Редактирование: Arda/Толкинистское движение России
Arda/Толкинистское движение России
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 2: | Строка 2: | ||
С палкой в руке и бутылкой в кармане|Сауроныч о сабже}} | С палкой в руке и бутылкой в кармане|Сауроныч о сабже}} | ||
{{DISPLAYTITLE:Толкинистское движение России}} | {{DISPLAYTITLE:Толкинистское движение России}} | ||
[[Файл: | [[Файл:Памятник толкинистам.jpg|240px|thumb|right|Памятный камень в честь толкинистов, установленный в Омске в 1993 году.]] | ||
'''Толкинистское движение России''' — один из старейших в нашей стране [[фэндом]]ов, если не старейший («Хоббит» был переведён в 1975 году). Он возник ещё до того, как до нашей страны дошло обыкновенное понятие «фэндом» — тот, который с весёлыми или сопливыми [[фанфик]]ами, [[шиппинг]]ом и [[косплей|косплеем]]. До всего пришлось додумываться самостоятельно, поэтому фэндом получился особенным. | '''Толкинистское движение России''' — один из старейших в нашей стране [[фэндом]]ов, если не старейший («Хоббит» был переведён в 1975 году). Он возник ещё до того, как до нашей страны дошло обыкновенное понятие «фэндом» — тот, который с весёлыми или сопливыми [[фанфик]]ами, [[шиппинг]]ом и [[косплей|косплеем]]. До всего пришлось додумываться самостоятельно, поэтому фэндом получился особенным. | ||
=== Что такое толкинизм? === | === Что такое толкинизм? === | ||
Самый главный вопрос: «Что есть толкинизм и кто есть толкинист?». | Самый главный вопрос: «Что есть толкинизм и кто есть толкинист?». | ||
Строка 14: | Строка 15: | ||
=== Разнодивности толкинистов === | === Разнодивности толкинистов === | ||
* «Высокий толкинист» очень хорошо знает Легендариум Толкина, исследует литературное наследие Профессора, переводит произведения Толкина с английского на другие языки и исследует языки, созданные Толкином. | * «Высокий толкинист» очень хорошо знает Легендариум Толкина, исследует литературное наследие Профессора, переводит произведения Толкина с английского на другие языки и исследует языки, созданные Толкином. | ||
* «Толкино-ролевик» играет в [[Полевая ролевая игра|ролевые игры живого действия]] по Толкину и не только. | * «Толкино-ролевик» играет в [[Полевая ролевая игра|ролевые игры живого действия]] по Толкину и не только. | ||
* «[[Менестрели|Менестрель]]» исполняет песни (близкие по духу [[авторская песня|авторской песне]] и КСП), посвящённые Легендариуму и не только. | * «[[Менестрели|Менестрель]]» исполняет песни (близкие по духу [[авторская песня|авторской песне]] и КСП), посвящённые Легендариуму и не только. | ||
* | * [[Тюнибё|«Дивный»]] (или же «квэн») слишком увлёкся Легендариумом и [[Житель Страны Эльфов|не всегда отделяет реальность от вымысла]]. | ||
* «Апокрифист» любит различные фанфики и апокрифы (о них ниже) на Легендариум. Зачастую, враждует с высоким толкинистом. | * «Апокрифист» любит различные фанфики и апокрифы (о них ниже) на Легендариум. Зачастую, враждует с высоким толкинистом. | ||
* «Младотолкинист» недавно ознакомился с Легендариумом, прочитав «Хоббит» и «Властелин Колец», более глубокими знаниями о произведениях Толкина не располагает. Иногда тесно связан с тремя следующими типажами (при этом, вопрос о том, насколько представители этих самых типажей относятся к толкинизму — и относятся ли хоть как-то вообще — является дискуссионным). | * «Младотолкинист» недавно ознакомился с Легендариумом, прочитав «Хоббит» и «Властелин Колец», более глубокими знаниями о произведениях Толкина не располагает. Иногда тесно связан с тремя следующими типажами (при этом, вопрос о том, насколько представители этих самых типажей относятся к толкинизму — и относятся ли хоть как-то вообще — является дискуссионным). | ||
Строка 34: | Строка 36: | ||
=== История толкинизма на постсоветском пространстве === | === История толкинизма на постсоветском пространстве === | ||
Самая первая волна российского (а тогда ещё — советского) толкинизма случилась в перестроечные года, вместе с первыми официальными переводами Толкина. | Самая первая волна российского (а тогда ещё — советского) толкинизма случилась в перестроечные года, вместе с первыми официальными переводами Толкина. | ||
Но эта волна обязана не официальным переводам. | Но эта волна обязана не официальным переводам. | ||
Строка 52: | Строка 55: | ||
=== Апокрифы === | === Апокрифы === | ||
Одна из особенностей российского толкинизма — это ''апокрифы''. Апокриф — это тот же [[фанфик]], но ''всё очень серьёзно''. Апокриф пишут не для того, чтобы свести двух любимых персонажей в неканоническом браке. Апокриф пишут потому, что (завывающим голосом) «Я поооомню!». Или потому, что (менторским тоном) «Там-то там-то у Фомы Аквинского убедительно доказывается, что Сатана хорошим быть не может». Или хотя бы: «Не прав профессор, все было не так!» Основной корпус текстов отечественных апокрифов по Толкину представляет не что иное, как [[Расширенная вселенная|расширенную вселенную]], только пиратскую, не авторизованную фондом Толкина, но тем не менее, ввиду либеральности нашего копирайтного закона, изданную на бумаге как полноценные книги. Вот приблизительный список этого основного корпуса: | Одна из особенностей российского толкинизма — это ''апокрифы''. Апокриф — это тот же [[фанфик]], но ''всё очень серьёзно''. Апокриф пишут не для того, чтобы свести двух любимых персонажей в неканоническом браке. Апокриф пишут потому, что (завывающим голосом) «Я поооомню!». Или потому, что (менторским тоном) «Там-то там-то у Фомы Аквинского убедительно доказывается, что Сатана хорошим быть не может». Или хотя бы: «Не прав профессор, все было не так!» Основной корпус текстов отечественных апокрифов по Толкину представляет не что иное, как [[Расширенная вселенная|расширенную вселенную]], только пиратскую, не авторизованную фондом Толкина, но тем не менее, ввиду либеральности нашего копирайтного закона, изданную на бумаге как полноценные книги. Вот приблизительный список этого основного корпуса: | ||
Строка 77: | Строка 81: | ||
==== [[Менестрели]] ==== | ==== [[Менестрели]] ==== | ||
Также российские поклонники Профессора написали (и продолжают писать) невероятное количество стихотворений, поэм, песен и даже сценическую рок-оперу «Финрод-Зонг» по мотивам истории Берена и Лютиэн. Качество стихов и песен разнится в зависимости от дарования автора — от достойных встать рядом с творчеством поэтов Серебряного Века до обычного графоманского рифмоплётства. | Также российские поклонники Профессора написали (и продолжают писать) невероятное количество стихотворений, поэм, песен и даже сценическую рок-оперу «Финрод-Зонг» по мотивам истории Берена и Лютиэн. Качество стихов и песен разнится в зависимости от дарования автора — от достойных встать рядом с творчеством поэтов Серебряного Века до обычного графоманского рифмоплётства. | ||
Среди наиболее известных фэндомских поэтов и бардов — Лариса Бочарова (Лора), Арандиль (ака Алан П. Кристиан), Йовин (Лина Воробьёва), Иллет, Анарион и др. | Среди наиболее известных фэндомских поэтов и бардов — Лариса Бочарова (Лора), Арандиль (ака Алан П. Кристиан), Йовин (Лина Воробьёва), Иллет, Анарион и др. | ||
==== Толкинизм и [[ | ==== Толкинизм и [[тяжелый митрил|Heavy Mithril]] ==== | ||
Толкинисты и металлисты во все времена были союзниками — благо, у многих групп очень много песен, отсылающих к творчеству Профессора и прочих писателей жанра фэнтези. Так что очень часто металлисты с удовольствием читали Толкина, а толкинисты с таким же удовольствием слушали металл (в былые времена многие люди начинали слушать тяжёлую музыку через своё увлечение фэнтези вообще и Толкином в частности). | Толкинисты и металлисты во все времена были союзниками — благо, у многих групп очень много песен, отсылающих к творчеству Профессора и прочих писателей жанра фэнтези. Так что очень часто металлисты с удовольствием читали Толкина, а толкинисты с таким же удовольствием слушали металл (в былые времена многие люди начинали слушать тяжёлую музыку через своё увлечение фэнтези вообще и Толкином в частности). | ||
Всё это привело к появлению такого явления как [[тяжёлый митрил]] — специфическому поджанру (или даже культурному течению) тяжёлой музыки, где сама музыка подчёркивала фэнтезийную направленность текстов песен. | Всё это привело к появлению такого явления как [[тяжёлый митрил]] — специфическому поджанру (или даже культурному течению) тяжёлой музыки, где сама музыка подчёркивала фэнтезийную направленность текстов песен. | ||
=== Социолект толкинистов === | === Социолект толкинистов === | ||
В былые времена у русскоязычных толкинистов существовало несколько социолектов, по употреблению которых можно было точно сказать, когда данный человек ознакомился с Легендариумом и насколько плотно. | В былые времена у русскоязычных толкинистов существовало несколько социолектов, по употреблению которых можно было точно сказать, когда данный человек ознакомился с Легендариумом и насколько плотно. | ||
Строка 94: | Строка 101: | ||
=== Толкинизм ныне === | === Толкинизм ныне === | ||
Несмотря на некое «угасание», толкинистское сообщество и сейчас вполне живо и активно — проводится множество разнообразных мероприятий (отдельно нужно упомянуть конвенты), в форумах и социальных сетях существуют активные ресурсы, посвящённые Толкину и его произведениям. На фэндомных конкурсах по-прежнему можно встретить произведения по мотивам Толкина, что интересно, в первую очередь по «Сильмариллиону». | Несмотря на некое «угасание», толкинистское сообщество и сейчас вполне живо и активно — проводится множество разнообразных мероприятий (отдельно нужно упомянуть конвенты), в форумах и социальных сетях существуют активные ресурсы, посвящённые Толкину и его произведениям. На фэндомных конкурсах по-прежнему можно встретить произведения по мотивам Толкина, что интересно, в первую очередь по «Сильмариллиону». | ||
=== Влияние на искусство и общество === | === Влияние на искусство и общество === | ||
Толкинисты в массах (впрочем, большая часть цивилов о толкинистах если и наслышана, то краем уха) представляются «дивными в плащах и занавесках», что уже лет 20-25 как неактуально. | Толкинисты в массах (впрочем, большая часть цивилов о толкинистах если и наслышана, то краем уха) представляются «дивными в плащах и занавесках», что уже лет 20-25 как неактуально. | ||
Впрочем, в былые времена толкинизм был своего рода «пощёчиной общественному вкусу» — презрение к «поп-корму» и ко сложившейся массовой культуре вообще было характерно для толкинистов той эпохи. | Впрочем, в былые времена толкинизм был своего рода «пощёчиной общественному вкусу» — презрение к «поп-корму» и ко сложившейся массовой культуре вообще было характерно для толкинистов той эпохи. |