Дом, в котором: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{DISPLAYTITLE:Дом, в котором…}} {{q|''Дом — это стены и стены осыпающейся штукатурки… Узкие переходы лестничных маршей. Мошкара, танцующая под балконными фонарями. Розовые рассветы сквозь марлевые занавески. Мел и замусоренные парты. Солнце, тающее в красной п...»)
 
(Перенаправление изменено с Дом, в котором... на Дом, в котором…)
Метка: изменение цели перенаправления
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{DISPLAYTITLE:Дом, в котором…}}
#перенаправление [[Дом, в котором…]]
{{q|''Дом — это стены и стены осыпающейся штукатурки… Узкие переходы лестничных маршей. Мошкара, танцующая под балконными фонарями. Розовые рассветы сквозь марлевые занавески. Мел и замусоренные парты. Солнце, тающее в красной пыли дворового прямоугольника. Блохастые собаки, дремлющие под скамейками. Ржавые трубы, перекрещивающиеся и свивающиеся в спирали под треснувшей кожей стен. Неровные ряды детских ботинок со скошенными носами, выстроенные вдоль кроватей... К входящему Дом поворачивается острым углом. Это угол, об который разбиваешься до крови. Потом можно войти.''|}}
«'''Дом, в котором…'''» — роман Мариам Петросян. Состоит из трех частей: «Курильщик», «Шакалиный восьмидневник» и «Пустые гнезда».
 
== Сеттинг и сюжет ==
Время и страна подчеркнуто не указаны<ref> Это может быть и Америка, и Советский Союз. Повальное наличие плееров у интернатовцев, упоминание манги, странная ситуация с выпускными экзаменами (не особо похожая на достаточно строго формализованную советскую образовательную систему), тот факт, что уборщица не чует подвоха, когда Курильщик представляется Раскольниковым, школьный автобус, угнанный Черным, Лос-Анджелес и фирма «Феникс» скорее отсылают к Западу. Упоминания Дома как бывшего дворянского гнезда, ежегодные поездки к морю и самое главное — описание расчёсок — апеллируют к Советскому Союзу. Впрочем, эти две версии легко примирить, предпложив, что место действия где-то в Европе. Похоже, что автор сознательно делала намеки на разные страны, чтобы Дом нельзя было точно локализовать. Что касается времени — это, скорее всего, 1980-е гг., (с другой стороны, то что Лорд в кафетерии расплатился с Кроликом сотенной купюрой может отсылать и к началу девяностых) о чём свидетельствуют упоминаемые музыкальные исполнители, наличие транзисторов и тот факт, что воспитатель набирает заявление на печатной машинке, а не на компьютере.</ref>. Действие происходит в интернате для детей-инвалидов, который его обитатели называют просто Дом. Невзирая на наличие педагогов и воспитателей, реального контроля над детьми у них нет, и в Доме царит [[праздник непослушания]], вплоть до убийств и изготовления наркотиков. Тем не менее, у детей есть собственные жесткие законы, их коллектив иерархичен и разделен на стаи, во главе каждой из которых стоит вожак.
 
Обитатели Дома воспринимают его как собственный мир, а внешнего мира, который они называют Наружностью, по большей части боятся. Соответственно, боятся они и выпуска, и по этой причине каждый из прежних выпусков сопровождался катастрофой — волной самоубийств, массовой бойней и т. д. К тому же грядущий выпуск, до которого осталось меньше года, должен стать последним, поскольку интернат собираются закрыть.
 
Сюжет начинается с того, что обычного парня по прозвищу Курильщик, новичка в Доме, почти ничего не понимающего в происходящем вокруг, переводят из самой образцово-показательной группы в самую крутую, управляемую непосредственно вожаком всего Дома. Разумеется, не все в ней рады его появлению. Параллельно с этим разворачивается история из недавнего прошлого, посвященная взрослению большинства членов этой группы.
 
Однако сюжет, начавшись как история о празднике непослушания и роман воспитания, постепенно сворачивает в сторону мистики. Оказывается, что в Доме существует многослойный параллельный мир, в который можно попадать иногда по собственной воле, а иногда — нет, что многие персонажи на самом деле значительно старше, чем кажутся, что существуют различные временные ветки («круги»), в которых события происходят по-разному, что можно отправиться на новый круг с целью переиграть прошлое… Постепенно оказывается, что почти все, происходящее в Доме, происходит отнюдь не просто так. Кроме того, обо всей этой мистике не принято и даже опасно говорить открыто, из-за чего обсуждается она путем намеков, недомолвок и иносказаний. В результате книга превращается в высококачественный [[вывих мозга]], приводящий к большому количеству откровений у холодильника и необузданных догадок.
 
Интересной особенностью сюжета является то, что все мистические происшествия даются иносказательно, в пересказе героев или в виде ощущений под действием наркотиков. Поэтому после прочтения книги [[Может, магия, а может, реальность|не ясно, было ли в ней что-то, невозможное в привычном нам мире, или нет]].
 
== Тропы и штампы ==
* [[Ай, молодца!]]:
** Лось {{spoiler|решил облегчить жизнь безрукому новичку и особо попросил у других детей во всём ему помогать… Вот только раньше он никого так не выделял. А Лось — единственный воспитатель в Доме, которого обожали '''все'''. Результат — дикая ревность и полномасштабная травля. Когда повзрослевший Сфинкс много лет спустя узнает, с чего всё началось, он даже произносит что-то в духе этого тропа}}.
** Химера {{spoiler|в силу [[Трагическая импульсивность|трагической импульсивности]], по сути, выдала тайну Македонского, причём именно тому человеку, которому её нельзя было выдавать. [[С прикрученным фитильком]], ибо в итоге всё закончилось хорошо}}.
** Спортсмен {{spoiler|отселил неугодных членов стаи в отдельную комнату… где они и сколотили собственную стаю, вырвавшись из-под его власти и переманив у него кучу народу. Ближе к [[Ай, молодца, злодей!]], только он не злодей, а просто [[козёл]].}}
** Волк {{spoiler|попытался манипулировать Македонским, угрожая выдать его ангельскую сущность всем в Доме. За шантаж поплатился жизнью.}}
* [[Альтернативный таймлайн]] — присутствует.
* [[Анималистическая символика]] — названия групп: Фазаны, [[Крысы]], Птицы, [[Стереотипы о собаках|Псы]] и, хотя в книге это не упоминается, в одном интервью автор сказала, что название четвёртой комнаты — Волки. Прозвища отдельных персонажей: [[Сфинкс]], [[Кузнечики и сверчки|Кузнечик]], Волк, [[Сохатый|Лось]], [[The Jungle Book|Шакал Табаки]], [[Падальщики|Стервятник]], Крыса, Акула, [[Братец-кролик|Кролик]], Конь, [[Барашки и овечки|Овца]], [[Полосатая зебра|Зебра]], [[Большая крутая кошка|Леопард]], [[Злой мух|Муха]], [[Милая рыбка|Гуппи]], [[Пауки необычных размеров|Тарантул]]…
* [[Антигерой]] — Курильщик. И в старой, и в новой группах считали, что он он феерически прямолинеен, нечуток и эгоистичен. В итоге стал вообще [[доносчик|стукачом]].
* [[Антилопа-гну]] — автомобиль Лося: «Жук был машиной, как будто собранной из десятка других машин, причём таких, которым место на свалке. Он пропускал дождь и ветер, уставал от долгих прогулок, а на крутых поворотах терял детали своего таинственного организма. Жук любил выбирать маршрут сам, и ему подчинялись. В противном случае мотор глох, а Жук застревал в самых неподходящих местах. И оставался недвижим до тех пор, пока ему не предоставляли свободу действий».
* [[Безымянный герой]] — жители Дома пользуются исключительно прозвищами, даже взрослых называют именно так. В итоге нам известно настоящее имя только Курильщика (Эрик Циммерман), Сиамцев (Макс и Рекс (спорно, это могли быть и просто старые прозвища и даже не из Дома)) и воспитателя Гомера (Альф). По понятной причине большая часть прозвищ [[Говорящее имя|говорящие]]. Иногда их [[Сменить имя|меняют]], но для этого должно произойти что-то исключительное или нужно как-нибудь особенно отличиться. [[Раздаватель прозвищ|Раздаватели прозвищ]] называются крёстными.
* [[Бледный, как смерть]] — Слепой (Сфинкс в мыслях даже называет его Бледным).
* [[Бой-девка]] — девочки Дома не менее суровы, чем мальчики. Настолько, что доходит до войны между парнями и девушками (причём Рыжая открытым текстом советует Рыжему стать [[Боевой феминист|боевым феминистом]], если хочет жить). Особо стоит отметить Крысу, обладательницу [[Грозная репутация|грозной репутации]] (якобы носит бритву под ногтем), которая к тому же ещё и Летун (то есть ходит в Наружность за покупками, однако в глазах жителей Дома это что-то на уровне сталкера).
* [[Босоногий чёрт]] — Слепой. С фитильком, потому что он в целом положительный персонаж, но его «не вполне человеческая» сущность многократно подсвечивается.
* [[Брутальный лысый]] — Сфинкс.
* [[Верность до конца]] — Слепой давит [[педаль в асфальт]]. Он воспринимает Лося как бога (и даже говорит об этом вслух, обсуждая с другими персонажами). Он даже тайком приходил ночевать к нему в прихожую, чтобы с кумиром чего-нибудь не случилось.
** На верности до конца был построен Закон выбора (люди, следующие ему, обязаны были защищать своего вожака даже ценой собственной жизни). На момент основных событий не действует.
* [[Вечная загадка]] — за что некоторые персонажи (например, Македонский) получили свои имена? Где Чёрный научился водить? И что такое представляет собой Рыжая (уникальный Прыгун, не теряющий память; к тому же её присутствие каким-то образом исцеляло Смерть)?
* [[Власть — это сила]] — вожаком можно стать, победив предыдущего вожака, а потому вожаки — крутые бойцы (даже если с виду кажутся безобидными).
* [[Внутри больше, чем снаружи]] — на одном из уровней Изнанки есть как минимум несколько городов, на другом — Лес, размеры которого неизвестны. И все это находится внутри Дома.
* [[Временной парадокс]] — {{spoiler|Шакал}} на них горазд.
* [[Врёт, как очевидец]] — Табаки о любом значительном событии. В частности см. следующий пункт.
* [[Всегда есть время поболтать]] — [[шутки ради]]: именно так описывает Табаки драку {{spoiler|Слепого с Черным}}.
* [[Вторая любовь]] — {{spoiler|Лорд}} для Рыжей. Первым был {{spoiler|Слепой}}. А если Слепой не шутит и действительно что-то испытывал к {{spoiler|Габи}}, то у него вторая любовь — {{spoiler|Крыса}}.
* [[Вырастут — поумнеют]] — многие из детей, издевавшихся над Кузнечиком, стали его друзьями, остальные как минимум перестали быть врагами (и даже {{spoiler|Чёрный, организатор травли, со временем дозрел-таки до примирения}}).
** {{spoiler|В детстве Сиамец Рекс (будущий Стервятник) был довольно неприятной личностью: мелкий вор и подлый садюга. Но [[оздоровительная порка]] и смерть брата (который был добрее, хромее, но сильнее духом) заставила его поумнеть за двоих}}.
* [[Гладить собаку]] — Горбач подкармливает бродячих собак, Кузнечик ему помогает. Македонский {{spoiler|творит для этих собак чудеса}}. Кроме того, в четвёртой живёт ворона Нанетта, которую любят все (даже Чёрный умиляется, когда она прилетает его проведать после переселения в шестую). Любят также и кошку Мону, приходящую в четвёртую зимовать. А когда ловят в комнате крысу, не убивают, а просто выкидывают в коридор. А ещё в Доме есть Кошатница — угадайте, почему её так зовут. Самый, пожалуй, странный пример — Слепой, давший имя пауку и играющий для него.
* [[Глазами сумасшедшего]] — с фитильком. Большинство обитателей Дома всё же не сумасшедшие (хотя встречаются и такие), но практически все они, скажем так, с '''очень''' богатым воображением, а некоторые ещё и склонны употреблять [[Убойный лимонад|сомнительные вещества]]. Поэтому остаётся непонятным, насколько реальны происходящие с ними мистические события и иные миры, в которые они погружаются.
* [[Даже у зла есть стандарты]] — как выясняется, Крёстная является как минимум Чёрной Вдовой и устроилась воспитателем только чтобы иметь возможность подстроить смерть одного из воспитанников, но свои обязанности воспитателя выполняет предельно добросовестно даже в мелочах. Например, зная что некоторые санитары домогаются девушек, всегда лично сопровождает их на процедуры и изолятор.
* [[Девчушка-попрыгушка]] — Рыжая в детстве.
* [[День сурка]] — {{spoiler|Табаки в силу своих функций хранителя времени — единственный, кто всегда уходит на новый круг и сохраняет память о каждом прожитом круге. В результате его жизнь — это повторяющиеся раз за разом несколько лет}}.
* [[Дофига персонажей]] — без комментариев.
* [[Дракон в облике человека]] — {{spoiler|Македонский}}.
* [[Драматическая смена причёски]] — {{spoiler|Лорд, имевший длинные волосы, после возвращения (предположительно, [[Психиатрия — это страшно|из психушки]]): «Голова острижена. Не наголо — но лучше бы наголо, потому что стриг его какой-то шизофреник. Волосы торчат неровными пучками, а кое-где сквозь светлую щетинку даже просвечивает кожа, как при стригущем лишае. Тот, у кого поднялась рука на волосы Лорда, да ещё таким манером, не мог быть нормальным, это понятно всем». Психологически за время отсутствия тоже сильно изменился. А Сфинкс драматически облысел после прыжка на Изнанку — и, разумеется, тоже изменился, потому что на Изнанке успел провести шесть лет}}.
* [[Друг всему живому]] — Горбач.
* [[Дружба начинается с поражения]] — [[субверсия]]. Лорд и Чёрный подрались. Закончилось травмами. Потом их лечили, в том числе алкоголем… ''«В три часа ночи они запели хором»''. Казалось бы, это именно что поворот к этому тропу, но нет — это не мешает Чёрному в дальнейшем крупно подставить Лорда, но с его точки зрения он просто обратил внимание врачей усиления психического расстройства Лорда.
* [[Думать о красе ногтей]] — Лорд.
* [[Единственный нормальный человек]] — Курильщик достаточно долго думает о себе именно так.
* [[Её зовут Вера]] — Мустанг, коляска Табаки. Луис, кактус Стервятника. Жук, машина Лося.
* [[Железная леди]] — Крёстная.
* [[Забрать домой]] — {{spoiler|Сфинкс в финале выдёргивает маленького Слепого из другой временной ветки и воспитывает как своего сына}}.
* [[Закадровый момент крутости]] — драка Сфинкса с Чёрным.
* [[Золотые волосы, золотое сердце]] — Лорд.
* [[Изменился за лето]] — Бедуинка за год до выпуска из-за врождённого нарушения обмена веществ была такой толстой, что выглядела старше собственной матери. Соседки по комнате изощрёнными издевательствами, побоями и угрозой бойкота заставили её придерживаться определённого распорядка и привычек, что очень благоприятно сказалось на её внешности.
* [[И только я — д'Артаньян]] — Курильщик, мечтающий стать успешным художником, воспринимает остальных учеников как инфантилов, играющих в детские игры: ещё бы, у них там какой-то свой странный фольклор, какие-то Прыгуны и Ходоки, какая-то Ночь Сказок, когда они рассказывают друг другу фантастические истории. {{spoiler|А затем, когда один из них убивает другого в поединке при молчаливом согласии остальных, он и вовсе начинает считать себя [[Единственный нормальный человек|единственным здоровым человеком]] в компании [[Инфантильный псих|детсадовцев]]-[[Житель Страны Тёмных Эльфов|психопатов]].}} Впоследствии, однако, он убеждается, что «сказки» — не такие уж и сказки, и Дом определённо представляет собой мистическое место.
* [[Как брат и сестра]] — Рыжий и Рыжая.
* [[Кающийся грешник]] — {{spoiler|Македонский: «На мне великий грех… Его не искупить».}} И ещё {{spoiler|Ральф, отправившийся на Изнанку, чтобы ухаживать за Крёстной, превращённой в ребёнка по его вине}}.
* [[Корабельный кот]] — Нанетта.
* [[Крутой в дурацком колпаке]] — Табаки.
* [[Крутой инвалид]] — за счёт общей жестокости окружения и за счёт того, что в Доме есть и здоровые дети, с которыми инвалидам, разумеется, трудно конкурировать, большинство превращается именно в этот троп. В драках между инвалидами и здоровыми здоровые нередко проигрывают. И это не говоря уж о том, что гонки на колясках — вполне нормальное развлечение. Или, например, сцена, где безрукий и колясник решили проверить, что важнее, руки или ноги, ''путем подъёма по вертикальной лестнице на чердак''… Малорослый, незрячий и тощий Слепой в драках одолевает даже самых рослых и сильных сверстников, да и вообще он самый главный авторитет в Доме.
* [[Крутой курильщик]] — курят почти все, и крутых довольно много. [[Ирония судьбы|А вот Курильщик под этот троп не подпадает]].
* [[Крутой шкет]] — герои в детстве. Нормальная такая драка для девятилеток — с применением хоккейной клюшки?
* [[Крутые тяжелые башмаки]] — у Крысы.
* [[Любимый фанский пейринг]] — любые двое из трио Слепой-Сфинкс-Волк. В целом, поскольку женских персонажей (и тем более '''ярких''' женских персонажей) в книге меньше, чем мужских, в фанфиках преобладает [[слэш]].
* [[Магия зеркал]] — до конца не понятна, но определённо есть. Похоже, они показывают человека таким, каков он внутри (может, поэтому Крыса и предпочитает смотреть на всех через маленькие зеркала, которые носит на шее). Хотя и это не единственная их возможность — вроде бы зеркала Крысы показывают разное…
* [[Мазохистское танго]] — некоторое время его танцуют {{spoiler|Лорд и Рыжая, да так, что Лорд даже хочет уйти на второй круг, чтобы переиграть прошлое и попасть в Дом раньше. Из текста мотивация Рыжей до конца не понятна, но [[Слово Божие]] [[Объяснение на лестнице|гласит]]: Рыжая действительно разлюбила Слепого и действительно любит Лорда… вот только страдает не менее болезненной гордостью, чем он сам. Поскольку Лорд в Доме относительно недавно, то для старожилов он — что-то вроде человека второго сорта, и любить его (особенно после Слепого!) ей унизительно. Кроме того, её задевает тот факт, что при этом именно он Ходок, а она — нет, и чтобы попасть в Лес, ей нужно просить его помощи. В итоге всё-таки находит в себе силы для такой просьбы (именно об этом её сказка), после чего Лорд и передумывает уходить на второй круг}}.
* [[Ментор]] — Лось. А также Седой для Кузнечика и Сфинкс для новичков своей группы (для Курильщика — [[тайный ментор]]; они, конечно, не враги, но Курильщик-то у него учиться вовсе не собирался).
* [[Милый дурачок]] — Неразумные (то есть страдающие задержкой в развитии). Как это ни странно, к ним все относятся по-доброму.
* [[Мифы о магии]] — как это ни странно, присутствуют. Похоже, что наведение порчи и управление погодой — всё-таки выдумка.
* [[Морда кирпичом]] — Слепой.
* [[Мрачный добряк]] — Чёрный, на первый взгляд конфликтный и склочный персонаж, но его дела и поступки как правило продиктованы благими намерениями и альтруизмом. Проблема в том, что «благо» в его понимании не всегда считается этим же у прочих.
* [[Мужчины не плачут]] — [[инверсия]]: мужские персонажи ещё как плачут, и не только в интермедиях, где они ещё дети. И это не [[скупая мужская слеза]]. Причем это выглядит вполне психологически достоверно. Что характерно, женские персонажи вроде бы не плачут ни разу (кроме упоминания Рыжей, что в детстве она приходила поплакать в то же место, что и Кузнечик).
* [[На хрена родня такая, лучше буду сиротой]] — в принципе, у всех, кто оказался в Доме при вполне живых-здоровых родителях. Особенно выделяются семья Македонского, отец Крысы и {{spoiler|Крёстная}}.
* [[Не любит обувь]] — Слепой.
* [[Неуправляемая сила]] — во-первых, Прыгуны — люди, попадающие на Изнанку не по своей воле. Во-вторых, {{spoiler|Македонский контролирует далеко не все свои возможности, что приводит к трагическим последствиям}}.
* [[Но я должен кричать]] — {{spoiler|всё своё детство Рыжий провёл в Могильнике (лазарет в Доме, который у воспитанников считался крайне жутким местом), не способный пошевелить и пальцем. Неудивительно, что тогда его прозвали Смерть}}.
* [[Ну-ка, от винта!]] — Химера в попытке защитить {{spoiler|Македонского}} готова лезть в драку со Сфинксом.
* [[Обманная религия]] — в одной такой {{spoiler|Македонский был ангелом}}. А возглавлял культ {{spoiler|его дед}}.
* [[Обнять и плакать]] — такого много, но особенно хотелось бы отметить Сфинкса {{spoiler|на развалинах Дома}}.
* [[Обреченная любовь]] — {{spoiler|Череп и Ведьма. Потому что она [[девушка из лагеря противника]]}}.
* [[Огненная шевелюра — огненный характер]] — Рыжая. А вот Рыжий под этот троп не подпадает.
* [[Остерегайтесь тихих]] — во-первых, {{spoiler|Македонский, тишайший и добрейший человек… и при этом единственный из жителей Дома, кто владел магией ещё в Наружности. Да ещё и контролирует свои силы не до конца. Обижать его — [[А двести двадцать не хочешь?|очень плохая идея]], два непредумышленных убийства подтверждают это (а еще он разок превратился в дракона, но обошлось разбитым окном и ожогами у Сфинкса)}}. Во-вторых, Слепой, конечно же. Очень тихий и флегматичный… хозяин Дома.
* [[Осторожно, доброта!]] — маленький Горбач, стреляющий в человека из арбалета '''за кролика'''.
* [[Откровение у холодильника]]:
** Куда подевались мать и брат Курильщика? Они не упоминаются нигде, кроме сна Курильщика, даже в финале, всё время только отец. Кроме того, нам известно, что отец пьёт. А Курильщик стал инвалидом совсем недавно: подаренные кроссовки подходят ему по размеру, а дарить кроссовки коляснику — слишком уж цинично. Вполне логично будет предположить, что Курильщик потерял возможность ходить, а также мать и брата в результате одного и того же несчастного случая. [[О, ужас!]]
** Что на самом деле произошло между Сфинксом и Лордом? {{spoiler|Всё, что мы знаем о Сфинксе, говорит, что он не садист. Дважды довести человека до попытки суицида — это совершенно на него не похоже (один раз ещё мог не рассчитать последствий, но до второго-то уж точно доводить не стал бы). С другой стороны, мы знаем, что Лорд — человек болезненно гордый. Как он должен был отреагировать, став инвалидом? Что, если именно это толкало его на суицид, а Сфинкс, наоборот, спасал его, поднимая ему уровень крутизны?}}
** Кто написал это странное объявление о лицах в нестандартной обуви? С учетом дальнейшей информации о Доме оно выглядит абсурдно — никому, кроме Фазанов, нет дела до чьего-либо внешнего вида. Что, если Кролик не врет, что не знает ничего об этом объявлении? {{spoiler|А если оно рассчитано специально на Курильщика, то написать его мог только Табаки. Видимо, Курильщик уже не первый круг проваливает интеграцию в коллектив, и Табаки пытался ему помочь…}}
** Табаки в финале {{spoiler|просто пытается хотя бы на этот раз облегчить жизнь Сфинксу — или пытается сделать так, чтобы на этом круге у Сфинкса не возникло желания уйти из Дома?}}
** Похоже, что тот уровень Изнанки, который с городами — это представление жителей Дома о Наружности, составленное по фильмам. Такая классическая детективно-боевичковая американская глубинка. Вероятно, поэтому она ''настолько'' враждебна. Таким образом, Изнанка в определенном смысле повторяет структуру реального мира (Наружность, внутри которой есть Дом / изнаночная Наружность, внутри которой есть Лес).
* [[Отчаянное желание привязанности]] — Слепой, как бы странно это ни звучало. Именно поэтому так сильно полюбил Лося.
* [[Переводческая условность]] — похоже, что персонажи говорят не по-английски: см. сцену, где Кузнечик читает: «Ведомый дирижабль», — а его поправляют: «Свинцовый» (да, речь о [[Led Zeppelin]]<ref>Вероятная шпилька в адрес статьи А. Троицкого из журнала «Ровесник» «Куда летит цеппелин?», в котором слово «led» было переведено как «управляемый».</ref>). Автор, в частности, демонстрирует этот троп, переводя все встречающиеся в тексте английские песни на русский (причём не в стихотворной форме, а как есть, за исключением одного-единственного стиха из «[[Хоббит]]а», у которого есть общеизвестный перевод). Стихи самих персонажей тоже будто бы переведены — они не выглядят стихами, без рифмы и ритма.
** Кузнечик мог переводить «с листа», не совсем в совершенстве владея языком. Стихи в форме «как есть» могут быть намеренным стилистическим приёмом.
** Как его могли бы поправлять, если led («ведомый») и led (устар. «свинцовый») — омонимы? Наоборот, персонаж явно ''переводит'' название с английского.
* [[Печальный символ]] — нож, которым убили {{spoiler|Лося}}.
* [[Плоскоземельный атеист]] — Курильщик.
* [[Пнуть собаку]] — в детстве Стервятник любил издеваться над животными… Помогла [[оздоровительная порка]] от старшеклассника. Ну и, конечно, под этот троп подпадает Помпей, [[Так грубо, что уже смешно|таскающий на шее привязанными живых летучих мышей, пока они не сдохнут]].
* [[Поднял уровень крутизны]] — Сфинкс и Лорд. Особенно Рыжий, от неходячего инвалида до вожака.
* [[Почему ты отстой]] — такую лекцию пытается прочитать группе Чёрный… Не очень удачно.
* [[Пуффендуй]] — шестая. Самая многочисленная группа, однако персонажей из неё нам известно мало, и ни одной сцены не происходит в ее спальнях.
* [[Привлекательный недостаток]]: {{q|pre=1|
— Безрукий, лысый… — Душенька загибает когтистые пальцы, перечисляя, — перенёсший бог весть какое заболевание, которое так и не удалось диагностировать… Выглядит на все двадцать пять… Нет, определённо. На твоём месте, я бы поискала кого получше.
— Не думаю, — отвечает Русалка медленно, — что вы в этом хоть немного разбираетесь.
— В чём? — хмурится Душенька..
— В любви, — отвечает Русалка.|}}
* [[Приключения в Комаляндии]] — именно так работает как минимум один из уровней Изнанки.
* [[Принять оскорбление как комплимент]] — так и возникло название «Чумные Дохляки».
* [[Проверка на вшивость]] — Сфинкс устраивает её Курильщику, и тот её проходит. [[Ирония судьбы]] заключается в том, что {{spoiler|Курильщику предлагалось объявить о готовности пожаловаться директору, дабы Лэри перестал его бить. Курильщик от этого отказался… а потом стал-таки [[доносчик]]ом ближе к концу книги и совсем по другому поводу}}.
* [[Профессиональный риск ментора]] — {{spoiler|Лось}}.
* [[Реклама наркотиков]]: здесь наркотики — это способ прыгнуть на Изнанку.
* [[Родные братья противоположны]] — Сиамцы Макс и Рекс кардинально отличались по характеру.
* [[С чем не справишься ради любви]] — {{spoiler|Стервятник добился-таки возможности уйти на новый круг, чтобы спасти брата}}.
* [[Самоубийственная самоуверенность]] — Помпей. Просто Помпей. А ведь его [[Джентльменское предупреждение|предупреждали]]…
* [[Синдром Кларка Кента]] — никто не узнает {{spoiler|бывшего директора, ныне работающего сторожем}}. Тут правда спорно — в сторожа он пошёл не так сразу, а через несколько лет, сбрил бороду и не мелькал перед глазами.
* [[Сирано]] — Кузнечик и Слепой, {{spoiler|работающие почтальонами для Черепа и Ведьмы}}. И Рыжий, сводящий {{spoiler|Крысу со Слепым}}.
* [[Сладкоежка]] — [[Милая черта крутого|Табаки обожает шоколад]].
* [[Старше, чем выглядит]] — все Прыгуны и Ходоки. [[Педаль в пол]] давит {{spoiler|Табаки — возможно, подпадает под троп [[Мне на самом деле семьсот лет]]}}. Также старше, чем выглядит {{spoiler|Крёстная после превращения в ребёнка на Изнанке}}.
* [[Странная альтернативная реальность]] - Изнанка Дома. Во многом похожа на наш обычный мир, но при ближайшем рассмотрении имеет очень много странно-мистических особенностей.
* [[Счастливо женаты]] — {{spoiler|Лэри и Спица}} в финале. Не без некоторых недоразумений, но в целом вполне подходят под этот троп.
* [[Трикстер]] — Табаки.
* [[Тяжелое детство, деревянные игрушки]] — по понятным причинам у всех.
* [[Религиозные фанатики]] — бритые, преследующие {{spoiler|Македонского}}.
* [[Фальшивый протагонист]] — начиная со второй части, другие [[POV|ПОВы]] отодвигают Курильщика далеко на второй план.
* [[Фичекат]] — спустя семь лет после выхода романа Мариам Петросян выпустила расширенную версию с невошедшими сценами. Из этих сцен становится понятно, в частности, что Седой, сбежавший из Дома накануне выпускного, впоследствии туда вернулся, а также — что на [[Странная альтернативная реальность|Изнанке]] у героев исчезают физические недостатки (скажем, Слепой там видит, а у Сфинкса есть руки).
* [[Фобия]]: Горбач боится темноты, Лэри — клаустрофоб, Рыжий по какой-то причине боится пакетов. А Табаки не выносит часы (впрочем, на это у него есть причина).
* [[Цветовой дресс-код]] — Фазаны носят исключительно белый верх, чёрный низ (Курильщика изгоняют именно за несоблюдение этого правила), Птицы носят исключительно траур.
* [[Чёрный кожаный прикид]] — такой носят Логи. Впрочем, это не делает их круче в глазах большинства.
* [[Что стало с мышонком?]] — {{spoiler|все ли ушедшие добрались до Леса? Выжила ли Ведьма? И куда ушёл Македонский после выпуска?}}
* [[Штаны Арагорна]] — если действие происходит в Америке, то кто-то из неописанных персонажей может оказаться… негром. А если на (пост?-)советском пространстве, то кавказцем или азиатом.
* [[Эксцентричный мудрец]] — Шакал. И [[язык мудреца|язык]] у него соответствующий («а нельзя ли в следующий раз ограничить его количеством слов, а не предложений?»)
* [[Эротический хоррор от Диснея]] — откровенно сказочные элементы (Лес, собакоголовые, грибы-черношляпники, Ночь Сказок) соседствуют с убийствами и сексуальными сценами. Сочетание становится понятным, если вспомнить, что книга про подростков и повествует о взрослении.
* [[Эстетика девяностых]] — во все поля! Стилистика порой граничит с комиксовой, смешение российских и западных реалий, [[оммаж]]и на культовые произведения западной культуры.
 
== Примечания ==
<references />
<references />
 
{{Nav/Nineties}}
{{Nav/Алкоголь}}
{{Nav/Книги}}
{{Nav/Российское искусство}}

Текущая версия на 16:23, 23 сентября 2022

Перенаправление на: