Малый типовой набор: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(имя автора стёрто)
Метка: отменено
Строка 1: Строка 1:
'''«МАЛЫЙ ТИПОВОЙ НАБОР ДЛЯ СОЗДАНИЯ ГЕНИАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СТИЛЕ „ФЭНТЕЗИ“, ПРИГОДНЫХ К УПОТРЕБЛЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР В УМЕРЕННЫХ КОЛИЧЕСТВАХ»''' — это одна из первых в России энциклопедий [[штамп]]ов, [[амплуа]] и прочих [[литературная техника|литературных приёмов]], написанная Алексеем Свиридовым и распространявшаяся через Fido и BBS в начале 90-х. Имеет историческое и культурное значение. Если Вы хотите помочь Posmotreli.su — пожалуйста, не дописывайте оригинальный текст, а проставляйте ссылки и колдобины на тропы, по которым у нас есть статьи.
<nowiki>'''«МАЛЫЙ ТИПОВОЙ НАБОР ДЛЯ СОЗДАНИЯ ГЕНИАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СТИЛЕ „ФЭНТЕЗИ“, ПРИГОДНЫХ К УПОТРЕБЛЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР В УМЕРЕННЫХ КОЛИЧЕСТВАХ»''' — это одна из первых в России энциклопедий [[штамп]]ов, [[амплуа]] и прочих [[литературная техника|литературных приёмов]], написанная Алексеем Свиридовым и распространявшаяся через Fido и BBS в начале 90-х. Имеет историческое и культурное значение. Если Вы хотите помочь Posmotreli.su — пожалуйста, не дописывайте оригинальный текст, а проставляйте ссылки и колдобины на тропы, по которым у нас есть статьи.


Данный текст является общественным достоянием (Public Domain); он ещё во времена оны свободно распространялся в тогдашних аналогах Интернета.
Данный текст является общественным достоянием (Public Domain); он ещё во времена оны свободно распространялся в тогдашних аналогах Интернета.
Строка 95: Строка 95:
{{Nav/Списки штампов}}
{{Nav/Списки штампов}}
{{Nav/Fantasy}}
{{Nav/Fantasy}}
</nowiki>

Версия 00:17, 12 июня 2024

'''«МАЛЫЙ ТИПОВОЙ НАБОР ДЛЯ СОЗДАНИЯ ГЕНИАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СТИЛЕ „ФЭНТЕЗИ“, ПРИГОДНЫХ К УПОТРЕБЛЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР В УМЕРЕННЫХ КОЛИЧЕСТВАХ»''' — это одна из первых в России энциклопедий [[штамп]]ов, [[амплуа]] и прочих [[литературная техника|литературных приёмов]], написанная Алексеем Свиридовым и распространявшаяся через Fido и BBS в начале 90-х. Имеет историческое и культурное значение. Если Вы хотите помочь Posmotreli.su — пожалуйста, не дописывайте оригинальный текст, а проставляйте ссылки и колдобины на тропы, по которым у нас есть статьи. Данный текст является общественным достоянием (Public Domain); он ещё во времена оны свободно распространялся в тогдашних аналогах Интернета. = Тропы «Малого Типового Набора» = == 1. Общие принципы == Для работы в среде «Фэнтези» вам необходимо иметь в качестве наиболее активно действующих: [[Протагонист|главного героя]] (любого пола), предмет любви главного героя (как правило противоположного пола), могучего покровителя главного героя, товарищей, соратников, временных союзников. Так же в команде г.г. необходим представитель симпатичного нац.меньшинства. Противодействующую сторону должны представлять: главный злодей типа 1 (непобедимый и малозадействованный), главный злодей типа 2 (стандартный), предатель и/или шпион, темная сила, представитель(ли) темных народностей природные условия, продажная(ные) шкура(ы). В этой группе представитель симпатичного нац.меньшинства нежелателен. В качестве обстановки действия целесообразно использовать природу, так как описания городов и пр. населенных пунктов требуют большей детализации, что отрицательно сказывается на скорости подготовки текста. Время года возможно любое, но традиционно используется лето. == 2. Действующие лица == === 2.1. Положительные персонажи === * '''2.1.1. Главный герой''' Главный герой [[мистер Фансервис|независимо]] [[мисс Фансервис|от пола]] молод, высок, строен, мускулист, красив. [[крутой фехтовальщик|Прекрасно владеет]] [[крутой копейщик|копьём]], [[лучник и рубака|мечом, луком]], [[вынул ножик из кармана|ножом]], [[боевые искусства|приёмами восточных единоборств]], но в магии слабоват. [[культурный крутой|Вежлив и сдержан]] до той степени, когда это начинает казаться изощрённым хамством. Внутренние монологи пронизаны спокойным и несколько свирепым юмором. В меру образован, [[умён не по годам|интеллектуален не по годам]], способен победить в честном споре любого мудреца любого народа и [[Шерлок Холмс|в один момент с помощью логического построения узнать]], кто на самом деле подсыпал мышьяку в тарелку. Сексуален настолько, что даже нет необходимости это как-либо подчёркивать, но вместе с тем Настоящая Любовь к нему ещё не приходила (см п.п. Настоящая Любовь). При этом, чтобы не быть слишком скучным, время от времени проявляет слабость: устаёт, [[сорвать злость|раздражается]], [[крутой курильщик|курит]], [[добродушный выпивоха|пьёт]], [[ловелас|ходит по бабам]], [[милый трусишка|трусит]], [[крутой, но ленивый|ленится]], [[ну ты как ляпнешь!|говорит глупости]] и даже спорит с Наставником-покровителем, а также пожинает горькие плоды ранее совершённых ошибок. [[крутой водила|Умело]] [[крутой наездник|пользуется]] [[крутой байкер|всеми]] [[ас|видами]] [[морской волк|транспорта]], лошадей не признаёт и разъезжает исключительно на коне<ref>Тут Свиридов, по всей видимости, имел в виду «не признаёт кобыл, а ездит на [[жеребец-убийца|жеребце]]», но получился [[бонус для гениев]]: в древнерусском словоупотреблении конь (исконно славянское слово) — это [[боевой зверь]], а лошадь (тюркское заимствование) — это на ком мужики землю пашут.</ref>. По идее смертен, однако никак не получается: болеет, только оказавшись после долгих скитаний в безопасном укрытии, предоставляя окружающим проявить трогательную заботу и самоотверженную верность. Имеет невысокий, но всё же дворянский чин в начале повествования, а заканчивает сюжет [[путь наверх|не менее чем]] правителем королевского разряда. * '''2.1.2. Предмет любви Главного Героя''' Предмет любви Главного Героя независимо от пола молод, высок, строен, мускулист, красив. Появляется около середины сюжета на время, необходимое для рождения Настоящей Любви. После этого либо исчезает из поля зрения до финала в результате вражеских происков или собственного благородства, либо [[боевая пара|остаётся рядом с героем]], совмещая таким образом свои обязанности с обязанностями Верного Спутника Главного Героя, но для этого Предмету Любви необходимо иметь и его тактико-технические данные (см. следующий пункт). * '''2.1.3. [[напарник|Верный спутник]] Главного Героя''' Верный спутник Главного героя [[постоянная шутка|независимо от пола]] молод, высок, строен, мускулист, красив. Однако молод, строен и красив менее, а высок и мускулист более Главного, а наибольшее отличие — Верный Спутник менее умён и более тугодумен. Зато он поддерживает Героя в моменты его слабостей, не поддаваясь им сам (см. выше), а также выручает его из тех безвыходных положений, из который Главный сам по себе не способен выбраться даже с помощью автора. У него тоже возможен предмет любви, но его нежелательно вводить в сборку действующих лиц. У Верного Спутника есть более важные дела, чем личная жизнь, и предмет способен создавать только излишнюю нервозность, хотя, будучи убит врагами, и оказывает благотворное влияние на моральное состояние Спутника. * '''2.1.4. Соратники Главного Героя''' Соратники Главного Героя независимо от пола молоды, высоки, стройны, мускулисты, красивы — если не все, то в большинстве. [[жертвенный лев|Вводятся главным образом для того, чтобы героически погибнуть]] и тем самым продемонстрировать читателю жестокость описываемых событий. Могут иметь чины от простолюдина до короля, причём короли в массе оказываются более живучими, чем все остальные. * '''2.1.5. [[ментор|Мудрый Наставник-покровитель]]''' М.н.-п. Г.г. [[крутой дедуля|не молод]], не высок, не строен, [[хлипкий маг|не мускулист]] и не красив. По профессии — [[маг]], всё знает, но не всё говорит, ограничиваясь [[говорит загадками|туманными намёками, от которых всем страшно]]. [[крутой в плаще|Одет всегда в мантию или плащ]], [[мудрая борода|косматая борода]] и волосы сияют белоснежной сединой. (Внимание: ухоженная борода, в отличие от косматой, есть намёк на возможный [[налево кругом|переход в команду врагов]].) Всемогущ или близок к этому, но действовать предоставляет Главному Герою, мотивируя это предначертанием судьбы. Курирует Героя с детства, обучая его [[магистр всяческих наук|языкам, ремеслам, заклинаниями, восточным единоборствам и умению вести себя в обществе]]. Для автора наставник-покровитель очень удобная фигура. Он избавляет его от необходимости объяснять и делать логичными многие повороты сюжета, предоставив престарелому магу буркнуть что-нибудь о [[вещи, которые лучше не знать|запретности размышлений на эту тему]]. Также на усталые плечи наставника ложатся и основные заботы по обеспечению масштабности. Для этого ему приходится время от времени ненавязчиво ввёртывать «…но я тогда боролся с Чёрным Ужасом [[не в ладах с географией|Восточного Запада]], который грозил уничтожить королевства Караманор и Мараканор, и поэтому в Бармалионе меня успели позабыть…» и так далее. Используя Главного Героя как средство для достижения личных благородных целей, Наставник обеспечивает консультации в потусторонних делах, одергивает соратников и сдержано похваливает Верного Спутника. По окончании сюжета исчезает в неизвестном направлении продолжать борьбу со Злом в иных местностях (временах, странах, измерениях и т. п.). * '''2.1.6. Представитель симпатичного нацменьшинства''' Одна из необходимейших фигур. Без неё изделие будет пресным и скучным. Представителя не жалко усадить на ромовый торт, сунуть в собственный капкан, заставить засмотреться на Луну и опрокинуться носом в канаву — словом, поставить в [[разрядка смехом|такое положение]], в которое Главный Герой ну никак попасть не должен. Симпатичное нацменьшинство характеризуется невысоким ростом, [[живчик|жизнерадостным норовом]], [[обжора|прожорливостью]] и свойскими взаимоотношениями со всеми, с кем сведёт судьба: что короля того же Бармалиона, что Властелина Тёмных Сил [[ты и вы|без стеснения называют на «ты»]], а этикет и вежливость реализуют в стиле «Я, конечно, извиняюсь, но ты, ВашВелиство, баальшую дурость сотворил!» Речь представителя гораздо более живая, чем остальных персонажей, пересыпана искрами народного юмора и поминаниями многочисленных родственников. В боевых действиях участвует [[отважный слабак|активно, бесстрашно, но не очень результативно]]. Из похода возвращается национальным героем и вполне может занять должность правителя или равноценную (по договорённости). === 2.2. Отрицательные персонажи === * '''2.2.1. [[Сатанинский архетип|Главный злодей 1 типа]]''' Существовал до и будет существовать после, как олицетворение непобедимого всемирно-вселенского зла. [[Гад за гадом|Непосредственного участия в сюжете практически не принимает]], присутствуя большей частью в разговорах в качестве пугала для персонажей. До непосредственной борьбы с героем не снисходит никогда хотя бы потому, что расклады настолько мелкого масштаба ему попросту неразличимы. Наставник-покровитель может под настроение рассказать пару древних преданий об годах ужаса и тьмы, когда злодей-1 был пободрее нынешнего и постращать этим на будущее. Этим роль злодея-1 и ограничивается. * '''2.2.2. [[Тёмный Властелин|Главный злодей 2 типа]]''' Основной противник Главного героя. Имеет титулы [[Красный Барон|Чёрного Мастера, Тёмного владыки, Призрачного Хозяина, Смертельного Врага]] и [[зловещее тёмное имя|звучное имя]], которое навевает на всех ужас. Устоявшегося облика не имеет, [[метаморф|принимает любые формы]], тяготея к вредным насекомым и [[превращение в змею помогает|ядовитым рептилиям]]. Имеет высокую идею-фикс «весь мир дерьмо, и [[апокалиптический маньяк|надо сделать его еще дерьмее]]». При этом не чужд банальных желаний — деньги, власть и нередко женщины. Могущественный [[маг]], всевидящий чародей, давний оппонент наставник-покровителя, непонятно как до сих пор уцелевшего. Жилище себе подыскивает в [[мёртвые земли|наиболее экологически неблагополучном районе]], а подыскав, [[Мордор|загаживает его еще сильнее]]. Презирает всех, включая своих приближенных, в победе над Главным героем уверен абсолютно, что не мешает злодею того же героя смертельно бояться (как бы сказал И. Ефремов — что и составляет диалектическое единство). Немногочисленные высказывания отмечены [[диссонирующее спокойствие|леденящим спокойствием]] и перемежаются [[злобный смех|сатанинским хохотом]]. Будучи побеждён, Злодей-2 самоликвидируется, этот процесс сопровождается пиротехническими эффектами — громами, землетрясениями, прояснением погоды. [[Рушится царство кощеево|Замок весело обрушивается]], а прислужники горестно разбегаются. * '''2.2.3. [[Дракон (персонаж)|Тёмные силы]]''' Помогают Злодею-2, но только потому, что служат Злодею-1. Имеют древнее происхождения, и, как всё древнее могущественны и непонятны. Непосредственно сами действуют мало, и [[враг силён твоим страхом|сильны в основном страхом остальных персонажей]], каковой очень полезен при нагнетании обстановки. Внешний вид и конкретные боевые качества играют второстепенную роль, в данном случае недостаток информации лучше ее избытка. Собственных имен не имеют и обозначаются описательно: «черная сила огня», «багровый страх ночи», «тот, кто несет смерть» и т. д. * '''2.2.4. Прислужники Злодея''' Прислужниками Злодея-2 могут быть как отдельные личности, так и [[Ось Зла|целые]] [[Всегда плохие|народы]] (в этом случае народы обозначаются как «[[Тьма есть зло|тёмные]]»). Они характеризуются целым комплексом патологий психики, физиологии и поведения, которые здравым умом понять просто невозможно. Злодей-2 унижает своих прихвостней на каждом шагу, и они продолжают на него работать [[шея мёрзнет без ошейника|только из чувства мазохизма]]. Для внешнего вида характерны [[Зло уродует|кривые ноги, горбатая спина, узкие глаза, гнилые зубы, редкие волосы, крючковатый нос, визгливый голос, бегающий взгляд]]. В большинстве своем [[тупой приспешник|непроходимо глупы]], и лишь для того, чтоб растянуть Главному & Ko удовольствие проявляют сметку и умение в драках и подстраиваемых кознях. Если из тёмных народов сформированы войска, то бои идут [[зерг-раш|исключительно числом без умения]], и лишь [[сила толпы|многократно превосходящая численность]] может сдержать победную поступь Главного и Соратников. Имена себе выбирают все больше непроизносимые, с огромным количеством шипящих. Общаются с окружающим миром исключительно [[ботать по фене|ботая по фене]], добавляя [[язык хмыканий|нечленораздельное рычание и вой]]. [[Каннибализм]], полное отсутствие взаимовыручки и боевого товарищества, [[гнусный алкаш|склонность к пьянству]], низкий моральный облик — добавить по вкусу. * '''2.2.5. [[Шпион]] или [[предатель]]''' Дублер любого образа из положительного ряда, кроме Главного Героя. Старательно скрывает свою истинную сущность, потом [[негодяйский моральный стриптиз|так же старательно её демонстрирует]]. Однако его облик с самого начала несет [[опереточный злодей|несколько характерных отпечатков]]. [[думать о красе ногтей|Тщательно следит за своей внешностью]], активней других разоблачает агентуру врага, и чаще остальных заверяет в своей верности идеалам Светлого дела. Будучи разоблачен скрывается, и действует из-за угла вплоть до разгрома Злодея-2 (немедленное уничтожение нежелательно по соображениям насыщенности сюжета). * '''2.2.6. Продажная шкура''' В принципе, этот тот же шпион/предатель, но [[опасное ничтожество|более мелкий]] и [[самоуверенный мерзавчик|более декоративно-мерзкий]]. Чаще всего [[торгаш — это плохо|мелкобуржуазный (кулацкий) элемент]], продавшийся Злодею-2 по месту жительства. Внешние данные подобны описанным в 2.2.4, а также добавляется [[отвратительный толстяк|толстое брюхо]] и [[жирный злодей|сальные щеки]]. Слишком большого вреда не приносит, поэтому разоблачается и нейтрализуется в первой трети сюжета. Манера разговора аналогична манере разговора любого хама сферы обслуживания и торговли. == 3. Мир == * '''3.1. Стартовая ситуация''' Всякая фэнтези начинается с [[сотворение мира|создания Мира]], а всякий мир начинается с создания карты, на которой должны быть [[море|моря]], [[остров]]а, материки с [[Горы Слёз|горами]], [[Дикое Поле|степями]], [[Пустыня Смерти|пустынями]] и вотчинами тёмных сил. Мир очень похож на Землю, но всякая чертовщина в нем — явление привычное и нормальное, причем эта чертовщина на 99 % содрана с наших же суеверий и на 1 % допридумана автором. По этому поводу персонажам полезно порассуждать на досуге о параллельных пространствах, связанных мирах, древних временах и т. д., [[подсветка|чтобы читатель не считал]], что соотношение 99 к 1 — результат творческой импотенции автора, а, наоборот, подозревал здесь высший шик. Главный Герой, ещё не знающий о том, что он герой, живёт-поживает своей обыденной жизнью, не очень задумываясь о том, что над миром сгущается мрак (тучи, беды). Наставник-покровитель [[зов|открывает Герою глаза и подвигает на выполнение подвигов]]. Верный Спутник добровольно вызывается войти в долю с Героем, даже не узнав, в чем собственно дело. * '''3.2. [[Дороги и тропы ]]''' Хождение по дорогам и тропам отнимает у Г.г. наибольшую часть времени. При этом он голодает, жаждет, мерзнет, мокнет, иссыхает, восхищается природой. Дороги весьма удобны для создания впечатления о глубине истории и географии Мира и вполне пригодны в качестве единственной движущей силы от эпизода к эпизоду. * '''3.3. Подлости и приключения''' Подлости происходят по воле Злодея-2, а приключения сами по себе — разница только в этом. В качестве подлостей можно рассматривать раздоры между Соратниками, нападения темных народов, мистические извраты с исходом, близким к летальному. Приключения происходят в борьбе с [[безразличие природы|необузданными силами природы]], бесхозными призраками (духами) и нейтральными персонажами, не разобравшимися сразу, что Главный Герой — хороший. После приключений возможно увеличение числа Соратников, а после подлостей — уменьшение его. * '''3.4. Настоящая Любовь''' Настоящая любовь приходит (проявляется) чуть раньше середины сюжета. Главный Герой встречает Предмет Любви, и хоть бы это было посреди глобальной сечи, [[любовь с первого взгляда|останавливается как громом пораженный]]. Объяснение происходит быстро, оно скорее похоже на констатацию факта. Проявляется Настоящая Любовь в совместном брожении по лесам, долгих и молчаливых взглядах, «внутреннем сиянии в глазах» и крайне редко — в смачном поцелуе, переходящим в [[не знает языка|троеточие]], подразумевающее под собой [[половой гигант|кобелино-кобылий темперамент]] Героя и Предмета. Настоящая Любовь неистребима, животворяща и действует в нужную минуту не хуже допинга. Злодей и приспешники [[злу не постичь Добра|такого, естественно, лишены]] и терпят сокрушительное поражение. * '''3.5. Победа''' Победа над Злодеем-1 невозможна, но на неё никто и не рассчитывает. Победа над Злодеем-2 [[Эффект набега орков|вызывает бурное ликование природы, мгновенное разрушение всего, что им создано]], а сам злодей [[повержен я во прах|превращается в ничто и исчезает в никуда]]. Порабощённые народы резко забывают годы угнетения и в порыве благодарности зазывают Главного на царство, на что он часто и соглашается. Послепобедное устройство Мира мало кого интересует, и описывать его трудно и не нужно, и поэтому история должна завершаться не далее чем через три страницы, а в идеале — через три строки. = Ссылки = * [https://www.avtoram.com/literaturnye_shtampy/ Литературные штампы в фэнтези] * [http://klikin.ru/generator.html Генератор фэнтези] — вариация на тему. = Примечания = {{примечания}} {{Nav/Списки штампов}} {{Nav/Fantasy}}