Сильмариллион: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{DISPLAYTITLE:Сильмариллион}} {{Q|Сильмариллион тяжело читать только первые десять раз.|Толкинистская шутка}} 240px|thumb|right|Издание с рисунком самого Профессора на обложке thumb|right|Русское издание 2002 года Вообще говоря, это не кни...»)
 
(Перенаправление на Arda/The Silmarillion)
Метки: новое перенаправление отменено
Строка 1: Строка 1:
{{DISPLAYTITLE:Сильмариллион}}
#перенаправление [[Arda/The Silmarillion]]
{{Q|Сильмариллион тяжело читать только первые десять раз.|Толкинистская шутка}}
 
[[Файл:Silmarillion.gif|240px|thumb|right|Издание с рисунком самого Профессора на обложке]]
[[Файл:Silmarillion ast.jpg|thumb|right|Русское издание 2002 года]]
 
Вообще говоря, это не книга, которую ''написал'' Толкин. Это книга, которую он всю жизнь писал и переписывал, без конца редактируя, но так и не написал. А уже после смерти его сын Кристофер и Г. Г. Кей скомпилировали из разрозненных заметок сводный легендариум эльфийского и человеческого народов.
 
В отличие от «Властелина Колец», это не роман, а именно что сборник легенд и мифов, которые изначально планировались как легенды и мифы древней Англии (Профессор шибко расстраивался, что у ирландцев, норманнов, валлийцев своя мифология была, а у собственно англов — нет), но потом на первый план как-то вышли эльфы, и понеслась…
 
== Структура ==
Книга состоит из нескольких частей, которые атрибутируются разным внутримировым авторам.
* '''Айнулиндалэ''' — рассказ о создании мира, Арды.
* '''Валаквэнта''' — рассказ о духах-создателях и хранителях этого мира.
* '''Квэнта Сильмариллион''' — собственно история эльфов, преимущественно из народа Нолдор, а также чудесных камней-Сильмарилей, из-за которых всё и завертелось…
* '''Акаллабет''' — история возвышения и падения Нуменора, ардинской Атлантиды.
* '''О Кольцах власти и Третьей эпохе''' — кратенький пересказ событий «Властелина колец».
 
Все части написаны в разной стилистике. Центральной и самой главной, наиболее сюжетно связной и повествовательно целостной является '''Квэнта Сильмариллион''', но первые две части помогут её лучше понять, а последние — проложить от неё мостик к «Властелину Колец».
 
== Сюжет (кратко) ==
[[Единый Бог]] (Эру Илуватар) сотворил множество духов (Валар и Майар), а уж они сотворили мир. Среди них был один противный, местный [[дьявол]] — Мелькор. Он захотел весь мир себе<ref>Разница между Мелькором и его учеником, более мелким злым духом Сауроном, заключалась в следующем: Мелькор хотел сначала захватить Арду, потом снести её к хренам и вылепить из обломков свой мир зла; а Саурон просто хотел захватить Арду — причём даже не всю, к Валинору он лапок после известных событий в Нуменоре уже не тянул — и навести там свой порядок, [[Апокалиптический маньяк|апокалиптическим маньяком]] он ни разу не был.</ref>, остальные не согласились и упрятали Мелькора в каталажку. На время.
 
Тем временем появились [[у нас не такие эльфы|эльфы]] — старшие дети Единого. Поскольку Мелькор уже успел наплодить орков и в целом навредить экологии Средиземья, Валар решили переселить эльфов в более благополучный Валинор. Три племени эльфов переселились и их стали называть «Светлыми», эльдар (потому что в Валиноре всегда было светло от двух волшебных деревьев). Остальных стали называть «Серыми», синдар — потому что в Средиземье царили вечные сумерки.
 
Среди эльдар самым креативным был Феанор, сын короля Финвэ. Он придумал много чего полезного — азбуку, например. Палантиры — это тоже его ноу-хау. И среди всего прочего он сотворил Сильмарили — три драгоценных камня, впитавших свет Дерев.
 
Мелькор, который на тот момент уже гулял на свободе, притворившись, что [[поворот кругом|перековался и исправился]], увидел Сильмарили и обзавидовался на них. Он убил Финвэ, украл камни, уничтожил Дерева и удрал в Средиземье. Там он окопался по всем правилам фортификации, выстроил крепость Ангбанд, населил её орками и начал жить-поживать.
 
Феанор, узнав, что его любимые Сильмарили у него стащили, вконец вызверился, обругал Мелькора Чёрным Врагом (Морготом), взбулгачил своё племя эльфов — нолдор — и повёл их за собой в Средиземье, разбираться. Попутно порешив тучу эльфов из другого народа и подставив кучу своих, которым не досталось кораблей для пересечения моря и которым пришлось пилить через Северный полюс. Вот так, всех взбесив, Феанор и убился об балрогов Мелькора вскорости. Но, хотя одного долбодятла убили, их осталось ещё семь: у Феанора было семь сыновей, таких же интересных личностей.
 
Поначалу дела нолдор шли хорошо: они выдали [[орк]]ам и балрогам по первое число, осадили Ангбанд, понастроили своих городов, неописуемо прекрасных, позаключали военные союзы с синдар, людьми и [[у нас именно такие гномы|гномами]], и тоже начали жить-поживать, добра наживать. Но ни Ангбанд взять, ни Сильмарили вернуть всё никак не удавалось. А вражина тем временем копил-копил силы, да и нанёс ответный удар: сначала оружием массового поражения (колдовским огнём), а затем и армиями орков. Эльфам пришлось отступить за горы, сдав Морготу обширные пространства и с трудом удержавшись на новых позициях. После этого было десять лет вялотекущей позиционной грызни, когда каждая из сторон снова копила силы для решающего наступления.
 
Вот в это время и появился народный герой и партизан [[The Tale of Beren and Luthien|Берен, который влюбился в эльфийскую принцессу]] — и все заверте… Словом, Берен добыл-таки один из Сильмарилей, что, с одной стороны, подняло дух соединённых эльфо-людских королевств на недосягаемую высоту, с которой они решили-таки дать Морготу решающее сражение. С другой же стороны, это возбудило зависть сыновей Феанора, которые были те ещё фрукты.
 
По ходу войны они ещё несколько раз пытались возбудить междоусобицу с другими эльфами и постепенно все погибли от своего долбодятельства, кроме одного, Маглора — который запоздало понял, ''что'' они все творили, бежал и с тех пор так и бродил по Средиземью, как вечный жид. Но это всё было потом, а сначала старший Феанорыч, Маэдрос, сколотил самую большую армию эльфов, людей и гномов, какую только видел тогдашний мир, и повел её в наступление на Ангбанд. Войска Моргота встретили эту армию во всеоружии, битва длилась пять дней и закончилась таким аховым разгромом сил добра и света, что её с тех пор иначе и не называли, как Битва Бессчётных Слёз. Вражьи войска окончательно взяли в лапы контроль над Средиземьем, оставшиеся эльфийские города щёлкали как орешки, а уцелевшие феаноринги в попытках отобрать камешек у наследников Берена сначала разгромили королевство Дориат, а потом и лагерь эльфов-беженцев Гавань Сириона. Где-то в этом промежутке Моргот с особым цинизмом [[Arda/The Children of Hurin|расправился с родом не покорившегося ему человека Хурина]], вдоволь наиздевавшись над его сыном Турином.
 
Бежавшая от резни в Гавани Сириона внучка Берена — Эльвинг превратилась в чайку и принесла камень на драккар своего мужа Эарендила. И расписала ему расклады в таких чёрных красках (она думала, что вырезали весь лагерь с её детьми), что полуэльф Эарендиль решил, что терять уже просто нечего и поплыл в Валинор, улаживать отношения с валар и убедить их прекратить творящийся беспредел. И в итоге доплыл и так красочно им всё обосновал, что Валар таки вмешались и разгромили царство Мелькора, да так капитально разгромили, что от полуострова Белерианд, где происходили основные события, остались рожки, ножки да узкий заливчик (в котором потом построили Серые Гавани). Мелькора/Моргота выкинули за грань мира, война окончилась, и '''Квэнта Сильмариллион''' с ней вместе. Три волшебных камня исчезли из мира: тот, что достал Берен, вместе с Эарендилем отправился в небо на его воздушном корабле; остальные два спёрли оставшиеся в живых Феанорычи, но, не выдержав причиняемой камнями боли, Маэдрос бросился в жерло вулкана вместе с Камнем, а Маглор свой выбросил в море и поехал крышей<ref>На самом деле не факт: в тексте говорится лишь, что он «с тех пор бродил по берегу Моря, слагая грустные песни». Но в [[фанон]]е версия о его [[Разум не вынес|сумасшествии]] прописалась накрепко.</ref> то ли от мук совести, то ли от тоски по Камню. Валар объявили амнистию всем уцелевшим в войне нолдор и разрешили им вернуться в Аман, кроме феанорингов и прочим вожакам восстания в Амане — но таких уцелела в войне ровно одна штука в лице принцессы Алатариэль (аkа Галадриэль).
 
Принимавших во всём этом участие людей валар решили наградить. Им увеличили срок жизни и подарили своё собственное благословенное королевство за морем — Нуменор. Но, как это водится у людей, хватило благословения ненадолго: через пару тысяч лет люди пресытились и стали требовать большего, а именно бессмертия, как у эльфов. А когда им этого закономерно не было отсыпано, порвали все связи с эльфами и валар<ref>Ну, почти все. Оставались ещё немногие Верные, которые втайне эти контакты поддерживали.</ref> и превратились в заурядную империю. Потом туда припёрся Саурон, ученик Мелькора (не сам припёрся, а один король-маразматик по имени Ар-Фаразон притащил), и Нуменор под его влиянием стал Империей зла и объявил войну валар. Опростоволосившиеся Валар отказались от власти над миром и попросили шефа о помощи — и Эру Илуватар [[Атлантида|разрушил Нуменор]], сделал Землю круглой, а Валинор вместе с живущими там Валар и эльдар просто удалил из реальности в иное измерение. Остатки народа нуменорцев поделились на Дунаданов — противников короля и Саурона, спасшихся на кораблях и основавших королевства Арнор и Гондор, и на Чёрных нуменорцев, которые считали, что Фаразон всё правильно сделал, а [[Боги — сволочи|боги, включая Эру — козлы]]; эти спаслись в континентальных колониях Нуменора — в Умбаре и на юге.
 
Ну, а потом был Властелин Колец. Помните, что было выше сказано про потомков Феанора? Так вот, из-за своего долбодятельства большинство из них детей не породило, и сын был только у одного, Куруфина. Этот внук <s>долбодятла</s> Феанора, Келебримбор, решил, что он <s>долбодятел</s> не хуже деда, и ему тоже надо сотворить какой-нибудь чудесный артефакт. Для начала из уцелевших нолдор он собрал артель кузнецов в Ост-ин-Эдиль. И потом сотворил себе на голову и всем на погибель — по совету проходившего мимо Саурона — Кольца Власти. Три — премудрым эльфам — Келебримбор сделал сам, семь (пещерным гномам) и девять (людям Средиземья) они отковали в соавторстве, а одно, всесильное, сотворил лично Саурон, чтобы подчинить своей воле носителей всех других колец. И это не считая демо-версий этих колец, т. н. Малых колец власти. Чем всё это кончилось — читайте [[Arda/Lord of the Rings|LotR]].
 
== Подражания, пародии, апокрифы ==
Вот этот вот лапидарный стиль, которым мы вкратце изложили «Сильмариллион» — он в общем и целом характерен для этой книги. Только мы ещё и постарались разбавить рассказ шутками и прибаутками, а Толкин сух, как армейская галета. Большинство историй — это просто голый пересказ фабулы, лишь кое-где сдобренный диалогом или стишком. Да, и помножьте всё это на [[Пафос|высокий штиль]] — после чего сразу поймёте смысл эпиграфа. (Впрочем, филологам нравится, особенно в оригинале — Профессор знал толк в красивом и возвышенном языке.)
 
При этом сами по себе отдельные сюжеты, из которых состоит '''Квэнта Сильмариллион''', жутко интересны, а обрисованные штрихами персонажи весьма многообещающи. С ними хочется ознакомиться поподробнее. Но как, если Профессор умер и больше ничего не напишет, а теперь и Кристофер ничего из сундуков уже не вытащит? И то, даже с одной из наиболее развернуто записанных Профессором историй, «[[The Children of Hurin|Повестью о детях Хурина]]», он разбирался сорок лет.
 
Словом, народ принялся креативить по собственному разумению и накреативил следующее:
 
* [[Звирьмариллион]], автор — [[Алексей Свиридов|С. О. Рокдевятый]]. Пародийный пересказ книги, над которым надрывало животики олдовое поколение отечественных толкинистов. Со свойственным ему ехидством и беспощадным сарказмом Свиридов проехался по всем логическим несостыковкам Сильмариллиона, как Иван Ургант по украинской деревне. По пути родил ряд фэндомных мемов. Читал Свиридов книгу в переводе Зинаиды Бобырь, и «Звирьмариллион» несет на себе отпечаток этого убожества, но так даже смешнее. Стиль автора, что интересно, во многом сильно напоминает [[Ст. о/у Гоблин|гоблинский]] благодаря изобилию чисто советских мемов, шуток и отсылок, рассчитанных на тех, кто застал '''ну очень определённую''' эпоху и главным образом им понятных. Тем интереснее, что появился «Звирьмариллион» куда раньше, чем товарищ старший оперуполномоченный создал свой первый «смешной» перевод.
* [[Чёрная книга Арды]], авторы — отечественные исказительницы Толкина, Наталья Некрасова и Наталья Васильева (Иллет и Ниэннах). Апокриф к Сильмариллиону, написанный под девизом «[[Мелькор был хорошим]]». Собственно, кодификатор сего тропа.
** Ниэннах [[тюнибё|всерьёз претендовала]] на некое визионерство (то есть, как бы всё записанное в ЧКА она созерцала очами своего сердца) и духовную связь с Мелькором. Владея английским языком и имея доступ к фондам московских библиотек, она прочитала не только Сильм, но и всякие там Неоконченные Сказания и Серые Анналы, и [[подгонка под ответ|активно выискивала между строк всё, что подтверждало её версию]]: [[Профессор был неправ]]. Ну а кто ищет, тот находит.
*: Первоначально текст распространялся самиздатом, назывался «Крылья чёрного ветра», и там было много чудесатого — например, дневник Маэдроса, в котором этот эпический персонаж предстает нервным подростком. Под действием довольно едкой критики дневник и несколько других одиозных моментов из книги выпилили. Первое издание ЧКА в этой редакции стало библиографической редкостью (известно в народе как «Мелькор в плавках» — по изображению на обложке). Впоследствии Иллет отошла от чернушничества и написала свой собственный апокриф — «Исповедь стража» от лица сотрудника гондорских спецслужб, допрашивающего «темнушника». Книга представляет собой развёрнутый комментарий ко второй редакции ЧКА и довольно уныла. Ниэнна в это время выпустила третью редакцию ЧКА, обе версии были изданы, но бестселлером не стали. После этого Ниэнна в Сети замутила очередную редакцию, которая так далеко ушла от первоначальных версий, что теперь путаются и фанаты.
* [[Великая Игра]] — сольный апокриф Иллет. Подробный рассказ о жизненном пути каждого из девяти назгулов до того, как они стали назгулами.
* [[По ту сторону рассвета]] — эпический роман по сюжету «Повести о Берене и Лютиэн». Автор — Ольга Чигиринская, под псевдонимом Берен Белгарион. Роман одной ногой опирается на Сильм, второй на ЧКА, которой в мире книги отводится неприятная роль морготовской пропаганды и [[религия зла|религии зла]]. Многократные опыты на цивилах показали, что роман прекрасно читается и без знакомства с первоисточником.
* «Экскурсия» Натальи и Бориса Жуковых. Почтенный хоббит Рэнди {{spoiler|(Эарендил)}} Гэмджи, потомок Сэма, отправляется на экскурсию по маршруту «Золотое Кольцо Средиземья». Его сосед по автобусу — странный старик {{spoiler|Келеборн}}… Есть продолжение — «Зелёный друг».
* «Средиземье: отражение Х» Тайэре — апокриф, по объему примерно соответствующий ЧКА, от автора, который очень не любил Ниэнну и сам подход «[[черно-белая мораль|эти плохие, а эти — хорошие]]», но и к Толкиновской канве подходил скептически. В итоге вышла любопытная мозаика из множества законченных текстов, охватывающих разные периоды истории Средиземья.
* «Эанарион. Сказание о Неугасимом Огне» от Альвдис Н. Н. Рутиэн — апокриф с подходом «феаноринги были хорошими» (точнее, единственными правыми во всем сеттинге). Ее же в соавторстве с Тэссой Найри «После Пламени» — апокриф, в котором Феанор выжил и сотрудничал с Мелькором (потому что остальные Валар были совсем уж моральными уродами, а Мелькор хотя бы поначалу был готов прислушиваться к голосу разума, но потом скурвился и он).
* «Девятое кольцо, или Пестрая книга Арды» — объемное произведение Иры Аллор, в чем-то стебное, взгляд на Сильмарилион, ЧКА и последствия всего этого от лица девятого назгула. Который в итоге все и исправляет.
* «Эльфийский синдром» Юлии Полежаевой — попытка продолжения Сильмариллиона в форме кроссовера с миром Полудня Стругацких.
* «Лаэр Данвед» Королевы Ужей — альтернативная «Лэ о Лэйтиан», в которой вместо Берена приходит в Дориат и влюбляется в Лютиэн Келегорм Феанарион, и Тингол требует от него принести Сильмарилл, в результате чего Келегорм оказывается в жестоком конфликте между двумя клятвами.
* «Звезда на излом» Марии Кимури — еще одна альтернативная ветвь истории Первой эпохи, посвященная феанорингам, которые во время и после разгрома Дориата таки осознают себя невольными помощниками Моргота и пленниками Клятвы, и пытаются вновь бороться с этой судьбой, даже понимая, что уже вляпались в нее и в кровь по горло.
* Отдельным пунктом идут аж три мюзикла, все посвященные истории Берена с Лютиэн и трагической смерти Финрода Фелагунда.
** «Финрод-зонг» Лоры Бочаровой и Лины «Йовин» Воробьёвой. Как нетрудно догадаться, посвящён по большей части заглавному персонажу и его [[поединок на песнях|противостоянию]] с Сауроном, влюблённые — сбоку припёка.
** «Лэ о Лэйтиан» — изначально моноспектакль Людмилы «Скади» Смеркович, ныне ставится в сценическом исполнении. Некоторые арии («Хэй-хоп, вересковый мёд») [[музыкальный триппер|едят моск не хуже червей-оборотней]].
** «Сказание о Берене и Лютиэн» — [[вывих мозга|конно-трюковой мюзикл]] по мотивам скорее ПТСР, чем Сильма. Славится зашакаливающим количеством кросспола — в некоторых составах [[однохромосомный кастинг|женщины поют вообще все роли]], что отчасти объясняется как раз конно-трюковой частью — под мужчинами соответствующих ролям габаритов лошадям было бы тяжело гарцевать.
 
== Примечания ==
<references/>
 
{{Nav/Arda}}
{{Nav/Комплексные франшизы}}

Версия 17:05, 5 сентября 2022

Перенаправление на: