Редактирование: Эпигонство

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 2: Строка 2:
{{q|Римский полководец Минимус покоряет разные племена и одерживает победы для своего императора Цезаря. Сын императора, развращенный Трюмо, завидует генералу и убивает отца. Минимусу удается бежать и стать гладиатором. Удастся ли бывшему генералу отомстить убийце и спасти Рим? Новая, оригинальная книга молодого автора — вы никогда не видели ничего подобного!|[https://koshkin-lib.livejournal.com/57119.html Пародия на аннотации]}}
{{q|Римский полководец Минимус покоряет разные племена и одерживает победы для своего императора Цезаря. Сын императора, развращенный Трюмо, завидует генералу и убивает отца. Минимусу удается бежать и стать гладиатором. Удастся ли бывшему генералу отомстить убийце и спасти Рим? Новая, оригинальная книга молодого автора — вы никогда не видели ничего подобного!|[https://koshkin-lib.livejournal.com/57119.html Пародия на аннотации]}}
{{Q|У меня родилась идея потрясного фильма. Он про двух гномов, которые нашли Браслет Всевластия. Им надо его уничтожить. Для это им надо отнести его в Пылающие Степи и бросить в Глубины Чёрной Горы. Всю дорогу их преследует мурлок по имени Готтом и девять Браслетных Привидений. Фильм можно сделать из трёх частей под общим названием «Властелин Браслетов». Первую часть можно назвать «Братство Браслета», вторую – «Пара башен», а венчает всё это пафосный финал: «О, кстати, Король вернулся!»|Анекдот из World of Warcraft}}
{{Q|У меня родилась идея потрясного фильма. Он про двух гномов, которые нашли Браслет Всевластия. Им надо его уничтожить. Для это им надо отнести его в Пылающие Степи и бросить в Глубины Чёрной Горы. Всю дорогу их преследует мурлок по имени Готтом и девять Браслетных Привидений. Фильм можно сделать из трёх частей под общим названием «Властелин Браслетов». Первую часть можно назвать «Братство Браслета», вторую – «Пара башен», а венчает всё это пафосный финал: «О, кстати, Король вернулся!»|Анекдот из World of Warcraft}}
 
{{Q|— Знакомься, Порри, — улыбнулся ректор, — это капитаны факультетских сборных по футбичу. Оливье ты, конечно, знаешь. Джон Толкинненн, Слезайблинн (рослый парень слегка наклонил белобрысую голову), [[На тебе!|Ник Перомофф]], Чертекак (щуплый юноша тряхнул мелированной шевелюрой, явно пытаясь скопировать Толкинненна) и капитан Гдетотаммера… э-э-э…<br />
— Урсула! — подсказала улыбчивая черноволосая девушка в простом, но изящном платьице. — Урсула Легуингнум. Привет, Порри…| «Порри Гаттер и Каменный Философ»}}
'''Эпигонство''', или '''подражательство''' — вид творчества, при котором создатель, чаще всего [[МТА]], неосознанно или осознанно копирует известные произведения. Эпигонство — это вторичность, подражание и [[заимствование]], чаще всего уступающее источнику вдохновения.
'''Эпигонство''', или '''подражательство''' — вид творчества, при котором создатель, чаще всего [[МТА]], неосознанно или осознанно копирует известные произведения. Эпигонство — это вторичность, подражание и [[заимствование]], чаще всего уступающее источнику вдохновения.


Строка 20: Строка 21:


==== Общее и авторы ====
==== Общее и авторы ====
* Чуковский до революции писал о декадансе как направлении: «Стоило декадансу стать явлением русским, всосаться в русскую почву, как начался декаданс декаданса. Он, между прочим, выразился в том, что формы его с чрезвычайной лёгкостью усвоились теми, кто совершенно лишен философских и психологических его предпосылок. Многие писатели другой общественной полосы, выработанные под влиянием совсем других идеалов, традиций и образцов, стали за последнее время культивировать декадентский стиль, и это с несомненностью свидетельствует об упадке этого стиля».
** Чуковский [[Билингвальный бонус|каламбурит]] «[[Бонус для гениев|для гениев]]»: decadence и значит «упадок». Впрочем, тогдашняя образованная публика знала французский (как минимум его азы) — и этот каламбур схватывала на лету.
* Почти любой фэнтези-роман с [[Стандартный фэнтези-сеттинг|вольными народами]], [[Предсказание|пророчеством]], [[Тёмный Властелин|тёмным властелином]], [[Макгаффин|главным артефактом]] и [[Квест|походом]] группы приключенцев после «[[Arda/Lord of the Rings|Властелина Колец]]» выглядит эпигонством. Огромное количество подражателей в итоге поспособствовало формированию высокого фэнтези как отдельного жанра.
* Почти любой фэнтези-роман с [[Стандартный фэнтези-сеттинг|вольными народами]], [[Предсказание|пророчеством]], [[Тёмный Властелин|тёмным властелином]], [[Макгаффин|главным артефактом]] и [[Квест|походом]] группы приключенцев после «[[Arda/Lord of the Rings|Властелина Колец]]» выглядит эпигонством. Огромное количество подражателей в итоге поспособствовало формированию высокого фэнтези как отдельного жанра.
** Эпигонство заключается построении сюжета («все куда-то идут», ГГ из деревни, избранный, пророчество, артефакт, мудрый наставник) и мира (свободные народы vs тёмный властелин и его злые народы). Классические примеры — «Меч Шаннары» Терри Брукса, «Железная башня» Денниса Маккирнана, «Кольцо всевластия» Гельмута Пеша. Фактически всё это раз за разом «Властелин колец» с изменёнными деталями (например, у Брукса герои не хоббиты, а люди, а вместо кольца — меч, у Маккирнана герои таки хоббиты, но никакого кольца вообще нет — властелина просто валят всем миром).
** Эпигонство заключается построении сюжета («все куда-то идут», ГГ из деревни, избранный, пророчество, артефакт, мудрый наставник) и мира (свободные народы vs тёмный властелин и его злые народы). Классические примеры — «Меч Шаннары» Терри Брукса, «Железная башня» Денниса Маккирнана, «Кольцо всевластия» Гельмута Пеша. Фактически всё это раз за разом «Властелин колец» с изменёнными деталями (например, у Брукса герои не хоббиты, а люди, а вместо кольца — меч, у Маккирнана герои таки хоббиты, но никакого кольца вообще нет — властелина просто валят всем миром).
Строка 42: Строка 41:
*** …в котором на каждом шагу поднимаются темы [[Благонамеренный экстремист|своей правды у врага]], [[Достойный противник|достойного противника]], [[Добрый самаритянин|милосердия к солдату врага]] и [[Вас здесь не стояло!|исторической справедливости]]. Что и сделало автора популярным и что не характерно ни для типового фанфика, ни для МТА, придерживающихся обычно готтентотской морали. Сэпигонствовать эти темы Ник у Толкина не мог при всём желании — Толкин придерживался [[Чёрно-белая мораль|чёрно-белой морали]].
*** …в котором на каждом шагу поднимаются темы [[Благонамеренный экстремист|своей правды у врага]], [[Достойный противник|достойного противника]], [[Добрый самаритянин|милосердия к солдату врага]] и [[Вас здесь не стояло!|исторической справедливости]]. Что и сделало автора популярным и что не характерно ни для типового фанфика, ни для МТА, придерживающихся обычно готтентотской морали. Сэпигонствовать эти темы Ник у Толкина не мог при всём желании — Толкин придерживался [[Чёрно-белая мораль|чёрно-белой морали]].
** «[[Приключения Молли Блэкуотер]]» — подражание «Темным началам» Пуллмана. Мир магии и мир вроде нашего, медведи и ведьмы на севере, свержение богоподобного Властителя/Нетопыря…
** «[[Приключения Молли Блэкуотер]]» — подражание «Темным началам» Пуллмана. Мир магии и мир вроде нашего, медведи и ведьмы на севере, свержение богоподобного Властителя/Нетопыря…
** «Охотники» (дилогия «Пророчества Разрушения» и «Мегалиты Империи») — [[средневековые дебилы]] во главе с [[Пастырь недобрый|фанатичным попом]] хотят сжечь девицу за ведьмовство, но им мешает ''вомпер'', вежливо называющий спасенную «милсдарыней», профессиональные охотники истребляют упырей, пользуясь наукообразной методикой, а на заднем плане воюют короли Ребежец и Войтек, да вторгается Империя Креста. [[Ведьмак|Милсдарь Гервант]] неодобрительно качает головой.
** «Пророчества Разрушения» [[средневековые дебилы]] во главе с [[Пастырь недобрый|фанатичным попом]] хотят сжечь девицу за ведьмовство, но им мешает ''вомпер'', вежливо называющий спасенную «милсдарыней», профессиональные охотники истребляют упырей, пользуясь наукообразной методикой, а на заднем плане воюют короли Ребежец и Войтек, да вторгается Империя Креста. [[Ведьмак|Милсдарь Гервант]] неодобрительно качает головой.
*** Большая часть этого пересказа подходит и «Рождению мага»/«Странствиям мага», в которых тоже заметно влияние Сапковского.
*** Большая часть этого пересказа подходит и «Рождению мага»/«Странствиям мага», в которых тоже заметно влияние Сапковского.
* Товарняк иронических романов после <s>Донцовой</s> Иоанны Хмелевской — эпигонство в чистом виде, но поддерживаемое и одобряемое издательствами.
* Товарняк иронических романов после <s>Донцовой</s> Иоанны Хмелевской — эпигонство в чистом виде, но поддерживаемое и одобряемое издательствами.
Строка 49: Строка 48:


==== Отдельные произведения ====
==== Отдельные произведения ====
* «Код да Винчи» Дэна Брауна написан на основе сухой и скучной книги «фоменковцев» и переделан в увлекательнейший (хоть и конспирологический и полный ляпов) детектив, причём герои книги не раз упоминают первоисточник.
* Академик Владимир Обручев не скрывал, что его знаменитый фантастический роман «Плутония» родился как переосмысление жюльверновского «Путешествия к центру Земли» и конан-дойлевского «Затерянного мира». Об этом он писал в предисловии к роману.
** В свою очередь современные писатели А. Уланов и В. Серебряков свою книгу «Найденный мир» писали как своего рода «Плутонию» по современным научным данным. Более того — в этой книге одним из участников российской экспедиции в доисторический мир как раз и является геолог Обручев (да, тот самый).
* Терри Пратчетт и Сэнди Митчелл не скрывали, что их персонажи — [[Ринсвинд]] и [[Кайафас Каин (книжный цикл)|Кайафас Каин]] созданы во многом на основе Гарри Флэшмена — героя Джорджа Макдоналда Фрейзера.
** Денщик Каина Юрген очень похож на Болдрика из сериала «Чёрная Гадюка»
* «[[The Hunger Games|Голодные игры]]»: как минимум, для первой части идею взяли из «[[Battle Royale (movie)|Королевской битвы]]» и «Бегущего человека», добавив набивший оскомину любовный треугольник.
* «[[The Hunger Games|Голодные игры]]»: как минимум, для первой части идею взяли из «[[Battle Royale (movie)|Королевской битвы]]» и «Бегущего человека», добавив набивший оскомину любовный треугольник.
* Энтони Хоровиц, «Громобой» (начало серии про Алекса Райдера): почти на 80 % — «Лунный гонщик» Яна Флеминга, разве что [[Джеймс Бонд|Джеймсу Бонду]] теперь 14.
* Энтони Хоровиц, «Громобой» (начало серии про Алекса Райдера): почти на 80 % — «Лунный гонщик» Яна Флеминга, разве что [[Джеймс Бонд|Джеймсу Бонду]] теперь 14.
Строка 74: Строка 68:


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* Фильмы «Танцы с волками» (1990), «Последний самурай» (2003), «Аватар» (2009). Одинаковое построение сюжета: американский ветеран какой-нибудь войны отправляется с заданием в очень дальние края, где сталкивается с местными жителями иной культуры и не очень дружелюбными. Постепенно ГГ преодолевает языковой барьер, находит культуру достойной и у него появляется женщина из местных. В финале приходят войска с бывшей родины, и ГГ направляет против них свое оружие.
* «[[Бэтмен]]» 2022 года (тот самый, с Патиссоном, [[сарказм|который никогда не покажут в России]]) — ви-таки будете смеяться, но фильм скопипастил у отечественного «[[Майор Гром: Чумной доктор|Майора Грома]]» многие детали и сюжетные повороты. В том числе и почти всё то, за что «Майора» обвиняли в про-правительственной пропаганде. Тут вам и честный коп в качестве героя (Гордон); и блоггер-вигилант в маске, слишком радикально борющийся с коррупцией и прогнившей системой, в качестве главного злодея (Загадочник); и его единомышленники, устраивающие бойню в городе (после не такого уж и посмертного сообщения, да); и хорошая власть в стране в целом, несмотря на отдельные перегибы на местах; и законные выборы с реформами сверху, как альтернатива бунтам и самосуду. Не иначе, где-то в издательстве DC засел кум Байдена. Хватит это терпеть!
** Фильм [[Men of War]] (в локализации «Солдаты Удачи») с Дольфом Лунгреном 1994 года про наёмников в Индокитае, которые перешли на сторону племени, которое должны были «уговорить».
*** забыл название про двух американских наёмников в Амазонке один из которых вроде североамериканский индеец, а другой вроде афроамериканец, которые также перешли на сторону племени
** Ещё кино «Следопыт» (2007; викинги против индейцев) и мультик «Долина Папоротников» (1992; промышленники против лесных фэйри).
** Сюда же — «Миссия» (1986) с Робертом де Ниро и Джереми Айронсом.
** Своеобразной инверсией можно считать фильм «Кровь и шоколад», в котором девушка-оборотень предпочла вожаку своей стаи простого смертного юношу и вместе с ним едва не вырезала всю стаю. А вот в оригинальной книге охмуривший девицу парень был охотником на оборотней, и когда это открылось, их кровавый роман закончился.
* «Кунг По: Нарвись на кулак» — невероятный случай. Режиссер фильма Стив Одекерк просто взял хорошо забытый фильм «[https://hkcinema.ru/film/7752 Кулаки тигра и журавля]» 1976 года и при помощи [[кривой перемонтаж|перемонтажа]] превратил пафосный боевик в трэш-комедию с собой в главной роли и меметичной коровой-кунфуисткой. И что бы вы думали? Оригинальное кино никто и не вспомнит, а фильм Одекерка собрал неплохую кассу, получил высокие оценки зрителей и оброс немалым фандомом.
* «[[Бэтмен]]» 2022 года (тот самый, с Патиссоном, [[сарказм|который никогда не покажут в России]]) — вы-таки будете смеяться, но фильм скопипастил у отечественного «[[Майор Гром: Чумной доктор|Майора Грома]]» многие детали и сюжетные повороты. В том числе и почти всё то, за что «Майора» обвиняли в проправительственной пропаганде. Тут вам и честный коп в качестве героя (Гордон); и блогер-[[вигилант]] в маске, слишком радикально борющийся с коррупцией и прогнившей системой, в качестве главного злодея (Загадочник); и его единомышленники, устраивающие бойню в городе (после не такого уж и посмертного сообщения, да); и хорошая власть в стране в целом, несмотря на отдельные перегибы на местах; и законные выборы с реформами сверху, как альтернатива бунтам и самосуду. Не иначе, где-то в издательстве DC засел кум Байдена. Хватит это терпеть!
** Это скорее [[непреднамеренное совпадение]], так как оба фильма снимались практически одновременно.
** Это скорее [[непреднамеренное совпадение]], так как оба фильма снимались практически одновременно.
* «Одной левой» — в правую руку скульптора в исполнении Нагиева вселяется душа шапочно знакомой ему девушки, и они начинают сближаться…не иначе, кто-то смотрел [[Midori no Hibi]]. А для последнего, в свою очередь, послужил источником вдохновения хулигански-комедийный американский фильм «Весь я» (All of Me, 1984).
* Одной левой — в правую руку скульптора в исполнении Нагиева вселяется душа шапочно знакомой ему девушки, и они начинают сближаться…не иначе, кто-то смотрел [[Midori no Hibi]]


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
Строка 97: Строка 84:


==== Общее ====
==== Общее ====
* [[Diablo]] — порождал волны подражателей с выходом каждой игры серии или крупного [[аддон]]а. Некоторые ([[Sacred]], [[Titan Quest]], [[Path of Exile]], [[Dungeon Siege]]) выросли в самостоятельные и более-менее оригинальные серии, но большинство заслуженно кануло в Лету.
* [[Diablo]] порождал волны подражателей с выходом каждый игры серии или крупнорго [[аддон]]а. Некоторые ([[Sacred]], [[Titan Quest]], [[Path of Exile]], [[Dungeon Siege]]) выросли в самостоятельные и более-менее оригинальные серии, но большинство заслуженно кануло в Лету.
** А есть и немногочисленная третья категория: игра в каждом случае всего одна, сиквелов к ней не вышло и она не прогремела (слишком уж похожа на источник вдохновения, к которому чисто механически прикручены разные свистелки и перделки), зато стала горячо любима в узком кругу, обросла [[мод]]ами и преданными фанатами. Самый яркий представитель — Darkstone.
* Куча RTS-клонов C&C, Starcraft и Warcraft. Аналогично с предыдущим примером: лучшие из эпигонов смогли предоставить геймерам уникальный опыт. Все остальные… нет.
* Куча RTS-клонов C&C, Starcraft и Warcraft. Аналогично с предыдущим примером: лучшие из эпигонов смогли предоставить геймерам уникальный опыт. Все остальные… нет.
** Atrox — крайне схож со StarCraft — фактически переименованы расы и ресурсы. Присутствуют люди с летающими зданиями, мутанты с живыми зданиями, инопланетяне с энергетическими щитами — т. е. в точности как в StarCraft.
** Atrox — крайне схож со StarCraft — фактически переименованы расы и ресурсы. Присутствуют люди с летающими зданиями, мутанты с живыми зданиями, инопланетяне с энергетическими щитами — т. е. в точности как в StarCraft.
Строка 110: Строка 96:
* На грани этого и [[Непреднамеренное_совпадение|соседнего]] тропа балансирует UBOAT. С одной стороны имеем неплохую смесь симулятора подводной лодки и стратегии в реальном времени. С другой… Мы играем на [[Das Boot|подводной лодке типа VII]], а геймплей состоит из перемещения по ней в режиме от первого лица и непосредственного управления механизмами лодки… Ну очень уж попахивает пятой частью Silent Hunter’а.
* На грани этого и [[Непреднамеренное_совпадение|соседнего]] тропа балансирует UBOAT. С одной стороны имеем неплохую смесь симулятора подводной лодки и стратегии в реальном времени. С другой… Мы играем на [[Das Boot|подводной лодке типа VII]], а геймплей состоит из перемещения по ней в режиме от первого лица и непосредственного управления механизмами лодки… Ну очень уж попахивает пятой частью Silent Hunter’а.
** Собственно, авторы и не скрывают, что хотели сделать «как SH, но с меньшим отступлением от историчности в пользу аркадности».
** Собственно, авторы и не скрывают, что хотели сделать «как SH, но с меньшим отступлением от историчности в пользу аркадности».
* [[Fallout 3]] в смысле основного сюжета является бесхитростным пересказом первых двух игр серии. Выходец из Убежища, изгнанный нехорошим смотрителем (есть возможность даже изгнаться вторично, получив невнятное объяснение в духе «так надо для общей атмосферы»), борется с летающим на вертибердах Анклавом (который хочет зачистить Пустошь с помощью биологического оружия) и армией супермутантов (которые ловят людей и превращают в себе подобных на своей базе), сотрудничает с Братством Стали и обитателями старого корабля, ищет Г.⁠Э.⁠К.⁠К., чинит систему фильтрации воды… Не [[самокопирование]], потому что триквел делали другие люди.


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
* В принципе именно так рождаются '''жанры'''. Появляется кто-то успешный, ему начинают подражать, среди подражателей находятся тоже талантливые люди, у них появляются свои подражатели — и заверте…
* В принципе именно так рождаются '''жанры'''. Появляется кто-то успешный, ему начинают подражать, среди подражателей находятся тоже талантливые люди, у них появляются свои подражатели — и заверте…
* Классики русского рока подражали западным коллегам, и в те годы никто не видел в том ничего зазорного. На чём учиться, как не на лучших образцах жанра? Западные-то музыканты тоже друг другу подражают! «[[Кино (группа)|Кино]]», «[[Наутилус Помпилиус]]» и «[[Агата Кристи (группа)|Агата Кристи]]» ориентировались на пост-панк (The Cure, Joy Division), «[[Ария (группа)|Ария]]» сотоварищи — на Iron Maiden и Judas Priest, «[[Гражданская оборона]]» и особенно концертный стиль Янки — на Butthole Surfers и Sonic Youth, «[[Король и Шут]]» — на The Misfits. Ну а на [[The Beatles]] ориентировались все ранние русские рокеры, но особенно «Секрет», которые у четвёрки заимствовали даже стиль одежды.
* Классики русского рока подражали западным коллегам, и в те годы никто не видел в том ничего зазорного. На чём учиться, как не на лучших образцах жанра? Западные-то музыканты тоже друг другу подражают! «[[Кино (группа)|Кино]]», «[[Наутилус Помпилиус]]» и «[[Агата Кристи (группа)|Агата Кристи]]» ориентировались на пост-панк (The Cure, Joy Division), «[[Ария (группа)|Ария]]» сотоварищи — на Iron Maiden и Judas Priest, «[[Гражданская оборона]]» и особенно концертный стиль Янки — на Butthole Surfers и Sonic Youth, «[[Король и Шут]]» — на The Misfits. Ну а на [[The Beatles]] ориентировались все ранние русские рокеры, но особенно «Секрет», которые у четвёрки заимствовали даже стиль одежды.
** Справедливости ради, стоит сказать, что у наших рок-групп очень мало песен, прямо копирующих западные. Чаще всего можно говорить о заимствованиях общего стиля (особенно в одежде).
* Существовавшая в 1990-х особая [[Красно-коричневая сволочь|поцреотическая]] школа в [[Русский рок|русском роке]], известная как «[http://lurkmore.to/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%BE%D0%BA#.D0.9A.D0.BB.D0.B0.D1.81.D1.81.D0.B8.D1.84.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D1.80.D0.BE.D0.BA.D0.B5.D1.80.D0.BE.D0.B2 Коньково-рок]» — представители формально считаются эпигонами Летова, однако на практике уже на общей идеологической платформе сходство «коньковцев» с «ГрОбом» и заканчивается. Например, если у Егора Фёдоровича, окромя сугубой политоты, было немало также годной психоделики, а своеобразное звучание инструментов он сознательно оставил даже после перехода на более-менее приличную аудиоаппаратуру (поскольку оно уже успело стать к тому времени привычным и хорошо узнаваемым элементом его «фирменного почерка»), то тематика творчества «коньковцев» ограничивалась одной голой социалочкой, и записывалась их музыка хреново на этот раз уже по причине банального нищебродства.
* Существовавшая в 1990-х особая [[Красно-коричневая сволочь|поцреотическая]] школа в [[Русский рок|русском роке]], известная как «[[lm:Русский рок#Коньковская_формация|Коньково-рок]]» — представители формально считаются эпигонами Летова, однако на практике уже на общей идеологической платформе сходство «коньковцев» с «ГрОбом» и заканчивается. Например, если у Егора Фёдоровича, окромя сугубой политоты, было немало также годной психоделики, а своеобразное звучание инструментов он сознательно оставил даже после перехода на более-менее приличную аудиоаппаратуру (поскольку оно уже успело стать к тому времени привычным и хорошо узнаваемым элементом его «фирменного почерка»), то тематика творчества «коньковцев» ограничивалась одной голой социалочкой, и записывалась их музыка хреново на этот раз уже по причине банального нищебродства.
** Притом, что в Коньково базировалась только одна из групп этого стиля: «Соломенные еноты», которые отличались от коньковцев решительно всем, от звука (больше похожего на гаражное инди) до тематики текстов (Борис Усов сочинял nerdcore, задолго до изобретения самого термина).
** Притом, что в Коньково базировалась только одна из групп этого стиля: «Соломенные еноты», которые отличались от коньковцев решительно всем, от звука (больше похожего на гаражное инди) до тематики текстов (Борис Усов сочинял nerdcore, задолго до изобретения самого термина).
** Группа «Свидетельство о смерти» тоже начинала с эпигонства ГрОб и каверов на него, но впоследствии нашла свой стиль и перешла на чернушно-депрессивный пост-панк, отдаленно напоминающие электрические альбомы Янки. Хотя никто тогда их и не заметил. Это уже потом, через два десятилетия после распада группы, их эксгумировали и вознесли думеры.
** Группа "Свидетельство о смерти" тоже начинала с эпигонства ГрОб и каверов на него, но впоследствии нашла свой стиль и перешла на чернушно-депрессивный пост-панк, отдаленно напоминающие электрические альбомы Янки. Хотя никто тогда их и не заметил. Это уже потом, через два десятилетия после распада группы, их эксгумировали и вознесли думеры.
* Пламенев — эпигон «Короля и Шута», а сколько эпигонов у Цоя! («Где фантом?», «Дурной вкус»…). Столько, что составляют подборки Russian Doomer music на ютубе.
* Пламенев — эпигон «Короля и Шута», а сколько эпигонов у Цоя! («Где фантом?», «Дурной вкус»…). Столько, что составляют подборки Russian Doomer music на ютубе.


Строка 134: Строка 118:


==== Отдельные произведения ====
==== Отдельные произведения ====
* «[[Песнь о Гайавате]]» Генри Лонгфелло — удачный опыт по созданию подобия «Калевалы» Элиаса Лённрота с заменой финского фольклора на индейский.
* «[[Песнь о Гайавате]]» Барри Лонгфелло — удачный опыт по созданию подобия «Калевалы» Элиаса Лённрота с заменой финского фольклора на индейский.
* Владислав Крапивин, «[[Великий Кристалл|Гуси, гуси, га-га-га]]» — первая половина книги представляет собой откровенное подражание тем же Стругацким, и пожалуй, пополам со своеобразным [[оммаж]]ем им же.
* Владислав Крапивин, «[[Великий Кристалл|Гуси, гуси, га-га-га]]» — первая половина книги представляет собой откровенное подражание тем же Стругацким, и пожалуй, пополам со своеобразным [[оммаж]]ем им же.
* «[[Дарители]]» — заимствование из [[Star Wars|Звёздных войн]], и сверху более полусотни расхожих [[Троп на тропе|клише и штампов]], и это все на одну книгу.
* «[[Дарители]]» — заимствование из [[Star Wars|Звёздных войн]], и сверху более полусотни расхожих [[Троп на тропе|клише и штампов]], и это все на одну книгу.
Строка 149: Строка 133:
* В свою очередь, у самих Стругацких в «Улитке на склоне» главы об Управлении (где ПОВ — человек по имени или фамилии Перец) представляют собой весьма лобовой, но талантливый [[Типа я Кафка|закос под Франца Кафку]].
* В свою очередь, у самих Стругацких в «Улитке на склоне» главы об Управлении (где ПОВ — человек по имени или фамилии Перец) представляют собой весьма лобовой, но талантливый [[Типа я Кафка|закос под Франца Кафку]].
* Терри Брукс, «Шаннара» как цикл — первая книга слизана у Толкина подчистую (см. выше), но интересные идеи есть уже там, например, то, что на самом деле весь сеттинг является [[постапокалипсис]]ом. В дальнейших произведениях беззастенчивых заимствований становится меньше.
* Терри Брукс, «Шаннара» как цикл — первая книга слизана у Толкина подчистую (см. выше), но интересные идеи есть уже там, например, то, что на самом деле весь сеттинг является [[постапокалипсис]]ом. В дальнейших произведениях беззастенчивых заимствований становится меньше.
=== Театр ===
* Классический «Ревизор» Гоголя (1836) написан на основе комедии украинского драматурга Г. Ф. Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» (1827).
** А. В. Сухово-Кобылин, «Смерть Тарелкина» (1869). Эта гротескно-сатирическая [[чёрная комедия]] с элементами [[вывих мозга|вывиха мозга]] написана по отдалённым мотивам водевиля «Мертвец-шалун» (1849), принадлежащего перу всё того же Квитки-Основьяненко.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 184: Строка 164:
* «Несмертный генерал-рыцарь» ещё один эпигон к [[Berserk]] с вариацией на тему «Что было бы если ба Гатс стал бы бессмертной нежитью» и опять же несмотря на схожесть это история человека для которого его долг и клятвы оказались сильнее смерти.
* «Несмертный генерал-рыцарь» ещё один эпигон к [[Berserk]] с вариацией на тему «Что было бы если ба Гатс стал бы бессмертной нежитью» и опять же несмотря на схожесть это история человека для которого его долг и клятвы оказались сильнее смерти.
* «Система постапокалиптического мира» — по отношению к «У меня есть поместье в постапокалиптическом мире», но вытягивает эта история тем что она становиться Темнее и острее — в последних выпусках погибли родители протагониста Ван Бина из-за чего у него начались натуральные вьетнамские флешбэки.
* «Система постапокалиптического мира» — по отношению к «У меня есть поместье в постапокалиптическом мире», но вытягивает эта история тем что она становиться Темнее и острее — в последних выпусках погибли родители протагониста Ван Бина из-за чего у него начались натуральные вьетнамские флешбэки.
=== [[Видеоигры]] ===
* Внезапно [[TES/The Elder Scrolls III: Morrowind|Morrowind]], позаимствовавший из «[[Дюна|Дюны]]» Великие дома (есть аж пять штук, из них три играют важную роль в сюжете, один на периферии и ещё один — за кадром), благородных дикарей, сохранивших древние традиции и недолюбливающих чужеземцев (эшлендеры), чужаков, прибывших в земли этих дикарей ради добычи ценного ресурса (в данном случае — имперский легион, которому нужны залежи эбонита), а также концепцию мессии (о скором пришествии Лисан аль Гаиба и Нереварина знают почти все, но никто, в том числе главный герой, не знает, кто именно мессия. В обоих случаях главный герой видит пророческие сны и {{spoiler|в обоих случаях главный герой этим мессией и является}}), который должен объединить коренное население, чтобы изгнать чужеземцев. И… на этом сходство заканчивается. Мир игры не просто в другом жанре, он кардинально отличается от всего, что было ранее создано в фантастике и фэнтези, да и история делает совсем иные акценты, без однозначных героев и злодеев, предоставляя самому игроку возможность встать на ту или иную сторону. А если вам кажется, что абзац выше непомерно раздут — стопроцентное прохождение игры требует примерно 500 часов, всех основных квестов — часов 200.


== Что не относится, но похоже ==
== Что не относится, но похоже ==
Строка 201: Строка 178:
** А создатели экранизации очень явно копировали визуал фильма «Молодой Шерлок Холмс».
** А создатели экранизации очень явно копировали визуал фильма «Молодой Шерлок Холмс».
** Тогда уж и «[[Говорящий сверток]]» Джеральда Даррелла следует сюда добавить: волшебник Ха-Ха (Хенгист Хайрам), три волшебные книги, наделенные разумом, говорящий паровозик, Университет Магии (чем не Хогвартс?), и самое главное — мифические животные, прописанные автором с тщательностью, которая привела бы в восторг Хагрида.
** Тогда уж и «[[Говорящий сверток]]» Джеральда Даррелла следует сюда добавить: волшебник Ха-Ха (Хенгист Хайрам), три волшебные книги, наделенные разумом, говорящий паровозик, Университет Магии (чем не Хогвартс?), и самое главное — мифические животные, прописанные автором с тщательностью, которая привела бы в восторг Хагрида.
*** В этом смысле примерно все русскоязычные авторы, у которых в произведениях поминалась Баба Яга - эпигоны друг друга. Все-таки у литературы каждой страны есть какие-то свои сказочные традиции, у английской - тоже.
** А уже после Поттера традицию продолжила на сей раз уже чисто ''японская'' франшиза «[[Little Witch Academia]]», где и магическая школа, и полёты на мётлах, и троица главных героинь (правда [[Огненная шевелюра — огненный характер|шебутная рыжая]] [[Кельтский тип|подружка]] [[Четвёртый мушкетёр|немного в сторонке]]), и волшебные животные, и магические загадки…
** А уже после Поттера традицию продолжила на сей раз уже чисто ''японская'' франшиза «[[Little Witch Academia]]», где и магическая школа, и полёты на мётлах, и троица главных героинь (правда [[Огненная шевелюра — огненный характер|шебутная рыжая]] [[Кельтский тип|подружка]] [[Четвёртый мушкетёр|немного в сторонке]]), и волшебные животные, и магические загадки…
* «[[Star Wars|Звёздные войны]]»: Лукас черпал вдохновение в книге «Тысячеликий герой», японских фильмах про самураев, научно-фантастическом цикле «[[Dune|Дюна]]» и ещё более древнем научно-фантастическом цикле «Линзмены». Предпоследняя, к примеру, подарила циклу пустынную планету, а последние — ордена джедаев и ситхов с их фокусами. Из французского комикса «Валериан и Лорелин» тоже кое-то было прихвачено, но уже на правах [[Визуальная отсылка|визуальной отсылки]].
* «[[Star Wars|Звёздные войны]]»: Лукас черпал вдохновение в книге «Тысячеликий герой», японских фильмах про самураев, научно-фантастическом цикле «[[Dune|Дюна]]» и ещё более древнем научно-фантастическом цикле «Линзмены». Предпоследняя, к примеру, подарила циклу пустынную планету, а последние — ордена джедаев и ситхов с их фокусами. Из французского комикса «Валериан и Лорелин» тоже кое-то было прихвачено, но уже на правах [[Визуальная отсылка|визуальной отсылки]].
Строка 212: Строка 188:
* Индийский (тамильский) фильм «Робот» (Endhiran). Очень много заимствований (которые можно считать и отсылками) из различных произведений про роботов, начиная с рассказов Азимова (возможно, что кое-где авторы делали отсылки не на произведения Азимова, а на «постазимовские», т. е. как бы отсылка к отсылке).
* Индийский (тамильский) фильм «Робот» (Endhiran). Очень много заимствований (которые можно считать и отсылками) из различных произведений про роботов, начиная с рассказов Азимова (возможно, что кое-где авторы делали отсылки не на произведения Азимова, а на «постазимовские», т. е. как бы отсылка к отсылке).
** Автор правки находил упоминания, что первая половина «Робота» напоминает «[[Приключения Электроника]]», а вторая — «[[Терминатор]]а».
** Автор правки находил упоминания, что первая половина «Робота» напоминает «[[Приключения Электроника]]», а вторая — «[[Терминатор]]а».
* Внезапно [[TES/The ELder Scrolls III: Morrowind|Morrowind]], позаимствовавший из «Дюны» Великие дома (есть аж пять штук, из них три играют важную роль в сюжете, один на периферии и ещё один — за кадром), благородных дикарей, сохранивших древние традиции и недолюбливающих чужеземцев (эшлендеры), чужаков, прибывших в земли этих дикарей ради добычи ценного ресурса (в данном случае - имперский легион, которому нужны залежи эбонита), а также концепцию мессии (о скором пришествии Лисан аль Гаиба и Нереварина знают почти все, но никто, в том числе главный герой, не знает, кто именно мессия. В обоих случаях главный герой видит пророческие сны и {{spoiler|в обоих случаях главный герой этим мессией и является}}), который должен объединить коренное население, чтобы изгнать чужеземцев. И… на этом сходство заканчивается. Мир игры не просто в другом жанре, он кардинально отличается от всего, что было ранее создано в этих жанрах, да и история делает совсем иные акценты, без однозначных героев и злодеев, предоставляя самому игроку возможность встать на ту или иную сторону. А если вам кажется, что абзац выше непомерно раздут — стопроцентное прохождение игры требует примерно 500 часов, всех основных квестов — часов 200.


== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
<references />
{{Nav/Basic}}
{{Nav/Basic}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!