Нарды
Нарды — одна из классических архетипичных настольных игр наряду с шахматами и шашками. У этой игры узнаваемый внешний вид — раздвижная доска с 24-мя треугольными пунктами и шашками в ряд.
История
Гоночные настольные игры уходят корнями в давние времена, поскольку концепция «несколько фишек должны добраться до финиша» достаточно элементарна, чтобы такие игры независимо друг от друга возникали у разных народов. Правила древних чем-то отдалённо похожих игр — в том числе древнеегипетский сенет и найденные в городе Ур петлеобразные доски — сохранились плохо, но уже известно, что фишек было несколько и наличествовал рандомайзер. У найденных археологических раскопок генератор случайности разительно отличается от привычных кубиков. Часто это были несколько палочек D2, чьи значения суммировались, а при выпадении нулевого значения у всех выдавалось максимальное значение.
Древнеримская табула
Прямым предком нард обычно считают табулу, игру Древнего Рима. Раздвижной доска ещё не была, но расчерченное поле уже имеет сходства с привычной игрой. Кубиков было три, а не два, играли, вероятно, камнями.
Ближневосточное изобретение
Распространение в Европе
Правила
Общее у длинных и коротких нард: фирменная доска, 15 шашек и два кубика. Доска на 24 пункта, условно разделена на 4 равных сегмента по 6 полей. Два сегмента — это «дворы» игроков, другие два — их «дома». Как расписано ниже, по своей сути это кинь-двинь, то есть гонки, где шашки должны добраться от начала до финиша. Только в отличие от других игр такого рода, где чётко обозначены начало и конец дороги, в доске для нард никак не указаны начало и конец. Направление пути (которое в разных вариантах отличается, чему такая форма доски способствует) держится в уме, и оно всегда идёт по полному кругу.
Первый ход определяется броском кубика, начинает игру тот, у кого по жеребьёвке выпало большее значение. При равных значениях бросок повторяется, пока не выпадут неравные значения. Кубики обязательно бросаются строго на одну половину доски. Броски, где кубики вылетели за доску, приземлились неровно или на шашку не засчитываются, в таком случае нужен переброс.
И, что интуитивно понятно, шашка ходит настолько, на сколько выпало на каждой из сторон кубика.
Длинные нарды
Направление путей у обеих игроков против часовой стрелки. 15 шашек у каждого игрока стоят в самом первом пункте каждого из их путей. Эти стартовые пункты (также именуемые «головами») располагаются друг напротив друга, белые в 12-ой позиции, чёрные — в 24-ой.
С «головы» за один ход снимается только одна шашка, за исключением первого хода. Несколько шашек одного цвета могут собираться в ряд на одной лунке, но ставиться на лунку, занятую соперником, нельзя. Если оба кубика выбросили дубль (выпали одинаковые значения), ход удваивается, то есть на это значение игрок ходит уже четыре раза.
Последние 6 лунок на пути называются «домом». Шашки могут добраться до финиша и сняться с доски, только, если все они находятся в «доме». Когда все 15 гонцов добираются до последних 6-ти пунктов, шашки, если их ход выходит за конец пути, снимаются с доски. Побеждает тот, кто первым снял все 15 шашек.
Короткие нарды
Европейская модификация игры, её собственное название — Backgammon.
Начальная расстановка совсем иная (см. картинку), направление пути у игроков теперь друг напротив друга.
В одной лунке также могут находиться шашки только одного цвета, только есть исключение из правила. Если на лунке только одна шашка, соперник может сбить её, поставив сюда свою шашку. Сбитая ставиться посередине доски (так называемый «бар»), следующим же ходом игрок должен вывести её обратно на доску, с самого первого поля своего пути.