Редактирование: Эскапизм — это плохо
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 8: | Строка 8: | ||
Чрезмерное употребление эскапизма до добра не доводит, и в этом есть [[художественная правда]]: полностью погруженные в себя [[хикикомори]], как правило, становятся неудачниками, не заводят семьи и не строят себе карьеру, что только усугубляет их проблемы.. '''С другой стороны''', эскапизм в малых дозах очень полезен, так как он снимает стресс и даёт человеку возможность морально отдохнуть. Просмотр любимого сериала после работы — это тоже в какой-то степени эскапизм. | Чрезмерное употребление эскапизма до добра не доводит, и в этом есть [[художественная правда]]: полностью погруженные в себя [[хикикомори]], как правило, становятся неудачниками, не заводят семьи и не строят себе карьеру, что только усугубляет их проблемы.. '''С другой стороны''', эскапизм в малых дозах очень полезен, так как он снимает стресс и даёт человеку возможность морально отдохнуть. Просмотр любимого сериала после работы — это тоже в какой-то степени эскапизм. | ||
К сожалению, не у всех людей есть личные качества, необходимые для преодоления жизненных невзгод. У таких людей нету возможности стать лучше или сделать лучше кому-то ещё, поэтому эскапизм для них необходим. Это костыли для тех, кто не может шагать по жизни с высоко поднятой головой. | К сожалению, не у всех людей есть личные качества, необходимые для преодоления жизненных невзгод. У таких людей нету возможности стать лучше или сделать лучше кому-то ещё, поэтому эскапизм для них необходим. Это костыли для тех, кто не может шагать по жизни с высоко поднятой головой. | ||
Соседний троп — [[Неформал, значит — лузер]]. Если вред от эскапизма представляет собой реальную угрозу для | Соседний троп — [[Неформал, значит — лузер]]. Если вред от эскапизма представляет собой реальную угрозу для окружающих — то перед нами [[Житель Страны Тёмных Эльфов]]. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* «[[О дивный новый мир]]» — | * «[[О дивный новый мир]]» — [[Сома|«Сомы грамм, и нету драм!»]] | ||
* Л. [[Кассиль]], «[[Кондуит и Швамбрания]]» — братья Лёля и Ося отказались от игры в выдуманную страну, когда новая, послереволюционная жизнь вызвала интерес и дала возможность активно участвовать. | * Л. [[Кассиль]], «[[Кондуит и Швамбрания]]» — братья Лёля и Ося отказались от игры в выдуманную страну, когда новая, послереволюционная жизнь вызвала интерес и дала возможность активно участвовать. | ||
** «Никогда я еще так не [[подсветка|стыдился своей Швамбрании]]. Динка улыбнулась. „Леля все еще в плену швамбранском… Эх ты, братишка, кузнечик мой!..“» | ** «Никогда я еще так не [[подсветка|стыдился своей Швамбрании]]. Динка улыбнулась. „Леля все еще в плену швамбранском… Эх ты, братишка, кузнечик мой!..“» | ||
* [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Хищные вещи века]]» — мораль повести. | * [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Хищные вещи века]]» — мораль повести. | ||
* [[Олди]], «Герой должен быть один». Геракл, который Алкид, получает от Крона [[невероятно отстойный дар]] — способность [[день сурка|возвращаться в каждый день своего прошлого и снова переживать его]]. И полностью выпадает из реальности. | * [[Олди]], «Герой должен быть один». Геракл, который Алкид, получает от Крона [[невероятно отстойный дар]] — способность [[день сурка|возвращаться в каждый день своего прошлого и снова переживать его]]. И полностью выпадает из реальности. | ||
* М. Энде, «Бесконечная книга» — зигзаг. Фантазия полезна и нужна, но только пока человек хранит воспоминания о родном мире. Утратившие воспоминания отправляются в Город старых королей, где влачат жалкое существование. | * М. Энде, «Бесконечная книга» — зигзаг. Фантазия полезна и нужна, но только пока человек хранит воспоминания о родном мире. Утратившие воспоминания отправляются в Город старых королей, где влачат жалкое существование. | ||
Строка 35: | Строка 32: | ||
* [[The Owl House]] — инверсия. В первой же серии главная героиня между поездкой в школьный лагерь чтобы научиться смиряться с реальностью и фантастическим миром полной ведьм и других удивительных созданий — не раздумывая выбирает фантастическую реальность, и это не преподносится как ошибка. | * [[The Owl House]] — инверсия. В первой же серии главная героиня между поездкой в школьный лагерь чтобы научиться смиряться с реальностью и фантастическим миром полной ведьм и других удивительных созданий — не раздумывая выбирает фантастическую реальность, и это не преподносится как ошибка. | ||
** Потому что фантастический мир является настоящим, а не иллюзией какой-нибудь [[Машина лотофагов|машины лотофагов.]] Это всё равно, что переехать в новый город, где у человека будет больше шансов найти своё место в жизни. Да и сказать по правде, другой мир не лишён проблем. | ** Потому что фантастический мир является настоящим, а не иллюзией какой-нибудь [[Машина лотофагов|машины лотофагов.]] Это всё равно, что переехать в новый город, где у человека будет больше шансов найти своё место в жизни. Да и сказать по правде, другой мир не лишён проблем. | ||
* [[Over the Garden Wall]] — {{spoiler|В конце сюжета выясняется что все путешествие героев было | * [[Over the Garden Wall]] — {{spoiler|В конце сюжета выясняется что все путешествие героев было эскаписткой фантазией старшего брата, едва не повлекшей за собой смерть младшего}} | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
Строка 43: | Строка 40: | ||
* Juuni Taisen — любое желание победителя турнира будет исполнено. Абсолютно любое — вплоть до воскрешения мёртвых. И что же выбрал победитель, промучив зрителей весь последний эпизод своими унылыми метаниями? {{spoiler|«Дайте мне всё забыть!»}} | * Juuni Taisen — любое желание победителя турнира будет исполнено. Абсолютно любое — вплоть до воскрешения мёртвых. И что же выбрал победитель, промучив зрителей весь последний эпизод своими унылыми метаниями? {{spoiler|«Дайте мне всё забыть!»}} | ||
* Jaku-chara Tomozaki-kun — главный герой Томодзаки давно уже решил, что реальная жизнь полный отстой без правил, в котором все решают богатые, красивые и знаменитые, а простому парню вроде него остается только глотать пыль, поэтому он уделял все свое время исключительно любимой игре. в которой стал чемпионом Японии. Завязка в том, что самая красивая девушка класса, отличиница и спортсменка Аой оказывается еще и его главным соперником по игре и сперва не скрывает презрения к оказавшемуся унылым сутулым одноклассником в мешковатой грязной одежде, а в ответ на его отчаянный спич о глубинной несправедливости жизни обстоятельно доказывает, что жизнь — такая же игра со своими правилами и алгоритмами, и покорить ее возможно любому. Сама она прошла путь от полной замухрышки до спортсменки-комсомолки-красавицы и берется вывести в люди Томодзаки. | * Jaku-chara Tomozaki-kun — главный герой Томодзаки давно уже решил, что реальная жизнь полный отстой без правил, в котором все решают богатые, красивые и знаменитые, а простому парню вроде него остается только глотать пыль, поэтому он уделял все свое время исключительно любимой игре. в которой стал чемпионом Японии. Завязка в том, что самая красивая девушка класса, отличиница и спортсменка Аой оказывается еще и его главным соперником по игре и сперва не скрывает презрения к оказавшемуся унылым сутулым одноклассником в мешковатой грязной одежде, а в ответ на его отчаянный спич о глубинной несправедливости жизни обстоятельно доказывает, что жизнь — такая же игра со своими правилами и алгоритмами, и покорить ее возможно любому. Сама она прошла путь от полной замухрышки до спортсменки-комсомолки-красавицы и берется вывести в люди Томодзаки. | ||
* [[Naruto|Наруто]] | * [[Naruto|Наруто]] — {{spoiler|План "Глаз Луны" заключался в погружении всего человечества в иллюзорный мир. }} | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Persona 5]] — В переиздании Royal, {{spoiler|[[антизлодей|доктор Маруки]] хочет использовать Метавселенную, чтобы создать «идеальный мир» — эдакую [[машина лотофагов|машину лотофагов]], благодаря которой желания всех людей будут исполнены. Однако такой мир получится статичным, не оставляющим никакого места для персонального роста}}. | * [[Persona 5]] — В переиздании Royal, {{spoiler|[[антизлодей|доктор Маруки]] хочет использовать Метавселенную, чтобы создать «идеальный мир» — эдакую [[машина лотофагов|машину лотофагов]], благодаря которой желания всех людей будут исполнены. Однако такой мир получится статичным, не оставляющим никакого места для персонального роста}}. | ||
** {{spoiler|А еще можно заметить, особенно выполняя побочные запросы и вслушиваясь в фоновые диалоги, что некоторая часть людей чувствуют фальшь «нового мира», а некоторых подобный эскапизм вовсю корежит ментально и морально, из-за чего страдают как они, так и окружающие. Не от всех проблем можно отвернуться, а не каждую боль можно просто забыть, из-за чего не вписывающиеся в новые реалии банально срываются, и поэтому команде героев приходится решать их проблемы в Метавселенной}}. | ** {{spoiler|А еще можно заметить, особенно выполняя побочные запросы и вслушиваясь в фоновые диалоги, что некоторая часть людей чувствуют фальшь «нового мира», а некоторых подобный эскапизм вовсю корежит ментально и морально, из-за чего страдают как они, так и окружающие. Не от всех проблем можно отвернуться, а не каждую боль можно просто забыть, из-за чего не вписывающиеся в новые реалии банально срываются, и поэтому команде героев приходится решать их проблемы в Метавселенной}}. | ||
Строка 53: | Строка 49: | ||
** Но с другой стороны, если хорошенько подумать, Ивалис на деле представляет собой мир-помойку, жители которой должны следовать правилам какого-то капризного ребёнка. Особенно это подсвечено в японской версии. По всему миру бушуют войны кланов, а часть жителей старого мира превратилась в чудовищ с амнезией. Так в одной из миссии Марш и его клан сражаются с зомби, носящие имена обидчиков Мьюта. Таким образом, Марш является [[Антизлодей|антизлодеем]], [[Экстремист был прав|у которого есть своя правда.]] [[Все оттенки серого|Серо-серая мораль]] во все поля. | ** Но с другой стороны, если хорошенько подумать, Ивалис на деле представляет собой мир-помойку, жители которой должны следовать правилам какого-то капризного ребёнка. Особенно это подсвечено в японской версии. По всему миру бушуют войны кланов, а часть жителей старого мира превратилась в чудовищ с амнезией. Так в одной из миссии Марш и его клан сражаются с зомби, носящие имена обидчиков Мьюта. Таким образом, Марш является [[Антизлодей|антизлодеем]], [[Экстремист был прав|у которого есть своя правда.]] [[Все оттенки серого|Серо-серая мораль]] во все поля. | ||
*** В конце игры Марш таки возвращает старый мир, но на этот раз герои стараются изменить свои жизни к лучшему. Хэппи-энд! | *** В конце игры Марш таки возвращает старый мир, но на этот раз герои стараются изменить свои жизни к лучшему. Хэппи-энд! | ||
* [[We Happy Few]] | * [[We Happy Few]]- Вся игра про это, пополам с [[Антиреклама наркотиков|наркотики ]] и [[Подлый трус|трусость]] это плохо. | ||
{{Nav/Goodevil}} | {{Nav/Goodevil}} |