Редактирование: Проблема противоположных оценок

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 47: Строка 47:
*** Священные книги нередко писались как бы с невольной, но последовательной заявкой на троп. В их тексты вкрались — или намеренно закладывались? — взаимоисключающие параграфы, красиво именующиеся «антиномии»; а кроме того, многие формулировки там настолько уклончивы (и/или вызывают в мыслящем человеке естественные вопросы), что по совокупности фактов можно заключить: это писалось специально как «[[гибкая мораль|резиновая мораль]]», которую удастся одинаково успешно «натянуть» на ''очень разные'' ситуации, в том числе политические. Например, и призывы к миру, и призывы к войне быстренько найдутся в одной и той же священной книге — смотря что именно на текущий момент нужно правителю и его идеологам; под одной и той же обложкой человек обрящет хоть призывы к нерассуждающей покорности, хоть поощрения к стойкому сопротивлению («не отдать мучителю!»), и т. д., и т. п. А ещё это писалось так, чтобы не оттолкнуть сторонников ''полярно-противоположных'' взглядов. И добряк, и [[злодей]] будут потрясать одной и той же священной книгой, торжествующе тыкать в страницы пальцем (обычно в разные фрагменты — но иногда даже в одни и те же) и кричать «Ну вот же, вот же!..»
*** Священные книги нередко писались как бы с невольной, но последовательной заявкой на троп. В их тексты вкрались — или намеренно закладывались? — взаимоисключающие параграфы, красиво именующиеся «антиномии»; а кроме того, многие формулировки там настолько уклончивы (и/или вызывают в мыслящем человеке естественные вопросы), что по совокупности фактов можно заключить: это писалось специально как «[[гибкая мораль|резиновая мораль]]», которую удастся одинаково успешно «натянуть» на ''очень разные'' ситуации, в том числе политические. Например, и призывы к миру, и призывы к войне быстренько найдутся в одной и той же священной книге — смотря что именно на текущий момент нужно правителю и его идеологам; под одной и той же обложкой человек обрящет хоть призывы к нерассуждающей покорности, хоть поощрения к стойкому сопротивлению («не отдать мучителю!»), и т. д., и т. п. А ещё это писалось так, чтобы не оттолкнуть сторонников ''полярно-противоположных'' взглядов. И добряк, и [[злодей]] будут потрясать одной и той же священной книгой, торжествующе тыкать в страницы пальцем (обычно в разные фрагменты — но иногда даже в одни и те же) и кричать «Ну вот же, вот же!..»
**** А вообще напоминаем, что Библию писали разные люди. А что касается Корана, то мусульмане вообще не стесняются того факта, что отдельные аяты, противоречащие друг другу, посылались Мухаммеду в разное время и при разных обстоятельствах, и не видят в этом ничего странного.
**** А вообще напоминаем, что Библию писали разные люди. А что касается Корана, то мусульмане вообще не стесняются того факта, что отдельные аяты, противоречащие друг другу, посылались Мухаммеду в разное время и при разных обстоятельствах, и не видят в этом ничего странного.
* А ведь еще и внутри одной религии существует куча разных конфессий. Вот две оценки деятельности одного и того же государственного деятеля, придворного царицы Тамары [[w:Иване Мхаргрдзели|Иванэ Мхаргдзели]]. Грузинский историк Басили: «Иванэ был прекрасным знатоком Священного писания, в силу чего постиг всю кривизну веры армян, перекрестился и стал истинным христианином». Армянский летописец Киракос Гандзакеци: «Иванэ впал в ересь халкедонскую, в которую повержены были грузины, ибо он, очарованный царицей, полюбил славу людскую больше, чем славу Божью».
* А ведь еще и внутри одной религии существует куча разных конфессий. Вот две оценки деятельности одного и того же государственного деятеля, придворного царицы Тамары [[https://ru.wikipedia.org/wiki/Иване_Мхаргрдзели| Иванэ Мхаргдзели]]. Грузинский историк Басили: «Иванэ был прекрасным знатоком Священного писания, в силу чего постиг всю кривизну веры армян, перекрестился и стал истинным христианином». Армянский летописец Киракос Гандзакеци: «Иванэ впал в ересь халкедонскую, в которую повержены были грузины, ибо он, очарованный царицей, полюбил славу людскую больше, чем славу Божью».
* '''Конфуцианство''' возмутило ярого гуманиста Ефремова. «Светлые стороны» достаточно широко известны: например, у Конфуция сказано «Не только народ обязан повиноваться своему правителю, но и правитель должен хорошо обращаться со своим народом». А «теневые»? Человек, изучавший конфуцианство в университете, поделился сакральным знанием: ключевые столпы конфуцианской мысли — это оголтелая, доведённая до режима [[педаль в асфальт]] патриархальность и иерархичность, где поклонение старшим возведено в абсолют, а любые обыденные взаимодействия переусложнены специальными ритуалами и традициями (что удивительно, совершенно без религиозного подтекста). Плюс в раннем конфуцианстве особенно ярко проявлялся антагонизм моралистов-конфуцианцев с законодательной системой: Конфуций считал, что и судить людей нужно с опорой лишь на мораль и традиции, а не на писаные законы; в дальнейшем подобные наиболее радикальные выверты сознания сошли на нет. В целом итоги распространения конфуцианского учения для Китая были двойственными: с одной стороны, конфуцианские «скрепы» сделали возможным существование столь огромного и сложно устроенного государства и позволили ему неоднократно подниматься после падения; с другой стороны, ценой этой стабильности стала неспособность общества к реформам и переменам, что стало главной причиной отсталости Китая от европейских стран. Поэтому неудивительно, что маоисты в итоге решительно порвали с конфуцианским прошлым; в современном Китае, однако, гонения на конфуцианство давно окончены, но и прежнего влияния у него нет и, вероятно, не будет.
* '''Конфуцианство''' возмутило ярого гуманиста Ефремова. «Светлые стороны» достаточно широко известны: например, у Конфуция сказано «Не только народ обязан повиноваться своему правителю, но и правитель должен хорошо обращаться со своим народом». А «теневые»? Человек, изучавший конфуцианство в университете, поделился сакральным знанием: ключевые столпы конфуцианской мысли — это оголтелая, доведённая до режима [[педаль в асфальт]] патриархальность и иерархичность, где поклонение старшим возведено в абсолют, а любые обыденные взаимодействия переусложнены специальными ритуалами и традициями (что удивительно, совершенно без религиозного подтекста). Плюс в раннем конфуцианстве особенно ярко проявлялся антагонизм моралистов-конфуцианцев с законодательной системой: Конфуций считал, что и судить людей нужно с опорой лишь на мораль и традиции, а не на писаные законы; в дальнейшем подобные наиболее радикальные выверты сознания сошли на нет. В целом итоги распространения конфуцианского учения для Китая были двойственными: с одной стороны, конфуцианские «скрепы» сделали возможным существование столь огромного и сложно устроенного государства и позволили ему неоднократно подниматься после падения; с другой стороны, ценой этой стабильности стала неспособность общества к реформам и переменам, что стало главной причиной отсталости Китая от европейских стран. Поэтому неудивительно, что маоисты в итоге решительно порвали с конфуцианским прошлым; в современном Китае, однако, гонения на конфуцианство давно окончены, но и прежнего влияния у него нет и, вероятно, не будет.
** А вот '''даосизм''' до сих пор давит педаль в асфальт и в консерватизме, и в традиционализме, и в «природоцентризме», и в возведённом в абсолют принципе «недеяния» — сознательного неприятия любого изменения статус-кво (в частности, даосы [[Jade Empire|выступали против всех китайских проектов оросительных каналов]] и других вмешательств в «естественный порядок вещей», священный для даосизма); идеал дао — абсолютное Ничто, пустота, статичность без горя и радости. И тут опять же '''противоположные оценки''': части современных людей попытка воплощения идеалов даосизма покажется непередаваемым варварством, но идеи нравятся сторонникам естественности — как тем, кто не любит душный формализм ритуалов, так и просто «зелёным», и даже сторонникам свободной рыночной экономики.
** А вот '''даосизм''' до сих пор давит педаль в асфальт и в консерватизме, и в традиционализме, и в «природоцентризме», и в возведённом в абсолют принципе «недеяния» — сознательного неприятия любого изменения статус-кво (в частности, даосы [[Jade Empire|выступали против всех китайских проектов оросительных каналов]] и других вмешательств в «естественный порядок вещей», священный для даосизма); идеал дао — абсолютное Ничто, пустота, статичность без горя и радости. И тут опять же '''противоположные оценки''': части современных людей попытка воплощения идеалов даосизма покажется непередаваемым варварством, но идеи нравятся сторонникам естественности — как тем, кто не любит душный формализм ритуалов, так и просто «зелёным», и даже сторонникам свободной рыночной экономики.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!