Ракана.}}
* [[Внезапная нагота]] на пляже Нийя, долгое время боявшаяся заходить в воду (которая на её родной планете давно превратилась в страшный яд), внезапно снимает тунику, оголяя грудки на глазах удивлённого Степана. Учитывая, что она это сделала [[Ревность приводит к опрометчивым поступкам|после появления его девушки Селены]], вопрос о «[[Принцесса, вы так невинны…|невинности принцессы]]» остаётся открытым. Изначально в сцене предполагалось показать, что у Нийи отсутствует пупок, однако это вызвало возмущение цензоров. А вот голые сисечки их, что удивительно, не смутили.
* [[Внезапная нагота]] — на пляже Нийя, долгое время боявшаяся заходить в воду (которая на её родной планете давно превратилась в страшный яд), внезапно снимает тунику, оголяя грудки на глазах удивлённого Степана. Учитывая, что она это сделала [[Ревность приводит к опрометчивым поступкам|после появления его девушки Селены]], вопрос о «[[Принцесса, вы так невинны…|невинности принцессы]]» остаётся открытым. Изначально в сцене предполагалось показать, что у Нийи отсутствует пупок, однако это вызвало возмущение цензоров. А вот голые сисечки их, что удивительно, не смутили.
** Вопрос с невинностью снимается киноповестью Булычёва: Селена спрашивает Нийю в лоб: «У тебя кто-нибудь был?», на что Нийя отвечает полнейшим непониманием, а чуть позже просит у Марьи Павловны разрешение присутствовать на родах и впервые видит, как ребёнка кормят грудью, т.е. с этой стороной людской природы Нийя не была знакома даже теоретически.
** Вопрос с невинностью снимается киноповестью Булычёва: Селена спрашивает Нийю в лоб: «У тебя кто-нибудь был?», на что Нийя отвечает полнейшим непониманием, а чуть позже просит у Марьи Павловны разрешение присутствовать на родах и впервые видит, как ребёнка кормят грудью, т.е. с этой стороной людской природы Нийя не была знакома даже теоретически.
* [[Жертвенный лев]] {{spoiler|львица: Надежда.}}
* [[Жертвенный лев]] — {{spoiler|львица: Надежда.}}
* [[Зелёная басня]] как есть, основной посыл — берегите природу.
* [[Зелёная басня]] как есть, основной посыл — берегите природу.
* [[Злодей поневоле]] {{spoiler|Нийя, едва не пронёсшая бомбу на «Астру» по приказу Туранчокса, который подключился к её центру подчинения.}}
* [[Злодей поневоле]] — {{spoiler|Нийя, едва не пронёсшая бомбу на «Астру» по приказу Туранчокса, который подключился к её центру подчинения.}}
* [[Иваны, родства не помнящие]] Туранчокс и {{spoiler|Торки}}. Пусть родная планета остаётся непригодной для жизни ядовитой помойкой, лишь бы прибыль капала! Туранчоксу плевать даже на то, что сам он родился карликом явно из-за засранной экологии, а его приспешнику — что бедняки, из среды которых он вышел, страдают больше всего.
* [[Иваны, родства не помнящие]] — Туранчокс и {{spoiler|Торки}}. Пусть родная планета остаётся непригодной для жизни ядовитой помойкой, лишь бы прибыль капала! Туранчоксу плевать даже на то, что сам он родился карликом явно из-за засранной экологии, а его приспешнику — что бедняки, из среды которых он вышел, страдают больше всего.
* [[Излишне антропоморфный робот]] робота земной спасательной экспедиции играет актёр в закрытом «скафандре». Никаких причин быть антропоморфным у робота нет, но сделать более совершенные спецэффекты стоило бы куда дороже. К тому же первый вариант был забракован.
* [[Излишне антропоморфный робот]] — робота земной спасательной экспедиции играет актёр в закрытом «скафандре». Никаких причин быть антропоморфным у робота нет, но сделать более совершенные спецэффекты стоило бы куда дороже. К тому же первый вариант был забракован.
** [[Обоснуй]]: это [[искусственный интеллект]], он в долгом полёте и закомплексовать может из-за несходства с товарищами-людьми.
** [[Обоснуй]]: это [[искусственный интеллект]], он в долгом полёте и закомплексовать может из-за несходства с товарищами-людьми.
* [[Изменившаяся мораль]] — Селена в беседе с Нийей на пляже, успела несколько раз довольно язвительно упомянуть её происхождение («искусственная») и основываясь на этом сразу счесть «неполноценной» и назвать так её в глаза. По нынешним временам очень не толерантно.
* [[Искупление равносильно смерти]] — {{spoiler|Ракан.}}  
* [[Искупление равносильно смерти]] {{spoiler|Ракан.}}  
* [[Искусственный человек]]: Нийя — искусственно созданный человек с широкой специализацией, но невнятно узким предназначением.
* [[Искусственный человек]]: Нийя — искусственно созданный человек с широкой специализацией, но невнятно узким предназначением.
* [[Ковидная эпоха]] — многие жители Дессы носят маски, сразу заставляя современного зрителя вспомнить сами-знаете-что. На самом деле так они скрывают ожоги на своих лицах или врождённые уродства.
* [[Ковидная эпоха]] многие жители Дессы носят маски, сразу заставляя современного зрителя вспомнить сами-знаете-что. На самом деле так они скрывают ожоги на своих лицах или врождённые уродства.
* [[Комплекс Пиноккио]] — Нийя.
* [[Комплекс Пиноккио]] Нийя.
* [[Кавайный котик]] — корабельный кот на «Астре». «Это член экипажа — Василий! А ты — стрелочник». Наводит ужас на Пруля, уверенного, что ужасный хищник хочет его сожрать. {{spoiler|В конце остаётся на Дессе с Нийей.}}
* [[Кавайный котик]] корабельный кот на «Астре». «Это член экипажа — Василий! А ты — стрелочник». Наводит ужас на Пруля, уверенного, что ужасный хищник хочет его сожрать. {{spoiler|В конце остаётся на Дессе с Нийей.}}
* [[Командная мама]] — Надежда. И Нийя до отлёта с Дессы (в сцене побега она единственный взрослый клон), хотя называет детей Глана сёстрами и братьями.
* [[Командная мама]] Надежда. И Нийя до отлёта с Дессы (в сцене побега она единственный взрослый клон), хотя называет детей Глана сёстрами и братьями.
* [[Короткая стрижка — сильная женщина]] — Нийя. Да и Надежда.
* [[Короткая стрижка — сильная женщина]] Нийя. Да и Надежда.
* [[Лектор Ганнибал]] — Туранчокс.
* [[Лектор Ганнибал]] Туранчокс.
* [[Летающая тарелка]] — на таких в будущем летают земляне.
* [[Летающая тарелка]] на таких в будущем летают земляне.
* [[Люди с другой планеты]] — жители Дессы выглядят как люди, но генетически отличаются от землян на 40 % (возможно, относится не ко всем дессианцам, а лишь к клонам-сверхлюдям Глана).
* [[Люди с другой планеты]] жители Дессы выглядят как люди, но генетически отличаются от землян на 40 % (возможно, относится не ко всем дессианцам, а лишь к клонам-сверхлюдям Глана).
* [[Милый робот]] — робот-домработница Глаша и робот-чистильщик Бармалей.
* [[Милый робот]] робот-домработница Глаша и робот-чистильщик Бармалей.
* [[Морские пришельцы]] — Пруль с планеты Океан.
* [[Морские пришельцы]] Пруль с планеты Океан.
* [[Невыносимый гений]] — академик Пруль. Капризен как дитя, сварлив и мнителен, хотя в сущности — милейшее существо. В первоначальном варианте сценария был вовсе не учёным, а правителем планеты Океан, но советские цензоры заподозрили карикатуру на Брежнева…
* [[Невыносимый гений]] академик Пруль. Капризен как дитя, сварлив и мнителен, хотя в сущности — милейшее существо. В первоначальном варианте сценария был вовсе не учёным, а правителем планеты Океан, но советские цензоры заподозрили карикатуру на Брежнева…
* [[Несовместимая с жизнью жадность]] {{spoiler|приводит Туранчокса к заслуженному концу.}}
* [[Несовместимая с жизнью жадность]] {{spoiler|приводит Туранчокса к заслуженному концу.}}
* [[Несовместимое с жизнью хамство]] со стороны Селены даже из ревности было очень неразумно обижать искусственно созданную девушку с не успевшими сформироваться нравственными ориентирами и телекинезом, она ведь и со скалы сбросить может. К счастью, Нийя вовремя опомнилась и отпустила соперницу (в сценарии её остановила приказом Надежда).
* [[Несовместимое с жизнью хамство]] — со стороны Селены даже из ревности было очень неразумно обижать искусственно созданную девушку с не успевшими сформироваться нравственными ориентирами и телекинезом, она ведь и со скалы сбросить может. К счастью, Нийя вовремя опомнилась и отпустила соперницу (в сценарии её остановила приказом Надежда, но в фильме она успела отдать приказ уже после того, как Нийя сделала это сама).
* [[Неэтичный учёный]] и [[Козёл с золотым сердцем|коза с золотым сердцем]] Надежда Иванова. Ставила над Нийей достаточно жестокие эскперименты, называя девушку «существом» и «объектом», отчего та боялась и не любила её. Тем не менее, на «Астре» они сдружились.
* [[Неэтичный учёный]] и [[Козёл с золотым сердцем|коза с золотым сердцем]] — Надежда Иванова. Ставила над Нийей достаточно жестокие эскперименты, называя девушку «существом» и «объектом», отчего та боялась и не любила её. Тем не менее, на «Астре» они сдружились.
* [[Одеть женщину]] добравшись до центра подчинения в мозгу Нийи, [[Большой Брат следит за тобой|дистанционно следившая]] за ней Надежда не смогла удержаться от искушения воспользоваться властью и заставила Нийю на пляже снова одеться.
* [[Одеть женщину]] — добравшись до центра подчинения в мозгу Нийи, [[Большой Брат следит за тобой|дистанционно следившая]] за ней Надежда не смогла удержаться от искушения воспользоваться властью и заставила Нийю на пляже снова одеться.
* [[Операция под фальшивым флагом]] подручные Туранчокса отравили единственный оставшийся водоём с пригодной к употреблению водой и обвинили в этом землян. В результате [[Неблагодарное быдло|безмоглая]] [[Толпа с вилами|толпа]] [[мутант]]ов едва не растерзала Нийю.
* [[Операция под фальшивым флагом]] — подручные Туранчокса отравили единственный оставшийся водоём с пригодной к употреблению водой и обвинили в этом землян. В результате [[Неблагодарное быдло|безмоглая]] [[Толпа с вилами|толпа]] [[мутант]]ов едва не растерзала Нийю.
* [[Очистительный дождь]] после того, как земляне спасли загаженную планету, вместо кислотного дождя идет очистительный.
* [[Очистительный дождь]] — после того, как земляне спасли загаженную планету, вместо кислотного дождя идет очистительный.
* [[Пейзажное гуро]] ландшафты Дессы. Снимали их, кстати, в Северном Таджикистане близ индустриального города Исфара, где в своё время Андрей Тарковский собирался снимать своего «Сталкера». Фильм завершался надписью: «Все кадры мёртвой планеты Десса сняты на Земле сегодня», однако снова вмешалась советская цензура. Фраза впоследствии была восстановлена как в печально известной переработанной версии 2001 года, так и в реставрации оригинальной режиссёрской версии.
* [[Пейзажное гуро]] — ландшафты Дессы. Снимали их, кстати, в Северном Таджикистане близ индустриального города Исфара, где в своё время Андрей Тарковский собирался снимать своего «Сталкера». Фильм завершался надписью: «Все кадры мёртвой планеты Десса сняты на Земле сегодня», однако снова вмешалась советская цензура. Фраза впоследствии была восстановлена как в печально известной переработанной версии 2001 года, так и в реставрации оригинальной режиссёрской версии.
* [[Пейзажное порно]] цветущая Земля будущего.
* [[Пейзажное порно]] — цветущая Земля будущего.
* [[Пласталь]] — стенка из пластали в доме у Лебедевых.
* [[Пласталь]] — стенка из пластали в доме у Лебедевых.
* [[Плотоядная масса]] настоящее [[топливо ночного кошмара]] для советских школьников.
* [[Плотоядная масса]] — настоящее [[топливо ночного кошмара]] для советских школьников.
* [[Полное чудовище]] Туранчокс.
* [[Полное чудовище]] — Туранчокс.
* [[Получилось страшно]] механический голос, отдающий Нийе приказ: «Иди на „Астру“! Иди на „Астру“!». И собственно биомасса. Да и Нийя под гипнозом (учитывая действительно неземную внешность Елены Метёлкиной, её сыгравшей) со своими огромными пустыми глазами производит неплохое впечатление «[[Зловещая долина|зловещей долины]]».
* [[Получилось страшно]] — механический голос, отдающий Нийе приказ: «Иди на „Астру“! Иди на „Астру“!». И собственно биомасса. Да и Нийя под гипнозом (учитывая действительно неземную внешность Елены Метёлкиной, её сыгравшей) со своими огромными пустыми глазами производит неплохое впечатление «[[Зловещая долина|зловещей долины]]».
* [[Почему ты отстой]] монолог Ракана, от которого разозлённый Туранчокс даже вскочил на стол.
* [[Почему ты отстой]] — монолог Ракана, от которого разозлённый Туранчокс даже вскочил на стол.
* [[Предатель]] {{spoiler|сикки Торки.}}
* [[Предатель]] — {{spoiler|сикки Торки.}}
* [[Снежная королева оттаяла]] Нийя, поначалу боязливая и отчуждённая, благодаря заботе Лебедевых и чувству к Степану быстро стала очень милой девушкой.
* [[Снежная королева оттаяла]] — Нийя, поначалу боязливая и отчуждённая, благодаря заботе Лебедевых и чувству к Степану быстро стала очень милой девушкой.
* [[Тоталитарный миротворец]] так рассуждают Глан, создавший [[Люди-плюс|суперлюдей]]-клонов, и [[Последний выживший|последняя выжившая]] из этих клонов — Нийя. Земляне, правда, ее разубеждают и в итоге спасают Дессу без насилия (не очень понятно, правда, как это у них получилось — ведь проблема была явно не в одном лишь злодее Туранчоксе…)
* [[Тоталитарный миротворец]] — так рассуждают Глан, создавший [[Люди-плюс|суперлюдей]]-клонов, и [[Последний выживший|последняя выжившая]] из этих клонов — Нийя. Земляне, правда, ее разубеждают и в итоге спасают Дессу без насилия (не очень понятно, правда, как это у них получилось — ведь проблема была явно не в одном лишь злодее Туранчоксе…)
** Очень даже возможно, что и в нём одном. На Дессе вообще исчезающе мало жителей («Такое впечатление, что всё население скопилось в одном месте» (с) Надежда), а большинство его конкурентов могло погибнуть во время устроенного Раканом переворота, не найдя общий язык с новой властью, или даже быть уничтоженными самим Туранчоксом — бизнес, миленькие мои, ничего личного.
** Очень даже возможно, что и в нём одном. На Дессе вообще исчезающе мало жителей («Такое впечатление, что всё население скопилось в одном месте» (с) Надежда), а большинство его конкурентов могло погибнуть во время устроенного Раканом переворота, не найдя общий язык с новой властью, или даже быть уничтоженными самим Туранчоксом — бизнес, миленькие мои, ничего личного.
* [[Тупой — это зло]] биомасса: «Пока в ней нет мозга, она ненасытна» (с) Глан.
* [[Тупой — это зло]] — биомасса: «Пока в ней нет мозга, она ненасытна» (с) Глан.
* [[Удар в спину]]:
* [[Удар в спину]]:
** {{spoiler|Слуга Туранчокса Тэр смертельно ранит Ракана ножом в спину.}}
** {{spoiler|Слуга Туранчокса Тэр смертельно ранит Ракана ножом в спину.}}
** {{spoiler|Подлец Торки выстрелом в спину убивает Надежду.}}
** {{spoiler|Подлец Торки выстрелом в спину убивает Надежду.}}
* [[Улыбка сквозь слёзы]] {{spoiler|сцена расставания Степана и Нийи на оживающей Дессе под чистым голубым небом.}}
* [[Улыбка сквозь слёзы]] — {{spoiler|сцена расставания Степана и Нийи на оживающей Дессе под чистым голубым небом.}}
* [[Хороший парень]] Степан. Впрочем, складывается впечатление, что на Земле будущего вообще преобладают исключительно светлые, благородные и смелые люди.
* [[Хороший парень]] — Степан. Впрочем, складывается впечатление, что на Земле будущего вообще преобладают исключительно светлые, благородные и смелые люди.
* [[Что стало с мышонком?]] что стало с бедолагой Бармалеем? {{spoiler|В последний раз мы видим механического силача безуспешно сражающимся с потоками страшной биомассы, которая в конце концов накрывает его с головой. Одна надежда на то, что она растворяет только органику.}}
* [[Что стало с мышонком?]] — что стало с бедолагой Бармалеем? {{spoiler|В последний раз мы видим механического силача безуспешно сражающимся с потоками страшной биомассы, которая в конце концов накрывает его с головой. Одна надежда на то, что она растворяет только органику.}}
* [[Языки изменяются со временем]] фильм застал самый-самый рубеж, как раз ту эпоху, когда значение готово было уже поменяться (на противоположное!), но ещё не поменялось… Эдик Колотун, шутя, говорит Стёпе: «Ты — стрелочник». Зрители 1990-х (и позже) годов, особенно молодые, недоумевали (-ют): «Что штурман имел в виду? На кого и какую вину свалил Степан?». А Колотун, по правилам идиоматики русского языка, каким тот был в семидесятых-восьмидесятых и ранее, [[Тролль|сказал]] Степану совсем противоположное по смыслу: «А на тебя, мол, свалят всю вину за инцидент с инопланетянином Прулем! Именно тебя, Стёпу Лебедева, инопланетянин будет считать виновником случившихся неприятностей — это уже решено, ради престижа корабля в целом и Земли в целом! Прими это мужественно, Степан!».
* [[Языки изменяются со временем]] — фильм застал самый-самый рубеж, как раз ту эпоху, когда значение готово было уже поменяться (на противоположное!), но ещё не поменялось… Эдик Колотун, шутя, говорит Стёпе: «Ты — стрелочник». Зрители 1990-х (и позже) годов, особенно молодые, недоумевали (-ют): «Что штурман имел в виду? На кого и какую вину свалил Степан?». А Колотун, по правилам идиоматики русского языка, каким тот был в семидесятых-восьмидесятых и ранее, [[Тролль|сказал]] Степану совсем противоположное по смыслу: «А на тебя, мол, свалят всю вину за инцидент с инопланетянином Прулем! Именно тебя, Стёпу Лебедева, инопланетянин будет считать виновником случившихся неприятностей — это уже решено, ради престижа корабля в целом и Земли в целом! Прими это мужественно, Степан!».
** Но ведь действие происходит в XXIII веке! [[Откровение у холодильника|Получается так]], что в фильме нам показывают параллельное измерение, в котором не было российских «[[Бесславные девяностые|лихих девяностых]]». То есть 1990-е годы как таковые, конечно, чисто хронологически были, но в них не творилось то, что творилось в нашей истории. И оттого, в частности, не выросла степень «приблатнённости» русского языка — например, слово «стрелочник» так и не поменяло переносное значение…
** Но ведь действие происходит в XXIII веке! [[Откровение у холодильника|Получается так]], что в фильме нам показывают параллельное измерение, в котором не было российских «[[Бесславные девяностые|лихих девяностых]]». То есть 1990-е годы как таковые, конечно, чисто хронологически были, но в них не творилось то, что творилось в нашей истории. И оттого, в частности, не выросла степень «приблатнённости» русского языка — например, слово «стрелочник» так и не поменяло переносное значение…
** Забавно, но можно принять это слово Эдика, брошенное Степану, и в том значении, которое принято у нас. Ведь он назвал его стрелочником после фразы Стёпы: «Откуда я знаю, что У ВАС на звездолёте водятся коты?».


== Что ещё тут есть ==
== Что ещё тут есть ==
Строка 139: Строка 139:
** Вадим Ледогоров (Степан) уже снимался у Ричарда Викторова в «Отроках во Вселенной» в роли юного инопланетянина Агапита. Его отец Игорь Ледогоров (Ракан) там же играл отца Агапита, командира орбитальной станции.
** Вадим Ледогоров (Степан) уже снимался у Ричарда Викторова в «Отроках во Вселенной» в роли юного инопланетянина Агапита. Его отец Игорь Ледогоров (Ракан) там же играл отца Агапита, командира орбитальной станции.
** Елена Метёлкина позже сыграла Полину в «Гостье из будущего». А ещё у неё довольно зловещая, хоть и маленькая, роль в «[[Прикосновение (фильм 1992)|Прикосновении]]».
** Елена Метёлкина позже сыграла Полину в «Гостье из будущего». А ещё у неё довольно зловещая, хоть и маленькая, роль в «[[Прикосновение (фильм 1992)|Прикосновении]]».
** Неужели капитан «Астры», этот [[крутой бородач]] Олег Дрейер (Александр Михайлов) тот самый недотёпа Василий из «Любовь и голуби»? Да.
** Неужели капитан «Астры», этот [[крутой бородач]] Олег Дрейер (Александр Михайлов) — тот самый недотёпа Василий из «Любовь и голуби»? Да.
* [[Не было бы счастья…]] некоторые замечания худсовета оказались очень даже к месту. Так, именно из-за нежелания киночиновников смотреть на лысую девушку, Нийя обзавелась белой курчавой стрижкой, которая ей очень к лицу. (Увы, в реальности это парик. Побрить девушку успели.)
* [[Не было бы счастья…]] — некоторые замечания худсовета оказались очень даже к месту. Так, именно из-за нежелания киночиновников смотреть на лысую девушку, Нийя обзавелась белой курчавой стрижкой, которая ей очень к лицу. (Увы, в реальности это парик. Побрить девушку успели.)
* [[Отсылка]] — В космопорту на табло написано, что [[Москва — Кассиопея|к Альфе Кассиопеи летит звездолёт Заря]].
* [[Перекличка]]:
* [[Перекличка]]:
** Упоминание бабушкой Степана Марией Павловной Плутона, где «нашли каких-то Странников» — явная отсылка к «[[Мир Полудня|полуденному]]» циклу романов [[Братья Стругацкие|Стругацких]]. Странники присутствуют также и в некоторых произведениях самого Кира Булычёва (например, в романе «Гай-до»).
** Упоминание бабушкой Степана Марией Павловной Плутона, где «нашли каких-то Странников» — явная отсылка к «[[Мир Полудня|полуденному]]» циклу романов [[Братья Стругацкие|Стругацких]]. Странники присутствуют также и в некоторых произведениях самого Кира Булычёва (например, в романе «Гай-до»).
** А подозрения Надежды в адрес Нийи почти полностью повторяют отношение землян Полудня к Льву Абалкину и его братьям в романе «Жук в муравейнике».
** А подозрения Надежды в адрес Нийи почти полностью повторяют отношение землян Полудня к Льву Абалкину и его братьям в романе «Жук в муравейнике».
* [[Протащить под радарами]] как спорные с точки зрения советской идеологии моменты (см. диалог Нийи с капитаном или обнажёнку на пляже), так и откровенно двусмысленные эпизоды, вставленные художником фильма ради прикола. Обратите внимание на сцену стыковки в начале: да, художник-шалунишка подразумевал [[Фрейд был прав|именно это]]. Ф''и''говый листок на нижней части туловища робота Глаши тоже радует глаз. А шары, висящие над водоёмом, были изготовлены из наполненных водой презервативов.
* [[Протащить под радарами]] — как спорные с точки зрения советской идеологии моменты (см. диалог Нийи с капитаном или обнажёнку на пляже), так и откровенно двусмысленные эпизоды, вставленные художником фильма ради прикола. Обратите внимание на сцену стыковки в начале: да, художник-шалунишка подразумевал [[Фрейд был прав|именно это]]. Ф''и''говый листок на нижней части туловища робота Глаши тоже радует глаз. А шары, висящие над водоёмом, были изготовлены из наполненных водой презервативов.
* [[Спецдефекты]]:
* [[Спецдефекты]]:
** Сцены в «невесомости» на заброшенном инопланетном корабле снимали в бассейне, «космонавты» плавали в легко узнаваемых аквалангах. Актеры подвергались страшному риску — сцена освещалась дуговыми фонарями, погруженными в воду. А по итогу всё равно выглядит хуже, чем висящие на ниточках космонавты в фильмах Клушанцева, снятых за двадцать лет до того.
** Сцены в «невесомости» на заброшенном инопланетном корабле снимали в бассейне, «космонавты» плавали в легко узнаваемых аквалангах. Актеры подвергались страшному риску — сцена освещалась дуговыми фонарями, погруженными в воду. А по итогу всё равно выглядит хуже, чем висящие на ниточках космонавты в фильмах Клушанцева, снятых за двадцать лет до того.
** Московский аэропорт — в роли космопорта.
** Московский аэропорт — в роли космопорта.
** Робот Бармалей в надувном костюме ([[Big Hero 6|Бэймакс]]?) и арбуз, собравшийся обратной перемоткой так умилительно наивны, что даже ругать не хочется. А вот откровенно дохлая кукла коллеги Пруля, которую «высаживают на родную планету», выливая как помои…
** Робот Бармалей в надувном костюме ([[Big Hero 6|Бэймакс]]?) и арбуз, собравшийся обратной перемоткой так умилительно наивны, что даже ругать не хочется. А вот откровенно дохлая кукла коллеги Пруля, которую «высаживают на родную планету», выливая как помои…
** С другой стороны, многие эпизоды, например, с космическими кораблями или биомассой, и сейчас смотрятся очень даже достойно. А ведь движение этой самой биомассы создавали аквалангисты, бултыхавшиеся в хлебной закваске!
** С другой стороны, многие эпизоды, например, с космическими кораблями или биомассой, и сейчас смотрятся очень даже достойно. А ведь движение этой самой биомассы создавали аквалангисты, бултыхавшиеся в хлебной закваске!
* [[Форсированный метод Станиславского]] дабы Нийя всегда оставалась холодновато-отчуждённой, Ричард Викторов вслух оскорблял бедную Елену Метёлкину и даже поднимал на неё руку (!). От обиды актриса немедленно «замыкалась», чего и добивался режиссёр.
* [[Форсированный метод Станиславского]] — дабы Нийя всегда оставалась холодновато-отчуждённой, Ричард Викторов вслух оскорблял бедную Елену Метёлкину и даже поднимал на неё руку (!). От обиды актриса немедленно «замыкалась», чего и добивался режиссёр.


== Версия 2001 года ==
== Версия 2001 года ==
Сын Ричарда Викторова Николай решил [[Ремастеринг|восстановить]] лучшую работу своего отца. Однако выяснилось, что ещё в [[Бесславные 90-е|начале 90-х]] новоявленные Туранчоксы, выкупившие павильоны Совэкспортфильма, натурально вышвырнули ящики с плёнками под дождь. Энтузиасты перетащили их в неотапливаемые ангары, где они и хранились, портясь от холода и времени. Словом, нормально отреставрировать фильм на основе имеющихся материалов оказалось невозможным — сильнее же всего пострадал звук. Николай Викторов принял волевое решение полностью переписать его, пригласив для переозвучания актёров, которые на тот момент были ещё живы, а также задействовав новых. Ну а дальше, решив уж не мелочиться, доработал спецэффекты, переснял некоторые сцены, а другие вообще убрал (в том числе, обрезал сцену купания), в результате чего фильм сократился на целых двадцать минут. Утверждения Николая Викторова о том, что он-де выбрасывал лишь ненужные эпизоды с идеологической окраской оставим на его совести: никакой советской пропаганды в фильме отродясь не было. В результате получился натуральный [[эффект Йетса]] пополам с [[Пытка увеболлом|пыткой увеболлом]], где сюжет распадался на части из-за кривых монтажных решений Викторова-младшего (кстати, обнажёнка, благополучно пережившая советскую цензуру, была им безжалостно вырезана — для расширения аудитории, что ли?), а дубляж, выполненный в худших традициях озвучки голливудского ширпотреба, но вперемешку с голосами оригинальных актёров, резал слух. Пришлось к тому же и записывать новый саундтрек, поскольку часть музыкальных тем Алексей Рыбников использовал для рок-оперы «Юнона и Авось», что создало путаницу с правами; новую музыку написал сын композитора Дмитрий, на котором природа всё же несколько отдохнула. Тем не менее, из-за ужасного качества оригинальной версии (звук был такой, что казалось, будто головы всех героев обмотаны стегаными одеялами) автору статьи пришлось начинать своё знакомство именно с этого недоразумения. [[Фанатский перемонтаж|Некоторые фанаты создавали комбинированные версии]].
Сын Ричарда Викторова Николай решил [[Ремастеринг|восстановить]] лучшую работу своего отца. Однако выяснилось, что ещё в [[Бесславные 90-е|начале 90-х]] новоявленные Туранчоксы, выкупившие павильоны Совэкспортфильма, натурально вышвырнули ящики с плёнками под дождь. Энтузиасты перетащили их в неотапливаемые ангары, где они и хранились, портясь от холода и времени. Словом, нормально отреставрировать фильм на основе имеющихся материалов оказалось невозможным — сильнее же всего пострадал звук. Николай Викторов принял волевое решение полностью переписать его, пригласив для переозвучания актёров, которые на тот момент были ещё живы, а также задействовав новых. Ну а дальше, решив уж не мелочиться, доработал спецэффекты, переснял некоторые сцены, а другие вообще убрал (в том числе, обрезал сцену купания), в результате чего фильм сократился на целых двадцать минут. Утверждения Николая Викторова о том, что он-де выбрасывал лишь ненужные эпизоды с идеологической окраской оставим на его совести: никакой советской пропаганды в фильме отродясь не было. В результате получился натуральный [[эффект Йетса]] пополам с [[Пытка увеболлом|пыткой увеболлом]], где сюжет распадался на части из-за кривых монтажных решений Викторова-младшего (кстати, обнажёнка, благополучно пережившая советскую цензуру, была им безжалостно вырезана — для расширения аудитории, что ли?), а дубляж, выполненный в худших традициях озвучки голливудского ширпотреба, но вперемешку с голосами оригинальных актёров, резал слух. Пришлось к тому же и записывать новый саундтрек, поскольку часть музыкальных тем Алексей Рыбников использовал для рок-оперы «Юнона и Авось», что создало путаницу с правами; новую музыку написал сын композитора Дмитрий, на котором природа всё же несколько отдохнула. Тем не менее, из-за ужасного качества оригинальной версии (звук был такой, что казалось, будто головы всех героев обмотаны стегаными одеялами) автору статьи пришлось начинать своё знакомство именно с этого недоразумения. [[Фанатский перемонтаж|Некоторые фанаты создавали комбинированные версии]].


К счастью, Николай Викторов быстро понял, что [[Хотел как лучше|получилась какая-то фигня]]. В 2015-м году «Мосфильме» обнаружилась приемлемая копия оригинальной версии, которую при участии Николая отлично отреставрировали безо всяких купюр и недавно [https://fantlab.ru/blogarticle71808 выложили в свободный доступ]. И да, фраза о том, что пейзажи Дессы сняты на Земле, там теперь есть.
К счастью, Николай Викторов быстро понял, что [[Хотел как лучше|получилась какая-то фигня]]. В 2015-м году «Мосфильме» обнаружилась приемлемая копия оригинальной версии, которую при участии Николая отлично отреставрировали безо всяких купюр и недавно [https://fantlab.ru/blogarticle71808 выложили в свободный доступ]. И да, фраза о том, что пейзажи Дессы сняты на Земле, там теперь есть.
Строка 159: Строка 160:
== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
<references />
[[Категория: Фильмы по алфавиту]]
[[Категория: Фильмы по алфавиту]]
{{Nav/Научно-фантастические фильмы}}
{{Nav/Научно-фантастические фильмы}}
{{Nav/Science fiction}}
{{Nav/Science fiction}}
{{Nav/Советское искусство}}
{{Nav/Советское искусство}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!