Ринсвинд

Материал из Posmotreli
< DiscworldDiscworld/Rincewind
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ринсвинд в кино
Ринсвинд и Двацветок
Ринсвинд в компьютерной игре
Обложка первого издания «Цвета волшебства»
Фигурка Ринсвинда
« Сверх того природа одарила Ринсвинда способностями к языкам и прикладной географии. Он умел крикнуть «помогите!» на четырнадцати наречиях и пронзительно молить о пощаде еще на двенадцати. Он прошел многие страны Диска, причем некоторые — чрезвычайно быстро, а в долгие, упоительно скучные часы работы в Библиотеке коротал время за чтением книг об экзотических и далеких краях, где никогда не бывал. И, помнилось Ринсвинду, с облегчением вздыхал при мысли о том, что ему никогда не доведется там побывать. »
— Описание талантов героя

Волшебник Ринсвинд (Rincewind the Wizard) — когда-то студент Незримого Университета (Unseen University) города Анк-Морпорка (Ankh-Morpork), абсолютный ноль в магии, ужасный трус, полиглот, вынужденный путешественник и спаситель Плоского Мира (Discworld). Является центральным персонажем нескольких книг о Плоском Мире и в нескольких появляется в качестве камео. Впервые описан в книге «Цвет волшебства» (Colour of Magic).

Ринсвинд не только труслив, но еще и корыстолюбив и склонен к мошенничеству. Однако, проявить эти качества ему удается редко и никогда — успешно. Зато в умении убегать от погони сравниться с ним не может никто, в этом он непревзойденный мастер во всем Плоском Мире. Следует также учесть, что, хотя Ринсвинд близко знаком со Смертью (Death), который частенько появляется рядом, когда Ринсвинд висит на волоске, и болтает с ним, однако, до сих пор так и не умер. Можно сказать, что Ринсвинд — вечный, неумирающий неудачник и, вследствие этого, пессимист. Но ради денег все-таки готовый пуститься в авантюру. Ну, или если его запугают.

Тем не менее Ринсвинд неоднократно спасал мир, хотя и совершенно справедливо считал, что это не его дело. И говорить о трусости Ринсвинда можно говорить лишь с натяжкой. У него нет ни магических, ни физических сил и никаких навыков, кроме способности к языкам и весьма специфического везения. Не впутываться в приключения - для него просто здравый смысл, а они его преследуют неотступно и, что обидно, ему от этих приключений не достаётся ровным счётом ничего, кроме кошмаров и новых шрамов. Но он всегда поможет тому, кто слабее его... Просто таких очень и очень мало, например, он может защитить бабочку от дождя или пойти сражаться с лавкрафтианскими ужасами, вооруженный носком, набитым кирпичом, чтобы спасти мальчишку-чудесника, при этом понимая, что идёт на верную гибель, а то и обрекая себя на участь хуже смерти. Таким образом, по способности преодолевать собственную трусость Ринсвинд легко затмевает за пояс любых героев своего мира, ибо трусость у него поистине титаническая и усилие воли требуется для её преодоления соответствующее. Говоря его же словами, "некоторые недостаточно смелы, чтобы быть трусами".


Но на самом деле он мечтает прожить спокойную, скучную жизнь.

Ринсвинд носит бороду, потертую лиловую мантию и старую шляпу с надписью «ВАЛШЕБНИК» (WIZZARD).

Возраст неизвестен. Из-за перебросов по всяким междумирьям Ринсвинд находится в непонятном возрасте и даже Смерть толком не знает, сколько ему лет. Хотя, несмотря на бороду, его можно принять за студента (В экранизациях и играх его рисуют пожилым или даже стариком).

Жизнь в Незримом Университете[править]

Когда-то, на первом курсе университета, Ринсвинд все же имел некоторые способности к магии. Но однажды, напившись с друзьями, он на спор открыл Октаво (Octavo), книгу, содержащую могущественные заклинания неизвестного назначения. Самое могущественное, восьмое заклинание перенеслось из книги в голову Ринсвинда, и с тех пор он не мог запомнить ни одного другого заклинания. Это не помешало ему остаться в Университете, но полноценным волшебником он так и не стал. В этот период жизни он был помощником библиотекаря и в основном занимался изучением разнообразных языков по разным магическим книжкам, спал, ел и посещал многочисленные Анк-Морпоркские питейные заведения. Но однажды в Анк-Морпорк прибыл турист Двацветок (Twoflower) и все изменилось.

Путешествие с Двацветком[править]

После того, как Лорд Витинари (Vetinari), патриций Анк-Морпорка, ознакомился с нотой Агатовой Империи (Agatean Empire), в которой его просили обратить на туриста особое внимание и обеспечить тому приятное путешествие, он приказал доставить к себе Ринсвинда. Лорд Витинари убедительно просил Ринсвинда, как эксперта по языкам, позаботиться о Двацветке и не позволять ему впутываться в разные неприятные истории. Ринсвинд согласился.

Двацветок, как турист и как человек, совершенно не понимавший ничего в Анк-Морпоркских традициях, все-таки ввязывался в разные неприятные истории. В конце концов, после многих приключений, они с Ринсвиндом оказались на краю Диска, где их подобрали местные государственные звездочёты. Им удалось украсть космический корабль звездочетов и упасть за пределы Диска. Книга Октаво, спасая свое заклинание, заключенное в Ринсвинде, заставила корабль упасть обратно на диск. Тем временем волшебники Незримого Университета обнаружили, что мир скоро будет уничтожен, если не прочесть все заклинания из Октаво в правильном порядке. Одно, понятно, отсутствовало, и они отправились на поиски Ринсвинда. В конце концов Ринсвинд прибыл в Анк-Морпорк, произнес последнее заклинание и все-таки спас мир.

После этого Двацветок решил вернуться на родину. Сообщив Ринсвинду, что «в гостях хорошо, а дома — лучше», он подарил ему Сундук (Luggage), полуразумный деревянный сундук на ножках, невосприимчивый к магии и привязанный к хозяину, и отплыл домой. А Ринсвинд вернулся к работе в библиотеке.

Противостояние с чудесником[править]

Недолгое время Ринсвинду удалось проработать в спокойной обстановке. Однажды, пока он выпивал в пабе, в университет явился чудесник (sourcerer от «source of magic» — источник магии) Койн, сын мага Ипслора Рыжего (Ipslor the Red), заключившего свой дух в посохе и воспитавший мальчика в ненависти к волшебникам. Койн объявляет волшебникам, что вновь настало время магии и что он, чудесник, вновь подарит им былую силу и власть. Он подчиняет себе декана, утверждает, что Незримый Университет устарел, сжигает библиотеку и возводит для Университета новую магическую башню.

Ринсвинд, после многих приключений добравшийся до мальчика, убеждает его отринуть злую волю отца, который требует, чтобы Койн расправился с Ринсвиндом. «Ты не обязан этого делать»,- говорит Ринсвинд, и Койн выбрасывает посох. Но посох возвращается к нему. Стремясь отобрать силы друг друга, посох и Койн обмениваются потоками энергии, которая переносит Койна и Ринсвинда в Подземельные Измерения (Dungeon Dimensions), обиталище энергетических тварей, издревле стремящихся прорваться в Плоский Мир. Тем временем Смерть забирает душу Ипслора из посоха. Ринсвинд убеждает Койна вернуться назад, а сам нападает на тварей с носком, набитым песком.

Койн по требованию Библиотекаря возвращает Университет к прежнему виду и уходит в созданный им самим мир. Библиотекарь подымает шляпу Ринсвинда и кладет ее на пьедестал в Библиотеке в память о нем. А еще потому, что волшебник всегда вернется за своей шляпой.

Демон-исполнитель желаний[править]

Ринсвинд, спасаясь из Подземельных Измерений, случайно попал в Преисподнюю, откуда был призван 13-летним демонологом-самоучкой Эриком (Eric). Эрик собирался вызвать настоящего демона, чтобы тот исполнил три его желания; но вместо демона магия выдернула из ада Ринсвинда, и Эрик потребовал исполнения желаний от него: стать правителем мира, встретить самую красивую женщину в истории и жить вечно. С грехом пополам Ринсвинду удается исполнить эти желания и, избежав бесчисленных опасностей, включая опасность быть ритуально принесенным в жертву, убитым на войне и навсегда остаться в аду, он освобождается от власти Эрика над собой. События этой книги примерно совпадают с событиями «Фауста» Гёте.

Жизнь в интересные времена[править]

В Анк-Морпорк вновь пришла нота из Агатовой Империи: «Необходимо срочно прислать Великого Валшебника». Посовещавшись, волшебники Незримого Университета пришли к выводу, что «Валшебником» может быть только Ринсвинд и, недолго думая, использовали заклинание призыва и доставили Ринсвинда в Университет. Аркканцлер убедил Ринсвинда отправиться в Империю и поговорить с тем, кто послал сообщение, и следующим заклинанием призыва отправил его в Империю, вместо Ринсвинда призвав обратно пушку с зажженным фитилем.

Общество Империи очень похоже на древний Китай. Ринсвинд, оказавшись в пределах Империи, познакомился с местными повстанцами, Красной Армией (Red Army), которая собирается совершить революцию против императрского двора и освободить угнетаемых чиновниками крестьян. Оказывается, что после прибытия Двацветка обратно в страну, тот написан воспоминания о своих путешествиях, описав Ринсвинда как Великого Валшебника, способного найти выход из любой ситуации, непревзойденного хитреца и бойца. Воспоминания разошлись в списках по всей стране и стали чрезвычайно популярны. Поэтому Красная Армия решила призвать бесстрашного Валшебника на помощь. Ринсвинд, узнав о такой своей славе, был шокирован наивностью Красной Армии, состоявшей из молодежи (это еще мягко говоря, "в вашей армии есть кто-то старше четырнадцати", оказалось есть — две молодые девушки) " и находившейся под колпаком у лорда Хона (Lord Hong), главы одной из придворных семей, собиравшегося руками Красной Армии убрать императора, а затем захватить власть и завоевать Анк-Морпорк.

Оказавшись в безвыходном положении, Ринсвинду ничего не остается, кроме бегства. Однако, неожиданно Ринсвинд встречает проникшего в Агатовую Империю Коэна Варвара (Kohen the Barbarian), старика-разбойника, и его отряд, Серебряную Орду, состоящую из таких же калечных стариков, бывших героев. Коэн собирается захватить столицу Агатовой Империи и украсть все ее сокровища. Ринсвинд предлагает Коэну помочь повстанцам. Коэн соглашается. Повстанцы и Коэн проникают в город и убивают императора.

Лорд Хон собирает войска придворных семей и осаждает столицу. Ринсвинд, пытаясь избежать битвы, бежит в поле, случайно находит войско терракотовых статуй и умудряется активировать его. Используя големов, Ринсвинду и Орде удается победить Лорда Хона. Коэн объявляет себя новым императором, предпочитая «украсть не сокровища империи, а саму империю».

Бежавший с поля битвы лорд Хон возвращается в столицу, чтобы убить Коэна, но внезапно появляется Двацветок и вызывает его на дуэль, стремясь отомстить за смерть своей жены. В то же время волшебники Университета решают вернуть Ринсвинда обратно, обменяв на пушку. Взрыв пушки убивает лорда Хона. Учитывая разницу масс пушки и Ринсвинда, траектория полета искривляется и Ринсвинд оказывается на континенте XXXX, также известном, как Последний Континент.

Последний континент[править]

  • Ринсвинд скитается по выжженной пустыне, добывая себе воду лишь одним способом — падая в ямы, наполненные ей. Кенгуру Скрябби объясняет ему его цель — «наладить» вставший не до конца континент, вследствие чего пойдет дождь, которого здесь сроду не было. В ходе приключений и бегства от своего предназначения он:
 — выпивает немало пива,
 — успешно отражает нападение целой шайки разбойников,
 — становится мастером стрижки овец,
 — попадает в тюрьму за кражу овцы, которую он не совершал,
 — сбегает из камеры,
 — готовит десерт для примадонны оперы,
 — прячется в повозке трансвеститов,
 — находит свой Сундук,
 — переносит застрявших в далеком прошлом волшебников из Незримого Университета
 — и в итоге все-таки спасает континент от жажды и гибели, вызвав дождь.

После этого он отплывает с остальными чародеями в Анк-Морпорк - приобретенные им друзья предлагают остаться варить пиво или помогать в местном Университете, но он хочет наконец-то вернуться домой, к столь желанной скуке и рутине. Его скитания окончены - в последующих книгах цикла вплоть до смерти Пратчетта Ринсвинд остается в Незримом Университете.

Последний герой[править]

  • Престарелые герои спасаются от ужасной судьбы и ради этого готовы вернуть огонь богам... С процентами!!! Беда в том, что в случае успеха магическому полю Диска придёт конец, а с ним и самому Диску (нет, спасти только понравившиеся нам части нельзя). А посему в срочном порядке организуется экспедиция на Дунманифестин и единственный способ обогнать героев - это головокружительный полёт через мировое пространство. В экспедицию отправляются лучшие представители Анк-Морпорка и Ринсвинд, потому что он "вроде как друг Коэна", а также "умеет выпутываться из всяких передряг", ну и ему уже надоела эта бессмысленная суета с убеганием и он просто решил сэкономить время и вызваться добровольцем (хотя лететь он совершенно никуда не хочет, что очевидно). Пережив жуткие и опасные приключения, а также встречу с богами, наш герой получает вожделенную награду - воздушный шарик. Синий.

Незримые академики[править]

  • Опять же Ринсвинд скорее упоминается, чем является главным действующим лицом. В частности о нём говорится, что если бы он сумел преодолеть свой страх перед футбольным мячом, то из него получился бы прекрасный нападающий.

Наука Плоского Мира[править]

  • Ринсвинд играет немаловажную роль в сюжетных вставках научно-популярного цикла. Ну и по итогу, Ринсвинд становится ни много, ни мало, а хранителем Вселенной, которая подозрительно напоминает нашу (а в Плоском Мире представляет собой довольно небольшой предмет, очень похожий на глобус и используемый в качестве пресс-папье.