Редактирование: Crusader Kings 3

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 91: Строка 91:
* [[Альтернативная история]] — игра ради этого и создавалась. Привести на трон индийского императора викинга, исповедующего манихейство? Почему бы и нет?
* [[Альтернативная история]] — игра ради этого и создавалась. Привести на трон индийского императора викинга, исповедующего манихейство? Почему бы и нет?
* [[Армия из одного человека]] — рыцари. Особенно с высоким значением «рвения».
* [[Армия из одного человека]] — рыцари. Особенно с высоким значением «рвения».
** [[С прикрученным фитильком]]. Переработанное после 1.1 описание четко указывает, что вместе с рыцарем сражается его «[[w: Копьё (подразделение)|копье]]» — свита из оруженосцев и других вооруженных слуг. Просто они не учитываются в общей численности армии<ref>Весьма историчненько: в средневековье было святым делом у «своих» посчитать только рыцарей, а у «врагов» вообще всех (и округлить), что приводит к записям типа «побили тысячей десять тысяч» или «наши триста воинов, как не старались, не смогли сдюжить против пяти тысяч вражьих морд». С такими цифрами и побеждать гораздо круче, и проигрывать не так обидно.</ref>.
** [[С прикрученным фитильком]]. Переработанное после 1.1 описание четко указывает, что вместе с рыцарем сражается его «[[w: Копьё (подразделение)|копье]]» — свита из оруженосцев и других вооруженных слуг. Просто они не учитываются в общей численности армии<ref>Весьма историчненько: в средневековье было святым делом у «своих» посчитать только рыцарей, а у «врагов» вообще всех (и округлить), что приводит к записям типа «побили тысячей десять тысяч» или «наши триста воинов, как не старались, не смогли сдюжить против пяти тысяч вражьих морд». С такими цифрами и побеждать гораздо круче, и проигрывать не так обидно.</ref>.  
* [[А теперь я умру]] – Персонажи вложившиеся в медицину могут почувствовать, что они скончаются в течение года.


=== Б ===
=== Б ===
* [[Батальное порно]] — аверсия, как и в большинстве других игр от Paradox. Сражения выглядят, как нападающие друг на друга фигурки человечков, где каждый человечек символизирует армию. Это вам не [[Total War]] и даже не [[Stellaris]]. Да даже во второй части бои были нагляднее.
* [[Бей своих, чтоб чужие боялись]] — после прихода к власти нового наследника вассалы дружно лезут во фракции. Что делать? Сажаем своих придворного/супругов в тюрьму и казним. Почему именно их? Да с вассалами может и не выйти. Ужас повышается, вассалы перестают качать права. Возможно, пофиксят потом.
* [[Бей своих, чтоб чужие боялись]] — после прихода к власти нового наследника вассалы дружно лезут во фракции. Что делать? Сажаем своих придворного/супругов в тюрьму и казним. Почему именно их? Да с вассалами может и не выйти. Ужас повышается, вассалы перестают качать права. Возможно, пофиксят потом.
** Все-таки лучше казнить не ни в чем не повинных супругов или придворных, а только преступников или персонажей, исповедующих враждебную религию. Заключение в тюрьму без повода дает тиранию, а казнь единоверца без преступления — еще больше, плюс за нее нужно будет платить благочестием. Тирания без перков спадает медленнее, чем ужас: бояться вас перестанут, а ненавидеть начнут больше прежнего.
** Все-таки лучше казнить не ни в чем не повинных супругов или придворных, а только преступников или персонажей, исповедующих враждебную религию. Заключение в тюрьму без повода дает тиранию, а казнь единоверца без преступления — еще больше, плюс за нее нужно будет платить благочестием. Тирания без перков спадает медленнее, чем ужас: бояться вас перестанут, а ненавидеть начнут больше прежнего.
* [[Вот это поворот!]] — Святой рандомий может и не такое. У вас есть могущественный вассал, который хочет вас свергнуть? Не беда, на пиру или в паломничестве можно подружиться с кем угодно. В том числе и с ним.


=== В ===
=== В ===
* [[Викинги]] — единственные (не считая народов западной Африки, но кто играет в Африке?) способны пользоваться кораблями для набегов и плавать по рекам, представителям скандинавской культуры прописана большая агрессивность.
* [[Викинги]] — единственные (не считая народов западной Африки, но кто играет в Африке?) способны пользоваться кораблями для набегов и плавать по рекам, представителям скандинавской культуры прописана большая агрессивность.
** На самом деле они единственные, кто может делать это ''на старте игры''. Драккары, позволяющие это, являются региональной инновацией для Северной Европы, то есть любой правитель может завоевать Скандинавию, распространить свою культуру в нескольких тамошних провинциях и получить доступ к ним. К примеру, финны и саамы, относящиеся к тому же региону, тоже что-то слышали о драккарах, то есть они им доступны для исследования, хоть и не открыты с самого начала, так что не удивляйтесь, если году в 900 вас приплывет грабить викинг-лапландец. Аналогично с западноафриканскими каноэ. Стоит ли овчинка выделки — другой вопрос. Грабить с моря приятно и полезно, и культура распространяется быстрее, чем во второй части, но все же…
** На самом деле они единственные, кто может делать это ''на старте игры''. Драккары, позволяющие это, являются региональной инновацией для Северной Европы, то есть любой правитель может завоевать Скандинавию, распространить свою культуру в нескольких тамошних провинциях и получить доступ к ним. К примеру, финны и саамы, относящиеся к тому же региону, тоже что-то слышали о драккарах, то есть они им доступны для исследования, хоть и не открыты с самого начала, так что не удивляйтесь, если году в 900 вас приплывет грабить викинг-лапландец. Аналогично с западноафриканскими каноэ. Стоит ли овчинка выделки — другой вопрос. Грабить с моря приятно и полезно, и культура распространяется быстрее, чем во второй части, но все же…
* [[Вера делает вас идиотами]] — при изучении наук и теологии вам периодически будут выпадать ивенты, где вы будете делать различные открытия. Обнародование результатов может испортить отношения со священниками.
* [[Вот это поворот!]] — Святой рандомий может и не такое. У вас есть могущественный вассал, который хочет вас свергнуть? Не беда, на пиру или в паломничестве можно подружиться с кем угодно. В том числе и с ним.
* [[Вошёл во вкус]] – троп можно отыграть буквально. Есть ивент, где король выясняет, что на пиру он к своему ужасу питался человечиной. Можно как убить нафиг повара, так и получить трейт каннибала.


=== Г ===
=== Г ===
* [[Генерал-шахматист]] — персонаж, закрывший стратегическую ветку навыков военного образа жизни и получивший свойство «Стратег».
* [[Герой-прагматик]] — Вы! Вассалы что-то замышляют, соседи на вас смотрят с аппетитом. Что делать? Да все что угодно на благо державы! Собираем ([[Наглая ложь|придумываем]]) компромат с тайным советником, вымогаем деньги за счет шантажа, ходим на пирушки, ради дипломатии и снятия стресса, пытаем мимокрокодилов ради навыков, повышаем себе ужас, который снизит стоимость содержания гвардии. В общем, ветка алчности в управлении и коварство в интригах ваши верные друзья.
* [[Герой-прагматик]] — Вы! Вассалы что-то замышляют, соседи на вас смотрят с аппетитом. Что делать? Да все что угодно на благо державы! Собираем ([[Наглая ложь|придумываем]]) компромат с тайным советником, вымогаем деньги за счет шантажа, ходим на пирушки, ради дипломатии и снятия стресса, пытаем мимокрокодилов ради навыков, повышаем себе ужас, который снизит стоимость содержания гвардии. В общем, ветка алчности в управлении и коварство в интригах ваши верные друзья.
* [[Гулаги и рабы]] — перк «тюремно-феодальный комплекс» в ветке интриг позволяет вам это организовать.
* [[Гулаги и рабы]] — перк «тюремно-феодальный комплекс» в ветке интриг позволяет вам это организовать.
=== Д ===
* [[Дойти до самоубийства]] — персонаж может покончить с собой, если умер его друг или любимый человек, он нахватался стресса до третьего уровня, потерял дееспособность, страдает меланхолией или болен раком\лепрой\сифилисом. Это вызывает значительные штрафы, с которыми придется бороться наследнику.
** [[Романтизация самоубийства]] — религии с догматом «Консоламент» (катаризм, кушитское язычество) позволяют персонажу покончить с собой без каких-либо негативных последствий для наследника. Причем сделать это может уже любой персонаж, достигший 60 лет или умирающий.
* [[Дофига персонажей]] — счёт только играбельным идёт на сотни. А если добавить сюда баронов, безземельных придворных, детей, жен, родню…


=== Е ===
=== Е ===
* [[Еретик]] — помимо реформации язычества, под себя можно подкорректировать и догматы любой уже существующей организованной религии (в том числе и реформированной языческой), основав тем самым новую конфессию. Правда, делать так с начала игры слабым христианским или мусульманским правителем лучше не стоит. Дело в том, что у мусульманских и христианских конфессий (не всех, но большинства) есть специальные доктрины «Экуменизм» и «Наследие Мухаммеда» соответственно, из-за чего они воспринимают другие христианские\исламские конфессии с такими же доктринами не как врагов, а как заблудших (то есть не могут объявлять священные войны и отзывать титулы). Так вот, взять данные доктрины при создании ереси нельзя, так что вы станете для старой конфессии «врагом» со всеми вытекающими. Язычникам и дуалистам проще: первые будут воспринимать еретика как заблудшего, вторые — как праведника, если не убирать доктрину «Гностицизм».
** При этом черту «ересиарх» не дают, хотя в игре она есть.
* [[Есть геймплей — сюжет не нужен]], как и в других играх от Paradox. Сюжет здесь иммерсивный и в любом случае происходит в основном у вас в голове.
* [[Есть геймплей — сюжет не нужен]], как и в других играх от Paradox. Сюжет здесь иммерсивный и в любом случае происходит в основном у вас в голове.
=== Ж ===
* [[Железная маска-личина]] – такую носят обезображенные персонажи.
* [[Женское жречество]] — при создании своей конфессии в догматах можно указать, что жрецами могут быть только женщины.
=== З ===
* [[Злой король]] — по сравнению со второй частью возможностей по отыгрышу тропа стало больше: если раньше расправы над всеми неугодными без законных оснований приводили к ухудшению отношений и скорому бунту всех вассалов, то теперь в игре появилась механика ужаса, и показательные казни любых узников способны запугать подданных, заставив их отказаться от открытого выступления против монарха. Кроме того, бояться злого короля могут даже соседние независимые правители, ужас незначительно повышает шанс их согласия на мирную вассализацию и иные требования.
* [[Знать, где упадёшь]] – много что.
** Если вы играете за племя, соберите побольше золота перед переходом в феодализм, минимум 500Х, где Х — количество провинций в вашем прямом домене. Как уже сказано выше, теперь города не строятся просто за переход в феодализм, так что вам, скорее всего, придется строить их вручную. Да и количество войск вместе с доходом временно упадет. И вообще награбьтесь от души: после перехода в феодализм эта возможность пропадет, если у вас организованная религия, в том числе реформированное язычество (во второй части грабить могли все язычники, даже реформированные).
** В большинстве случаев, если у вас небольшое государство, ИИ сразу же после объявления войны ломанется штурмовать вашу столицу, пытаясь захватить кого-то из членов вашей семьи или непосредственно вашего персонажа. Отведите войска на провинцию назад, чтобы поймать его на осаде.
** Если у вас есть сильная фракция, готовая выдвинуть ультиматум в любое время, соберите войска заранее и выдвиньте их в направлении столицы главы фракции.
** Всегда держите у себя в тюрьме штук 5 персонажей, за которых никто не заплатит выкуп и которых можно казнить без тирании (то есть либо преступников, либо персонажей, исповедующих религию, которую ваша вера считает «врагами» или «злом»). Пригодится вашему наследнику, чтобы поднять страх, потому что иначе он в первые годы своего правления может столкнуться с фракциями и бунтами. Особенно актуально, если наследник — ребенок. Или женщина при религии с доминированием мужчин (то есть почти любой).
** Переработанные крестовые походы теперь объявляются не против одного правителя, а против всех правителей, владеющих землями в выбранном де-юре королевстве, если католики считают их веру «врагами» или «злом» (и все их земли захватываются, если крестовый поход успешен). Поэтому до поры до времени не стоит трогать земли в королевствах Галисия (там Сантьяго), Лотарингия (там Кельн), Англия (там Кентербери) и Романья (там Рим). Ну, или хотя бы не захватывайте вышепоименованные священные места, потому что потери двух уже достаточно, чтобы открыть крестовые походы раньше исторического времени, а одно — Иерусалим — католики и так не контролируют. Ах, да, и не объединяйте испанские троны, если вы не католик, потому что тогда Галисия станет частью де-юре королевства Испания, и по итогам неудачного для вас крестового похода вы потеряете вообще все земли в этом королевстве.
** Максимальный уровень авторитета вождя у племени не даёт ничего, кроме возможности перейти в феодализм или клановый строй, и очень сильно раздражает вассалов. Поэтому принимать его есть смысл только непосредственно перед переходом в более цивилизованную форму правления, когда все остальные требования вы выполнили и вам не хватает только этого закона.
** Хотите обогнать всех соседей в техническом развитии? Начните играть за представителя редкой культуры. В идеале, чтобы она была только в ваших провинциях т. к. развитие зависит не только от учености но и, внезапно, от развития провинций.
** При первой же возможности переносите столицу в место, с наибольшим числом пустых полей/замков. Иметь в своём домене 5/7 баронств, которые ещё и достанутся вашему наследнику без танцев с бубном крайне полезно.


=== И ===
=== И ===
* [[Избиение младенцев (метафора)]] — обычно при прочих равных в бою побеждают те, кого больше. Ключевые слова здесь «обычно» и «при прочих равных». Армия во главе с прокачанным полководцем, имеющая в своем составе немногочисленные, но мощные гвардейские полки и сильных рыцарей, может буквально в клочья разметать вдвое, а то и втрое превосходящее войско ополченцев, особенно в обороне. Именно поэтому скандинавские авантюристы, вернувшиеся в обновлении Northern Lords, только выглядят страшно. Они безземельные, поэтому у них нет рыцарей и гвардии, и к тому же сразу после высадки получат штраф за, собственно, недавнюю высадку. Если у вас есть хотя бы 5-6 тысяч воинов, вы разобьете их десятитысячный стак всухую и выиграете войну за пару месяцев.
* [[Избиение младенцев (метафора)]] — обычно при прочих равных в бою побеждают те, кого больше. Ключевые слова здесь «обычно» и «при прочих равных». Армия во главе с прокачанным полководцем, имеющая в своем составе немногочисленные, но мощные гвардейские полки и сильных рыцарей, может буквально в клочья разметать вдвое, а то и втрое превосходящее войско ополченцев, особенно в обороне. Именно поэтому скандинавские авантюристы, вернувшиеся в обновлении Northern Lords, только выглядят страшно. Они безземельные, поэтому у них нет рыцарей и гвардии, и к тому же сразу после высадки получат штраф за, собственно, недавнюю высадку. Если у вас есть хотя бы 5-6 тысяч воинов, вы разобьете их десятитысячный стак всухую и выиграете войну за пару месяцев.
* [[Изменившаяся мораль]] — мораль можно изменить вручную через догматы религии, признав приемлемым деяния вроде ведовства, измен и однополых связей, исходно считающиеся греховными большинством религий и являющиеся законным поводом для заключения в тюрьму попавшихся за этим.
* [[ИИ этим не пользуется]] — много чем не пользуется. Например, не создаёт кастомных конфессий, обращаясь только в заранее созданные разработчиками ереси. Независимые племенные правители почти никогда не принимают феодализм\клановый строй, хотя, возможно, это связано с большими требованиями, потому что племенные вассалы под феодальным властителем, которым достаточно иметь второй уровень авторитета вождя и организованную религию, наоборот, принимают охотно. Очень редко реформирует языческие конфессии и никогда не меняет в них ничего, кроме религиозного руководства — хотя, опять же, это может быть связано с большими требованиями.
** ИИ прекрасно принимает феодализм, но у за ним не замечено целенаправленного стремления к захвату священных мест что бы реформировать религию. Поэтому ИИ и застревает в племенной эре, если только не принимает веру более организованных соседей (а вот стремление к этому у него замечено).
* [[Инцест]] — встречается регулярно. Некоторые религии (с догматом «Божественный брак») его даже поощряют. В отличие от второй части, в третьей при инцесте есть шанс вывести не только выродка, но и персонажа с трейтом «Чистая кровь», который снижает вероятность негативных последствий кровосмешения.
** Крестьянские мятежи обычно тоже беспомощны по той же причине. Если, конечно, это не масштабное восстание фракции популистов враждебной религии в трех четвертях вашего государства — эти товарищи крайне многочисленны и могут банально закидать мясом армию среднего королевства. Из-за этого, кстати, на релизе королевства крестоносцев в Святой Земле постоянно обращались в ислам, пришлось прикручивать костыли.
** Крестьянские мятежи обычно тоже беспомощны по той же причине. Если, конечно, это не масштабное восстание фракции популистов враждебной религии в трех четвертях вашего государства — эти товарищи крайне многочисленны и могут банально закидать мясом армию среднего королевства. Из-за этого, кстати, на релизе королевства крестоносцев в Святой Земле постоянно обращались в ислам, пришлось прикручивать костыли.
* [[Искусственный идиот]] — Парадоксы обещали улучшенный ИИ. Этого обещания они не сдержали. Все проблемы из CK2 остались, и ещё добавились новые. Например, после объявления войны ИИ в 80 % случаев ломанется сразу к вашей столице и попытается ее захватить. А еще он с удовольствием встанет на осаду сразу же после высадки с кораблей, собирая все возможные штрафы при вашей контратаке (штраф за недавнюю высадку, за атаку при осаде и за нехватку ресурсов), вместо того, чтобы подождать, пока хотя бы штраф за недавнюю высадку спадет. Благодаря этому крестовые походы даже в Британию или Испанию часто проваливаются, а уж в Святую землю — это и вовсе тихий ужас.
* [[Искусный государь]] — этого от вас ждут. Получится ли — другой вопрос.
* [[Искусный государь]] — этого от вас ждут. Получится ли — другой вопрос.
* [[Искусственный идиот]] — Парадоксы обещали улучшенный ИИ. Этого обещания они не сдержали. Все проблемы из CK2 остались, и ещё добавились новые. Например, после объявления войны ИИ в 80 % случаев ломанется сразу к вашей столице и попытается ее захватить. А еще он с удовольствием встанет на осаду сразу же после высадки с кораблей, собирая все возможные штрафы при вашей контратаке (штраф за недавнюю высадку, за атаку при осаде и за нехватку ресурсов), вместо того, чтобы подождать, пока хотя бы штраф за недавнюю высадку спадет. Благодаря этому крестовые походы даже в Британию или Испанию часто проваливаются, а уж в Святую землю — это и вовсе тихий ужас.


=== К ===
=== К ===
* [[Камень-ножницы-бумага]] — система профессиональных полков работает именно так. Копейщики побеждают конницу, конница громит лучников, лучники расстреливают пехоту и так далее — вариантов тьма. [[С прикрученным фитильком]], потому что преимущество можно нивелировать, к примеру, ландшафтом: так, в лесах лучники получают преимущество, а конница — штраф.
[[Камень-ножницы-бумага]] — система профессиональных полков работает именно так. Копейщики побеждают конницу, конница громит лучников, лучники расстреливают пехоту и так далее — вариантов тьма. [[С прикрученным фитильком]], потому что преимущество можно нивелировать, к примеру, ландшафтом: так, в лесах лучники получают преимущество, а конница — штраф.
* [[Камео]] — ряд безземельных персонажей шведской культуры в игре — это воплощения разработчиков. Один живёт аж в Индии.
* [[Корона в конце пути]] — субверсия, ибо как таковой цели у игры нет, [[песочница]] же. Но многие игроки именно что ставят себе цель захватить власть в каком-либо могущественном государстве, например, привести свою династию, начинающую с жалких графов где-нибудь в центральноевропейской глуши, на престол Священной Римской империи или Византии, либо же создать собственную империю на де-юре территориях, например, Британию или Россию.
* [[Корона в конце пути]] — субверсия, ибо как таковой цели у игры нет, [[песочница]] же. Но многие игроки именно что ставят себе цель захватить власть в каком-либо могущественном государстве, например, привести свою династию, начинающую с жалких графов где-нибудь в центральноевропейской глуши, на престол Священной Римской империи или Византии, либо же создать собственную империю на де-юре территориях, например, Британию или Россию.
** Ачивка «Из грязи в князи» подразумевает именно это: для ее получения вам нужно начать графом (любым) и привести свою династию на имперский престол (тоже любой).
** Ачивка «Из грязи в князи» подразумевает именно это: для ее получения вам нужно начать графом (любым) и привести свою династию на имперский престол (тоже любой).
* [[Круто и практично]] — конфессии с догматом «эзотерика». Раз в 5 лет вы сможете проводить мистическое единение, которое дает вам ученость. То есть помимо основной ветки вы можете попутно качать себе, например, теологию.
** Сюда же основание ковена ведьм. Раз в 10 лет вы можете почти на халяву получить вам очко навыка. И это только если собрание ковена проводите вы. А ведь это могут делать и другие ваши родственники… почему-то (баг или фича?).
* [[Крутой ботан]] — персонаж с высокой образованностью и рвением. Кроме того, культурный идеолог с высокой образованностью способен предоставить новые типы войск и прочие плюшки всем представителям своей культуры.
* [[Круто, но трудно]] — основные челленджи остались в силе. Можно попытаться возродить Римскую империю, объединить всех славян под единым знаменем или ликвидировать Великую Схизму. Более того, добавились ещё интересные вызовы, например, устроить кельтское возрождение, для чего необходимо сначала покорить всю Британию за любых кельтов. Любителям славян доступны две более лайтовые и выполнимые версии челленджа «Объединить славян» — объединение только западных или южных славянских народов.
* [[Круто, но трудно]] — основные челленджи остались в силе. Можно попытаться возродить Римскую империю, объединить всех славян под единым знаменем или ликвидировать Великую Схизму. Более того, добавились ещё интересные вызовы, например, устроить кельтское возрождение, для чего необходимо сначала покорить всю Британию за любых кельтов. Любителям славян доступны две более лайтовые и выполнимые версии челленджа «Объединить славян» — объединение только западных или южных славянских народов.
** Язычники-феодалы в 1066 (Эрик Язычник в Швеции, Велетия, Лужица и Померания на юге Балтики). В отличие от большинства других язычников, не привязаны к племенному строю, и при этом могут грабить и всё еще имеют огромный выбор КБ против соседей. Но… попробуйте-ка выжить на первых порах в окружении христиан, которых хлебом не корми — дай устроить священную войну против «мерзких язычников»!
** Язычники-феодалы в 1066 (Эрик Язычник в Швеции, Велетия, Лужица и Померания на юге Балтики). В отличие от большинства других язычников, не привязаны к племенному строю, и при этом могут грабить и всё еще имеют огромный выбор КБ против соседей. Но… попробуйте-ка выжить на первых порах в окружении христиан, которых хлебом не корми — дай устроить священную войну против «мерзких язычников»!
** И вообще многие религии, мертвые или очень малораспространенные, предлагают интересные сочетания догматов, а порой даже уникальные решения, например, за иудеев можно возродить [[Танах, пророки и Земля Обетованная|Израильское царство]]. Но опять же, выжить за персонажей, исповедующих их, в окружении иноверцев, которые в лучшем случае будут считать вашу веру «врагами» — [[Ад в начале игры|само по себе сложнейший челлендж]].
** И вообще многие религии, мертвые или очень малораспространенные, предлагают интересные сочетания догматов, а порой даже уникальные решения, например, за иудеев можно возродить [[Танах, пророки и Земля Обетованная|Израильское царство]]. Но опять же, выжить за персонажей, исповедующих их, в окружении иноверцев, которые в лучшем случае будут считать вашу веру «врагами» — [[Ад в начале игры|само по себе сложнейший челлендж]].
** Уникальные скандинавские решения, добавленные в Northern Lords. Чтобы создать империю Северного моря, нужно не просто захватить нужную территорию (она не такая уж и большая), но еще и на протяжении тридцати лет удерживать три королевских титула (Данию, Норвегию, Англию) ''одним персонажем''. Но зато вы сразу перейдете в феодализм и получите имперский титул. Другое решение, «Возвысить Королевство Островов», вообще давит педаль в Хель: вам нужно добиться высшего уровня престижа («Живая легенда»), заплатить огромную сумму в 2000 престижа… и при этом оставаться графом или герцогом<ref>Да не так уж и сложно! Нигде не написано, что нужно иметь только одно герцогство!</ref>. Но зато вы получите имбовый город, ивентовые войска и опять же сразу перейдете в феодализм!
** Уникальные скандинавские решения, добавленные в Northern Lords. Чтобы создать империю Северного моря, нужно не просто захватить нужную территорию (она не такая уж и большая), но еще и на протяжении тридцати лет удерживать три королевских титула (Данию, Норвегию, Англию) ''одним персонажем''. Но зато вы сразу перейдете в феодализм и получите имперский титул. Другое решение, «Возвысить Королевство Островов», вообще давит педаль в Хель: вам нужно добиться высшего уровня престижа («Живая легенда»), заплатить огромную сумму в 2000 престижа… и при этом оставаться графом или герцогом<ref>Да не так уж и сложно! Нигде не написано, что нужно иметь только одно герцогство!</ref>. Но зато вы получите имбовый город, ивентовые войска и опять же сразу перейдете в феодализм!
 
* [[Камео]] — ряд безземельных персонажей шведской культуры в игре — это воплощения разработчиков. Один живёт аж в Индии.
=== Л ===
* [[Пушечное мясо]] — ополчения низведены до этого тропа. Слабые во всем и многочисленные войска.
* [[Лирой Дженкинс]] — ИИ этим страдает. Особенно если ему кажется, что он вас превосходит — и плевать, что у него десять тысяч войска состоит из одних ополченцев, а у вас пять тысяч профессиональных бойцов с высококлассными рыцарями и гениальным полководцем. Получается, естественно, [[Избиение младенцев (метафора)|избиение младенцев]].
* [[Лоскутная карта]] — в наличии. Минимальной политической единицей являются графства, географической — баронства, из которых оные графства состоят.
* [[Люди имеют свою цену]] — попавших к вам в плен персонажей можно отпускать за выкуп, если за них есть кому заплатить. А ещё можно, прокачав самую левую ветку в разделе интриг, научиться специально похищать кого угодно с этой же целью.
 
=== М ===
* [[Маленькая победоносная война]] может оказаться не-маленькой и не-победоносной. Хотите отжать это вкусное герцогство у слабого соседнего правителя, лишенного союзников? Убедитесь, что он посреди войны не заключит-таки союз с соседней могущественной империей. Или не поднимет легион наемников. Или что эта же могущественная империя не пытается завоевать то же самое герцогство одновременно с вами, потому что в этом случае вы, захватив герцогство, тут же окажетесь в состоянии войны с этой империей.
 
=== Н ===
* [[Надмозг]] — если фанатский русификатор CK2 в итоге все-таки довели до ума (хоть и многие ивенты так и остались непереведенными), то в официальной локализации CK3 все проблемы вернулись. Игра снова не понимает окончаний, радуя перлами вроде «Русск», и «Славяноязыческ», все династии вписаны как «из Х», в результате чего государства восточных культур называются «Из Аббасидов», «Из Тулунидов» и так далее. Наконец, с русификатором нельзя реформировать финское язычество — пишет что-то вроде «Много последователей — слишком длинно», что уже вообще ни в какие ворота не лезет.
** У некоторых фракций есть культурное название рыцарей. У язычников (любых, хоть славян, хоть скандинавов, хоть кушитов) они называются Champions. Надмозг превратил это слово в «Убереги» (множественное число). Кто такой «уберег» и откуда надмозги вообще взяли это слово — тайна сия велика есть.
** После патча 1.1 «уберегов» все-таки сменили более адекватными «воителями», из названий мусульманских государств убрали «из», ну и конечно же пофиксили баг с финским язычеством. Но в некоторых местах, например, в результатах боя, длинные названия вылезают за свои границы.
* [[Наёмник]] — встречаются, как и во второй части. Помогут вам выиграть войну, хоть и не бесплатно. Нанять их, кстати, стало проще: если раньше необходимо было сначала заплатить полную стоимость найма, а потом еще и доплачивать ежемесячную «зарплату» (которая порой могла разорить даже крупное королевство), то сейчас вы сразу платите трехлетнюю стоимость контракта, и всё — на протяжении всего этого времени они будут в вашем распоряжении. Потом при желании контракт можно продлить еще на три года, уплатив такую же сумму. С другой стороны, наемников понерфили: теперь их численность редко превышает тысячу-полторы человек, призвать 10 000 наемников, увеличив армию вдвое, как во второй части, нельзя.
* [[Наёмник]] — встречаются, как и во второй части. Помогут вам выиграть войну, хоть и не бесплатно. Нанять их, кстати, стало проще: если раньше необходимо было сначала заплатить полную стоимость найма, а потом еще и доплачивать ежемесячную «зарплату» (которая порой могла разорить даже крупное королевство), то сейчас вы сразу платите трехлетнюю стоимость контракта, и всё — на протяжении всего этого времени они будут в вашем распоряжении. Потом при желании контракт можно продлить еще на три года, уплатив такую же сумму. С другой стороны, наемников понерфили: теперь их численность редко превышает тысячу-полторы человек, призвать 10 000 наемников, увеличив армию вдвое, как во второй части, нельзя.
** [[Орден]] — особый сорт наемников, нанимаемый бесплатно (если вы являетесь их покровителем) или за благочестие во время войн против персонажей, исповедующих враждебную религию. Любой персонаж может создать священный орден своей религии, если соответствует определенным требованиям. Как и наемников, ордена понерфили по сравнению со второй частью, теперь их численность составляет порядка тысячи человек (у крупного и древнего ордена может и до 10 тысяч дойти). А еще они больше не могут контролировать собственные территории, а вместо этого арендуют баронства у своего покровителя. Платят за аренду прилично, так что создавать ордена все равно есть смысл, несмотря на нерф.
** [[Орден]] — особый сорт наемников, нанимаемый бесплатно (если вы являетесь их покровителем) или за благочестие во время войн против персонажей, исповедующих враждебную религию. Любой персонаж может создать священный орден своей религии, если соответствует определенным требованиям. Как и наемников, ордена понерфили по сравнению со второй частью, теперь их численность составляет порядка тысячи человек (у крупного и древнего ордена может и до 10 тысяч дойти). А еще они больше не могут контролировать собственные территории, а вместо этого арендуют баронства у своего покровителя. Платят за аренду прилично, так что создавать ордена все равно есть смысл, несмотря на нерф.
Строка 181: Строка 134:
** Славяне — одни из немногих язычников у которых строго моногамный брак? Расскажите об этом князю Владимиру, а то он не знает. И ещё нескольким языческим князьям, например, у [[w: Само]] было не менее двенадцати жен.
** Славяне — одни из немногих язычников у которых строго моногамный брак? Расскажите об этом князю Владимиру, а то он не знает. И ещё нескольким языческим князьям, например, у [[w: Само]] было не менее двенадцати жен.
** Кстати, где шведы откопали христианские ирландские верования с многожёнством?
** Кстати, где шведы откопали христианские ирландские верования с многожёнством?
*** Ирландцы были многоженцами, даже некоторое время после принятия христианства (<s>хотя правильнее было бы это сделать культурной фишкой</s> сейчас культурная фишка как раз реализована).
*** Ирландцы были многоженцами, даже некоторое время после принятия христианства (хотя правильнее было бы это сделать культурной фишкой, работающей, пока государственный строй — племя<ref>Во второй части оно так и работало…</ref>.
** Если посмотреть историю арабских правителей, то можно узнать, что в игре исмаилитом является Али ибн Абу-Талиб, который умер в 661 году, задолго до рождения Исмаила, в честь которого эта конфессия и названа. И потомки Мусы аль-Казима тоже являются исмаилитами, хотя на самом деле исмаилиты были их злейшими врагами (истинная их конфессия, имамизм, в игре есть).
** Если посмотреть историю арабских правителей, то можно узнать, что в игре исмаилитом является Али ибн Абу-Талиб, который умер в 661 году, задолго до рождения Исмаила, в честь которого эта конфессия и названа. И потомки Мусы аль-Казима тоже являются исмаилитами, хотя на самом деле исмаилиты были их злейшими врагами (истинная их конфессия, имамизм, в игре есть).
* [[Не в ладах с именами]] — игра считает, что имена типа «Прасковья», «Ефросинья» или «Феодор» русские (а не христианские), в результате чего их обладатели толпами бегают по языческой Руси (в том числе и рождаются в семьях язычников). У зороастрийцев-персов или дейлемитов попадаются мусульманские и арабские имена, которые игра считает персидскими, например, Хусейн.
 
* [[Ненужная фича]] — дерево навыков дипломатии, фактически, самое ненужное среди всех. Кое-какой толк может быть только от левой ветки, которая позволяет принудительно вассализировать персонажей, аннулировать перемирия и заключить один союз без брака\родственных отношений, но на практике мало кто пользуется этим. В самом деле, тратить целую ветку на ЭТО, в то время, как ваш персонаж за всю свою жизнь сможет закрыть две, максимум три?
=== Л ===
** Ну… перк «истинный владыка» (средняя ветка) позволяет мирно вассализировать примерно всех соседних правителей-единоверцев рангом ниже короля. А правая ветка позволяет неплохо раскачать навыки персонажу. Да и дружба с советниками несколько увеличивает их эффективность. Вообще дипломатия нужна скорее [[Добрый король|тем, кто хочет, что бы их любили вассалы]].
* [[Лоскутная карта]] — в наличии. Минимальной политической единицей являются графства, географической — баронства, из которых оные графства состоят.
** Ветка соблазнения в интригах тоже практически бесполезна, особенно в сравнении с двумя другими, которые вообще были имбой на старте игры (и весьма полезны до сих пор).
* [[Люди имеют свою цену]] — попавших к вам в плен персонажей можно отпускать за выкуп, если за них есть кому заплатить. А ещё можно, прокачав самую левую ветку в разделе интриг, научиться специально похищать кого угодно с этой же целью.
** Вся ветка администратора (правая ветка управления), кроме самого первого перка «вы можете претендовать на трон своего сюзерена» — все бонусы слишком маленькие, направлены на отношения с вассалами, но любая ветка в той же дипломатии будет лучше. А возможность получить претензию на трон сюзерена (реально полезная, если вы вассал) по понятным причинам бесполезна для независимых правителей.
* [[Шантаж — гадкое слово]] вы можете влиять на людей, если знаете их грязные секреты. Например, затащить кого-то в свою фракцию или заставить вассала давать вам больше денег и войск. Называется это «крючками» (hook).
* [[Нубская пещера]] — Ирландия в 1066 году, конкретнее — король Мурхад. В этой части уже официально.
* [[Смертоносный распущенный двор]] — ничего не изменилось со второй части.
* [[Религия зла]] — мраккультисты остались в прошлом, но вам ничего не мешает создать религию с человеческими жертвоприношениями, где добродетелями будут ярость, коварство и каннибализм.
** Внутри самой игры религии из других религиозных групп воспринимаются как сабж, позиция «Воплощение зла» как бы намекает.
** [[Лирой Дженкинс]] — ИИ этим страдает. Особенно если ему кажется, что он вас превосходит — и плевать, что у него десять тысяч войска состоит из одних ополченцев, а у вас пять тысяч профессиональных бойцов с высококлассными рыцарями и гениальным полководцем. Получается, естественно, [[Избиение младенцев (метафора)|избиение младенцев]].
 
=== Н ===
* [[Надмозг]] — если фанатский русификатор CK2 в итоге все-таки довели до ума (хоть и многие ивенты так и остались непереведенными), то в официальной локализации CK3 все проблемы вернулись. Игра снова не понимает окончаний, радуя перлами вроде «Русск», и «Славяноязыческ», все династии вписаны как «из Х», в результате чего государства восточных культур называются «Из Аббасидов», «Из Тулунидов» и так далее. Наконец, с русификатором нельзя реформировать финское язычество — пишет что-то вроде «Много последователей — слишком длинно», что уже вообще ни в какие ворота не лезет.
** У некоторых фракций есть культурное название рыцарей. У язычников (любых, хоть славян, хоть скандинавов, хоть кушитов) они называются Champions. Надмозг превратил это слово в «Убереги» (множественное число). Кто такой «уберег» и откуда надмозги вообще взяли это слово — тайна сия велика есть.
** После патча 1.1 «уберегов» все-таки сменили более адекватными «воителями», из названий мусульманских государств убрали «из», ну и конечно же пофиксили баг с финским язычеством. Но в некоторых местах, например, в результатах боя, длинные названия вылезают за свои границы.


=== О ===
=== О ===
* [[ООС - это серьезно]] — вам по-прежнему часто будут предлагать различные события с различными вариантами, как поступить. Главное отличие от второй части — теперь, если поступок идёт вразрез с характером персонажа, вы будете получать стресс. Критический уровень стресса может привести к смерти.
* [[Оксюморон]] — в игре можно найти гениальных дур, алчных бессребреников. А ещё [[застенчивый тихоня]] может стать легендарным кутилой.
* [[Оксюморон]] — в игре можно найти гениальных дур, алчных бессребреников. А ещё [[застенчивый тихоня]] может стать легендарным кутилой.
** Но для этого тихоне потребуется куда-то утилизировать получаемую в процессе гору стресса.
** Но для этого тихоне потребуется куда-то утилизировать получаемую в процессе гору стресса.
* [[ООС - это серьезно]] — вам по-прежнему часто будут предлагать различные события с различными вариантами, как поступить. Главное отличие от второй части — теперь, если поступок идёт вразрез с характером персонажа, вы будете получать стресс. Критический уровень стресса может привести к смерти.
* [[Откровеннее и сексуальнее]] — во второй части пикантностей тоже хватало, но там не было полноценных трехмерных моделек персонажей. А сейчас персонажи могут даже принципиально ходить голыми — например, если исповедуют религию с догматом «Естественный примитивизм» (адамиты или джайнисты). С этими вообще забавно, потому что различные атрибуты одеждой не считаются. Поэтому, скажем, император, принадлежащий к такой религии, будет носить роскошную корону, а глава ордена — кольчужный шлем с защитой шеи и плеч… и ''больше ничего.''
* [[Откровеннее и сексуальнее]] — во второй части пикантностей тоже хватало, но там не было полноценных трехмерных моделек персонажей. А сейчас персонажи могут даже принципиально ходить голыми — например, если исповедуют религию с догматом «Естественный примитивизм» (адамиты или джайнисты). С этими вообще забавно, потому что различные атрибуты одеждой не считаются. Поэтому, скажем, император, принадлежащий к такой религии, будет носить роскошную корону, а глава ордена — кольчужный шлем с защитой шеи и плеч… и ''больше ничего.''
** Дети, кстати, голыми никогда не ходят, вне зависимости от религии и черт характера.
** Дети, кстати, голыми никогда не ходят, вне зависимости от религии и черт характера.


=== П ===
=== Т ===
* [[Так было надо]] — когда к власти в империи приходит новый наследник, ему не позавидуешь. Вассалы тут же кучкуются во фракции, крестьяне вечно чем-то недовольны. Денег на поднятие отношений может не хватить, сблизиться с проблемными вассалами долго, пир тоже не всегда панацея. Вот поэтому самым идеальным решением в этом случае становится поднятие ужаса. Казнить ни в чем не повинных придворных или запастись преступниками про запас на ваш выбор. В любом случае смерть 5 индивидов спасет страну от гражданской войны… на некоторое время.
** А как вам идея довести застенчивого персонажа до алкоголизма, что бы он хоть как-то мог снимать стресс на пирах?
* [[Туториальная недостаточность]] — уже меньше, чем в предыдущих частях серии, но местами все ещё чувствуется. Лучше все-таки отыграть пробную партию за ирландцев.
* [[Погладить собаку]] — теперь это целое отдельное решение, если у вас есть собака. Или [[Кавайная нэко|кот]].
* [[Сапожник без сапог]] — потенциальная участь ваших протеже при равном разделе. Править империей имея в домене одну провинцию по опыту автора правки очень забавно. Так сказать, раз ты император, то и иди и завоюй себе что-нибудь.
** Но есть один способ этого избежать для феодалов и для племенных скандинавов-язычников. Захватить одно герцогство полностью, ввести на его территории закон феодальных выборов и выбирать собственно своего наследника. Т.к. выборщик в герцогстве один, вы единолично определяете наследника и... он наследует все графства в герцогстве. Главное, успеть проголосовать, если первый наследник куда-то денется на старости лет персонажа.
* [[Синкретический культ]] — можно организовать таковой, выбрав для реформируемого язычества или кастомной ереси один из догматов синкретизма — христианский, мусульманский, иудейский, народный (языческий) или восточный. Профит — вы будете считать соответствующие религии «врагами», а не «злом», и они в ответ будут считать так же. При этом вы еще и получаете бонус к отношениям для компенсации штрафа за враждебную конфессию. Благодаря этому вы сможете заключать браки, а значит, и союзы, с правителями соответствующей веры, правда, от священных войн и джихадов\крестовых походов вас это все равно не спасет.
* [[Нубская пещера]] — Ирландия в 1066 году, конкретнее — король Мурхад. В этой части уже официально.
* [[Учёный и священник]] — в полном соответствии с духом эпохи, ветка теологии и ветка науки объединены в образе жизни «Образование», так что персонаж, успешно их закрывший, будет отыгрывать троп. Ну, может быть, [[с прикрученным фитильком]], потому что сам к духовенству может и не принадлежать.
* [[Круто и практично]] — конфессии с догматом «эзотерика». Раз в 5 лет вы сможете проводить мистическое единение, которое дает вам ученость. То есть помимо основной ветки вы можете попутно качать себе, например, теологию.
** Сюда же основание ковена ведьм. Раз в 10 лет вы можете почти на халяву получить вам очко навыка. И это только если собрание ковена проводите вы. А ведь это могут делать и другие ваши родственники… почему-то (баг или фича?).
* [[Крутой ботан]] — персонаж с высокой образованностью и рвением. Кроме того, культурный идеолог с высокой образованностью способен предоставить новые типы войск и прочие плюшки всем представителям своей культуры.
* [[Вера делает вас идиотами]] — при изучении наук и теологии вам периодически будут выпадать ивенты, где вы будете делать различные открытия. Обнародование результатов может испортить отношения со священниками.
* [[Пережить своих детей]] — универсальный источник стресса для вашего персонажа. Запрещайте наследникам служить рыцарями!
* [[Пережить своих детей]] — универсальный источник стресса для вашего персонажа. Запрещайте наследникам служить рыцарями!
** [[Непрямое убийство]] — а можете и не запрещать, если хотите подсократить количество детей, избежав дробления домена, или пожертвовать плохим наследником в пользу более хорошего младшего сына. Убивать детей через заговоры нельзя, если у вас нет черты характера «Садизм», лишать наследства — дорого, выборы чреваты странными ситуациями, когда ваш наследник получает только первичный титул… словом, заставлять служить рыцарями ненужных детей с низкой «Доблестью» — вполне себе легитимный и верный способ от них избавиться. С родичами-соперниками и просто неприятными вассалами тоже отлично работает.
** [[Непрямое убийство]] — а можете и не запрещать, если хотите подсократить количество детей, избежав дробления домена, или пожертвовать плохим наследником в пользу более хорошего младшего сына. Убивать детей через заговоры нельзя, если у вас нет черты характера «Садизм», лишать наследства — дорого, выборы чреваты странными ситуациями, когда ваш наследник получает только первичный титул… словом, заставлять служить рыцарями ненужных детей с низкой «Доблестью» — вполне себе легитимный и верный способ от них избавиться. С родичами-соперниками и просто неприятными вассалами тоже отлично работает.
** А можно ещё сажать [[Эксплойт|своих детей в тюрьму и казнить их]]. Хороший способ избавиться от неугодных наследников. Возможно пофиксят.
** А можно ещё сажать [[Эксплойт|своих детей в тюрьму и казнить их]]. Хороший способ избавиться от неугодных наследников. Возможно пофиксят.
*** Вряд ли. За такие фортели вы получаете огромные штрафы за тиранию (если нет повода для ареста) и за убийство родни. Причем серьезный дебафф «братоубийца» вешается даже в том случае, если вы казнили брата\сына за реальное серьезное преступление, например, мятеж или убийство.
*** Вряд ли. За такие фортели вы получаете огромные штрафы за тиранию (если нет повода для ареста) и за убийство родни. Причем серьезный дебафф «братоубийца» вешается даже в том случае, если вы казнили брата\сына за реальное серьезное преступление, например, мятеж или убийство.
* [[Дофига персонажей]] — счёт только играбельным идёт на сотни. А если добавить сюда баронов, безземельных придворных, детей, жен, родню…
* [[Умереть может каждый]] — более того, ЛЮБОЙ персонаж рано или поздно умрет. Включая вашего. Позаботьтесь о наследниках!
* [[Злой король]] — по сравнению со второй частью возможностей по отыгрышу тропа стало больше: если раньше расправы над всеми неугодными без законных оснований приводили к ухудшению отношений и скорому бунту всех вассалов, то теперь в игре появилась механика ужаса, и показательные казни любых узников способны запугать подданных, заставив их отказаться от открытого выступления против монарха. Кроме того, бояться злого короля могут даже соседние независимые правители, ужас незначительно повышает шанс их согласия на мирную вассализацию и иные требования.
* [[Женское жречество]] — при создании своей конфессии в догматах можно указать, что жрецами могут быть только женщины.
* [[Еретик]] — помимо реформации язычества, под себя можно подкорректировать и догматы любой уже существующей организованной религии (в том числе и реформированной языческой), основав тем самым новую конфессию. Правда, делать так с начала игры слабым христианским или мусульманским правителем лучше не стоит. Дело в том, что у мусульманских и христианских конфессий (не всех, но большинства) есть специальные доктрины «Экуменизм» и «Наследие Мухаммеда» соответственно, из-за чего они воспринимают другие христианские\исламские конфессии с такими же доктринами не как врагов, а как заблудших (то есть не могут объявлять священные войны и отзывать титулы). Так вот, взять данные доктрины при создании ереси нельзя, так что вы станете для старой конфессии «врагом» со всеми вытекающими. Язычникам и дуалистам проще: первые будут воспринимать еретика как заблудшего, вторые — как праведника, если не убирать доктрину «Гностицизм».
** При этом черту «ересиарх» не дают, хотя в игре она есть.
* [[Изменившаяся мораль]] — мораль можно изменить вручную через догматы религии, признав приемлемым деяния вроде ведовства, измен и однополых связей, исходно считающиеся греховными большинством религий и являющиеся законным поводом для заключения в тюрьму попавшихся за этим.
* [[Смехотворно высокая цена]] — стоимость смены религии, особенно если это мертвая на момент игры языческая конфессия (греко-римское язычество, например), и у вас нет никаких соответствующих перков. В этом случае цена составит что-то около 120 тысяч благочестия.
** Да даже перки эту проблему не сильно решат. «-75 % к стоимости смены религии» отсчитывается не от конечной цены, а от базовой и перк «еретик» будет лишь одним из многих модификаторов.
* [[Инцест]] — встречается регулярно. Некоторые религии (с догматом «Божественный брак») его даже поощряют. В отличие от второй части, в третьей при инцесте есть шанс вывести не только выродка, но и персонажа с трейтом «Чистая кровь», который снижает вероятность негативных последствий кровосмешения.
* [[Не в ладах с именами]] — игра считает, что имена типа «Прасковья», «Ефросинья» или «Феодор» — русские (а не христианские), в результате чего их обладатели толпами бегают по языческой Руси (в том числе и рождаются в семьях язычников). У зороастрийцев-персов или дейлемитов попадаются мусульманские и арабские имена, которые игра считает персидскими, например, Хусейн.
* [[Хардкор]] — зигзагом. Те, кто играет в основном в Европе за христианских феодалов в 1066, отмечают, что игра стала легче. Но вот некоторым другим жизнь как раз утяжелили. Так, ИИ теперь активнее объявляет священные войны и любит нападать на страны, погрязшие в других войнах или фракционных восстаниях. Так что каким-нибудь зороастрийцам, иудеям или славянским\скандинавским язычникам в 1066 придется теперь несладко. Да и перейти в феодализм стало тяжелее. Вторая часть требовала только реформированной религии, абсолютной племенной организации и либо наличия полностью улучшенных укреплений в племенной столице, либо наличия в ней феодального владения (можно было просто отжать одно графство с замком у соседа-феодала, перенести туда столицу на момент реформы, а потом вернуть все как было). Третья же часть убрала требование по отстройке замка, но зато требует прокачки 70 % технологий племенной эры (однозначно не успеете за жизнь одного монарха) и развития столичной области не меньше 5 (у племен штраф к приросту развития, придется тратить задания управляющего<ref>Впрочем, если у вас столица находится настолько в плохом месте, что и 5 развития не предвидится, лучше завоевать место получше и назначить столицей его.</ref>). Также при переходе в феодализм у вас больше не строятся автоматически города и храмы во всех владениях домена с доступными слотами, а только в достаточно развитых и не конвертируются племенные постройки, так что доход не повышается, а наоборот, падает. С другой стороны, теперь все ваши прямые племенные вассалы автоматически принимают феодализм вместе с вами.
* [[Знать, где упадёшь]] — если вы играете за племя, соберите побольше золота перед переходом в феодализм, минимум 500Х, где Х — количество провинций в вашем прямом домене. Как уже сказано выше, теперь города не строятся просто за переход в феодализм, так что вам, скорее всего, придется строить их вручную. Да и количество войск вместе с доходом временно упадет. И вообще награбьтесь от души: после перехода в феодализм эта возможность пропадет, если у вас организованная религия, в том числе реформированное язычество (во второй части грабить могли все язычники, даже реформированные).
** В большинстве случаев, если у вас небольшое государство, ИИ сразу же после объявления войны ломанется штурмовать вашу столицу, пытаясь захватить кого-то из членов вашей семьи или непосредственно вашего персонажа. Отведите войска на провинцию назад, чтобы поймать его на осаде.
** Если у вас есть сильная фракция, готовая выдвинуть ультиматум в любое время, соберите войска заранее и выдвиньте их в направлении столицы главы фракции.
** Всегда держите у себя в тюрьме штук 5 персонажей, за которых никто не заплатит выкуп и которых можно казнить без тирании (то есть либо преступников, либо персонажей, исповедующих религию, которую ваша вера считает «врагами» или «злом»). Пригодится вашему наследнику, чтобы поднять страх, потому что иначе он в первые годы своего правления может столкнуться с фракциями и бунтами. Особенно актуально, если наследник — ребенок. Или женщина при религии с доминированием мужчин (то есть почти любой).
** Переработанные крестовые походы теперь объявляются не против одного правителя, а против всех правителей, владеющих землями в выбранном де-юре королевстве, если католики считают их веру «врагами» или «злом» (и все их земли захватываются, если крестовый поход успешен). Поэтому до поры до времени не стоит трогать земли в королевствах Галисия (там Сантьяго), Лотарингия (там Кельн), Англия (там Кентербери) и Романья (там Рим). Ну, или хотя бы не захватывайте вышепоименованные священные места, потому что потери двух уже достаточно, чтобы открыть крестовые походы раньше исторического времени, а одно — Иерусалим — католики и так не контролируют. Ах, да, и не объединяйте испанские троны, если вы не католик, потому что тогда Галисия станет частью де-юре королевства Испания, и по итогам неудачного для вас крестового похода вы потеряете вообще все земли в этом королевстве.
** Максимальный уровень авторитета вождя у племени не даёт ничего, кроме возможности перейти в феодализм или клановый строй, и очень сильно раздражает вассалов. Поэтому принимать его есть смысл только непосредственно перед переходом в более цивилизованную форму правления, когда все остальные требования вы выполнили и вам не хватает только этого закона.
** Хотите обогнать всех соседей в техническом развитии? Начните играть за представителя редкой культуры. В идеале, чтобы она была только в ваших провинциях т. к. развитие зависит не только от учености но и, внезапно, от развития провинций.
* [[Чего нет, то не отнять]] — если вас уже ненавидят все вассалы, у вас минимальный уровень благочестия и престижа, то можете отнимать земли и казнить всех подряд сколько угодно. Аверсия с различными взаимодействиями, требующими платы в золоте, престиже или благочестии — репарации за проигранную войну или просто случайный клик на диалоговой опции легко могут загнать любой из этих ресурсов в минус.
* [[Батальное порно]] — аверсия, как и в большинстве других игр от Paradox. Сражения выглядят, как нападающие друг на друга фигурки человечков, где каждый человечек символизирует армию. Это вам не [[Total War]] и даже не [[Stellaris]]. Да даже во второй части бои были нагляднее
* [[Дойти до самоубийства]] — персонаж может покончить с собой, если умер его друг или любимый человек, он нахватался стресса до третьего уровня, потерял дееспособность, страдает меланхолией или болен раком\лепрой\сифилисом. Это вызывает значительные штрафы, с которыми придется бороться наследнику.
** [[Романтизация самоубийства]] — религии с догматом «Консоламент» (катаризм, кушитское язычество) позволяют персонажу покончить с собой без каких-либо негативных последствий для наследника. Причем сделать это может уже любой персонаж, достигший 60 лет или умирающий.
* [[Генерал-шахматист]] — персонаж, закрывший стратегическую ветку навыков военного образа жизни и получивший свойство «Стратег».
* [[Эксплойт]] — в количествах. Например, захват вражеского правителя в плен автоматически дает вам 100 % варскора. Можно прокачать левую ветку образа жизни «Интриги» до возможности похищения, похитить целевого правителя, объявить ему войну и тут же ее выиграть без единого сражения. Отлично работает!
** Начиная с 1.1, больше нельзя объявлять войны правителям, которые у вас в тюрьме, а попытка похитить вражеского короля во время войны имеет жуткий штраф. И требовать обращения в вашу веру от захваченных правителей не из вашей державы тоже нельзя.
*** Однако есть несколько дней между попыткой похищения и её результатами, так что эксплойт работает. Как только отдан приказ на попытку, игру нужно ставить на паузу, после чего немедленно объявлять войну! И через пару суток вы завершите её со 100 % счета. Ну, если, конечно, попытка окажется удачной… а ведь Святой Рандомий может быть и не на вашей стороне.
* [[Перманентная смерть]] — традиционный для игр Paradox режим «Железная воля» (в девичестве Iron man). В нем для вас недоступны любые сохранения, кроме одного автоматического, которое перезаписывается раз в полгода и при выходе из игры. При поражении сохранение становится неиграбельным. Опять же по славной парадоксовской традиции, ачивки доступны только в этом режиме.
* [[Перманентная смерть]] — традиционный для игр Paradox режим «Железная воля» (в девичестве Iron man). В нем для вас недоступны любые сохранения, кроме одного автоматического, которое перезаписывается раз в полгода и при выходе из игры. При поражении сохранение становится неиграбельным. Опять же по славной парадоксовской традиции, ачивки доступны только в этом режиме.
** Фанаты [[Проблема противоположных оценок|делятся на тех, кто играет только на айронмене и тех, кто принципиально на нем не играет]]. Золотой середины, как правило, нет. Аргументы первых — на айронмене лучше погружение и больше смысла планировать свои действия, потому что нет возможности загрузиться и все переиграть. Аргумент вторых — игра часто зависит от рандома, и его зловредность давно стала притчей во языцех: ваш персонаж обязательно умрет от старости в шестьдесят лет, если ему останется прожить каких-то жалких пару месяцев до чего-нибудь важного.<ref>Например, до того, как накапает достаточно благочестия для реформирования язычества или создания своей веры.</ref> Сейвскамминг, конечно, зло и рак — но в таких случаях перезагрузиться совсем незазорно. Чьи аргументы вам ближе, решать лично вам.
** Фанаты [[Проблема противоположных оценок|делятся на тех, кто играет только на айронмене и тех, кто принципиально на нем не играет]]. Золотой середины, как правило, нет. Аргументы первых — на айронмене лучше погружение и больше смысла планировать свои действия, потому что нет возможности загрузиться и все переиграть. Аргумент вторых — игра часто зависит от рандома, и его зловредность давно стала притчей во языцех: ваш персонаж обязательно умрет от старости в шестьдесят лет, если ему останется прожить каких-то жалких пару месяцев до чего-нибудь важного.<ref>Например, до того, как накапает достаточно благочестия для реформирования язычества или создания своей веры.</ref> Сейвскамминг, конечно, зло и рак — но в таких случаях перезагрузиться совсем незазорно. Чьи аргументы вам ближе, решать лично вам.
** В режиме Iron Man также нельзя переключаться между персонажами, в то время, как в игре есть очень интересные безземельные (и следовательно, неиграбельные со старта) персонажи, например, Эль Сид или Хрольф Пешеход. Если вы будете играть без «Железной воли» ради них, чтобы была возможность дать им землю и пересесть за них, то в этом — и только в этом случае — претензий даже у самых хардкорных «айронменщиков» к вам не будет.
** В режиме Iron Man также нельзя переключаться между персонажами, в то время, как в игре есть очень интересные безземельные (и следовательно, неиграбельные со старта) персонажи, например, Эль Сид или Хрольф Пешеход. Если вы будете играть без «Железной воли» ради них, чтобы была возможность дать им землю и пересесть за них, то в этом — и только в этом случае — претензий даже у самых хардкорных «айронменщиков» к вам не будет.
* [[Погладить собаку]] — теперь это целое отдельное решение, если у вас есть собака. Или [[Кавайная нэко|кот]].
* [[Полиглот]] – в игре можно выучить кучу языков. И при взятии определённой культурной особенности это принесёт вашему персонажу туеву хучу благочестия. Как бы странно это ни было, но с помощью языкознания свою династию крайне просто сделать святой.
* [[Пополнять армию врагами]] — предводители крестьянских восстаний нередко имеют высокий показатель доблести, и могут стать неплохими рыцарями. После подавления своего восстания они попадают в тюрьму, и их можно завербовать к себе на службу.
** С другими вражескими полководцами тоже работает. Особенно «выгодны» в этом плане войны против викингов — у них есть [[берсерк]]и.
* [[Проболтаться по пьяни]] — выдача своих (и чужих) секретов потенциальным шантажистам — одно из основных занятий персонажей во время пира.
* [[Проболтаться по пьяни]] — выдача своих (и чужих) секретов потенциальным шантажистам — одно из основных занятий персонажей во время пира.
* [[Пушечное мясо]] — ополчения низведены до этого тропа. Слабые во всем и многочисленные войска.
=== Р ===
* [[Религия зла]] — мраккультисты остались в прошлом, но вам ничего не мешает создать религию с человеческими жертвоприношениями, где добродетелями будут ярость, коварство и каннибализм.
** Внутри самой игры религии из других религиозных групп воспринимаются как сабж, позиция «Воплощение зла» как бы намекает.
* [[Рыцарь крови]] — нападение на все отряды без разбора во время набега либо войны, когда максимальный счёт за битвы уже достигнут, является действенным способом поднять престиж.
=== С ===
* [[Сапожник без сапог]] — потенциальная участь ваших протеже при равном разделе. Править империей имея в домене одну провинцию по опыту автора правки очень забавно. Так сказать, раз ты император, то и иди и завоюй себе что-нибудь.
** Но есть один способ этого избежать для феодалов и для племенных скандинавов-язычников. Захватить одно герцогство полностью, ввести на его территории закон феодальных выборов и выбирать собственно своего наследника. Т.к. выборщик в герцогстве один, вы единолично определяете наследника и... он наследует все графства в герцогстве. Главное, успеть проголосовать, если первый наследник куда-то денется на старости лет персонажа.
* [[Синкретический культ]] — можно организовать таковой, выбрав для реформируемого язычества или кастомной ереси один из догматов синкретизма — христианский, мусульманский, иудейский, народный (языческий) или восточный. Профит — вы будете считать соответствующие религии «врагами», а не «злом», и они в ответ будут считать так же. При этом вы еще и получаете бонус к отношениям для компенсации штрафа за враждебную конфессию. Благодаря этому вы сможете заключать браки, а значит, и союзы, с правителями соответствующей веры, правда, от священных войн и джихадов\крестовых походов вас это все равно не спасет.
* [[Сила Мэджикарпа]] — феодальное и клановое правительства по сравнению с племенем. На первых порах племенные правители выставляют намного больше войск и могут быстрее отстраиваться, платя престижем за здания. Они также могут быстрее расширяться, собирать достаточно большие количества золота благодаря набегам, создают титулы за полцены. Однако племена ограничены ранней эпохой, так что в конце игры они уже ничего не смогут противопоставить высокотехнологичным войскам феодальных и клановых держав.
* [[Скальный наездник]] — рандомные авантюристы желающие захватить у вас герцогство вернулись в дополнении, а так же никуда не делись:
* [[Скальный наездник]] — рандомные авантюристы желающие захватить у вас герцогство вернулись в дополнении, а так же никуда не делись:
** Претенденты и недовольные вассалы-смутьяны, которые будут мутить фракции, стоит вашей державе немного ослабеть (например, после смены правителя). Ещё и нож под лопатку могут сунуть.
** Претенденты и недовольные вассалы-смутьяны, которые будут мутить фракции, стоит вашей державе немного ослабеть (например, после смены правителя). Ещё и нож под лопатку могут сунуть.
Строка 229: Строка 214:
*** И [[викинг]]и, которые на старте были настолько суровы, что лезли захватывать прибрежные графства по всей карте. Увидеть Рюрика в Испании или даже Африке было легче легкого. Агрессивность викингов пришлось даже отдельно нерфить в патче 1.1.
*** И [[викинг]]и, которые на старте были настолько суровы, что лезли захватывать прибрежные графства по всей карте. Увидеть Рюрика в Испании или даже Африке было легче легкого. Агрессивность викингов пришлось даже отдельно нерфить в патче 1.1.
** Для нехристиан — папа Римский и его крестовые походы. Если во второй части со временем крестовые походы переставали быть проблемой, потому что с моральным авторитетом католичества ниже 5 % их нельзя было объявить, а если в течение года участникам не удавалось собрать достаточно сил, они распускались, то в третьей на релизе эти ограничения сняли. Вплоть до патча 1.2, даже если на карте всех независимых католиков оставалось три с половиной калеки, способных выставить от силы пять тысяч воинов против ваших тридцати, и папа терял Рим, они все равно устраивали КП против вас, и их мелкие отряды приходилось долго и нудно вылавливать. Патч 1.2 вернул в игру часть ограничений из второй части, увеличив кулдаун крестовых походов до 30 лет и введя требование собрать войска не меньше 2\3 от сил цели<ref>Правда хитрый Папа может объявить целью мелкого независимого герцога вместо могущественного императора, даром что последний обитает в том же королевстве.</ref>. Правда, они все равно всегда объявляются невовремя, и вдобавок могут свести вас в ненужный временный союз с врагом, у которого вы хотели отжать пару графств… Единственный способ прекратить безобразие — выполнить решение «Отменить папство», но это могут только мусульмане, скандинавские, балтийские, славянские и греко-римские язычники. Даже ликвидация схизмы не поможет (во второй части — помогала) — она, скорее вредит — ибо теперь крестовый поход могут кинут и в православных\армян\коптов и т. д. Можно также систематически угнетать католиков, насаждая свою веру по всей Европе, но это очень долго.
** Для нехристиан — папа Римский и его крестовые походы. Если во второй части со временем крестовые походы переставали быть проблемой, потому что с моральным авторитетом католичества ниже 5 % их нельзя было объявить, а если в течение года участникам не удавалось собрать достаточно сил, они распускались, то в третьей на релизе эти ограничения сняли. Вплоть до патча 1.2, даже если на карте всех независимых католиков оставалось три с половиной калеки, способных выставить от силы пять тысяч воинов против ваших тридцати, и папа терял Рим, они все равно устраивали КП против вас, и их мелкие отряды приходилось долго и нудно вылавливать. Патч 1.2 вернул в игру часть ограничений из второй части, увеличив кулдаун крестовых походов до 30 лет и введя требование собрать войска не меньше 2\3 от сил цели<ref>Правда хитрый Папа может объявить целью мелкого независимого герцога вместо могущественного императора, даром что последний обитает в том же королевстве.</ref>. Правда, они все равно всегда объявляются невовремя, и вдобавок могут свести вас в ненужный временный союз с врагом, у которого вы хотели отжать пару графств… Единственный способ прекратить безобразие — выполнить решение «Отменить папство», но это могут только мусульмане, скандинавские, балтийские, славянские и греко-римские язычники. Даже ликвидация схизмы не поможет (во второй части — помогала) — она, скорее вредит — ибо теперь крестовый поход могут кинут и в православных\армян\коптов и т. д. Можно также систематически угнетать католиков, насаждая свою веру по всей Европе, но это очень долго.
* [[Смертоносный распущенный двор]] — никуда не делся со второй части.
* [[Пополнять армию врагами]] — предводители крестьянских восстаний нередко имеют высокий показатель доблести, и могут стать неплохими рыцарями. После подавления своего восстания они попадают в тюрьму, и их можно завербовать к себе на службу.
* [[Смехотворно высокая цена]] — стоимость смены религии, особенно если это мертвая на момент игры языческая конфессия (греко-римское язычество, например), и у вас нет никаких соответствующих перков. В этом случае цена составит что-то около 120 тысяч благочестия.
** С другими вражескими полководцами тоже работает. Особенно «выгодны» в этом плане войны против викингов — у них есть [[берсерк]]и.
** Да даже перки эту проблему не сильно решат. «-75 % к стоимости смены религии» отсчитывается не от конечной цены, а от базовой и перк «еретик» будет лишь одним из многих модификаторов.
* [[Маленькая победоносная война]] — может оказаться не-маленькой и не-победоносной. Хотите отжать это вкусное герцогство у слабого соседнего правителя, лишенного союзников? Убедитесь, что он посреди войны не заключит-таки союз с соседней могущественной империей. Или не поднимет легион наемников. Или что эта же могущественная империя не пытается завоевать то же самое герцогство одновременно с вами, потому что в этом случае вы, захватив герцогство, тут же окажетесь в состоянии войны с этой империей.
* [[Счастливо усыновлённый]] – как и во 2-й части существуют ивенты, позволяющие усыновить ребенка, который будет принадлежать к вашей династии.
* [[Сила Мэджикарпа]] — феодальное и клановое правительства по сравнению с племенем. На первых порах племенные правители выставляют намного больше войск и могут быстрее отстраиваться, платя престижем за здания. Они также могут быстрее расширяться, собирать достаточно большие количества золота благодаря набегам, создают титулы за полцены. Однако племена ограничены ранней эпохой, так что в конце игры они уже ничего не смогут противопоставить высокотехнологичным войскам феодальных и клановых держав.
 
=== Т ===
* [[Так было надо]] — когда к власти в империи приходит новый наследник, ему не позавидуешь. Вассалы тут же кучкуются во фракции, крестьяне вечно чем-то недовольны. Денег на поднятие отношений может не хватить, сблизиться с проблемными вассалами долго, пир тоже не всегда панацея. Вот поэтому самым идеальным решением в этом случае становится поднятие ужаса. Казнить ни в чем не повинных придворных или запастись преступниками про запас на ваш выбор. В любом случае смерть 5 индивидов спасет страну от гражданской войны… на некоторое время.
** А как вам идея довести застенчивого персонажа до алкоголизма, что бы он хоть как-то мог снимать стресс на пирах?
* [[Туториальная недостаточность]] — уже меньше, чем в предыдущих частях серии, но местами все ещё чувствуется. Лучше все-таки отыграть пробную партию за ирландцев.
 
=== У-Я ===
* [[Умереть может каждый]] — более того, ЛЮБОЙ персонаж рано или поздно умрет. Включая вашего. Позаботьтесь о наследниках!
* [[Учёный и священник]] — в полном соответствии с духом эпохи, ветка теологии и ветка науки объединены в образе жизни «Образование», так что персонаж, успешно их закрывший, будет отыгрывать троп. Ну, может быть, [[с прикрученным фитильком]], потому что сам к духовенству может и не принадлежать.
* [[Фарм в стратегиях]] — племенным правителям есть смысл фармить золото набегами, особенно хороши в этом деле викинги и хауса с техами, позволяющими грабить с моря. Можно также фармить престиж охотами, пирами и созданием мелких герцогских титулов, а благочестие — паломничествами.
* [[Фарм в стратегиях]] — племенным правителям есть смысл фармить золото набегами, особенно хороши в этом деле викинги и хауса с техами, позволяющими грабить с моря. Можно также фармить престиж охотами, пирами и созданием мелких герцогских титулов, а благочестие — паломничествами.
* [[Фэнтезийная толерантность]] — альтернативно-историческая толерантность по части религий будет присутствовать, если выставить соответствующую настройку при начале игры. Все религии будут считать друг друга «праведниками». В остальных случаях [[аверсия]], даже если ваша религия для другого персонажа всего лишь «заблудшие», штраф к отношениям будет. И даже если его религия — плюралисты, но считает вас врагами или злом, то это всего-навсего означает, что при захвате священной войной он не узурпирует титулы иноверцев, а вассализирует их, а также не сможет отозвать их титулы просто так.<ref>Зато, если забудете прописать в контракте свободу вероисповедания, по-прежнему сможет требовать от вас принять его религию, и если вы откажетесь — отнять у вас землю уже как у нарушителя закона.</ref>
* [[Фэнтезийная толерантность]] — альтернативно-историческая толерантность по части религий будет присутствовать, если выставить соответствующую настройку при начале игры. Все религии будут считать друг друга «праведниками». В остальных случаях [[аверсия]], даже если ваша религия для другого персонажа всего лишь «заблудшие», штраф к отношениям будет. И даже если его религия — плюралисты, но считает вас врагами или злом, то это всего-навсего означает, что при захвате священной войной он не узурпирует титулы иноверцев, а вассализирует их, а также не сможет отозвать их титулы просто так.<ref>Зато, если забудете прописать в контракте свободу вероисповедания, по-прежнему сможет требовать от вас принять его религию, и если вы откажетесь — отнять у вас землю уже как у нарушителя закона.</ref>
* [[Хардкор]] — зигзагом. Те, кто играет в основном в Европе за христианских феодалов в 1066, отмечают, что игра стала легче. Но вот некоторым другим жизнь как раз утяжелили. Так, ИИ теперь активнее объявляет священные войны и любит нападать на страны, погрязшие в других войнах или фракционных восстаниях. Так что каким-нибудь зороастрийцам, иудеям или славянским\скандинавским язычникам в 1066 придется теперь несладко. Да и перейти в феодализм стало тяжелее. Вторая часть требовала только реформированной религии, абсолютной племенной организации и либо наличия полностью улучшенных укреплений в племенной столице, либо наличия в ней феодального владения (можно было просто отжать одно графство с замком у соседа-феодала, перенести туда столицу на момент реформы, а потом вернуть все как было). Третья же часть убрала требование по отстройке замка, но зато требует прокачки 70 % технологий племенной эры (однозначно не успеете за жизнь одного монарха) и развития столичной области не меньше 5 (у племен штраф к приросту развития, придется тратить задания управляющего<ref>Впрочем, если у вас столица находится настолько в плохом месте, что и 5 развития не предвидится, лучше завоевать место получше и назначить столицей его.</ref>). Также при переходе в феодализм у вас больше не строятся автоматически города и храмы во всех владениях домена с доступными слотами, а только в достаточно развитых и не конвертируются племенные постройки, так что доход не повышается, а наоборот, падает. С другой стороны, теперь все ваши прямые племенные вассалы автоматически принимают феодализм вместе с вами.
* [[ИИ этим не пользуется]] — много чем не пользуется. Например, не создаёт кастомных конфессий, обращаясь только в заранее созданные разработчиками ереси. Независимые племенные правители почти никогда не принимают феодализм\клановый строй, хотя, возможно, это связано с большими требованиями, потому что племенные вассалы под феодальным властителем, которым достаточно иметь второй уровень авторитета вождя и организованную религию, наоборот, принимают охотно. Очень редко реформирует языческие конфессии и никогда не меняет в них ничего, кроме религиозного руководства — хотя, опять же, это может быть связано с большими требованиями.
* [[Чего нет, то не отнять]] — если вас уже ненавидят все вассалы, у вас минимальный уровень благочестия и престижа, то можете отнимать земли и казнить всех подряд сколько угодно. Аверсия с различными взаимодействиями, требующими платы в золоте, престиже или благочестии — репарации за проигранную войну или просто случайный клик на диалоговой опции легко могут загнать любой из этих ресурсов в минус.
** ИИ прекрасно принимает феодализм, но у за ним не замечено целенаправленного стремления к захвату священных мест что бы реформировать религию. Поэтому ИИ и застревает в племенной эре, если только не принимает веру более организованных соседей (а вот стремление к этому у него замечено).
* [[Шантаж — гадкое слово]] — вы можете влиять на людей, если знаете их грязные секреты. Например, затащить кого-то в свою фракцию или заставить вассала давать вам больше денег и войск. Называется это «крючками» (hook).
* [[Ненужная фича]] — дерево навыков дипломатии, фактически, самое ненужное среди всех. Кое-какой толк может быть только от левой ветки, которая позволяет принудительно вассализировать персонажей, аннулировать перемирия и заключить один союз без брака\родственных отношений, но на практике мало кто пользуется этим. В самом деле, тратить целую ветку на ЭТО, в то время, как ваш персонаж за всю свою жизнь сможет закрыть две, максимум три?
* [[Эксплойт]] — в количествах. Например, захват вражеского правителя в плен автоматически дает вам 100 % варскора. Можно прокачать левую ветку образа жизни «Интриги» до возможности похищения, похитить целевого правителя, объявить ему войну и тут же ее выиграть без единого сражения. Отлично работает!
** Ну… перк «истинный владыка» (средняя ветка) позволяет мирно вассализировать примерно всех соседних правителей-единоверцев рангом ниже короля. А правая ветка позволяет неплохо раскачать навыки персонажу. Да и дружба с советниками несколько увеличивает их эффективность. Вообще дипломатия нужна скорее [[Добрый король|тем, кто хочет, что бы их любили вассалы]].
** Начиная с 1.1, больше нельзя объявлять войны правителям, которые у вас в тюрьме, а попытка похитить вражеского короля во время войны имеет жуткий штраф. И требовать обращения в вашу веру от захваченных правителей не из вашей державы тоже нельзя.
** Ветка соблазнения в интригах тоже практически бесполезна, особенно в сравнении с двумя другими, которые вообще были имбой на старте игры (и весьма полезны до сих пор).
*** Однако есть несколько дней между попыткой похищения и её результатами, так что эксплойт работает. Как только отдан приказ на попытку, игру нужно ставить на паузу, после чего немедленно объявлять войну! И через пару суток вы завершите её со 100 % счета. Ну, если, конечно, попытка окажется удачной… а ведь Святой Рандомий может быть и не на вашей стороне.
** Вся ветка администратора (правая ветка управления), кроме самого первого перка «вы можете претендовать на трон своего сюзерена» — все бонусы слишком маленькие, направлены на отношения с вассалами, но любая ветка в той же дипломатии будет лучше. А возможность получить претензию на трон сюзерена (реально полезная, если вы вассал) по понятным причинам бесполезна для независимых правителей.
**** К версии 1.11.5. описанная выше схема тоже стала неактуальной: даже если на момент объявления войны происки уже начаты, их практически гарантированно раскрывают, и даже если раскрыть не успели, шанс их успеха жестоко урезается (к примеру, с 85% до 15%). Однако есть ещё более наглая схема, которую разработчики так и не пофиксили: начинаем происки, дожидаемся момента, когда нам выпадет собственно эвент на похищение персонажа (т.е. буквально за один клик до завершения происков), и… объявляем войну ''перед'' тем, как отдать приказ на похищение, ''не закрывая'' при этом окно с эвентом. В этом случае игра «постесняется» порезать наши шансы на успех, и эксплойт таки сработает!
* [[Рыцарь крови]] — нападение на все отряды без разбора во время набега либо войны, когда максимальный счёт за битвы уже достигнут, является действенным способом поднять престиж.


== Примечания ==
== Примечания ==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблоны, используемые на этой странице: