The Invisible Man: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
м (1 версия импортирована)
 
(не показаны 2 промежуточные версии 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
{{DISPLAYTITLE:Человек-невидимка}}
#перенаправление [[Человек-невидимка_(роман)]]
''Это статья о романе. Про одноимённый телесериал можно почитать [[The Invisible Man (телесериал)|здесь]].''
[[Файл:51i1WtixAuL-1-.jpg‎|thumb|right|А он думал — будет весело…]]
'''«Человек-невидимка»''' (''The Invisible Man'') — научно-фантастический роман английского писателя Герберта Уэллса, написанный в 1897 г. Книга повествует о трагической судьбе молодого ученого-физика Гриффина, открывшего формулу невидимости. Роман неоднократно был экранизирован, получил немало ответвлений и подражаний, а его герой стал фактически первым образом злого гения в искусстве.
 
== Сюжет ==
Молодой физик мистер Гриффин (имя героя так и остаётся неизвестным) сумел изобрести [[Технология получения суперспособностей|машину, делающую человека невидимым, и одновременно препарат, обесцвечивающий кровь]]. Правда, для полной невидимости человек должен был быть альбиносом, каковым Гриффин и являлся<ref>С научной точки зрения невидимка должен быть ещё и слепым — ведь свет в его глазах не преломляется, а проходит свободно. Этот факт создатели фантастики обычно стыдливо игнорируют. Но Уэллс мимо этого не прошёл — у его невидимки, кроме неусвоенной пищи, демаскировкой служит и висящая в воздухе сетчатка, на которую, в общем, внимания, по-хорошему, и не обратишь, если не знаешь, кто перед тобой стоит.</ref>. Однако обстоятельства сложились не в его пользу, так как из-за проблем с деньгами он не мог продолжать свою работу. У него появилась идея «исчезнуть» и начать совершенно новую жизнь в качестве невидимки.
 
Перейдя в невидимое состояние, Гриффин поджёг дом польского [[Пейсы, кашрут и день субботний|еврея]], у которого снимал жильё, чтобы замести следы ([[Ненадёжный рассказчик|со слов Гриффина]], это был [[Хитгый и жадный евгей|нехороший человек]]). И вскоре оказалось, что быть невидимым не так уж и круто. Он не подумал раньше сделать невидимыми заодно пищу и одежду, так что ему приходилось ходить голышом по январскому морозу и часто голодать. К тому же весьма был велик риск лишиться свободы и попасть в клетку, как диковинке (в гостинице его приняли за демона).
 
Всё это вынудило его оказаться в положении изгоя, избегающего человеческого общества. Гриффин поселился в деревне Айпинг и стал работать над возвращением себе прежнего нормального вида. Однако через некоторое время у него закончились деньги, и ему пришлось прибегнуть к краже, а потом и вовсе раскрыться и уносить ноги.
 
Вскоре Гриффин обратился за поддержкой к учёному по имени Кемп, с которым он когда-то вместе учился в университете. Гриффин предложил начать «царство террора» и устрашения людей, конечной целью которой был бы захват власти. Но Кемп отказался сотрудничать с невидимкой и вызвал полицию. Тогда невидимка приговорил Кемпа к смерти и начал охоту за ним, но в конечном итоге это привело к гибели Гриффина. Он был схвачен и убит разъярённой толпой. После наступления смерти его тело снова стало видимым. Секрет невидимости так и не был восстановлен, так как свою машину Гриффин уничтожил, а его записи были похищены бродягой Томасом Марвелом, которого Гриффин ранее шантажировал и использовал как «ходячий склад» денег и ценных бумаг.
 
== Что здесь есть ==
* [[Ай, молодца!/Зарубежная литература|Ай, молодца!]] — доктор Кемп, напуганный планами Гриффина о «царстве террора», пишет донос в полицию. Гриффин приходит в ярость от предательства бывшего однокашника и вырывается на волю, ещё более озлобленный и поехавший окончательно.
* [[Белые волосы, чёрное сердце]] — главный герой-[[альбинос]]. Соответствовал тропу еще до обретения невидимости: ограбил родного отца, из-за чего тот покончил с собой, и не испытывал совершенно никаких угрызений совести.
** Не скажите! Когда Гриффин по сути исповедуется перед Кемпом, он с трудом говорит о смерти отца. Очевидно, что некие эмоции испытывает. Другое дело, что старается их обесценить. «Отец оказался жертвой собственной глупой чувствительности».
* [[Бледный, как смерть]] — после приема средств для обесцвечивания крови (первый шаг к превращению в невидимку) Гриффин на какое-то время стал соответствовать тропу.
* [[Был никем, стал кошмаром]] — главный герой, в прошлом бедный научный сотрудник. В новом обличьи наделал немало шума и запугал аж полстраны.
* [[Все любят монстров]] — Гриффин попадает и под этот типаж.
* [[Гениальный силач]] - великолепный учёный, раскрывший секрет невидимости. При этом достаточно силён физически, так что один на один при внезапном нападении имел все шансы справиться даже с вооружённым человеком, но против толпы уже не потянул.
* [[Добродушный выпивоха]] — Томас Марвелл. Тот еще жулик, но в целом человек безобидный. Гриффин рассчитывал сделать его своим «[[Дневной представитель|дневным представителем]]», то бишь носильщиком. Как-никак, летящие по воздуху книги и вещи привлекают уж очень много внимания, лучше поручить их транспортировку человеку вполне видимому. Марвелл, однако, был тот ещё жулик и при первой же возможности удрал вместе с вещами Гриффина.
** Потому что сам мечтает о невидимости и возможностях, которые она даёт, для чего и спёр книги и записи. Во что бы мог превратиться маленький и слабый душой человечек, обрети он такие возможности, — страшно представить. «Сколько тут тайн, — говорит он, — удивительных тайн… Эх, доискаться бы только! Уж я бы не так сделал, как он. Я бы… эх! — Он затягивается трубкой».
* [[Заезжий нарушитель спокойствия]] — весь шурум-бурум начинается с появления в трактире странной фигуры с замотанным лицом и кучей научного оборудования.
* [[И только я — д'Артаньян]]: Гриффин — пример из палаты мер и весов. Настолько д’Артаньян, что в сочетании с [[Сверхспособности — это плохо|невидимостью]] и извечной паранойей это превратило его в [[Гад-невидимка|настоящего отморозка]], грезящего Царством Террора.
* [[Не в ладах с физикой]]. Заглавный герой утверждает, что равенство показателей преломления двух сред — это достаточное условие для того, чтобы на границе их раздела не было отражения света. Но, допустим, у крона (особое стекло) и смеси бензола с сероуглеродом показатели преломления одинаковы, между тем на границе раздела этих тел отражение все-таки наблюдается. Кроме того, всё тот же Перельман объяснил, что невидимый Гриффин и сам не сможет ничего видеть: все составные части его глаз тоже невидимы, а значит, просто пропускают свет.
** Граница сред в данном случае механически обработана (в случае стекла), следовательно, содержит преломляющие свет элементы. Например, последствия шлифовки. Любому фотолюбителю известен способ ретуши старых негативов с царапинами — нужно промокнуть плёнку глицерином и быстро, пока не высохла под лампой, засветить фотобумагу увеличителем или переснять кадр на плёнку-преемник в той же рамке фотоувеличителя. Этот же способ используется для чтения старых оптических дисков и при протирке линз оптических систем — царапины заполняются веществом с близким либо таким же показателем преломления.
* [[Недобрая старая Англия]] — с точки зрения Гриффина. Впрочем, он сам злыдень ещё тот.
* [[Сам себе подопытный]], [[гад-невидимка]] и [[протагонист-злодей]] — Гриффин. Поначалу предстает просто раздражительным и грубым, но [[Негодяйский моральный стриптиз|постепенно все больше и больше раскрывается]] как опасный социопат, заканчивает и вовсе мечтами о царстве террора. Начинал он как [[неэтичный учёный]], а закончил как [[Сумасшедший учёный|безумный]].
* [[Сиротинушка]] — [[субверсия]]: Гриффин украл деньги у родного отца ради воплощения своего открытия, тем самым подтолкнув его к самоубийству (так как эти деньги были чужие). И совершенно не парится в дальнейшем по этому поводу!
* [[Спойлерное название]] — в нескольких первых главах Гриффин полностью забинтован, и то, что он невидимка, становится для других персонажей большим сюрпризом. Но читатель-то помнит, как называется книга…
** Автор, видимо, рассчитывал, что читатели сначала подумают, что это намёк на скрытность Гриффина.
* [[Толпа с вилами]] — точнее, с мотыгами. Окончательно потерявшего берега Гриффина простые местные рабочие, доведенные до отчаянья, насмерть забивают в финале.
* [[Что за идиот!]]/[[Умный — не значит мудрый]] — Гриффин поздно спохватился насчёт того, что от холода и голода и невидимому человеку приятного мало. Перед этим ещё спровоцировал суматоху на улице, потроллив продавца содовой воды.
* По мнению автора правки, [[оттенки серого]] в чистом виде. Главный герой — тот ещё [[козёл]] и опасен, но и его антагонисты далеко не ангелы. Туповатые обитатели Айпинга, подозрительные и жестокие, не внушают симпатии. Кемп с целью завладеть научными открытиями Гриффина выдаёт полиции раненого Невидимку — с которым они, кстати, вместе учились. Не верится, что доктор Кемп использовал бы эти открытия более достойным образом. Да и Гриффина во время его скитаний по [[Великий Смог|Лондон]]у, когда он «старался только укрыться от снега, закутаться и согреться», невольно становится жалко. А уж финал…
 
== Адаптации ==
* Фильм «Человек-невидимка» Джеймса Уэйла (The Invisible Man, 1933) — классический фильм ужасов от «Юниверсал», первая и лучшая экранизация. Тут Гриффин [[Великолепный мерзавец|в плане устроения Царства Террора]] куда умнее и круче: он не разменивается на битьё окон и беготню с топором — вместо этого он пускает под откос поезда и грабит банки.
** [[Теперь в современности!]] — действие начало 1930-х (или конец 1920-х).
** [[Мистер Хайд]] — [[с прикрученным фитильком]]. Изначально Гриффин был нормальным человеком, а становление его негодяем — побочный эффект от препаратов. Время от времени он перестает мыслить как гад-невидимка и пытается быть прежним.
** [[Адаптационная любовная линия]] — у Гриффина есть возлюбленная Флора.
** А еще Гриффин получил тут имя — Джек.
* Советский телеспектакль «Человек-невидимка» ЛенТВ, 1977 г., две серии. Режиссер Г.Селянин, в ролях: Р. Катанский, М. Данилов, Г. Волкова, М. Светин, О. Волкова
** [[Сменить сторону в адаптации]] — как и в фильме, Гриффин непонятый ученый, а Кемп — негодяй.
** [[Пощадить в адаптации]] — Гриффин в финале жив и куда-то сбежал.
* [[Советская кинофантастика|Советский фильм]] «Человек-невидимка» (1984, реж. Александр Захаров). Создатели решили [[сменить сторону в адаптации|превратить]] Гриффина из [[Озлобленный ботаник|озлобленного учёного-мизантропа]] в [[Героизм в адаптации|романтичного]] учёного-идеалиста, преследуемого невежественной толпой. Он тратит последние денежки на цветы своей девушке и совершает всего одно убийство — да и то из самозащиты и случайно! Уэллс ворочается в гробу.
** Впрочем, его «добрый» друг Кемп, в экранизации представленный абсолютным негодяем, сразу просекает открывшиеся возможности и пытается сделать Гриффина своим [[Дракон (персонаж)|драконом]] (а по совместительству и подставным Главгадом), дабы учинить с его помощью Царство Террора (которое в книге пытался учинить сам Гриффин). Здесь же Гриффин возмущенно посылает Кемпа куда подальше ({{spoiler|и гибнет.}})
** [[Великолепная пошлость]] — песенка, исполняемая на базарной площади, подчеркивает распространённую среди невежественного обывателя [[Наука — это плохо|ненависть к науке и прогрессу]]: «Облака не белые, а синие, трам-пам, трам-пам! Лето холоднее, чем зима, трам-пам, трам-пам! А это все от физики и химии, а это всё от лишнего ума-а-а! Для чего людей в лабораториях, трам-пам, трам-пам, выставлять к рентгеновским лучам, трам-пам, трам-пам?! А ещё такие есть, которые… СМОТРЯТ В ТЕЛЕСКОПЫ ПО НОЧА-А-АМ!!!»
** [[Добродушный выпивоха]] — здесь и Марвелл в конце раскаивается, что подло с ним поступил, и искренне оплакивает его смерть: «Сколько тайн… сколько тайн… Вот голова была! Такого человека сгубили… Эх, люди, люди…»
* Английский минисериал «Человек-невидимка» (The Invisible Man, 1984) — довольно точная экранизация, подпорченная дешевизной постановки. Очень часто показывали по советскому телевидению.
* Американский фильм 2020 — сильно по мотивам. Гриффин здесь занимается высокотехнологическим [[газлайтинг]]ом {{spoiler|жены. Он тайно владеет костюмом невидимости и использует его сперва чтобы выставить жену неуклюжей (включает газ на кухне на полную, роняет вещи), потом истеричкой (тайно посещает её ночью в чужом доме, ей никто не верит) и наконец выставляет её психом-убийцей. В конце открыто лжёт жене в глаза, сваливая вину на своего брата. Однако жена нашла запасной костюм невидимости и смогла тоже сыграть в эту игру}}.
 
== Фанфикерство ==
* Иллюзионный аттракцион династии Ратиани (авторы сценария Ю. Благов, О. Белоусов, А. Фальковский). Изначально задумывался как перенос действа романа на арену цирка, по потом постепенно невидимка стал хорошим, превратившись безобидного героя-насмешника.
** Странные вещи на фото - аверсия, Невидимку (в видимой или нет форме) нельзя фотографировать, при попытке сфотографировать фотоаппараты ломаются. Начем построены некотрые гэги клоунов.
** В версии 1980-х и 1990-х  в версии Людмилы Ратиани после ее появления из ящика с дымом,  действо аттракциона начинается с ящика с ширмой, делающего человека невидимым целиком или наполовину. Сначала возможности демонстрируются на  неком господине в шляпе. Потом становится невидимой и главная волшебница представления. В ее же версии она может становиться видимой и невидимой, меняя наряды, плюс делать людей невидимыми частично (трюк с исчезновением головы клоуна, застрявшей старинном фотоаппарате)
** Крутая маска - Невидимка в исполнении Отара Ратини носил маску в "видимом состоянии". Т.е. как бы он был невидимым все время, а одежду мог делать видимой или невидимой по желанию. В версии Людмилы маски нет, но есть шляпа с вуалью.
** Собак друг человека. В версии Л.Ратини был пес.
** Среди действующих лиц - два папарацци-клоуна, желающие сфотографировать или заснять на кинопленку Невидимку. В ранних вариантах клоуны, скорее были не в меру любопытными, желающими узнать "тайну невидимости"
** Мешок на голову - ближе к финалу клоуны пытаются похитить Невидимку, запихнув в мешок. Но Невидимка освобождается. В версии Людмилы выглядит как игра со штампом "дева в беде".
* «Возвращение человека-невидимки» (1940 г.) — продолжение фильма 1933 г. от «Юниверсал».
* «Эбботт и Костелло встречают человека-невидимку» (1950 г.) — шуточный римейк «Возвращения» с Эбботтом и Костелло.
* «Исповедь невидимки» (1987) — герой, биржевой маклер, становится невидимым из-за техногенной аварии и, испугавшись, что над ним теперь будут проводиться опыты, ударяется в бега. Он пытается одновременно скрыться от тщеславного агента ЦРУ и воссоединиться во своей девушкой.
* «Невидимка» (Hollow Man, 2000) — про невидимого Себастьяна Кейна, доставившего окружающим не меньше проблем, чем Уэллсовский невидимка.
* Лига выдающихся джентльменов (The League of Extraordinary Gentlemen) комикс и фильм. Невидимки, соответственно Хоули Гриффин (из романа Уэллса) и Родни Скиннер (вор, укравший секрет невидимости, в оригинале обладает очаровательным легким акцентом кокни), а еще множество невидимых солдат, «производимых» в промышленных масштабах профессором [[Sherlock Holmes|Мориарти]]. Да, Гриффин на стороне добра {{spoiler|(по крайней мере, на некоторое время)}}, но относительно его моральных качеств никаких сомнений нет: перед нами [[полное чудовище]]. Достаточно сказать, что первое, что он делает «в кадре», — это изнасилование девочки-пансионерки.
** А вот с Родни Скиннером из экранизации [[субверсия]]: невидимого и подозрительно себя ведущего вора подозревают в предательстве все, но предателем оказывается другой человек, Скиннер же все это время был [[Хороший невидимка|предан Лиге]]. Именно он встречает остальных героев возле базы главгада с ценными сведениями, устраивает там диверсию и в итоге {{spoiler|получает чудовищные ожоги по всему телу, защищая Тома Сойера от противника с огнеметом}}. Гриффин во вселенной фильма, очевидно, тоже существовал, но лишь упоминается мельком:
{{q|pre=1|
— Некоторое время назад один заблудший, но талантливый ученый изобрел средство, чтобы стать невидимым.
— Да, я слышал об этом. Но разве он не умер?
— Он умер, но вещество-то осталось. А я его украл. И вот, можете полюбоваться.|А все из-за того, что наследники Уэллса не разрешили экранизаторам использовать персонажа}}
 
== Примечания ==
<references />
 
{{Nav/Книги}}

Текущая версия на 19:47, 8 мая 2022

Перенаправление на: