Редактирование: Школа обыкновенная

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|HighSchool|High School}}
Если герои произведения — дети или подростки, то значительная часть их жизни будет связана со школой. Радости и горести, достижения и провалы… Поэтому школа как место действия будет регулярно возникать в вымышленных мирах.
Если герои произведения — дети или подростки, то значительная часть их жизни будет связана со школой. Радости и горести, достижения и провалы… Поэтому школа как место действия будет регулярно возникать в вымышленных мирах.


Строка 14: Строка 13:
** Нередко — но не всегда — мажорка ещё и [[альфа-сука]].
** Нередко — но не всегда — мажорка ещё и [[альфа-сука]].
* '''[[Сила без ума|Туповатый бугай]]'''. Чаще всего качок, обычно [[Милый дурачок|туп, как пробка, но добродушен]]. Если злой, то может совмещаться с хулиганом.
* '''[[Сила без ума|Туповатый бугай]]'''. Чаще всего качок, обычно [[Милый дурачок|туп, как пробка, но добродушен]]. Если злой, то может совмещаться с хулиганом.
** Если сочетается с альфа-самцом, то это называется [[Тупой спортсмен|«капитан футбольной команды»]]. Даже если команда ни разу не футбольная (пошло от американских школ, где команда футбольная почти всегда).
** Если сочетается с альфа-самцом, то это называется «капитан футбольной команды». Даже если команда ни разу не футбольная (пошло от американских школ, где команда футбольная почти всегда).
** Если злой и агрессивный — это представитель так называемых «Bullies», (или по-русски «задира», см. также ниже «Хулиган»). Его принцип — «сила есть — ума не надо».
** Если злой и агрессивный — это представитель так называемых «Bullies», (или по-русски «задира», см. также ниже «Хулиган»). Его принцип — «сила есть — ума не надо».
* '''[[Гик|Отличник/Ботан]]''' — по собственному мнению, [[единственный нормальный человек]] в классе (на самом деле может быть [[Несносный всезнайка|занудой]]), который действительно получает знания и очень стремится к этому. За это любим учителями и родителями и обычно [[буллинг|презираем]] остальным классом вплоть до неврозов и даже [[самоубийство|суицида]] ''(хотя если он даёт списывать домашку и помогает на контрольных, то и остальные ученики его уважают, ну или хотя бы не трогают и особо не травят)''. В итоге из него, в зависимости от характера, часто вырастает [[Озлобленный ботаник]] или нелюдимый [[хикки]]; в редких случаях при должном пофигизме и целеустремлённости [[путь наверх|приходит к успеху]].  
* '''[[Гик|Отличник/Ботан]]''' — по собственному мнению, [[единственный нормальный человек]] в классе (на самом деле может быть [[Несносный всезнайка|занудой]]), который действительно получает знания и очень стремится к этому. За это любим учителями и родителями и обычно [[буллинг|презираем]] остальным классом вплоть до неврозов и даже [[самоубийство|суицида]] ''(хотя если он даёт списывать домашку и помогает на контрольных, то и остальные ученики его уважают, ну или хотя бы не трогают и особо не травят)''. В итоге из него, в зависимости от характера, часто вырастает [[Озлобленный ботаник]] или нелюдимый [[хикки]]; в редких случаях при должном пофигизме и целеустремлённости [[путь наверх|приходит к успеху]].  
Строка 32: Строка 31:
* '''Спортивные звёзды'''. Заветная мечта каждого школьного физрука — воспитать олимпийского чемпиона. Если это удаётся, подавляющему большинству остаётся лишь грустно улыбаться, глядя на телеэкран: вся слава досталась тренеру! Впрочем, тренер звезды — сам в прошлом олимпийский чемпион, а у физрука дело дальше КМС не продвинулось, так что всё справедливо. Те ученики, что с юного возраста проявляют большие спортивные таланты, в обычной школе не задерживаются, попадают в специальные и исчезают из этой статьи навсегда. Лишь некоторым (например, [[Алиса Селезнёва|Алисе Селезнёвой]]) удаётся успешно убегать от тренера, перепрыгивая через двухметровые заборы.
* '''Спортивные звёзды'''. Заветная мечта каждого школьного физрука — воспитать олимпийского чемпиона. Если это удаётся, подавляющему большинству остаётся лишь грустно улыбаться, глядя на телеэкран: вся слава досталась тренеру! Впрочем, тренер звезды — сам в прошлом олимпийский чемпион, а у физрука дело дальше КМС не продвинулось, так что всё справедливо. Те ученики, что с юного возраста проявляют большие спортивные таланты, в обычной школе не задерживаются, попадают в специальные и исчезают из этой статьи навсегда. Лишь некоторым (например, [[Алиса Селезнёва|Алисе Селезнёвой]]) удаётся успешно убегать от тренера, перепрыгивая через двухметровые заборы.
** Особенно котируется в английских и производных от них школах — не зря даже в [[Школа волшебства|Хогвартсе]] есть квиддич! Как язвил на этот счёт [[Harry Potter/HP:MOR|Юдковский]], за победу в квиддиче начисляют больше очков, чем за успехи в учёбе, потому что первого достигает гораздо больше учеников.
** Особенно котируется в английских и производных от них школах — не зря даже в [[Школа волшебства|Хогвартсе]] есть квиддич! Как язвил на этот счёт [[Harry Potter/HP:MOR|Юдковский]], за победу в квиддиче начисляют больше очков, чем за успехи в учёбе, потому что первого достигает гораздо больше учеников.
* '''Ученики-инвалиды'''. Если говорить про США и Европу XXI века, то единственный критерий, по которому можно принудительно направить в спецшколу — психические отклонения с опасностью для окружающих. В ''обыкновенной'' городской школе мимо вас промчалась девчонка в самоходном инвалидном кресле или пробежал парень на протезах, как у [[крутой инвалид|Писториуса]] — это никакого удивления не вызывает. Незрячие сдают госэкзамен по той же программе, что и остальные ученики — все задания для них на спецбумаге по Брайлю. Крупная школа, где не учится ни одного ребёнка-инвалида — редкость даже в современном Китае и Индии. Единственное исключение — Япония: там таких детей отправляют в интернаты (вспоминаем Katawa Shoujo)<ref>И даже в Японии есть исключения из правил. Всё зависит от позиции родителей.</ref>, такой уж лунный менталитет. В СССР инвалидов с детства тоже часто отправляли в спецшколы, но в России дело с инклюзивным образованием потихоньку налаживается... если, конечно, под «налаживается» понимается ситуация, когда в класс к нормальным детям попадает ребёнок с СДВГ, а то и чем похуже, и учитель бо́льшую часть урока тратит на него, а не на свой предмет. Для таких детей не создают отдельных классов, с ними не работают специально обученные педагоги... Неудивительно, что в кругах учителей фраза «инклюзивное образование» превратилась в ругательство.
* '''Ученики-инвалиды'''. Если говорить про США и Европу XXI века, то единственный критерий, по которому можно принудительно направить в спецшколу — психические отклонения с опасностью для окружающих. В ''обыкновенной'' городской школе мимо вас промчалась девчонка в самоходном инвалидном кресле или пробежал парень на протезах, как у [[крутой инвалид|Писториуса]] — это никакого удивления не вызывает. Незрячие сдают госэкзамен по той же программе, что и остальные ученики — все задания для них на спецбумаге по Брайлю. Крупная школа, где не учится ни одного ребёнка-инвалида — редкость даже в современном Китае и Индии. Единственное исключение — Япония: там таких детей отправляют в интернаты (вспоминаем Katawa Shoujo)<ref>И даже в Японии есть исключения из правил. Всё зависит от позиции родителей.</ref>, такой уж лунный менталитет. В СССР инвалидов с детства тоже часто отправляли в спецшколы, но в России дело с инклюзивным образованием потихоньку налаживается.


=== Начальство и преподаватели ===
=== Начальство и преподаватели ===
Строка 58: Строка 57:
** '''Трудовик''' — [[алкаш с золотыми руками]]. У многих идут заскоки по синусоиде: то с учениками целый месяц строит после уроков мини-роботов или делает «универсальный резьбо-канаво-пазо-нарезатель»™ к китайскому токарному станку, то уходит домой ровно в 14:00, по дороге заскочив за <s>бутылкой</s> <s>парой бутылок</s> парой-тройкой («Достаточно. Завтра же на работу!») бутылок. Часто конфликтует с другими учителями, в основном с физруком. Но биологичку обожает и дважды чинил ей шпильки. Иногда имеет некомплект пальцев или глаз, что наглядно агитирует учеников соблюдать ТБ. Любит шутить нечто в стиле «я знаю предмет как свои пять пальцев на обеих руках».
** '''Трудовик''' — [[алкаш с золотыми руками]]. У многих идут заскоки по синусоиде: то с учениками целый месяц строит после уроков мини-роботов или делает «универсальный резьбо-канаво-пазо-нарезатель»™ к китайскому токарному станку, то уходит домой ровно в 14:00, по дороге заскочив за <s>бутылкой</s> <s>парой бутылок</s> парой-тройкой («Достаточно. Завтра же на работу!») бутылок. Часто конфликтует с другими учителями, в основном с физруком. Но биологичку обожает и дважды чинил ей шпильки. Иногда имеет некомплект пальцев или глаз, что наглядно агитирует учеников соблюдать ТБ. Любит шутить нечто в стиле «я знаю предмет как свои пять пальцев на обеих руках».
** '''Трудовичка'''. Бывают двух типов. Первые — Мариванны (см. ниже), пришедшие в школу прямо от домашней плиты и когда-то учившие девочек предмету ОВДХ (основы ведения домашнего хозяйства). Эти почти всегда несколько сварливы и строги, но совершенно незаменимы, когда учительский коллектив что-то празднует. Настрогают таз вкуснейшего оливье и два подноса селёдки под шубой, не прерывая занятий по дизайну фанерных электроплафонов. Второй тип называется «оч.умелые ручки», им лет по тридцать пять, они более склонны к прикладному искусству, чем к кулинарии. У этих фанера важнее оливье («вот ещё, давайте в супермаркете купим»), зато родители изготовленный чадом плафон гордо вешают в прихожей, а не отвозят в сарай на дачу. Второй тип часто владеет «Автокад» и другой подобной прикладухой, оттого плавно совмещается с учителем черчения и/или информатики.
** '''Трудовичка'''. Бывают двух типов. Первые — Мариванны (см. ниже), пришедшие в школу прямо от домашней плиты и когда-то учившие девочек предмету ОВДХ (основы ведения домашнего хозяйства). Эти почти всегда несколько сварливы и строги, но совершенно незаменимы, когда учительский коллектив что-то празднует. Настрогают таз вкуснейшего оливье и два подноса селёдки под шубой, не прерывая занятий по дизайну фанерных электроплафонов. Второй тип называется «оч.умелые ручки», им лет по тридцать пять, они более склонны к прикладному искусству, чем к кулинарии. У этих фанера важнее оливье («вот ещё, давайте в супермаркете купим»), зато родители изготовленный чадом плафон гордо вешают в прихожей, а не отвозят в сарай на дачу. Второй тип часто владеет «Автокад» и другой подобной прикладухой, оттого плавно совмещается с учителем черчения и/или информатики.
** '''ОБЖ-ник''' — обычно страдает [[синдром вахтёра|синдромом вахтёра]] в крайней форме. Стереотипно является бывшим военным или ментом (иногда — выдает себя за такого или его выгнали со службы), часто — заодно [[доносчик | стукачом]] от военкомата. Иногда бывает стариком-инвалидом — тогда чаще добр и любим учениками. Стандартная школьная кличка — Противогаз.
** '''ОБЖ-ник''' — обычно страдает [[синдром вахтёра|синдромом вахтёра]] в крайней форме. Стереотипно является бывшим военным или ментом (иногда — выдает себя за такого или его выгнали со службы), часто — заодно [[доносчик доносчик/стукач]]ом от военкомата. Иногда бывает стариком-инвалидом — тогда чаще добр и любим учениками. Стандартная школьная кличка — Противогаз.
*** В советской школе ту же экологическую нишу занимал его далёкий предок, ныне уже практически повсюду вымерший — '''военрук''' — aka преподаватель начальной военной подготовки (НВП). Типологически он был похож на ОБЖ-шника: тоже, как правило, бывший военный или сотрудник органов (опционально — ветеран [[Вторая мировая война|давних]] и [[Война в Афганистане|не очень давних]] конфликтов), но отличался от своего эволюционного потомка не меньше, чем могучий [[тираннозавр]] от современных [[Хищный зверь|кто-там-на-его-месте]]. Во-первых, предмет НВП существовал в стране, где несение ''тягот и лишений''™ было практически неизбежным предстоящим жизненным испытанием для подавляющего большинства мальчишек, так что готовиться к ним заранее, со школьной скамьи, было идеей вполне здравой. Во-вторых, помимо прагматизма, в НВП была, какая ни крути, а всё-таки романтика (мальчуковая, конечно, но кое-кому из девочек тоже на ура заходило): собирать-разбирать почти-всамделишные [[Автомат Калашникова|«Калаши»]], бегать в противогазах и время от времени посещать ближайшую воинскую часть на предмет познакомиться поближе с <s>полковой кухней и компотом</s> тяготами и лишениями, а подчас ещё и стрелковка (из дешевых пневматических мелкашек, но тем не менее) всё же веселее, чем просто сидеть над тетрадками. Да и теория включала куда больше героических «действий личного состава в составе маневровой группы…», чем упаднических «поведение при попадании в заложники». Осознание полезности предмета, романтика военной тематики и какие-никакие практические навыки выгодно отличали НВП от его куцего потомка, который в 9 случаях из 10 представляет собой записывание в тетрадку теории, без наработки практических навыков и, в принципе, без особой мотивации.<ref>Все написанное — личный опыт автора правки, который когда-то учился, а теперь сам в школе работает. Если противоречит действительности больше, чем полностью — поправьте. Если не полностью — добавьте. Но чёт я сомневаюсь…</ref> Вероятно, это в первую очередь способствовало деградации облика стереотипного военрука, нередко возвышенного до имиджа [[Крутой инвалид|«осколка былых войн»]], до стереотипного ОБЖ-шника (слово-то какое! не сравнить!). Последний с гораздо большей вероятностью является образцом служаки-неудачника, у которого если и есть какой синдром, то не [[ПТСР]], а «вахтёра». Хотя исключения бывают, да.
*** В советской школе ту же экологическую нишу занимал его далёкий предок, ныне уже практически повсюду вымерший — '''военрук''' — aka преподаватель начальной военной подготовки (НВП). Типологически он был похож на ОБЖ-шника: тоже, как правило, бывший военный или сотрудник органов (опционально — ветеран [[Вторая мировая война|давних]] и [[Война в Афганистане|не очень давних]] конфликтов), но отличался от своего эволюционного потомка не меньше, чем могучий [[тираннозавр]] от современных [[Хищный зверь|кто-там-на-его-месте]]. Во-первых, предмет НВП существовал в стране, где несение ''тягот и лишений''™ было практически неизбежным предстоящим жизненным испытанием для подавляющего большинства мальчишек, так что готовиться к ним заранее, со школьной скамьи, было идеей вполне здравой. Во-вторых, помимо прагматизма, в НВП была, какая ни крути, а всё-таки романтика (мальчуковая, конечно, но кое-кому из девочек тоже на ура заходило): собирать-разбирать почти-всамделишные [[Автомат Калашникова|«Калаши»]], бегать в противогазах и время от времени посещать ближайшую воинскую часть на предмет познакомиться поближе с <s>полковой кухней и компотом</s> тяготами и лишениями, а подчас ещё и стрелковка (из дешевых пневматических мелкашек, но тем не менее) всё же веселее, чем просто сидеть над тетрадками. Да и теория включала куда больше героических «действий личного состава в составе маневровой группы…», чем упаднических «поведение при попадании в заложники». Осознание полезности предмета, романтика военной тематики и какие-никакие практические навыки выгодно отличали НВП от его куцего потомка, который в 9 случаях из 10 представляет собой записывание в тетрадку теории, без наработки практических навыков и, в принципе, без особой мотивации.<ref>Все написанное — личный опыт автора правки, который когда-то учился, а теперь сам в школе работает. Если противоречит действительности больше, чем полностью — поправьте. Если не полностью — добавьте. Но чёт я сомневаюсь…</ref> Вероятно, это в первую очередь способствовало деградации облика стереотипного военрука, нередко возвышенного до имиджа [[Крутой инвалид|«осколка былых войн»]], до стереотипного ОБЖ-шника (слово-то какое! не сравнить!). Последний с гораздо большей вероятностью является образцом служаки-неудачника, у которого если и есть какой синдром, то не [[ПТСР]], а «вахтёра». Хотя исключения бывают, да.
** '''Музычка'''. С ударением на «ы». Обычно весит либо двести кило, либо сорок. Хорошо играет на рояле, склонна создавать школьный хор. Внезапно может обнаружиться, что тайно любит хэви-[[метал]], или Летова.
** '''Музычка'''. С ударением на «ы». Обычно весит либо двести кило, либо сорок. Хорошо играет на рояле, склонна создавать школьный хор. Внезапно может обнаружиться, что тайно любит хэви-[[метал]], или Летова.
Строка 93: Строка 92:


=== И задачника страницы ===
=== И задачника страницы ===
Задачников в классическом понимании в ''обыкновенных'' школах нет примерно с 1960-х годов. В школах с каким-нибудь математическим уклоном задачники сейчас остались в виде книжек типа «Олимпиадные задачи по логике, комбинаторике и теории вероятностей», но это не мэйнстрим. А так задачки включены в учебники (не везде, один из самых популярных учебников по алгебре за авторством Мордковича это учебник и задачник как две разных книги, как и легендарный задачник по физике А.П.Рымкевича). С появлением доступной копировальной техники учителя всё чаще выпускают собственные (уникальные) задачники на несколько страничек формата А4. Так и проверять проще.
Задачников в классическом понимании в ''обыкновенных'' школах нет примерно с 1960-х годов. В школах с каким-нибудь математическим уклоном задачники сейчас остались в виде книжек типа «Олимпиадные задачи по логике, комбинаторике и теории вероятностей», но это не мэйнстрим. А так задачки включены в учебники (не везде, один из самых популярных учебников по алгебре за авторством Мордковича это учебник и задачник как две разных книги). С появлением доступной копировальной техники учителя всё чаще выпускают собственные (уникальные) задачники на несколько страничек формата А4. Так и проверять проще.


Начиная примерно с 2010 года в школах развитых стран вообще пошло поветрие отказываться в старших классах от традиционных бумажных учебников, заменяя их электронной книгой на жёстком диске. Ясно же, что каждый ученик носит с собой «таблетку» или ноутбук! Во многих странах теперь специальные «школьные» ноутбуки (по одному на ученика) входят в список обязательного оборудования.
Начиная примерно с 2010 года в школах развитых стран вообще пошло поветрие отказываться в старших классах от традиционных бумажных учебников, заменяя их электронной книгой на жёстком диске. Ясно же, что каждый ученик носит с собой «таблетку» или ноутбук! Во многих странах теперь специальные «школьные» ноутбуки (по одному на ученика) входят в список обязательного оборудования.
Строка 252: Строка 251:


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
Большинство аниме про молодёжь, особенно те, что в жанре повседневности, и где на главных ролях [[обычный японский школьник]].
Большинство аниме про молодёжь, особенно те, что в жанре повседневности, и где на главных ролях [[обыкновенный японский школьник]].


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
Строка 260: Строка 259:
* [[Clannad]] — один из редких визуальных романов, где у нас есть возможность поиграть за школьного хулигана. [[Хулиган с золотым сердцем|Ну, почти…]]
* [[Clannad]] — один из редких визуальных романов, где у нас есть возможность поиграть за школьного хулигана. [[Хулиган с золотым сердцем|Ну, почти…]]
* [[Katawa Shoujo]] — Ямаку. Школа для инвалидов? И что? Здесь учеников стараются воспринимать как совершенно обычных людей. Временами даже забываешь, что играешь в игру, где почти все персонажи — инвалиды.
* [[Katawa Shoujo]] — Ямаку. Школа для инвалидов? И что? Здесь учеников стараются воспринимать как совершенно обычных людей. Временами даже забываешь, что играешь в игру, где почти все персонажи — инвалиды.
=== Музыка ===
* "Учат в школе" В.Шаинский, М.Пляцковский. На данный момент "заезженная" песня на школьных мероприятиях.
* "Когда уйдем со школьного двора" А.Флярковский, А.Дидуров. Песня из фильма, но зажила как бы сама по себе.
* "Если б не было школ" (До чего человек бы дошёл!... В дикаря бы опять превратился) Ю. Энтин, В. Шаинский.
* Французская эстрада 1960-х. Шейла "L' ecole est finie". Выпускники радуются окончанию. Есть несколько видеоклипов в том числе и от компании "Scopitone".
* Тоже 1960-е и тоже Франция. Франс Галль "Sacré Charlemagne" (1964). По некоторым данным, исполнительница, не любила эту песню, мягко говоря. Ученицы "жалуются на жизнь", точнее на тяготы и лишения школьной жизни, Карлу Великому. В клипе монарх присутствует как оживший памятник (напоминает сказозочного доброго короля) и выслушивает отличниц с пониманием.
* Более поздняя (1990-х), тоже французская  Доротея (Dorothée) "À l'école" https://www.youtube.com/watch?v=vBHN6T1v29o. А также ее версия "Sacré Charlemagne" примерно 1980-х https://www.youtube.com/watch?v=OX7BJ7nqOpE


== См. также ==
== См. также ==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!