Редактирование: Неоязычник

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 57: Строка 57:


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
[[Файл:IDLS.jpg|thumb|right|[[Ширли-мырли|Воевода! Этого мужеложца в Новгороде видал! Деревянными удесами торгует!]]]]
[[Файл:IDLS.jpg|thumb|right|Воевода! Этого 3,14дора в Новгороде видал! Деревянными членами торгует!]]
* У неоязычества достаточно долгая история. Его корни можно вывести из эпохи Просвещения<ref>Первым неоязычником можно считать византийского философа XIV—XV веков Георгия Гемиста, известного под псевдонимом Плифон</ref>, когда любовь к античному языческому наследию вкупе с разочарованием в христианской церкви впервые заронила в головы некоторых людей мысль о том, что «лучше бы этих христиан и не было никогда». В эпоху романтизма на это наслоился национализм. Очень кстати пришлись работы первых фольклористов и открытие индоевропейской общности: всё это убедило интеллектуалов, что у «варварских» германцев, кельтов, балтов и славян тоже была своя, достаточно богатая и сложная традиция, родственная при этом Греции и Риму. А раз была, то почему бы ее не возродить? Европейские народы принялись за дело. В Англии возникли общины неодруидов. В Германии с конца девятнадцатого века отжигали ариософы и фелькише. В славянских странах в конце XIX-первой половине XX веков тоже звучали предложения вернуться к культу Перуна, например, украинский писатель Владимир Шаян претендовал на то, что в 1934 году получил откровение от славянских богов на горе Грехит. Дальше всех зашли прибалты: латышский художник, философ и этнограф Эрнест Брастиньш в 1925 году опубликовал книгу «Возрождение латышской диевтурибы», положив начало одноименной традиции — буквально «богопочитанию». Общины диевтуров существуют в Латвии до сих пор. Новая волна интереса к язычеству пришлась на шестидесятые-восьмидесятые, когда возникли первые современные общины виккан, асатру, эллинистов. Проникал этот интерес и за железный занавес: в 1967 году первая на территории СССР полноценная неоязыческая община во главе с Йонасом Тринкунасом возникла в Вильнюсе. Ее быстро разогнали, но после распада СССР Тринкунас ее возродил, и сегодня литовские неоязычники из движения Ромува считаются в стране вполне респектабельной конфессией.
* У неоязычества достаточно долгая история. Его корни можно вывести из эпохи Просвещения<ref>Первым неоязычником можно считать византийского философа XIV—XV веков Георгия Гемиста, известного под псевдонимом Плифон</ref>, когда любовь к античному языческому наследию вкупе с разочарованием в христианской церкви впервые заронила в головы некоторых людей мысль о том, что «лучше бы этих христиан и не было никогда». В эпоху романтизма на это наслоился национализм. Очень кстати пришлись работы первых фольклористов и открытие индоевропейской общности: всё это убедило интеллектуалов, что у «варварских» германцев, кельтов, балтов и славян тоже была своя, достаточно богатая и сложная традиция, родственная при этом Греции и Риму. А раз была, то почему бы ее не возродить? Европейские народы принялись за дело. В Англии возникли общины неодруидов. В Германии с конца девятнадцатого века отжигали ариософы и фелькише. В славянских странах в конце XIX-первой половине XX веков тоже звучали предложения вернуться к культу Перуна, например, украинский писатель Владимир Шаян претендовал на то, что в 1934 году получил откровение от славянских богов на горе Грехит. Дальше всех зашли прибалты: латышский художник, философ и этнограф Эрнест Брастиньш в 1925 году опубликовал книгу «Возрождение латышской диевтурибы», положив начало одноименной традиции — буквально «богопочитанию». Общины диевтуров существуют в Латвии до сих пор. Новая волна интереса к язычеству пришлась на шестидесятые-восьмидесятые, когда возникли первые современные общины виккан, асатру, эллинистов. Проникал этот интерес и за железный занавес: в 1967 году первая на территории СССР полноценная неоязыческая община во главе с Йонасом Тринкунасом возникла в Вильнюсе. Ее быстро разогнали, но после распада СССР Тринкунас ее возродил, и сегодня литовские неоязычники из движения Ромува считаются в стране вполне респектабельной конфессией.
* Бытует стереотип, что многие или даже почти все неоязычники являются [[неонацист]]ами. На самом деле это многие неонацисты считают себя неоязычниками, но не наоборот. Практически все крупные неоязыческие общины как в пост-СССР, так и на Западе, пытаются максимально дистанцироваться от нациков. ИРЛ среди неоязычников встречаются последователи всех идеологий, кроме разве что тех, которые требуют от своих приверженцев быть сторонниками какой-нибудь мировой религии.
* Бытует стереотип, что многие или даже почти все неоязычники являются [[неонацист]]ами. На самом деле это многие неонацисты считают себя неоязычниками, но не наоборот. Практически все крупные неоязыческие общины как в пост-СССР, так и на Западе, пытаются максимально дистанцироваться от нациков. ИРЛ среди неоязычников встречаются последователи всех идеологий, кроме разве что тех, которые требуют от своих приверженцев быть сторонниками какой-нибудь мировой религии.
* В наших палестинах, разумеется, наиболее распространены '''родноверы''', поклоняющиеся [[Справочник автора/Славянская мифология|довладимирскому пантеону]] и опционально [[не в ладах с богословием|отождествляющие его со скандинавским]]. Более, чем другие примеры соответствуют максиме «где два язычника, там три язычества» и регулярно устраивают холивары на тему, чьё язычество истиннее (что на самом деле является по-настоящему языческой частью данного движа).
* В наших палестинах, разумеется, наиболее распространены '''родноверы''', поклоняющиеся [[Справочник автора/Славянская мифология|довладимирскому пантеону]] и опционально [[не в ладах с богословием|отождествляющие его со скандинавским]]. Более, чем другие примеры соответствуют максиме «где два язычника, там три язычества» и регулярно устраивают холивары на тему, чьё язычество истиннее (что на самом деле является по-настоящему языческой частью данного движа).
** Известны по двум масштабным фейкам, ставшим священными писаниями для некоторых общин — '''«[[:w:Велесова книга|Велесовой книге]]»''' и '''«[[:w:Славяно-арийские веды|Славяно-арийским ведам]]»'''. В настоящее время среди большинства неоязычников относиться к этим писулькам всерьёз считается не комильфо, а те, кто их признаёт, [[уволен из гестапо за жестокость|считаются фриками]]. Кстати, сами фанаты «Славяно-арийских вед» даже язычниками и родноверами себя не называют — они «древлеправославные староверы-инглинги» и «ведисты», а слово «язычник», [[Народная этимология|по их мнению]], означает «языче никакой».
** Известны по двум масштабным фейкам, ставшим священными писаниями для некоторых общин — '''[[:w:Велесова книга|«Велесовой книге»]]''' и '''[[:w:Славяно-арийские веды|«Славяно-арийским ведам»]]'''. В настоящее время среди большинства неоязычников относиться к этим писулькам всерьёз считается не комильфо, а те, кто их признаёт, [[уволен из гестапо за жестокость|считаются фриками]]. Кстати, сами фанаты «Славяно-арийских вед» даже язычниками и родноверами себя не называют — они «древлеправославные староверы-инглинги» и «ведисты», а слово «язычник», [[Народная этимология|по их мнению]], означает «языче никакой».
** Также весьма меметичны были попытки (успешные!) продвигать в родноверческой среде [[Фрейд был прав|фаллические культы]] (между прочим, вполне имеющие место ИРЛ среди настоящих язычников). Несмотря на то, что многие неоязычники уже в [[бесславные девяностые]] это критиковали, вещь ушла в народ, и деревянными фаллосами торговали даже <s>[[Ширли-мырли|в Химках]]</s> на площади перед МГУ.
** Также весьма меметичны были попытки (успешные!) продвигать в родноверческой среде [[Фрейд был прав|фаллические культы]] (между прочим, вполне имеющие место ИРЛ среди настоящих язычников). Несмотря на то, что многие неоязычники уже в [[бесславные девяностые]] это критиковали, вещь ушла в народ, и деревянными фаллосами торговали даже <s>[[Ширли-мырли|в Химках]]</s> на площади перед МГУ.
** Основным символом выступает '''коловрат''' — шести- или восьмилучевая свастика. Придуман в двадцатые годы прошлого века поляками и популяризован Алексеем «Доброславом» Добровольским в девяностых. Свастика действительно использовалась славянами, другое дело, что именно такой символ с таким значением в фольклоре неизвестен. Стал особенно популярен после Второй Мировой, до этого спокойно использовали обычную свастику. Впрочем, символ стал вполне узнаваемым, так что его любят использовать с дисклеймером «мы понимаем, что это новодел, но ведь удачно и красиво же».
** Основным символом выступает '''коловрат''' шести- или восьмилучевая свастика. Придуман в двадцатые годы прошлого века поляками и популяризован Алексеем «Доброславом» Добровольским в девяностых. Свастика действительно использовалась славянами, другое дело, что именно такой символ с таким значением в фольклоре неизвестен. Стал особенно популярен после Второй Мировой, до этого спокойно использовали обычную свастику. Впрочем, символ стал вполне узнаваемым, так что его любят использовать с дисклеймером «мы понимаем, что это новодел, но ведь удачно и красиво же».
** '''РУНВiра''' — Рідна Українська Національна Віра. Создана в США в 1966 году. Создатель — [[Большая крутая кошка|Лев Тигрович]] Орлигор, почитаемый как пророк. Священное Писание — «Мага Віра». Является де-факто монотеизмом, в котором почитается Даждьбог.
** '''РУНВiра''' Рідна Українська Національна Віра. Создана в США в 1966 году. Создатель — [[Большая_крутая_кошка|Лев Тигрович]] Орлигор, почитаемый как пророк. Священное Писание — «Мага Віра». Является де-факто монотеизмом, в котором почитается Даждьбог.
** Свои славянские неоязычники есть и в других славянских странах, степень адекватности варьируется от общины к общине. В Польше для особо упоротых долбославов изобрели термин «турбославяне».
** Свои славянские неоязычники есть и в других славянских странах, степень адекватности варьируется от общины к общине. В Польше для особо упоротых долбославов изобрели термин «турбославяне».
* '''Викка''' — очень неоязычество: религия, разработанная в середине XX в. в США и позиционирующая себя как сохранившаяся традиция почитания [[три лика Гекаты|Триединой Богини]]-[[Богиня-мать|Матери]]<ref>Культ [[:w:Богиня-мать|богини-матери]] совершенно реален и интернационален, культ триединой богини, по всей видимости, тоже реально существовал. Но вот их отождествление основывается на откровенно [[лженаука|фрической]] книжке Роберта Грейвса «Белая богиня».</ref>, опционально в паре с Рогатым Богом-Отцом. Активно эксплуатирует штампы о [[друид]]ах и [[эльф]]ах из кино и фэнтези, стереотипную [[ведьма|ведьминскую]] эстетику с ковенами, шабашами и пентаграммами — не в малой степени викканскими трудами эта эстетика и стала [[убитый штамп|стереотипной]]. С точки зрения вероучения представляет собой [[светлее и мягче|чуть более мирный и гуманный]] вариант [[голливудский сатанизм|телемы]] и, как и в телему, туда уходят те, кому [[протестанты плохие|американские парахристианские секты]] привили стойкий рвотный рефлекс на христианство, а удариться в атеизм не позволяет общечеловеческий религиозный инстинкт. С неонацизмом практически не совмещается — напротив, полна либерализма и пацифизма. Так что эта новая религия дико популярна и имеет с такими темпами роста все шансы лет через сто стать одной из традиционных.
* '''Викка''' очень неоязычество: религия, разработанная в середине XX в. в США и позиционирующая себя как сохранившаяся традиция почитания [[три лика Гекаты|Триединой Богини]]-[[Богиня-мать|Матери]]<ref>Культ [[:w:Богиня-мать|богини-матери]] совершенно реален и интернационален, культ триединой богини, по всей видимости, тоже реально существовал. Но вот их отождествление основывается на откровенно [[лженаука|фрической]] книжке Роберта Грейвса «Белая богиня».</ref>, опционально в паре с Рогатым Богом-Отцом. Активно эксплуатирует штампы о [[друид]]ах и [[эльф]]ах из кино и фэнтези, стереотипную [[ведьма|ведьминскую]] эстетику с ковенами, шабашами и пентаграммами — не в малой степени викканскими трудами эта эстетика и стала [[убитый штамп|стереотипной]]. С точки зрения вероучения представляет собой [[светлее и мягче|чуть более мирный и гуманный]] вариант [[голливудский сатанизм|телемы]] и, как и в телему, туда уходят те, кому [[протестанты плохие|американские парахристианские секты]] привили стойкий рвотный рефлекс на христианство, а удариться в атеизм не позволяет общечеловеческий религиозный инстинкт. С неонацизмом практически не совмещается — напротив, полна либерализма и пацифизма. Так что эта новая религия дико популярна и имеет с такими темпами роста все шансы лет через сто стать одной из традиционных.
** Виккане обогатили культуру «Колесом года» — циклом праздников, знаменующих солнцестояния, равноденствия и промежутки между ними. Праздники цельнопотырены откуда Богиня на душу положила: свойственный почти всем европейским язычникам Лита/Мидсаммер, общекельтские [[Хэллоуин|Самайн]], Бельтейн и Лугнасад, ирландский Имболк, германский [[Страшдество и Робанука|Йоль]] и совсем уж натянутые на глобус Остара и Мабон.
** Виккане обогатили культуру «Колесом года» — циклом праздников, знаменующих солнцестояния, равноденствия и промежутки между ними. Праздники цельнопотырены откуда Богиня на душу положила: свойственный почти всем европейским язычникам Лита/Мидсаммер, общекельтские [[Хэллоуин|Самайн]], Бельтейн и Лугнасад, ирландский Имболк, германский [[Страшдество и Робанука|Йоль]] и совсем уж натянутые на глобус Остара и Мабон.
** В западной неоязыческой тусовке, впрочем, отношение к викканам — примерно такое же, какое у отечественных родноверов к анастасиевцам или инглиистам: «сборище фриков и тюнибё, от которых только куча проблем».
** В западной неоязыческой тусовке, впрочем, отношение к викканам — примерно такое же, какое у отечественных родноверов к анастасиевцам или инглиистам: «сборище фриков и тюнибё, от которых только куча проблем».
* '''Асатру''' — адепты [[Справочник автора/Германо-скандинавская мифология|скандинавского язычества]], возникшие во второй половине XX века. В комплекте с [[неонацизм]]ом превращается в '''вотанизм'''/'''одинизм'''.
* '''Асатру''' адепты [[Справочник автора/Германо-скандинавская мифология|скандинавского язычества]], возникшие во второй половине XX века. В комплекте с [[неонацизм]]ом превращается в '''вотанизм'''/'''одинизм'''.
* '''Зуизм''', он же натиб-кадиш — неоязычество на базе [[клинопись и зиккураты|шумеро-ассиро-вавилонских]] верований, в ряде изводов приправленных [[Лавкрафт]]ом.
* '''Зуизм''', он же натиб-кадиш — неоязычество на базе [[клинопись и зиккураты|шумеро-ассиро-вавилонских]] верований, в ряде изводов приправленных [[Лавкрафт]]ом.
* Философия, которую продвигал в массы [[Карлос Кастанеда]], в целом тоже тянет на неоязычество. От прочих приведённых примеров выгодно отличается отсутствием [[на тебе!|злобных]] [[кровавый навет|плевков]] в адрес христианства, которыми те увлекаются едва ли не больше, нежели чем-либо ещё.
* Философия, которую продвигал в массы [[Карлос Кастанеда]], в целом тоже тянет на неоязычество. От прочих приведённых примеров выгодно отличается отсутствием [[на тебе!|злобных]] [[кровавый навет|плевков]] в адрес христианства, которыми те увлекаются едва ли не больше, нежели чем-либо ещё.
* В общем-то, в любой стране, где сохранилась более-менее целостная материальная и словесная языческая культура, найдутся люди, которые более или [[пародийный культ|менее]] серьёзно начнут её исповедовать. Свои неоязычники есть даже в Саудовской Аравии, где за такое можно поплатиться головой в прямом смысле слова.
* В общем-то, в любой стране, где сохранилась более-менее целостная материальная и словесная языческая культура, найдутся люди, которые более или [[пародийный культ|менее]] серьёзно начнут её исповедовать. Свои неоязычники есть даже в Саудовской Аравии, где за такое можно поплатиться головой в прямом смысле слова.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!