Редактирование: Europa Universalis IV

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 70: Строка 70:
* [[Империя]] — Если вы будете воевать часто, но отнимать провинции понемногу (от 1-3 до 6-8), то вам за это ничего не будет, а агрессивное расширение мало кого затронет. Можно даже дробить соперника на мелкие государства, которые можно вассализировать по-отдельности. («Освобождение» мелких государство даст вам бонус к отношениям из-за чего можно '''сразу же''' заключить союз, а затем, дипломатически вассализировать и поглотить. Только делать это надо строго по одному государству за раз, ведь первое что сделают получившие свободу малые народы — передерутся друг с другом, после чего о союзе сразу со всеми придётся забыть).
* [[Империя]] — Если вы будете воевать часто, но отнимать провинции понемногу (от 1-3 до 6-8), то вам за это ничего не будет, а агрессивное расширение мало кого затронет. Можно даже дробить соперника на мелкие государства, которые можно вассализировать по-отдельности. («Освобождение» мелких государство даст вам бонус к отношениям из-за чего можно '''сразу же''' заключить союз, а затем, дипломатически вассализировать и поглотить. Только делать это надо строго по одному государству за раз, ведь первое что сделают получившие свободу малые народы — передерутся друг с другом, после чего о союзе сразу со всеми придётся забыть).
* [[Круто, но трудно]] — абсолютно вся игра про это. Чрезмерно высокий порог вхождения отпугивает новичков… Но всё-таки как же здорово потом вкусить радость победы, преодолев все трудности!
* [[Круто, но трудно]] — абсолютно вся игра про это. Чрезмерно высокий порог вхождения отпугивает новичков… Но всё-таки как же здорово потом вкусить радость победы, преодолев все трудности!
** Хотите создать империю на всю карту в короткие сроки? Это опасная затея: если вы хотите создать огромную империю, то вам придется воевать, и притом, часто. Частые захваты большого количества провинций создадут внутренние проблемы, так как требуют национализации и подавления восстаний. И, при этом, против вас охотно будут создавать коалиции, из-за чего вам придется очень дорого и долго платить за свою жадность. А колонизации и мирные аннексии требуют огромных затрат как ресурсов так и времени.
** Хотите создать империю на всю карту в короткие сроки? И думать забудьте! Если вы хотите создать огромную империю, то вам придется воевать, и притом, часто. Частые захваты большого количества провинций создадут внутренние проблемы, так как требуют национализации и подавления восстаний. И, при этом, против вас охотно будут создавать коалиции, из-за чего вам придется очень дорого и долго платить за свою жадность. А колонизации и мирные аннексии требуют огромных затрат как ресурсов так и времени.
** Священная Римская Империя — управлять этой империей крайне тяжело: нужно поддерживать мир и, при этом защищать империю от любых нападков извне. А, учитывая то, что имперские территории — это лакомый кусок, то все будут атаковать ваших слабых князей и вам придется заступаться за них (даже бонусы к экономике и армии не всегда помогают). Потеряли территорию — потеряли имперский авторитет. А без имперского авторитета вы не сможете проводить реформы. К тому же реформация и протестантизм знатно попортят вашу кровь, так как князья-еретики препятствуют проведению реформ. Можно, конечно принудить империю вернуться в католичество, но вы потеряете голос на будущих выборах императора… Зато, если вы выполните все реформы по очереди, то получите сверхмощное государство, занимающее около половины Европы. (К тому же, если после проведенной реформы против вас начали войну, то могут потребовать откат этой самой реформы) С выходом дополнения Emperor централизация необязательна. Можно оставить империю децентрализованной и получать бонусы от единства империи. Теперь на внешние угрозы ответ один: «[[Эй, все сюда!]]»
** Священная Римская Империя — управлять этой империей крайне тяжело: нужно поддерживать мир и, при этом защищать империю от любых нападков извне. А, учитывая то, что имперские территории — это лакомый кусок, то все будут атаковать ваших слабых князей и вам придется заступаться за них (даже бонусы к экономике и армии не всегда помогают). Потеряли территорию — потеряли имперский авторитет. А без имперского авторитета вы не сможете проводить реформы. К тому же реформация и протестантизм знатно попортят вашу кровь, так как князья-еретики препятствуют проведению реформ. Можно, конечно принудить империю вернуться в католичество, но вы потеряете голос на будущих выборах императора… Зато, если вы выполните все реформы по очереди, то получите сверхмощное государство, занимающее около половины Европы. (К тому же, если после проведенной реформы против вас начали войну, то могут потребовать откат этой самой реформы) С выходом дополнения Emperor централизация необязательна. Можно оставить империю децентрализованной и получать бонусы от единства империи. Теперь на внешние угрозы ответ один: «[[Эй, все сюда!]]»
*** Развалить Священную Римскую Империю попроще и намного быстрее, чем её воссоздавать, но тоже тяжело — вам придется объявить войну '''почти всей''' империи и оккупировать столицы всех курфюрстов и Императора, а, учитывая то, что император получает солидные бонусы к экономике и армии, то с большой вероятностью война растянется на 5-7 лет, так что готовьтесь к войне основательно: с самого начала игры подбирайте соответствующие фокусы и идеи, а так же прокачивайте рекрутов и экономику, так как вам понадобится большая и при этом дисциплинированная армия. Заваливать врага мясом бесполезно, так что делайте упор не только на количество, но и на качество. В идеале результатом должна стать большая армия солдат-профессионалов, наступающая по всей ширине фронта (Враг не справится с таким напором, а в случае чего, у вас будет время подтянуть резервы). Как только столицы курфюрстов и императора оккупированы, нажмите на значок империи и щелкните «Распустить [[Эффект телепорно|СРИ]]». Какой-либо сепаратный мир с курфюрстами или императором даже не рассматривайте: для того чтобы распустить империю, надо контролировать столицы '''сразу всех курфюрстов и императора!''' Важное дополнение: союзные вам курфюрсты будут не против развала СРИ, то есть можно напасть на какую-то группу курфюрстов (император влезет в войну сам), а остальных сделать союзниками на время. (Есть и второй вариант — отвоевывать территорию за территорией и исключать из состава империи — долго и трудно, ведь даже за одну провинцию в составе СРИ можно получить огромный штраф за агрессивное расширение (За провинцию вне СРИ можно получить в 3-5 раз меньше пунктов), а мир с ними очень долгий (от 5 до 8 лет за одну провинцию) Другое дело, если если вы хардкорщик и любите искусственно усложнять игру)
*** Развалить Священную Римскую Империю попроще и намного быстрее, чем её воссоздавать, но тоже тяжело — вам придется объявить войну '''почти всей''' империи и оккупировать столицы всех курфюрстов и Императора, а, учитывая то, что император получает солидные бонусы к экономике и армии, то с большой вероятностью война растянется на 5-7 лет, так что готовьтесь к войне основательно: с самого начала игры подбирайте соответствующие фокусы и идеи, а так же прокачивайте рекрутов и экономику, так как вам понадобится большая и при этом дисциплинированная армия. Заваливать врага мясом бесполезно, так что делайте упор не только на количество, но и на качество. В идеале результатом должна стать большая армия солдат-профессионалов, наступающая по всей ширине фронта (Враг не справится с таким напором, а в случае чего, у вас будет время подтянуть резервы). Как только столицы курфюрстов и императора оккупированы, нажмите на значок империи и щелкните «Распустить [[Это не то, что ты думаешь!|СРИ]]». Какой-либо сепаратный мир с курфюрстами или императором даже не рассматривайте: для того чтобы распустить империю, надо контролировать столицы '''сразу всех курфюрстов и императора!''' Важное дополнение: союзные вам курфюрсты будут не против развала СРИ, то есть можно напасть на какую-то группу курфюрстов (император влезет в войну сам), а остальных сделать союзниками на время. (Есть и второй вариант — отвоевывать территорию за территорией и исключать из состава империи — долго и трудно, ведь даже за одну провинцию в составе СРИ можно получить огромный штраф за агрессивное расширение (За провинцию вне СРИ можно получить в 3-5 раз меньше пунктов), а мир с ними очень долгий (от 5 до 8 лет за одну провинцию) Другое дело, если если вы хардкорщик и любите искусственно усложнять игру)
** Китайская империя — держатель Небесного Мандата получает солидное снижение беспорядков, сильное уменьшение стоимости советников и эффективности вражеских шпионов благодаря механике меритократии, а также огромные бонусы от реформ Поднебесной и имперских указов. Вот только не забывайте следить за показателем Небесного Мандата. В старых патчах для его поддержания требовалось постоянно иметь на границах только государства-данники, что делало Китайскую Империю абсолютно неиграбельной для завоеваний. В актуальных версиях такой необходимости больше нет, однако это не значит, что игроку не нужно быть на чеку. Низкая стабильность, разорённые провинции, неподконтрольные китайские столицы или могущественная [[орда]] кочевников на границе могут быстро положить Поднебесной империи конец, поскольку низкий показатель Мандата приводит к огромным беспорядкам, развалу экономики и превращению непобедимой вашей армии в картонных солдатиков. Следите за опустошением, иначе любая война может стать последней.
** Китайская империя — держатель Небесного Мандата получает высокое снижение беспорядков, сильное уменьшение стоимости советников и эффективности вражеских шпионов благодаря механике меритократии, а также огромные бонусы от реформ Поднебесной и имперских указов. Вот только не забывайте следить за показателем Небесного Мандата. В старых патчах для его поддержания требовалось постоянно иметь на границах только государства-данники, что делало Китайскую Империю абсолютно неиграбельной для завоеваний. В актуальных версиях такой необходимости больше нет, однако это не значит, что игроку не нужно быть на чеку. Низкая стабильность, разорённые провинции, неподконтрольные китайские столицы или могущественная [[орда]] кочевников на границе могут быстро положить Поднебесной империи конец, поскольку низкий показатель Мандата приводит к огромным беспорядкам, развалу экономики и превращению непобедимой вашей армии в картонных солдатиков. Следите за опустошением, иначе любая война может стать последней.
** Таковой является игра за кочевые орды. У вас есть огромные военные бонусы и почти бесконечная мана от разорения захваченных провинций. Вот только орда только для постоянной войны и годится, так как пока вы находитесь в мире, степнякам становится скучно без грабежа и разбоя, от чего падает сплочённость орды, а вместе с ней и стабильность вашего племенного государства и боеспособность его армии.
** Таковой является игра за кочевые орды. У вас есть огромные военные бонусы и почти бесконечная мана от разорения захваченных провинций. Вот только орда только для постоянной войны и годится, так как пока вы находитесь в мире, степнякам становится скучно без грабежа и разбоя, от чего падает сплочённость орды, а вместе с ней и стабильность вашего племенного государства и боеспособность его армии.
** Восстановление или создание любой империи. Сперва вам придется завоевать требуемые территории, а уж потом и принять решение. Проще всего создать Российскую Империю (У вас уже есть для этого выгодные условия прямо на старте), а сложнее всего — восстановить Римскую Империю. Зачастую, вам придется для этого воевать с довольно сильными странами: например, чтобы восстановить Римскую Империю, вам придется воевать с Францией, Испанией, Португалией, Итальянскими Республиками и Османами (Может получиться, что и со всему сразу)
** Восстановление или создание любой империи. Сперва вам придется завоевать требуемые территории, а уж потом и принять решение. Проще всего создать Российскую Империю (У вас уже есть для этого выгодные условия прямо на старте), а сложнее всего — восстановить Римскую Империю. Зачастую, вам придется для этого воевать с довольно сильными странами: например, чтобы восстановить Римскую Империю, вам придется воевать с Францией, Испанией, Португалией, Итальянскими Республиками и Османами (Может получиться, что и со всему сразу)
Строка 85: Строка 85:
** Национальные идеи и политики. Требуют нереально долгого времени и вложений. Планируйте тщательно, ведь если вы откажетесь от идеи, вы не только вернете всего 10 % очков монарха, но и потеряете время. Идеи начнут работать лет через 25-30 лет, а то и более, но зато их эффект, если правильно подобран, в корне изменит расстановку сил в регионе или даже во всем мире.
** Национальные идеи и политики. Требуют нереально долгого времени и вложений. Планируйте тщательно, ведь если вы откажетесь от идеи, вы не только вернете всего 10 % очков монарха, но и потеряете время. Идеи начнут работать лет через 25-30 лет, а то и более, но зато их эффект, если правильно подобран, в корне изменит расстановку сил в регионе или даже во всем мире.
** Колонизация:
** Колонизация:
*** Во-первых надо выбрать правильные идеи и способности. Например, Португалия в период открытий имеет возможность приобрести способность «Португальский колониальный пыл», увеличивающий базовый прирост на 50-70 поселенцев, а стратегически выгодное положение позволит взять самую большую колонию: Бразилию с самого начала. Не щелкайте клювом, а действуйте быстро
** Во-первых надо выбрать правильные идеи и способности. Например, Португалия в период открытий имеет возможность приобрести способность «Португальский колониальный пыл», увеличивающий базовый прирост на 50-70 поселенцев, а стратегически выгодное положение позволит взять самую большую колонию: Бразилию с самого начала. Не щелкайте клювом, а действуйте быстро
*** Не дать колониям жиреть излишне, иначе они захотят независимости. Обратное — излишне высокие тарифы так же дадут повод для восстания. Находите баланс, чтобы получить профит и не дать колониям жиреть, но в то же время не перегибайте палку излишне.
*** Не дать колониям жиреть излишне, иначе они захотят независимости. Обратное — излишне высокие тарифы так же дадут повод для восстания. Находите баланс, чтобы получить профит и не дать колониям жиреть, но в то же время не наглейте излишне.
*** Колонизаторы-поздние пташки крайне опасны для «ранних» колонизаторов. Например, Франция, Англия/Великобритания и Россия крайне опасны для Испании и Португалии. Они крайне сильны, а если вы захапаете много колоний, то они пожелают отнять у вас имеющиеся. Решение? Как ни странно, не нажираться и оставить им место для роста. Например, Франция будет сыта одной Луизианой, Британии хватит и Канады, А России много для счастья не нужно: всего-то Аляска. Вот и все: сытый зверь не будет иметь такие адские аппетиты, как голодный, и, с куда меньшей вероятностью пожелает расшириться, сфокусировавшись на развитии того, что есть. Для Португалии, например, захапайте всего лишь Бразилию. А для поддержки штанов и удержании самой Бразилии под контролем захватывайте Африку и Индию. Другое дело, если вы начали раннюю колонизацию за саму Францию или Британию: спокойно развивайтесь, жрите сколько хотите и ничего не бойтесь.
*** Колонизаторы-поздние пташки крайне опасны для «ранних» колонизаторов. Например, Франция, Англия/Великобритания и Россия крайне опасны для Испании и Португалии. Они крайне сильны, а если вы захапаете много колоний, то они пожелают отнять у вас имеющиеся. Решение? Как ни странно, не нажираться и оставить им место для роста. Например, Франция будет сыта одной Луизианой, Британии хватит и Канады, А России много для счастья не нужно: Сибирь и Аляска. Вот и все: сытый зверь не будет иметь такие адские аппетиты, как голодный, и, с куда меньшей вероятностью пожелает расшириться, сфокусировавшись на развитии того, что есть. Для Португалии, например, захапайте всего лишь Бразилию. А для поддержки штанов и удержании самой Бразилии под контролем захватывайте Африку и Индию. Другое дело, если вы начали раннюю колонизацию за саму Францию или Британию: спокойно развивайтесь, жрите сколько хотите и ничего не бойтесь.
*** Эры Абсолютизма и Революций для ранних колонизаторов. В это время все кому не лень желают колоний. Даже если у них колонистов нет. Они просто будут пытаться отбирать у вас имеющиеся колонии
*** Эры Абсолютизма и Революций для ранних колонизаторов. В это время все кому не лень желают колоний. Даже если у них колонистов нет. Они просто будут пытаться отбирать у вас имеющиеся колонии
*** Португалия и Испания приходят в упадок после эры открытий. Если вы не щелкали клювом в эту эру, то сумеете избежать «реальности» и остаться среди доминирующих держав если не всего мира, то своего региона уж точно.
*** Португалия и Испания приходят в упадок после эры открытий. Если вы не щелкали клювом в эту эру, то сумеете избежать «реальности» и остаться среди доминирующих держав если не всего мира, то своего региона уж точно.
Строка 101: Строка 101:
* [[Мальчик для битья]] — Османская Империя и Речь Посполитая. Если в ранних эпохах они опасны, то в поздних у них начинается стагнация, и, в большинстве игровых сессий они рассматриваются как «халявный» источник земель. Также, в ранних версиях до DLC Third Rome — Россия, которая из-за общей слабости армии выживала до конца игры только потому, что из возможных противников у нее только Османы. И если патчи усилили Речь Посполитую, сделав её достойным соперником даже в конце игры, то Османам сделали только хуже, введя механику упадка и новые бедствия. Теперь, если Османы проигрывают несколько войн подряд, или даже просто не могут держать уровень декаденса на низком уровне, то их накроет волна бедствий и страна начнет задыхаться от непрекращающего внутреннего хаоса, от которого можно будет избавиться только под конец партии, когда уже будет поздно что либо исправить. Османов будут сотрясать постоянные восстания, коррупция и инфляция будут расти до адских уровней, а реформы и попытки улучшить ситуацию будут постоянно тормозиться. Даже в реальности у Османов такого ужаса не было.
* [[Мальчик для битья]] — Османская Империя и Речь Посполитая. Если в ранних эпохах они опасны, то в поздних у них начинается стагнация, и, в большинстве игровых сессий они рассматриваются как «халявный» источник земель. Также, в ранних версиях до DLC Third Rome — Россия, которая из-за общей слабости армии выживала до конца игры только потому, что из возможных противников у нее только Османы. И если патчи усилили Речь Посполитую, сделав её достойным соперником даже в конце игры, то Османам сделали только хуже, введя механику упадка и новые бедствия. Теперь, если Османы проигрывают несколько войн подряд, или даже просто не могут держать уровень декаденса на низком уровне, то их накроет волна бедствий и страна начнет задыхаться от непрекращающего внутреннего хаоса, от которого можно будет избавиться только под конец партии, когда уже будет поздно что либо исправить. Османов будут сотрясать постоянные восстания, коррупция и инфляция будут расти до адских уровней, а реформы и попытки улучшить ситуацию будут постоянно тормозиться. Даже в реальности у Османов такого ужаса не было.
*** Хотя, сам факт наличия управляемой компьютером ОИ к эндшпилю зависит по большей части от везения на кубах при бесчисленных «схватках двух якодзун»: Османы vs. Мамлюки, Османы vs. Россия, Османы vs. Сепаратисты… Последнее — особенно. Дело в том, что у Османов огромный внутренний кризис из-за того что они захапали множество православных провинций (Греция), и если это положение вещей никак не сгладить, то [[Получилась реальность|результат будет несколько предсказуем]].
*** Хотя, сам факт наличия управляемой компьютером ОИ к эндшпилю зависит по большей части от везения на кубах при бесчисленных «схватках двух якодзун»: Османы vs. Мамлюки, Османы vs. Россия, Османы vs. Сепаратисты… Последнее — особенно. Дело в том, что у Османов огромный внутренний кризис из-за того что они захапали множество православных провинций (Греция), и если это положение вещей никак не сгладить, то [[Получилась реальность|результат будет несколько предсказуем]].
* [[Не в ладах с историей]]:
* [[Не в ладах с историей]] и [[Лицемер]] — В игре у вас будут появляться события, где предлагают принять простолюдина на службу за его умения. Если вы плюнете на его происхождение и примете, это дестабилизирует государство, независимо от формы правления (кроме революционной республики и империи)
** [[Лицемер]] — В ранних версиях была натуральная жесть: если у вас будут появляться события, где предлагают принять простолюдина на службу за его умения. Если вы плюнете на его происхождение и примете, это дестабилизирует государство, независимо от формы правления. Даже в революционной республике дворяне были в почете. В более поздних версиях это убрали и событие привязали к сословию дворян: Если дворян больше нет, то и события не будет.
** Орден Иоаннитов был известен именно своей борьбой с пиратами. Они были грозой всех пиратов средиземного моря. В игре же они не только НЕ борются с пиратством, но и они сами лихо пиратствуют. Другое дело, что пиратствуют против неверных, так что, возможно, не лицемерие, а благое дело делают ребята.
** Орден Иоаннитов был известен именно своей борьбой с пиратами. Они были грозой всех пиратов средиземного моря. В игре же они не только НЕ борются с пиратством, но и они сами лихо пиратствуют… Даже против других христиан, в частности Византия с самого начала игра сразу же оказывается разграблена Иоаннитами, что подтачивает её мощь и ослабляет возможность эффективно сопротивляться Османам. Госпитальеры не остают.
** В угоду их большей известности многие страны названы своими историографическими именами: Московия вместо Великого Княжества Московского, Византия вместо Романии, Тимуриды вместо Турана и т. д.
** В угоду их большей известности многие страны названы своими историографическими именами: Московия вместо Великого Княжества Московского, Византия вместо Романии, Тимуриды вместо Турана и т. д.
** Для восстановления Римской Империи требуется полностью владеть Месопотамией. С какой стати, если римляне продержались там всего один год?
** Для восстановления Римской Империи требуется полностью владеть Месопотамией. С какой стати, если римляне продержались там всего один год?
* [[Орда]] — у вас больше войск, вы не платите за их пополнение и у вас '''всегда есть''' повод повоевать с соседями. Но не зазнавайтесь: у кочевников всегда отсталые технологии, качество войск хуже, чем у «земледельцев», а после середины партии преимущество в количестве сводится на нет, когда у противников появляются мощные пушки. Впрочем, самый быстрый захват мира в игре реализован именно за орду к 1490-ым годам. Но, опять же, сделано это в ранний период, когда разрыв в технологиях не так велик. Если вы к 1600 году не сумели ослабить основных оседлых врагов, считайте, что партия уже по факту проиграна и вам остается лишь заваливать врага мясом.
* [[Орда]] — у вас больше войск, вы не платите за их пополнение и у вас '''всегда есть''' повод повоевать с соседями. Но не зазнавайтесь: у кочевников всегда отсталые технологии, качество войск хуже, чем у «земледельцев», а после середины партии преимущество в количестве сводится на нет, когда у противников появляются мощные пушки. Впрочем, самый быстрый захват мира в игре реализован именно за орду. (к 1490-ым годам)
* [[Осторожно, доброта!]] — Установите дружественные (более 100) отношения с соседним малым государством. Если кто-то крупный нападет на них, то вы можете потребовать от агрессора белый мир, и, вступить в войну в случае отказа. Это неплохой способ ограничить рост соседа-соперника.
* [[Осторожно, доброта!]] — Установите дружественные (более 100) отношения с соседним малым государством. Если кто-то крупный нападет на них, то вы можете потребовать от агрессора белый мир, и, вступить в войну в случае отказа. Это неплохой способ ограничить рост соседа-соперника.
* [[Пиррова победа]] — Как победить в войне с превосходящим по числу противником? Правильно: устройте им серию Пирровых побед и у них не останется призывников. Для таких побед желательно занять оборону у рек или на пересеченной местности. Крепости так же могут дать бонус.
* [[Пиррова победа]] — Как победить в войне с превосходящим по числу противником? Правильно: устройте им серию Пирровых побед и у них не останется призывников. Для таких побед желательно занять оборону у рек или на пересеченной местности. Крепости так же могут дать бонус.
* [[Презренный Джа-Джа]] — В общем и целом, любая крупная держава в своём регионе с точки зрения игрока, решившего играть за слабого, но особенно эпичны следующие страны:
* [[Презренный Джа-Джа]] — В общем и целом, любая крупная держава в своём регионе с точки зрения игрока, решившего играть за слабого, но особенно эпичны следующие страны:
** Османская империя. Чрезмерно переапанная держава, которая обычно паровым катком завоёвывает всё, что движется, а что не движется, шевелит и завоёвывает. Откровенно читерские национальные идеи и умение рожать армии как по волшебству усугубляет дела. Очевидно, что подобные «плюшки» — попытка воссоздать безудержную Османскую империю реального мира, вот только это не компенсируется тем, что ближе к концу игры осман начинает хиреть и разваливаться, скорее наоборот: если Осман не подмял под себя все Балканы, Карпаты, Анатолию, часть Восточной Европы и ещё хрен знает что, то это странный Осман, и проблем он будет доставлять до конца игры. Собственно, отчасти поэтому и существует мем «Remove Kebab» и народная забава «выносить» Османов на скорость, особенно играя за относительно мелкие страны, как Сербия или Византия.
** Османская империя. Чрезмерно переапанная держава, которая обычно паровым катком завоёвывает всё, что движется, а что не движется, шевелит и завоёвывает. Откровенно читерские национальные идеи и умение рожать армии как по волшебству усугубляет дела. Очевидно, что подобные «плюшки» — попытка воссоздать безудержную Османскую империю реального мира, вот только это не компенсируется тем, что ближе к концу игры осман начинает хиреть и разваливаться, скорее наоборот: если Осман не подмял под себя все Балканы, Карпаты, Анатолию, часть Восточной Европы и ещё хрен знает что, то это странный Осман, и проблем он будет доставлять до конца игры. Собственно, отчасти поэтому и существует мем «Remove Kebab» и народная забава «выносить» Османов на скорость, особенно играя за относительно мелкие страны, как Сербия или Византия.
*** Как ни странно, они же Джа-Джа и с «внутриигровой» точки зрения. Их презирают даже другие мусульмане. Хотя, учитывая титул халифа, мусульмане их должны обожать.
*** Как ни странно, они же Джа-Джа и с «внутриигровой» точки зрения. Их презирают даже другие мусульмане.
*** Не актуально более, так как у Османов появилась механика янычар и их интриг. Если чрезмерно полагаться на янычар, они устроят переворот и навешяют им таких штрафов, что серьезно замедлит вашу экспансию. ИИ Османы же, по факту, не умеют пользоваться янычарами и сразу же нанимают армии из них. Результат: кризис янычар начинается не в 1580-1620, как в рельной жизни, а в почти что в начале игры, делая Османов легкой добычей даже для Византии.
** Империя Мин. Самая большая держава на момент начала игры, абсолютный гегемон в своём районе, но управляемый абсолютно бездарным правителем. Каждая игра в партия с Великой Мин представляет собой рулетку. На старте Мин выглядит стабильной и даже непобедимой, но это [[Растрескавшийся монолит|впечатление обманчиво]]: лишь стоит китайскому императору провести имперскую реформу, Поднебесная сразу потеряет огромное число очков Небесного Мандата, что приведёт к огромному повышению беспорядков и превращению армии в картон. По идее снижение Мандата должно симулировать механизм смены китайских династий, но на практике вам очень повезёт, если вы увидите распад Мин и маньчжурское завоевание. Нередки случаи, когда Китай не распадается десятилетиями при нулевом значении Мандата.
** Империя Мин. Самая большая держава на момент начала игры, абсолютный гегемон в своём районе, но управляемый абсолютно бездарным правителем. Каждая игра в партия с Великой Мин представляет собой рулетку. На старте Мин выглядит стабильной и даже непобедимой, но это [[Растрескавшийся монолит|впечатление обманчиво]]: лишь стоит китайскому императору провести имперскую реформу, Поднебесная сразу потеряет огромное число очков Небесного Мандата, что приведёт к огромному повышению беспорядков и превращению армии в картон. По идее снижение Мандата должно симулировать механизм смены китайских династий, но на практике вам очень повезёт, если вы увидите распад Мин и маньчжурское завоевание. Нередки случаи, когда Китай не распадается десятилетиями при нулевом значении Мандата.
* [[Нежданный любимец публики]] — никто не ждал, что любимицей игроков станет… Византия. Это обреченное государство игроки старались всеми силами спасти, в том числе и провоцируя одно из сильнейших государств в игре — Османов, тем самым отвлекая их силы на себя. После множества дополнений и бессчетного количества патчей Византия теперь стала сама по себе серьезным игроком, а адский дебаф для Османов в дополнении Domination поставил Византию едва ли не на равных с ними. Теперь достаточно навязать Османам затяжную войну с тотальным опустошением и у них начнется адский кризис, который сделает их едва ли не грушей для битья до конца игры.
* [[Нежданный любимец публики]] — никто не ждал, что любимицей игроков станет… Византия. Это обреченное государство игроки старались всеми силами спасти, в том числе и провоцируя одно из сильнейших государств в игре — Османов, тем самым отвлекая их силы на себя. После множества дополнений и бессчетного количества патчей Византия теперь стала сама по себе серьезным игроком, а адский дебаф для Османов в дополнении Domination поставил Византию едва ли не на равных с ними. Теперь достаточно навязать Османам затяжную войну с тотальным опустошением и у них начнется адский кризис, который сделает их едва ли не грушей для битья до конца игры.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!