Редактирование: Я хороший, мне всё можно
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 41: | Строка 41: | ||
=== Фольклор и традиция === | === Фольклор и традиция === | ||
* Канонический подход в литературе и фольклоре средневековья — от рыцарских баллад до русских былин. Герою (богатырю) можно всё — не только тысячами истреблять каких-нибудь «сарацин» или «поганых» (даже если они не напали первыми, а просто подвернулись ему под руку), но и, развлечения ради, от избытка силушки богатырской, калечить своих товарищей («кого за руку схватит — рука вон, кого за ногу потянет — нога вон»). | * Канонический подход в литературе и фольклоре средневековья — от рыцарских баллад до русских былин. Герою (богатырю) можно всё — не только тысячами истреблять каких-нибудь «сарацин» или «поганых» (даже если они не напали первыми, а просто подвернулись ему под руку), но и, развлечения ради, от избытка силушки богатырской, калечить своих товарищей («кого за руку схватит — рука вон, кого за ногу потянет — нога вон»). | ||
* Индийские «Законы Ману»: крестьянские поля не топтать, некомбатантов не трогать, раненых/обезоруженных/убегающих/сдающихся не убивать, ниже пояса не бить… При этом в «Махабхарате» Пандавы [[поступай неправильно|побеждают исключительно потому, что трижды подло нарушают правила войны]]. ЧСХ, во всех трёх случаях — по совету Кришны, который для кришнаитов — идеальный герой! И потому для кришнаитов — лгать и обманывать естественно! Как сказал нам господь Кришна: «Если для торжества справедливости нужно скрыть правду, то и [[двоемыслие|ложь становится правдой]]». (c) | |||
* Индийские «Законы Ману»: крестьянские поля не топтать, некомбатантов не трогать, раненых/обезоруженных/убегающих/сдающихся не убивать, ниже пояса не бить… При этом в «Махабхарате» Пандавы [[поступай неправильно|побеждают исключительно потому, что трижды подло нарушают правила войны]]. ЧСХ, во всех трёх случаях — по совету Кришны, который для кришнаитов — идеальный герой! И потому для кришнаитов — лгать и обманывать естественно! Как сказал нам господь Кришна: «Если для торжества справедливости нужно скрыть правду, то и [[двоемыслие|ложь становится правдой]]». (c | |||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== | ==== Русскоязычная ==== | ||
* «[[Тарас Бульба]]» — лично Тарас и вся запорожская братва. | * «[[Тарас Бульба]]» — лично Тарас и вся запорожская братва. | ||
* «[[Отблески Этерны]]» — Альдо Ракан. Реально считает себя сакральным королём и спасителем отечества, при том, что не умеет ни воевать, ни управлять страной, а умеет только подлости делать. | * «[[Отблески Этерны]]» — Альдо Ракан. Реально считает себя сакральным королём и спасителем отечества, при том, что не умеет ни воевать, ни управлять страной, а умеет только подлости делать. | ||
Строка 65: | Строка 63: | ||
* «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина. Волька с Женей искренне обижаются на Хоттабыча, за то что тот жульничает за чужую комманду, хотя сами просили сжульничать за свою. ''Обижаются не на то, что жульничает, а на то, что болеет не за тех.'' | * «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина. Волька с Женей искренне обижаются на Хоттабыча, за то что тот жульничает за чужую комманду, хотя сами просили сжульничать за свою. ''Обижаются не на то, что жульничает, а на то, что болеет не за тех.'' | ||
* Куприн, «Яма». Проститутка Женька, узнав, что больна сифилисом, начала без разбору тайно заражать всех посетителей публичного дома, мстя за угнетение своих сестер по несчастью. Результат вышел так себе: один студент, подававший большие надежды, {{spoiler|узнав, что болен, застрелился}}. | * Куприн, «Яма». Проститутка Женька, узнав, что больна сифилисом, начала без разбору тайно заражать всех посетителей публичного дома, мстя за угнетение своих сестер по несчастью. Результат вышел так себе: один студент, подававший большие надежды, {{spoiler|узнав, что болен, застрелился}}. | ||
** | ** Эээ…А что, она искренне считала себя белой, пушистой, доброй, справедливой и самой хорошей? Проститутка-то? А мстить за свои обиды любые урки могут. Не считая себя святыми при этом. Здесь серо-серая мораль. И одни ее нарушают, и другие, и все страдают. | ||
==== | ==== На других языках ==== | ||
* «Витязь в тигровой шкуре». Тариэль убивает направо и налево царских слуг, всего лишь посланных узнать, что это он, такой смурной, тут делает. И ничего, никто ему не выкатывает за неполное моральное соответствие: он герой. | * «Витязь в тигровой шкуре». Тариэль убивает направо и налево царских слуг, всего лишь посланных узнать, что это он, такой смурной, тут делает. И ничего, никто ему не выкатывает за неполное моральное соответствие: он герой. | ||
* Практически все персонажи романа «[[Речные заводи]]». | * Практически все персонажи романа «[[Речные заводи]]». | ||
Строка 84: | Строка 82: | ||
* [[Хроники Спархока|«Эления» и «Тамули»]] Дэвида Эддингса — В обеих трилогиях положительные персонажи совершают сомнительные поступки, как вручение власти над городом целой преступной группировке, однако в конце второго цикла троп достигает своего апогея: дабы возвести на трон неопытного, но удобного им короля (при этом, разрушив устоявшуюся в стране конституционную монархию) главные герои организуют массовые убийства всех, кто может быть недоволен новой властью. Эддингс, вероятно, хотел показать героев [[Герой-прагматик|прагматиками]], а получилось… [[Готтентотская мораль|что]] [[Получился мерзавец|получилось]]. | * [[Хроники Спархока|«Эления» и «Тамули»]] Дэвида Эддингса — В обеих трилогиях положительные персонажи совершают сомнительные поступки, как вручение власти над городом целой преступной группировке, однако в конце второго цикла троп достигает своего апогея: дабы возвести на трон неопытного, но удобного им короля (при этом, разрушив устоявшуюся в стране конституционную монархию) главные герои организуют массовые убийства всех, кто может быть недоволен новой властью. Эддингс, вероятно, хотел показать героев [[Герой-прагматик|прагматиками]], а получилось… [[Готтентотская мораль|что]] [[Получился мерзавец|получилось]]. | ||
* Валерьян Подмогильный, «Город» (укр. Місто) — Степан Радченко. Если поступки персонажа в начале романа, пока он еще не строил карьеру, оценивают по-разному (автору правки он с первых страниц был противен, но не так мало тех, кто его оправдывает), то по ходу создания карьеры персонаж скатывается к тропу окончательно. Апогеем становится ситуация, когда он [[Зло ради самого зла|без каких либо адекватных причин]] прилюдно унижает очередную любовницу (психически нестабильную девушку, и он отлично понимал это), чем доводит ее до [[дойти до самоубийства|самоубийства]]. После этого, правда, ненадолго попадает в [[моральный тупик]] — но потом находит способ и тут выставить для себя все так, будто он ни в чем не виноват. Момент, когда Степан уже после этого до зубовного скрежета жалеет, что не сумел сломать жизнь своей первой любви, смотрится, впрочем, не намного приятнее. Повествование проходит хоть и от третьего лица, но с позиции главного героя, так что оценить авторское отношение по тексту трудно ''(вроде бы это вообще особенность экзистенциалима, но автор правки твердо не уверена)'', [[слово божие]] молчит, так что где троп играется намеренно (но во второй половине романа — явно намеренно), а где [[получился мерзавец]] — история умалчивает. | * Валерьян Подмогильный, «Город» (укр. Місто) — Степан Радченко. Если поступки персонажа в начале романа, пока он еще не строил карьеру, оценивают по-разному (автору правки он с первых страниц был противен, но не так мало тех, кто его оправдывает), то по ходу создания карьеры персонаж скатывается к тропу окончательно. Апогеем становится ситуация, когда он [[Зло ради самого зла|без каких либо адекватных причин]] прилюдно унижает очередную любовницу (психически нестабильную девушку, и он отлично понимал это), чем доводит ее до [[дойти до самоубийства|самоубийства]]. После этого, правда, ненадолго попадает в [[моральный тупик]] — но потом находит способ и тут выставить для себя все так, будто он ни в чем не виноват. Момент, когда Степан уже после этого до зубовного скрежета жалеет, что не сумел сломать жизнь своей первой любви, смотрится, впрочем, не намного приятнее. Повествование проходит хоть и от третьего лица, но с позиции главного героя, так что оценить авторское отношение по тексту трудно ''(вроде бы это вообще особенность экзистенциалима, но автор правки твердо не уверена)'', [[слово божие]] молчит, так что где троп играется намеренно (но во второй половине романа — явно намеренно), а где [[получился мерзавец]] — история умалчивает. | ||
* [[HPMOR]] — Гриндельвальд. По крайней мере, со слов Дамблдора. | * [[HPMOR]] — Гриндельвальд. По крайней мере, со слов Дамблдора. | ||
* Агата Кристи, «[[Десять негритят]]» — [[религиозный фанатик|религиозная фанатичка]] Эмили Брент. Искренне убеждена, что, выгнав из дома 16-летнюю горничную, забеременевшую вне брака, поступила нравственно (хотя горничная потом покончила с собой). «Никто не может сказать, что я потворствую разврату». | * Агата Кристи, «[[Десять негритят]]» — [[религиозный фанатик|религиозная фанатичка]] Эмили Брент. Искренне убеждена, что, выгнав из дома 16-летнюю горничную, забеременевшую вне брака, поступила нравственно (хотя горничная потом покончила с собой). «Никто не может сказать, что я потворствую разврату». | ||
* «[[Уленшпигель|Легенда об Уленшпигеле]]» Шарля де Костера — протагонист. Не раз издевался над простодушными и наивными людьми, но сам возмущался, когда реальные горбуны сказали «Нашего полку прибыло!» увидев его {{spoiler|фальшивый}} горб. | * «[[Уленшпигель|Легенда об Уленшпигеле]]» Шарля де Костера — протагонист. Не раз издевался над простодушными и наивными людьми, но сам возмущался, когда реальные горбуны сказали «Нашего полку прибыло!» увидев его {{spoiler|фальшивый}} горб. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Кин-дза-дза]]» — альфианская цивилизация, которая перехватывает пролетающие мимо корабли плюкан и превращает их экипажи [[Участь хуже смерти|в кактусы]], аргументируя это своим моральным превосходством над плюканами. [[Подсветка|Подсвечено]] тем, что плюкане действительно довольно пакостный народ и сделали много зла Скрипачу и дяде Вове. Но Скрипач и дядя Вова проявляют больше благородства, чем одетые в белое унылые «праведники» Альфы. | * «[[Кин-дза-дза]]» — альфианская цивилизация, которая перехватывает пролетающие мимо корабли плюкан и превращает их экипажи [[Участь хуже смерти|в кактусы]], аргументируя это своим моральным превосходством над плюканами. [[Подсветка|Подсвечено]] тем, что плюкане действительно довольно пакостный народ и сделали много зла Скрипачу и дяде Вове. Но Скрипач и дядя Вова проявляют больше благородства, чем одетые в белое унылые «праведники» Альфы. | ||
** Между прочим, таким образом Альфа защищала Землю от нашествия за спичками плюкан. Если бы они не боялись, что на пути к Земле их превратят в кактусы, то «благородным» землянам пришлось бы с ними натурально воевать. Ну а никакой благодарности альфанцам, конечно, не было. | ** Между прочим, таким образом Альфа защищала Землю от нашествия за спичками плюкан. Если бы они не боялись, что на пути к Земле их превратят в кактусы, то «благородным» землянам пришлось бы с ними натурально воевать. Ну а никакой благодарности альфанцам, конечно, не было. | ||
*** Воевать? Что то не видно на Плюке до зубов вооруженного космофлота. Может и был, да кончился, цивилизация на планете переживает упадок, а пока была сильна и могуча — им земные спички нафиг не были нужны. Это сейчас два нищеброда за коробок готовы пол Галактике на пузе проползти. Их план смотаться на Землю на ржавой железяке — случайная авантюра, и может квалифицироваться максимум как бандитский налет | *** Воевать? Что то не видно на Плюке до зубов вооруженного космофлота. Может и был, да кончился, цивилизация на планете переживает упадок, а пока была сильна и могуча — им земные спички нафиг не были нужны. Это сейчас два нищеброда за коробок готовы пол Галактике на пузе проползти. Их план смотаться на Землю на ржавой железяке — случайная авантюра, и может квалифицироваться максимум как бандитский налет, а никак не инопланетное вторжение. Как нибудь уж отстрелялись бы земляне сами, без героических Альфийцев, задерживающих инопланетных гопников на подлете. | ||
* [[Dr. Horrible's Sing-Along Blog]] — капитан Хаммер. | * [[Dr. Horrible's Sing-Along Blog]] — капитан Хаммер. | ||
* «Бэтмен против Супермена: на заре справедливости» — [[педаль в пол]]: Бэтс порицает Супса за то, что тот со своей сверхчеловеческой колокольни плюёт на простых смертных, Супс порицает Бэтса за наведение добра и причинение справедливости вигилантскими методами, каждый про себя полагает, что уж он-то хороший и ему можно, а противник — козёл, которого надо остановить! | * «Бэтмен против Супермена: на заре справедливости» — [[педаль в пол]]: Бэтс порицает Супса за то, что тот со своей сверхчеловеческой колокольни плюёт на простых смертных, Супс порицает Бэтса за наведение добра и причинение справедливости вигилантскими методами, каждый про себя полагает, что уж он-то хороший и ему можно, а противник — козёл, которого надо остановить! | ||
Строка 106: | Строка 102: | ||
* «Области тьмы» (2011) — главный герой в исполнении Бредли Купера предстает беспринципным эгоистом, жаждущим только денег и власти, неспособным на сострадание и уважение к окружающим, да и в принципе на глубокие чувства — даже к девушке своей относится как к престижному трофею. При этом ему все сходит с рук — кража таблеток, разборки с местными братками, мутная история с убийством случайной женщины, смерти других пользователей препарата, даже смерть крупного босса, начальник безопасности которого кошмарил ГГ полфильма. А несуразный хэппи-энд вообще ставит под сомнение желание режиссера вложить в фильм хоть немного морали — [[Реклама наркотиков|реклама наркотиков]] в чистом виде. | * «Области тьмы» (2011) — главный герой в исполнении Бредли Купера предстает беспринципным эгоистом, жаждущим только денег и власти, неспособным на сострадание и уважение к окружающим, да и в принципе на глубокие чувства — даже к девушке своей относится как к престижному трофею. При этом ему все сходит с рук — кража таблеток, разборки с местными братками, мутная история с убийством случайной женщины, смерти других пользователей препарата, даже смерть крупного босса, начальник безопасности которого кошмарил ГГ полфильма. А несуразный хэппи-энд вообще ставит под сомнение желание режиссера вложить в фильм хоть немного морали — [[Реклама наркотиков|реклама наркотиков]] в чистом виде. | ||
** Вообще-то выяснение глубины чувств персонажа требует телепатии, кража таблеток у мертвого человека преступна разве что по нормам крайне ригидной консервативной морали, а «смерти других пользователей препарата» лежали не на ответственности протагониста. «Разборки с братками» и «смерть крупного босса» происходили на уровне Игры-между-Взрослыми-осознанно-шедшими-на-риск-Людьми — если ты идёшь работать в телохранители, в спецслужбы или в мафию, то должен смириться с тем, что тебя могут убить, а последний вариант выбора ещё и делает сочувствие к тебе слегка неоправданным. Что ещё, мутная история с убийством случайной женщины? Единственное по-настоящему мрачное пятно, но произошедшее из-за непредвиденных побочек и ставшее шоком для самого персонажа. | ** Вообще-то выяснение глубины чувств персонажа требует телепатии, кража таблеток у мертвого человека преступна разве что по нормам крайне ригидной консервативной морали, а «смерти других пользователей препарата» лежали не на ответственности протагониста. «Разборки с братками» и «смерть крупного босса» происходили на уровне Игры-между-Взрослыми-осознанно-шедшими-на-риск-Людьми — если ты идёшь работать в телохранители, в спецслужбы или в мафию, то должен смириться с тем, что тебя могут убить, а последний вариант выбора ещё и делает сочувствие к тебе слегка неоправданным. Что ещё, мутная история с убийством случайной женщины? Единственное по-настоящему мрачное пятно, но произошедшее из-за непредвиденных побочек и ставшее шоком для самого персонажа. | ||
* «[[Свадьба в Малиновке]]» — Яшка-артиллерист рассуждает подобным образом после неудачной попытки ограбить деда Нечипора и попутно жалуясь на то, что у него самого давеча отобрал сапоги какой-то бандит. На ехидный вопрос деда, мол, а ты-то чем лучше, Яшка поясняет: «С меня бандит снял, а с тебя — честный человек!» | * «[[Свадьба в Малиновке]]» — Яшка-артиллерист рассуждает подобным образом после неудачной попытки ограбить деда Нечипора и попутно жалуясь на то, что у него самого давеча отобрал сапоги какой-то бандит. На ехидный вопрос деда, мол, а ты-то чем лучше, Яшка поясняет: «С меня бандит снял, а с тебя — честный человек!» | ||
* «Доберман» — на отмороженных главных героев нашёлся ещё более отмороженный полицейский, Сувер Кристини, который без доли сомнения считает себя хорошим, а их плохими. | * «Доберман» — на отмороженных главных героев нашёлся ещё более отмороженный полицейский, Сувер Кристини, который без доли сомнения считает себя хорошим, а их плохими. | ||
Строка 112: | Строка 107: | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* Фрэнк Галагер из сериала «Бесстыдники»: полное чудовище, любящее толкать пафосные речи о своей добродетели. | * Фрэнк Галагер из сериала «Бесстыдники»: полное чудовище, любящее толкать пафосные речи о своей добродетели. | ||
* «[[Баффи — истребительница вампиров]] | * «[[Buffy the Vampire Slayer|Баффи — истребительница вампиров]]» — Фэйт до поворота [[налево кругом]]. После поворота вошла в режим [[я плохой, мне всё можно]]. | ||
* «[[Once Upon A Time]]» — образ мысли Злой Королевы Регины. Вырезает людей за малейшее неподчинение целыми деревнями, а потом искренне удивляется, а чего это её никто не любит и не уважает, ведь это она хорошая, а Белоснежка — плохая. А уже в нашем мире открыто заявляет своему приемному сыну Генри, что хочет убить всех его друзей и любимых, а также тысячи мирных жителей Сторибрука, и при этом шокирована, что он называет её злой и посылает нафиг. | * «[[Once Upon A Time]]» — образ мысли Злой Королевы Регины. Вырезает людей за малейшее неподчинение целыми деревнями, а потом искренне удивляется, а чего это её никто не любит и не уважает, ведь это она хорошая, а Белоснежка — плохая. А уже в нашем мире открыто заявляет своему приемному сыну Генри, что хочет убить всех его друзей и любимых, а также тысячи мирных жителей Сторибрука, и при этом шокирована, что он называет её злой и посылает нафиг. | ||
* [[Game of Thrones (TV)]] — {{spoiler|Дейнерис Таргариен в последних сериях.}} | * [[Game of Thrones (TV)]] — {{spoiler|Дейнерис Таргариен в последних сериях.}} | ||
Строка 181: | Строка 176: | ||
** Куда без аргумента «меня так воспитывали и хорошо воспитали». | ** Куда без аргумента «меня так воспитывали и хорошо воспитали». | ||
** На другой стороне шкалы — залюбленные и [[Избалованный ребёнок|забалованные дети]], выращенные [[Идише мамэ|родителями]] в уверенности, что они однозначно самые лучшие и заведомо всё делают правильно. Если реальность вовремя не спустит с небес на землю, могут успеть натворить лютой фигни, продолжая считать, что всё так и должно быть. | ** На другой стороне шкалы — залюбленные и [[Избалованный ребёнок|забалованные дети]], выращенные [[Идише мамэ|родителями]] в уверенности, что они однозначно самые лучшие и заведомо всё делают правильно. Если реальность вовремя не спустит с небес на землю, могут успеть натворить лютой фигни, продолжая считать, что всё так и должно быть. | ||
* Любое тоталитарное государство считает себя рыцарями добра, которые борются с жуткими негодяями. Пример с античности и по наше время. | |||
== Примечания == | == Примечания == |