Редактирование: Справочник автора/ВС СССР

Справочник автора/ВС СССР
Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 111: Строка 111:
* Т-26 — Один из самых массовых танков в мире (около 10 000 единиц), лицензионный «Виккерс». Впрочем, надо отдать должное советским инженерам, из «шеститонки» Виккерса они, к концу 30-х, смогли выжать максимум возможного. Аппарат «потолстел» до 8 тонн с копейками, обзавелся какой-никакой пушкой (с достаточно хорошими характеристиками осколочно-фугасного снаряда. Следует напомнить автору, что танки того времени предназначались в основном для поддержки пехоты (!), а роль борьбы с танками отводилась ПТО) и несколько увеличенной броней. Впрочем, более-менее вменяемо он смотрелся только на фоне немецких ранних машин. Да и дожило их, в более-менее исправном техническом состоянии, до боев ВОВ, не так что бы очень много.
* Т-26 — Один из самых массовых танков в мире (около 10 000 единиц), лицензионный «Виккерс». Впрочем, надо отдать должное советским инженерам, из «шеститонки» Виккерса они, к концу 30-х, смогли выжать максимум возможного. Аппарат «потолстел» до 8 тонн с копейками, обзавелся какой-никакой пушкой (с достаточно хорошими характеристиками осколочно-фугасного снаряда. Следует напомнить автору, что танки того времени предназначались в основном для поддержки пехоты (!), а роль борьбы с танками отводилась ПТО) и несколько увеличенной броней. Впрочем, более-менее вменяемо он смотрелся только на фоне немецких ранних машин. Да и дожило их, в более-менее исправном техническом состоянии, до боев ВОВ, не так что бы очень много.
* Танки серии БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7/7М) — колесно-гусеничные <s>автострадные™</s> танки, созданные на базе танка Кристи. Те самые «автострадные танки» пера Резуна. На самом деле, данные машины стали вынужденной мерой: на начало 20-х годов, было уже понятно, что танк — это хорошо. Вот только как его доставить до поля боя не убив крайне скромный ресурс гусениц? Танковозы — удовольствие недешевое и было бы неплохо, если бы хотя бы от железнодорожной станции, цари поля боя изволили добираться «пешком». И да, так-то, танк есть машинка автономная, но в силу низкого технологического уровня, в те времена, гусеницы жили настолько мало, что замена «пальцев» траков шла уже через пару десятков намотанных километров. Изнашивались и сами траки. Идея сделать танки «трансформерами», способными ездить вне поля боя на колесах, пришла в голову, конечно, не только Кристи. Но вот удачная реализация — таки его. СССР, с его просторами, мысль так понравилась, что вокруг БТ (с подачи Тухлачевского) был развернут целый культ. В итоге, армия получила машину, конечно, быструю. Кто бы спорил… Но с бензиновым двигателем<ref>Впрочем, тогда ВСЕ танки были с бензомоторами, дизеля кроме Т-34 имели только часть «Шерманов» (которые, впрочем, отдельная песня)</ref>, никакой броней, ужасной с точки зрения компоновки, свечной подвеской и весьма ломучую, так ещё и с хреновыми приборами наблюдения. Так и мучались пока не появилась «тридцатьчетверка». Причем, забавный факт, выросла она из проекта развития все того же БТ, так что унаследовала все ту же «свечную подвеску». Избавились от неё только на танке нового поколения — Т-44, который на войну, как это ни печально, опоздал.
* Танки серии БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7/7М) — колесно-гусеничные <s>автострадные™</s> танки, созданные на базе танка Кристи. Те самые «автострадные танки» пера Резуна. На самом деле, данные машины стали вынужденной мерой: на начало 20-х годов, было уже понятно, что танк — это хорошо. Вот только как его доставить до поля боя не убив крайне скромный ресурс гусениц? Танковозы — удовольствие недешевое и было бы неплохо, если бы хотя бы от железнодорожной станции, цари поля боя изволили добираться «пешком». И да, так-то, танк есть машинка автономная, но в силу низкого технологического уровня, в те времена, гусеницы жили настолько мало, что замена «пальцев» траков шла уже через пару десятков намотанных километров. Изнашивались и сами траки. Идея сделать танки «трансформерами», способными ездить вне поля боя на колесах, пришла в голову, конечно, не только Кристи. Но вот удачная реализация — таки его. СССР, с его просторами, мысль так понравилась, что вокруг БТ (с подачи Тухлачевского) был развернут целый культ. В итоге, армия получила машину, конечно, быструю. Кто бы спорил… Но с бензиновым двигателем<ref>Впрочем, тогда ВСЕ танки были с бензомоторами, дизеля кроме Т-34 имели только часть «Шерманов» (которые, впрочем, отдельная песня)</ref>, никакой броней, ужасной с точки зрения компоновки, свечной подвеской и весьма ломучую, так ещё и с хреновыми приборами наблюдения. Так и мучались пока не появилась «тридцатьчетверка». Причем, забавный факт, выросла она из проекта развития все того же БТ, так что унаследовала все ту же «свечную подвеску». Избавились от неё только на танке нового поколения — Т-44, который на войну, как это ни печально, опоздал.
* Т-28 — трехбашенный средний танк, весьма неплохая для 30-х годов машина. Перед войной был начата модернизация этих танков поднимающий уровень бронирования с противопульного до более-менее сравнимого с Т-34 (к сожалению, к лету 1941 года успели модернизировать примерно треть этих танков), расплачиваясь за это существенным падением скорости танка. Примечателен тем, что стал своего рода пиком развития многобашенной схемы (главная башня с орудием, две впереди по бокам — с пулеметами). Неплохо показал себя во время Советско-финской войны 1939-40 гг. и даже в начале Великой Отечественной, но как-то серьезно повлиять на ситуацию не смог. Версия с улучшенным бронированием до уровня сравнимого с Т-34 (Т-28Э — экранированный), очень хорошо проявила себя при обороне Ленинграда. Но увеличение веса брони настолько снизило скорость, что для наступления в конце войны танк оказался негоден по причине скорости (и невозможности модернизации — ходовая еле-еле выдерживала вес танка с экранами), потому все танки этого типа в конце войны послали недалеко — в Финляндию. Переговоры с добрыми словом и с танком прошли настолько успешно в 1945 году Финляндия объявила войну Третьему Рейху — там, где не требовались большие скорости, Т-28 оказался вполне адекватной машиной. Кстати, финны также вовсю использовали трофейные и переданные экземпляры вплоть до середины 50-х годов.
* Т-28 — трехбашенный средний танк, весьма неплохая для 30-х годов машина. Перед войной был начата модернизация этих танков поднимающий уровень бронирования с противопульного до более-менее сравнимого с Т-34 (к сожалению, к лету 1941 года успели модернизировать примерно треть этих танков), расплачиваясь за это существенным падением скорости танка. Примечателен тем, что стал своего рода пиком развития многобашенной схемы (главная башня с орудием, две впереди по бокам — с пулеметами). Неплохо показал себя во время Советско-финской войны 1939-40 гг. и даже в начале Великой Отечественной, но как-то серьезно повлиять на ситуацию не смог. Версия с улучшенным бронированием до уровня сравнимого с Т-34 (Т-28Э - экранированный), очень хорошо проявила себя при обороне Ленинграда. Но увеличение веса брони настолько снизило скорость, что для наступления в конце войны танк оказался негоден по причине скорости (и невозможности модернизации - ходовая еле-еле выдерживала вес танка с экранами), потому все танки этого типа в конце войны послали недалеко — в Финляндию. Переговоры с добрыми словом и с танком прошли настолько успешно в 1945 году Финляндия объявила войну Третьему Рейху — там, где не требовались большие скорости, Т-28 оказался вполне адекватной машиной. Кстати, финны также вовсю использовали трофейные и переданные экземпляры вплоть до середины 50-х годов.
* Т-35 — пятибашенный тяжелый танк. Ужас на колесах и пример того, как делать бронетехнику не надо. Танк размером с сарай и бронированный… Ну как сарай же, в смысле — никак. Вооружение, при этом — крайне скромное, для такой-то махины. И все это на перегруженном, технически сложном и КРАЙНЕ ломучем шасси (доходило до того, что преодолевание таких примитивных преград, как поваленные деревья вызывали перегрев двигателя). В итоге, в ходе первых месяцев ВОВ, большая часть этих танков досталась немцам попросту без боя: «бегемоты» выходили из строя на марше, вязли в грунте, застревали перед мостом и в целом воевать отказывались. В редких же боестолкновениях, легко уничтожались даже легкими танками противника, ибо броню имели, фактически, противопульную, уязвимую даже для 2 см KWK 30 разведывательных Kpfw. II (как минимум в боковой проекции и в ослабленной части лобовой). Впрочем, боев с участием Т-35 истории известно очень немного.
* Т-35 — пятибашенный тяжелый танк. Ужас на колесах и пример того, как делать бронетехнику не надо. Танк размером с сарай и бронированный… Ну как сарай же, в смысле — никак. Вооружение, при этом — крайне скромное, для такой-то махины. И все это на перегруженном, технически сложном и КРАЙНЕ ломучем шасси (доходило до того, что преодолевание таких примитивных преград, как поваленные деревья вызывали перегрев двигателя). В итоге, в ходе первых месяцев ВОВ, большая часть этих танков досталась немцам попросту без боя: «бегемоты» выходили из строя на марше, вязли в грунте, застревали перед мостом и в целом воевать отказывались. В редких же боестолкновениях, легко уничтожались даже легкими танками противника, ибо броню имели, фактически, противопульную, уязвимую даже для 2 см KWK 30 разведывательных Kpfw. II (как минимум в боковой проекции и в ослабленной части лобовой). Впрочем, боев с участием Т-35 истории известно очень немного.
** [https://youtu.be/zmefkYxpqvE| Ну судя по приведённым тут воспоминаниям танкиста не так плох был танк как снабжение тех лет.]
** [https://youtu.be/zmefkYxpqvE| Ну судя по приведённым тут воспоминаниям танкиста не так плох был танк как снабжение тех лет.]
** Как боевая единица танк был откровенно ниже среднего, однако как пропагандистская машина он работал превосходно: на военных плакатах, на парадах и даже на медали «За отвагу» Т-35 символизировал военную мощь РККА.
** Как боевая единица танк был откровенно ниже среднего, однако как пропагандистская машина он работал превосходно: на военных плакатах, на парадах и даже на медали «За отвагу» Т-35 символизировал военную мощь РККА.
* Т-34 — знаменитый средний танк, ставший основой советских танковых войск во время войны. Несмотря на культ Т-34, явился изначально крайне сырой машиной — разработан за 40 дней коллективом который руководился человеком без соответствующего опыта и образования — до этого Котов вообще был секретарём партийной ячейки КБ. Поэтому многое взято с танка БТ-ИС, вкупе с плохими приборами наблюдения. Доводка танка продолжалась аж по 43 год (и завершилась выпуском Т-34-85).
* Т-34 — знаменитый средний танк, ставший основой советских танковых войск во время войны. Несмотря на культ Т-34, явился изначально крайне сырой машиной - разработан за 40 дней коллективом который руководился человеком без соответствующего опыта и образования - до этого Котов вообще был секретарём партийной ячейки КБ. Поэтому многое взято с танка БТ-ИС, вкупе с плохими приборами наблюдения. Доводка танка продолжалась аж по 43 год (и завершилась выпуском Т-34-85).
* КВ — тяжелый танк, обладавший выдающимся для начала 1940-х годов бронированием (держал 76 мм в лоб).
* КВ — тяжелый танк, обладавший выдающимся для начала 1940-х годов бронированием (держал 76 мм в лоб).
** КВ-2 — чудо инженерной мысли, вооруженное 152-мм гаубицей М-10 (см ниже). Несмотря на грозный внешний вид имел ряд недостатков — высокий центр тяжести из-за тяжелой пушки в башне, плохой темп её поворота (напомним что операция производилась электромотором, однако если электромотор выйдет из строя, танк превратится в САУ), помимо этого — малый боезапас и низкую скорострельность. Были вершиной концепции танка на тот момент — мощное оружие для поддержки пехоты, в основном с бетонобойными снарядами, бронирование от КВ. Реально оказался не нужен из-за низкой скорострельности, скорости, надежности, или всего сразу.
** КВ-2 — чудо инженерной мысли, вооруженное 152-мм гаубицей М-10 (см ниже). Несмотря на грозный внешний вид имел ряд недостатков - высокий центр тяжести из-за тяжелой пушки в башне, плохой темп её поворота (напомним что операция производилась электромотором, однако если электромотор выйдет из строя, танк превратится в САУ), помимо этого - малый боезапас и низкую скорострельность. Были вершиной концепции танка на тот момент - мощное оружие для поддержки пехоты, в основном с бетонобойными снарядами, бронирование от КВ. Реально оказался не нужен из-за низкой скорострельности, скорости, надежности, или всего сразу.


'''Бронетехника Великой Отечественной войны'''
'''Бронетехника Великой Отечественной войны'''
* Т-60 и Т-70 — легкие танки, активно использовавшиеся в первой половине войны. Были мобилизационными, производились на заводе «ГАЗ». Существовал и танк Т-80, который был улучшенной версией Т-70, но не пошёл в серию из-за перепрофилирования завода. Стояла пушка 45 мм, броня была достаточно крепкой из-за рациональных углов наклона. Два члена экипажа.
* Т-60 и Т-70 — легкие танки, активно использовавшиеся в первой половине войны. Были мобилизационными, производились на заводе "ГАЗ". Существовал и танк Т-80, который был улучшенной версией Т-70, но не пошёл в серию из-за перепрофилирования завода. Стояла пушка 45 мм, броня была достаточно крепкой из-за рациональных углов наклона. Два члена экипажа.
* Т-34-85 — модернизированная версия Т-34 с новой башней и 85-мм пушкой.
* Т-34-85 — модернизированная версия Т-34 с новой башней и 85-мм пушкой.
* Т-44 — несмотря на некоторое внешнее сходство с Т-34, это принципиально новая машина. Было пересмотрено всё: компоновка, подвеска, силовая установка, схема бронирования. Не пошел в большую серию, стал основой для Т-54.
* Т-44 — несмотря на некоторое внешнее сходство с Т-34, это принципиально новая машина. Было пересмотрено всё: компоновка, подвеска, силовая установка, схема бронирования. Не пошел в большую серию, стал основой для Т-54.
* КВ-1С/КВ-85 — КВ с улучшенной ходовой (1С — скоростной), КВ-85 — еще и с новой башней и 85-мм пушкой. Однако, изменения привели к некоторому снижению бронирования и возникновению предложений снять танк с производства, так как с техникой Вермахта до 1943 года (и появления «тигров» на фронте) успешно справлялся и Т-34.
* КВ-1С/КВ-85 — КВ с улучшенной ходовой (1С - скоростной), КВ-85 — еще и с новой башней и 85-мм пушкой. Однако, изменения привели к некоторому снижению бронирования и возникновению предложений снять танк с производства, так как с техникой Вермахта до 1943 года (и появления "тигров" на фронте) успешно справлялся и Т-34.
* ИС-1 (ИС-85) — новый тяжелый танк, башня аналогична башне КВ-85.
* ИС-1 (ИС-85) — новый тяжелый танк, башня аналогична башне КВ-85.
* ИС-2 (ИС-122) — развитие ИС-1, новая башня со 122-мм пушкой<ref>Пушка на базе А-19 (см. ниже) была способна убить прямым попаданием любой танк и расковырять долговременную огневую точку. Вот только скорострельность была не ахти.</ref>.
* ИС-2 (ИС-122) — развитие ИС-1, новая башня со 122-мм пушкой<ref>Пушка на базе А-19 (см. ниже) была способна убить прямым попаданием любой танк и расковырять долговременную огневую точку. Вот только скорострельность была не ахти.</ref>.
Строка 136: Строка 136:
'''Послевоенная бронетехника'''
'''Послевоенная бронетехника'''
* ПТ-76 — легкий плавающий танк. Несмотря на крайне скромные ТТХ (противопульное бронирование, 76-мм орудие) заслужил большую популярность во многих воюющих странах Азии и Африки. Дело в том, что ПП-76 за счет небольшой для танка массы и способности быстро и, главное, самостоятельно преодолевать водные преграды основательно обходит полноценные танки по возможностям стратегического перемещения. А дальше срабатывает принцип «лучше плохой танк, который есть на поле боя, чем хороший, которого нет».
* ПТ-76 — легкий плавающий танк. Несмотря на крайне скромные ТТХ (противопульное бронирование, 76-мм орудие) заслужил большую популярность во многих воюющих странах Азии и Африки. Дело в том, что ПП-76 за счет небольшой для танка массы и способности быстро и, главное, самостоятельно преодолевать водные преграды основательно обходит полноценные танки по возможностям стратегического перемещения. А дальше срабатывает принцип «лучше плохой танк, который есть на поле боя, чем хороший, которого нет».
* Т-54/Т-55 — средний танк со 100-мм пушкой, созданный на замену Т-34 после второй мировой, один из самых массовых танков в мире. По сути одна и та же машина, отличия только в устойчивости к поражающим факторам ядерного взрыва (Если оригинальный Т-54 обр.1947 легко можно опознать по башне, то поздний Т-54АМ отличить от Т-55АМ можно только вплотную) Существует укреплённая версия Т-55М (1983 г.) с ДЗ «Контакт-и наварками на лоб башни, повышающими стойкость.
* Т-54/Т-55 — средний танк со 100-мм пушкой, созданный на замену Т-34 после второй мировой, один из самых массовых танков в мире. По сути одна и та же машина, отличия только в устойчивости к поражающим факторам ядерного взрыва (Если оригинальный Т-54 обр.1947 легко можно опознать по башне, то поздний Т-54АМ отличить от Т-55АМ можно только вплотную) Существует укреплённая версия Т-55М (1983 г.) с ДЗ "Контакт-1" и наварками на лоб башни, повышающими стойкость.  
* Т-62 (1961 г.) — дальнейшее развитие Т-55, с 115-мм гладкоствольной пушкой. Побочных ветвей не имеет, даже после замены башни название не поменяли (Т-62 обр. 1967 г.). Также, как и в прошлом пункте — есть версия Т-62М (1983 г.) с бронированными «Бровями Брежнева» и ДЗ.
* Т-62 (1961 г.) — дальнейшее развитие Т-55, с 115-мм гладкоствольной пушкой. Побочных ветвей не имеет, даже после замены башни название не поменяли (Т-62 обр. 1967 г.). Также, как и в прошлом пункте - есть версия Т-62М (1983 г.) с бронированными "Бровями Брежнева" и ДЗ.  
* Т-64 (1963 г.) — изначально еще один средний танк (Достаточно сырой), но дальнейшие доработки Т-64А (1969 г.)/Т-64Б (1976 г.) — уже основные боевые танки со 125-мм пушкой (Т-64БВ вообще из 80-ых с «Контактом-). На момент появления были самыми совершенными по ТТХ ОБТ, по сравнению с которыми западные образцы техники выглядели весьма уныло. На экспорт не шёл, но размещался в ГДР, что сильно напрягало заокеанских коллег по цеху.
* Т-64 (1963 г.) — изначально еще один средний танк (Достаточно сырой), но дальнейшие доработки Т-64А (1969 г.)/Т-64Б (1976 г.) — уже основные боевые танки со 125-мм пушкой (Т-64БВ вообще из 80-ых с "Контактом-1"). На момент появления были самыми совершенными по ТТХ ОБТ, по сравнению с которыми западные образцы техники выглядели весьма уныло. На экспорт не шёл, но размещался в ГДР, что сильно напрягало заокеанских коллег по цеху.
* Т-72 «Урал» (1973 г.) — второй (и первый по численности) основной боевой танк СССР, более простой, чем Т-64 — был мобилизационным вариантом танка (Не совсем, по мере создания новых вариантов — постепенно превзошёл предшественника, а стоковых «Уралов» на складах уже и нету). Существуют более современные и забронированные версии Т-72А обр.1979/Т-72АВ обр.1985/Т-72Б обр.1985/Т-72Б обр.1989 (Отличаются наполнителем брони, поколениями пушки, прицельными комплексами и динамической защитой). Главное преимущество над Т-64 — это гораздо более простой мотор, ведущий родословную со времён ВОВ (И гораздо больше места под его размещение), а также гораздо более живучая ходовая. Есть паршивенькие экспортные варианты Т-72М/Т-72М1/Т-72М1М, а также их локализации вроде М-84 (Из-за стремления всё удешевить до предела и нарастить поставки союзникам вышло полное говно с отвратительной бронестойкостью, которое на Ближнем Востоке выпиливали килотоннами, что убило танку всю репутацию. Хотя чисто советские машины на практике более вменяемы).
* Т-72 "Урал" (1973 г.) — второй (и первый по численности) основной боевой танк СССР, более простой, чем Т-64 - был мобилизационным вариантом танка (Не совсем, по мере создания новых вариантов - постепенно превзошёл предшественника, а стоковых "Уралов" на складах уже и нету). Существуют более современные и забронированные версии Т-72А обр.1979/Т-72АВ обр.1985/Т-72Б обр.1985/Т-72Б обр.1989 (Отличаются наполнителем брони, поколениями пушки, прицельными комплексами и динамической защитой). Главное преимущество над Т-64 - это гораздо более простой мотор, ведущий родословную со времён ВОВ (И гораздо больше места под его размещение), а также гораздо более живучая ходовая. Есть паршивенькие экспортные варианты Т-72М/Т-72М1/Т-72М1М, а также их локализации вроде М-84 (Из-за стремления всё удешевить до предела и нарастить поставки союзникам по коммунистическому припадку - вышло полное говно с отвратительной бронестойкостью, которое на ближнем востоке выпиливали килотоннами, что убило танку всю репутацию. Хотя чисто советские машины на практике более вменяемы).  
* Т-80 (1976 г.)— третий и самый совершенный ОБТ, в отличие от предыдущих оснащался газотурбинным двигателем<ref>Была и версия с дизельным двигателем</ref>. На момент выпуска пусть и не был насколько прорывным, как в своё время Т-64, но доставлял не меньше. Мотор на 1000 л. с. (В дальнейшем вместо него начали ставить ГТД-1100Ф/1250 или дизели на 1100 л. с.), вменяемые 10 км/ч скорости заднего хода за счёт переработанной трансмиссии (Все танки до этого задницей вперёд ползли как черепахи, что выглядело убого на фоне НАТОвских машин). После принятия на вооружение пошёл разными путями развития: Т-80Б (1978 г.)/Т-80БВ (1985 г.)/Т-80БВМ (2017 г.) — прямая линейка модификации Омсктраншмаш, Т-80У(1985 г.)/Т-80УМ (1992 г.)/Объект 640 «Чёрный Орёл» — линейка, изначально разработанная на кировском заводе (Т-80У был единственной советской машиной, на которую успели поставить «Контакт-) и серия Т-80УД/Т-84 «Оплот»/БМ «Оплот», родом из Харькова (Взяли Т-80У и заменили ему движок на дизельный 6ТД). Также первый танк СССР с тепловизионным прицелом на борту (Т-80УМ, 1992, при этом «Агава-2» заданных характеристик не достиг (дальность обнаружения и опознания вдвое ниже заявленной, 8 попаданий из 21 зимней ночью, то есть в идеальных условиях). «Агаву-1» мариновали все 80-е и бросили, как из-за слабых характеристик, так и из-за неготовности войск обеспечивать ТО аппарата с охлаждением на гелии. А потом произошли бесславные 90-е, в которые за рубежом произошло изобретение неохлаждаемых болометрических тепловизоров с качественно лучшими характеристиками. Кто-то еще удивляется закупке Thales Catherine FC для Т-90А?
* Т-80 (1976 г.)— третий и самый совершенный ОБТ, в отличие от предыдущих оснащался газотурбинным двигателем<ref>Была и версия с дизельным двигателем</ref>. На момент выпуска пусть и не был насколько прорывным, как в своё время Т-64, но доставлял не меньше. Мотор на 1000 л.с. (В дальнейшем вместо него начали ставить ГТД-1100Ф/1250 или дизели на 1100 л.с.), вменяемые 10 км/ч скорости заднего хода за счёт переработанной трансмиссии (Все танки до этого задницей вперёд ползли как черепахи, что выглядело убого на фоне НАТОвских машин). После принятия на вооружение пошёл разными путями развития: Т-80Б (1978 г.)/Т-80БВ (1985 г.)/Т-80БВМ (2017 г.) - прямая линейка модификации Омсктраншмаш, Т-80У(1985 г.)/Т-80УМ (1992 г.)/Объект 640 "Чёрный Орёл" - линейка, изначально разработанная на кировском заводе (Т-80У был единственной советской машиной, на которую успели поставить "Контакт-5") и серия Т-80УД/Т-84 "Оплот"/БМ "Оплот", родом из Харькова (Взяли Т-80У и заменили ему движок на дизельный 6ТД). Также первый танк СССР с тепловизионным прицелом на борту.
* ИС-3 — дальнейшее развитие линейки ИС, немного опоздавший на войну (первые машины были собраны в апреле 1945 года)
* ИС-3 — дальнейшее развитие линейки ИС, немного опоздавший на войну (первые машины были собраны в апреле 1945 года)
* ИС-4 — альтернативное развитие ИС-2, производился малой серией.
* ИС-4 — альтернативное развитие ИС-2, производился малой серией.
* Т-10 — последний отечественный тяжелый танк, объединивший удачные решения ИС-3 (концепция бронирования) и ИС-4 (конструкция ходовой части).
* Т-10 — последний отечественный тяжелый танк, объединивший удачные решения ИС-3 (концепция бронирования) и ИС-4 (конструкция ходовой части).
Строка 153: Строка 153:
* МТЛБ — многоцелевой гусеничный бронетранспортер, изначальное его назначение — артиллерийский тягач и транспортер боеприпасов на поле боя. Но из-за крайне удачной конструкции стал безусловным лидером в ВС СССР по конверсии в эрзац-самоходоки, бронетранспортеры, эрзац-боевые машины пехоты. Вполне официальных САУ на его базе тоже немало, а в голодные 1990-е он стал массово и стихийно заменять в боевых частях и настоящие БТР и БМП.
* МТЛБ — многоцелевой гусеничный бронетранспортер, изначальное его назначение — артиллерийский тягач и транспортер боеприпасов на поле боя. Но из-за крайне удачной конструкции стал безусловным лидером в ВС СССР по конверсии в эрзац-самоходоки, бронетранспортеры, эрзац-боевые машины пехоты. Вполне официальных САУ на его базе тоже немало, а в голодные 1990-е он стал массово и стихийно заменять в боевых частях и настоящие БТР и БМП.
* БМП-1 — боевая машина пехоты, предназначенная для поддержки пехоты на переднем крае. В отличие от БТР, вооружается пушкой (БМП-1 — 73-мм пушкой низкой баллистики «Гром») и противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР «Малютка»).
* БМП-1 — боевая машина пехоты, предназначенная для поддержки пехоты на переднем крае. В отличие от БТР, вооружается пушкой (БМП-1 — 73-мм пушкой низкой баллистики «Гром») и противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР «Малютка»).
* БМП-2 — развитие БМП-1, установлена скорострельная 30-мм пушка и ПТУР «Фагот»/«Конкурс». Принята на вооружение в том числе и потому, что у БМП-1 отсутствовала возможность стрелять высоко вверх — что было незаменимо в условиях Афганистана. Кстати, одной из штатных задач машины было прикрытие танков на марше от низколетящих вертолётов.
* БМП-2 — развитие БМП-1, установлена скорострельная 30-мм пушка и ПТУР «Фагот»/«Конкурс». Принята на вооружение в том числе и потому, что у БМП-1 отсутствовала возможность стрелять высоко вверх - что было незаменимо в условиях Афганистана. Кстати, одной из штатных задач машины было прикрытие танков на марше от низколетящих вертолётов.
* БМП-3 — реинкарнация идеи легкого плавающего танка, вооруженная 100-мм и 30-мм пушками.
* БМП-3 — реинкарнация идеи легкого плавающего танка, вооруженная 100-мм и 30-мм пушками.
* БМД-1 — специальная авиадесантируемая машина, вооружение в целом аналогично БМП-1
* БМД-1 — специальная авиадесантируемая машина, вооружение в целом аналогично БМП-1
Строка 159: Строка 159:
* БРДМ — разведывательная плавающая бронемашина, вооружение аналогично БТР-60
* БРДМ — разведывательная плавающая бронемашина, вооружение аналогично БТР-60


Стоит понимать, что бронирование подавляющего большинства подобных машин неспособно защитить экипаж от пулемётов 50 калибра — то есть огня ДШКМ и КПВТ (КПВТ — уже 14 мм, больше чем 50 калибр). Исключение составляет БМП-3 и БМП-2Д (последняя — только в лоб. Также такая версия потеряла возможность плавать)
Стоит понимать, что бронирование подавляющего большинства подобных машин неспособно защитить экипаж от пулемётов 50 калибра - то есть огня ДШКМ и КПВТ (КПВТ - уже 14 мм, больше чем 50 калибр). Исключение составляет БМП-3 и БМП-2Д (последняя - только в лоб. Также такая версия потеряла возможность плавать)


'''Автотехника'''
'''Автотехника'''
* АМО Ф-15 — первый отечественный грузовик-полуторка, творческая переработка итальянского «Фиат-15». Выпускался в 1924-31 годах на заводе АМО<ref>Позже переименован в завод имени Сталина (ЗИС), а затем — имени Лихачева (ЗИЛ)</ref>
* АМО Ф-15 — первый отечественный грузовик-полуторка, творческая переработка итальянского «Фиат-15». Выпускался в 1924-31 годах на заводе АМО<ref>Позже переименован в завод имени Сталина (ЗИС), а затем — имени Лихачева (ЗИЛ)</ref>
* ЗИС-5 — трехтонный грузовик выпускался в 1933-48 годах на московском автозаводе ЗИС и его эвакуированных «дочках» УльЗИС (ныне УАЗ) и УралЗИС (ныне УралАЗ). Второй по массовости грузовик времен войны.
* ЗИС-5 — трехтонный грузовик выпускался в 1933-48 годах на московском автозаводе ЗИС и его эвакуированных «дочках» УльЗИС (ныне УАЗ) и УралЗИС (ныне УралАЗ). Второй по массовости грузовик времен войны.
** ЗИС-6 — трехосная модификация ЗИС-5 с грузоподъемностью 4 тонны. На его базе были созданы первые «Катюши» БМ-13-16.
** ЗИС-6 — трехосная модификация ЗИС-5 с грузоподъемностью 4 тонны. На его базе были созданы первые «Катюши» БМ-13-16.
** ЗИС-42 — полугусеничный грузовик повышенной проходимости.
** ЗИС-42 — полугусеничный грузовик повышенной проходимости.
* ГАЗ-АА — знаменитая полуторка, самый массовый отечественный грузовик времен войны. Выпускался на Горьковском автозаводе и заводе КИМ (будущий АЗЛК) в 1933-47 годах. Блудное детище дядюшки Генри Форда, лицензионная версия коммерческого грузовика Ford-AA.
* ГАЗ-АА — знаменитая полуторка, самый массовый отечественный грузовик времен войны. Выпускался на Горьковском автозаводе и заводе КИМ (будущий АЗЛК) в 1933-47 годах. Блудное детище дядюшки Генри Форда, лицензионная версия коммерческого грузовика Ford-AA.
** ГАЗ-ММ — модернизированная версия ГАЗ-АА, выпускался с 1938 года (те же заводы плюс УльЗИС) параллельно с более старой моделью.
** ГАЗ-ММ — модернизированная версия ГАЗ-АА, выпускался с 1938 года (те же заводы плюс УльЗИС) параллельно с более старой моделью.
** ГАЗ-ААА — трехосная модификация ГАЗ-АА, с грузоподъемностью 2 тонны. Также стала основой для «Катюши» — БМ-8-48. Вопреки заблуждениям, прямо не связан с Ford-AAA — трехосной версией от Форда, ГАЗ свою версию разработал на базе полуторки.
** ГАЗ-ААА — трехосная модификация ГАЗ-АА, с грузоподъемностью 2 тонны. Также стала основой для «Катюши» — БМ-8-48. Вопреки заблуждениям, прямо не связан с Ford-AAA — трехосной версией от Форда, ГАЗ свою версию разработал на базе полуторки.
* Серия ЯГ — грузовики большой грузоподъемности (5 тонн и больше) производства Ярославского автозавода. Двухосные и крайне архаичной конструкции даже по меркам 1930-х, получилось плохо и неказисто. Последнюю серию в 1941 году армейская приёмка категорически отказалась брать.
* Серия ЯГ — грузовики большой грузоподъемности (5 тонн и больше) производства Ярославского автозавода. Двухосные и крайне архаичной конструкции даже по меркам 1930-х, получилось плохо и неказисто. Последнюю серию в 1941 году армейская приёмка категорически отказалась брать.
* СТЗ-5-НАТИ — артиллерийский тягач на базе гражданского трактора.
* СТЗ-5-НАТИ — артиллерийский тягач на базе гражданского трактора.
* Т-20 «Комсомолец» — бронированный артиллерийский тягач, этакий МТЛБ 30-х годов. Предназначался для буксировки легких противотанковых и полковых пушек.
* Т-20 «Комсомолец» — бронированный артиллерийский тягач, этакий МТЛБ 30-х годов. Предназначался для буксировки легких противотанковых и полковых пушек.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!