Меметика

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Меметика, как гласит Википедия — это теория содержания сознания и эволюции культуры, основанная на аналогии с биологической теорией эволюции Дарвина и берущая начало из идеи мема, предложенной биологом Ричардом Докинзом в книге «Эгоистичный ген» (1976). Сторонники меметики описывают её как подход к эволюционным моделям передачи культурной информации на основе концепции мемов.

Но гораздо веселее представлять это, как науку об информационных конструкциях, которые влияют на поведение и физиологию человека вплоть до выворачивания наизнанку всего его разума, а порой даже тела. Их отличие от психотронного воздействия заключается в том, что вредоносной является не радиоволна или нечто подобное, а именно вложенный в слова, картинки и прочие простые вещи смысл. Идея, возникающая в мозгу после обрабатывания такой информации, начинает жить собственной жизнью, разрастаясь и замыкая мыслительные цепи определённым образом, чтобы вызвать некий эффект, чаще всего разрушительный или порабощающий.

При восприятии, например, красочного описания вкусного блюда (см. видео), будь то текст на экране, устная речь, картинка или нечто иное, у человека возникает желание покушать и начинается, помимо его воли, выделение слюны. Здесь всё то же самое, только круче и сложнее. Меметическая идея в мозгу может иметь разный вид — конкретная ассоциация с неким понятием, концепция грамматики языка, чисто физиологическая реакция нейронов вплоть до использования синестезии и тому подобное.

И если в реальной жизни всё ограничивается простой физиологией (включая смерть от страха), гипнозом, просветлением, всякими рекламными трюками вроде мерчендайзинга, хитрой пропагандой, сомнительной работоспособности нейролингвистическим программированием и подобными вещами, то авторы фантастических историй идут гораздо дальше.

Nota bene: меметический агент всегда, кроме случаев с вырабатыванием условных рефлексов (например, те же собачки Павлова), отличается от той идеи, которую создаёт. Если при взгляде на чудовищного бога С’ньяка накатывает волна ужаса потому, что он транслирует ощущение ужаса — это не наш троп. Если при взгляде на подушку возникает желание кого-нибудь выпотрошить — это как раз сюда. Пожалуй, единственное исключение — музыкальный триппер, который просто не выходит из головы.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Александр Беляев:
    • «Мистер Смех» полностью посвящён тому, как один человек разгадал глубинные механизмы действия юмора и крайне успешно их применял.
    • «Человек, потерявший лицо» — Тонио Престо таким способом однажды чуть не убил Гедду Люкс. К меметике, однако, роман никакого отношения не имеет.
  • «1984» Оруэлла — новояз создан именно затем, чтобы менять мышление человека.
  • «Заводной апельсин» — технология промывки мозгов преступникам, где им демонстрируется фильм с различными злодействами на фоне введения вещества, вызывающего крайне неприятные ощущения, чтобы злодейства навсегда стали ассоциироваться с этими ощущениями.
  • «Вавилон-17» Сэмюэля Дилэни — искусственный язык, перестраивающий мышление говорящего влоть до подсознательной смены политико-идеологической парадигмы, так что человек становится невольным диверсантом.
  • «Путешествие „Космической Гончей“» Ван Вогта — некзиалисты, включая Эллиота Гросвенора, активно используют подобные средства, причём как для более эффективного усвоения информации, так и когда необходимо временно лишить сознания экипаж звездолёта.
  • «Проект „Велзи“» Соломона Нафферта — ИИ использует текстовые сообщения именно таким образом.
  • Франсис Карсак, «Бегство Земли» — человечество широко использует такие средства для обучения, а ближе к концу использует как нечто вроде оружия.
  • «Заклятие духов тела» Л. Каганова — история, которая убивает.
  • «Смех Циклопа» Б. Вебера — шутка, которая убивает. С прикрученным фитильком — одной шутки недостаточно, необходим также специальный наркотический газ.
    • Впрочем, природу юмора там изучают немногим менее детально, чем у Беляева.
  • Виктор Пелевин:
    • «Бубен Нижнего Мира» — очень подробное изложение того, как создаётся подобная штука. Читать на свой страх и риск!
      • Автор правки, дочитав рассказ, сразу пошёл приготовить себе перекусить… А вернувшись к компьютеру через полчаса, адски хохотал: «Ой, а я же всё это время, по словам автора, должен был держать в голове этот новый вариант „сказки о белой обезьяне“!»
    • «Принц Госплана» — магрибский молитвенный коврик.
  • Различные истории-убийцы
    • «Коровья голова» — японская легенда о смертельно страшной истории.
  • «Колесо Иксиона» — зигзаг. Эта самая книга, «Колесо Иксиона», действительно обладает меметическим эффектом и превращает прочитавшего в последователя одноимённой секты. Но существует и великое множество подделок, не обладающих никакими особыми свойствами.
  • «Песня Птенца» — как раз вариант с нейробиологией.
  • Цикл «Лабиринт отражений» С. Лукьяненко — создаваемый программой deep.exe «танец цветных снежинок» меняет восприятие человека таким образом, что он начинает считать изображение на мониторе (обязательно интерактивное — с ТВ фокус не сработал) абсолютно реальным, пока не выйдет через меню\терминал или по сигналу таймера, посредством обратного мемагента. Также выход происходит после прохождения видеоигры, если она была первым, к чему приступил человек после просмотра данного файла (впервые человеку пришлось пройти всю игру, чтобы выйти в главное меню и освободиться, но далее выйти стало можно и между уровнями). При помощи этой штуки на технологическом уровне современного автору времени (1990-ые) был создан целый громадный виртуальный мир.
    • Некоторые люди, дайверы, способны частично отключать у себя этот эффект, используя различные идеи и кодовые фразы, индивидуальные для каждого.
      • И на них, как оказалось, есть управа — просто включить мем-агент дважды и заставить упасть в глубину глубины. С учетом того, что таймер они часто отключают, это почти гарантированная смерть.
        • Вроде как там была зацикленная трансляция мем-агента, в результате чего они банально не успевали отключить эффект, так как он постоянно обновлялся (а окружавщая дайвера картинка и была тем самым мем-агентом).
  • «Скучный онлайновый диалог» — jpg инопланетного разума.
  • «„Режьте билеты“»[1] Р. Макклоски из цикла историй о Гомере Прайсе — песенка (возможно, две) с эффектом «поёшь и поёшь бесконечно, если услышал хотя бы раз». С учётом того, что записана на небьющейся пластинке, вполне тянет на ОМП — чем, фактически, и оказывается, так как заражает почти всё население небольшого городка. Спасаются герои, только применив стихотворение из упомянутого в следующем пункте рассказа Марка Твена.
  • Марк Твен, «Режьте, братцы, режьте» — стихотворение, обладающее похожим эффектом («продолжаешь повторять, пока не расскажешь кому-то, кто ещё этого не слышал»).
  • «Лексикон» М. Барри посвящён тайной организации так называемых поэтов, которые, досконально зная принципы работы разума на нейробиологическим и психологическом уровнях, могут творить с ним самые причудливые вещи, используя специально подобранные слова или картиночки. Правда, абсолютно не понимают, какая сила у них есть.
  • Владислав Женевский, «Запах» — в этом сеттинге гипнология развилась гораздо сильнее, чем у нас, главным образом за счёт возможности запускать в организме программу частичного омоложения или, как выяснил один гениальный специалист, превращения человека в лавкрафтианское чудовище.
    • Да и, собственно, запах, то есть сверхмощные женские феромоны, противостоять действию которых физиологически невозможно, вполне соответствует тропу.
  • «Дипломатическая неприкосновенность» Р. Шекли — текст, составленный инопланетным послом.
  • «История твоей жизни» — инопланетный язык «Гептапод Б» меняет мышление изучившего его человека таким образом, что тот начинает воспринимать время совершенно иначе, в обоих смыслах. Бонусом идут ещё несколько эффектов, но куда менее выраженных.
  • «Ложная слепота» Питера Уоттса — болтуны занимаются примерно этим.
    • А в «Эхопраксии» с меметикой активно экспериментирует вампирша Валери.
  • «Гипноглиф» Джона Чиарди — редкий пример осязательного мемагента.
  • Онджей Нефф, «Белая трость калибра 7,62» — педаль в кору головного мозга. Изначально меметическое воздействие вызывает настолько глубокие физические изменения, что на выходе получаем совершенно другой биологический вид.
  • В порядке откровения у холодильника — «Хазарский словарь» Милорада Павича, точнее — предисловие. Золотой экземпляр словаря был отравлен, так что всякий, кто брался его читать, через какое-то время умирал. Но уничтожен экземпляр был, когда один из владельцев нашел ему «достойное» применение — снимать вырванными страницами лишний жир с супа, то есть не только касался страниц, но и ел то, с чем они контактировали. А вот книгу он не читал — значит, яд имеет не химическую природу. Правда, вполне возможно, что автор ничего такого не задумывал и просто хотел постебаться (поверить в то, что это просто дыра в сюжете, всё-таки сложно).
  • Дэвид Лэнгфорд, «Иная тьма» — разработаны изображения, при взгляде на которые может голова заболеть или закружиться, а можно и ласты склеить. Группа подростков тайком от взрослых смотрит картинки «послабее» и получает нагоняй. Но когда террористы вывешивают на двери школы «летальное» изображение,— именно у этих подростков оказывается какой-никакой иммунитет.
  • Генри Каттнер и Кэтрин Мур, «Лучшее время года» — а там это применяется в искусстве наподобие синестезии. Например, симфонии Сенбе — полуобразы-полунамёки, которые несут строго определённые картины, но у каждого зрителя вызывают индивидуальные ассоциации.
  • Марина Ясинская, «Библиотекарь» — трактат «О сущности и возможности слов» о Словах, которые позволяют управлять человеками без помощи магии.
  • Йоав Блум, «Творцы совпадений» — неаномальный вариант, чистейшая психология. Как помочь человеку понять, что он мог бы стать гениальным поэтом, если он работает бухгалтером, воспринимает мир как чёткий механизм и всячески сторонится любых эмоций? Как побудить старика снова начать общение с дочерью, с которой он не хотел видеться много лет? Как сделать из двух незнакомых между собою людей влюблённую пару на всю жизнь? Достаточно подстроить череду якобы случайных событий, в нужный момент подбросить им определённый образ или слово, например заставить увидеть фрагмент фильма — а дальше они сами.
  • Брайан Олдисс, «Долгие сумерки Земли» aka «Теплица» — песня Чёрного Рта, на которую против воли сбегается вся живность из окрестных земель, будь то люди, растения, животные или грибы.
  • Тед Чан, «Понимание» — таким образом у интеллектуально прокачавшегося протагониста и его ещё более могучего оппонента получается даже управлять выработкой нейротрансмиттеров в чужом мозгу.
  • Майкл Флинн, «В стране слепых» — весь о меметике и Докинзе. Со времён Бэббиджа тайное общество пытается направлять цивилизацию куда-надо, используя математические методы… А в финале выясняется, что ЭТИМ не занимается разве что ленивый… Все-все-все, включая официальные правительства, пользуются матметодами для управления обществом.
  • Артур Кларк, «Абсолютная мелодия» — теория создания шлягеров и поиск идеальной музыки, уводящей человека в нирвану.
  • Даолот из историй Рэмси Кэмпбелла — «увидеть его невозможно, потому что глаз всегда пытается следовать за изгибами его формы, а это приводит к безумию».
  • Яцек Дукай, «Чёрный океан» — та самая меметика, именно так и названная. Вирусы. поражающие воспоминания, и всякое такое, краеугольный камень сюжета. Увы, на русский не переведён.
  • Чак Паланик, «Колыбельная» — собственно, колыбельная, которая безболезненно убивает во сне людей, услышавших эту песню. «В некоторые древних культурах ее пели детям во время голода или засухи. Или когда племя так разрасталось, что уже не могло прокормиться на своей земле. Ее пели воинам, изувеченным в битве, и смертельно больным — всем, кому лучше было бы умереть. Чтобы унять их боль и избавить от мук».
  • Густав Майринк, «Фиолетовая смерть» — если услышать слово эмэлэн, сразу же превратишься в конус фиолетовой слизи. Глухие к этому иммунны, то есть процесс запускается непосредственно из мозга.
  • Дмитрий Глуховский, «Пост» — «бесовская молитва», превращавшая тех, кто ее слышал, в… странное. В записи тоже работало.
  • М. и С. Дяченко, «Vita Nostra» — «Текстовый модуль № 1», который получают первокурсники Института специальных технологий. Позже в дело вступают и другие способы передачи информации.

Сетевая литература[править]

Кино[править]

  • «Мстители: Эра Альтрона» — Алая Ведьма в самом начале проделала это над почти всеми супергероями, с различными негативными последствиями для них, а затем и всего мира.
  • «Первый Мститель: Противостояние» — в мозги Зимнего Солдата зашита программа, и произнесение набора кодовых слов временно делает из него бездушную машину для убийства.
  • «Начало» — Кобб и его команда планируют выполнить заказ, искусственно создав во сне очередной цели такую ситуацию, чтобы тот человек сам дошёл до идеи развала своей корпорации, поскольку простое внушение не дало бы достаточно сильного эффекта. Мемагетом в данном случае являются и ситуация, и сама эта идея.
  • «Иллюзия обмана» — один из четвёрки главных героев специализируется именно на такой технике, фактически улучшенном гипнозе.
    • Педаль в небо — вместо того, чтобы внушить одному из зрителей произнесение необходимого ответа, все четверо заранее долго и методично настраивают его прийти на концерт и сказать требуемые слова посредством множества маленьких сигналов вроде бросания фишки, проходя мимо.
  • «Люди в чёрном» — именно так работает нейрализация. Сначала знаменитая вспышка определённым образом изменяет токи в человеческом мозге (это не меметика, но близко), а затем агент, в общих чертах объясняя зрителю альтернативную версию стёртых из его памяти событий, достигает того, что тот сам достраивает воспоминания, опираясь на его слова. Таким способом можно даже серьёзно менять личность человека.
  • «Прибытие» по мотивам вышеупомянутой «Истории твоей жизни» — тут это показано значительно интереснее, чем в книге.
  • «Птичий короб» — на русских дементоров нельзя смотреть, иначе самоубьёшься или, если повезёт, просто станешь им поклоняться. Видеозаписи обладают таким же эффектом. Но на примитивные рисунки смотреть можно.
  • «Москва-Кассиопея \ Отроки во Вселенной» СССР, 1974. Роль мем-агента выполнет музыка — так называемый «Зов», заставлющий идти на бетризацию. Причём зов роботов работал лишь на тот биологически вид, который послал сигнал SOS — советским космонавтам, внешне неотличимым, было пофиг.

Телесериалы[править]

  • Монти Пайтон: один из скетчей в Monty Python’s Flying Circus рассказывает о том, как во время Второй Мировой Войны англичанин Эрнест Скрибблер сочинил Самую Смешную Шутку в мире: такую смешную, что услышавший её умирал от смеха. Сам Эрнест немедленно умер, но шутку успел записать. Её по кусочкам перевели на немецкий и стали использовать как оружие. Немцы постарались придумать аналогичную шутку для англичан, но у них получилось не смешно.

Мультсериалы[править]

  • «Пинки и Брейн» — в эпизоде «Из России с мышами» Павлов надрессировал Брейна так, чтобы при звуке колокольчика он начинал исполнять песенку про чайник, а Пинки — при ударе гонга плясать казачок. Эти два обстоятельства очередной злодейский план Брейна и сорвали.
  • «Happy Tree Friends» — Флиппи совершенно слетает с катушек, как только сталкивается с чем-то, что напоминает ему о войне.
  • «Американский папаша» — Роджер в одной из серий пытался убить всех людей на земле с помощью ну очень грустного фильма, снятого им же самим.
  • «Adventure Time» — в одной из серий Финн и Джейк после длительных исследований создали видеоролик с универсальным веселящим эффектом.
  • «Магазинчик БО» — в одиннадцатой серии инопланетный заяц Бо создал картинку, невероятно притягательную для человека, и показал ее друзьям-землянам, о чем потом пожалел.
  • «Великий Человек-паук: Воины паутины» — Доктор Осьминог зашил в мозги Стервятника программу, которая после произнесения слов «хищная птица» делает из того машину для убийства. Впрочем, героическая сила воли оказывается сильней.
  • «Аватар: легенда о Аанге» — «Царь приглашает вас на озеро Лао-Гай»…
    • Я с радостью приму это приглашение…
    • Это же просто гипноз.
  • «South Park» — «Коричневый звук».

Комиксы[править]

  • Memetic — всё об этом, хотя ближе к финалу начинается какая-то противоестественная дичь.
  • The Courtyard Алана Мура — АКЛО, язык чудовищных богов.
  • Global Frequency Уоррена Эллиса — третий выпуск весь об этом, пятый тоже вполне соответствует.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Danganronpa 3: The End of Hope’s Peak High School — Despair Arc — Эношима Джунко использует техники промывания мозгов Рёты Митарая, чтобы ввергать людей в отчаяние.
  • Honkai Impact 3rd Second Key — Именно таким образом Восьмой Херршер почти истребил цивилизацию Предыдущей Эры. Она внедряла заставляющий засыпать мем-агент в слова так или иначе связанные с Хонкаем, Херршарами и Огненным Мотыльком, организацией, которая борется с Хонкаем, постоянно меняя их.
  • Gyakusatsu Kikan — один гениальный лингвист научился последовательностями из специально подобранных слов запускать в мозгу человека глубоко спрятанные и очень специфичные механизмы, после чего начал общаться с лидерами стран третьего мира вплетая в разговор эти самые последовательности, с очень интересными целями...

Видеоигры[править]

  • Endgame: Singularity — там меметика является одним из главных направлений исследований.
  • Remember Me — протагонист умеет редактировать память других людей, в том числе используя очень похожие методы.
  • Bioshock — would you kindly?

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons, сеттинг Forgotten Realms: злой бог Кирик написал меметическую библию под названием «Киринишада», которая любого прочитавшего делала фанатиком Кирика. И сам же её прочитал. Как оказалось, меметика действует даже на богов…
  • GURPS, Авторы явно любят эту тему. В сеттинге Transhuman Space Меметика — признанная и уважаемая наука. В сеттинге The Madness Dossier, вся человеческая культура и языки отравлены токсическими мемами. Так что сотрудники проекта Sandmen вынуждены изучать экзотические и искусственные языки, чтобы выработать устойчивость к программам Анунаку и идти на такие эксперименты как полное уничтожение психики у бойцов-добровольцев или выращивание детей в искусственной среде, с общением исключительно на искусственном языке и в полном отрыве от обычной человеческой культуры.
  • Warhammer 40000 — много хаоситской писанины может подчинить/осквернить/привести к демонической одержимости любого, кто не то, что прочитает, а просто посмотрит на них. Из ярких примеров — Некротек из книг про Эйзенхорна (любой, кто прикасался к нему, тут же начинал читать строки независимо от желания, не обращая внимание на окружение) и гибель Красных Консулов от Альфа-Легина (в городах родного мира ордена были нанесены граффиты псиактивным веществом, все бойцы ордена, в детстве посмотревшие на них, были индоктринированы и на сигнал Альфа-Легиона впали в транс, повернув оружие против своих собратьев).

Музыка[править]

  • Король и шут, «Танец злобного гения».
  • Тэм Гринхилл, «По игре шагает монстр…» — пародия.
  • «Комплексные числа» — «Сердцу прикажешь» повествует о попытках управлять эмоциями разными средствами, от химических средств до «обычного планшета с экраном цветным». С прикрученным фитильком — в техно-симфонии «Переосмысляя Прогресс» сюжет очень похож, и там речь идёт всего лишь об имплантинованных нейроинтерфейсах, которые запускаются через внешние гаджеты. Однако эта песня формально стоит особняком, поэтому можно и пофантазировать.

Интернет-проекты[править]

  • Фонд SCP очень часто упоминает деструктивные мемагенты и описывает много таких объектов, включая совершенно безумные.
    • SCP-3125 продавливает педаль в пол тем, что этот деструктивный мемагент одновременно является всеми своими описаниями и способен поразить человека уже только через знание о своём существовании. Но не это в нём самое страшное. Он повсюду — им уже заражён весь мир: любые изыскания в области меметики рано или позно приведут исследователя к SCP-3125.
      • В концовке «Хаба Антимеметики» благополучно выпилен, с большим ущербом для человечества.
        • Благополучность выпиливания под большим-пребольшим вопросом, потому как объект экстрамерен, а бомба далеко не факт, что накрыла даже всю планету, не говоря уже о параллельных измерениях.
          • Впрочем где-то там ещё не сдался Адам Уилер…
            • Дикий Свет не является бомбой, это контр-мем, разработанный Бартом Хьюзом на основе уравнений термодинамики и воплощённый в идею об Аманде Уиллер её мужем. Судя по предпоследней главе он разрушил SCP-3125 на концептуальном уровне. В этот раз Фонд победил.
    • Ныне удалённый объект SCP-1330-RU «Плеяды» выворачивал концепцию наизнанку: объект не существует до тех пор, пока существуют верящие в его существование разумные существа. Ах да, существование объекта автоматически запускает сценарий класса ZK — разрушение реальности на фундаментальном уровне. Разумеется фонд держит «существование» настолько грозного объекта в тайне. А несколько членов О-5 держат в тайне от остального фонда тот факт, что объект не существует, потому что иначе не останется верящих в его существование, и тогда он возникнет.
  • Андивионский Научный Альянс сделал меметику такой же обычной и неотъемлемой частью своей культуры, как, например, школьное обучение в нашем современном мире.

Прочее[править]

  • Легендарный «двадцать пятый кадр». На самом деле двадцати четырёх кадров в секунду всего лишь достаточно для создания ощущения непрерывного видео[2], а верхней границы пока никто не нашёл. Профессиональным геймерам иногда и шестисот бывает слишком мало[3].
  • А ещё НЛП во всём его разнообразии, включая всяческие техники пикапа.
  • Очень много где такими способностями наделяются котики — они, мол, не просто так мимимишные, а со злодейскими целями. Среди домашних животных естественный отбор действительно может предпочитать мимимишную для человека внешность, поэтому в каком-то смысле идея о злонамеренной мимимишности котиков верна.
    • Среди домашних животных отбор искусственный, немимимишные котеги вылетают на мороз в первую очередь, вместе с тощими свиньями и медленными лошадями.
      • Искусственный, но до сравнительно недавних пор всё-таки не направленный. Просто мимимишные котики вызывают больше симпатии, и их больше хочется погладить и меньше — пнуть.
    • Потому что очень уж любят люди приписывать разные явные и тайные цели всему вокруг — животным, камням, молниям, планетам и т. д. Отсюда же, кстати, растут ноги у всякого кретинизма креационизма.
  • Игра под названием Игра как пример простейшего самовоспроизводящегося мема (в докинзовском смысле). Кстати, я проиграл.
    • Вообще-то это не мем, а «не думай о белом медведе». Кстати, у Соловьева в «Ходже Насреддине» есть версия, где Ходжа велит участникам исцеления не думать о белой обезьяне — с закономерным фейлом участников.

Реальная жизнь[править]

  • Эффект Маккалоу
  • Всё разнообразие гипнотических воздействий.
  • Всё, что связано с просветлением, направлено как раз на это — там в роли мемагента выступает некая идея, внезапное откровение, которое заставляет переосмыслить вообще всё на свете.
    • А контрмемагентом, говорят, является мысль о том, как бы достичь этого просветления. Но действует он, разумеется, только до.
  • А вот попытки применять меметику к гуманитарным наукам оказались, по крайней мере пока, безуспешными. Хотя в жизненном цикле культурных идей и явлений определённо есть что-то общее со схожими биологическими явлениями, они всё-таки слишком сильно отличаются, и использовать гипотезу о мемах для прогнозирования культурных явлений не удаётся, а именно это — один из основных критериев верности теории. Поэтому немногочисленные научные журналы по меметике, выходившие на рубеже тысячелетия, в настоящий момент закрылись. Может быть, этой гипотезе суждено новое рождение, но пока что его не видно.
    • Вообще-то наука вовсе не обязана именно предсказывать результаты — как аргументирует Дэвид Дойч в своих книгах, первично объяснение, а предсказания вторичны. Теория хаоса и вовсе предсказывает очень мало, зато объясняет некоторые интересные свойства всяких процессов в природе (кстати, и к «сверхточным» наукам сие имеет прямое отношение — незначительные расхождения в настоящем приводят к большой разнице в будущем, как следствие, предсказать позиции и скорости планет всего через несколько тысяч лет весьма трудоемко, а через лям — не стоит и пытаться). Как пишет тот же Дойч, мемы можно в целом разделить на работающие по положительной обратной связи, и те, что по отрицательной. Если первые выживают благодаря побуждению к распространению, «встроенному» в мем (как пример — религии с культивацией веры в саму себя и миссионерства), то вторые наоборот, побуждают критиковать самих себя, выживая за счет истинности или же практической пригодности, что, тащемта, связанные понятия. Причем предсказать распространение мема первого типа (какого-нибудь культа) вполне возможно, пусть и в достаточно «мягком», нечетком варианте (чем больше знаний о специфике конкретного общества, культуры, технологическом уровне, индивидуальных историй людей, даже географии, тем точнее предсказания). А вот распространение мемов второго типа предсказать заранее невозможно в принципе — скажем, никто не мог знать о квантовой запутанности до ее открытия (о чем пишет и старик Поппер). Как и мы сегодня не можем знать о пределах всяких законов Мура — но непременно узнаем, когда упремся в оные пределы. При этом постфактум такие события очень хорошо объясняются — именно по причине приобретенных знаний.
    • Сложности же с научностью меметики на самом деле заключаются в том, что изобретший её Докинз, как классическое Выбегалло, полез с методологией естественных наук (в которых он, безусловно, разбирается) в область наук гуманитарных (в которых он ни в зуб ногой). Как минимум, у информации, закодированной в гене, имеется вполне материальный носитель, который можно увидеть, пощупать и измерить, у информации, закодированной в меме, такового нет и в большинстве случаев быть не может.
  • Гипотеза Сепира-Уорфа, она же гипотеза лингвистической относительности. В сильной форме предполагает, что структура языка прямо определяет восприятие и даже когнитивные способности носителя. Слабая форма же говорит, что язык только влияет на них. В слабой форме работает — можно, например, вспомнить что известные всем с детства цвета радуги в русском и в английском языках различаются на низких частотах. Красный-оранжевый-желтый-зелёный-голубой-синий-фиолетовый и red-orange-yellow-green-blue-indigo-violet. Соответственно, каким бы странным это не казалось, при идентичной оттеночный чувствительности глаза, русскоговорящий заметит больше оттенков между зелёным и синим (потому что у нас этот кусок — целый отдельный цвет), а англоговорящий так же точно заметит больше оттенков между синим и фиолетовым (а в русском, цвет индиго — это просто вариант синего). ФМРТ-исследования показывают, что разница в оттенке в выделенных сегментах для глаза есть, но «сознательно» не определяется, потому что связка «цвет-термин» не срабатывает из-за отсутствия конкретного термина у человека в языке. Естественно, у носителей языка должны быть равные «терминологические» возможности — художники или дизайнеры на разных языках отметят примерно равное количество оттенков.
    • Английская Википедия утверждает, что сейчас в английском языке цвета радуги поменялись и теперь они red-orange-yellow-green-cyan-blue-violet. Если инфа корректна, то разница уже не столь существенна, потому что «cyan» — это ядрёный кислотно-голубой.
    • Что до «сильной» версии, то в целом ее давно считают лженаучной, что, тащемта, вполне логично — мозг человека, органы чувств приблизительно одинаковы, не говоря уже о физике и математике — последние даже у инопланетян должны быть те же. Да и у многих животных примитивное мышление вполне себе существует безо всякого языка.

Примечание[править]

  1. Две пары кавычек — не опечатка, ибо в книге название главы дано тоже в кавычках.
  2. Даже не так. В принципе, достаточно что-то около 8 (предел мерцания), и в 2D-анимации вполне бывает столько; 48 (да, именно 48, а не 24, каждый кадр повторяется дважды) нужно для нормальной работы кинопроектора. А на телевидении в Европе их именно что 25, ибо половина частоты электросети (в США — чуть меньше 30).
  3. Вроде как дело в том, что лаг управления может зависеть от количества кадров в секунду (но сейчас привязывать к ФПС что угодно считается вопиющим непрофессионализмом). Другой вариант — плавность движения позволяет раньше на него отреагировать, просто вспомните самые обычные сетевые лаги с пропажей кусков анимаций.