Редактирование: Эскапизм — это плохо

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 6: Строка 6:
В фантастических случаях персонаж погрузится в [[Машина лотофагов|машину лотофагов]], где будет жить в иллюзии до конца своих дней. Ну или его иллюзорный мир может уничтожить реальный мир. Но так или иначе, автор произведения таким образом [[Басня|объясняет публике]], что '''эскапизм — это плохо'''. Те, кто погружаются в эскапизм — слабовольные и инфантильные люди, и стыдно быть такими.
В фантастических случаях персонаж погрузится в [[Машина лотофагов|машину лотофагов]], где будет жить в иллюзии до конца своих дней. Ну или его иллюзорный мир может уничтожить реальный мир. Но так или иначе, автор произведения таким образом [[Басня|объясняет публике]], что '''эскапизм — это плохо'''. Те, кто погружаются в эскапизм — слабовольные и инфантильные люди, и стыдно быть такими.


Чрезмерное употребление эскапизма до добра не доводит, и в этом есть [[художественная правда]]: полностью погруженные в себя [[хикикомори]], как правило, становятся неудачниками, не заводят семьи и не строят себе карьеру, что только усугубляет их проблемы.. '''С другой стороны''', эскапизм в малых дозах очень полезен, так как он снимает стресс и даёт человеку возможность морально отдохнуть. Просмотр любимого сериала после работы — это тоже в какой-то степени эскапизм.
Чрезмерное употребление эскапизма до добра не доводит, и в этом есть [[художественная правда]]: полностью погруженные в себя [[хикикомори]], как правило, становятся неудачниками, не заводят семьи и не строят себе карьеру, что, впрочем, не является жизненной необходимостью и нужно далеко не каждому. '''С другой стороны''', эскапизм в малых дозах очень полезен, так как он снимает стресс и даёт человеку возможность морально отдохнуть. Просмотр любимого сериала после работы — это тоже в какой-то степени эскапизм.


{{q|pre=1|Но если эскапизм — это поведение мифического страуса, прячущего голову в песок, то основано оно на абсолютно нормальном и здоровом желании пожить в приятном и необычном месте. Кто-нибудь хочет поспорить с тем, что оно нормальное и здоровое? Если да, для начала стоит переубеждать не любителей фэнтези и ролевых игр, а тех, кто предпочитает проводить отпуска не в комнате с видом на любимый офис или завод, а у моря, в горах, лесу или далеких непривычных городах.
Ключевые слова в определении эскапизма — «под действием кризиса»: эскапист оставляет проблему нерешённой, уходя в иную реальность. А вообще, в иную реальность уходят для отдыха все, кто имеет такую возможность. Судя по тому, что дома отдыха редко строят посреди индустриальной зоны или с видом на городскую свалку, люди предпочитают отдыхать ещё и в приятном месте…|Ричард Псмит, «Похороны фэнтези»}}
К сожалению, не у всех людей есть личные качества, необходимые для преодоления жизненных невзгод. У таких людей нету возможности стать лучше или сделать лучше кому-то ещё, поэтому эскапизм для них необходим. Это костыли для тех, кто не может шагать по жизни с высоко поднятой головой.
К сожалению, не у всех людей есть личные качества, необходимые для преодоления жизненных невзгод. У таких людей нету возможности стать лучше или сделать лучше кому-то ещё, поэтому эскапизм для них необходим. Это костыли для тех, кто не может шагать по жизни с высоко поднятой головой.


Соседний троп — [[Неформал, значит — лузер]]. Если вред от эскапизма представляет собой реальную угрозу для окружающих — то перед нами [[Житель Страны Тёмных Эльфов]]. Когда объявляют (особенно из высоких кабинетов), что эскапизм – это плохо, потому что от него везде разврат, коррупция, наркомания и прочие беды – это [[Во всём виновата Дока-2!]].
Соседний троп — [[Неформал, значит — лузер]]. Если вред от эскапизма представляет собой реальную угрозу для окружающих — то перед нами [[Житель Страны Тёмных Эльфов]].


== Примеры ==
== Примеры ==
=== [[Театр]] ===
* Максим Горький, «На дне» — собственно, заголовок статьи и есть вся идея вкратце. Эскапизмом (при поддержке заботливого Луки) наслаждаются... нет, всё-таки страдают ВСЕ персонажи. И никто из них не оказывается счастливым.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* «[[О дивный новый мир]]» — «[[Сома|Сомы грамм, и нету драм!]]»
* «[[О дивный новый мир]]» — [[Сома|«Сомы грамм, и нету драм!»]]
* Л. [[Кассиль]], «[[Кондуит и Швамбрания]]» — братья Лёля и Ося отказались от игры в выдуманную страну, когда новая, послереволюционная жизнь вызвала интерес и дала возможность активно участвовать.
* Л. [[Кассиль]], «[[Кондуит и Швамбрания]]» — братья Лёля и Ося отказались от игры в выдуманную страну, когда новая, послереволюционная жизнь вызвала интерес и дала возможность активно участвовать.
** «Никогда я еще так не [[подсветка|стыдился своей Швамбрании]]. Динка улыбнулась. „Леля все еще в плену швамбранском… Эх ты, братишка, кузнечик мой!..“»
** «Никогда я еще так не [[подсветка|стыдился своей Швамбрании]]. Динка улыбнулась. „Леля все еще в плену швамбранском… Эх ты, братишка, кузнечик мой!..“»
* [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Хищные вещи века]]» — мораль повести.
* [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Хищные вещи века]]» — мораль повести.
* [[Олди]], «Герой должен быть один». Геракл, который Алкид, получает от Крона [[невероятно отстойный дар]] — способность [[день сурка|возвращаться в каждый день своего прошлого и снова переживать его]]. И полностью выпадает из реальности.
* [[Олди]], «Герой должен быть один». Геракл, который Алкид, получает от Крона [[невероятно отстойный дар]] — способность [[день сурка|возвращаться в каждый день своего прошлого и снова переживать его]]. И полностью выпадает из реальности.
* «[[Гарри Поттер]]» — зеркало [[имя наоборот|Еиналеж]]. Оно «не даёт ни знаний, ни истины»(с), и желаний оно тоже не исполняет — оно всего лишь показывает то, чего больше всего хочешь, и поощряет глубоко переживать показанный образ, смотреть на него и смотреть… Если повестись, то можно бесплодно провести за лицезрением желаемого всю жизнь. Дамблдор подсвечивает: некоторые отказывались отходить от зеркала и в конце концов сходили с ума. Собственно, аллегория эскапизма.
* М. Энде, «Бесконечная книга» — зигзаг. Фантазия полезна и нужна, но только пока человек хранит воспоминания о родном мире. Утратившие воспоминания отправляются в Город старых королей, где влачат жалкое существование.
* М. Энде, «Бесконечная книга» — зигзаг. Фантазия полезна и нужна, но только пока человек хранит воспоминания о родном мире. Утратившие воспоминания отправляются в Город старых королей, где влачат жалкое существование.
* «[[Обломов]]» — та самая обломовщина и есть троп. Становится для главного героя смыслом жизни и причиной смерти.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* [[Matrix|Матрица]] — Сайфер, сдавший своих, чтобы вернуться в Матрицу.
* [[Matrix|Матрица]] — Сайфер, сдавший своих, чтобы вернуться в Матрицу.
* «Сестра оборотня» — девочка по прозвищу Призрак, воображая себя не то супергероиней, не то светлой сверхъестественной сущностью, почти что сожгла заживо родную бабушку, а потом обрекла Бриджит на существование в виде безумной оборотнихи.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
Строка 35: Строка 37:
* [[The Owl House]] — инверсия. В первой же серии главная героиня между поездкой в школьный лагерь чтобы научиться смиряться с реальностью и фантастическим миром полной ведьм и других удивительных созданий — не раздумывая выбирает фантастическую реальность, и это не преподносится как ошибка.
* [[The Owl House]] — инверсия. В первой же серии главная героиня между поездкой в школьный лагерь чтобы научиться смиряться с реальностью и фантастическим миром полной ведьм и других удивительных созданий — не раздумывая выбирает фантастическую реальность, и это не преподносится как ошибка.
** Потому что фантастический мир является настоящим, а не иллюзией какой-нибудь [[Машина лотофагов|машины лотофагов.]] Это всё равно, что переехать в новый город, где у человека будет больше шансов найти своё место в жизни. Да и сказать по правде, другой мир не лишён проблем.
** Потому что фантастический мир является настоящим, а не иллюзией какой-нибудь [[Машина лотофагов|машины лотофагов.]] Это всё равно, что переехать в новый город, где у человека будет больше шансов найти своё место в жизни. Да и сказать по правде, другой мир не лишён проблем.
* [[Over the Garden Wall]] — {{spoiler|В конце сюжета выясняется что все путешествие героев было эскапистской фантазией старшего брата, едва не повлекшей за собой смерть младшего}}.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
Строка 43: Строка 44:
* Juuni Taisen — любое желание победителя турнира будет исполнено. Абсолютно любое — вплоть до воскрешения мёртвых. И что же выбрал победитель, промучив зрителей весь последний эпизод своими унылыми метаниями? {{spoiler|«Дайте мне всё забыть!»}}
* Juuni Taisen — любое желание победителя турнира будет исполнено. Абсолютно любое — вплоть до воскрешения мёртвых. И что же выбрал победитель, промучив зрителей весь последний эпизод своими унылыми метаниями? {{spoiler|«Дайте мне всё забыть!»}}
* Jaku-chara Tomozaki-kun — главный герой Томодзаки давно уже решил, что реальная жизнь полный отстой без правил, в котором все решают богатые, красивые и знаменитые, а простому парню вроде него остается только глотать пыль, поэтому он уделял все свое время исключительно любимой игре. в которой стал чемпионом Японии. Завязка в том, что самая красивая девушка класса, отличиница и спортсменка Аой оказывается еще и его главным соперником по игре и сперва не скрывает презрения к оказавшемуся унылым сутулым одноклассником в мешковатой грязной одежде, а в ответ на его отчаянный спич о глубинной несправедливости жизни обстоятельно доказывает, что жизнь — такая же игра со своими правилами и алгоритмами, и покорить ее возможно любому. Сама она прошла путь от полной замухрышки до спортсменки-комсомолки-красавицы и берется вывести в люди Томодзаки.
* Jaku-chara Tomozaki-kun — главный герой Томодзаки давно уже решил, что реальная жизнь полный отстой без правил, в котором все решают богатые, красивые и знаменитые, а простому парню вроде него остается только глотать пыль, поэтому он уделял все свое время исключительно любимой игре. в которой стал чемпионом Японии. Завязка в том, что самая красивая девушка класса, отличиница и спортсменка Аой оказывается еще и его главным соперником по игре и сперва не скрывает презрения к оказавшемуся унылым сутулым одноклассником в мешковатой грязной одежде, а в ответ на его отчаянный спич о глубинной несправедливости жизни обстоятельно доказывает, что жизнь — такая же игра со своими правилами и алгоритмами, и покорить ее возможно любому. Сама она прошла путь от полной замухрышки до спортсменки-комсомолки-красавицы и берется вывести в люди Томодзаки.
* [[Naruto|Наруто]] — {{spoiler|План "Глаз Луны" заключался в погружении всего человечества в иллюзорный мир. }}
* [[Naruto|Наруто]] —  {{spoiler|План "Глаз Луны" заключался в погружении всего человечества в иллюзорный мир. }}


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* The Caligula Effect — И главные герои, и Музыканты Остинато сбежали из реальности в Мёбиус от своих травм и проблем, но это не помогло с ними справится, а только ухудшило их.
* [[Persona 5]] — В переиздании Royal, {{spoiler|[[антизлодей|доктор Маруки]] хочет использовать Метавселенную, чтобы создать «идеальный мир» — эдакую [[машина лотофагов|машину лотофагов]], благодаря которой желания всех людей будут исполнены. Однако такой мир получится статичным, не оставляющим никакого места для персонального роста}}.
* [[Persona 5]] — В переиздании Royal, {{spoiler|[[антизлодей|доктор Маруки]] хочет использовать Метавселенную, чтобы создать «идеальный мир» — эдакую [[машина лотофагов|машину лотофагов]], благодаря которой желания всех людей будут исполнены. Однако такой мир получится статичным, не оставляющим никакого места для персонального роста}}.
** {{spoiler|А еще можно заметить, особенно выполняя побочные запросы и вслушиваясь в фоновые диалоги, что некоторая часть людей чувствуют фальшь «нового мира», а некоторых подобный эскапизм вовсю корежит ментально и морально, из-за чего страдают как они, так и окружающие. Не от всех проблем можно отвернуться, а не каждую боль можно просто забыть, из-за чего не вписывающиеся в новые реалии банально срываются, и поэтому команде героев приходится решать их проблемы в Метавселенной}}.
** {{spoiler|А еще можно заметить, особенно выполняя побочные запросы и вслушиваясь в фоновые диалоги, что некоторая часть людей чувствуют фальшь «нового мира», а некоторых подобный эскапизм вовсю корежит ментально и морально, из-за чего страдают как они, так и окружающие. Не от всех проблем можно отвернуться, а не каждую боль можно просто забыть, из-за чего не вписывающиеся в новые реалии банально срываются, и поэтому команде героев приходится решать их проблемы в Метавселенной}}.
Строка 53: Строка 53:
** Но с другой стороны, если хорошенько подумать, Ивалис на деле представляет собой мир-помойку, жители которой должны следовать правилам какого-то капризного ребёнка. Особенно это подсвечено в японской версии. По всему миру бушуют войны кланов, а часть жителей старого мира превратилась в чудовищ с амнезией. Так в одной из миссии Марш и его клан сражаются с зомби, носящие имена обидчиков Мьюта. Таким образом, Марш является [[Антизлодей|антизлодеем]], [[Экстремист был прав|у которого есть своя правда.]] [[Все оттенки серого|Серо-серая мораль]] во все поля.
** Но с другой стороны, если хорошенько подумать, Ивалис на деле представляет собой мир-помойку, жители которой должны следовать правилам какого-то капризного ребёнка. Особенно это подсвечено в японской версии. По всему миру бушуют войны кланов, а часть жителей старого мира превратилась в чудовищ с амнезией. Так в одной из миссии Марш и его клан сражаются с зомби, носящие имена обидчиков Мьюта. Таким образом, Марш является [[Антизлодей|антизлодеем]], [[Экстремист был прав|у которого есть своя правда.]] [[Все оттенки серого|Серо-серая мораль]] во все поля.
*** В конце игры Марш таки возвращает старый мир, но на этот раз герои стараются изменить свои жизни к лучшему. Хэппи-энд!
*** В конце игры Марш таки возвращает старый мир, но на этот раз герои стараются изменить свои жизни к лучшему. Хэппи-энд!
* [[We Happy Few]] — Вся игра про это, пополам с [[Антиреклама наркотиков|наркотики]] и [[Подлый трус|трусость]] это плохо.
* [[We Happy Few]]- Вся игра про это, пополам с [[Антиреклама наркотиков|наркотики ]] и [[Подлый трус|трусость]] это плохо.
=== Интернет-проекты ===
* [[Fallout 3]] - убежище 112, обитатели которого были погружены в виртуальную реальность. Смотритель убежища и разработчик программы виртуальной реальности, доктор Станислас Брон, постепенно сошел с ума от положения бога в собственном мироздании и принялся раз за разом мучительно убивать виртуальные аватары жителей, после чего стирал им память и снова помещал в уютный, на первый взгляд, виртуальный мир, не отличимый от реального.
* Константин Сёмин, начиная с середины 2021 года. Чем больший авторитет зарабатывал, тем чаще занимался не агитацией-пропагандой левых идей, а именно «борьбой с надстройкой» (т. е. культурными явлениями и тенденциями существующей системы). Активно топит за «Рахметовский образ жизни» и полный отказ от какого-либо эскапизма, потому что это, по его мнению, не приблизит социализм, да и вообще, стал всё чаще объявлять главной угрозой будущей социалистической революции именно какой-либо эскапизм, а не объективные причины. За это был справедливо проклят огромным количеством недавних союзников, причём не за то, что среди них было много эскапистов, а из-за того, что КВС повёл себя в лучших традициях консервативных конспирологов, объявляющих жестокие игры, развратные фильмы и богомерзкое аниме [[Во всём виновата Дока-2!|причиной всех бед в стране]], с поправкой на то, что у Сёмина эскапизм способствует не разврату и нравственному упадку, а отдалением коммунизма.
 
{{Nav/Goodevil}}
{{Nav/Goodevil}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!