Красно-буржуазная сволочь: различия между версиями
Оракул (обсуждение | вклад) (Не поверите, но эта тоже из Неолурка. Ссылки в конце вызывают вопросы, как их оформлять? Или пусть будут такими?) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q|В фильме присутствует выдуманная страна Ролисика, в которой нетрудно увидеть черты Соединённых Штатов и Советского Союза. |Из статьи о фильме «Мотра» 1961 года на Википедии | {{Q|1=<poem>В фильме присутствует выдуманная страна Ролисика, в которой нетрудно увидеть черты Соединённых Штатов и Советского Союза. </poem>|2=Из статьи о фильме «Мотра» 1961 года на Википедии | ||
}} | |||
[[Файл:-EUSSR- | [[Файл:-EUSSR-_flag.svg.png|thumb|right|240px]] | ||
Вымышленный (или не совсем) государственный строй, сочетающий в себе признаки капитализма/либерализма и коммунизма/социализма. | Вымышленный (или не совсем) государственный строй, сочетающий в себе признаки капитализма/либерализма и коммунизма/социализма. | ||
Внешне этот мир обычно выглядит довольно-таки неплохо: все живут в красивых домах с бассейнами и ездят на шикарных машинах, все в дорогих костюмах и платьях от кутюр, работают в престижных компаниях и получают одинаковую хорошую зарплату, физический труд механизирован, практически отсутствует социальное неравенство, все между собой друзья и при встрече сверкают белозубыми улыбками… Да, вот только стоит кому-нибудь вместо материальных благ задуматься о высоком (например, о религии) или просто показать свою «инаковость» (например, что он в чём-то более талантлив, чем другие), белозубая улыбка тут же превращается в звериный оскал, запускается репрессивный механизм не хуже сталинского, и режим расправляется с «диссидентом». | Внешне этот мир обычно выглядит довольно-таки неплохо: все живут в красивых домах с бассейнами и ездят на шикарных машинах, все в дорогих костюмах и платьях от кутюр, работают в престижных компаниях и получают одинаковую хорошую зарплату, физический труд механизирован, практически отсутствует социальное неравенство, все между собой друзья и при встрече сверкают белозубыми улыбками… Да, вот только стоит кому-нибудь вместо материальных благ задуматься о высоком (например, о религии) или просто показать свою «инаковость» (например, что он в чём-то более талантлив, чем другие), белозубая улыбка тут же превращается в звериный оскал, запускается репрессивный механизм не хуже сталинского, и режим расправляется с «диссидентом». | ||
Троп в основном встречается в произведениях право-либеральных и право-консервативных авторов. У умеренных консерваторов (в том числе религиозного толка) нередко получаются хорошие антиутопии, реально указывающие на недостатки левого либерализма, а вот ультраправые [[МТА|МТА]] обычно пишут произведения в духе «Злая жидомасонская клептократия не даёт честным арийцам линчевать негров». Ортодоксальные коммунисты тоже крепко не любят такие идеи (которые они называют «бледно-розовыми»). | |||
Противоположные тропы — [[Красно-коричневая сволочь|Красно-коричневая сволочь]] и [[Буржуазно-коричневая сволочь|Буржуазно-коричневая сволочь]], когда коммунизм или капитализм смешивают с фашизмом. | |||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Литература|Литература]] === | |||
* Иван Ефремов, «[[Час Быка|Час Быка]]» — земляне затрудняются определить, лежит ли в основе общества Торманса олигархический госкапитализм или же «муравьиный лжесоциализм» китайского образца (маоизм то есть), и приходят к выводу, что отличия между ними на этой стадии будут малоразличимы. | |||
* Иван Ефремов, «[[Час Быка]]» — земляне затрудняются определить, лежит ли в основе общества Торманса олигархический госкапитализм или же «муравьиный лжесоциализм» китайского образца (маоизм то есть), и приходят к выводу, что отличия между ними на этой стадии будут малоразличимы. | ** Хотя тормансианское политическое устройство скорее ближе к тропу «Красно-коричневая сволочь». | ||
** Хотя тормансианское политическое устройство скорее ближе к тропу | |||
* Пер Вале, «Убийство на 31 этаже». В Швеции будущего высочайший уровень жизни, но власть и информация по факту в руках корпораций. Почему тогда в столице есть площадь Профсоюзов с монументом Рабочему? «В тот момент, когда профсоюзное движение и частные работодатели достигли полного единства, создалась концентрация сил, не имеющая себе противовеса. И организованная оппозиция исчезла сама собой». Автор написал злую сатиру на Швецию при социал-демократах. | * Пер Вале, «Убийство на 31 этаже». В Швеции будущего высочайший уровень жизни, но власть и информация по факту в руках корпораций. Почему тогда в столице есть площадь Профсоюзов с монументом Рабочему? «В тот момент, когда профсоюзное движение и частные работодатели достигли полного единства, создалась концентрация сил, не имеющая себе противовеса. И организованная оппозиция исчезла сама собой». Автор написал злую сатиру на Швецию при социал-демократах. | ||
* [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Хищные вещи века]]». Благополучие вкупе с бездуховностью приводит к тому, что люди отчаянно ищут острых ощущений, пытаясь добавить красок своей скучной жизни, нередко со смертельным для себя исходом. | * [[Братья Стругацкие|Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Хищные вещи века]]». Благополучие вкупе с бездуховностью приводит к тому, что люди отчаянно ищут острых ощущений, пытаясь добавить красок своей скучной жизни, нередко со смертельным для себя исходом. | ||
* [[Сага о Форкосиганах]] — Бета. Сочетание суперлиберализма в политике и сексе с чрезвычайно строгим распределением ресурсов. И немедленным вниманием [[ | * [[Сага о Форкосиганах|Сага о Форкосиганах]] — Бета. Сочетание суперлиберализма в политике и сексе с чрезвычайно строгим распределением ресурсов. И немедленным вниманием [[Госбезопасность|гэбни]], чуть что не так. | ||
* [[Бойцовский клуб]] — против такого общества восстают сторонники Тайлера Дёрдена. | * [[Бойцовский клуб|Бойцовский клуб]] — против такого общества восстают сторонники Тайлера Дёрдена. | ||
* | * S.N.U.F.F Виктора Пелевина — оффшар БигБиз. Вечная борьба меньшинств с разными «угнетениями», жуткая политкорректность и тотальное [[Лицемер|лицемерие]]. Достаточно просто сказать, что официальный возраст сексуального согласия БигБиза — 46 (!!!) лет. И по признанию одного из героев, это ещё неплохо — дали бы волю старым лесбиянкам и планку бы подняли до 60. На фоне этого даже омерзительный режим в Уркаинском уркаганате смотрится получше — даже без учёта того, что многие мерзости Уркаине навязал БигБиз. | ||
* Айн Ренд, «[[Атлант расправил плечи]]» — собственно о таком обществе. | * Айн Ренд, «[[Атлант расправил плечи|Атлант расправил плечи]]» — собственно о таком обществе. | ||
* Неоднократно описано у Курта Воннегута, в частности, в «Сиренах Титана». Педаль в асфальт — общество принудительной уравниловки во всем! Если ты сильный — на тебя наденут технологический аналог кандалов, если умный — излучатель, подавляющий деятельность мозга (а жениться заставят на специально подобранной дуре, чтобы ваши дети получились средние). Чтоб никто не смел выделяться и быть хоть в чем-то лучше других! | * Неоднократно описано у Курта Воннегута, в частности, в «Сиренах Титана». Педаль в асфальт — общество принудительной уравниловки во всем! Если ты сильный — на тебя наденут технологический аналог кандалов, если умный — излучатель, подавляющий деятельность мозга (а жениться заставят на специально подобранной дуре, чтобы ваши дети получились средние). Чтоб никто не смел выделяться и быть хоть в чем-то лучше других! | ||
* «[[Юбер аллес|Юбер аллес]]» Харитонова и Нестеренко. После поражения СССР в войне с Третьим Райхом, множество коммунистов разбежалось по всему миру: часть ушла в маоистский Китай, остальные — в США. Штаты, как раз вступившие в Холодную войну с Райхом, начали по полной их использовать (достаточно сказать, что ярый антинацист сенатор Маккарти положительно относился к левым движениям), что не могло не сказаться на облике США. Например, градус политкорректности на порядок превышает имеющийся в реальном мире. | |||
* «[[Юбер аллес]]» Харитонова и Нестеренко. После поражения СССР в войне с Третьим Райхом, множество коммунистов разбежалось по всему миру: часть ушла в маоистский Китай, остальные — в США. Штаты, как раз вступившие в Холодную войну с Райхом, начали по полной их использовать (достаточно сказать, что ярый антинацист сенатор Маккарти положительно относился к левым движениям), что не могло не сказаться на облике США. Например, градус политкорректности на порядок превышает имеющийся в реальном мире. | |||
* «Лекарство от любви» Ю. Нестеренко — фэнтезийная версия. Собственно, сволочь тут, в соответствии с сеттингом, не столько красно-буржуазная, сколько красно-феодальная, но от феодализма только атрибутика. Император и министры — не более чем номинальные фигуры, а реальная власть в Империи принадлежит Светлому Совету магов, которым именно благодаря магии удается преодолевать традиционные проблемы социализма (негибкость, отсутствие саморегуляции и т. п.), так что система реально работает. Какой ценой — см. обличительные монологи Кая. | * «Лекарство от любви» Ю. Нестеренко — фэнтезийная версия. Собственно, сволочь тут, в соответствии с сеттингом, не столько красно-буржуазная, сколько красно-феодальная, но от феодализма только атрибутика. Император и министры — не более чем номинальные фигуры, а реальная власть в Империи принадлежит Светлому Совету магов, которым именно благодаря магии удается преодолевать традиционные проблемы социализма (негибкость, отсутствие саморегуляции и т. п.), так что система реально работает. Какой ценой — см. обличительные монологи Кая. | ||
* «Будущее» Глуховского — население Европы в будущем достигло такого развитого состояния, что смогло обеспечить всем жителям практически коммунизм по части удовлетворения потребностей и даже вечную молодость. При этом все строится по жесткому плану с подсчетом ресурсов, из-за чего рождаемость контролируется крайне жестокими методами, вплоть [[Буржуазно-коричневая сволочь|до использования для облав и пыток боевого крыла местной партии, а также военного террора неподчиняющейся Барселоны]]. При этом из книги четко видно, что классовое разделение общества никуда не исчезло и по логике событий, только оно и мешает Европе вырваться из порочного круга, начав для расселения людей освоение океана или других планет. | * «Будущее» Глуховского — население Европы в будущем достигло такого развитого состояния, что смогло обеспечить всем жителям практически коммунизм по части удовлетворения потребностей и даже вечную молодость. При этом все строится по жесткому плану с подсчетом ресурсов, из-за чего рождаемость контролируется крайне жестокими методами, вплоть [[Буржуазно-коричневая сволочь|до использования для облав и пыток боевого крыла местной партии, а также военного террора неподчиняющейся Барселоны]]. При этом из книги четко видно, что классовое разделение общества никуда не исчезло и по логике событий, только оно и мешает Европе вырваться из порочного круга, начав для расселения людей освоение океана или других планет. | ||
** Там же упоминается Россия, в которой вечная молодость используется исключительно высшей властью, превратившейся в бессмертную олигархию, против которой вечно борются весьма клюквенные повстанцы — пример другого тропа [[Буржуазно-коричневая сволочь]]. | ** Там же упоминается Россия, в которой вечная молодость используется исключительно высшей властью, превратившейся в бессмертную олигархию, против которой вечно борются весьма клюквенные повстанцы — пример другого тропа [[Буржуазно-коричневая сволочь|Буржуазно-коричневая сволочь]]. | ||
=== [[Кино|Кино]] === | |||
* «Неуместный человек» — [[Загробный мир обыкновенен|загробный мир устроен именно так]]. | * «Неуместный человек» — [[Загробный мир обыкновенен|загробный мир устроен именно так]]. | ||
* «Штурмовик Бранд» — злодеи-коммунисты оказались в сговоре с буржуями. | * «Штурмовик Бранд» — злодеи-коммунисты оказались в сговоре с буржуями. | ||
Строка 41: | Строка 35: | ||
* «Бункер „Палас-отель“» (1989) от французского автора комиксов Энки Билала с элементами дизельпанка, антиутопии и постапокалиптической эстетики. Вообще действие происходит в вымышленной безымянной стране, где идет революционное восстание против неких аристократов и капиталистов во главе с Президентом. Однако фильм снимался в Сербии и потому весь просмотр очень напрягают ППШ в руках охранников, мелькающие советские машины и поезда, сербский язык в финале и легкие отсылки к 1968 году. | * «Бункер „Палас-отель“» (1989) от французского автора комиксов Энки Билала с элементами дизельпанка, антиутопии и постапокалиптической эстетики. Вообще действие происходит в вымышленной безымянной стране, где идет революционное восстание против неких аристократов и капиталистов во главе с Президентом. Однако фильм снимался в Сербии и потому весь просмотр очень напрягают ППШ в руках охранников, мелькающие советские машины и поезда, сербский язык в финале и легкие отсылки к 1968 году. | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы|Комиксы]] === | ||
* [[Captain America]] — таковым стал, возглавив корпорацию «Кронас», бывший советский генерал Александр Лукин. А когда ему пришлось делить тело с Красным Черепом, то получилась красно-коричнево-буржуазная сволочь. | |||
* [[Captain America|Captain America]] — таковым стал, возглавив корпорацию «Кронас», бывший советский генерал Александр Лукин. А когда ему пришлось делить тело с Красным Черепом, то получилась красно-коричнево-буржуазная сволочь. | |||
=== [[Аниме|Аниме]] === | |||
* [[Shinsekai Yori|Shinsekai Yori]] — пожалуй, скорее может считаться примером тропа, чем нет. Хотя японский политический дискурс сильно отличается от евро-американского, показанный в этом сериале общественный строй всё же укладывается в рамки тропа, хотя помимо левого либерализма там досталось и технократии, и экошизе, и синто с [[Буддисты плохие|буддизмом]]. | |||
* [[Shinsekai Yori]] — пожалуй, скорее может считаться примером тропа, чем нет. Хотя японский политический дискурс сильно отличается от евро-американского, показанный в этом сериале общественный строй всё же укладывается в рамки тропа, хотя помимо левого либерализма там досталось и технократии, и экошизе, и синто с [[ | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры|Видеоигры]] === | ||
[[ | * [[Cyberpunk 2077|Cyberpunk 2077]] — похоже, чем-то таким стал СССР. В этой игре — Союз Суверенных Советских Республик. С правительством срастились могущественные топливно-энергетические корпорации, в городах царит разгул преступности, но страна цела и доступны качественная медицина и хорошее образование. | ||
* Culpa Innata — собственно оно, в чистом виде. Либеральная утопия в духе постмодерна со свободой и правами всех на все, с высоким уровнем жизни, а также явной олигархией и положенным в основу жизни принципом разумного эгоизма. Здесь даже государства и брака нет, и спецслужбы очень мягкие. Зато есть намёки на переписывание истории и откровенная ксенофобия к «странам-изгоям». В игре намекается, что не так все благополучно в этом раю, но продолжение с объяснением так и не вышло. | * Culpa Innata — собственно оно, в чистом виде. Либеральная утопия в духе постмодерна со свободой и правами всех на все, с высоким уровнем жизни, а также явной олигархией и положенным в основу жизни принципом разумного эгоизма. Здесь даже государства и брака нет, и спецслужбы очень мягкие. Зато есть намёки на переписывание истории и откровенная ксенофобия к «странам-изгоям». В игре намекается, что не так все благополучно в этом раю, но продолжение с объяснением так и не вышло. | ||
* | * China: Mao’s Legacy — такую можно построить, доверившись умеренным рыночникам вроде Дэн Сяопина или ярым демократам вроде Чжао Цзыяна (в таком случае получится почти чистая западная демократия). | ||
* Существует две русских серии модификаций на Half-Life 2, в которых [[Portal|Aperture Science]] снюхалась с нашими. | * Существует две русских серии модификаций на Half-Life 2, в которых [[Portal|Aperture Science]] снюхалась с нашими. | ||
** OTHER-LIFE — в этой вселенной Советский Союз не развалился, так как тут существует организация SARMA IRI. Она подружилась с западной Aperture Science и построила Объект 29 «Куб», в котором они проводили те же «тесты», что и их западные коллеги. | ** OTHER-LIFE — в этой вселенной Советский Союз не развалился, так как тут существует организация SARMA IRI. Она подружилась с западной Aperture Science и построила Объект 29 «Куб», в котором они проводили те же «тесты», что и их западные коллеги. | ||
** Snowdrop Escape | ** Snowdrop Escape | ||
=== [[Реальная жизнь|Реальная жизнь]] === | |||
* Члены [[Буржуазно-коричневая сволочь|Нац. партии в ЮАР]] считали своими врагами коммунистов и либералов (не либертарианцев!). И евреев — до того, как стали дружить с Израилем. | * Члены [[Буржуазно-коричневая сволочь|Нац. партии в ЮАР]] считали своими врагами коммунистов и либералов (не либертарианцев!). И евреев — до того, как стали дружить с Израилем. | ||
* Греческие фашисты — «чёрные полковники» — называли «тлетворным влиянием большевизма» джаз, рок-н-ролл, культуру хиппи и сексуальную революцию. | * Греческие фашисты — «чёрные полковники» — называли «тлетворным влиянием большевизма» джаз, рок-н-ролл, культуру хиппи и сексуальную революцию. | ||
* Теория конвергенции А. Д. Сахарова < | * Теория конвергенции А. Д. Сахарова | ||
<div class="mw-references-wrap"><ol class="references"> | |||
<li id="cite_note-1"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-1|[1]]]</span> <span class="reference-text">Серия называется Escape и в неё входит ещё 2 мода</span> | |||
</li> | |||
<li id="cite_note-2"><span class="mw-cite-backlink">[[#cite_ref-2|[2]]]</span> <span class="reference-text">На самом деле изначально эта концепция была придумана русско-американским социологом Питиримом Сорокиным.</span> | |||
</li> | |||
</ol> | |||
[[Категория:Политика]] | |||
[[Категория:сеттинг]] |
Версия 01:52, 23 апреля 2022
« | <poem>В фильме присутствует выдуманная страна Ролисика, в которой нетрудно увидеть черты Соединённых Штатов и Советского Союза. </poem> | » |
— Из статьи о фильме «Мотра» 1961 года на Википедии |
Вымышленный (или не совсем) государственный строй, сочетающий в себе признаки капитализма/либерализма и коммунизма/социализма.
Внешне этот мир обычно выглядит довольно-таки неплохо: все живут в красивых домах с бассейнами и ездят на шикарных машинах, все в дорогих костюмах и платьях от кутюр, работают в престижных компаниях и получают одинаковую хорошую зарплату, физический труд механизирован, практически отсутствует социальное неравенство, все между собой друзья и при встрече сверкают белозубыми улыбками… Да, вот только стоит кому-нибудь вместо материальных благ задуматься о высоком (например, о религии) или просто показать свою «инаковость» (например, что он в чём-то более талантлив, чем другие), белозубая улыбка тут же превращается в звериный оскал, запускается репрессивный механизм не хуже сталинского, и режим расправляется с «диссидентом».
Троп в основном встречается в произведениях право-либеральных и право-консервативных авторов. У умеренных консерваторов (в том числе религиозного толка) нередко получаются хорошие антиутопии, реально указывающие на недостатки левого либерализма, а вот ультраправые МТА обычно пишут произведения в духе «Злая жидомасонская клептократия не даёт честным арийцам линчевать негров». Ортодоксальные коммунисты тоже крепко не любят такие идеи (которые они называют «бледно-розовыми»).
Противоположные тропы — Красно-коричневая сволочь и Буржуазно-коричневая сволочь, когда коммунизм или капитализм смешивают с фашизмом.
Примеры
Литература
- Иван Ефремов, «Час Быка» — земляне затрудняются определить, лежит ли в основе общества Торманса олигархический госкапитализм или же «муравьиный лжесоциализм» китайского образца (маоизм то есть), и приходят к выводу, что отличия между ними на этой стадии будут малоразличимы.
- Хотя тормансианское политическое устройство скорее ближе к тропу «Красно-коричневая сволочь».
- Пер Вале, «Убийство на 31 этаже». В Швеции будущего высочайший уровень жизни, но власть и информация по факту в руках корпораций. Почему тогда в столице есть площадь Профсоюзов с монументом Рабочему? «В тот момент, когда профсоюзное движение и частные работодатели достигли полного единства, создалась концентрация сил, не имеющая себе противовеса. И организованная оппозиция исчезла сама собой». Автор написал злую сатиру на Швецию при социал-демократах.
- Братья Стругацкие, «Хищные вещи века». Благополучие вкупе с бездуховностью приводит к тому, что люди отчаянно ищут острых ощущений, пытаясь добавить красок своей скучной жизни, нередко со смертельным для себя исходом.
- Сага о Форкосиганах — Бета. Сочетание суперлиберализма в политике и сексе с чрезвычайно строгим распределением ресурсов. И немедленным вниманием гэбни, чуть что не так.
- Бойцовский клуб — против такого общества восстают сторонники Тайлера Дёрдена.
- S.N.U.F.F Виктора Пелевина — оффшар БигБиз. Вечная борьба меньшинств с разными «угнетениями», жуткая политкорректность и тотальное лицемерие. Достаточно просто сказать, что официальный возраст сексуального согласия БигБиза — 46 (!!!) лет. И по признанию одного из героев, это ещё неплохо — дали бы волю старым лесбиянкам и планку бы подняли до 60. На фоне этого даже омерзительный режим в Уркаинском уркаганате смотрится получше — даже без учёта того, что многие мерзости Уркаине навязал БигБиз.
- Айн Ренд, «Атлант расправил плечи» — собственно о таком обществе.
- Неоднократно описано у Курта Воннегута, в частности, в «Сиренах Титана». Педаль в асфальт — общество принудительной уравниловки во всем! Если ты сильный — на тебя наденут технологический аналог кандалов, если умный — излучатель, подавляющий деятельность мозга (а жениться заставят на специально подобранной дуре, чтобы ваши дети получились средние). Чтоб никто не смел выделяться и быть хоть в чем-то лучше других!
- «Юбер аллес» Харитонова и Нестеренко. После поражения СССР в войне с Третьим Райхом, множество коммунистов разбежалось по всему миру: часть ушла в маоистский Китай, остальные — в США. Штаты, как раз вступившие в Холодную войну с Райхом, начали по полной их использовать (достаточно сказать, что ярый антинацист сенатор Маккарти положительно относился к левым движениям), что не могло не сказаться на облике США. Например, градус политкорректности на порядок превышает имеющийся в реальном мире.
- «Лекарство от любви» Ю. Нестеренко — фэнтезийная версия. Собственно, сволочь тут, в соответствии с сеттингом, не столько красно-буржуазная, сколько красно-феодальная, но от феодализма только атрибутика. Император и министры — не более чем номинальные фигуры, а реальная власть в Империи принадлежит Светлому Совету магов, которым именно благодаря магии удается преодолевать традиционные проблемы социализма (негибкость, отсутствие саморегуляции и т. п.), так что система реально работает. Какой ценой — см. обличительные монологи Кая.
- «Будущее» Глуховского — население Европы в будущем достигло такого развитого состояния, что смогло обеспечить всем жителям практически коммунизм по части удовлетворения потребностей и даже вечную молодость. При этом все строится по жесткому плану с подсчетом ресурсов, из-за чего рождаемость контролируется крайне жестокими методами, вплоть до использования для облав и пыток боевого крыла местной партии, а также военного террора неподчиняющейся Барселоны. При этом из книги четко видно, что классовое разделение общества никуда не исчезло и по логике событий, только оно и мешает Европе вырваться из порочного круга, начав для расселения людей освоение океана или других планет.
- Там же упоминается Россия, в которой вечная молодость используется исключительно высшей властью, превратившейся в бессмертную олигархию, против которой вечно борются весьма клюквенные повстанцы — пример другого тропа Буржуазно-коричневая сволочь.
Кино
- «Неуместный человек» — загробный мир устроен именно так.
- «Штурмовик Бранд» — злодеи-коммунисты оказались в сговоре с буржуями.
- «Ганс Вестмар, один из многих» — лидеры компартии — карикатурные капиталисты и еврейские банкиры, агитирующие за либеральные ценности.
- «Мотра» 1961 года — страна Ролисика (см. эпиграф), дикий гибрид клюквенно-советской России и США.
- «Бункер „Палас-отель“» (1989) от французского автора комиксов Энки Билала с элементами дизельпанка, антиутопии и постапокалиптической эстетики. Вообще действие происходит в вымышленной безымянной стране, где идет революционное восстание против неких аристократов и капиталистов во главе с Президентом. Однако фильм снимался в Сербии и потому весь просмотр очень напрягают ППШ в руках охранников, мелькающие советские машины и поезда, сербский язык в финале и легкие отсылки к 1968 году.
Комиксы
- Captain America — таковым стал, возглавив корпорацию «Кронас», бывший советский генерал Александр Лукин. А когда ему пришлось делить тело с Красным Черепом, то получилась красно-коричнево-буржуазная сволочь.
Аниме
- Shinsekai Yori — пожалуй, скорее может считаться примером тропа, чем нет. Хотя японский политический дискурс сильно отличается от евро-американского, показанный в этом сериале общественный строй всё же укладывается в рамки тропа, хотя помимо левого либерализма там досталось и технократии, и экошизе, и синто с буддизмом.
Видеоигры
- Cyberpunk 2077 — похоже, чем-то таким стал СССР. В этой игре — Союз Суверенных Советских Республик. С правительством срастились могущественные топливно-энергетические корпорации, в городах царит разгул преступности, но страна цела и доступны качественная медицина и хорошее образование.
- Culpa Innata — собственно оно, в чистом виде. Либеральная утопия в духе постмодерна со свободой и правами всех на все, с высоким уровнем жизни, а также явной олигархией и положенным в основу жизни принципом разумного эгоизма. Здесь даже государства и брака нет, и спецслужбы очень мягкие. Зато есть намёки на переписывание истории и откровенная ксенофобия к «странам-изгоям». В игре намекается, что не так все благополучно в этом раю, но продолжение с объяснением так и не вышло.
- China: Mao’s Legacy — такую можно построить, доверившись умеренным рыночникам вроде Дэн Сяопина или ярым демократам вроде Чжао Цзыяна (в таком случае получится почти чистая западная демократия).
- Существует две русских серии модификаций на Half-Life 2, в которых Aperture Science снюхалась с нашими.
- OTHER-LIFE — в этой вселенной Советский Союз не развалился, так как тут существует организация SARMA IRI. Она подружилась с западной Aperture Science и построила Объект 29 «Куб», в котором они проводили те же «тесты», что и их западные коллеги.
- Snowdrop Escape
Реальная жизнь
- Члены Нац. партии в ЮАР считали своими врагами коммунистов и либералов (не либертарианцев!). И евреев — до того, как стали дружить с Израилем.
- Греческие фашисты — «чёрные полковники» — называли «тлетворным влиянием большевизма» джаз, рок-н-ролл, культуру хиппи и сексуальную революцию.
- Теория конвергенции А. Д. Сахарова