Редактирование: Эпигонство

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 21: Строка 21:
==== Общее и авторы ====
==== Общее и авторы ====
* Чуковский до революции писал о декадансе как направлении: «Стоило декадансу стать явлением русским, всосаться в русскую почву, как начался декаданс декаданса. Он, между прочим, выразился в том, что формы его с чрезвычайной лёгкостью усвоились теми, кто совершенно лишен философских и психологических его предпосылок. Многие писатели другой общественной полосы, выработанные под влиянием совсем других идеалов, традиций и образцов, стали за последнее время культивировать декадентский стиль, и это с несомненностью свидетельствует об упадке этого стиля».
* Чуковский до революции писал о декадансе как направлении: «Стоило декадансу стать явлением русским, всосаться в русскую почву, как начался декаданс декаданса. Он, между прочим, выразился в том, что формы его с чрезвычайной лёгкостью усвоились теми, кто совершенно лишен философских и психологических его предпосылок. Многие писатели другой общественной полосы, выработанные под влиянием совсем других идеалов, традиций и образцов, стали за последнее время культивировать декадентский стиль, и это с несомненностью свидетельствует об упадке этого стиля».
** Чуковский [[Билингвальный бонус|каламбурит]] «[[Бонус для гениев|для гениев]]»: decadence и значит «упадок». Впрочем, тогдашняя образованная публика знала французский (как минимум его азы) — и этот каламбур схватывала на лету.
* Почти любой фэнтези-роман с [[Стандартный фэнтези-сеттинг|вольными народами]], [[Предсказание|пророчеством]], [[Тёмный Властелин|тёмным властелином]], [[Макгаффин|главным артефактом]] и [[Квест|походом]] группы приключенцев после «[[Arda/Lord of the Rings|Властелина Колец]]» выглядит эпигонством. Огромное количество подражателей в итоге поспособствовало формированию высокого фэнтези как отдельного жанра.
* Почти любой фэнтези-роман с [[Стандартный фэнтези-сеттинг|вольными народами]], [[Предсказание|пророчеством]], [[Тёмный Властелин|тёмным властелином]], [[Макгаффин|главным артефактом]] и [[Квест|походом]] группы приключенцев после «[[Arda/Lord of the Rings|Властелина Колец]]» выглядит эпигонством. Огромное количество подражателей в итоге поспособствовало формированию высокого фэнтези как отдельного жанра.
** Эпигонство заключается построении сюжета («все куда-то идут», ГГ из деревни, избранный, пророчество, артефакт, мудрый наставник) и мира (свободные народы vs тёмный властелин и его злые народы). Классические примеры — «Меч Шаннары» Терри Брукса, «Железная башня» Денниса Маккирнана, «Кольцо всевластия» Гельмута Пеша. Фактически всё это раз за разом «Властелин колец» с изменёнными деталями (например, у Брукса герои не хоббиты, а люди, а вместо кольца — меч, у Маккирнана герои таки хоббиты, но никакого кольца вообще нет — властелина просто валят всем миром).
** Эпигонство заключается построении сюжета («все куда-то идут», ГГ из деревни, избранный, пророчество, артефакт, мудрый наставник) и мира (свободные народы vs тёмный властелин и его злые народы). Классические примеры — «Меч Шаннары» Терри Брукса, «Железная башня» Денниса Маккирнана, «Кольцо всевластия» Гельмута Пеша. Фактически всё это раз за разом «Властелин колец» с изменёнными деталями (например, у Брукса герои не хоббиты, а люди, а вместо кольца — меч, у Маккирнана герои таки хоббиты, но никакого кольца вообще нет — властелина просто валят всем миром).
Строка 49: Строка 48:


==== Отдельные произведения ====
==== Отдельные произведения ====
* «Код да Винчи» Дэна Брауна написан на основе сухой и скучной книги «фоменковцев» и переделан в увлекательнейший (хоть и конспирологический и полный ляпов) детектив, причём герои книги не раз упоминают первоисточник.
* Академик Владимир Обручев не скрывал, что его знаменитый фантастический роман «Плутония» родился как переосмысление жюльверновского «Путешествия к центру Земли» и конан-дойлевского «Затерянного мира». Об этом он писал в предисловии к роману.
** В свою очередь современные писатели А. Уланов и В. Серебряков свою книгу «Найденный мир» писали как своего рода «Плутонию» по современным научным данным. Более того — в этой книге одним из участников российской экспедиции в доисторический мир как раз и является геолог Обручев (да, тот самый).
* Терри Пратчетт и Сэнди Митчелл не скрывали, что их персонажи — [[Ринсвинд]] и [[Кайафас Каин (книжный цикл)|Кайафас Каин]] созданы во многом на основе Гарри Флэшмена — героя Джорджа Макдоналда Фрейзера.
** Денщик Каина Юрген очень похож на Болдрика из сериала «Чёрная Гадюка»
* «[[The Hunger Games|Голодные игры]]»: как минимум, для первой части идею взяли из «[[Battle Royale (movie)|Королевской битвы]]» и «Бегущего человека», добавив набивший оскомину любовный треугольник.
* «[[The Hunger Games|Голодные игры]]»: как минимум, для первой части идею взяли из «[[Battle Royale (movie)|Королевской битвы]]» и «Бегущего человека», добавив набивший оскомину любовный треугольник.
* Энтони Хоровиц, «Громобой» (начало серии про Алекса Райдера): почти на 80 % — «Лунный гонщик» Яна Флеминга, разве что [[Джеймс Бонд|Джеймсу Бонду]] теперь 14.
* Энтони Хоровиц, «Громобой» (начало серии про Алекса Райдера): почти на 80 % — «Лунный гонщик» Яна Флеминга, разве что [[Джеймс Бонд|Джеймсу Бонду]] теперь 14.
Строка 74: Строка 68:


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* Фильмы «Танцы с волками» (1990), «Последний самурай» (2003), «Аватар» (2009). Одинаковое построение сюжета: американский ветеран какой-нибудь войны отправляется с заданием в очень дальние края, где сталкивается с местными жителями иной культуры и не очень дружелюбными. Постепенно ГГ преодолевает языковой барьер, находит культуру достойной и у него появляется женщина из местных. В финале приходят войска с бывшей родины, и ГГ направляет против них свое оружие.
* «[[Бэтмен]]» 2022 года (тот самый, с Патиссоном, [[сарказм|который никогда не покажут в России]]) — ви-таки будете смеяться, но фильм скопипастил у отечественного «[[Майор Гром: Чумной доктор|Майора Грома]]» многие детали и сюжетные повороты. В том числе и почти всё то, за что «Майора» обвиняли в про-правительственной пропаганде. Тут вам и честный коп в качестве героя (Гордон); и блоггер-вигилант в маске, слишком радикально борющийся с коррупцией и прогнившей системой, в качестве главного злодея (Загадочник); и его единомышленники, устраивающие бойню в городе (после не такого уж и посмертного сообщения, да); и хорошая власть в стране в целом, несмотря на отдельные перегибы на местах; и законные выборы с реформами сверху, как альтернатива бунтам и самосуду. Не иначе, где-то в издательстве DC засел кум Байдена. Хватит это терпеть!
** Фильм [[Men of War]] (в локализации «Солдаты Удачи») с Дольфом Лунгреном 1994 года про наёмников в Индокитае, которые перешли на сторону племени, которое должны были «уговорить».
*** забыл название про двух американских наёмников в Амазонке один из которых вроде североамериканский индеец, а другой вроде афроамериканец, которые также перешли на сторону племени
** Ещё кино «Следопыт» (2007; викинги против индейцев) и мультик «Долина Папоротников» (1992; промышленники против лесных фэйри).
** Сюда же — «Миссия» (1986) с Робертом де Ниро и Джереми Айронсом.
** Своеобразной инверсией можно считать фильм «Кровь и шоколад», в котором девушка-оборотень предпочла вожаку своей стаи простого смертного юношу и вместе с ним едва не вырезала всю стаю. А вот в оригинальной книге охмуривший девицу парень был охотником на оборотней, и когда это открылось, их кровавый роман закончился.
* «Кунг По: Нарвись на кулак» — невероятный случай. Режиссер фильма Стив Одекерк просто взял хорошо забытый фильм «[https://hkcinema.ru/film/7752 Кулаки тигра и журавля]» 1976 года и при помощи [[кривой перемонтаж|перемонтажа]] превратил пафосный боевик в трэш-комедию с собой в главной роли и меметичной коровой-кунфуисткой. И что бы вы думали? Оригинальное кино никто и не вспомнит, а фильм Одекерка собрал неплохую кассу, получил высокие оценки зрителей и оброс немалым фандомом.
* «[[Бэтмен]]» 2022 года (тот самый, с Патиссоном, [[сарказм|который никогда не покажут в России]]) — вы-таки будете смеяться, но фильм скопипастил у отечественного «[[Майор Гром: Чумной доктор|Майора Грома]]» многие детали и сюжетные повороты. В том числе и почти всё то, за что «Майора» обвиняли в проправительственной пропаганде. Тут вам и честный коп в качестве героя (Гордон); и блогер-[[вигилант]] в маске, слишком радикально борющийся с коррупцией и прогнившей системой, в качестве главного злодея (Загадочник); и его единомышленники, устраивающие бойню в городе (после не такого уж и посмертного сообщения, да); и хорошая власть в стране в целом, несмотря на отдельные перегибы на местах; и законные выборы с реформами сверху, как альтернатива бунтам и самосуду. Не иначе, где-то в издательстве DC засел кум Байдена. Хватит это терпеть!
** Это скорее [[непреднамеренное совпадение]], так как оба фильма снимались практически одновременно.
** Это скорее [[непреднамеренное совпадение]], так как оба фильма снимались практически одновременно.
* «Одной левой» — в правую руку скульптора в исполнении Нагиева вселяется душа шапочно знакомой ему девушки, и они начинают сближаться…не иначе, кто-то смотрел [[Midori no Hibi]]. А для последнего, в свою очередь, послужил источником вдохновения хулигански-комедийный американский фильм «Весь я» (All of Me, 1984).
* «Одной левой» — в правую руку скульптора в исполнении Нагиева вселяется душа шапочно знакомой ему девушки, и они начинают сближаться…не иначе, кто-то смотрел [[Midori no Hibi]]. А для последнего, в свою очередь, послужил источником вдохновения хулигански-комедийный американский фильм «Весь я» (All of Me, 1984).
Строка 110: Строка 97:
* На грани этого и [[Непреднамеренное_совпадение|соседнего]] тропа балансирует UBOAT. С одной стороны имеем неплохую смесь симулятора подводной лодки и стратегии в реальном времени. С другой… Мы играем на [[Das Boot|подводной лодке типа VII]], а геймплей состоит из перемещения по ней в режиме от первого лица и непосредственного управления механизмами лодки… Ну очень уж попахивает пятой частью Silent Hunter’а.
* На грани этого и [[Непреднамеренное_совпадение|соседнего]] тропа балансирует UBOAT. С одной стороны имеем неплохую смесь симулятора подводной лодки и стратегии в реальном времени. С другой… Мы играем на [[Das Boot|подводной лодке типа VII]], а геймплей состоит из перемещения по ней в режиме от первого лица и непосредственного управления механизмами лодки… Ну очень уж попахивает пятой частью Silent Hunter’а.
** Собственно, авторы и не скрывают, что хотели сделать «как SH, но с меньшим отступлением от историчности в пользу аркадности».
** Собственно, авторы и не скрывают, что хотели сделать «как SH, но с меньшим отступлением от историчности в пользу аркадности».
* [[Fallout 3]] в смысле основного сюжета является бесхитростным пересказом первых двух игр серии. Выходец из Убежища, изгнанный нехорошим смотрителем (есть возможность даже изгнаться вторично, получив невнятное объяснение в духе «так надо для общей атмосферы»), борется с летающим на вертибердах Анклавом (который хочет зачистить Пустошь с помощью биологического оружия) и армией супермутантов (которые ловят людей и превращают в себе подобных на своей базе), сотрудничает с Братством Стали и обитателями старого корабля, ищет Г.⁠Э.⁠К.⁠К., чинит систему фильтрации воды… Не [[самокопирование]], потому что триквел делали другие люди.


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
Строка 149: Строка 135:
* В свою очередь, у самих Стругацких в «Улитке на склоне» главы об Управлении (где ПОВ — человек по имени или фамилии Перец) представляют собой весьма лобовой, но талантливый [[Типа я Кафка|закос под Франца Кафку]].
* В свою очередь, у самих Стругацких в «Улитке на склоне» главы об Управлении (где ПОВ — человек по имени или фамилии Перец) представляют собой весьма лобовой, но талантливый [[Типа я Кафка|закос под Франца Кафку]].
* Терри Брукс, «Шаннара» как цикл — первая книга слизана у Толкина подчистую (см. выше), но интересные идеи есть уже там, например, то, что на самом деле весь сеттинг является [[постапокалипсис]]ом. В дальнейших произведениях беззастенчивых заимствований становится меньше.
* Терри Брукс, «Шаннара» как цикл — первая книга слизана у Толкина подчистую (см. выше), но интересные идеи есть уже там, например, то, что на самом деле весь сеттинг является [[постапокалипсис]]ом. В дальнейших произведениях беззастенчивых заимствований становится меньше.
=== Театр ===
* Классический «Ревизор» Гоголя (1836) написан на основе комедии украинского драматурга Г. Ф. Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» (1827).
** А. В. Сухово-Кобылин, «Смерть Тарелкина» (1869). Эта гротескно-сатирическая [[чёрная комедия]] с элементами [[вывих мозга|вывиха мозга]] написана по отдалённым мотивам водевиля «Мертвец-шалун» (1849), принадлежащего перу всё того же Квитки-Основьяненко.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!