Редактирование: Эгалитаризм
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q|Мы считаем за очевидные истины, что '''все люди сотворены равными''', что им даны их Творцом некоторые неотъемлемые права, в числе которых находятся — жизнь, свобода и право на счастье, что для обеспечения этих прав людьми учреждены правительства, пользующиеся своей властью с согласия управляемых, — что если какое-либо правительство препятствует достижению этих целей, то народ имеет право изменить или уничтожить его и учредить новое правительство на таких основаниях и началах, организуя его власть в таких формах, которые лучше всего должны обеспечить его безопасность и счастье. Благоразумие указывает, чтобы давно уже учрежденные правительства не были сменяемы на основании маловеских и преходящих причин; и, согласно с этим, опыт показывает, что люди скорее склонны терпеть зло, пока оно выносимо, чем восстанавливать свои права путем уничтожения тех форм, к которым они привыкли. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно преследующих ту же цель, обнаруживает стремление подчинить их полному деспотизму, то это их право, то это их долг — свергнуть такое правительство и установить новые гарантии ограждения их будущей безопасности.|Декларация Независимости США, 4 июля 1776 года, суть и смысл эгалитаризма как такового}} | {{Q|Мы считаем за очевидные истины, что '''все люди сотворены равными''', что им даны их Творцом некоторые неотъемлемые права, в числе которых находятся — жизнь, свобода и право на счастье, что для обеспечения этих прав людьми учреждены правительства, пользующиеся своей властью с согласия управляемых, — что если какое-либо правительство препятствует достижению этих целей, то народ имеет право изменить или уничтожить его и учредить новое правительство на таких основаниях и началах, организуя его власть в таких формах, которые лучше всего должны обеспечить его безопасность и счастье. Благоразумие указывает, чтобы давно уже учрежденные правительства не были сменяемы на основании маловеских и преходящих причин; и, согласно с этим, опыт показывает, что люди скорее склонны терпеть зло, пока оно выносимо, чем восстанавливать свои права путем уничтожения тех форм, к которым они привыкли. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно преследующих ту же цель, обнаруживает стремление подчинить их полному деспотизму, то это их право, то это их долг — свергнуть такое правительство и установить новые гарантии ограждения их будущей безопасности.|Декларация Независимости США, 4 июля 1776 года, суть и смысл эгалитаризма как такового}} | ||
{{Q|Неравенство заканчивается, когда не остаётся больше никого и ничего.|Стивен Эриксон [[Малазанская книга павших]], книга «Охотники за костями»}} | {{Q|Неравенство заканчивается, когда не остаётся больше никого и ничего.|Стивен Эриксон [[Малазанская книга павших]], книга «Охотники за костями»}} | ||
Все равны. Богатые и бедные, верующие и атеисты, работники интеллектуального труда и неграмотные работяги уровня «могу копать — могу не копать», | Все равны. Богатые и бедные, верующие и атеисты, работники интеллектуального труда и неграмотные работяги уровня «могу копать — могу не копать», дворяне и простолюдины, мужчины, женщины и даже транссексуалы. | ||
Правда, встаёт вопрос: равны в правах — или равны в возможностях? Хотелось бы, конечно, чтобы и в том, и в другом. Свобода, равенство, братство! (фр. Liberté, Égalité, Fraternité — Либерте, эгалите, фратерните). К сожалению | Правда, встаёт вопрос: равны в правах — или равны в возможностях? Хотелось бы, конечно, чтобы и в том, и в другом. Свобода, равенство, братство! (фр. Liberté, Égalité, Fraternité — Либерте, эгалите, фратерните). К сожалению, IRL так редко получается… | ||
'''Эгалитаризм''' — это идея о равенстве ''возможностей'' для всех людей (а в фантастике/фэнтези — и нелюдей), воплощенная более или менее удачно целой кучей разных способов во множестве культур и общественных укладов. Она лежит в основе социалистических утопий, к ней стремятся все угнетённые, о ней рассуждают философы и политики, она служит темой для множества историй. | '''Эгалитаризм''' — это идея о равенстве ''возможностей'' для всех людей (а в фантастике/фэнтези — и нелюдей), воплощенная более или менее удачно целой кучей разных способов во множестве культур и общественных укладов. Она лежит в основе социалистических утопий, к ней стремятся все угнетённые, о ней рассуждают философы и политики, она служит темой для множества историй. | ||
Строка 58: | Строка 58: | ||
2) Иной метод был создан… и разрушен самим же СССР. Предполагалось, что рабочие будут владеть предприятиями на паях, так, чтобы оно не принадлежало никому конкретному, но при этом находилось в собственности у всех. Проблема в том, что у этих предприятий всё равно должны были быть директора и управляющие, и если в ленинский и сталинский период их амбиции сдерживались ответственностью, пропорциональной власти, то после запрета на разработку уголовных дел против высших партийных чинов, их уже ничто не останавливало. Так вместо общенародной собственности появилась общегосударственная. Этот строй называют '''этатизмом''', '''политаризмом''' или попросту '''государственным капитализмом''' — товарищи марксисты ещё не договорились. Хотя параллельно в той или иной мере по-прежнему существовала и коллективная, и частная либо личная собственность. | 2) Иной метод был создан… и разрушен самим же СССР. Предполагалось, что рабочие будут владеть предприятиями на паях, так, чтобы оно не принадлежало никому конкретному, но при этом находилось в собственности у всех. Проблема в том, что у этих предприятий всё равно должны были быть директора и управляющие, и если в ленинский и сталинский период их амбиции сдерживались ответственностью, пропорциональной власти, то после запрета на разработку уголовных дел против высших партийных чинов, их уже ничто не останавливало. Так вместо общенародной собственности появилась общегосударственная. Этот строй называют '''этатизмом''', '''политаризмом''' или попросту '''государственным капитализмом''' — товарищи марксисты ещё не договорились. Хотя параллельно в той или иной мере по-прежнему существовала и коллективная, и частная либо личная собственность. | ||
3) Новый тип личности не был создан. Предполагалось, что появится новый советский человек, стоящий горой за дело мира, трудолюбивый, законопослушный, эрудированный и т. д. В грустной реальности '''Хомо советикус''', как правило, не особенно сильно отличался от своих собратьев из стран с другим социальным строем. Люди были добрые и агрессивные, влюблённые в свою работу и откровенно забивающие на неё болт, следовавшие заповедям строителя коммунизма и нарушавшие Уголовный кодекс, получавшие пару высших образований и заканчивавших 8 классов на натянутые тройки. В общем, разные. Но именно идеальный советский человек, всецело доверявший государству обеспечение своих прав и возможностей и в обмен на это добросовестно учившийся и работавший, оказался совсем не готов к дикому капитализму, где его презрительно обозвали «совком» и принялись гнобить. Ближе всего к идеалам советского человека подошло поколение людей, родившихся в 1920-х, но… [[Вторая мировая война|м-да]]. | 3) Новый тип личности не был создан. И не мог быть создан, ибо на живых людях, обладающих [[свобода воли — высшая ценность|свободой воли]], марксистская максима о бытии, определяющем сознание, каждый раз и ломалась (а у нас её ещё и читали радикально не в том смысле, в котором имел в виду сам Маркс). Предполагалось, что появится новый советский человек, стоящий горой за дело мира, трудолюбивый, законопослушный, эрудированный, <s>беспощадный к врагам Рейха</s> и т. д. В грустной реальности '''Хомо советикус''', как правило, не особенно сильно отличался от своих собратьев из стран с другим социальным строем. Люди были добрые и агрессивные, влюблённые в свою работу и откровенно забивающие на неё болт, следовавшие заповедям строителя коммунизма и нарушавшие Уголовный кодекс, получавшие пару высших образований и заканчивавших 8 классов на натянутые тройки. В общем, разные. Но именно идеальный советский человек, всецело доверявший государству обеспечение своих прав и возможностей и в обмен на это добросовестно учившийся и работавший, оказался совсем не готов к дикому капитализму, где его презрительно обозвали «совком» и принялись гнобить. Ближе всего к идеалам советского человека подошло поколение людей, родившихся в 1920-х, но… [[Вторая мировая война|м-да]]. | ||
== Итоги == | == Итоги == | ||
Строка 80: | Строка 80: | ||
* Владимир Савченко «За перевалом» — ещё одна коммунистическая утопия. В отличие от вышеупомянутых — есть некоторый аналог денег, детей приносит не аист, а персонажи не выглядят говорящими придатками рабочего места. | * Владимир Савченко «За перевалом» — ещё одна коммунистическая утопия. В отличие от вышеупомянутых — есть некоторый аналог денег, детей приносит не аист, а персонажи не выглядят говорящими придатками рабочего места. | ||
* [[Звёздные Войны]] — [[с прикрученным фитильком]], Старая Республика. Попытка уравнять все расы и фракции в Очень Далекой Галактике в лучших традициях жанра — через представительство в Сенате, дабы все проблемы (и правовые, и экономические, и политические) разрулить дипломатическим путем. Тысячу лет без больших войн продержались. [[С прикрученным фитильком]], так как свобода и равенство защищаются в основном на галактическом уровне — на многих планетах осталось сильное социальное расслоение, включая рабство. | * [[Звёздные Войны]] — [[с прикрученным фитильком]], Старая Республика. Попытка уравнять все расы и фракции в Очень Далекой Галактике в лучших традициях жанра — через представительство в Сенате, дабы все проблемы (и правовые, и экономические, и политические) разрулить дипломатическим путем. Тысячу лет без больших войн продержались. [[С прикрученным фитильком]], так как свобода и равенство защищаются в основном на галактическом уровне — на многих планетах осталось сильное социальное расслоение, включая рабство. | ||
* [[Меганезия]] — радикально эгалитарное общество на тихоокеанских островах | * [[Меганезия]] — радикально эгалитарное общество на тихоокеанских островах | ||
* [[Stellaris]] — эгалитаризм запрещает кастовые системы и рабство вообще, делает невозможным селекцию правителей, дает бонус влияния от фракций, а для фанатических эгалитаристов есть уникальный указ «самоуправление», дающее офигенный бонус к выработке кредитов. | * [[Stellaris]] — эгалитаризм запрещает кастовые системы и рабство вообще, делает невозможным селекцию правителей, дает бонус влияния от фракций, а для фанатических эгалитаристов есть уникальный указ «самоуправление», дающее офигенный бонус к выработке кредитов. | ||
** «Разделение тягот» для фанатичных эгалитаристов. Потребление у всего населения одинаковое независимо от социального положения. | ** «Разделение тягот» для фанатичных эгалитаристов. Потребление у всего населения одинаковое независимо от социального положения. | ||
* «Фокусник» Сола Стейна — [[инверсия]]. «В мире, заражённом эгалитаризмом, самое страшное — привлечь к себе внимание». | * «Фокусник» Сола Стейна — [[инверсия]]. «В мире, заражённом эгалитаризмом, самое страшное — привлечь к себе внимание». | ||
== Примечания == | == Примечания == |