Редактирование: Super Mario Bros
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Super Mario Bros box.jpg]] | |||
[[Файл:MarioSMBW.png|thumb|right|[[Коронная фраза|It's a me, Maaaario!]]]] | [[Файл:MarioSMBW.png|thumb|right|[[Коронная фраза|It's a me, Maaaario!]]]] | ||
{{video|T9iGuePCobo|Вот с чего начиналось...}} | {{video|T9iGuePCobo|Вот с чего начиналось...}} | ||
{{video|5kcdRBHM7kM|...и вот до чего выросло}} | {{video|5kcdRBHM7kM|...и вот до чего выросло}} | ||
'''Super Mario Bros''' | {{нихонго|'''''Super Mario Bros.'''''|スーパーマリオブラザーズ|су:па: марио бурадза:дзу|{{lang-ru|Супербратья Марио}}}} — [[видеоигра]] в жанре [[платформер]]а, разработанная и выпущенная в 1985 году японской компанией [[Nintendo]] для платформы [[Famicom]]. Занесена в «[[Книга рекордов Гиннесса|Книгу рекордов Гиннесса]]» как самая продаваемая игра в истории. После успеха игры её главный герой, [[Марио (персонаж игр)|Марио]], стал символом компании Nintendo и одним из самых известных игровых персонажей в мире. | ||
== Сюжет == | |||
Марио (или Луиджи) отправляется в путешествие по Грибному Королевству, чтобы найти принцессу Пич, которую Боузер заточил в своём за́мке. Во время путешествия он встречает таких врагов, как Гумба и Купа Трупа, и после схватки с Боузером в первых семи замках находит Тоада, который подсказывает, что Пич заточена в другом замке. В восьмом замке (уровень 8-4) Марио (или Луиджи) находит самого Боузера и сражается с ним. После этого он находит принцессу Пич. На этом этапе сюжет игры заканчивается. | |||
== Игровой процесс == | |||
Главными героями игры являются водопроводчик [[Марио (персонаж игр)|Марио]] и его брат [[Луиджи]] (в качестве игрового персонажа для второго игрока). Цель игры — пройти через Грибное королевство, ускользая или уничтожая солдат черепашьего Короля Купы (также известного как [[Боузер]]), чтобы спасти захваченную им в плен [[Принцесса Пич|Принцессу]]. | |||
Марио (или Луиджи) атакует противников, прыгая на них сверху (такой способ убивает грибов [[Гумба]] и временно нейтрализует [[Черепахи Купа|черепах Купа]], заставляя их прятаться в свои панцири) или ударяя снизу по платформе, на которой находится противник. «Испугавшихся» черепах можно использовать как оружие против других врагов, подтолкнув панцирь впереди себя: разогнавшись, он сметает всех на своём пути, но когда встречает преграду, меняет направление и может ударить самого Марио. На некоторых врагов, например дикобразов Спайни, нельзя запрыгивать, так как это ранит Марио. Их можно убить, выстрелив огненными шарами, или пнув в них черепаху. То же самое касается хищных растений, регулярно показывающихся из торчащих в земле труб. Некоторые из этих труб являются проходом в бонусный уровень, подземелье, в котором можно найти небольшое количество монет, а заодно сократить путь до выхода с уровня. Также встречаются ростки, по которым Марио поднимается на облака, бонусный уровень, на котором большое количество монет и нет противников. | |||
[[Файл:Super Mario 3-1.jpg|thumb|250px|Первый уровень «третьего мира». Огненный Марио.]] | |||
По пути Марио собирает монеты и бонусы, ударяя по блокам со знаком вопроса, а также выискивая секретные хранилища монет в кирпичных стенах. При наборе ста монет Марио получает дополнительную «[[очки жизни|жизнь]]», изначально у Марио есть три «жизни». За поверженных врагов начисляются очки, которые не приносят какой-либо практической пользы, а служат лишь для отражения мастерства игрока. При наборе 1 миллиона очков шестизначное табло увеличивается до семизначного. При последовательном поражении врагов одним черепашьим панцирем очки начисляются по возрастающей за каждого убитого: от 500 до 8000 очков, а затем (при поражении восьмого персонажа) Марио начисляется дополнительная «жизнь». | |||
Среди бонусов может встретиться оранжевый гриб, взяв который, персонаж увеличивается в размерах, превращаясь в Супер Марио ({{lang-en|Super Mario}}), и может разбивать головой кирпичи. Если взять после этого цветок, то Супер Марио становится Огненным Марио ({{lang-en|Fire Mario}}) и получает возможность стрелять огненными шарами, то есть поражать противника на расстоянии. Если Супер Марио или Огненный Марио дотрагиваются до противника, то они возвращаются в стадию обычного Марио. Если же противник ранит Марио или кончается время, выделенное для прохождения уровня, то игрок теряет одну «жизнь» и игра начинается заново (либо с начала уровня, либо с его середины). В уровнях, которые расположены в за́мках, погибший Марио начинает игру всегда с начала уровня. | |||
Ещё один встречающийся в игре бонус — звезда. Она не «вырастает» из блока, как гриб, а выскакивает из него и начинает перемещаться высокими и короткими прыжками. Заполучив её, Марио становится на некоторое время неуязвимым для врагов: противники погибают от одного его прикосновения. Но он всё равно погибнет, если упадёт в яму, или если закончится время. | |||
На некоторых уровнях встречаются также скрытые бонусы в виде зелёного гриба «1-up», который добавляет Марио одну «жизнь». | |||
[[Файл:Super Mario 8-4.png|thumb|Схватка с Королём Купой, уровень 8-4. На изображении обычный Марио|left]] | |||
Игра состоит из восьми миров по четыре уровня в каждом. В конце каждого четвёртого уровня, на мосту через озеро с лавой, Марио встречается с [[Боузер]]ом(Королём Купой) ({{lang-en|Bowser}}, {{lang-en|King Koopa}}) — огромным черепаховидным драконом. Он дышит огнём, а начиная с шестого мира — ещё и метает огромные молоты. Победить Боузера можно двумя способами: дотронуться до топора, находящегося за Купой (тот перерубит трос и Король Купа упадёт в лаву), либо поразить короля Купу с безопасного расстояния огненными шарами. В случае победы над Купой в первых семи мирах с помощью огня, выясняется, что это на самом деле переодетый простой враг, как черепаха, Гумба и т. д. После этого Марио встречает [[Тоад]]а — жителя Грибного королевства, который говорит ему: «Thank you Mario! But our princess is in another castle!» ({{lang-ru|Спасибо, Марио, но наша принцесса в другом замке!}}) | |||
В игре существуют три секретных перехода, называемые Зоной Перемещения ({{lang-en|Warp Zone}}) и позволяющих быстро переместиться в другие миры. Марио может туда попасть, пробив потолок в подземелье и пройти до конца уровня. При попадании в секретную комнату на экране появляется надпись «Welcome to warp zone!» ({{lang-ru|Добро пожаловать в зону искривления!}}) и трубы с номерами миров, в которые можно перенестись. Также на некоторых уровнях в за́мках имеются ловушки — постоянно повторяющиеся комнаты, которые необходимо проходить в определённом порядке. | |||
* | После того, как игрок пройдёт последний уровень восьмого мира, он получит возможность начать игру в более сложном режиме ({{lang-en|Second quest}}— второе задание). Отличия от основного задания: | ||
** | |||
* | * Все противники передвигаются с большей скоростью; | ||
* | * Все грибы Гумба заменяются на жуков Баззи; | ||
* Все платформы-лифты уменьшаются в размерах; | |||
* Регенерация оглушённых врагов происходит быстрее; | |||
* Огненные стержни появляются во всех отведённых местах, и в некоторых случаях становятся длиннее; | |||
* Некоторые карты усложнены (например, пушечными ядрами, которых нет в классической версии); | |||
* В некоторых случаях, большая численность врагов (водоём, рыбки Чипы); | |||
* Более редки контрольные пункты (check-point) в середине уровня. | |||
== Разработка игры == | |||
[[Файл:Takashi Tezuka, Shigeru Miyamoto and Kōji Kondō.jpg|мини|223x223пкс|Такаси Тэдзука, Сигэру Миямото и Кодзи Кондо на фестивале в честь 30-летия Super Mario Bros. в Сибуя, Токио (13 сентября 2015)]] | |||
За дизайн Super Mario Bros. отвечало подразделение [[Nintendo Entertainment Analysis and Development|Nintendo Research & Development]] во главе с [[Сигэру Миямото]] и [[Такаси Тэдзука|Такаси Тэдзукой]]. Помощь в программной части игры оказывала компания SRD Company, Ltd. с Тосихико Накаго<ref name="iwataasks25_1">{{cite web |url= https://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/mario25th/4/0 |title= Using the D-pad to Jump |work= Iwata Asks: Super Mario Bros. 25th Anniversary Vol. 5: Original Super Mario Developers |deadlink= no |publisher= [[Nintendo of America]] |date= 2011-02-01 |access-date= 2021-07-05 |lang= en |archive-date= 2019-08-21 |archive-url= https://web.archive.org/web/20190821071700/http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/mario25th/4/0 }}</ref>. | |||
Разработка Super Mario Bros. началась после того, как [[Сигэру Миямото]] и [[Такаси Тэдзука]] завершили работу над играми [[Excitebike]] и Devil World<ref name="NES Classic">{{cite web |title=Super Mario Bros. and Super Mario Bros. 3 developer interviews - NES Classic Edition |url=https://www.nintendo.com/nes-classic/super-mario-bros-and-super-mario-bros-3-developer-interview |deadlink=no |archive-url=https://web.archive.org/web/20171201032653/https://www.nintendo.com/nes-classic/super-mario-bros-and-super-mario-bros-3-developer-interview|archive-date=2017-12-01 |access-date= 2021-07-05 |website=Nintendo.com |publisher=[[Nintendo of America]] |lang=en}}</ref>. Эти игры, включая Kung Fu (порт аркадной игры [[Kung-Fu Master]] от команды Миямото на [[Famicom]]), стали основополагающими при разработке. Ключевыми элементами проекта должны были стать крупные спрайты главного персонажа, как в Devil World, и прокручивающийся экран, наподобие [[Excitebike]] и Kung Fu. Последние две игры вдохновили Миямото на создание концепта, по которому игрок мог «продумывать стратегию, пока экран прокручивается на большие расстояния», а также добавить надземные и подземные уровни и сделать задний фон цветным (до этого в играх Миямото фон был в основном чёрным)<ref>{{cite video |people=[[Сигэру Миямото]] |date=December 2010 |title=Super Mario Bros. 25th Anniversary - Interview with Shigeru Miyamoto #2 |url=https://www.youtube.com/watch?v=DNa0M1gymgA |deadlink=no |publisher=Nintendo Channel |access-date=2021-07-05 |time=00:52 |lang=ja }} {{Wayback|url=https://www.youtube.com/watch?v=DNa0M1gymgA |date=20210818032229 }}</ref>. По замыслу Миямото, Super Mario Bros. должна была стать «главной кульминацией» для эры игр на картриджах для Famicom, так как к выпуску на тот момент готовилось дополнение для консоли – [[Famicom Disk System]], позволяющее запускать игры на дискетах. По этой причине Миямото и Тэдзука хотели упаковать различные технологии, освоенные с момента выхода Famicom, в одной игре<ref name="NES Classic" /><ref name="Miyamoto Reveals All">{{cite web |last=Gifford |first=Kevin |title=Super Mario Bros.' 25th: Miyamoto Reveals All |url=http://www.ugo.com/games/super-mario-bros-25th-miyamoto-reveals-all.html |deadlink=no |website=[[1UP.com]] |access-date=2021-07-05 |archive-url=https://web.archive.org/web/20150105015455/http://www.ugo.com/games/super-mario-bros-25th-miyamoto-reveals-all.html |archive-date= 2015-01-05 |lang=en}}</ref>. | |||
Производство Super Mario Bros. шло параллельно с разработкой [[The Legend of Zelda (игра)|The Legend of Zelda]], директором которой также выступал Сигэру Миямото. Некоторые элементы из The Legend of Zelda были использованы для Super Mario Bros., например, Огненные стержни ({{lang-en|Fire Bars}}), исполняющие функцию объекта в Zelda, выступают как препятствие в Super Mario Bros.<ref name="Iwata Asks New_02">{{cite web |url=https://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/nsmb/1/3 |title=It Started With a Square Object Moving |work=Iwata Asks: New Super Mario Bros. Vol. 2 |deadlink=no |publisher=[[Nintendo of America]] |date=2009 |access-date=2021-07-05 |lang=en |archive-date=2019-08-21 |archive-url=https://web.archive.org/web/20190821071700/http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/nsmb/1/3 }}</ref> | |||
Первоначально в проекте Марио не выступал в качестве главного персонажа. В раннем прототипе игры, созданном Тосихико Накаго из SRD по просьбе Миямото в качестве эксперимента, игрок управлял прямоугольником с расширением 16x32 пикселя. Прямоугольник мог двигаться, но не был способен прыгать. Тэдзука, ознакомившись с хорошими показателями продаж Mario Bros. на Famicom, предложил Миямото использовать Марио в качестве героя, на что тот согласился<ref name="Iwata Asks New_02"/>. Игре дали название «Super Mario Bros.» в честь новой формы главного персонажа – Супер Марио (после получения Супер Гриба)<ref name="NES Classic"/>. | |||
Для Super Mario Bros. были предложены различные идеи, многие из которых не попали в игру. Так, на начальной стадии разработки было предложено создать бонус-уровень, где Марио или Луиджи верхом на ракете собирали монетки, обстреливая противников. Позже ракета была заменена на облако, а через время концепт и вовсе откинули<ref name="iwataasks25_1" />. Бонус-уровень в облаках с монетками – то, что осталось от первоначальной концепции в игре<ref name="Miyamoto Reveals All" />. Миямото изначально представлял Боузера как вола, вдохновившись Королём Волов из аниме 1960 года «[[Alakazam the Great]]». Однако, Тэдзука представлял его больше в облике черепахи, и вместе они выработали окончательный дизайн<ref>{{cite web |title=My First Project: Draw a Rug |work=Iwata Asks: Nintendo DSi Vol. 8: Yoichi Kotabe |url=https://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/ds/dsi/7/3 |deadlink=no |publisher=[[Nintendo of America]] |access-date=2021-07-05 |lang=en |archive-date=2019-08-21 |archive-url=https://web.archive.org/web/20190821071700/http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/ds/dsi/7/3 }}</ref>. | |||
Миямото не желал делать Марио меньше, чем было задумано, но первые прототипы игры не удовлетворяли команду, так как персонаж был слишком большим. Дизайн уровней создавался под маленького Марио с задумкой сделать его больше в финальной версии<ref name="Miyamoto Reveals All"/>. Но позже команда посчитала, что было бы забавнее дать Марио возможность изменяться в размерах с помощью усилителя<ref name="NES Classic"/>. Идея гриба, увеличивающего главного героя, пришла из японских народных сказок, в которых персонажи путешествовали по лесу и подбирали волшебные грибы, оттуда же пришла идея для названия мира Super Mario Bros. – «Грибное Королевство». Для того, чтобы сделать получение гриба более приятным для игрока, команда решила сделать Марио маленьким в начале первого уровня. | |||
На момент создания Super Mario Bros. графических редакторов не существовало. Для создания уровней Миямото и Тэдзука использовали миллиметровую бумагу, нанося на неё дизайн локаций. Если было необходимо внести изменения, поверх миллиметровки накладывалась прозрачная бумага, на которую намечали исправления. Позже команда Нагако вставляла уровни в саму игру<ref name="iwataasks25_1"/><ref>{{cite video |people=[[Сигэру Миямото]], [[Такаси Тэдзука]] |date=2015-09-13 |title=Super Mario Bros. 30th Anniversary Special Interview ft. Shigeru Miyamoto & Takashi Tezuka |url=https://www.youtube.com/watch?v=DLoRd6_a1CI |deadlink=no |publisher=[[Nintendo]] |access-date=2021-07-05 |lang=en }} {{Wayback|url=https://www.youtube.com/watch?v=DLoRd6_a1CI |date=20210709194033 }}</ref>. | |||
Носителем для Super Mario Bros. был картридж, вмещающий 256 килобитов памяти, 64 из которых занимали спрайты и графика заднего фона. Из-за ограничений хранилища дизайнеры искали способы для экономии места, что, как подметили сами разработчики, было похоже на весёлое соревновательное ТВ-шоу<ref name="Iwata Asks Culmination">{{cite web |url= https://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/mario25th/4/2 |title= The Grand Culmination |work= Iwata Asks: Super Mario Bros. 25th Anniversary Vol. 5: Original Super Mario Developers |deadlink= no |publisher= [[Nintendo of America]] |date= 2011-02-01 |access-date= 2021-07-05 |lang= en |archive-date= 2019-08-21 |archive-url= https://web.archive.org/web/20190821071700/http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/mario25th/4/2 }}</ref>. Так, облака и кусты на заднем фоне имеют одинаковые спрайты, но разные цветовые палитры. Декорации для заднего фона сгенерированы с помощью автоматического алгоритма<ref>{{cite web |url=https://www.gamasutra.com/view/news/253377/The_long_shadow_of_Super_Mario_Bros.php |title=The long shadow of Super Mario Bros. |website=[[Gamasutra]] |first=Nathan |last=Altice |date=2015-09-11 |access-date=2021-07-05 |lang=en |archive-date=2020-09-25 |archive-url=https://web.archive.org/web/20200925040532/https://www.gamasutra.com/view/news/253377/The_long_shadow_of_Super_Mario_Bros.php |deadlink=no }}</ref>. Звуковые эффекты также были повторно использованы. Например, звук получения урона и входа в трубу одинаков, или звук попадания Марио на врага и гребка под водой<ref name="simple">{{cite web |title= Keeping It Simple |work= Iwata Asks: Super Mario Bros. 25th Anniversary |url= https://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/mario25th/0/8 |deadlink= no |publisher= [[Nintendo]] |access-date= 2021-07-05 |lang= en |archive-date= 2019-08-21 |archive-url= https://web.archive.org/web/20190821071700/http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/mario25th/0/8 }}</ref>. | |||
Последним противником в Super Mario Bros., которого добавили в игру, является [[Гумба]]. К концу разработки команда решила, что в игре не хватает обучающего противника, которого можно было бы раздавить одним прыжком. К тому моменту, для нового противника почти не оставалось места в памяти игры, поэтому спрайт Гумбы представляет собой постоянное изображение, которое пролистывается туда-сюда<ref>{{cite web |url=http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/nsmb/1/5 |title= Applying A Single Idea To Both Land And Sky |work= Iwata Ask: New Super Mario Bros. Wii Vol. 6 |publisher=[[Nintendo of America]] |access-date=2021-07-05 |deadlink=no |archive-url=https://web.archive.org/web/20160927194716/http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/nsmb/1/5 |archive-date= 2016-09-27 }}</ref> | |||
. После добавления музыки [[Кодзи Кондо]], оставалось 20 свободных байтов в памяти картриджа. Миямото использовал оставшееся место для добавления короны в качестве вознаграждения для игроков, кто смог набрать от 10 жизней и больше<ref name="Iwata Asks Culmination"/>. | |||
=== Разработчики === | |||
* [[Сигэру Миямото]] — руководитель проекта, дизайнер | |||
* [[Такаси Тэдзука]] — помощник руководителя, дизайнер | |||
* [[Кондо, Кодзи|Кодзи Кондо]] — композитор | |||
* Тосихико Накаго — программист | |||
* Кадзуаки Морита — программист | |||
* [[Хироси Ямаути]] — исполнительный продюсер | |||
=== Музыка === | |||
{{main|Super Mario Bros. (саундтрек)}} | |||
== Сиквелы == | |||
* ''[[Super Mario Bros.: The Lost Levels]]'' (в Японии вышла под названием ''Super Mario Bros. 2'') | |||
* ''[[Super Mario Bros. 2]]'' (в Японии вышла под названием Super Mario USA) | |||
== Другие версии игры == | |||
=== Ремейки === | |||
* ''[[Super Mario All-Stars]]'' — сборник из [[ремейк]]ов четырёх первых игр серии ''Super Mario'', включая японскую версию ''[[Super Mario Bros.: The Lost Levels|Super Mario Bros. 2]]'', для платформы [[Super Nintendo Entertainment System|SNES]]. Обладает улучшенной графикой и звуком по сравнению с оригиналами. | |||
* ''[[Super Mario Bros. Deluxe]]'' — сборник из ремейков «Super Mario Bros.» и «Super Mario Bros.: The Lost Levels» (''The Lost Levels'' доступна только для прохождения в [[Многопользовательская игра|многопользовательской игре]]) для [[Game Boy Color]]. Отличается от оригинала возможностью сохранения и продолжения игры после того, как все «жизни» израсходованы. Графика и звук были перенесены из оригинала. | |||
=== Альтернативные версии === | |||
* ''Vs. Super Mario Bros.'' | |||
* ''All Night Nippon Super Mario Bros.'' | |||
* ''Super Mario Bros. Special'' | |||
=== Переиздания === | |||
В начале 2004 года Nintendo переиздала игру на Game Boy Advance в Японии, как часть их Famicom Minis коллекции и в США как часть Classic NES Series. Эти переиздания не содержали графических обновлений и имели все ошибки оригинальной игры. Согласно данным NPD Group это переиздание «Super Mario Bros.» было самым продаваемым для Game Boy Advance с июня по декабрь 2004 года<ref>[http://www.gamespot.com/news/chartspot-june-2004-6103856 ChartSpot: June 2004] {{Wayback|url=http://www.gamespot.com/news/chartspot-june-2004-6103856 |date=20120125233718 }}. — [http://www.gamespot.com Gamespot.com] {{Wayback|url=http://www.gamespot.com/ |date=19961105034129 }}</ref>. | |||
В 2005 году Nintendo снова переиздала эту игру для Game Boy Advance в честь 20-летнего юбилея игры в специальной редакции<ref>[http://www.gamasutra.com/php-bin/news_index.php?story=6766 Japanese Sales Charts, Week Ending October 2] {{Wayback|url=http://www.gamasutra.com/php-bin/news_index.php?story=6766 |date=20201126075301 }}. — [http://www.gamasutra.com Gamasutra.com] {{Wayback|url=http://www.gamasutra.com/ |date=20080610015414 }}</ref>. | |||
«Super Mario Bros.» является одной из 19 игр включённых в Nintendo GameCube. Игра была издана 2 декабря 2006 в Японии, 25 декабря 2006 года в Северной Америке для Wii’s Virtual Console и являлась оригинальной копией игры со всеми ошибками<ref>[http://wii.ign.com/articles/770/770594p1.html Super Mario Bros. VC Review: The one that started it all] {{Wayback|url=http://wii.ign.com/articles/770/770594p1.html |date=20081207094043 }}. — [http://wii.ign.com Wii.ign.com] {{Wayback|url=http://wii.ign.com/ |date=20061231175051 }}</ref>. | |||
Super Mario Bros. является одной из trial-игр доступных в «Masterpieces» секции в Super Smash Bros. Brawl<ref>[http://www.smashbros.com/en_us/gamemode/various/various23.html Masterpieces] {{webarchive|url=https://web.archive.org/web/20080128095218/http://www.smashbros.com/en_us/gamemode/various/various23.html |date=2008-01-28 }}. — [http://www.smashbros.com Smashbros.com] {{Wayback|url=http://www.smashbros.com/ |date=20050305230613 }}</ref>. | |||
Для Nintendo 3DS игра была издана в сентябре 2011 года для участников Nintendo’s 3DS Ambassador Program. | |||
== Отзывы == | |||
{{написать|дата=2021-05-30}} | |||
== Влияние == | |||
«Super Mario Bros.» долгое время была самой продаваемой игрой в мире после [[Тетрис]]а. Всего по данным [[Nintendo]] было продано около 40 миллионов копий игры<ref>{{cite web |url=http://www.gamecubicle.com/features-mario-units_sold_sales.htm Super Mario Sales Data |title=Mario Sales Data |work=gamecubicle.com news |publisher=gamecubicle |accessdate=2015-03-26 |archive-date=2015-05-21 |archive-url=https://web.archive.org/web/20150521080625/http://www.gamecubicle.com/features-mario-units_sold_sales.htm |deadlink=no }}</ref>, что позволило ей попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Игра занимает первое место в списке «200 величайших видеоигр своего времени» журнала [[Electronic Gaming Monthly|EGM]]<ref>{{Cite web |url=http://www.1up.com/do/feature?pager.offset=10&cId=3147448 |title=The Greatest 200 Games of Their Time |access-date=2009-05-03 |archive-date=2012-06-29 |archive-url=https://archive.today/20120629011651/http://www.1up.com/do/feature?pager.offset=10&cId=3147448 |deadlink=no }}</ref>, неоднократно занимала первое место в списке «100 игр всех времён» по версии сайта [[IGN|Imagine Games Network]]<ref name="ign">{{cite web |url=http://top100.ign.com/2005/001-010.html |title=IGN's Тор 100 Games |work=ign.com |publisher=[[IGN|IGN Entertainment, Inc.]] |accessdate=2015-03-26 |archiveurl=https://www.webcitation.org/61AZGOTgL?url=http://top100.ign.com/2005/001-010.html |archivedate=2011-08-24 |deadlink=yes }}</ref>. Марио стал символом компании Nintendo и одним из самых известных игровых персонажей в мире<ref>{{cite web |url=http://kotaku.com/5636283/happy-25th-birthday-super-mario-bros |title=Happy 25th Birthday, Super Mario Bros. |author=Plunkett L. |date=2010-09-13 |publisher=[[Kotaku]] |archiveurl = https://www.webcitation.org/5ta9egREn?url=http://kotaku.com/5636283/happy-25th-birthday-super-mario-bros |archivedate = 2010-10-18 |lang=en }}</ref>. | |||
Первый уровень ''Super Mario'' считается классическим примером, как можно обучить игре простым дизайном уровня: Марио появляется в левом углу и экран пуст — нужно идти вправо, после чего игрок встречает первого противника — [[Гумба|Гумбу]], перепрыгивая через которого игрок с большой вероятностью заденет секретный кирпич, и оттуда вылетит гриб увеличения. | |||
На сайте [[The Cutting Room Floor]] нашли баг, из-за которого Лакиту действовал не как надо<ref>{{cite web|author=Donald Theriault|title=New Error Found In Super Mario Bros.|url=http://www.nintendoworldreport.com/news/42586/new-error-found-in-super-mario-bros|website=Nintendo World Report|accessdate=2018-03-28|date=2016-04-24|archive-date=2018-03-28|archive-url=https://web.archive.org/web/20180328164541/http://www.nintendoworldreport.com/news/42586/new-error-found-in-super-mario-bros|deadlink=no}}</ref>, вместе с ссылкой на файл, исправляющий ошибку. | |||
Super Mario Bros. стала одной из самых известных игр в [[Скоростное прохождение игры|спидраннинге]], так как она считается хорошо изученной игроками. На данный момент, рекорд в категории "'''Any %'''" (прохождение игры наибыстрейшим способом, можно использовать [[баг]]и, [[глитч]]и, пропускать уровни) составляет 4 минуты 54,798 секунды, поставленный игроком ''Niftski''. | |||
== Наследие == | |||
Успех ''Super Mario Bros.'' привел к созданию множества продолжений в серии видеоигр ''[[Super Mario (серия игр)|Super Mario]]'', которые, в свою очередь, составляют основу всей франшизы ''[[Mario (медиафраншиза)|Mario]]''. Два из этих продолжений, ''[[Super Mario Bros. 2]]'' и ''[[Super Mario Bros. 3]]'', являются прямыми продолжениями игры и были выпущены для игровой системы Nintendo Entertainment System, и достигли аналогичного коммерческого успеха. Другое продолжение, вначале также названное ''Super Mario Bros. 2'', было выпущено в 1986 году исключительно в Японии для системы [[Family Computer Disk System|Famicom Disk System]], а затем позже было выпущено в других странах в составе сборника ''[[Super Mario All-Stars]]'' под названием ''[[Super Mario Bros.: The Lost Levels|Super Mario Bros: The Lost Levels]]''. Игровые концепции и элементы, заложенные в ''Super Mario Bros.'', преобладают почти в каждой игре серии ''Super Mario''. Серия насчитывает более 15 игр; как минимум на каждой игровой системе Nintendo была выпущена хотя бы одна игра серии ''Super Mario''. ''[[Super Mario 64]]'' считается одной из величайших игр, созданных когда-либо, и во многом благодаря ей произошла революция в жанре видеоигр-платформеров и переход от 2D к 3D. Серия игр является одной из самых продаваемых: по состоянию на сентябрь 2015 года в мире было продано более 310 миллионов экземпляров<ref>{{cite web|lang=en|url=https://www.yahoo.com/tech/happy-birthday-super-mario-181332681.html?nf=1|title=Happy 30th birthday, 'Super Mario Bros.'!|author=Morris, Chris|work=Yahoo! Tech|date=2015-09-13|publisher=[[Yahoo!]]|archive-url=https://web.archive.org/web/20160531170505/https://www.yahoo.com/tech/happy-birthday-super-mario-181332681.html?nf=1|archive-date=2016-05-31|access-date=2016-05-15}}</ref>. | |||
''Super Mario Bros.'' послужила вдохновением для создания нескольких [[Фанатская игра|фанатских игр]]: | |||
*В 2009 году французская компания Swing Swing Submarine выпустила [[браузерная игра|браузерную игру]] под названием ''[[Tuper Tario Tros.]]'', которая сочетает в себе элементы из видеоигр ''Super Mario Bros.'' и ''[[Tetris]]''<ref>{{cite web|last=McWhertor|first=Michael|title=Tuper Tario Tros. Puts A Little Tetris In Your Mushroom Kingdom|url=http://kotaku.com/5436334/tuper-tario-tros-puts-a-little-tetris-in-your-mushroom-kingdom|website=[[Kotaku]]|access-date=2021-03-13|date=2009-12-29|archive-url=https://web.archive.org/web/20140201185620/http://kotaku.com/5436334/tuper-tario-tros-puts-a-little-tetris-in-your-mushroom-kingdom|archive-date=2014-02-01}}</ref><ref name="edge">{{cite web|last=Donlan|first=Chris|title=Tuper Tario Tros.|url=http://www.edge-online.com/features/friday-game-tuper-tario-tros|work=Edge|access-date=2021-03-13|date=2011-09-02 |archive-url=https://web.archive.org/web/20120328080922/http://www.edge-online.com/features/friday-game-tuper-tario-tros |archive-date=2012-03-28}}</ref>. | |||
*В 2010 году разработчиком Джеем Павлиной была создана бесплатная, браузерная, фанатская игра с названием ''[[Super Mario Bros. Crossover]]''. Она является полным воссозданием Super Mario Bros — это позволяет игроку альтернативно управлять другими, различными персонажами из игр компании [[Nintendo]], включая [[Мегамен]]а, [[Линк (персонаж)|Линка]] из игр серии ''[[The Legend of Zelda]]'', Самус из серии ''[[Metroid (серия)|Metroid]]'' и Саймона из серии ''[[Castlevania]]''<ref>{{cite web|url=https://gamerant.com/super-mario-bros-crossover-game-benk-19406/|title=GR Pick: Super Mario Bros. Crossover Game|date=2010-04-29|website=gamerant.com|access-date=2021-03-13|archive-date=2018-06-15|archive-url=https://web.archive.org/web/20180615111000/https://gamerant.com/super-mario-bros-crossover-game-benk-19406/|deadlink=no}}</ref>. | |||
*В марте 2012 года вышла фанатская компьютерная игра ''[[Mari0]]'', которая сочетает в себе элементы игрового процесса из игр серий Super Mario и ''[[Portal (серия игр)|Portal]]''. В игре Марио вооружен [[портальная пушка|портальной пушкой]], с помощью которой он может создавать [[портал (фантастика)|порталы]] и телепортироваться через них и телепортировать других персонажей<ref>{{cite web|url=http://kotaku.com/5835600/mari0-puts-a-portal-gun-in-super-mario-bros|title=Mari0 Is What Happens When Mario Gets a Portal Gun|first=Michael|last=McWhertor|website=kotaku.com|access-date=2021-03-13|archive-date=2017-08-12|archive-url=https://web.archive.org/web/20170812100830/http://kotaku.com/5835600/mari0-puts-a-portal-gun-in-super-mario-bros|deadlink=no}}</ref>. | |||
*В 2013 году вышла браузерная игра ''[[Full Screen Mario]]''. Главным отличием в от оригинальной видеоигры является большой экран видеокадра, а также [[редактор уровней]]<ref>{{cite web |title=Full Screen Mario Web Game Closed Down Following Nintendo's Copyright Complaint |url=http://www.nintendolife.com/news/2013/11/full_screen_mario_web_game_closed_down_following_nintendos_copyright_complaint |website=[[Nintendo Life]] |access-date=2021-03-13 |date=2013-11-11 |archive-date=2018-10-11 |archive-url=https://web.archive.org/web/20181011014028/http://www.nintendolife.com/news/2013/11/full_screen_mario_web_game_closed_down_following_nintendos_copyright_complaint |deadlink=no }}</ref>. | |||
*В 2015 году геймдизайнер Джош Миллард выпустил небольшую браузерную фанатскую игру ''[[Ennuigi]]''. Это метафизическая игра с комментариями к оригинальной видеоигре, которые связаны с неспособностью [[Луиджи (персонаж)|Луиджи]] смириться с общим отсутствием в повествовании игры<ref>{{cite web|url=http://www.avclub.com/article/one-mario-bros-has-existential-crisis-new-game-enn-223496 |title=One of the Mario Bros. has an existential crisis in the new game Ennuigi |work=[[The A.V. Club]] |publisher=The Onion |date=2015-08-06 |access-date=2021-03-13 |archive-url=https://web.archive.org/web/20160831000522/http://www.avclub.com/article/one-mario-bros-has-existential-crisis-new-game-enn-223496 |archive-date=2016-08-31 }}</ref><ref>{{cite web|url=http://motherboard.vice.com/read/uh-oh-luigi-read-some-derrida-and-now-hes-ennuigi |title=Uh Oh, Luigi Read Some Derrida and Now He's 'Ennuigi' |work=Motherboard |publisher=[[Vice (magazine)|Vice]] |date=2015-08-17 |access-date=2021-03-13 |archive-url=https://web.archive.org/web/20161010135753/http://motherboard.vice.com/read/uh-oh-luigi-read-some-derrida-and-now-hes-ennuigi |archive-date=2016-10-10 }}</ref><ref>{{cite web|url=http://dangerousminds.net/comments/ennuigi_nintendo_for_pretentious_existentialists |title='Ennuigi': Nintendo for pretentious existentialists |work=Dangerous Minds |date=2015-08-06 |access-date=2021-03-13 |archive-url=https://web.archive.org/web/20160903010105/http://dangerousminds.net/comments/ennuigi_nintendo_for_pretentious_existentialists |archive-date=2016-09-03 }}</ref><ref>{{cite web|url=http://www.pcgamer.com/ennuigi-mario-flash-game/ |title=In Ennuigi you play a depressed, chain-smoking Luigi who's lost all hope |work=[[PC Gamer]] |publisher=[[Future plc]] |date=2016-08-29 |access-date=2021-03-13 |archive-url=https://web.archive.org/web/20160901124530/http://www.pcgamer.com/ennuigi-mario-flash-game/ |archive-date=2016-09-01 }}</ref>. | |||
== Влияние вне игрового мира == | |||
Название вида веслоногих ракообразных из семейства Canthocamptidae латин. [[Maraenobiotus supermario|supermario]] дано в честь персонажа видеоигры, который, как и этот вид, часто уходит под землю и носит забавные усы<ref name="Wells">Wells J. B. J. (2007) An annotated checklist and keys to the species of Copepoda Harpacticoida (Crustacea). ''[[Zootaxa]]'' '''1568'''(1)^ 1—872. {{doi|10.11646/zootaxa.1568.1.1}}.</ref>{{значимость факта?}}. | |||
Немец. ''SuperMario'' — прозвище немецкого футболиста [[Гомес, Марио|Mario Gómez García]]{{значимость факта?}} | |||
Англ. ''SuperMario'' — прозвище канадского хоккеиста [[Лемьё, Марио|Mario Lemieux]]{{значимость факта?}} | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | |||
== Ссылки == | |||
{{внешние ссылки}} | |||
{{Серия игр Super Mario}} | |||
[[Категория:Компьютерные игры по алфавиту]] | |||
[[Категория:Компьютерные игры 1985 года]] | |||
[[Категория:Игры для Game Boy Advance]] | |||
[[Категория:Игры для Virtual Console]] | |||
[[Категория:Игры для NES]] | |||
[[Категория:Игры для Famicom Disk System]] | |||
[[Категория:Игры Mario]] | |||
[[Категория:Платформеры]] | |||
[[Категория:Компьютерные игры, разработанные в Японии]] | |||
[[Категория:Компьютерные игры, разработанные Nintendo]] | |||
[[Категория:Компьютерные игры, изданные Nintendo]] | |||
[[Категория:Компьютерные игры, включённые во Всемирный зал славы видеоигр]] |