Справочник автора/Идеологии

Материал из Posmotreli
< Справочник автора
Версия от 14:40, 22 января 2024; Valen Danoran (обсуждение | вклад) (Просили статью про идеологии? Вот она.)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
В моём доме не выражаться.jpgВ моём доме не выражаться!
По причине текущих событий (бесконечные идеологические противостояния на всех уровнях) тема взрывоопасная. Пожалуйста, не пытайтесь ввернуть в статью политические провокации ни под каким соусом. За этой статьёй администрация ведет особое наблюдение, и любые такие попытки будут пресекаться.

Идеология — это любая система идей, обслуживающая чьи-то интересы.

Понятие появилось ещё во времена Великой Французской революции, автором считается Дестют де Траси, тогда он называл её наукой о происхождении человеческих идей из чувственного опыта, но затем, уже во времена Наполеона, слово «идеолог» стало синонимом оторванного от жизни политика. В схожем значении термин «идеология» использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, но они также ввели новую трактовку, которая и станет основой для современного значения этого термина — мышление, обусловленное социальными и жизненными интересами. Споры о значении идеологии продолжались и позже, но основной костяк сохранился.

Идеология чем-то похожа на религию, хоть и отличается от неё по содержанию, из-за этого споры между последователями разных идеологий могут принимать настолько крутой оборот. Хотя, конечно, сама по себе разница идеологий не может послужить причиной для каких-либо масштабных конфликтов, нередко она служит поводом и способом отвлечь широкие массы от настоящей задачи, которая с высокими материями не связана и, как правило, весьма конкретна и материальна.

Какие бывают идеологии?

Внимание! Здесь приведены только самые основные идеологические течения, каждое из которых дополнительно делится на несколько других. В этом разделе не будет маоизма, франкизма, монархизма и так далее, его цель — дать краткую справку.

  • Анархо-синдикализм — крайне левое течение, левее некуда. Выступают за отказ от государства и самоуправление человеческого общества на манер огромной крестьянской общины, считая людей достаточно разумными, чтобы они формировали лучшее общество сами по себе. Несмотря на утопичность, существует (с костылями) даже сейчас в нескольких мелких коммунах.
  • Коммунизм — идеология, конечной целью которой является построения на Земле общества без частной собственности на средства производства и без государства как такового, всё управление осуществляют советы. Детали разнятся в зависимости от течения, но ни одного коммунистического государства в мире так и не возникло (существовали только социалистические государства, которые к построению коммунизма шли, и отдельные коммуны с «костылями» вроде Мариналеды, в том числе в западной Европе, где нечто подобное было создано на небольшой территории для небольшой группы людей). Не без причин считается крайне левым течением.
  • Социализм — идеология, предполагающая строительство государства с общественной собственностью на средства производства и, соответственно, плановой экономикой. В основе часто лежит принцип управления через советы по производственному или территориальному признаку, которые делегируют и снимают депутатов в вышестоящие советы. По этой причине политические партии в привычном нам смысле там не нужны. Остальное — уже нюансы, так что даже среди стран социалистического блока можно было встретить самые разные общественные уклады. Для кого-то социализм — просто левая идеология, для кого-то — радикально левая, а в социалистических государствах они были скорее центристами.
  • Социал-демократия — изначально так называли коммунистов, но стараниями нескольких теоретиков начала двадцатого века термин закрепился за теми, кто пытается соединить две системы — социалистическую и капиталистическую, взяв из них то, что считает лучшим. Частная собственность на средства производства остаётся, но, например, из социализма заимствуются бесплатное образование и медицина. Такие попытки скрестить ужа с ежом, как правило, недолговечны и рано или поздно либо та, либо другие возьмут власть, но то же самое справедливо и для другого близкого к центру явления. Левоцентристское движение.
  • Либерализм — свобода частного предпринимательства, юридическое равенство людей, свободный рынок, разделение властей, система парламентских партий, буржуазная республика — принципы, за которые топил классический либерализм большую часть своего существования, пока не завоевал почти весь земной шар. Либералы века двадцатого-двадцать первого ратуют уже главным образом за усиление власти крупного бизнеса в ущерб государству, а некоторые особенно идеалистичные представители — за индивидуальные права и привилегии меньшинств. Это делает их в текущей обстановке скорее правыми, левыми либералы быть перестали, как только пришли к власти.
  • Консерватизм — с их убеждениями всё просто, они за сохранение статуса-кво, каким бы он ни был, либо за возвращение к какому-либо моменту в прошлом, чаще всего — к условному «золотому веку». Также они выступают за усиление власти государства с социально ответственными бизнесменами, а не какими-то монополистами. Считаются не то правыми, не то центристами, и, как правило, весьма влиятельны до ближайшего экономического потрясения.
  • Фашизм со всеми его сортами — максимальное усиление государства и стратификация общества, с фактическим отказом от системы парламентских партий и разделения властей, при этом в обществе сохраняются и действуют все рыночные институты. Абсолютную власть получают монополисты, не лоббирующие свои пожелания через парламент, а диктующие свою волю через фигуру какого-нибудь волевого лидера. В довесок часто идут террор, милитаризм и национализм. Крайне правая идеология, осуждена Нюрнбергским трибуналом. Мы на posmotreli.su также осуждаем фашизм во всех его проявлениях.
  • Либертарианство — правее некуда. Никакого государства, только чистая рыночная экономика и полная индивидуальная вседозволенность (если есть для этого власть, конечно же), слабого толкни, человек человеку — волк, кто собрал самую большую личную армию — тот и прав, кто не собрал — сам дурак. Ближе всего к этой схеме подошли в Китае после Синьхайской революции.

Классификация идеологий

Отрезок «право-лево»

Разделение на левых и правых также появилось незадолго до Великой Французской революции. Во время первого за несколько веков собрания Генеральных Штатов слева расположились с сторонники буржуазной демократии, которые ратовали за социальные преобразования в сторону большего экономического равенства, а справа — монархисты и консерваторы, которые требовали большей стратификации и усиления власти правящей верхушки. Однако за двести с лишним лет изменилась не только принадлежность тех или иных идеологий к правым и левым, но сам вопрос об использовании для классификации идеологий систему «лево-право» не вполне точен (по странному совпадению почти все из них появились в годы холодной войны или в нулевых). Появились «центристы» — те, кого устраивает статус-кво, либерализм и свободный рынок победили почти на всей планете и переехали скорее на правую половину шкалы (потому называть либералов левыми — грубейшая ошибка или верное указание на пришельца из прошлого), монархисты стали крайне правыми, а левую половину шкалы заняли различные социалистические и коммунистические течения. Однако данный отрезок отражает только отношение к текущему положению дел и, как уже говорилось выше, нестабилен во времени — если наше общество каким-то образом скатится обратно к монархии, буржуазная демократия снова станет левым движением, а простой социализм — радикально левым.

Теория подковы

Та же линия, но изогнутая так, чтобы крайние полюса политической шкалы оказываются ближе друг к другу, чем к центру. Попытки притянуть шкалу за края объяснены тем, что коммунисты и фашисты боролись за один и тот же тип сознания — нелюбовь к либералам. Упустили из виду, что либералов не любят не только сторонники этих движений, но, например, и старые монархисты, которые вовсе необязательно придерживаются фашистской идеологии (феодальное общество в принципе отрицает существование наций как политического субъекта). А утверждение, что для нациста коммунист и для коммуниста — нацист являются потенциальными рекрутами, в то время как либералы и для тех, и для других — извечные враги, рушится о суровую реальность Второй мировой, стоит лишь вспомнить, как резво СС принимало в свои ряды выходцев из завоёванных либеральных стран Западной Европы и как рейх целенаправленно избавлялся от коммунистов, считая их слишком фанатичными, чтобы даже пытаться переубедить.

Политический компас

Двумерная система координат, где слева — плановая экономика, справа — рыночная, сверху — государственный контроль, справа — отсутствие власти. При этом положение либералов в данной системе координат совершенно неясно — выходит так, что либерализм может быть диаметрально противоположным самому себе. Более того, элементы плановой экономики сейчас встречаются повсеместно, и даже в тридцатых-сороковых их активно использовали самые что ни на есть либеральные САСШ, чтобы подтянуть экономику в годы кризиса, а в Англии в годы Второй Мировой и после неё некоторое время действовала система продовольственных карточек, причём она там продержалась дольше, чем в СССР. Правильнее было бы разделить классификацию на то, кому идёт на пользу действующая экономическая система, поскольку наибольшую выгоду от элементов планирования в рейхе получали монополисты, а в СССР — всё-таки скорее ширнармассы (по крайней мере, дворцов Сталина, Калинина и Молотова так никто и не нашёл), но это опять уводит нас к схеме с «отрезком».

Диаграмма Нолана

Представляет собой квадрат, где в центре расположены, как ни сложно догадаться, центристские идеологии. Напротив друг друга, слева и справа, он поставил либералов и консерваторов, а сверху и снизу — авторитаризм (он же коллективизм) и либертарианство (он же индивидуализм). Проблема диаграммы в том, что на ней, например, нет места для анархо-синдикализма, утопических течений социализма, а радикально противоположные коммунистическая и нацистская идеология оказываются рядом. Более того — приравнивание коллективизма к авторитаризму приводит к тому, что одной из самых коллективистских форм правления в истории оказывается… абсолютная монархия. И да, там либералы по-прежнему называются левыми, а консерваторы правыми.

Схема Митчелла

Митчелл предлагает делить все идеологии на основе отношения к «архэ»[1] (социальное расслоение) и «кратосу»[2] (сила). У него либеральный индидивуализм против того и другого, плутократически национализм — за то и за другое, а все остальные либо амбивалентны к чему-то из этих двух, либо поддерживают их, либо выступают против них.

Схема Пурнеля

Ещё одна двухосная классификация, горизонтальная ось — свобода (радикальные левые отрицают государство, радикальные правые его превозносят), вертикальная ось — рационализм. Непонятно, куда в эту систему запихнуть тех же либертарианцев, а все идеологии до эпохи Просвещения неизбежно уходят на дно шкалы, а почти все современные идеологии — на самый верх, но попытка отойти от стандартной классификации довольно занятная, хоть и кривая, как стартёр от «Копейки»

Схема Инглхарта

Опять система координат, где автор сгруппировал страны главным образом по религиозному признаку, а оси шкалы назвал «ценностями выживания-ценностями самовыражения» и «традиционными ценностями-секулярно-рациональными ценностями». Но страны там расставлены по желанию левой пятки правой ноги — с какого-то перепугу Индия, где кастовое общество не изжито до сих пор, а жизнь отдельного человека мало чего стоит, расположена строго по центру, рядом с ней соседствуют Италия и Чили, а страны Прибалтики, которые уже который год ведут внешнюю политику себе же во вред, руководствуясь мифом о «русской оккупации», попали в число одних из самых рациональных.

Другие системы

Попытались ввести систему, основанную на степени государственного контроля, и в результате на одном полюсе расположились радикально противоположные анархо-синдикализм и либертарианство, а на другом фашизм и коммунизм. Профессиональные политологи при виде такой шкалы покрутили пальцем у виска, ещё когда эту шкалу придумывали. Придумывали систему на основе деления «коллективисты-индивидуалисты», «пацифисты-милитаристы», «клерикалисты-антиклерикалисты», «интернационализм-национализм», «традиционализм против анархизма» и так далее (несложно догадаться, что взяли за основу разработчики Stellaris, когда делали своё колесо идеологий)

Какой вывод можно сделать из всех вышеперечисленных схем? То, что они все в чём-то, но условны и ошибочны, кроме отрезка «лево-право», который хоть и не всегда успевает за веяниями времени, настолько примитивен, что сломать там что-либо в принципе невозможно.

  1. Так-то это термин из философии, обозначающий первозданное вещество
  2. А этот термин обозначает власть в целом