Редактирование: Анахронизм

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 21: Строка 21:
*** В [[Пытка увеболлом|экранизации]] [[Dungeon Siege]] тоже внезапно перевели адекватно: командир отряда лучников в одной из батальных сцен кричит «Стреляй!».
*** В [[Пытка увеболлом|экранизации]] [[Dungeon Siege]] тоже внезапно перевели адекватно: командир отряда лучников в одной из батальных сцен кричит «Стреляй!».
** Единственное исключение — если предстояло обстрелять легковоспламенимую цель горящими стрелами. В этом случае как раз подавалась команда «Огонь!», да и то она значила не «пускай стрелу», а «поджигай примотанную к наконечнику паклю».
** Единственное исключение — если предстояло обстрелять легковоспламенимую цель горящими стрелами. В этом случае как раз подавалась команда «Огонь!», да и то она значила не «пускай стрелу», а «поджигай примотанную к наконечнику паклю».
*** Команда «огонь» имеет неплохие шансы произойти от специфической операции с фитильным оружием как сокращение от «поднести огонь к запальным полкам». А потом она может сохраниться. Так ли было в нашей реальности – вопрос отдельный.
** В инди-стратегии The Valiant [[Зигзаг|сыграно зигзагом]]: в английской озвучке командиры катапульт командуют «Release!» («Отпускай!»), а в немецкой — «Feuer!» («Огонь!»).
* Рыцарей в художественных произведениях часто наряжают в латные доспехи, даже если на дворе 12-13 век, а римских легионеров, независимо от эпохи, в лорику сегментату.
* Рыцарей в художественных произведениях часто наряжают в латные доспехи, даже если на дворе 12-13 век, а римских легионеров, независимо от эпохи, в лорику сегментату.
* Белые и цветные в американской армии в ходе Второй мировой служили каждые в своих подразделениях. Это уже после войны начали формировать подразделения, включающие солдат «всех цветов радуги».
* Белые и цветные в американской армии в ходе Второй мировой служили каждые в своих подразделениях. Это уже после войны начали формировать подразделения, включающие солдат «всех цветов радуги».
Строка 57: Строка 55:
** [[Star Wars: The Old Republic]] — дредноут типа «Рассекатель». Древний корабль ситского флота по суммарным боевым возможностям практически равен новейшим ПЗР, уступая только в длине (800 метров против 900) и количестве турболазеров: у «Рассекателя» их 32, у «Победы», в зависимости от модификации, от 40 до 50. Ну и скорости постройки: целых 10 лет, в то время как Победы строились за полгода. Во всем же остальном перевес на стороне ситского дредноута: 7700 человек десанта на «Рассекателе» против 2040 у «Победы»; 2300 человек экипажа на «Рассекателе» и 5200 на «Победе»; полторы сотни МЛА у «Рассекателя» и 24 или 48 у «Победы». В общем, недостатки «Рассекателя» вполне уравновешиваются его достоинствами. А строили так долго потому, что в те годы еще не изобрели модульных конструкций — это новинка уже времен Поздней Республики. Ну конечно, возможности находящихся где-то в жопе галактики верфей Вайкена и гигантских, опоясывающих всю планету верфей Куата, малость несопоставимы.
** [[Star Wars: The Old Republic]] — дредноут типа «Рассекатель». Древний корабль ситского флота по суммарным боевым возможностям практически равен новейшим ПЗР, уступая только в длине (800 метров против 900) и количестве турболазеров: у «Рассекателя» их 32, у «Победы», в зависимости от модификации, от 40 до 50. Ну и скорости постройки: целых 10 лет, в то время как Победы строились за полгода. Во всем же остальном перевес на стороне ситского дредноута: 7700 человек десанта на «Рассекателе» против 2040 у «Победы»; 2300 человек экипажа на «Рассекателе» и 5200 на «Победе»; полторы сотни МЛА у «Рассекателя» и 24 или 48 у «Победы». В общем, недостатки «Рассекателя» вполне уравновешиваются его достоинствами. А строили так долго потому, что в те годы еще не изобрели модульных конструкций — это новинка уже времен Поздней Республики. Ну конечно, возможности находящихся где-то в жопе галактики верфей Вайкена и гигантских, опоясывающих всю планету верфей Куата, малость несопоставимы.
*** Да б-г с ними, дело даже не в этом. Эпоха «Рыцарей Старой Республики» вообще гораздо ближе к оригинальной гексалогии, до которой 3,5-4 тысячи лет, чем к «Сказаниям о джежаях», от которых от тысячи до всего сорока лет. Особенно заметно как раз по кораблям, от которых наблюдается крайне резкий переход от летающих утюгов и вообще непонятно чего к прототипам «Звездных разрушителей» — вышеупомянутому «Рассекателю» и республиканскому «Центуриону», а также общей стилистикой — «Сказания» густо пропитаны стилистикой века эдак бронзового, по костюмам, декорациям, даже общественным отношениям.
*** Да б-г с ними, дело даже не в этом. Эпоха «Рыцарей Старой Республики» вообще гораздо ближе к оригинальной гексалогии, до которой 3,5-4 тысячи лет, чем к «Сказаниям о джежаях», от которых от тысячи до всего сорока лет. Особенно заметно как раз по кораблям, от которых наблюдается крайне резкий переход от летающих утюгов и вообще непонятно чего к прототипам «Звездных разрушителей» — вышеупомянутому «Рассекателю» и республиканскому «Центуриону», а также общей стилистикой — «Сказания» густо пропитаны стилистикой века эдак бронзового, по костюмам, декорациям, даже общественным отношениям.
**** Так ведь о том и речь. «Рассекатель» — это корабль практически современного типа, разве что экстерминатус в одиночку провести не сможет. Небольшая модернизация — и он вполне мог бы занять свое место во флоте Империи. Его прототип по лору создан моффом Вайканом всего через несколько десятилетий после той приснопамятной войны, где корабли представляли собой натуральные утюги с мачтами и торчащими отовсюду шипами и бревнами (и ситхские линкоры «Деррифан» уже в эпоху Ревана представляли из себя хреновые фрегаты без щитов и с больше ракетными, нежели энергетическим оружием. И получается, что когда джедаи и ситхи месили друг друга в сражении за Звездную Кузню, их корабли были устаревшей древностью еще на стадии проектирования. Анахронизм как он есть. Вообще, «Сказания о Джедаях» после выхода TOR остро нуждались в хорошем таком ретконе, или даже перерисовке (или TOR нужно было начинать хотя бы на пару тысяч лет вперед). Эти гомиксы резко выбиваются из стилистики Звездных Войн, представляя собой аномальное пятно в визуальном стиле (но таки да, неплохо работали на атмосферу «Давным-давно», если не думать, что же было за 20 000 лет до них, когда образовалась Республика, да и это было не начало жизни в ДДГ). Скучать по той упоротой рисовке уж точно никто не стал бы. Но в связи с тем, что Дрисней продвигает свой бредовый неканон, имеем то, что имеем.
**** Так ведь о том и речь. Рассекатель — это корабль практически современного типа, разве что экстерминатус в одиночку провести не сможет. Небольшая модернизация — и он вполне мог бы занять свое место во флоте Империи. Его прототип по лору создан моффом Вайканом всего через несколько десятилетий после той приснопамятной войны, где корабли представляли собой натуральные утюги с мачтами и торчащими отовсюду шипами и бревнами (и ситхские линкоры «Деррифан» уже в эпоху Ревана представляли из себя хреновые фрегаты без щитов и с больше ракетными, нежели энергетическим оружием. И получается, что когда джедаи и ситхи месили друг друга в сражении за Звездную Кузню, их корабли были устаревшей древностью еще на стадии проектирования. Анахронизм как он есть. Вообще, «Сказания о Джедаях» после выхода TOR остро нуждались в хорошем таком ретконе, или даже перерисовке (или TOR нужно было начинать хотя бы на пару тысяч лет вперед). Эти гомиксы резко выбиваются из стилистики Звездных Войн, представляя собой аномальное пятно в визуальном стиле (но таки да, неплохо работали на атмосферу «Давным-давно», если не думать, что же было за 20 000 лет до них, когда образовалась Республика, да и это было не начало жизни в ДДГ). Скучать по той упоротой рисовке уж точно никто не стал бы. Но в связи с тем, что Дрисней продвигает свой бредовый неканон, имеем то, что имеем.
***** Отчасти сходство «Звездных разрушителей» эпохи фильмов с кораблями эпохи Ревана можно объяснить тем, что после почти тысячи лет Руусанской реформации республиканские космические войска были низведены до планетарных сил самообороны, комплектуемых исключительно на местном уровне, как такового Республиканского флота не было. Когда дело дошло до полномасштабного конфликта, возникла идея достать проверенный временем тип корабля и сделать такой же, только с перламутровыми пуговицами.  
***** Отчасти сходство звездных разрушителей эпохи фильмов можно объяснть тем, что после почти тысячи лет после Руусанской реформации республиканский флот пребывал в глубокой стагнации, и когда дело дошло до полномасштабного конфликта, возникла идея достать проверенный временем тип корабля и сделать такой же, только с перламутровыми пуговицами.  
** Опять TOR — солдаты ситхов. Только что прогремела Великая Гиперпространственная Война, в которой ситхи шли в бой, разодетые в плащи, бронзовые латы, а то и вовсе полуголые, с копьями и не знали бластеров, из бронетехники поддерживаемые боевыми носорогами… и уже через пару десятилетий извольте видеть, как те же ситхи зачищают Дромунд-Каас, с ног до головы запакованные в продвинутую черную броню, которую и штурмовикам не стыдно было бы надеть. Откуда такие технологии у кучки изгнанников? Все еще смешнее, если вспомнить, что спустя добрую 1000 лет воины кратов шли в бой, вооруженные… копьями, а у солдат армии Республики из брони на теле были только шлемы.
** Опять TOR — солдаты ситхов. Только что прогремела Великая Гиперпространственная Война, в которой ситхи шли в бой, разодетые в плащи, бронзовые латы, а то и вовсе полуголые, с копьями и не знали бластеров, из бронетехники поддерживаемые боевыми носорогами… и уже через пару десятилетий извольте видеть, как те же ситхи зачищают Дромунд-Каас, с ног до головы запакованные в продвинутую черную броню, которую и штурмовикам не стыдно было бы надеть. Откуда такие технологии у кучки изгнанников? Все еще смешнее, если вспомнить, что спустя добрую 1000 лет воины кратов шли в бой, вооруженные… копьями, а у солдат армии Республики из брони на теле были только шлемы.
** И снова TOR — солдаты армии Республики. По сходству их брони с той, что позднее будут носить клоны, не прошелся только ленивый. Меж тем, броня клонов и в особенности их шлемы с характерным Т-образным визором<ref>Повторяющий особенности строения тонгского черепа.</ref> создавались на основе дизайна мандалорских доспехов, ибо таково было желание Джанго Фетта, притащившего в армию Клонов еще и адаптированные мандалорские строевые песни и многое другое. Откуда у солдат Республики такая броня? Их тоже тренировали мандалорцы? Которые только недавно закатили войну с геноцидами ради молодецкой удали? И вообще, до выхода игры эти доспехи преподносились как нечто хайтековое и чуть ли не новое слово в персональной защите. И тут нам предлагают поверить, что подобную крутую броню, оказывается, '''уже''' серийно производили 35 веков тому назад? А потом-то почему перестали?
** И снова TOR — солдаты армии Республики. По сходству их брони с той, что позднее будут носить клоны, не прошелся только ленивый. Меж тем, броня клонов и в особенности их шлемы с характерным Т-образным визором<ref>Повторяющий особенности строения тонгского черепа.</ref> создавались на основе дизайна мандалорских доспехов, ибо таково было желание Джанго Фетта, притащившего в армию Клонов еще и адаптированные мандалорские строевые песни и многое другое. Откуда у солдат Республики такая броня? Их тоже тренировали мандалорцы? Которые только недавно закатили войну с геноцидами ради молодецкой удали? И вообще, до выхода игры эти доспехи преподносились как нечто хайтековое и чуть ли не новое слово в персональной защите. И тут нам предлагают поверить, что подобную крутую броню, оказывается, '''уже''' серийно производили 35 веков тому назад? А потом-то почему перестали?
Строка 91: Строка 89:
* Михаил Булгаков, «[[Мастер и Маргарита]]» — [[субверсия]]. Угрожая Иешуа на допросе, Пилат говорит: «За тобой записано достаточно, чтобы тебя повесить». Повешение в качестве смертной казни во времена Древнего Рима ещё не было распространено, а изначально вообще было жертвоприношением у древних кельтов. Анахронизм? Ни в коем случае: дальше очевидно, что речь идёт о повешении на дереве на гвоздях, то есть о распятии, вполне римском способе казни, взятом, если кто не знал, из [[Библия|канона]].
* Михаил Булгаков, «[[Мастер и Маргарита]]» — [[субверсия]]. Угрожая Иешуа на допросе, Пилат говорит: «За тобой записано достаточно, чтобы тебя повесить». Повешение в качестве смертной казни во времена Древнего Рима ещё не было распространено, а изначально вообще было жертвоприношением у древних кельтов. Анахронизм? Ни в коем случае: дальше очевидно, что речь идёт о повешении на дереве на гвоздях, то есть о распятии, вполне римском способе казни, взятом, если кто не знал, из [[Библия|канона]].
** В самой Библии второе название распятия — не «повешение», а «вознесение». Это слово и сам Иисус употребляет в таком смысле.
** В самой Библии второе название распятия — не «повешение», а «вознесение». Это слово и сам Иисус употребляет в таком смысле.
* Сергей Алексеев — «От Москвы до Берлина». Цикл рассказов для детей про Великую Отечественную войну. Во многих рассказах фигурирует звание «рядовой». Это звание появилось в советской армии уже после войны, а во время войны было звание «красноармеец».
==== Зарубежная ====
==== Зарубежная ====
* Вильгельм Гауф, «Калиф-аист» — о протагонисте, багдадском халифе ([[Не в ладах с именами|по имени]] [[Пейсы, кашрут и день субботний|Хасид]]), «шла слава, что, пока в чашке у него есть кофе, а в трубке табак, — милости его нет конца». Но багдадский халифат был уничтожен в середине XIII века (формально ещё двести лет существовал халифат в Каире, но это был чисто духовный лидер вроде православного патриарха), кофе же начали пить в XIV, а табак и вовсе приехал из Америки только в XVI веке, когда халифом был турецкий султан.
* Вильгельм Гауф, «Калиф-аист» — о протагонисте, багдадском халифе ([[Не в ладах с именами|по имени]] [[Пейсы, кашрут и день субботний|Хасид]]), «шла слава, что, пока в чашке у него есть кофе, а в трубке табак, — милости его нет конца». Но багдадский халифат был уничтожен в середине XIII века (формально ещё двести лет существовал халифат в Каире, но это был чисто духовный лидер вроде православного патриарха), кофе же начали пить в XIV, а табак и вовсе приехал из Америки только в XVI веке, когда халифом был турецкий султан.
Строка 106: Строка 102:
* Виктор Гюго, «[[Собор Парижской Богоматери]]» — три почтенных горожанки несут сестре Гудуле в числе прочей снеди ''маисовую'' лепёшку (galette au levain de maïs). Слово maïs приехало напрямую из языка таино, на котором говорили на Карибах, откуда его вместе с самим маисом Колумб и привезёт через 10 лет после событий романа. На дворе 1482 год, откуда кукуруза в Европе? Тем более, что несколькими главами ранее сам автор упоминает, что Гренгуар, владей он всем золотом Перу, сложил бы его к ногам Эсмеральды, но он не владел, да и Америка тогда ещё не была открыта.
* Виктор Гюго, «[[Собор Парижской Богоматери]]» — три почтенных горожанки несут сестре Гудуле в числе прочей снеди ''маисовую'' лепёшку (galette au levain de maïs). Слово maïs приехало напрямую из языка таино, на котором говорили на Карибах, откуда его вместе с самим маисом Колумб и привезёт через 10 лет после событий романа. На дворе 1482 год, откуда кукуруза в Европе? Тем более, что несколькими главами ранее сам автор упоминает, что Гренгуар, владей он всем золотом Перу, сложил бы его к ногам Эсмеральды, но он не владел, да и Америка тогда ещё не была открыта.
** Видимо, именно в дань уважения первоисточнику горожане в [[The Hunchback of Notre Dame|экранизации]] кидаются в Квазимодо помидорами, которые тоже из ещё не открытой Америки) А ещё в мультфильме из уст гвардейцев Фролло звучит команда «смирно!» (сцена после музыкального номера Фролло, когда тот наутро выбирается из кареты). Эту команду впервые ввёл в своих войсках Мориц Оранский, минимум век спустя после показанных событий.
** Видимо, именно в дань уважения первоисточнику горожане в [[The Hunchback of Notre Dame|экранизации]] кидаются в Квазимодо помидорами, которые тоже из ещё не открытой Америки) А ещё в мультфильме из уст гвардейцев Фролло звучит команда «смирно!» (сцена после музыкального номера Фролло, когда тот наутро выбирается из кареты). Эту команду впервые ввёл в своих войсках Мориц Оранский, минимум век спустя после показанных событий.
* Роберт Грейвз, «[[Я, Клавдий]]» — автор использует современные названия стран и городов (Лион во Франции, а не Лугдунум в Галлии), легионами командуют полковники, а германские воины орудуют [[Чёрный континент|африканскими]] ассегаями.
* Роберт Грейвз, «[[Я, Клавдий]]» — автор использует современные названия стран и городов (Лион во Франции, а не Лунгудум в Галлии), легионами командуют полковники, а германские воины орудуют [[Чёрный континент|африканскими]] ассегаями.
** У него в же «Князе Велизарии» войсками командуют генералы, а странами правят короли. Мало того, что этот титул пошёл от Карла Великого, который жил позднее Юстиниана и Велизария; но ведь там королевский титул носят и владыки таких стран, где этого титула вовсе никогда не принимали, например, персы и сарацины (арабы). Впрочем, тут в авторе ли дело, или это [[Надмозги|милые шалости переводчиков?]]
** У него в же «Князе Велизарии» войсками командуют генералы, а странами правят короли. Мало того, что этот титул пошёл от Карла Великого, который жил позднее Юстиниана и Велизария; но ведь там королевский титул носят и владыки таких стран, где этого титула вовсе никогда не принимали, например, персы и сарацины (арабы). Впрочем, тут в авторе ли дело, или это [[Надмозги|милые шалости переводчиков?]]


Строка 129: Строка 125:
* «Детство Тёмы» 1989 года — когда отец сдергивает с бедного Тёмы штаны, чтобы его выпороть, под ними оказываются не употребимые в середине XIX века кальсоны, а аккуратные трусики явно советского пошива.
* «Детство Тёмы» 1989 года — когда отец сдергивает с бедного Тёмы штаны, чтобы его выпороть, под ними оказываются не употребимые в середине XIX века кальсоны, а аккуратные трусики явно советского пошива.
* «Жестокий романс» — в фильме звучат песни на стихи поэтесс 20-го века (Беллы Ахмадулиной и Марины Цветаевой), а также Редьярда Киплинга. Первые на момент событий фильма ещё даже не родились, а последний — ещё малолетний и поэзией пока не занимается. Но в описываемом мире это какая-нибудь поэтесса 1860-х или 1870-х годов сочинила. А вот когда жулик-кассир Гуляев, выдающий себя за богатого банкира, в 1870-х гг. рассчитывается деньгами Временного правительства — это накладка из серии «Не смогли достать нужный реквизит, и пришлось брать какой есть, авось прокатит».
* «Жестокий романс» — в фильме звучат песни на стихи поэтесс 20-го века (Беллы Ахмадулиной и Марины Цветаевой), а также Редьярда Киплинга. Первые на момент событий фильма ещё даже не родились, а последний — ещё малолетний и поэзией пока не занимается. Но в описываемом мире это какая-нибудь поэтесса 1860-х или 1870-х годов сочинила. А вот когда жулик-кассир Гуляев, выдающий себя за богатого банкира, в 1870-х гг. рассчитывается деньгами Временного правительства — это накладка из серии «Не смогли достать нужный реквизит, и пришлось брать какой есть, авось прокатит».
* «Деловые люди», новелла «Вождь краснокожих» - на поверку [[аверсия]], плюс фактический [[бонус для гениев]]. Действие происходит, как ни считай, в последней трети XIX века (рассказ написан в 1907 году, опубликован в 1910-м).  Радуясь, что ужасный ребёнок ушёл домой и больше не будет его мучить, Билл (заблуждающийся насчёт факта, но ещё не ведающий об этом) блаженно напевает что-то очень похожее на «Кукарачу». А Сэм ему немножко подтягивает. Вы скажете «Это пример тропа, ведь песенка появилась только в 1910-х годах, то есть вскоре после публикации рассказа -- но уж никак не во время его действия! Во время его действия песня ещё и в проекте не значилась». И ошибётесь. Самая первая версия «Кукарачи, тоже испаноязычная, появилась в... 1818 году! А в США она проникла не позже  1860-х годов. В начале же XX века мексиканские революционеры-вильисты сочинили на этот же мотив новый текст (высмеивающий Викториано Уэрту, Венустиано Каррансу и сторонников того и другого), и только тогда песенка стала известна и популярна по всему миру.
* «[[Фильмы Гайдая/Иван Васильевич меняет профессию|Иван Васильевич меняет профессию]]» — в те времена красную икру ещё не возили к царскому двору, а потребляли в местах вылова. А вот массовые поставки баклажанов из Ирана начались всего на полвека позже. Так что они вполне попасть могли к царскому столу как заморская диковина.
* «[[Фильмы Гайдая/Иван Васильевич меняет профессию|Иван Васильевич меняет профессию]]» — в те времена красную икру ещё не возили к царскому двору, а потребляли в местах вылова. А вот массовые поставки баклажанов из Ирана начались всего на полвека позже. Так что они вполне попасть могли к царскому столу как заморская диковина.
** Список прочих анахронизмов смотрите в статье о фильме. Впрочем, для всего этого списка есть общее [[обоснование]]: как известно, {{spoiler|все события в прошлом — лишь сон Тимофеева}}.
** Список прочих анахронизмов смотрите в статье о фильме. Впрочем, для всего этого списка есть общее [[обоснование]]: как известно, {{spoiler|все события в прошлом — лишь сон Тимофеева}}.
* В «Ижорском батальоне» впечатление от просмотра здорово портят толпы немцев с «калашниковыми». Впрочем, для советских военных фильмов подобное пренебрежение матчастью вообще достаточно характерно.
* В «Ижорском батальоне» впечатление от просмотра здорово портят толпы немцев с «калашниковыми». Впрочем, для советских военных фильмов подобное пренебрежение матчастью вообще достаточно характерно.
* «Край». На фоне общей трэшовости этого шедевра особенно выделяется Игнат (В. Машков), бьющий проклятого чекиста Фишмана по голове локомотивным скоростемером СЛ-2. Первые образцы которого увидели свет на Тбилисском заводе счётных машин в 1952-ом году и уж никак не могли попасть на застрявшую из-за рухнувшего моста на острове еще до войны «овечку».
* «Край». На фоне общей трэшовости этого шедевра особенно выделяется Игнат (В.Машков), бьющий проклятого чекиста Фишмана по голове локомотивным скоростемером СЛ-2. Первые образцы которого увидели свет на Тбилисском заводе счётных машин в 1952-ом году и уж никак не могли попасть на застрявшую из-за рухнувшего моста на острове еще до войны «овечку».
** Бытовой пример оттуда же — эмалированная кастрюлька Эммы, которой в довоенные годы, опять же, не могло быть даже у семьи немецкого инженера-социалиста. Потому что ее ещё не успели придумать. И алюминиевые кружки тоже не в ходу — лишь оловянные.
** Бытовой пример оттуда же — эмалированная кастрюлька Эммы, которой в довоенные годы, опять же, не могло быть даже у семьи немецкого инженера-социалиста. Потому что ее ещё не успели придумать. И алюминиевые кружки тоже не в ходу — лишь оловянные.
* «[[Москва слезам не верит]]» — режиссёр Меньшов хронически находился не в ладах с хронологией. Начало фильма отнесено к 1958 г., в котором Андрей Вознесенский (играющий самого себя и «омоложённый» средствами грима), дескать, читает свою «Параболическую балладу», а главная героиня слышит песню «Джамайка» в исполнении Робертино Лоретти. Но минуточку, баллада написана Вознесенским только в 1959 г., а «Джамайка» появилась и того позже — в 1962 г.! Параллельный мир, что ли?
* «[[Москва слезам не верит]]» — режиссёр Меньшов хронически находился не в ладах с хронологией. Начало фильма отнесено к 1958 г., в котором Андрей Вознесенский (играющий самого себя и «омоложённый» средствами грима), дескать, читает свою «Параболическую балладу», а главная героиня слышит песню «Джамайка» в исполнении Робертино Лоретти. Но минуточку, баллада написана Вознесенским только в 1959 г., а «Джамайка» появилась и того позже — в 1962 г.! Параллельный мир, что ли?
* «[[Неуловимые мстители]]» — Валерка отлично кидает НР-40 (нож разведчика, принятый на вооружение в 1940 после Зимней войны). Однозначно «нож-[[попаданец]]»! Тут пополам с [[не в ладах с оружием]].
* «[[Неуловимые мстители]]» — Валерка отлично кидает НР-40 (нож разведчика, принятый на вооружение в 1940 после Зимней войны). Однозначно «нож-[[попаданец]]»! Тут пополам с [[не в ладах с оружием]].
** Обоснуй, это кустарный нож местного производства, по случайности внешне похожий на упомянутый. Если выросший Валерка вообще лично не курировал создание оружия для диверсантов НКВД, выдав оружейникам в качестве желаемой модели описание привычного для себя и удачного ножа. Возраст, место работы, личный опыт и склонность одновременно и к боевым искусствам, и к технике с подобным предположением вполне согласуются.
** Обоснуй, это кустарный нож местного производства, по случайности внешне похожий на упомянутый. Если выросший Валерка вообще лично не курировал создание оружия для диверсантов НКВД, выдав оружейникам в качестве желаемой модели описание привычного для себя и удачного ножа. Возраст, место работы, личный опыт и склонность одновременно и к боевым искусствам, и к технике с подобным предположением вполне согласуются.
*** Тем более, что НР-40 был лишь одной из разновидностей популярнейших в начале ХХ века как в силовых структурах, так и в криминальной среде «финок», и происходил от «Финки НКВД», которая была «Финкой», но только не «финкой» (потому что запретили), а «Ножом шведского типа».
* «Покровские ворота» — действие фильма происходит в 1950-х, а у телефона лежит… «Список абонентов 1969».
* «Покровские ворота» — действие фильма происходит в 1950-х, а у телефона лежит… «Список абонентов 1969».
* «Салют-7». У всех на столах компьютеры «Электроника МС 0511», которые начали выпускаться через 2 года после указанных событий. Неужели сложно было посмотреть архивные фотографии, как выглядел ЦУП в те годы? Там и сейчас-то изготовленные по спецзаказу штучные «автоматизированные рабочие места операторов», а не персоналки.
* «Салют-7». У всех на столах компьютеры «Электроника МС 0511», которые начали выпускаться через 2 года после указанных событий. Неужели сложно было посмотреть архивные фотографии, как выглядел ЦУП в те годы? Там и сейчас-то изготовленные по спецзаказу штучные «автоматизированные рабочие места операторов», а не персоналки.
Строка 152: Строка 147:
* «13-й воин» можно охарактеризовать одной фразой — «Что за фигня, костюмер?» Латы, гладиаторские шлемы, шлемы конкистадоров с гребнем и прочее….
* «13-й воин» можно охарактеризовать одной фразой — «Что за фигня, костюмер?» Латы, гладиаторские шлемы, шлемы конкистадоров с гребнем и прочее….
* «Авиатор» — события фильма происходят в 1928 году, а Говард Хьюз заказывает печенье с шоколадной крошкой. Увы, Рут Уэйкфилд придумала и запатентовала его лишь в 1938 году, через десять лет после них.
* «Авиатор» — события фильма происходят в 1928 году, а Говард Хьюз заказывает печенье с шоколадной крошкой. Увы, Рут Уэйкфилд придумала и запатентовала его лишь в 1938 году, через десять лет после них.
* Обоснуй - печенье с шоколадовой крошкой может она и запатентовала, но оно известно по крайней мере с 17-18 века. И называлось Перуанское печенье.
* «Амадей» — во время балетной сцены из «Свадьбы Фигаро» видны застёжки-«молнии».
* «Амадей» — во время балетной сцены из «Свадьбы Фигаро» видны застёжки-«молнии».
* «Анна» от того же Люка Бессона — действие фильма происходит в конце 1980-х и самом начале 1990-х, однако на экране практически не наблюдается аутентичной техники и девайсов — машины из середины — конца 1990-х, а электроника и вовсе из начала 2000-х. Но самый абсурд ситуации заключается в том, что всё это показано якобы существовавшим в позднем СССР и ранней России! Неудивительно, что российские зрители просто разнесли картину в пух и прах, да так, что Бессону пришлось извиняться за допущенные ляпы.
* «Анна» от того же Люка Бессона — действие фильма происходит в конце 1980-х и самом начале 1990-х, однако на экране практически не наблюдается аутентичной техники и девайсов — машины из середины — конца 1990-х, а электроника и вовсе из начала 2000-х. Но самый абсурд ситуации заключается в том, что всё это показано якобы существовавшим в позднем СССР и ранней России! Неудивительно, что российские зрители просто разнесли картину в пух и прах, да так, что Бессону пришлось извиняться за допущенные ляпы.
Строка 199: Строка 193:
*** Во время бегства с завода по главным героя ведут огонь из немецких миномётов калибра 75.8 мм, вставших на вооружение в 1909.
*** Во время бегства с завода по главным героя ведут огонь из немецких миномётов калибра 75.8 мм, вставших на вооружение в 1909.
* «[[Nusknacker und Mausekönig|Щелкунчик и Крысиный Король]]» — действие фильма происходит в 1920-е, однако образ одного из друзей Щелкунчика, негра-барабанщика в дредах, явно отсылает к растафарианству, которое возникло в 1930-е годы, а массовую известность обрело и вовсе в 1970-е.
* «[[Nusknacker und Mausekönig|Щелкунчик и Крысиный Король]]» — действие фильма происходит в 1920-е, однако образ одного из друзей Щелкунчика, негра-барабанщика в дредах, явно отсылает к растафарианству, которое возникло в 1930-е годы, а массовую известность обрело и вовсе в 1970-е.
* «Сталинград», немецкий 1993 — в начале кина главные герои оттопыриваются в Италии в компании девок в старомодных, но раздельных купальниках. Вот только раздельные купальники появились в 1946 году, получив название «Бикини» в честь ядерных испытаний на одноименном атолле<ref>Незадолго до этого был выпущен закрытый купальник «Атом» — «неделимый», в смысле, меньше некуда. Есть куда, решили авторы, и поделили атом на отдельные лиф и плавки. А где у нас атом делили недавно — на Бикини. Плюс Би как-то похоже на «два»…</ref>.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
Строка 354: Строка 347:
*** С точки зрения обучения программированию — не баг, а фича. Да, пользовательские навыки на такой технике изучать было практически бесполезно, а вот учить программировать — вполне реально. Зато ее древность была весьма хорошей защитой от попыток играть в компьютерные игры вместо дела.
*** С точки зрения обучения программированию — не баг, а фича. Да, пользовательские навыки на такой технике изучать было практически бесполезно, а вот учить программировать — вполне реально. Зато ее древность была весьма хорошей защитой от попыток играть в компьютерные игры вместо дела.
** В некоторых школах и вузах до середины 2010-х вполне мог функционировать подобный антиквариат, в результате чего школьники и студенты учатся работе с дискетами и программированию под DOS.
** В некоторых школах и вузах до середины 2010-х вполне мог функционировать подобный антиквариат, в результате чего школьники и студенты учатся работе с дискетами и программированию под DOS.
** Ну, DOS это конечно перебор, а вот тот же язык Pascal используют как учебный, судя по всему, до сих пор, хотя он устарел безнадёжно. Правда, сейчас используют его более осовремененную версию PascalABC.Net, ну и это, конечно, только у школьников.
** Ну, DOS это конечно перебор, а вот тот же язык Pascal используют как учебный, судя по всему, до сих пор, хотя он устарел безнадёжно. Правда, сейчас используют его более освремененную версию PascalABC.Net, ну и это, конечно, только у школьников.
***Автор правки сообщает что сейчас в школах для обучения используют Python
*** В роли учебного языка '''не''' устарел даже бейсик. Устареет он только после разработки языка, для начала программирования на котором достаточно знания лишь двух понятий: переменная и операция, но который при этом будет поддерживать если не ООП, то хоть процедурное программирование и при этом ещё будет иметь простейший синтаксис. Современные же языки слишком перегружают новичка количеством информации, подлежащей обязательному изучению до первой программы. Но он хорош только для тех, кто пока вообще не программировал. Net же создан устаревшим, а для учёбы не подходит вовсе и не только паскаль.
*** Как вариант, в вузе для расчетов по «Деталям машин» (или похожей дисциплины). Кафедра (возможно, что совместно с кем-то) в 1980-х разработала программы для расчетов зубчатых, ременных, цепных и проч. передач. Вот оно и функционирует проверенное временем, пока последний из «старинных» компьютеров из строя не выйдет. Использовать эти же программы на ПК поновее не всегда получается (обычно отдельный разговор)
*** Как вариант, в вузе для расчетов по «Деталям машин» (или похожей дисциплины). Кафедра (возможно, что совместно с кем-то) в 1980-х разработала программы для расчетов зубчатых, ременных, цепных и проч. передач. Вот оно и функционирует проверенное временем, пока последний из «старинных» компьютеров из строя не выйдет. Использовать эти же программы на ПК поновее не всегда получается (обычно отдельный разговор)
*** Кстати, DOS сам по себе был анахронизмом уже к концу 80-х. Все прочие игроки к тому времени уже обзавелись мышью, GUI и многозадачностью. Не говоря уже про пресловутые 640К, которых ещё многим хватало, но ясно было, что долго так продолжаться не может. Но Microsoft хоть и сильно запоздала с Windows 95, зато выдавила им почти всех конкурентов и теперь живёт и здравствует.
*** Кстати, DOS сам по себе был анахронизмом уже к концу 80-х. Все прочие игроки к тому времени уже обзавелись мышью, GUI и многозадачностью. Не говоря уже про пресловутые 640К, которых ещё многим хватало, но ясно было, что долго так продолжаться не может. Но Microsoft хоть и сильно запоздала с Windows 95, зато выдавила им почти всех конкурентов и теперь живёт и здравствует.
Строка 362: Строка 353:
* Использование трехдюймовых (а иногда и пятидюймовых) дискет в станках с ЧПУ. Но тут имеется относительно логичный обоснуй. Владелец производства приобрел станки, когда те дискеты были актуальны, а менять оборудование оказалось слишком дорогим удовольствием. Поэтому ему проще поддерживать в рабочем состоянии устаревший дисковод в современном ПК (или имитировать устаревшие технологии) и докупать дискеты. Пусть это обходится даже втридорога, но дешевле, чем менять все производство.
* Использование трехдюймовых (а иногда и пятидюймовых) дискет в станках с ЧПУ. Но тут имеется относительно логичный обоснуй. Владелец производства приобрел станки, когда те дискеты были актуальны, а менять оборудование оказалось слишком дорогим удовольствием. Поэтому ему проще поддерживать в рабочем состоянии устаревший дисковод в современном ПК (или имитировать устаревшие технологии) и докупать дискеты. Пусть это обходится даже втридорога, но дешевле, чем менять все производство.
* В будущем в офисах и на заводах, а также на терминалах и в других местах будут работать старые машины. Дело в том, что подавляющее большинство офисных программ требует совсем немного вычислительной мощности, так что для офисного/делового ПК не нужна шибко большая мощность. Поэтому возможно, что в 2040—2070 всё ещё можно будет встретить компьютеры из 2010—2020 годов, главное — так это чтоб Windows 120 на диск влез, а так всё путём. Если не хватает мощности, комплектация будет ширпотреб напополам с анахронизмом.
* В будущем в офисах и на заводах, а также на терминалах и в других местах будут работать старые машины. Дело в том, что подавляющее большинство офисных программ требует совсем немного вычислительной мощности, так что для офисного/делового ПК не нужна шибко большая мощность. Поэтому возможно, что в 2040—2070 всё ещё можно будет встретить компьютеры из 2010—2020 годов, главное — так это чтоб Windows 120 на диск влез, а так всё путём. Если не хватает мощности, комплектация будет ширпотреб напополам с анахронизмом.
** Вот как раз винде их и не хватит. Только нафига гоняться за последней виндой? Пока хватает 4-х гибибайт оперативной памяти и 2-х гибибайт прикладного адресного пространства, можно спокойно XP ставить. Ну кроме случаев, когда новая винда идёт сразу с машиной. А вот потребности офисного софта очень зависят от размеров документов. В 2003-м новой машины не хватало только одной программе и звали её Mircosoft Word, а десятки программ спокойно влезали в те самые 640 кибибайт.
** В корпоративном секторе набирают популярность мини-компьютеры — специальные моноблоки и мелкие системники, крепящиеся за монитором. Они грузят систему по сети и работают как тонкий клиент — выполняют роль интерфейса, а вся нагрузка идёт на сервер. Они не нуждаются ни в дискретной видеокарте, ни в жёстком диске, ни в мощном блоке питания, ни в активном охлаждении, а потому стоят копейки и не потребляют много энергии. Такая распределённая система гораздо экономнее и эффективнее хранит данные и облегчает администрирование и работу нескольких людей над одной задачей.
** В корпоративном секторе набирают популярность мини-компьютеры — специальные моноблоки и мелкие системники, крепящиеся за монитором. Они грузят систему по сети и работают как тонкий клиент — выполняют роль интерфейса, а вся нагрузка идёт на сервер. Они не нуждаются ни в дискретной видеокарте, ни в жёстком диске, ни в мощном блоке питания, ни в активном охлаждении, а потому стоят копейки и не потребляют много энергии. Такая распределённая система гораздо экономнее и эффективнее хранит данные и облегчает администрирование и работу нескольких людей над одной задачей.
*** Точно за монитором, а не, например, за утилитой?
** А помните как раньше компьютеры хранили данные на магнитной ленте? Думаете, это устаревший формат, и сегодня никто так не делает? Вы не правы, ленты всё ещё активно применяются для архивов и больших данных. Дело в том, что один плёночный картридж может хранить, в зависимости от формата, до нескольких терабайт данных, к тому же используя специальный манипулятор, можно хранить тысячи таких картриджей и получать доступ к любому из них в несколько секунд, а быстрее как правило в таких случаях и не нужно. Получается дешевле, чем такого же объёма хранилище на жёстких дисках.
** А помните как раньше компьютеры хранили данные на магнитной ленте? Думаете, это устаревший формат, и сегодня никто так не делает? Вы не правы, ленты всё ещё активно применяются для архивов и больших данных. Дело в том, что один плёночный картридж может хранить, в зависимости от формата, до нескольких терабайт данных, к тому же используя специальный манипулятор, можно хранить тысячи таких картриджей и получать доступ к любому из них в несколько секунд, а быстрее как правило в таких случаях и не нужно. Получается дешевле, чем такого же объёма хранилище на жёстких дисках.
** ''Перепроверить данные, сейчас уже 2023.''
** ''Перепроверить данные, сейчас уже 2023.''
Строка 375: Строка 364:
* Люди, снимающие в наш век смартфонов и тотальной цифрофизации на плёнку, безусловно, существут и процветают. Педаль в пол топит Дейв Барнетт, снимающий репортаж довоенными (!) крупноформатными (!) камерами под фотопластинки (!). Главная проблема любителей снимать на плёнку (по крайней мере, в Российской Федерации) — это невозможность достать саму плёнку и реактивы к ней (с печатью фотографий проблем меньше — плёнка прекрасно цифруется, а для особых <s>извращенцев</s> ценителей, в крупных городах есть химическая фотопечать). Впрочем, магазин из Санкт-Петербурга занимающийся продажей фоторасходников, вполне нормально доставляет расходники почти по всей России.
* Люди, снимающие в наш век смартфонов и тотальной цифрофизации на плёнку, безусловно, существут и процветают. Педаль в пол топит Дейв Барнетт, снимающий репортаж довоенными (!) крупноформатными (!) камерами под фотопластинки (!). Главная проблема любителей снимать на плёнку (по крайней мере, в Российской Федерации) — это невозможность достать саму плёнку и реактивы к ней (с печатью фотографий проблем меньше — плёнка прекрасно цифруется, а для особых <s>извращенцев</s> ценителей, в крупных городах есть химическая фотопечать). Впрочем, магазин из Санкт-Петербурга занимающийся продажей фоторасходников, вполне нормально доставляет расходники почти по всей России.
** А теперь представьте себе человека с камерой, напоминающей те, что были в начале XX века — с огромным корпусом и мехами как у гармошки, да ещё и снимающей на… фотопластинку? Скажете, это какой-то реконструктор, актёр, или просто чудак? Ан нет, в некоторых случаях требуется фотография с очень высоким разрешением, и если даже матрицы под такое разрешение выпускаются, то скорее всего стоят космических денег. Можно конечно придумывать разные способы, типа сшивания панорам, но проще щёлкнуть фотографию на фотопластинку, а потом в спокойной обстановке отсканировать её в максимально возможном разрешении.
** А теперь представьте себе человека с камерой, напоминающей те, что были в начале XX века — с огромным корпусом и мехами как у гармошки, да ещё и снимающей на… фотопластинку? Скажете, это какой-то реконструктор, актёр, или просто чудак? Ан нет, в некоторых случаях требуется фотография с очень высоким разрешением, и если даже матрицы под такое разрешение выпускаются, то скорее всего стоят космических денег. Можно конечно придумывать разные способы, типа сшивания панорам, но проще щёлкнуть фотографию на фотопластинку, а потом в спокойной обстановке отсканировать её в максимально возможном разрешении.
*** Садись, два. Стекло ну никак не помогает поднять разрешение, а плёнка бывает и листовая. Ага, размером как раз с пластинку. Но у стекла есть и другие свойства. Не всякая плёнка подходит, если нужна безусадочность, а стекло помогает полностью сохранить форму негатива. Минимум искажений – вот настоящая ниша стекла, а не количество линий на угловую миллисекунду, если нужно просто разрешение, то удобней плёнка хоть размером со стол или даже бумага.
* Индо-китайский пограничный конфликт — дабы не нарушать перемирие, китайских и индийских погранцов вооружили копьями.
* Индо-китайский пограничный конфликт — дабы не нарушать перемирие, китайских и индийских погранцов вооружили копьями.
* В речи анахронизмы держатся очень долго. По сей день мы говорим «зажечь свет», «потушить свет» про электрическое освещение, где ничего не горит. А ещё полвека назад машины скорой помощи упорно называли «каретами».
* В речи анахронизмы держатся очень долго. По сей день мы говорим «зажечь свет», «потушить свет» про электрическое освещение, где ничего не горит. А ещё полвека назад машины скорой помощи упорно называли «каретами».
** Давно уже «включить» и «выключить». Горение же поминается астрономами, когда на самом деле речь о термояде.


== Намеренно введённые анахронизмы и [[игра с тропом]] ==
== Намеренно введённые анахронизмы и [[игра с тропом]] ==
Строка 395: Строка 382:
* [[постоянная шутка|Постоянно]] обыгрывается ради сатиры над современными (на момент написания) реалиями во «Всемирной истории, обработанной „Сатириконом“» — то [[Справочник автора/Иудаизм|иудеи]] сообщают [[богатыри и чудища лесные|Владимиру]], что [[мать городов русских|Киев]] не входит в [[Пейсы, кашрут и день субботний|черту оседлости]], то [[цари, стрельцы и терема|Иван Грозный]] упоминает [[Российская империя|Пуришкевича]]. А Борис Годунов и вовсе [[парадокс славы|говорит репликами из Пушкина]] и получает обвинение в плагиате.
* [[постоянная шутка|Постоянно]] обыгрывается ради сатиры над современными (на момент написания) реалиями во «Всемирной истории, обработанной „Сатириконом“» — то [[Справочник автора/Иудаизм|иудеи]] сообщают [[богатыри и чудища лесные|Владимиру]], что [[мать городов русских|Киев]] не входит в [[Пейсы, кашрут и день субботний|черту оседлости]], то [[цари, стрельцы и терема|Иван Грозный]] упоминает [[Российская империя|Пуришкевича]]. А Борис Годунов и вовсе [[парадокс славы|говорит репликами из Пушкина]] и получает обвинение в плагиате.
* Лия Гераскина, «В стране невыученных уроков». Витя Перестукин в процессе своих приключений попадает ко двору царя Ивана Грозного, на которого как раз пошел войной Наполеон. Нет, Наполеон там вполне к месту, поскольку это воплощение неправильного ответа мальчика на уроке истории. А вот то, что дежурный опричник разговаривает с боярами по телефону — это намеренный анахронизм.
* Лия Гераскина, «В стране невыученных уроков». Витя Перестукин в процессе своих приключений попадает ко двору царя Ивана Грозного, на которого как раз пошел войной Наполеон. Нет, Наполеон там вполне к месту, поскольку это воплощение неправильного ответа мальчика на уроке истории. А вот то, что дежурный опричник разговаривает с боярами по телефону — это намеренный анахронизм.
** В одной форумной сказке аналог раций есть. При этом анахронизмы в ней прямо ограничены. И недоступные в средние века технологии под это ограничение попадают. А вот юникод князю разрешили, так как на идеи ограничение не распространяется. Вот только «рации» эти на магическом движке.
** Учитывая, сколько всего «недоучил» и этим наворотил главный герой (он даже в таблице умножения ошибается! А это начало второго класса, при том что история в принципе начинается эдак с шестого!) — он вполне мог и телефон опричнику «выдать» в свое время.
** Учитывая, сколько всего «недоучил» и этим наворотил главный герой (он даже в таблице умножения ошибается! А это начало второго класса, при том что история в принципе начинается эдак с шестого!) — он вполне мог и телефон опричнику «выдать» в свое время.
* Зощенко в «Голубой книге», рассказывая разные исторические случаи из древних времён, средневековья или Ренессанса, постоянно шутки ради употребляет анахроничные термины, в том числе вкладывает их в уста историческим лицам. Например, франкская королева Австрахильда, требуя, чтобы казнили лекарей, называет их «''медицинскими работниками''», а когда на совете у римского папы стремятся изобрести индульгенции, то один из кардиналов говорит, что прихожанам в храмах нужно продавать «что-то такое лёгонькое, ''вроде володи''…».
* Зощенко в «Голубой книге», рассказывая разные исторические случаи из древних времён, средневековья или Ренессанса, постоянно шутки ради употребляет анахроничные термины, в том числе вкладывает их в уста историческим лицам. Например, франкская королева Австрахильда, требуя, чтобы казнили лекарей, называет их «''медицинскими работниками''», а когда на совете у римского папы стремятся изобрести индульгенции, то один из кардиналов говорит, что прихожанам в храмах нужно продавать «что-то такое лёгонькое, ''вроде володи''…».
Строка 407: Строка 393:
** «[[Ведьмак]]»: сеттинг вмещает детали самых разных эпох — от викингоподобных жителей Скеллиге и друидов (озабоченных проблемами под стать гринписовцам XX в.) до весьма продвинутых Оксенфурта с его университетом и Нильфгаарда.
** «[[Ведьмак]]»: сеттинг вмещает детали самых разных эпох — от викингоподобных жителей Скеллиге и друидов (озабоченных проблемами под стать гринписовцам XX в.) до весьма продвинутых Оксенфурта с его университетом и Нильфгаарда.
*** Война с Нильфгаардом — очевидная аллюзия на Вторую мировую, так что в средневековый сеттинг введено множество деталей времён той войны. Так, войска Нильфгаарда разделены на группы армий (хотя такая форма организации появилась только в XX веке). А у коменданта крепости Дракеборг Иштвана Игалффи есть заместитель по политическим вопросам Васконье. [[Политрук]] в средневековой крепости? Зачем? Ведь есть [[капеллан]]. Справедливости ради, религия в мире «Ведьмака» играет куда менее существенную роль, чем в нашем.
*** Война с Нильфгаардом — очевидная аллюзия на Вторую мировую, так что в средневековый сеттинг введено множество деталей времён той войны. Так, войска Нильфгаарда разделены на группы армий (хотя такая форма организации появилась только в XX веке). А у коменданта крепости Дракеборг Иштвана Игалффи есть заместитель по политическим вопросам Васконье. [[Политрук]] в средневековой крепости? Зачем? Ведь есть [[капеллан]]. Справедливости ради, религия в мире «Ведьмака» играет куда менее существенную роль, чем в нашем.
*** Мэнно Каэгоорна историки будут ругать за то, что Битву при Бренне начал не по уставу — без троекратного численного превосходства. Такой норматив действует только для операций типа «Блицкриг»/Глубокая операция, потому что прорыв и последующий выход на оперативный простор должен быть осуществлен максимально быстро (на направлении главного удара создается превосходство до десятикратного), плюс основные силы противника должны быть взяты в котел и надежно изолированы, а также защищены от контратак сил противника, оставшихся вне котла. А вовсе не потому, что кто-то воевать не умеет, иначе как кучей. К средневековым армиям подобный подход имеет такое же отношение, как комета Галлея к столице Непала Катманду.
**** Судя по тому, чем Васконье занимается на службе, он не политрук, а начальник оперчасти: расследует причастность узников к государственным преступлениям.
**** Судя по тому, чем Васконье занимается на службе, он не политрук, а начальник оперчасти: расследует причастность узников к государственным преступлениям.
*** Биология и медицина в сеттинге находятся на уровне развития как минимум середины XX века: маги и учёные знают и про генетику, и про строение организма на клеточном уровне. Списывается это всё на продвинутые магические методы познания мира, разумеется.
*** Биология и медицина в сеттинге находятся на уровне развития как минимум середины XX века: маги и учёные знают и про генетику, и про строение организма на клеточном уровне. Списывается это всё на продвинутые магические методы познания мира, разумеется.
Строка 457: Строка 442:
** В одном из выпусков — «Как казаки мушкетёрам помогали» — кардинал Ришельё напевает песенку Джо Дассена.
** В одном из выпусков — «Как казаки мушкетёрам помогали» — кардинал Ришельё напевает песенку Джо Дассена.
* Пародия на костюмные фильмы с историческим антуражем, и прежде всего на экранизации «Трёх мушкетеров» — «Пёс в сапогах». Намеренный анахронизм в диалоге ради стёба и абсурдного юмора — сторожевой пёс Бэкингема предупреждает Беспородного Гасконского Пса о возможных политических осложнениях: тори могут взять верх над вигами. Гасконец в раздражении восклицает «Какие тори, какие виги?!». Его можно понять: действие происходит в 1620-х годах, между тем тори (Консервативная партия) появились в Великобритании только в 1649 году, а виги (Либеральная партия) — в 1679-м.
* Пародия на костюмные фильмы с историческим антуражем, и прежде всего на экранизации «Трёх мушкетеров» — «Пёс в сапогах». Намеренный анахронизм в диалоге ради стёба и абсурдного юмора — сторожевой пёс Бэкингема предупреждает Беспородного Гасконского Пса о возможных политических осложнениях: тори могут взять верх над вигами. Гасконец в раздражении восклицает «Какие тори, какие виги?!». Его можно понять: действие происходит в 1620-х годах, между тем тори (Консервативная партия) появились в Великобритании только в 1649 году, а виги (Либеральная партия) — в 1679-м.
** Ога, и для полного комплекта намеренных (и даже, по совокупности, гениальных) нелепостей — доберман-сыщик, который есть откровенная пародия на Шерлока Холмса, человека из XIX века. Он (доберман, а не человек) нюхает следы и собирается, применяя свой «особый метод», найти кого-то в Великобритании времён Карла I. Кстати, доберманы как порода официально появились в 1890-х годах, то есть уже после того, как лучшие годы Холмса остались позади.
** Ога, и для полного комплекта намеренных (и даже, по совокупности, гениальных) нелепостей — доберман-сыщик, который есть откровенная пародия на Шерлока Холмса, человека из XIX века. Он (доберман, а не человек) нюхает следы и собирается, применяя свой «особый метод», найти кого-то в Великобритании времён Карла I. Кстати, доберманы как порода официально появились ''после'' Холмса.
* Циклы «[[Три богатыря(Мельница)|Три богатыря]]» и «[[Иван-Царевич и серый волк]]» от студии «Мельница». Здесь это тоже фича. В одном из мультфильмов, «Три богатыря и Принцесса Египта», [[педаль в асфальт]] — сразу египтяне, русские богатыри, костюмы эпохи Возрождения, Дед Мороз в санях с оленем и новогодняя ёлка. А по хронологии описываемого мира — идёт X век от Рождества Христова!
* Циклы «[[Три богатыря(Мельница)|Три богатыря]]» и «[[Иван-Царевич и серый волк]]» от студии «Мельница». Здесь это тоже фича. В одном из мультфильмов, «Три богатыря и Принцесса Египта», [[педаль в асфальт]] — сразу египтяне, русские богатыри, костюмы эпохи Возрождения, Дед Мороз в санях с оленем и новогодняя ёлка. А по хронологии описываемого мира — идёт X век от Рождества Христова!
* «Хорошо забытое старое» (с большой выдумкой сделанная вольная экранизация «Роковых яиц» Булгакова, от создателя «Пса в сапогах»). Это не баг, это фича. Один телевизор в 1920-х годах (!) чего стоит. Не в секретной лаборатории, не опытный образец, а просто так доступный телек.
* «Хорошо забытое старое» (с большой выдумкой сделанная вольная экранизация «Роковых яиц» Булгакова, от создателя «Пса в сапогах»). Это не баг, это фича. Один телевизор в 1920-х годах (!) чего стоит. Не в секретной лаборатории, не опытный образец, а просто так доступный телек.
** Если бы это была хотя бы середина 1930-х — всё было бы нормально: телек уже существовал как таковой, и по нему даже велись трансляции для VIP-персон, но стоил он баснословных денег. Поэтому в комиксе «Приключения Тинтина: Чёрный остров», вопреки популярному заблуждению, никакого анахронизма нет: телевизор находится на секретной базе сверхбогатого злодея.


==== Зарубежная анимация ====
==== Зарубежная анимация ====
Строка 467: Строка 451:
** В ярости крича на Предводителя Мёртвых, Астерикс, среди прочего, восклицает «Ты знаешь, который час?!» и при этом характерным современным жестом постукивает по запястью своей левой руки. Намёк на наручные часы. В последнем столетии до Христа.
** В ярости крича на Предводителя Мёртвых, Астерикс, среди прочего, восклицает «Ты знаешь, который час?!» и при этом характерным современным жестом постукивает по запястью своей левой руки. Намёк на наручные часы. В последнем столетии до Христа.
** Впрочем, в рамках расширенной вселенной этому есть формальный обоснуй — но [[Вывих мозга|запредельно]] [[Абсурдный юмор|абсурдный]]. Дело в том, что в одном из канонических комиксов об Астериксе (рассматриваемый мультфильм-то как раз неканон) выведен персонаж, у которого на руке — наручные солнечные часы. ''Наручные'', Карл. При этом — ''солнечные'', клянусь Беленом, Тевтатом и Белизамой. На кой они такие нужны, чисто для красоты, что ли?! [[Капитан Очевидность|Чтобы показывать время, солнечные часы должны быть напольными или настольными, при этом вертикальными и неподвижными!!]]
** Впрочем, в рамках расширенной вселенной этому есть формальный обоснуй — но [[Вывих мозга|запредельно]] [[Абсурдный юмор|абсурдный]]. Дело в том, что в одном из канонических комиксов об Астериксе (рассматриваемый мультфильм-то как раз неканон) выведен персонаж, у которого на руке — наручные солнечные часы. ''Наручные'', Карл. При этом — ''солнечные'', клянусь Беленом, Тевтатом и Белизамой. На кой они такие нужны, чисто для красоты, что ли?! [[Капитан Очевидность|Чтобы показывать время, солнечные часы должны быть напольными или настольными, при этом вертикальными и неподвижными!!]]
*** Нафиг им неподвижность? '''При использовании''' их надо развернуть в правильную плоскость и ориентировать по небесному меридиану, а всё остальное время они могут хоть маятником работать. Вот как он без компаса часы ориентирует – вопрос отдельный.
* «Меч в камне» — Мерлин тут путешествует во времени, поэтому постоянно сыпет терминами, которые во времен Короля Артура были никому не известны.
* «Меч в камне» — Мерлин тут путешествует во времени, поэтому постоянно сыпет терминами, которые во времен Короля Артура были никому не известны.
* [[Moana|Моана]]: Моана и Мауи знают слово «принцесса», хотя оно появилось совсем в другую эпоху и в другом полушарии. И это не условность, Моана сама уверена, что дочь вождя племени не принцесса (не тот статус), а Мауи настаивает на обратном.
* [[Moana|Моана]]: Моана и Мауи знают слово «принцесса», хотя оно появилось совсем в другую эпоху и в другом полушарии. И это не условность, Моана сама уверена, что дочь вождя племени не принцесса (не тот статус), а Мауи настаивает на обратном.
Строка 484: Строка 467:
* Обучающий мультсериал «Маззи» (в оригинале «Muzzy in Gondoland», «Маззи в [[Эффект Телепорно|Гондолэнде]]»). Ради сказочности монархия с королём и королевой, которые одеты по средневеково-сказочной моде, вполне уживается с современными (вертолёты, мотоциклы, компьютер Корвакса) технологиями.
* Обучающий мультсериал «Маззи» (в оригинале «Muzzy in Gondoland», «Маззи в [[Эффект Телепорно|Гондолэнде]]»). Ради сказочности монархия с королём и королевой, которые одеты по средневеково-сказочной моде, вполне уживается с современными (вертолёты, мотоциклы, компьютер Корвакса) технологиями.
* «Новая школа императора», конечно. Древние инки…
* «Новая школа императора», конечно. Древние инки…
* В «[[Симпсоны|Симпсонах]]» это — одна из фишек: с момента запуска сериала скоро будет 30 лет, окружающая обстановка меняется, герои праздную Рождество, день благодарения и т. д. — но возраст героев не меняется. Неоднократно [[подсветка|подсвечено]]: например, в 400-м эпизоде (You Kent Always Say What You Want) вся семья показана в том же составе но со старой рисовкой с ремаркой «20 лет назад».
* «Флинстоуны» же! Создатели, ничтоже сумняшеся, перенесли [[белый заборчик]] в каменный век. Получился [[стоунпанк]].
* «Флинстоуны» же! Создатели, ничтоже сумняшеся, перенесли [[белый заборчик]] в каменный век. Получился [[стоунпанк]].


Строка 507: Строка 491:
* Дилогия «Санитары подземелий»: в ходу кремнёвые самопалы, мечи и копья, но в то же время можно найти и вполне приличный огнестрел от револьверов до крупнокалиберных пулемётов. С бронёй то же самое — от простых кожанок и кольчуг до силовой брони и пародии на неё в виде костюма «Полный Пэ». Причина проста: Матросская Тишина является планетой-тюрьмой, и её промышленное развитие сознательно тормозится космической станцией Цербер (методом «ударить ионной пушкой по всему подозрительному») во избежание побега с планеты. А до этого планета была колонией — и даже сейчас изредка можно найти что-то из оружия и брони колонистов, на голову превышающее все местные разработки.
* Дилогия «Санитары подземелий»: в ходу кремнёвые самопалы, мечи и копья, но в то же время можно найти и вполне приличный огнестрел от револьверов до крупнокалиберных пулемётов. С бронёй то же самое — от простых кожанок и кольчуг до силовой брони и пародии на неё в виде костюма «Полный Пэ». Причина проста: Матросская Тишина является планетой-тюрьмой, и её промышленное развитие сознательно тормозится космической станцией Цербер (методом «ударить ионной пушкой по всему подозрительному») во избежание побега с планеты. А до этого планета была колонией — и даже сейчас изредка можно найти что-то из оружия и брони колонистов, на голову превышающее все местные разработки.
* «[[Серп и Молот]]» — в 1949 году пистолет-пулемёт Uzi был только на раннем этапе разработки и в металле не существовал. Novik прекрасно об этом знал, но не мог устоять от искушения вооружить им еврейского боевика Моше. Для возмущённых заклёпочников подведён [[обоснуй]]: это, вообще-то, вымышленная вселенная, и в ней есть не только Uzi, но и панцеркляйны.
* «[[Серп и Молот]]» — в 1949 году пистолет-пулемёт Uzi был только на раннем этапе разработки и в металле не существовал. Novik прекрасно об этом знал, но не мог устоять от искушения вооружить им еврейского боевика Моше. Для возмущённых заклёпочников подведён [[обоснуй]]: это, вообще-то, вымышленная вселенная, и в ней есть не только Uzi, но и панцеркляйны.
* «[[Hades]]» (2018) — на первый взгляд кажется, что действие происходит в эпоху античности, но так ли это на самом деле, сказать сложно. Обитатели подземного мира даже не могут определить день у них сейчас или ночь, что уж говорить о летоисчислении. Как бы то ни было, в игре то и дело встречаются вещи, которых не могло быть в древней Греции. В первую очередь это, конечно же, Экзагриф — весьма навороченного вида огнестрел с подствольным гранатомётом. Но им дело не ограничивается: Кулер с <s>кровью</s> красной водой реки Стикс в административном зале, диско-шар для комнаты отдыха, постеры и плакаты на стенах и многое другое.
* «[[Чёрная книга]]» (2021) — крестьяне могут поведать Василисе быличку о девушке, которая заблудилась в знакомом лесу, когда шла от дачи к автобусной остановке. И лишь вывернув одежду наизнанку, она услышала вдалеке шум машин и нашла [[Тавтологическое явление тавтологии|линию ЛЭП]], по которой и вышла к деревне. Всё бы ничего, вот только действие игры происходит в конце XIX века.
* «[[Чёрная книга]]» (2021) — крестьяне могут поведать Василисе быличку о девушке, которая заблудилась в знакомом лесу, когда шла от дачи к автобусной остановке. И лишь вывернув одежду наизнанку, она услышала вдалеке шум машин и нашла [[Тавтологическое явление тавтологии|линию ЛЭП]], по которой и вышла к деревне. Всё бы ничего, вот только действие игры происходит в конце XIX века.


Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!