Космоопера: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{q|Star Wars — фэнтезяяя!|Red Cynic}} thumb|Роман «меча и звездолёта» '''Космическая опера''' или просто '''космоопера''' — это такой жанр. == Описание == Характерной особенностью космооперы является перенос привычных для различных Приключен...»)
 
(Le,)
Метка: новое перенаправление
 
Строка 1: Строка 1:
{{q|[[Star Wars]] — фэнтезяяя!|Red Cynic}}
#REDIRECT [[Космическая опера]]
[[Файл:Star Wars IV New Hope.jpg|thumb|Роман «меча и звездолёта»]]
'''Космическая опера''' или просто '''космоопера''' — это такой [[жанр]].
 
== Описание ==
Характерной особенностью космооперы является перенос привычных для различных [[Приключения|приключенческих]] (в широком смысле) жанров ([[плащи и шпаги]], [[фэнтези]], [[вестерн]], [[киберпанк]]) в футуристический антураж [[Научная фантастика|(не)научной фантастики]] (полеты к звёздам, оружие, работающее по неведомым высокотехнологичным принципам, космические баталии).
[[Файл:GGTST.jpg|thumb|Комикс из «Мира фантастики», объясняющий суть (худ. А. Ремизов)]]
Первым произведением жанра космооперы стал роман Роберта Уильяма Коула «Битва за Империю: История 2236 года» (The Struggle for Empire: A Story of the Year 2236, 1900 г.). Однако произведение, вышедшее в 1900, особых подражаний не вызвало, т. к. тогдашний мэйнстрим соответствовал классике [[Jules Verne|Жюля Верна]] и [[Herbert Wells|Герберта Уэллса]]. Тема же космоса стала по-настоящему популярной уже после Первой мировой, когда то, что незадолго до Первой мировой воспринималось скептически настроенными прагматиками как нереальная фантастика, стало превращаться в обыденность и уже было опробовано в войне.
 
Термин '''космоопера''' — слово-склейка «космоса» как основного места действия и сентиментальных перипетий «[[Мыльная опера|мыльной оперы]]», а также крайне популярной в то время «лошадиной оперы» — бесконечных произведений о приключениях бравых ковбоев, чей образ отличался идеализированностью и героизмом.
 
== Техническая основа ==
Это неограниченная, дармовая энергия и [[Тирьямпампация|сверхсветовые полёты]]. Благодаря этому цивилизации в космоопере огромны, охватывают межзвёздные пространства и могут похвастаться гигантскими проектами вроде сфер Дайсона или боевых станций, разносящих планеты в пыль. А вот информационные технологии в классической космоопере середины XX века, как правило, были недоразвиты. Максимум — забавные говорящие роботы; изредка попадается разумный компьютер, чаще всего в качестве [[Злодей|злодея]], иногда — [[Напарник|помощника и товарища]] главных героев. Тогдашняя фантастика вообще отличалась [[Датировка по электронике|громоздкими и медленными компьютерами-шкафами]] того времени.
 
Суперэнергия позволяет строить гигантские космические корабли с неограниченным запасом хода, стреляющие из лазерных главных калибров почём зря, [[Терраформинг|терраформировать]] планеты и строить в космосе мегаструктуры, полностью заменить пороховое огнестрельное оружие электрическими бластерами. С другой стороны, редко поднимается вопрос экономической значимости суперэнергии. Возможно, впрочем, что власти намеренно используют 99,99999% суперэнергии на строительство космических линкоров и мегаструктур, чтобы население не привыкало к халяве. Ещё это может быть обосновано неким [[Хренполучий|супер-ресурсом]] с высокой энергетической ценностью.
 
Звездолёты могут пересекать межзвёздные расстояния так же легко, как вы на машине — съездить за город на шашлыки. В особо махровых случаях они спокойно пересекают галактики из конца в конец или даже перемещаются из одной галактики в другую. Для этого они используют некую [[Прикладной флеботинум|резиновую технологию]], не существующую в реальности, позволяющую искривлять пространство, перемещаться в некое параллельное измерение или телепортироваться.
 
== Поджанры ==
* [[Космический вестерн]] — поджанр, основанный на идее [[фронтир]]а. Когда-то был очень популярен — на заре появления жанра космооперы был одним из двух основных её поджанров, наряду с планетарным романсом. Позднее практически полностью вытеснен более [[пафос]]ным — «звёздные короли».
* [[Планетарный романс]] — поджанр, действие которого разворачивается на одной планете, зачастую весьма экзотичной, но порой и очень напоминающей Землю. Классика — романы Ли Брэкетт и Урсулы ле Гуин, у нас — «[[Трудно быть богом]]» Стругацких и «[[Час Быка]]» Ефремова. Из чего поновее — «[[Владыка Ледяного Сада]]» Гжендовича. Зачастую такие произведения [[Ряженые под фэнтези|скорее напоминают фэнтези]] или приключенческие романы, а от НФ там только бэкграунд. Грубо говоря, протагонист прилетает на звездолете в начале и улетает на нем в конце, а на протяжении тысячи страниц между этими эпизодами приключается по законам фэнтезийного романа.
** В отличие от космического вестерна, популярность поджанра хоть и пошла на спад, но он не стал таким же редким, а тесно переплёлся со «звёздными королями». Так что в длинной космической саге про звёздных королей наличие одной, а то и нескольких книг в жанре планетарного романса — отнюдь не редкость. Пример — «[[Dune|Дюна]]». Жанр популярен также в видеоиграх. Иногда действительно все действие происходит на одной планете ([[Endless Legend]]), иногда с прикрученным фитильком — в сюжете фигурирует множество планет, но каждая конкретная игровая сессия происходит на поверхности одной из них (Age of Wonders: Planetfall).
* [[Звёздные короли]], '''классика'''. Когда говорят «космоопера», то по умолчанию имеют в виду именно это. Более того некоторые критики признают «космооперой» только такие произведения, а все прочие называют просто «космической фантастикой» или космопанком (что не совсем верно).
* [[Имперская космоопера]] — поджанр, в котором власть принадлежит [[диктатор]]ам, ведущим [[война|войны]], и это хорошо (или не очень).
* Развитие компьютерной техники и широкая распространённость её в повседневной жизни привели к тому, что [[космопанк]], чьи зачатки просматривались ещё в классическом [[киберпанк]]е Брюса Стерлинга, стал обретать популярность. В космопанке демонстрируются гипертрофированные капиталистические отношения, больший акцент — на информационных технологиях. [[Запрет на трансгуманизм]], как правило, отсутствует. Практически все значимые книжные космооперы от 1980-х и младше относятся именно к этому жанру («Гиперион», цикл Бэнкса про Культуру, романы В. Винджа и [[House of Suns|А. Рейнольдса]]). Зачастую самый «твёрдый» жанр.
* [[Затерянный ковчег]] — поджанр, в котором нет путешествий с превышением скорости света, а местом действия является [[корабль поколений]] (классика — «Пасынки вселенной»).
 
== См. также ==
* [[Космофлот по ГОСТу]]
* [[Меха]]
 
{{Nav/Космоопера}}
{{Nav/Космоопера (произведения)}}
{{Nav/Жанры}}
{{Nav/Science fiction}}

Текущая версия на 17:15, 5 августа 2022

Перенаправление на: